Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


ГАНКИН

Фамилия Ганкиных – далеко не самая распространённая, но одна из самых загадочных российских фамилий. Что означает эта фамилия? Как она возникла? Однозначного ответ нет.  В России живут Ганкины – люди разных национальностей: белорусы, русские, евреи. Они принадлежат к разным династиям, и у каждой династии – своя история. Некоторые Ганкины обязаны своим наследственным родовым именем предкам (родоначальнику, а быть может, и родоначальнице). Другие носят фамилию, в которой запечатлелась память о «родовом гнезде».   

В Луховицком районе Московской области есть деревня Ганькино, в Устюженском районе Вологодской области и в Чунском районе Иркутской области – деревня Ганьки, в Исаклинском районе Самарской области – село Новое Ганькино, в Ростовской области – хутор Ганкин. В прошлом подобные названия встречались чаще, причём в документах XIX века они зафиксированы без мягкого знака: не Ганькино, а Ганкино, не Ганьки, а Ганки.  Деревня Ганкино была в Рязанской и  Тульской губерниях, село Ганки в Псковской губернии. Существует предположение, что эти названия образованы от диалектного слова «ганка». В толковом словаре В.И. Даля «ганка – балясина, точёный брусок для перил или палисада; крылечко, приступки с навесом и перилами у входа в избу».  Может быть, название Ганки (Ганкино) заслужила деревня, где были резные палисадники или нарядные крылечки. Именно так вологодские краеведы объясняют название старинной устюженской деревни Ганьки (Ганки - без «ь» - на картах

XVIII-XIX веков). Для своих соседей обитатели деревни Ганкино были «ганкины крестьяне» или просто «ганкины». Географическое прозвище превратилось в фамилию, которую потомки «ганкиных крестьян» разнесли по всей России.

Возможно и другое: фамилия образована от имени предка. В далёком прошлом на Руси было известно мужское имя Ганька (Ганка) – уменьшительная форма от имени Гавриил. Встречалось и женское имя Ганька (Ганка) -  уменьшительная форма от имени Агафья. Белорусам, украинцам, евреям знакомо имя Ганка – разговорная форма имени Иоганна. Для евреев фамилия, образованная от женского имени – вовсе не редкость, но для славян – исключительный случай. Вероятно, появлению славянской фамилии Ганкиных предшествовала следующая житейская история: в далёком прошлом (возможно, в начале XIX века) в одном из населённых мест Российской империи жила женщина по имени Ганка. Она была простой крестьянкой. Не знала грамоты, но имела печь хлеб, доить корову, прясть, ткать, жать серпом. Любая крестьянская работа ей была знакома. У Ганки была большая семья, много хлопот по хозяйству. Но случилась беда: женщина овдовела. Пришлось ей взять на себя и мужскую работу, и ответственность за семью. Ганка  справилась: и хозяйство вело исправно, и детишек на ноги поставила. Её домочадцы были известны в деревне как «Ганкин сын», «Ганкина дочь», «Ганкины внуки». За всем  родом закрепилось прозвище – Ганкины.  Официальной, документально оформленной фамилией это семейное прозвище стало, когда внуки Ганки пошли служить в армию. В 1875 году рекрутская повинность была заменена  всеобщей воинской обязанностью. Вот тогда и произошло «массовое офамиливание» крестьянских сыновей. В деревне фамилия была не нужна: и без неё все вокруг знали друг друга.  Но в армии, по закону, фамилия требовалась обязательно.  Внуки Ганки в полковых списках  значились как «рядовые Ганкины». Отслужив положенные три года,  они вернулись домой уже с официальной  фамилией  и передали её своим детям. 

Письменные источники прошедших столетий свидетельствуют, что фамилия Ганкиных встречалась в разных губерниях Российской империи, но всё же была редкой. Так, например, в адресной книге «Весь Санкт-Петербург» за 1913 год упомянуты четыре обладателя этой фамилии: Иван Емельянович Ганкин, потомственный почётный гражданин, Евграф Фёдорович Ганкин, владелец трактира, Клавдия Евдокимовна Ганкина и Ольга Григорьевна Ганкина. Они были постоянными жителями столицы, владели в Санкт-Петербурге недвижимостью, обладали правом голоса на выборах в городскую Думу – именно такие граждане и отмечались в общегородских справочниках. В московских адресных книгах фамилия Ганкиных впервые отмечена в 1917 году: в адресной книге упоминаются Ганкины, Яков Ильич и Анна Леонтьевна, проживавшие в собственном доме на 1-й Мещанской улице. Вряд ли Ганкины, московские и петербургские, состояли между собой в родстве. Вероятно, они даже не были знакомы. Их объединяло только одно – красивая редкая фамилия.

Основание: «Весь Санкт-Петербург». Адресные книги на 1901, 1913 год. СПб, 1901, 1913. «Вся Москва». Адресная книга на 19017 год. М., 1917. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1880.  Никонов В.А. География фамилий. М., 1988. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М., 2000.

 Унбегаун Б. Русские фамилии. М., 1989.

©ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований  WWW.GENO.RU

 

Гуманное убийство: почему потомки изобретателя "Мадам Гильотен" сменили фамилию

 

10 сентября 1977 года в Марселе был казнен преступник арабского происхождения Хамид Джандуби. Он стал последним человеком, казненным в Западной Европе, как стала последней и смертная казнь, осуществленная посредством отсечения головы гильотиной.

О гильотине как о наиболее эффективном средстве отделения человеческих голов от тела мы узнаем еще в детском возрасте, углубляя это знание на школьной скамье. Авторы наших учебников по истории рассказывают об этом техническом изобретении с каким-то маниакальным удовольствием, сопровождая соответствующими картинками и описаниями.

В представлении многих гильотина была изобретена доктором Жозефом Гильотеном, по имени которого и назвали столь эффективный аппарат для казни. На самом же деле Гильотен предложил усовершенствовать хорошо известное к тому времени в Европе орудие казни, применявшееся многие столетия. Например, в Италии такая машина для рубки голов называлась "mannaia" и применялась с XIII века. Чуть позже такое устройство с поэтическим названием "Дева" появилось в Ирландии и Шотландии. Использовались подобные машины в Англии, Германии, Швейцарии и даже в Персии.

Доктор Гильотен был противником жестоких мучений и казни вообще, тем более что во Франции практиковалось повешение, колесование, сожжение на костре и четвертование. Только аристократов казнили более "гуманным" способом, отрубая головы мечом или топором. Но и здесь не все проходило гладко, и часто казнь превращалась в жуткое истязание по причине плохо заточенного меча или же слабой подготовки палача. В истории известен случай, когда палачу удалось отрубить голову только с 26-й попытки. Можете себе представить, каково было жертве.

Именно поэтому Гильотен, активный участник Великой французской революции, друг Робеспьера и Марата, делал все, чтобы облегчить страдания осужденных на смерть людей. "Казнимый не почувствует ничего, кроме легкого ветерка над шеей. Она отсечет вам голову так быстро, что вы и не заметите!" - убеждал доктор Учредительное собрание, предлагая утвердить гильотину единственным орудием казни. Предложение Гильотена было принято с третьего раза в марте 1792 года, и первой жертвой гильотины стал преступник, казненный за разбой уже в апреле того же года на Гревской площади Парижа.

Парижане, восторженно приветствовавшие казнь по последнему слову техники, дали машине по отсечению голов имя Луизетта, по имени ее проектировщика Антуана Луи. Однако это название не прижилось и вскоре было забыто. Во Франции гильотину часто еще называли "национальной бритвой", "вдовой" или "Мадам Гильотен".

Эффективность нового орудия казни была ошеломительной, и гильотина стала основным средством и символом революционного террора, тем более что она применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчеркивало равенство граждан перед законом.

Она стала весьма популярной в народе. О ней писали пьесы, сочиняли песни и стихи, ее изображали в карикатурах, появились ювелирные изделия, сладости и даже игрушки в виде гильотины.

По стране ездили передвижные гильотины, часто казнили по любому, самому ничтожному поводу или подозрению. Позднее подсчитали, что во времена Французской революции было гильотинировано более 18 тысяч человек. Испытать действенность изобретения пришлось на себе и лидерам революции - Дантону и Робеспьеру.

Но гильотина использовалась не только во Франции, но и в Бельгии, Германии, Греции, Швейцарии и Швеции. В нацистской Германии гильотиной было обезглавлено около 40 тысяч человек, среди которых были Юлиус Фучик и Муса Джалиль. Интересно, что после краха Третьего рейха гильотина вплоть до 1966 года казнила граждан ГДР. И только ее поломка вынудила восточногерманские власти заменить отсечение головы расстрелом.

В самой Франции публичные казни продолжались до 1939 года, и только в 1981 году гильотина была упразднена вместе с отменой смертной казни. Сделал это новый президент страны Франсуа Миттеран, сумевший объединить вокруг себя всех сторонников левых партий. На последних перед вторым туром выборов теледебатах обоим кандидатам задали вопрос об их отношении к отмене смертной казни. Представитель правых сил Валери Жискар д'Эстен высказался против, а Миттеран, уступавший ему по всем опросам, решительно за отмену, что предопределило его победу на выборах. Уже через два месяца после его победы во французский парламент был внесен, а затем и принят законопроект об отмене смертной казни. Франция стала 35-м государством в мире, где это произошло, а "Мадам Гильотен" заняла свое место в историческом музее.

Что же касается доктора Гильотена, то ему самому и членам его семьи было чрезвычайно неприятно, что это смертельное оружие носит их имя. Он обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой изменить название машины для казни, но его просьба была отклонена. После смерти Гильотена в 1814 году его дети сменили фамилию.

Источник: http://news.day.az/unusual/art229495y.html

 

Локосово: страницы истории

 

В декабре 2010 года Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре исполняется 80 лет. В преддверии знаменательной даты еженедельник "МК"-Югра" продолжает цикл публикаций об истории родного края. Локосово — одно из старейших сельских поселений на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры: его появление связывают с возникновением в 1716 году на высоком берегу реки Обь, в 100 километрах от Сургута, православного прихода в честь святого Богоявления. Сегодня в сельском поселении, отметившем 294-й день рождения, проживают около двух с половиной тысяч человек.

На высоком берегу

Существует несколько версий относительно времени образования поселения и его названия. По одной из них, в начале 18 века на угожем (то есть удобном, хорошем) месте вверх по Оби от Сургута в Ваховской волости располагалась однодворка казачьего десятника Никифора Ботолина. Ему было велено жить здесь по указу его Императорского Величества Петра I для обращения живущих рядом иноземцев в христианскую веру. Возможно, с этой самой однодворки и началось село.

По другой версии село образовано во второй половине 19 века на месте бывшей фактории (так назывались торговые конторы в отдаленных частях страны) купца Лыкосова, а название села — искаженный вариант фамилии купца. Будущее село Локосово первоначально было определено как центр сбора пушнины. Однако с постройкой храма в честь святого Богоявления в 1716 году село стало духовным центром Ваховской волости и носило первоначально название — погост Богоявленский. Есть даже предположение, что название Локосово произошло от слова "логос".

Еще одна версия названия — от хантыйского "лох", то есть залив: в 1845 году проезжающий по Оби финский исследователь Матиас Александер Кастерн в своих записях назвал это селение Лохосово.

Так или иначе, но в 1851 году Локосово входит в список первых русских сел Сургутского уезда.

В окрестностях села находились остяцкие юрты — все они входили в Локосовскую народную управу. Население зарабатывало себе на пропитание промыслом рыбы, пушнины, заготовкой дров для пароходов.

К концу 1917 года Локосово состояло из 24-27 дворов с населением до 200 человек. В селе действовали церковь, инородческая управа, был медпункт, работали две торговые лавки — их снабжали товарами сургутские купцы. В инородческой управе две комнаты были отведены под "каталажку".

Активные тридцатые

В январе 1924 года состоялся первый съезд Советов Сургутского района, который утвердил в составе района пять сельских советов, в число которых вошел и Локосовский. В ближайшие два года была образована и комсомольская ячейка — молодежь активно привлекали к административной и партийной работе.

В начале 1930-х годов в селе Локосово была организована первая рыбная артель имени Демьяна Бедного. Председателем рыбартели стал Алексей Кондаков. Позже стали возникать и другие рыбартели, на основе которых в 1932 году в Локосово появился рыбозавод. Завод занимался не только добычей, но и производил соление, вяление, копчение рыбы. Средний уровень вылова составлял 600 тонн рыбы в год. Выловленную рыбу подсаливали и хранили в ледниках. Зимой ее возами везли в Тюмень и Ханты-Мансийск.

В это же время в селе появляются колхозы: два первых — колхоз им. Молотова и "Новый путь" — были созданы в 1931 году. Колхозы занимались выращиванием картофеля, овощей, ржи, разводили крупный рогатый скот, лошадей. В колхоз им. Молотова в то время было завезено большое количество высокопродуктивных коров, и через два-три года все стадо стало племенным. Была создана и большая звероферма, на которой разводили и содержали черно-бурых лисиц, приносящих огромный доход.

К концу 1935 года на территории сельсовета действовали восемь колхозов и рыбартелей.

Также в 30-е годы прошлого века в Сургутском районе создаются интегральные кооперативы, объединяющие охотников, рыбаков, оленеводов. В 1931 году было образовано Локосовское интегральное кооперативное товарищество "Заря". Основная задача потребкооперации в те годы заключалась в том, чтобы обеспечить население товарами первой необходимости, заготовить овощи, мясо, дикоросы.

В 1930-м году на территории сельсовета появилась и своя почтовая связь. До войны и в военные годы корреспонденция в Локосово доставлялась из поселка Агана на лодке-обласе. В 1935 году почта была переименована в отделение связи, в 1949-м к ней был отнесен и радиоузел.

Примечательно, что только за 1949 год план доходов отделения связи составлял восемь тысяч рублей. За год было отправлено 850 посылок. Имелись и собственные вкладчики — их было 40 человек с общей суммой вклада до 15 тыс. рублей.

Первый фельдшерско-акушерский пункт заработал в селе в 1924 году. Через десять лет — в 1934-м — ФАП упоминается в документах уже как Локосовская больница. Первая больница состояла из стационара на десять коек, процедурного кабинета, кухни и прачечной. Отопление в больнице было печное, воду носили с озера. Топить печь, стирать, готовить, ухаживать за больными, носить воду, доить корову — все это были обязанности санитарки.

С открытием стационара женщины стали рожать в больнице — до этого роды принимались на дому. В 1938 году в штат больницы была введена ставка акушерки. Первой локосовской акушеркой стала Анна Кондакова, проработавшая в учреждении 30 лет.

А вот стоматологическую помощь жители села смогли получать только с 1968 (!) года — именно тогда в Локосово был открыт зубной кабинет.

Сложное время

Тридцатые годы истории Локосово, как и всего Сургутского района, отмечены и мрачными страницами: происходило массовое насильственное переселение раскулаченного крестьянства и духовенства на Среднюю и Нижнюю Обь. В Сургутский район были определены переселенцы из нынешних Тюменской, Омской, Курганской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Астраханской областей. Переселенцы на новых местах испытывали страшную нужду, строгую изоляцию от местного населения, жестокий комендантский надзор. Строжайше запрещалось без разрешения поселкового коменданта выезжать в Сургут, не говоря уже о выезде в другие районы и города страны.

В зиму 1931 года началось строительство поселка для спецпереселенцев, и в восточной части села появился поселок Нагорный.

В тридцатые-сороковые годы село жило обычными трудовыми заботами. Вот только лето 1941 года выдалось очень трудным в плане заготовки кормов. Уровень воды в реке поднялся на небывалую высоту и достиг отметки в девять метров. Вода затопила многие населенные пункты, выселки, луга, пастбища, поля. Однако это была далеко не главная проблема у жителей поселка в то время, поскольку в 1940-м году колхоз не только выполнил план заготовки кормов, но и создал страховой фонд, благодаря которому скот был спасен. Главной бедой, которая ворвалась в каждый дом, была война.

Естественно, большая часть мужского населения села ушла на фронт. Все тяжести работы в тылу легли на плечи женщин, подростков, детей, стариков да инвалидов. Объединившись во фронтовые бригады, они работали, не зная отдыха. Старики колхозов Локосовского сельсовета говорили так: "Каждому свое: кому положено за родину биться, а кому — в тылу трудиться. Так и будем с нашими сынами победу добывать: они там, мы — тут".

Колхозы помогали фронту всем, чем могли: посылали мясо, рыбу, масло, теплую одежду, обувь, кисеты, носовые платки. В армию отправляли и лучших лошадей.

В 1942 году старинное югорское село приютило жителей блокадного Ленинграда. В 1943-м началось освобождение временно оккупированных районов нашей страны от фашистских захватчиков, и жители села помогали Запорожской области восстанавливать разрушенное хозяйство. Рабочие Локосовского рыбоучастка собрали 16 тыс. рублей, а учителя неполной средней школы поселка Нагорного перевели в Запорожье свой десятидневный заработок. Жители села, в том числе учителя и ученики, активно помогали фронту и после 1943 года. В 1945 году в адрес школы пришла телеграмма, подписанная Сталиным: "Прошу передать учащимся нагорновской НСШ, собравшим три тысячи триста одиннадцать рублей деньгами и шестнадцать тысяч рублей

облигациями госзаймов на строительство авиаэскадрильи "Тюменский осоавиахимовец", благодарность Красной армии и мои пожелания им здоровья и успехов в учебе, общественной работе".

9 мая 1945 года, по воспоминаниям старожилов, счетовод Гоша Митрохин промчался по селу на коне, держа в руках красный флаг и крича во все горло: "Победа! Победа!". Сам Митрохин узнал о победе от телеграфистки. Тут же у сельсовета провели митинг и устроили ружейный салют.

В село пришли нефтяники

В июне 1958 года в поселок пришла нефтеразведка. В Локосово из с. Колпашево Томской области перебазировались пять семей со своим жильем, техникой и буровой установкой. Дизелист (и по совместительству шофер) Иван Волков и его жена Клавдия (клубный работник) отметили медовый месяц на барже по пути в Локосово. Приехали также тракторист Павел Рындин с женой и двумя детьми, три брата Капустиных: Владимир — дизелист, Виктор — слесарь, Алексей — помощник бурильщика. Всем им было от 18 до 25 лет.

Геологоразведчики сначала поселились в пустовавшей летом школе, а позже перешли в бараки. Участок назвали Нижнемысовским. Приехавшие в Локосово в августе монтажники приступили к строительству буровой. На берегу Оби соорудили механический цех, гараж, котельную, электростанцию. Пробурили 3200 метров, простреляли скважину — нет притока. Буровую разобрали и перевезли на правый берег Оби на притоку Ганжеевку. Так, вроде бы, ничем и закончились контакты локосян с нефтепромышленниками. И только с 1970 года началось строительство на территории Локосово магистральных нефтяных и газовых трубопроводов. Сегодня на территории сельского поселения (частично или полностью) находятся нефтяные месторождения Покомасовское, Северо-Островское и Южно-Покомасовское.

Век 21-й

В настоящее время в сельском поселении создана вся необходимая для жизни инфраструктура: 265 жилых дома, детский сад, школа и больница, магазины и отделения связи, библиотека, киновидеоустановка, участковая социальная служба, спортивно-оздоровительный центр, центр досуга и творчества и детская школа искусств. А еще жители Локосово надеются, что в 2016 году, когда сельское поселение будет отмечать свое 300-летие, в нем появится и новое здание ровесницы села — Богоявленской церкви.

Источник: http://www.mk.ru/regions/surgut/article/2010/09/29/532745-lokosovo-stranitsyi-istorii.html

 

В Зрительном зале Большого театра восстановлены исторические гербы XIX века



В Зрительный зал Государственного академического Большого театра России вернулись геральдические символы середины XIX века. Над Центральной (Царской) ложей установлен герб Российской империи 1856 года. Двуглавый орел с гербом Дома Романовых разместился над Правительственной ложей (бывшей ложей Царской семьи). Бывшую ложу министра Императорского Двора, а ныне Директорскую ложу украсил герб Москвы, сообщил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Михаил Сидоров.

В рамках проекта реставрации и реконструкции Большого театра было принято решение о воссоздании исторического облика Большого театра, в том числе символики Зрительного зала в том виде, как она было создана к коронационным торжествам императора Александра II в 1856 году. Проект восстановления исторических гербов был поддержан Комитетом по культурному наследию Москвы. Окончательное решение о замене советской символики на дореволюционную было утверждено в 2006 году на Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации.

«Имперская символика Зрительного зала оставалась в своем первоначальном виде до 1924 года, когда произошла ее замена на гербы СССР, затем обновляемыми в связи с изменениями в структуре главного государственного символа страны. В 2005 году на порталах лож находилась государственная символика в редакции 1956 года. Исторические гербы середины XIX века к началу масштабного проекта по реконструкции и реставрации Большого театра не сохранились», – отметил представитель генподрядчика М. Сидоров.

Для восстановления гербов был проведен большой объем научно-исследовательских работ и историко-архивных изысканий, в том числе сравнительный анализ фотоматериалов конца XIX века из фотоархива Государственного Научно-Исторического Музея Архитектуры имени А.В. Щусева и изображений элементов символики по графическим архивным материалам середины и конца XIX века. Бесценными документами, свидетельствующими об архитектуре и интерьерах театра, стали акварели итальянского художника Луиджи Примацци, создавшего в XIX веке альбом «Grand Theatre de Moscou…». Его предельно точные и детализированные рисунки, представляющие интерьер Большого театра как интересный и уникальный объект искусства, стали одним из документальных подтверждений правильности выбора реставраторов.

Для участия в работе по воссозданию гербов была приглашена рабочая группа экспертов под руководством члена Геральдической комиссии города Москвы и Геральдической комиссии при Президиуме Российской академии наук, действительного члена РАЕН, доктора исторических наук, профессора Олега Наумова. После завершения работы экспертов были окончательно откорректированы и приведены в соответствие историческим реалиям эскизные рисунки и модели гербов интерьеров Большого театра. Комплекты чертежей выпускались на основании результатов дополнительных натурных исследований порталов по зондажам, обмерам и технологическим исследованиям.

Геральдические символы СССР, ранее находившиеся в Зрительном зале, были демонтированы и переданы для последующего экспонирования в музей Большого театра.

Пресс-служба Инвестиционной группы «Сумма Капитал»

+7 (495) 771 60 60

+ 7 (985) 269-7702

Инвестиционная группа «Сумма Капитал» - одна из крупнейших российских частных инвестиционных компаний, корпоративные интересы которой сосредоточены в области нефтяной логистики, добычи и трейдинга углеводородов, строительства инфраструктурных, промышленных и уникальных гражданских и спортивных объектов, а также в телекоммуникационной и горнодобывающей отраслях.

Компании инженерно-строительного блока ИГ «Суммы Капитал» («ГлобалЭлектроСервис», «Стройновация», «Трансинжиниринг», «Интэкс» и др.) имеют успешный опыт реализации масштабных проектов федерального значения: нефтеналивные терминалы, гидротехнические сооружения и магистральные нефтегазопроводы, мосты, ТЭС, АЭС, спортивные олимпийские объекты, дорожное и гражданское строительство.

В июле 2009 г ИГ "Сумма Капитал" приобрела контрольный пакет компании ЗАО «СУИпроект». ЗАО «СУИпроект» является генеральным подрядчиком проекта реконструкции Государственного академического Большого театра России.

Основатель Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.

Краткая справка

Восстановленный герб над Центральной (Царской) ложей Зрительного зала представляет собой изображение двуглавого орла со скипетром, державой и московским гербом на груди. Согласно исследованиям размещенный геральдический символ является государственным гербом Российской империи первой половины XIX века. Это же подтверждают изображения герба над Центральной (Царской) ложей на рисунках графического альбома архитектора Альберта Кавоса, восстанавливавшего здание Большого театра после страшного пожара 1853 года. По замыслу архитектора на крыльях орла предполагалось разместить 8 титульных (территориальных) гербов, но в окончательном варианте был установлен двуглавый герб без титульных гербов на крыльях (такой вариант был широко распространен в тот период времени), что подтверждают фотографии XIX века.

Еще одной задачей, стоявшей перед геральдистами, стало определение поворота фигуры московского всадника на грудном щитке двуглавого орла. В соответствии с правилами классической европейской геральдики его поворот влево от зрителя вместе с кардинальными изменением художественного стиля рисунка впервые официально появился на большом государственном гербе Российской империи, утвержденном 8 декабря 1856 года. Но использование такого герба стало бы нарушением исторических датировок. Поэтому за основу проекта герба было взято изображение герба 1781 года, официально действующего на август 1856 года, когда создавался его исторический аналог. Согласно описанию этого герба всадник был повернут вправо от зрителя.

Меньше всего сложностей возникло при восстановлении геральдического символа над Правительственной ложей или так называемой ложей Спецзоны (бывшей зоны Царской семьи). Герб представляет собой двуглавого орла с помещенным на его груди родовым гербом Романовых, составленным бароном Б.В. Кёне на основании родовых преданий династии и прапора XVII века боярина Н.В. Романова. Во время восстановления герба эксперты использовали его историческое описание, согласно которому в серебряном поле находится красный гриф, держащий золотые меч и тарч (щит с отверстием для руки в середине), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов: четыре золотые и четыре серебряные.

Для восстановления изображения над Директорской (бывшей министра Императорского Двора) ложей Зрительного зала потребовалось дополнительное изучение исторических материалов. Собственной символики Министерство Императорского двора, в чье подчинение входила дирекция Императорских театров, не имело. Согласно историческим данным над ложей не было изображения государственного двуглавого орла, а находились корона и гербовой щит, то есть изображения более низкого ранга. Корона не была императорской, и ее аналога среди «титульных» территориальных корон найти не удалось. С большой долей осторожности, учитывая пять ее «зубцов», изображение можно было сблизить с «древней царской короной» или «городской коронной». На основании существующих архивных данных были проведены исследования гербов городов, губерний, областей и посадов Российской империи. Исходя из общего контура рисунка, геральдисты предположили, что на гербовом щите мог находиться московский герб с поворотом всадника вправо от зрителя.

Источник: http://www.openmarket.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?ID=84447

 

Молдавская общественность против «Виллы Антонеску»



В минувшую среду, 29 сентября, власти самоуправления поселка Кодру, входящего в состав муниципия Кишинев, приняли решение о присвоении одной из улиц названия «Вилла Антонеску» в честь румынского фашистского диктатора и военного преступника Иона Антонеску, сообщает информагентство OMEGA.

Как пояснил глава администрации Кодру Виталий Мазур, данное решение связано с тем, что Ион Антонеску «останавливался и некоторое время жил в доме, который до сих пор находится на этой улице», и «неофициально горожане так и называют ее: "там где вилла Антонеску"».

Однако жители поселка выразили протест против принятия такого решения. «Антонеску был товарищем по оружию Адольфу Гитлеру – это люди, заключившие договор с дьяволом, несли смерть и кровь. Эта печать позора лежит на них, и жители нашего поселка не хотят, чтобы этот позор пал и на них», - заявила представительница гражданской общественности поселка Кодру Рита Бабина. «Желание нашего примара – Мазура – назвать одну наших из улиц «Виллой Антонеску» нами не может восприниматься, как часть плана развития нашего поселка. Может, предложим еще и название «Вилла Адольфа»? Есть достойные фамилии жителей этого поселка, которые жили для наших людей», - подчеркнула она.

Это решение администрации Кодру вызвало возмущение представителей Еврейского конгресса Молдовы. Как заявил председатель конгресса Александр Пинчевский, структура, которую он возглавляет, намерена оспорить такую инициативу в суде. По его мнению, решение о присвоении кварталу в поселке Кодру имени нацистского преступника является «кощунством и политической близорукостью».

Источник: http://www.historyfoundation.ru/news_item.php?id=1570

 

Васильки на воде.

 

Они продолжают плыть и плыть по грустным лесным речкам и озерам, мимо тех берегов, на которых неутомимые поисковые отряды парней и девчонок, не «выбравших пепси» в наше продвинутое время, продолжают находить останки павших солдат минувшей Великой войны.

...Дело было в конце лета на Смоленщине, на глухих лесных болотах, что лежат между маленькой деревушкой Коробец и уже калужским городком Спас-Деменском, совсем неподалеку от границы с Беларусью. Московским поисковикам из отряда Вадима Кирьянова (а тогда это движение только зарождалось) стала известна удивительная и загадочная история. Местные старожилы наблюдали, как во время Великой Отечественной войны над ними шел ожесточенный воздушный бой. Один из сбитых самолетов в крутом пике пошел к земле за речку Грохот, на те самые болота. Чей это был самолет, мужики с земли так и не распознали. Вспомнили о нем только после войны, когда государство объявило о кампании по сбору цветных металлов и сдаче их во Вторчермет. Шустрые деревенские мальчишки добрались до тех болот и обнаружили там торчавший из воды примерно по середину фюзеляжа хвост самолета с красной звездой на нем. Кликнули взрослых, те привели лошадей. Мужики завели на хвост крепкую веревочную петлю и попытались дернуть. Но при рывке фюзеляж разломился и вытащить удалось только сам хвост самолета. И тут болото булькнуло, пошло пузырями и на поверхности закачались зеленая довоенная трехрублевка и... обрывок немецкой (!) газеты.

Откуда у советского летчика немецкие газеты?! Интриги во всю эту историю добавила учительница местной сельской школы, сказав, что газета та вовсе не на немецком, а на... французском языке! В общем, почесали тогда озадаченно мужики затылки, да и забыли про самолет. Вспомнили про него потомки уже несколько десятилетий спустя. Случайно узнавшие об этой истории Кирьянов и его товарищи-поисковики сначала засели в архивах, где постепенно прояснилась и истина. Правда, оставалось одно неизвестное. В те дни в небе над Смоленщиной вела бои 303-я Гвардейская истребительная авиадивизия, в состав которой входил и легендарный французский авиаполк «Нормандия-Неман», воевавший на советских «яках». Так вот, в день того боя на аэродром не вернулись две машины. Пилотом одной был аспирант (первое офицерское звание во французских ВВС) де Сибур, второй – майор де Форж. В том, что под Коробцом лежит именно Як «Нормандии», сомневаться уже не приходилось. Вот только кто в пилотской кабине? Ведь сельчане в один голос заявляли, что купола парашюта никто не видел. Идею поисковой экспедиции тогда поддержали ЦК ВЛКСМ и газета «Комсомольская правда».

Связались с армией, и на помощь отряду Вадима Кирьянова Гвардейская Кантемировская танковая дивизия отрядила целую роту из своего инженерно-саперного батальона со всей штатной техникой. Был целый месяц каторжных работ. Армейцы в первый же день установили, что большой металлический предмет, похожий на самолет, есть, но его засосало в болото уже на глубину в несколько метров. Чтобы хоть что-то достать, болото придется практически осушать. Солдаты вместе с поисковиками развернули спецтехнику, подключили мощные насосы. Работа шла и днем, и ночью и наконец была вознаграждена. Сначала показалось крыло, потом – остатки фюзеляжа и вот наконец – пилотская кабина с останками летчика. По номерам ордена Красной Звезды и пистолета ТТ определили, что за штурвалом сидел командир эскадрильи полка «Нормандия-Неман» майор Поль де Форж... Его останки с отдачей воинских почестей были переданы французской стороне и захоронены на Родине героя. А годом раньше нашей «французской» экспедиции в «Комсомольской правде» был опубликован мой материал «Убит под Гжатском». Вся стана была в шоке: в те времена не принято было вспоминать на официальном уровне о том, что в смоленских, калужских, белорусских лесах десятки лет лежат останки десятков, а может быть, и сотен тысяч наших незахороненных погибших солдат, чьи семьи получили казенные извещения, дарившие, правда, хоть какую-то, крохотную искорку надежды.

Ведь не «пал в бою за Родину», а «пропал без вести». Правда, ждать, молиться и верить многим семьям «пропавших без вести» приходилось уже в солончаках Казахстана – как семьям изменников Родины, так как приказ «Ни шагу назад!» объявлял пропавших без вести именно таковыми. А их жены, матери, детишки, лишенные продовольственных карточек и денежных аттестатов, вышвырнутые из родных домов на чужбину, так и не узнали, что их сын, муж и батька лежит, забытый всеми, в глухом смоленском лесу, стиснув трехлинейку со всеми расстрелянными патронами, как пел Высоцкий, «лицом на Запад и ногами на Восток»... Гжатск, Вязьма, Ржев. Если на карте соединить эти города прямой линией, то получится треугольник. В войну его называли «треугольником смерти». У местных даже бытует поверье, что начавшиеся после войны обильные урожаи подосиновиков-красноголовиков в здешних глухих лесах – это капли крови наших павших солдат. Под ногами сухо трещат сосновые ветки. Самая глухомань. Слева, в лесном распадке, черные полуразвалившиеся скелеты изб вымершей деревушки Груздево. Справа – лесная луговина с заросшими бурьянами фундаментами довоенного Сорокино.

Тишина. Только перестук дятла да бесполезный кукушкин отсчет времени – ведь оно здесь давно остановилось. Я стою на самой линии фронта. Из леса на луг выбегают полузаросшие траншеи, тянутся по околице ныне упокоившегося Сорокина и снова исчезают в лесной чащобе. Время словно раздвигается – и ты видишь трагическое черно-белое кино. Вот разбитая наша сорокапятка, а перед ней на линии прямой наводки, в густом орешнике – ржавые немецкие винтовки, кованые подошвы сапог, солдатские ременные бляхи с выдавленным «С нами Бог». С убойной дистанции, уже не надеясь на собственное спасение, орудийный расчет бил, бил и бил по врагу! А вот здесь, перед ручьем, возле полусгнившей колючей проволоки – черепа, кости, истлевшие обрывки шинелей и наши, советские, каски. Я зажмуриваюсь и вижу, как наяву: вот здесь наши пошли в контратаку, вот здесь она захлебнулась в крови, а вот здесь... Стоп – из густой травы, среди белых костей мы достаем маленький черный текстолитовый пенальчик. Это – солдатский медальон, в котором на скатанной в трубочку длинной бумажке записаны фамилия, имя и отчество, военкомат, который призывал бойца и кому сообщить в случае гибели.

Красноармеец Сергеенков Василий Антипович, год рождения – 1922-й, призван Орским РВК Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Мать – Сергеенкова Евдокия Ивановна... Потрескивают дрова у ночного лесного костра. В котелке вот-вот закипит крепкий чай. Мы сидим тесным кружком, и каждый по-своему молча осмысливает прожитый день. «И упал он в траву позаместо нас, было мальчику двадцать лет. Эх, судьба, не срослась ты на этот раз – он промедлил, а снайпер – нет...» Утром мы пошли дальше по бывшей линии фронта, нанося на карту места обнаружения останков наших воинов, чтобы вскоре вернуться за ними с людьми и техникой для захоронения. Замшелая траншея увела нас в березняк, что раскинулся по обе стороны поросшего густым диким малинником ручья. И тут, у ветвистой березы, мы наткнулись на останки еще одного бойца. «Смотрите, каблуки на сапогах совсем не стертые, – заметил кто-то из наших ребят, – видно, только переодели в форму и в первом же бою положили...» В петлицах полуистлевшей гимнастерки были эмалевые треугольнички младшего сержанта. А вот оружия не нашли. Сделав очередную отметку на карте, пошли дальше, и вдруг кто-то, оглянувшись, крикнул: «Ребята! Гляньте на березу!» На березе, под которой лежал погибший младший сержант, на высоте почти в три метра, висел вросший в развилку ветвей пулемет Дегтярева с оставшимися в диске восемнадцатью патронами. Картина боя стала ясна: пулеметчик вел огонь, пристроив «дегтяря» между сучьев молоденькой березки, а когда его настигла смертельная пуля, откинулся навзничь.

Пулемет же остался в той развилке и за пятьдесят лет поднялся на трехметровую высоту. Сейчас этот ручной пулемет хранится в музее боевой славы одной из московских школ. Существует еще один неожиданный аспект поисковой работы. Работа поисковика далеко не безопасна. Во-первых, в лесу можно напороться на «черных копателей», которые рыщут в поисках военных регалий и предметов обихода войны. Звучащие иногда по телевизору байки про банды, вооруженные добытым «черными копателями» оружием тех лет, – полная ерунда. Я думаю, любой служивший в армии согласится, что пролежавший более полувека в земле автомат может использоваться в лучшем случае как дубина. А вот, скажем, немецкий «Железный крест», знак «Десять танковых атак» или советский орден имеют цену на своем рынке по всему миру, причем цена эта от года к году только растет. Особая тема – тяжелая техника. Здесь на кону уже совсем другие ставки, и это порой приводит к настоящим трагедиям.

Например, в 1996 году убили Сережу Цветкова (преступники так и не были найдены), командира поискового отряда «Экипаж», который занимался поиском и восстановлением танков. По Ново-Рижскому шоссе есть поселок Снегири, где действует созданный им танковый музей. Таких людей, как Сергей, называют «не от мира сего», он был человеком абсолютно бескорыстным и равнодушным к деньгам. «Экипаж» поднял со дна Дона тяжелый немецкий танк «Тигр», причем редкой модификации, и отреставрировал его до возможности самостоятельного хода. Тут же стаей слетелись покупатели, предлагая цену, как говорят знающие люди, до миллиона долларов. Но Цветков был непреклонен – только в Снегири, в музей. Вскоре его нашли мертвым в своей квартире, а «Тигр» бесследно (!) исчез. Искали? Искали. Пятидесятисемитонная махина оказалась для правоохранительных органов иголкой в стоге сена... ...По лесным речкам все плывут васильковые венки. Вообще-то это – флотская традиция, которую поисковики переняли у моряков, – боевые корабли спускают на воду венки над местом гибели своих боевых собратьев разных эпох. Так будет до тех пор, пока в российских и белорусских лесах не останется ни одной белой косточки, ведь как говорил великий Суворов, «война считается законченной только тогда, когда погребен последний павший солдат...».

Источник: http://ng.by/ru/issues?art_id=50455

 

Куда король пешком ходил…

 

Есть приспособление, без которого цивилизация не цивилизация. Это туалет. По степени его совершенства человечество в XXI столетии судит о «продвинутости» общественного строя и культуре своих сограждан.

Бороться с туалетами – удел дикарей. Почему же в древней и культурной столице Верхневолжья неделю назад вандалы разворотили тихо-спокойно стоявшие в сквере на набережной синие кабинки биотуалетов? Это в некоторых СМИ назвали протестом. Кого против чего? Дурака против прогресса? Маргинала против культуры? Молодежи против устоев? Пьяного против трезвого? Человека против своего естественного устройства?

Да, туалет может много рассказать о своих пользователях. Может даже рассказать о городе и нравах его обитателей. Как, например, тверской общественный туалет в Казаковском сквере возле Медакадемии. Этот уже давно стал городским ужасом и позором.

Зато в Москве, на Красной площади, открылась выставка приспособлений для удовлетворения естественных надобностей. Любопытнейшая выставка! На ней мы узнали, что в прошлом октябре все прогрессивное человечество отметило 100-летие унитаза. Еще в 1909 году в Испании стали массово производить устройство первой необходимости в современном нам виде. Кто скажет, что это изобретение менее важно, чем создание квартовой теории или запуск ракеты в космос? Событие исторического масштаба, сопоставимое разве что с открытием формулы правильной водки нашим соотечественником Менделеевым. Теперь в Государственном историческом музее выставка «Куда король пешком ходил. Гигиена в контексте истории».

Всякого рода приспособлений на выставке великое множество. От восточных «сосудов тайн» до зэковской параши с крышкой. Тут же рядом детская колыбелька. Но не простая, а с секретом, который заключается в специальной дырке, в нее вставлялся деревянный чубук, похожий на курительную трубку. В трубку вставляли понятно что, и малыш спокойно справлял малую нужду в сосуд под люлькой. Все гениальное просто!

Особое внимание привлекает ретирадное кресло из красного дерева. Его изготовили русские мастера в начале позапрошлого века. XIX век, а какая изобретательность! На первый взгляд - кресло, а присмотришься - нужник. Так и представляешь себе великих полководцев, направляющих движение колонн, сидя на холме в ретирадном походном кресле: эрсте колонне марширт, цвайте колонне марширт…

Эксклюзивом можно считать костюмы советских космонавтов, глядя на которые понимаешь, как справлялись с большими и малыми космическими проблемами наши герои. Это «ноу-хау» прошлого века. В более комфортных условиях справляли надобности античные греки. Представьте себе длинный ряд каменных скамей с отверстиями, под отверстиями бежит вода, вымывая нечистоты. Каждый – на свое отверстие… И можно начинать долгую приятную беседу о видах на урожай оливок или кознях персидского царя Ксеркса. Настоящий общественный туалет для развитого общества. Кстати, такой не перевернешь и не разгромишь по пьяной лавочке. Вот бы его в Тверь!

Англичане отметились на выставке очаровательной ночной вазой в голубой цветочек. Это средство гигиены изготовили в позапрошлом веке. Желая сохранить его первозданность, бережливые леди и джентльмены, вероятно, старались пользоваться шедевром по минимуму и делали свои дела за соседним углом.

Превосходно смотрится и английский туалетный столик, похожий на секретер. В нем имеется не только биде, но и все необходимые предметы для последующей процедуры - мыльница, флаконы с духами. Запах – это первейшее свойство приличного туалета.

Кстати, если вы окажетесь в Америке и захотите в туалет, не следует спрашивать, где он находится. Американцы не понимают, когда их спрашивают про «туалет-рум», «ватерклозет» или «писсуар». У них это называется «restroom», что означает - «комната отдыха». И вообще, чем больше дерьма вокруг, тем изящней и помпезней должно быть отхожее место.

Одно из самых помпезных – горшок великой императрицы Екатерины II. Она приспособила под него трон польских королей. Точнее, одного из них – Понятовского, своего бывшего фаворита, которому этот трон и вручила. Но после раздела Польши забрала его в качестве трофея. И в наказание неверному любовнику приспособила под горшок. Кто кого наказал – непонятно. Ибо сама императрица и отдала Богу душу на этом самом троне. Потужилась – тут ее инсультом и прихватило…

Для справки

* Ежегодно в мире выпускается туалетной бумаги на $2,4млрд.

* Слово «унитаз» вошло в обиход от испанского «unitas» - «союз». Так называлось акционерное общество, которое заказало фирме, производящей керамические изоляторы и сантехнические изделия из фаянса, партию этих изделий. Произведенную продукцию клеймили названием фирмы заказчика.

* На изобретение водяного затвора в унитазе в виде U-образного изгиба претендуют три англичанина: Томас Креппер, Стефан Грин и Александр Камминг. Креппер единственный додумался поднять сливной бачок под потолок с механизмом спуска за цепочку. В Англии кое-где до сих пор унитаз называют «креппер».

* Во время археологических раскопок на Оркнейских островах у побережья Шотландии ученые обнаружили в каменных стенах домов углубления, соединявшиеся со сточными канавами. Находки оказались отхожими местами, возраст которых около 5000 лет. На сегодняшний день они считаются самыми древними.

Источник: http://rus.ruvr.ru/2010/10/05/24042250.html

Корень родства

 

«Рубрика очень нужная и интересная, она помогает узнать историю своего рода. Вот я и хочу спросить: откуда и как произошла фамилия Батура?

Ольга Малашко, Дзержинск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Батура — разговорный вариант католического (польского) личного имени Бартломей (в переводе с греческого «сын Птоломея»). Но в народной среде оно переосмыслено и употребляется в значении «балагур, любитель поговорить» (словарь И.Носовича), в русском — «упрямый, непослушный человек» (словарь В.Даля). Старобелорусскими письменными памятниками упоминается как личное имя в XVII веке, древнерусскими — в XV — XVII веках (словарь Н.Тупикова). От этой основы при помощи разных суффиксов образованы также белорусские фамилии Батуров, Батурин, Батуревич, Батуренок, Батурка, Батуркин, Батурчик.

«Фамилия моего отца Скрундь. Родился папа в Гродненской области в одноименной деревне Скрунди. Там много жителей носят такую фамилию. Что лежит в ее основе?

Людмила Гогошкина, Могилев».

— Скрундь, Скрунда — фамилии литовского происхождения. Обе прижились на территории Беларуси и даже отметились в названиях населенных пунктов: Скрунди Дятловского района и Скрунды Поставского района. На территории Литвы также есть населенный пункт под названием Скрунда.

«Моя девичья фамилия Челивская. Никогда не приходилось встречать однофамильцев, кроме многочисленной родни. В замужестве моя фамилия Лашкевич, довольно распространенная. Часто встречается и фамилия Артимович. Она досталась от мужа моей дочери. Еще одна фамилия из нашего рода — Личик. Пожалуйста, расскажите об этих фамилиях подробнее.

Людмила Лашкевич, Свислочский район».

— Фамилия Челивская происходит от прозвания Чалый — «серо–коричневый» (о масти шерсти или цвете волос).

В основе фамилии Лашкевич личное имя Лашко (производное от Лаш). Лаш, Лашко — разговорные варианты церковного имени Лазар, заимствованного из древнееврейского, в переводе означает «Бог помог». Суффикс —евич указывает на кровные родственные связи: Лашкевич — сын, потомок человека по имени Лашко.

Артимович — сын, потомок Артема. Артем — разговорный вариант церковного имени Артемий, которое в переводе означает «посвященный Артемиде, богине охоты и Луны».

Личик — сын, потомок человека по имени Лича. Лича, Личак — разговорные варианты имени Ликарион (в переводе с греческого «волчонок»).

«Пишу, как и многие, в надежде узнать тайну происхождения своей фамилии — Залевская. Но поскольку у меня необычное имя — Вина — в порядке исключения расскажите, пожалуйста, и о нем.

Вина Сергеевна Залевская, Белоозерск».

 

— Фамилия Залевский соотносится с названием населенного пункта или какого–нибудь иного географического объекта, в основе которого лежит слово «залева». Например, деревни Залева, Залевка. В народе залевой (залевкой) называется большой разлив воды. В деревне Чудин Ганцевичского района есть название поля Залевщина, которое, по свидетельству старожилов, принадлежало человеку по фамилии Залевский.

Вина — английское сокращенное имя Альвина, а также вариант к русскому имени Савина. Альвина в переводе с древнегерманского означает «благородная», Савина (из западного Сабина) — «субботняя, родившаяся в субботу». Так что смысл вашего имени зависит от того, вариантом какого из этих имен оно является.

«Впервые фамилия Каспорович на старобелорусском языке упоминается, насколько мне известно, в письменных памятниках XVI века применительно к некоему керсновскому хоружему. Кто такой керсновский хоружий? Есть ли нечто общее между фамилиями Касперович и Каспорович? Как они образовались?

Э.Касперович, Минск».

— Фамилия Касперович происходит от церковного личного имени Каспар (в переводе с санскритского — «учитель»). В разговорной речи оно варьируется: Каспар, Каспор, Каспер, Каспир. Отсюда и варианты фамилий: Каспорович, Касперович, Коспорович, Каспирович... В книге «Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоўскага 1528 года» значатся бояре керсновские, «которые людей не имеют сами мают ку службе ехати». Дальше перечисляются бояре, которые обязаны нести службу и поставлять определенное количество лошадей. Среди них называется и Станислав Коспорович. Упоминается также населенный пункт Керсново Браньской гмины, Бельского повета, Подляшского воеводства.

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/106139/

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное