Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Сибиряковский характер

Целый ряд геоэкономических открытий 19 века был сделан благодаря меценату из Иркутска

Освоение знаменитого Северного морского пути Норденшёльдом. Экспедиция немцев по Оби и Печоре во главе с тем самым Альфредом Бремом. За этими и многими другими исследовательскими путешествиями стоит имя иркутянина Александра Михайловича Сибирякова. Это он построил 180 километров тракта в печорском крае, создал «Монополию чести» и попытался преодолеть самые опасные пороги Ангары, чтобы доказать возможность судоходства по всему течению реки. Идеи и проекты Сибирякова опередили его время. Сам он получил признание во Франции и Швеции, но, увы, не в России. Иркутские историки предлагают восстановить справедливость и назвать именем Сибирякова одну из улиц в столице Приангарья.

«Сибирский энергетик» вместе с любителями иркутской истории на минувшей неделе разобрался наконец в том, что же на самом деле такое сибирский характер. С достойным его обладателем познакомиться удалось во время «Прогулок по старому Иркутску» (проект иркутского клуба молодых учёных «Альянс»). Героем лекции, прошедшей 1 ноября в Иркутске, стал представитель знаменитого купеческого рода Александр Михайлович Сибиряков (1849–1933).

Наталья Гаврилова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея истории Иркутска, начала свой рассказ об Александре Сибирякове, именем которого назван сейчас музей, с того, как первые Сибиряковы обосновались в Иркутской губернии.

В 18 веке большую долю сибиряков составляли выходцы из поморских деревень и городов – Великого Устюга, Тотьмы, Вологды. Оттуда же в Сибирь пришли и первые Сибиряковы. Сначала они осели на противоположном для Иркутской губернии берегу Байкала, около Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря. В 1725 году в записях монастыря значилось: «Сибиряковы выбыли из Посольского монастыря». А в 1739-м Афанасий Сибиряков, основатель рода в Иркутской губернии, приходит сюда со своими многочисленными уже взрослыми детьми. Первыми предпринимательскими и торговыми делами Сибиряковых стали ловля рыбы на Байкале, перевоз судов и грузов водным транспортом. Однако уже второе поколение чётко обозначает себя в культурной и общественной жизни города Иркутска, отмечает рассказчица.

– Василий и Алексей Афанасьевичи – первые, кто закладывает городские летописные традиции в Сибири. Наш город отличается этим. Ни Омск, ни Томск не имели такой богатой летописной истории, как Иркутск, – Наталья Гаврилова показывает страницы той самой летописи, написанные вторым поколением Сибиряковых.

Представители второго поколения Сибиряковых – внуки крестьян, но они уже становятся дворянами. Речь идёт о Михаиле, который уезжает в Забайкалье и занимается производством серебра. Более 3 тыс. пудов серебра его заводы дадут государственной казне. За столь масштабный вклад российское правительство в 1791 году дарует купцу Михаилу Сибирякову звание дворянина. К концу своей жизни он уже проживает в Санкт-Петербурге. «Вот откуда пойдёт у Сибиряковых эта связь с Санкт-Петербургом и далее с Европейской Россией и европейскими странами», – комментирует лектор.

Потенциал пяти поколений

Тем временем в Иркутске династия Сибиряковых ярко обозначает себя фигурой Михаила Васильевича Сибирякова – первого городского головы. Более 40 лет он находится на городской службе, но отличается не только активной общественно-политической деятельностью. Культурно-просветительский его вклад также известен в Иркутске. В конце 18 – первых годах 19 столетия он строит один из первых каменных особняков в городе. Известно это здание и поныне – Белый дом, где размещается сейчас научная библиотека. Михаил Васильевич собирает одну из первых коллекций гравюр, картин, книг в Иркутске. «Потихоньку накапливают Сибиряковы тот огромнейший мощный духовный потенциал, который прорвётся в шестом поколении в разных именах, в том числе Александра Михайловича Сибирякова», – рассказывает Наталья Гаврилова. С Белым домом Сибиряковы расстаются – в конце 1830-х годов он передан генерал-губернатору.

Ещё одна представительница рода, дочь Михаила Васильевича Агриппина, после смерти своего супруга принимает постриг и уходит в монахини Знаменского монастыря, затем становится игуменьей. «Как говорится, был человек, который отмаливал грехи за весь купеческий род», – добавляет Гаврилова. Хорошо известная иркутянам в Знаменском монастыре икона Божьей Матери – шитьё той самой Сибиряковой.

В 1840-е ещё один сын Михаила Васильевича, Ксенофонт, также становится городским головой, начинает активно заниматься благотворительностью. По его инициативе на Байкале строится Никольская церковь. Перед созданием Иркутского водохранилища, когда поднялся уровень Байкала, церковь перенесена с берега вглубь Крестовского распадка в Листвянке. Александра, дочь Ксенофонта Михайловича, почти все свои капиталы (более 6 млн. рублей) завещает к моменту смерти Москве и Иркутску.

– Ещё один штрих к тому потенциалу, который впитает в себя представитель шестого поколения Александр Михайлович Сибиряков: Александр Ксенофонтович, брат Александры, проживает в приходе Харлампиевского Михайло-Архангельского храма. Несколько лет является здесь церковным старостой. Для храма он пожертвует весьма солидные суммы. Один из его сыновей получит образование в Москве, станет медиком. В качестве врача на судне «Калевала» войдёт в состав экспедиции, которая будет изучать Японское море и залив Петра Великого. Так Сибиряковы накапливают экономический, культурный потенциал в Иркутске. Захоронения их есть на Иерусалимском кладбище и в некрополе возле Крестовоздвиженской церкви, – рассказывает историк.

Представитель пятого поколения Михаил Александрович Сибиряков – иркутский купец первой гильдии, уже потомственный почётный гражданин, крупный золотопромышленник. Ему принадлежало несколько золотопромышленных компаний, также он занимался судоходством. «Доходы получали сумасшедшие», – сообщила Наталья Гаврилова. Однако и для него благотворительные дела находились не на последнем месте. На средства Сибирякова открыты богадельня (здание грязно-розового цвета на углу улиц Марата и Чкалова), часовня святителя Иннокентия (стояла рядом с костёлом, но не сохранилась), часовня Христа Спасителя (также не сохранилась). Пожертвовал он и на возведение деревянного здания театра в Иркутске.

О младшем сыне Михаила Александровича, Иннокентии, рассказывать можно отдельно, уверяет экскурсовод. В возрасте 30 с небольшим лет он принимает постриг, а заканчивает свои дни в глубокой схиме. Сейчас, по словам Натальи Гавриловой, Русская Православная Церковь проводит работу по канонизации, причислению к лику святых этого представителя семьи Сибиряковых.

«Веге» в помощь

– Александр Михайлович, впитав в себя огромный багаж 200-летней истории рода, поступает в Иркутскую мужскую гимназию, а после её окончания уезжает учиться в Цюрихский политехникум (тот самый, который окончили Энштейн и Рентген). Единственный из всей когорты молодых иркутских купцов того времени, он получает высшее образование, причём за рубежом, – отмечает Наталья Гаврилова. Она показывает фотографию дома на улице Вокзальной, где жил молодой Сибиряков в Цюрихе. Этот адрес иркутянами был найден в одном из писем Александра Михайловича, а фотография сделана в 2011 году и широкой аудитории в Иркутске представлена впервые.

После смерти отца свою долю – более 2 млн. рублей и паи в золотопромышленной компании – получает Александр Михайлович Сибиряков. С этого момента молодой человек начинает активно заниматься предпринимательской, изыскательской и благотворительной деятельностью.

Увлекается он и идеями прохождения Северного морского пути, освоения Русского Севера и Сибири. В 1875–1876 годах юный Сибиряков списывается с известным шведским путешественником, геологом, географом, исследователем Норденшёльдом. Иркутянин помогает ему организовать экспедицию из Швеции через Карское море к устью Енисея. В результате той экспедиции Норденшёльда один из островов в устье сибирской реки будет назван именем Сибирякова.

Финансировал Сибиряков и самое знаменитое путешествие Норденшёльда 1878-1879 годов на судне «Вега» – по Северному морскому пути. Экспедиция вышла из Стокгольма и прошла по всем северным морям через Карские ворота вплоть до мыса Дежнёва (крайняя восточная часть Чукотского полуострова). Предполагалось, что путешествие пройдёт за одну навигацию. Чтобы справиться с поставленной задачей, готовились к международной экспедиции серьёзно: 1 тыс. фунтов стерлингов выделяет на неё шведский предприниматель, 2,5 тыс. – король Швеции, столько же даёт Александр Сибиряков. Кроме того, для Норденшёльда он собирает географические, гидрографические данные, информацию по климатическим параметрам, а также строит судно «Лена», которое будет сопровождать «Вегу» до устья реки Лены.

Когда до конечной точки долгого пути осталось каких-то 200 километров, шхуну «Вега» прочно сковал лёд. Была организована вынужденная зимовка. Связь с «Вегой» была прервана, газеты писали о трагедии. «Первым, кто придёт на помощь путешественникам, станет Сибиряков. Он строит судно «Норденшёльд», которое отправляет на поиски. К счастью, всё оказалось не так плохо – судно «Вега» не было раздавлено льдами, зимовка прошла успешно. Предупреждает об этом и Норденшёльд: пишет записку, передаёт её с чукчей в Якутск и затем иркутскому генерал-губернатору», – продолжает рассказчик. Тем не менее на спасение экспедиции вышло ещё одно судно, его отправила Америка. Эта экспедиция потерпела полный крах, её тоже спас Александр Михайлович Сибиряков.

Тем временем «Вега», перезимовав и обойдя мыс Дежнёва, в марте прибывает в Стокгольм. До сих пор в Швеции этот день считается национальным праздником, а «Веге» поставлен памятник. Северный морской путь же становится транспортной линией, соединяющей Сибирь с европейской частью России, европейскими странами. Сибиряков награждён орденом Полярной звезды и избран почётным членом научных и просветительских обществ Швеции.

«Опередил время более чем на 80 лет»

Сибиряков развивает свои идеи и впоследствии. Сибирь настолько богата реками, и они так удобно расположены, что их можно соединить в единый транспортный узел, уверен он. Все дальнейшие его мероприятия связаны с этой мыслью. В 1880-м иркутянин начинает новое предприятие – пытается связать реки Обь и Печору, чтобы хлеб из Сибири можно было транспортировать через Карское море и далее вывозить в Европу. 180 километров тракта шириной шесть метров будет проложено Александром Михайловичем в печорском крае. Этот тракт будет действовать несколько десятков лет, станет мощным транспортным узлом. Жители печорского края назовут Сибирякова своим спасителем, благодетелем, а тракт получит название Сибиряков-ский. Ещё ранее, в 1870-х годах, Обь и западные печорские территории исследовала немецкая экспедиция со знаменитым Альфредом Бремом (автор популярного многотомного труда «Жизнь животных»). Эта экспедиция состоялась тоже исключительно благодаря Сибирякову.

В середине 1880-х он берёт монополию на освоение самого порожистого участка Ангары, там сейчас расположен Братск. Александр Михайлович обязуется проложить путь, чтобы судоходство по Ангаре стало возможным на всей реке. Несколько порогов Сибиряковым были преодолены, а вот самый крупный, Падунский, не поддался. Более миллиона рублей вложил он в работу, были изучены дно реки, берега. «Монополией чести» назовут это предприятие журналисты 19 столетия и скажут, что «отрицательный результат, добытый этим пароходством, будет важен для государства, которому не придётся затрачивать столько денег на предварительные изыскания». «Сибиряков опередил своё время более чем на 80 лет. Только Братская ГЭС уже по иным технологиям, по иным чертежам станет преградой Падунскому порогу», – говорит сотрудница музея.

В начале 1890-х Сибиряков организует Амурское пароходство, он будет доказывать необходимость создания ещё одного тракта – от порта в Охотском море до Якутска. В 1930-м таким портом станет Магадан. Александр Михайлович опять опередил своё время, отстаивая эту идею.

Занимается иркутянин и благотворительной деятельностью: жертвует на обустройство первого в Сибири университета – Томского, книги на русском и иностранных языках передаёт в иркутскую библиотеку, содействует становлению и развитию начального училища имени Антонины Михайловны Кладищевой, сестры. Кузнецовской больнице жертвует на содержание, выделяет средства на строительство нового в Иркутске драмтеатра. Своему учебному заведению – Иркутской гимназии – передаёт уменьшенную копию скульптуры Антокольского «Иван Грозный». Сейчас она находится в художественном музее. Александр Михайлович также главный вкладчик в строительство Казанской церкви в Иркутске. Он пишет книги о путях сообщения Сибири и морском соединении её с другими странами. «Необходимо теперь же возбудить вопрос в Государственной думе об улучшении сообщений Сибири, устройстве в ней дорог, каналов, морских сношений её с соседскими странами и заселении её областей, ещё мало обитаемых… не дать возможностей и другим областям её (речь идёт об Аляске) отойти соседям», – цитирует его лектор.

Но к началу 20 столетия имя Сибирякова всё реже и реже упоминается в газетах. Его золотые прииски почти выработаны, а все деньги миллионами потрачены на освоение Ангары, Северного морского пути, изучение трактов, различные благотворительные начинания. Наталья Гаврилова заключает: «В каком году полностью он эмигрировал из России, сказать сложно. Пока нет таких данных, возможно, это 1914–1917 годы. Александр Михайлович живёт в Ницце достаточно скромно – в одном из небольших доходных домов. А последние годы жизни проводит практически в нищете. В 1920 году Швеция отмечала юбилей путешествия Норденшёльда, вспомнили и о Сибирякове». Швеция назначила ему пенсию в три тысячи крон, что улучшило положение Сибирякова. Умер он 2 ноября 1933 года в Ницце в возрасте 84 лет.

Сегодня сотрудники иркутского музея выступают с инициативой назвать в областном центре улицу именем Александра Михайловича Сибирякова. Ранее в его честь планировали назвать Литвинова, но идея была забыта.

Источник: http://www.vsp.ru/social/2013/11/08/537377

 

Я посетил свою родину...

Первый фотокорреспондент газеты «Путёвка» вырос в пермском «Монако»

Городское поселение Чёрмоз (Пермский край) справедливо относят к населённым пунктам с богатой историей. Он известен более трёх столетий, ещё с далёкого 1701 года. По укладу жизни это всегда был типично заводской посёлок. Потому как многое здесь крепко переплетено с металлургическим делом. Некогда он даже носил простое и говорящее название – Завод. Именно здесь, как гласят метрические книги, родился первый штатный фотокорреспондент газеты «Путёвка» Александр Дмитриевич Онохов…

Один из заметных деятелей той эпохи, екатерининский ювелир Иван Лазарев, на исходе XVIII столетия решает серьёзно заняться горнозаводским производством. Он приобретает у именитых промышленников Строгановых уральские земли, в том числе металлургический завод в Чёрмозе. Новый хозяин именно здесь создаёт Главное правление Пермским имением. И Чёрмозу, столице уральских наделов, он уделяет самое большое внимание.

Что останется после меня…

Требования к месту строительства заводов уже тогда предъявлялись жёсткие. Например, для работы требовался пруд, и он был создан в строгановский период. Ещё в 1764 году реку Чёрмоз перекрыли добротной плотиной длиной более 700 м и шириной по основанию до 70 м. Ложе по-хозяйски готовили к затоплению: вырубали кустарники, валили лес. В следующем году вешние воды заполнили пруд, равного которому не было тогда на уральских землях. Зеркало его составляло около 30 квадратных километров.

Пруд стал, возможно, главным творением предшественников Лазарева. Служил он людям почти 200 лет. С пруда начинается славная рабочая биография Чёрмоза. Произведённым здесь железом покрыто здание Парламента в Лондоне. А металл с соседнего завода тех же владельцев использовался в строительстве Эйфелевой башни. Первый бронежилет (панцирь), изготовленный в Чёрмозе, прошёл испытания во время Сталинградской битвы.

К сожалению, в 1956 году завод был ликвидирован (затоплен Камским водохранилищем). И почти все производственные объекты дошли до нас только в рисунках и фотографиях.

От Чёрмозского металлургического завода сохранились лаборатория и чертёжная мастерская (вторая половина XIX столетия), а также здание заводской кассы (1912 год). Позже, уже в советский период, это помещение занимал банк.

Но главной достопримечательностью Чёрмоза остаётся здание заводоуправления (1812 год). Сейчас в нём располагается историко-краеведческий музей федерального значения. Без специального разрешения из Москвы нельзя даже заменить искрошившийся кирпич из облицовки этого здания.

Особенно интересны два музейных экспоната: кресло управляющего и зеркало в приёмной. Ни революция, ни Гражданская война, никакие последующие исторические события не сдвинули эти вещи с места. Сотрудники музея уверяют, что смотреться в зеркало, тем более прихорашиваться, перед ним опасно. В это помещение люди ходили только со своими бедами. За 200 лет зеркало впитало много зла.

По саду гулять да врачевать

Иван Лазарев, а равно и его потомки, многое делали для процветания Чёрмоза. Так, в начале XIX века рядом с домом заводоуправляющего был заложен сад. Есть там деревянные беседки, две липовые аллеи, оранжерея и даже ротонда.

Лазаревы заботились и о здоровье жителей разраставшегося поселения. В 1802 году начались работы над каменным, тогда одноэтажным госпиталем. В 1836-м надстроили второй этаж, благодаря чему в больнице стало 150 мест на четыре с небольшим тысячи человек населения. А ещё через два года в отдельном флигеле госпиталя открыли первую аптеку.

Особенно полюбился местным жителям врач Альберт Сергеевич Шрамм, проработавший в заводском Чёрмозе аккурат десять лет, с 1873 по 1883 годы. Преданный своему делу, он неделями не бывал дома, ночуя около больных. Его смерть стала общим горем. На народные деньги ему воздвигли памятник. За прошедшие годы все монументы в округе были уничтожены. Но памятник Шрамму никто тронуть не решился.

Открытие первой больницы в Чёрмозе имело большое значение для всех. В прежние годы в этих землях отмечалась значительная смертность жителей. Это, естественно, резко сокращало и количество трудоспособного населения. При любом заболевании человек здесь был предоставлен только воле Божьей.

Духовных ценностей обитель

О духовности жителей своего имения Лазаревы тоже старательно заботились. Во многих селениях они на собственные деньги строили церквушки и храмы. Чёрмозу они были особенно нужны – просто ни тех, ни других здесь не было. Заводчане ходили в ближайшую церковь, которая стояла за пять-шесть вёрст.

В марте 1783 года была заложена церковь во имя Рождества Богородицы. Она построена с учётом традиций русского деревянного зодчества. Шатры и переходы, как и колокольня, здесь располагались строго раздельно.

Церковь была деревянной и могла лишь временно устраивать Лазаревых. Постройкой же каменного храма в 1818 году занялся крепостной архитектор И. М. Подъячев. Это сооружение имеет много общего с Казанским собором в Санкт-Петербурге. Его окна расположены так, что днём в храме всегда светло. Интересно устроена и система отопления. От завода к церкви шли трубы с тёплым воздухом, которые обогревали помещения храма.

Часовой мастер и механик из местного люда Егор Епишин по своему проекту изготовил и установил летом 1848-го (на три года раньше Кремлёвских) часы-куранты и лунный календарь. Диаметр каждого циферблата – полтора метра. Один показывает минуты и часы, другой – дни, месяцы ифазы Луны. Всё это работает до сих пор.

На служащих храма лежали функции работников современного ЗАГСа: они заносили данные о родившихся, умерших, сочетавшихся браком. Здесь, в одной из метрических книг Чёрмоза, я и нашёл записи о моём отце – первом штатном фотокорреспонденте «Путёвки» Александре Дмитриевиче Онохове…

Каждый метр Чёрмоза пропитан историей и вызывает гордость за наш народ. Когда мы с сыном вернулись оттуда, он сказал: «Мне показалось, что я посетил свою Родину...»

Справка

В 1812 году в Чёрмозе открылась одна из первых публичных библиотек, а в 1816-м – заводское училище, в котором из талантливых детей бесплатно готовили технический персонал для предприятия. Здесь учился и брат моего приёмного отца.

Николай Воронов

Источник: http://www.gudok.ru/zdr/181/?ID=1002951&archive=31403

 

Оазис Ахматовой в Липецке

«А я один на свете город знаю...» – эта фраза из стихотворения Анны Ахматовой о Петербурге дала название выставке, которая экспонируется уже несколько недель в Липецком областном художественном музее. Таким образом, на географической карте Анны Андреевны стало одной точкой больше. Подлинные вещи и фотографии Ахматовой – в Липецке

Анна Ахматова и её современники на фоне Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда» – это лейтмотив экспозиции, которая приехала к нам из музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Северной столице.

Составить целостное представление об экспозиции культурному десанту «Итогов недели» помогла Светлана Грушевская – хранитель фонда изобразительного искусства литературно-мемориального Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург).

– Светлана, представьте, пожалуйста, ваш музей.

– Фонтанный дом занимает в Санкт-Петербурге очень почётную нишу. В отличие от других литературных музеев, мы ещё и музей искусства, культуры – целой эпохи. Экспозиционная деятельность буквально кипит: помимо собственных мы постоянно принимаем выставки из-за рубежа, из разных городов России. Проводим музыкальные, поэтические вечера, фестивали – чтобы несколько расширить традиционное представление о музее. Более того, недавно у нас даже появился свой маленький театр, который показывает спектакли как для детей, так и для взрослых. Что касается основного экспозиционного фонда, то стараемся с каждой новой выставкой преподнести наследие Ахматовой с необычного ракурса, не даём нашему хранилищу застаиваться. В общем – Фонтанный дом открыт для самой разной публики, мы стараемся быть интересными для всех.

– Судьба дома на набережной реки Фонтанки в Северной Пальмире чрезвычайно любопытна. Насколько я осведомлён, и до, и после революции там жили целые династии прославленных фамилий. Поведайте, пожалуйста, когда и в каком качестве знаменитая постройка обрела статус музея?

– Фонтанный дом – это другое название Шереметевского дворца, которое даровала ему в своих стихах именно Ахматова. Как известно, Анна Андреевна жила в одном из флигелей с середины 1924 до 1952 года. Здесь в 1989 году в честь столетия поэта открылся её музей. Бывшая усадьба графов Шереметевых – уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа. Участок земли по реке Фонтанке был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Шереметеву в 1712 году. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 году. До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей ветви русского рода Шереметевых. После революции Шереметевский дворец был музеефицирован, и как музей дворянского быта продержался до 1931 года. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых. В советское время во дворце находился Арктический и Антарктический научно-исследовательский институты. С 1990 года здесь располагался филиал музея театрального и музыкального искусства. В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки. Шереметевский дворец «привык» быть музеем. Последний из графов Шереметевых был историком, он собрал обширную коллекцию западноевропейского, древнерусского, русского искусства. Он же написал историю рода Шереметевых. Во время революционной разрухи граф понял: единственный способ сохранить уникальную коллекцию от разграбления – передать усадьбу советской власти со всеми богатствами.

– Собрание вашего музея – уникально. В Липецк вы привезли готовую экспозицию или подбирали что-то специально для поездки в наш город?

– Вся наша музейная работа посвящена не только ахматовскому наследию, её личности и семье, но и исследованию культурно-исторического пласта, эпохи, на которую пришлись годы жизни Анны Андреевны. Есть отдельный стенд об Иосифе Бродском, его американский кабинет, переданный вдовой поэта. Мы рассказываем и о Гумилёвых, Николае и Льве, и о Осипе Мандельштаме, и о Михаиле Кузьмине. Автографы, фотографии, графика, живопись, личные вещи этих персон и памятные предметы – всё нашло отражение в экспозиции. Когда делаешь выездную выставку, всегда хочется показать предметы, представляющие глобальную ценность. Например, знаменитая ахматовская шаль, с которой человеческое восприятие неизменно ассоциирует образ поэта. Это, конечно, не та шаль, которую когда-то подарил Гумилёв, воспел Блок, написал на портрете Альтман. Но, тем не менее, шаль из экспозиции тоже принадлежала Анне Андреевне, мы можем видеть это на некоторых фотографиях 50-х годов. Примечателен и ряд портретов Ахматовой разных лет. Очень ценная вещь – шарж «Альтман, пишущий Ахматову» 1914 года. Более 70-ти графических листов показывают зрителю Петербург начала прошлого века вплоть до 1960-х. Представлен достаточно широкий ряд портретов современников Ахматовой и дружественных ей людей, героев её поэтических произведений. Я думаю, выставка получилась познавательной и яркой.

– Какие виды работы в современном музее наиболее эффективны с точки зрения привлечения публики? Ведь Санкт-Петербург – признанная музейная столица, и конкуренция за посетителя здесь велика.

– Вы правы, работать приходится очень изобретательно. У нас действует масса игровых, интерактивных, образовательных программ. Например, очень занятной мне представляется программа «Сундук Шереметевского чердака». Эта игра забавляет и первоклашек, и людей вполне взрослых. Мы собрали в один сундук совершенно разные вещи: самодельные ёлочные игрушки 30-х годов прошлого века, газету «Правда» за 1956 год, подсвечник от венчальной свечи… Участник достаёт предмет и придумывает его историю, легенду. Потом всё это органично соединяется со стихотворениями Ахматовой, с отрывками из воспоминаний поэта и её друзей – о поколении, о времени. Таким образом, в экспозиции выстраивается живой вещевой ряд, и через современное к нему отношение мы приходим к поэтическим отсылкам, реминисценциям. Экспозиция открывается для человека посредством его собственных представлений, рассуждений, мыслей. Этот вариант работы с посетителями мне кажется очень увлекательным в силу своей игровой формы. Что наша жизнь? Игра! Элемент игры есть и в наших театральных постановках для детей. Представление начинается с литературной викторины в контексте выставки или антуража Фонтанного дома. Погружаясь в материал через игру, ребята лучше понимают спектакль, поскольку он является некой частью выставки. Мы стараемся моделировать пребывание человека в музее так, чтобы он втягивался буквально с первого шага, открывая для себя новое пространство – и каждый раз по-новому. Поэтому люди к нам возвращаются. По многу-многу раз.

– С другими музеями дружите?

– Безусловно! С некоторых пор очень полюбили выездные выставки. Для нас это важная и захватывающая часть работы. Каждый раз музей показывает часть своих фондов в непривычном контексте. Каждый раз на экспонаты смотрят глаза совершенно разных зрителей. Нам в свою очередь чрезвычайно интересно наблюдать за реакцией, за откликом.

– Ну, что ж, уверен, что реакция будет однозначно благожелательная! Спасибо за экскурсию!

Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/34802.htm

 

Глава Императорского дома завершила визит в Чувашию поездкой по историческим местам

Завершился официальный визит в Чувашию Главы Российского Императорского Дома. Великая княгиня Мария Владимировна посетила место захоронения бабушки первого русского царя из рода Романовых, Введенский кафедральный собор, мечеть «Булгар», Мемориальный комплекс космонавта Андрияна Николаева.

Великая княгиня прошла по историческим местам, связанным с историей рода. В Чебоксарском Свято-Троицком монастыре почти двести пятьдесят лет назад побывала императрица Екатерина II. К визиту Главы Императорского Дома здесь установили памятную доску, посвященную событию. Спустя века по стопам императрицы в храм вступила Великая княгиня Мария Владимировна. Наместник монастыря архимандрит Василий, приветствуя ее по церковному, напомнил о том, возвращение Романовых на Родину — знаковое событие.

- Запад в свое время выполнил свою миссию Ноева ковчега, и русские духовные ценности были сохранены. Сегодня Запад теряет свои ценности, и их надо сохранять в России, - говорит наместник Свято-Троицкого монастыря архимандрит Василий (Паскье).

Именно русские духовные ценности, и прежде всего, — православная вера - позволили царской династии сохранить себя в годы изгнания. Теперь с этими ценностями Императорский Дом продолжает служить России.

- Это была огромная опора, которая не дала нам сдаться, помогла нам остаться русскими, жить с надеждой на возвращение в Россию. И Господь устроил так, что это возвращение состоялось. И быть среди народа — это огромная радость, - признается Великая княгиня Мария Владимировна.

На любовь народ откликается всегда. В монастыре государыню старались обогреть любовью — кто как мог. Казачий круг согревал песнями, которые дороги каждому русскому.

От народа государыня отправилась во власть. Ее с почетом принял Глава Республики Михаил Игнатьев. На встрече присутствовали главы основных конфессий. Говорили о духовном — о нравственности народа, воспитании детей, опасностях, от которых их нужно беречь. Конечно, обсуждали и главную тему дня — исторические раскопки и возможность восстановления Никольского собора, на месте которого обнаружены предполагаемые останки бабушки первого русского царя. Труды Республики по восстановлению исторических фактов Императорский Дом отметил особо. Великая Княгиня удостоила Михаила Игнатьева великой чести — возвела его в кавалеры ордена Святой Анны первой степени.

В последний день пребывания в столице Чувашии Глава Императорского Дома встретилась с общественностью города и журналистами.

- Императорский Дом не занимается никакой политической деятельностью, не участвует ни в каких формах политической борьбы, основная сфера его деятельности - это миротворчество, укрепление дружеских связей, между народами как на территории современной Российской Федерации, так и между независимыми государствами, - пояснил директор канцелярии Её Императорского Высочества Александр Закатов.

Великая Княгиня, выросшая вдали от Родины, сохранила доброту и любовь к России, несмотря на трагедии, которые страна обрушила на ее род. Быть русской и любить Родину учили ее родители, которые, имея царственное происхождение, зарабатывали на жизнь трудом и воспитывали детей на духовных ценностях.

- Православный человек — ты не можешь жить, не простив людей и своего врага, жить только со злостью в себе — это только травит тебя, и поэтому, Слава Богу, - произнесла Глава Российского Императорского Дома, - что и родители, и я смогли оставить это в стороне.

В Чебоксарах тоже будет восстановлена историческая справедливость. Корень романовского рода — бабушка царя Михаила Федоровича - упокоится в восстановленном Никольском соборе.

Источник: http://cheboksary.rfn.ru/rnews.html?id=59215&cid=

 

100 лет Елизавете Быковой

4 ноября чемпиону мира по шахматам, уроженке села Боголюбово, Елизавете Быковой исполнилось бы 100 лет.

14 ноября откроется несколько выставок, посвященных великой шахматистке. Во владимирской областной научной библиотеке будут представлены статьи и книги Быковой и о Быковой, а в Боголюбово в местной библиотеке пройдут мероприятия, на которых детям расскажут о шахматистке.

Если верить энциклопедиям, Елизавета Ивановна Быкова родилась 4 ноября 1913 года. В последнее время эта дата вызывает споры. Владимирский краевед Андрей Крупинов поднял записи в метрической книге и обнаружил ошибку - 4 ноября родилась другая Елизавета, отцом у нее значится Петр Куликов, а вот у отца Иоанна Быкова, также записанного в книге, дочь родилась 2 октября (или 19 сентября по старому стилю). К таким же выводам при подготовке экспозиции пришла и Ольга Андон - заведующая боголюбовской библиотекой. В областной библиотеке пожимают плечами, говорят, что нужно проверить дату самим, в энциклопедиях и на Википедии датой рождения значится 4 ноября.

В Боголюбово Елизавета Быкова окончила четыре класса местной школы, затем переехала в Москву. Здесь, опять же, источники рознятся: одни говорят, что к семье брата Васи, другие - что к семье дяди Василия. Здесь же она и увлеклась шахматами. В возрасте 22-х лет она приняла участие в первом для себя крупном соревновании - Московском международном шахматном турнире (1935). На нем она заняла одно из последних мест, но как позже напишут в газетах о будущей чемпионке «поражение только добавило ей сил и решительности».

После войны ее спортивная карьера стремительно растет. В 1944 году ей присвоен первый разряд, в 1950-м стала мастером спорта. В 1952 году она выигрывает крупный женский турнир в Москве и получает право встретиться с действующей чемпионкой мира Людмилой Руденко за первенство мира по шахматам. В следующем году встреча состоялась:

«36 дней продолжалось состязание между Быковой и Руденко. После двух поражений в начале матча она смогла не только сравнять счет, но и завоевать победу». Елизавета Быкова стала чемпионкой мира по шахматам. Шведский арбитр Андерссон вручил ей переходящий приз и лавровый венок. Кстати, Быкова и Руденко встречались и раньше - в 1948 году на чемпионате, где первое место досталось Руденко, Елизавета Быкова стала третьей.

В 1956 году она уступила этот титул Ольге Рубцовой, однако уже через два года возвратила себе и удерживала до 1962 года. Газеты писали: «Быкова предпочитает позиционное маневрирование, уверенно накапливает мелкие преимущества, последовательно их реализует».

В этом же 1958-м она приезжала в родное Боголюбово. «Встретившись в районном Доме Культуры со своими земляками, Елизавета Ивановна рассказала об успехах наших спортсменов, о шахматных матчах, в которых она принимала участие. Затем она давала одновременный сеанс игры на 12 шахматных досках: с чемпионкой мира играли шахматисты Гришкин, Климаков, Скворцов, Барков и др.», - сообщает местная газета «Владимирский колхозник».

В 1962-м она уступила чемпионский титул молодой грузинской шахматистке Ноне Гаприндашвили. Быковой тогда было 49, а Гаприндашвили - 21 год. В 2013 году в Суздале проходил турнир, посвященный 100-летию со дня рождения Елизаветы Быковой, на нем присутствовала и Нона Гаприндашвили. Она рассказала местным журналистам, что тогда, в 1962-м, Елизавета Ивановна восприняла поражение мужественно и подарила ей свои книги, посвященные истории женского шахматного спорта. Также она рассказала несколько забавных и неизвестных фактов биографии Елизаветы Ивановны. Например, о том, что Быкова любила показывать карточные фокусы и делала это «гроссмейстерски».

В 1966-м году во Владимире в здании Рождественского монастыря открылся местных шахматный клуб. Елизавета Быкова поздравила владимирцев с этим событием и подарила музею клуба два своих лавровых венка, врученных ей вместе с чемпионским титулом. После переезда клуба из монастыря в парк 850-летия венки куда-то исчезли. По одной из версий их выкинули, приняв за мусор. Местные шахматисты отшучивались, что мол лавровые венки ушли на суп.

8 марта 1989 года Елизаветы Быковой не стало. Известно, что она похоронена на одном из кладбищ столицы. 2013-й год назван ФИДЕ (Международная федерация шахмат) годом нашей землячки.

Источник: http://start33.ru/news/2013/11/12/bikova

 

Саратовцев приглашают научиться составлять генеалогическое древо

Центральная городская библиотека Саратова на улице Зарубина приглашает на занятия в секции "Саратовский родовед". На них все интересующиеся научатся обращаться с метрическими книгами, изучат основные понятия и приемы генеалогических исследований, узнают особенности брачного законодательства Российской империи и тонкости госслужбы тех времен, лектор расскажет также о народном образовании в России 17-18 вв. Кроме того, горожане смогут научиться эффективно пользоваться Интернетом при сборе информации — этот блок ведет профессиональный программист. Занятия проходят каждый последний четверг месяца с 18.00.

Их проводит член Русского генеалогического общества Николай Петрович Троян. Он переехал в Саратов с Дальнего Востока и привез с собой в качестве учебных пособий книги, где методика объясняется на примере изучения истории семьи его прежних учеников.

Занятия проводятся бесплатно.

Источник: http://nversia.ru/news/view/id/46139

 

В Пушкинском открылась «магическая» выставка

«Магия голландского реализма» — так называется экспозиция избранных произведений из корпоративной коллекции ING Group, которая при поддержке Министерства культуры РФ торжественно открылась в ГМИИ имени А.С.Пушкина в рамках Года Королевства Нидерландов в России

ING Group — одна из крупнейших международных финансовых компаний голландского происхождения. Художественная коллекция корпорации насчитывает сегодня свыше 15 тысяч произведений различных национальных школ и направлений. В ознаменование Года двухсторонних отношений между Россией и Нидерландами подразделение ING Art Management и представительство ING Банка в Москве показывают в России наиболее значимую часть своего собрания — картины, относящиеся к художественному направлению магический реализм.

Начало ХХ века было отмечено рождением целого ряда художественных течений, отвергнувших предшествующую реалистическую традицию. Потребность начать все заново, пересмотреть и переосмыслить все существующие нормы в искусстве привела к экспериментам с формой. Художники все дальше уходили в сторону абстракции, сюжет отходил на второй план.

Однако 1920-е годы в Европе проходили под лозунгом «возвращение к порядку». Началось возрождение реалистической тенденции в искусстве; кульминация этого процесса пришлась на 1930-е годы. Новый стиль должен был отразить реалии минувшей Первой мировой войны. Это привело к рождению новой формы реализма, отказавшейся от изображения повседневной жизни, как это было в искусстве ХIХ века, и сосредоточившей внимание на иных приемах. По всей Европе стали появляться схожие направления в искусстве: новая вещественность в Германии, метафизическое искусство в Италии, сюрреализм во Франции, магический реализм в Нидерландах.

Термин «магический реализм» родился в Германии и позже был подхвачен голландскими писателями. Смысл его состоял в том, что предметы реального мира изображались с фотографической точностью, однако они помещались в неправдоподобный или нереальный контекст — плод воображения художника. Таким образом, рождался магический эффект остранения, разрушения стандартного восприятия окружающего мира. Для достижения этого эффекта «магические реалисты» обратились к отточенной технике живописи XVII века. При этом за фасадом подчеркнуто реалистической живописной манеры скрывается проницательный и глубоко личностный взгляд, а скрупулезная точность, с которой выполнены картины, рождает чувство отчужденности.

Полотна мастеров магического реализма Карела Виллинка (1900–1983), Пейке Коха (1901–1991), Рауля Хинкуиса (1893–1973), Дика Кета (1902–1940) и Вима Шумахера (1894–1986) — выдержаны в спокойных приглушенных тонах, не «громки» и не экспрессивны по характеру. Этим достигается сложная задача: показать сокровенный мир, спрятанный за внешней реальностью, — мир фантазии и волшебства.

Для современных представителей магического реализма Голландии характерна и неслучайна связь с такими явлениями в искусстве XX века, как поп-арт, неоэкспрессионизм и фотореализм. Примером может служить творчество таких художников, как Филипп Акерман (род. 1957), Баренд Бланкерт (род. 1941), Франс Клемент (род. 1941) и Коос ван Койлен (род. 1940). Приемы демонстративного конструирования образного мира, стремление обыграть утилитарность и стереотипность окружающего пространства, уход в мир воображаемого, использование скрытых аллюзий, свободная игра с образами и смыслами роднит творчество современных «магических» художников и с сюрреализмом. При этом крайняя степень фигуративизма и внимание к деталям, несомненно, является апелляцией к реалистической традиции старых голландских мастеров.

Задача выставки в Пушкинском музее «Магия голландского реализма», по мнению ее кураторов Данилы Булатова и Санне тен Бринк, — показать магический реализм, одно из ярчайших явлений в искусстве Нидерландов XX века, как диалог между живописцами нескольких поколений, заставляющий вспомнить традиционную культуру Нидерландов.

В экспозиции представлены около сорока произведений голландских художников XX–XXI веков, демонстрирующих техническое мастерство, соединение традиции и новаторства.

Выставка открыта до 26 января 2014 года.

Источник: http://culture.ru/press-centre/events/10604/


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное