Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Аптека-гроб и табак-битва. 11 слов с неожиданной этимологией

Аптека

По одной из версий, слово «аптека» произошло от греческого слова «амбар», «убежище», «склад», «хранилище» или «магазин», по другой версии — от слова «гроб», «могила» или «склеп». Позже слово перешло в латинский язык и приобрело значение «винный склад». Современное значение слова«аптека» сформировалось лишь в средневековой латыни.

Апельсин

До XVI века русские и европейцы не знали о существовании этого цитруса. Португальские мореплаватели завезли из Китая эти фрукты и стали торговать ими с соседями. В Россию апельсины попали из Голландии. По-голландски «яблоко» — appel, а «китайский» — sien. Заимствованное из голландского языка слово «appelsien» является буквальным переводом французского словосочетания «Pomme de Chine» — «яблоко из Китая».

Богема

Слово имеет французское происхождение. В XIX веке в Париже представители творческих профессий жили в Латинском квартале. Буржуа называли местных обитателей «цыганщиной». На последнем этаже одного из домов Латинского квартала жил журналист Анри Мюрже. Однажды в одном из бульварных журналов ему предложили написать серию рассказов о жителях Латинского квартала. Эти очерки были опубликованы в 1945 году, и они назывались «Сцены из жизни цыганщины». «Цыганщина» по-французски — «богема». Мюрже с тех пор забыли, а слово «богема» бытует и поныне.

Врач

Слово «врач» — исконно славянское, оно образовано от слова «вьрати», что значит «говорить», «заговаривать». От этого же слова происходит «врать», которое для наших предков означало также «говорить». В болгарском и сербохорватском языках изначальное значение слова «врач» — «заклинатель», «колдун»— сохранилось до сих пор.

Хулиган

Это слово имеет английское происхождение. Известно, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала словом нарицательным, во всех странах характеризующим человека, который нарушает общественный порядок.

Каторга

Греческое слово katergon означало большое гребное судно с тройным рядом вёсел. Позднее такое судно стали называть галерой. В древнерусском языке существовало много названий кораблей: «струги», «ладьи», «учаны», «челны». В Новгородской грамоте упоминаются лодки, поромы и катарги. В «Русской летописи» Никонова списка читаем: «Бояре взем царицю, и благородных девиц, и младных жен, многих отпустиша в кораблях и катаргах во островы» («Бояре взяли царицу, и благородных девиц, и молодых жён, многих отправили на кораблях и судах на острова»).

Работа гребцов на этих судах была очень тяжёлой, поэтому на «каторги» начали сажать преступников. В 1696 году, создавая русский флот, Петр I стал строить в России большие корабли-каторги. Корабли эти назывались и галерами. На них гребцами сажали преступников и беглых, приковывая к вёслам цепями. В пушкинской «Истории Петра» приведены указы царя, где часто встречаются фразы: «В первый раз сквозь строй, во второй — кнут и галеры», «сослать на галеры». В дореволюционном немецко-французском словаре Нордстета прямо указано: « Галера — каторга». С тех пор и сохранилось слово «каторга» в современном смысле, хотя ссылали уже не на галеры, а в Сибирь, на каторжные работы.

Силуэт

Во Франции во времена правления Людовика XV королевский двор жил в небывалой роскоши. Казна из-за этого быстро опустела, и тогда король назначил нового министра финансов Этьена Силуэта, добросовестного и неподкупного чиновника, который сократил пенсии и уничтожил податные привилегии. Поначалу это всем очень понравилось, но со временем молодой реформатор стал предметом общих насмешек. Возникший тогда жанр искусства — одноцветное изображение профиля на светлом фоне — парижские острословы назвали именем Силуэта и интерпретировали его как искусство для жадных и бедных.

Хирург

Слово пришло из лексикона древнегреческих врачей. Оно обозначало у греков просто «рукоделие», «ремесло», от hir — «рука» — и ergon — «делать». Слово «хирургус» с греческого языка переводится не только как «врач», но и как «парикмахер». В России в XIX веке парикмахеры-цирюльники не только брили и стригли своих клиентов, но и рвали зубы, пускали кровь, ставили пиявки и даже делали небольшие хирургические операции, то есть исполняли обязанности хирургов.

Халтура

Изначально это слово было простонародным, и означало оно«лёгкий заработок сверх обычного». О происхождении слова можно прочесть в словаре профессора Д. Н. Ушакова: «Халтура, от греческого «halkos» — медная монета». Позже у слова появляется дополнительное значение. В словаре В. И. Даля даётся более точное определение русской трактовки: «халтура, хапун, взяточник, халтыга, ветреный, непостоянный человек. Халтура, хапуга (хапать), пожива, даровая еда, скопленные деньжонки». В наше время появились производные: «халтурщина», «халтураж».

В своих «Воспоминаниях» об актёрской жизни 90-х годов позапрошлого века Н. Смирнова пишет, что в Москве среди актёров Страстная площадь называлась «халтурой», так как на ней «ловили» актёров:

«Случалось, что тут же ему давали в руки роль и он в первый раз читал её по дороге в театр. Слово "халтура" с тех пор пошло в ход и до сих пор держится в актёрском лексиконе».

Табак

Изначально слово «табак» проникло в европейские языки с Гаити. На аравакском языке tabak — растение семейства паслёновых, из которого делали курительную смесь. Казалось бы, именно в этом значении слово используется и сейчас. Однако какое-то время у «табака» был совсем другой смысл. Дополнительное значение слово приобрело во французском языке благодаря выражению «пропускать через табак» — «passer a tabac» — и осталось со времени преследования курильщиков во Франции. До сих пор у французов существует глагол «tabasser», что значит «поколотить». А у военных «tabac» означает «бой» или «дело» в том же смысле, как наше «дело было под Полтавой».

Алексей Николаевич Толстой написал повесть «Рукопись, найденная под кроватью». Герой этой повести Сашка Епанчин, вспоминая 1918 год во Франции: «В участках у них городовые — ажаны — первым делом бьют тебя в рёбра и в голову сапогами, это у них называется "пропускать через табак"».

Шельма

В своей преобразовательной деятельности Петру I пришлось столкнуться с привилегированным дворянским сословием, которое не хотело расставаться со своим привычным жизненным укладом, а реформы царя воспринимало резко негативно.

Петр I ввёл в 1715 году закон, по которому дворяне за преступления лишались своего дворянства, своих «привилегий», одна из которых была в том, что дворян нельзя было подвергать телесному наказанию, попросту говоря — порке. По этому закону дворян «шельмовали», то есть лишали дворянского достоинства, «обесчещивали» их.

На языке норманнов «skelmen» (скельмен) значило «достойный смерти», «смертник». У немцев слово это превратилось в «шельм», что значит «плут», «мошенник», и в этом значении вошло в русский язык.

Источник: http://www.aif.ru/dontknows/topic/1202283

 

Голливудские звезды с русскими корнями: Ди Каприо, Дуглас, Кунис...

Наших соотечественников в Голливуде на самом деле гораздо больше, чем мы думаем. Американские звезды зачастую прямые потомки выходцев из России или стран бывшего СССР. Не зря ведь считается, что самые красивые и талантливые дети получаются от смешанных браков. Так и у знаменитых артистов русская, украинская, белорусская кровь.

Самый известный «россиянин» в Голливуде – это, пожалуй, Леонардо Ди Каприо. Во время своего визита в Москву три года назад Лео рассказал: «Фамилия моих предков была Смирновы. Если бы здесь была моя бабушка, она бы с вами поговорила по-русски. Мне всегда хотелось привезти бабушку в Санкт-Петербург, но, к сожалению, этим планам уже не осуществиться, так как она два года назад скончалась. Русским был и мой дед. Так что я не на четверть, а наполовину русский».

Предки актрисы Гвинет Пэлтроу проживали в Минске, так что Белоруссию в некотором смысле можно считать родиной актрисы. Фамилия ее семьи раньше звучала как Пелтровичи, но, переехав в США, родственники Гвинет немного изменили ее на более привычный для англоязычного уха манер.

Раннее детство Мила Кунис (на самом деле ее зовут Милена) провела на Западной Украине, в городе Черновцы. Ее маму зовут Эльвира, а папу – Марк. В Америку семья Милы переехала, когда она была маленькой девочкой, но скромные знания русского языка актриса сохранила до сих пор. И если сегодня Мила Кунис кажется нам американской актрисой, то вот что она рассказывала о первых месяцах своей жизни в США: «Я плакала каждый день. Я не понимала культуру. Я не понимала людей!».

Трудно поверить, но и у красавицы Николь Шерзингер есть русские корни! Отец жгучей брюнетки – филиппинец, а мама – наполовину гавайка, наполовину русская по женской линии. Родители девочки отдали дань ее происхождению, поэтому полное имя певицы звучит так – Николь Эликолани Прасковья Шерзингер.

Роберт Дауни-младший тоже в некотором смысле связан с Россией по мужской линии. Однажды актер рассказал: «Мне даже генеалогическое древо нарисовали. Оно больше на карту похоже. Там есть и Россия, и Польша – все со стороны отца».

Секс-бомба Памела Андерсон тоже может похвастаться русским происхождением. Звезда однажды рассказала о своей родословной: «Моя бабушка была русской. Она сначала эмигрировала в Голландию, а потом переехала в Канаду. Так что во мне действительно есть русская кровь. Наверное, поэтому я всегда с удовольствием приезжаю в Россию и обожаю борщ и пельмени».

Темнокожий музыкант Ленни Кравиц, как ни удивительно, имеет в своей родословной русско-украинские корни по отцу. В одном из интервью Ленни поделился: «Я никогда не был в Москве. Не знаю, есть ли у меня там родственники. Мой дедушка родился в Киеве, и я обязательно туда поеду в рамках этого тура, может быть, увижу кого-то из родных!»

Не многие знают, что родной дедушка Майкла Дугласа в свое время эмигрировал из России, чтобы избежать участия в русско-японской войне. По мужской линии передавалась совсем другая фамилия – Даниелович-Демские. Но в США отец Майкла предпочел не выделяться из толпы столь сложной фамилией и стал просто Дугласом.

Актриса и модель Милла Йовович  хорошо говорит по-русски и не случайно – ее мама, Галина Логинова, русская по национальности, а папа – из Черногории. Кстати, родилась Милла в Киеве, в детский сад пошла в Днепропетровске, а в США переехала уже в сознательном возрасте.

Источник: http://www.stapravda.ru/20140710/gollivudskie_zvezdy_s_russkimi_kornyami_di_kaprio_duglas_kunis_77916.html

 

Владимир Безнин: Мой предок мастерил петровскую игрушку

Этот человек - прямой потомок и последователь древнего мастерового рода, человек упрямый и беспокойный - не сдался даже тогда, когда перестал видеть. Его глазами оставались мальчишки, которых он когда-то учил резать деревянную игрушку - так ловко, что многие из них навсегда отказались от сомнительной жизни улицы и спустя много лет, будучи уже взрослыми, с благодарностью вспоминают учителя

На вопрос о его отношении к ученикам Владимир Георгиевич неизменно вспоминает высказывание классика - Федора Михайловича Достоевского: «Душа исцеляется рядом с детьми». И добавляет: «Даже с повзрослевшими...»

Монастырский нож, «сложно» долото

Один из далеких предков Владимира Безнина - Иван Артемьевич, будучи знаменщиком Оружейной палаты, в Охтинской слободе мастерил деревянную игрушку для самого Петра Алексеевича. Говорят, с тех времен сохранилась легенда, будто Петр I, объезжая рано утром судовую верфь в Петербурге, как-то раз увидел, как корабельщики бражничают, вместо того чтобы столярничать. Был сильный мороз, и работники объясняли свое поведение просто: мол, царь-батюшка, топорище к рукам пристает - невозможно работать. Крепко осерчал Петр Алексеевич, грохнул кулаком по столешнице так, что стол развалился. После этого взял нехитрый инструмент (а для того чтобы изготовить петровскую игрушку, требуется всего три инструмента: топор, «сложно» долото, монастырский нож) и собственноручно смастерил несколько потешных кукол…

Владимир Безнин увлеченно рассказывает о прошлом, им самим пережитом, и о том, что случалось в разные столетия и годы с его родом, история которого тянется с незапамятных времен. Сидит, уютно устроившись в кресле под книжными полками (домашняя библиотека, которую он собирал долгие годы, - его истинное богатство), а вокруг ходит сказочной красоты и величины рыжий кот Васька.

Сведения о семейной истории пришлось восстанавливать самостоятельно. По словам Безнина, в разных архивных материалах и книгах встречаются несколько отличные друг от друга по написанию варианты старинной устюженской фамилии Безнины (по одной из версий фамилия эта произошла от слова «безмен») - Безмины, Безминовы, Безменовы. Разночтения историки связывают с написанием буквы «н» в старославянском языке.

Безнины - это древняя династия кузнецов и оружейников Устюжны Железопольской, упоминания о которой встречаются с первой четверти XVII столетия. Родоначальником, по свидетельству историков, можно считать Михаила Безнина - человека, жившего во второй половине XVI - первой четверти XVII века. Его сын Гаврила Михайлович считался одним из лучших и наиболее авторитетных кузнецов Устюжны, участвовал в выполнении государственных заказов.

По царской грамоте от 1 сентября 1631 года ему и другим знатным кузнецам пришлось изготавливать, например, «к Китаю-городу, к двоим Спасским воротам, что к Москве-реке, на живой мост, да к Белому цареву городу, к двоим Тресвятцким воротам, да на двух трубах, что меж Стратонских и Петровских ворот на Неглинке, да у государевой крупичатой мельницы к Москве-реке на Неглинке же железные спускные решетки…»

Интересно, что Владимиру Безнину через века каким-то образом, видимо, генетически, передалась привязанность к тем же самым видам творчества и труда, которыми занимались его далекие предки. По первому образованию Владимир Георгиевич - инженер-механик, знаток литейного дела и металлургии.

Как-то раз в описи Оружейной палаты Владимиру Безнину удалось отыскать свидетельство о том, как царь Петр повелел выдать одному из его предков, светскому живописцу Ивану Артемьевичу, «парчи (столько-то), красок (столько-то) и гвоздей золоченых… для изготовления потешных кукол». Вероятно, отсюда у Безниных и талант к изготовлению резной игрушки. И любовь к детям - тоже семейное. Мама Владимира Георгиевича - Мария Михайловна всю жизнь проработала педагогом.

Времена не выбирают

«Дело не в количестве именитых и талантливых предков. Просто нам повезло - у нас есть история, которая связывает семью с прошлым и будущим. Какими бы тяжелыми ни были времена, доставшиеся предкам, эти люди были честными, работящими и способными. Не продолжить эту традицию невозможно, а еще лучше поделиться тем, что имеешь, с детьми - необязательно собственными, приобщив их к делу, которое тоже свяжет их с тем лучшим, что было в прошлом…» - считает Владимир Безнин.

Безусловно, XX век был для Безниных таким же бурным и трудным, как для многих наших соотечественников. В блокаду семья жила на Большой Конюшенной. Дед Владимира - человек, некогда служивший в Государственном казначейском банке и при этом славившийся кристальной честностью (число купюр в денежных пачках он умел пересчитать стремительно, как это называлось - изломом, никогда не ошибался, никого не обманывал, потому ему верили и купюры не пересчитывали), умер 5 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде. Гроб сколачивал его сын Георгий… из рояля - музыкального инструмента, на котором играли практически все члены семьи.

Бабушка Эмма Андреевна, о которой Владимир Георгиевич сохранил самую добрую память, заведовала детским садом на улице Потемкинской и, когда детей разрешили эвакуировать, отправила всех, за исключением собственного сына Жоры, потому что считала, что не имеет права использовать служебное положение.

Блокадная история семьи

Страшная блокадная история семьи связана с тем, что жена дедушки Владимира Георгиевича - Эмма Андреевна, урожденная Эмма Генриховна Шимф - из поволжских немцев, которые некогда приехали в Россию по приглашению императрицы Екатерины II. Буквально на следующий день после отправки детсадовских детей в эвакуацию она вместе с сыном Георгием, тетей Теей и двумя пожилыми женщинами, тоже немками, которых она приютила в доме, поскольку у них не было жилья, была, благодаря доносу «добрых людей», как сказано в официальных документах, «интернирована по национальному признаку». Старушек, вероятно, расстреляли сразу - Жора случайно увидел их окровавленную одежду в баках для мусора после ареста.

Эмма Генриховна и ее сын после мучительного переезда по железной дороге оказались в Красноярском крае (село Богучаны). Вскоре Эмма Генриховна умерла, а Георгию вместе с парнем, тоже немецкого происхождения, чудом удалось бежать из лагеря, который назывался «Трудармия», когда их направили на работы: они должны были тянуть колючую проволоку, огораживая от мира фактически самих себя. Бежали через тайгу, прихватив с собой только нож и пару сухарей.

Добрались до Красноярска, и там в военкомате Георгий попросился на фронт. Потом он воевал, дошел до Берлина. Когда вернулся в Ленинград, в их квартире жили те самые «добрые люди», принесшие семье столько горя. Он у них ничего не взял, попросил вернуть только семейные фотографии.

Книги, потешные куклы, контрабас

Владимир Георгиевич давно увлекся историей, педагогикой, очень много читает и даже играет на гитаре и контрабасе. Кстати, Безнин уверен в том, что между хорошей музыкой и петровской игрушкой есть прямая связь: настроение всякой потешной куклы можно передать музыкой и, наоборот, потешная кукла может своим настроением навеять особую музыкальную тему.

С детства он занимается резьбой по дереву. И не просто резьбой - искусным изготовлением потешных кукол. Этим искусством он не только владеет сам - старается обучить ребят, которые ходят к нему на занятия в студию «Древо» (студия существует более 30 лет, ученики Владимира Безнина со сложной судьбой). Когда-то ремеслу дед обучал отца, отец обучал его, а Владимир Георгиевич, в свою очередь, показал, как надо изготовлять петровскую игрушку, младшему Безнину - своему сыну Глебу.

Сейчас Глеб - преуспевающий врач-педиатр. Интерес к медицине ему, вероятно, достался от мамы Людмилы, представительницы династии врачей. И от бабушки, много лет проработавшей офтальмологом (ей недавно исполнилось 86 лет). В любом деле Глеб привык следовать семейному принципу: в основе всего - любовь, остальное приложиться. То есть людей и больших, и малых надо «сперва любить», а потом учить, изобретать, открывать для них что-то - тогда все, что сделано, будет на пользу.

Недавно Глеб выступал с научным докладом на I Международной конференции молодых ученых. Докладывал на английском языке.

«Общение нормальных, честных людей на любых языках полезно. Это - лекарство. Это такое же снадобье, как общение с деревом, - ремесло тоже лечит, - говорит Владимир Георгиевич. - Благодаря этому, даже самые сложные судьбы ребят можно наполнить новым смыслом, позволяющим рассчитывать на то, что дети будут не только умелыми, но и внутренне станут лучше…»

Ученики Безнина выросли, повзрослели, обзавелись семьями. Сережа Желанский, например, которого в свое время Владимир Георгиевич от суровой участи спас. Было время, когда на подростка все махнули рукой, ему «светила» тюрьма (какие уж тут игрушки!), а Безнин на собственный страх и риск за него, трудного, поручился, дал в руки топор, монастырский нож и «сложно» долото не для разбойничьего, а для мирного дела - изготовления резной потешной игрушки. Сейчас Сережа вполне благополучен, заботится о семье. Когда родился сын, назвал его Владимиром - в честь учителя.

«Мудрый был человек Петр I и потому говорил, что руки российского мастерового тянутся если не к инструменту - к стакану, - считает Владимир Безнин, а с книжных полок, которых в его доме множество, на нас смотрят потешные куклы «нового времени»: каждый «персонаж» со своим характером и выражением лица. - Но и мастерство свое надо прикладывать по уму. Очень уж я не люблю странное словосочетание: „декоративно-прикладное“ искусство - не ясно, кто, что и куда „прикладывает“. Ненавижу все показное, неестественное, любой китч, от которого попахивает халтурой. Другое дело - возрождать ремесленные традиции народного искусства, петровскую игрушку - пока еще не поздно. Это и для души, и для семейных традиций полезно».

Автор: Евгения Дылева

Источник: http://ok-inform.ru/pozitsiya-chelovek/16484-vladimir-beznin-moj-predok-masteril-petrovskuyu-igrushku.html

 

Царская дочь Анастасия

Эта новость потрясла человечество. Большевистский режим расстрелял и добил ударами штыков русского царя Николая II, царицу Александру Федоровну, их четырех детей и четырех слуг в подвале небольшого дома на Урале.

После революции и отречения царя от престола, Российская империя утратила былую мощь, и, как следствие, царская семья была отправлена в ссылку и затем расстреляна. 

С тех пор выдвинуто немало предположений об их гибели. Утверждают, что самая младшая из дочерей царя Анастасия Николаевна Романова избежала трагической участи остальных членов семьи. Ее спас русский солдат, которого впоследствии расстреляли. Так родилась легенда об Анастасии, которую историки и научные работники изучали в течение многих десятилетий. 

Согласно официальной версии, после Февральской революции 1917 года Николай отрекся от трона 2 марта. Борьба за власть между меньшевиками и большевиками завершилась победой последних, и захватили власть в государстве во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным).

Они создали Красную армию и установили коммунистическое правление. Арестованную царскую семью отправили в Екатеринбург (Урал), но несколько месяцев спустя, опасаясь того, что белогвардейцы попытаются освободить царя, правительство большевиков в июле 1918-го отдало приказ о расстреле царской семьи, который и был совершен в подвале дома купца Ипатьева группой красногвардейцев под командованием Якова Юровского.

В подвале собрали всю семью и слуг, сказав, что это сейчас их будут фотографировать. Но вместо фотографа вошла группа солдат, и Юровский обратился к царю, сказав, что русский народ приговорил его к смерти. Тут же послышались выстрелы. Затем палачи обследовали тела и добили штыками тех, кто еще подавал признаки жизни.

Тела хотели отвезти в более надежное место, но автомобиль сломался, и было решено захоронить их в близлежащей Ганиной Яме. Там вырыли могилу, уложили в нее убитых и полили серной кислотой с известью. Но, как рассказал один из солдат, участвовавший в казни, Анастасия и ее младший брат царевич Алексей были похоронены в другом месте.

На основе этого эпизода родилась легенда о том, что Анастасия осталась жива. В докладной записке, которую в 1918 году Юровский отправил своему начальству в Москву, об эпизоде с Анастасией ничего не говорилось.

Белогвардейские войска, воевавшие за восстановление монархии с красными, вскоре заняли Екатеринбург и не обнаружили никаких следов царя и его семьи, тайно похороненных в Ганиной Яме.

С тех пор появилось немало историй, которые и по сей день переходят из уст в уста. Их рассказывают различные монархисты и «свидетели», основываясь на событии, которое потрясло мир: Анастасия Романова, младшая из четырех дочерей царя, по всей видимости, осталась жива и после целого ряда перипетий появилась на публике под именем Анне Андерсон, требуя признать себя Великой Княжной Романовой, законной дочерью царя. 

Анне Андерсон, заявлявшая, что она дочь царя, взволновала мировую общественность, разделив ее на два противоположных лагеря. Ее история звучала очень убедительно для прессы и салонной публики, а также для простых людей всех континентов.

Хотя не только Анне требовала признания себя в качестве дочери Николая II и царицы Александры, вскоре она стала единственной претенденткой, поскольку в течение более полувека настойчиво утверждала, что является настоящей Великой Княжной Анастасией Романовой.

В отношении Анне были проведены тщательные расследования, поскольку, если бы было доказано, что она настоящая Анастасия, то ей перешло бы несметное состояние царя, что совершенно было не в интересах ближайших родственников Николая II, утрачивавших все права на наследство.

Все началось 27 февраля 1920 года в Берлине, когда молодая девушка пыталась покончить с собой, прыгнув с моста в канал Ландверканал (Landwehrkanal). Ее спас сержант полиции и доставил в психиатрическую больницу. Поскольку никаких документов у нее с собой не было, ее записали как Fräulein Unbekannt, то есть, неизвестная девушка. Она стала называть себя Анне Чайковская и пробыла там два года.

Клара Пейтерт (Clara Peuthert), одна из обитательниц психлечебницы, уверяла, что Анне была одной из дочерей царя — Татьяной или Анастасией. Выйдя из больницы, Пейтерт распространила эту новость, и она приобрела большую известность. Анне посещали журналисты, русские эмигранты и даже люди, близкие к царской семье. История стала набирать обороты.

Одни ее принимали, а другие называли самозванкой. По выходе из больницы ее принимали многие, кто в нее верил, в том числе и представители дворянства, оказавшиеся в эмиграции. Они приютили ее и помогли материально.

У Анне был непростой характер, который объясняли ее тяжелой судьбой. Ее приглашали в Швейцарию и различные города Германии в период с 1922 по 1927 год. Один из родственников царицы даже поместил ее в замке Зееон (Seeon). Мария, мать царя, была убеждена, что Анне это Анастасия, в то время как другие родственники это отрицали, что придавало еще большую загадочность всей истории.

Американский журналист Глеб Боткин написал ряд статей на эту тему. В США проживала подруга детства Анастасии, княжна Ксения Лидс (Xenia Leeds), которая была замужем за американским промышленным магнатом. Она заинтересовалась Анне и пригласила ее к себе в гости в США, где Анне познакомилась со многими русскими эмигрантами, поверившими в статьи Боткина. Там Анне и взяла себе фамилию Андерсон. 

Вместе с адвокатом Эдвардом Фоллоусом (Edward Fallows) журналист основал Корпорацию Великая Русская Княжна Анастасия (Grandanor), которая занималась продажей собственности Романовых, когда ее передавал Анне/Анастасии королевский двор Великобритании, бывший в курсе дела.

Анне Андерсон вернулась в Германию в 1931 году, но в 1968 году вернулась в США, где проживал Боткин. Там она и прожила до своей смерти в 1984 году. Умерла от воспаления легких. За несколько месяцев до этого она вышла замуж за Джека Мэнахена (Jack Manahan), который был на 20 лет моложе и называл себя «зятем царя».

В 1970 годы судебные тяжбы закончились, и ни одна из сторон не смогла установить, была ли Анне Андерсон настоящей Анастасией или просто выдавала себя за дочь Николая II. Захватывающая легенда так и осталась загадкой.

Карлос Монтенегро

Источник: http://www.inosmi.ru/world/20140713/221633120.html

 

ДОНСКИЕ КАЗАКИ НА СЛУЖБЕ РОССИИ

Из всех одиннадцати казачьих войск России войско Донское  считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. Казачья вольница - на службе государству.

Официально  старшинство Донского казачьего войска было установлено от 3 января 1570 года, когда  царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал  их «жаловать».

В жалование входило: порох, одежда, хлеб, свинец и деньги.  Царь хотел не только управлять донскими казаками в боях, но и знать все о них. Однако среди казаков было много беглых и преступников, которые пришли сюда ради жизни вольной и свободной. Всех казаки принимали, лишь бы только в Бога веровал, да в бою храбрым был.  Отсюда и пошли на Дону фамилии: Мешеряковых - от мещерских татар, Татариновых – от татар, Грековых –от греков  и т.д.   У донских казаков был закон, который звучал: «С Дона выдачи нет», оттого стало войско Донское центром свободы и храбрости воинской. Это подтверждают казачьи пословицы и поговорки:

«Кто пули боится, тот в казаки не годится»

«Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт»

«Казак в бою, как орёл в небе» и т. д.

Донские казаки  с этих пор участвовали с царскими войсками во всех войнах: за Казань и Астрахань, против татар и турков, но и сами  не забывали ходить в военные походы («ходить за зипунами») против Азова, или захватить караван на Волге.

В это время донское казачество расселяется   по всему   течению Дона, Северскому Донцу, Медведице и Хопру. В ту эпоху донские казаки делились на два воинских сообщества. Живущие по нижнему течению Дона назывались «низовыми», а селившиеся в его верховьях – «верховыми». Жили изначально казаки в городках, которые после превратились в станицы и хутора.  В городках первое время совсем не было женщин, и казаки были безбрачными.

С военных походов казаки привозили себе жен.  Об этом рассказал  в  романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов: «В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину». У Донских казаков вся жизнь контролировались избранным   атаманом, будь то жизнь станицы или военный поход. Избирали атамана на Кругу все взрослые казаки - это  была  казачья демократия. «Без атамана казак сирота» - так говориться в известной казачьей пословице.

В начале  XVII века в России произошли события названные Смутой, к этому времени на  службе в Войске числилось 1888 казаков. Не было единого атамана.

Отсутствие информации о том, что происходит в Москве, польские агитаторы и вера в царя – все это  привело к тому, что казаки первоначально поддержали Лжедмитрия I, потом Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Атаман Заруцкий был приближенным этого «Тушинского Вора». Когда же казаки увидели, что  «Кременную Москву» захватывают поляки, то было решено  выступить против интервентов и пополнить ряды ополченцев. Значимая роль казаков в освобождении Москвы дало возможность казакам принять участие в Земском соборе 1613 года, на котором избрали нового царя и уже новую династию Романовых.  Вот так вольные казаки установили  царскую власть Михаила Федоровича Романова.

От нового царя Донские казаки получили знамя, тем самым став частью России. Со временем в среде казачества появились свои слои – зажиточные, «домовые» и голытьба, которые  зачастую не повиновались царской власти. Поэтому в столице Донского казачества Черкасске (ныне станица Старочеркасская)  зачастую эти две «партии» казаков спорили о будущем казачества.  В таких спорах и проявили свой авторитет Степан Разин и Емельян Пугачев, которые возглавили одни из самых массовых восстаний в истории России.  Для борьбы с казачьей вольницей Петр I подчинил войско Военной коллеги, тем самым  управляя войском через войскового атамана. С этого времени вместо  выборных атаманов на Дону появились наказные атаманы, первым им стал Андрей Иванович Лопатин.  При Екатерине Великой Войско Донское превратилось в административную единицу Российской Империи. В 1763 году была введена обязательная пожизненная военная служба казаков, а  основными занятиями населения в 18 веке стали земледелие и коневодство. Положение о военной службе Донского казачьего войска, установило 30-летний срок службы казака (с 1875  срок сокращен до 20 лет) со своим оружием и двумя конями. За это казаки получали земельный пай в 30 десятин, однако, в среднем  казак имел 14 десятин. С 1805 года столицей стал Новочеркасск.

Тем самым к началу ХХ века казаки стали главной военной силой Российской империи, ее авангардом. Отвага казаков стала примером служения Отечеству. С именем Донского казачества были связаны все военные победы.  К началу Гражданской войны в области Войска Донского проживало более 1500000 казаков. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Ростовской области казаками себя назвали 87,5 тыс. человек.

 Александр Гаврилов

Источник: http://russian7.ru/2014/07/donskie-kazaki-na-sluzhbe-rossii/

 

17 июля православная церковь отмечает день преподобного Андрея Рублева

17 июля православные вспоминают преподобного Андрея Рублёва - одного из величайших древнерусских живописцев, чья личность до сих пор остаётся загадкой. Исторические сведения о нем очень скудны: точная дата рождения и происхождение художника не известны. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца, росписи которого украшают старейшие соборы страны. Иконы преподобного, в числе которых и знаменитая «Троица», говорят о художнике лучше всяких слов.

Андрей Рублев - биография святого и как он связан с Сергием Радонежским

О житии преподобного Андрея Рублева летописи рассказывают очень мало. Принято считать, что иконописец родился около 1340-1350 года. Судя по фамилии, происходящей от слова «рубель» (так на Руси называли приспособление для стирки и глажения белья), его отец был ремесленником. Вся жизнь преподобного Андрея Рублева тесно связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве.

В «Сказании о святых иконописцах» (XVII век) говорится, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшим игуменом после смерти своего духовного наставника Сергия Радонежского. В этой обители Рублёв был пострижен в монахи. Скончался художник около 1430 года в Москве во время эпидемии чумы. Интересно, что портретов преподобного не сохранилось - за всю жизнь его лицо ни разу не было запечатлено на холсте. В год 1000-летия Крещения Руси святой Андрей Рублев был канонизирован церковью.

Как создавалась главная русская икона - Троица Андрея Рублева

Первое летописное упоминание о художнике относится к 1405 году. В нем сообщается, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. В 1408 году он совместно с Даниилом Чёрным делал росписи Успенского собора во Владимире.

Самая известная икона Андрея Рублева - «Троица» - была создана около 1420 года в период работы Рублева над росписью Троицкого собора на территории Троице-Сергиева монастыря. В «Сказании о святых иконописцах» сохранилось свидетельство того, что Никон Радонежский просил Рублева написать образ святой Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию.

Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Эта сцена приобрела особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г.) догмата о триединстве Божества и стала одним из ключевых в иконографии.

Уникальность написанной Рублевым «Троицы» в том, что впервые вместо обычной бытовой сцены он изобразил наполненное глубоким символическим смыслом событие. Она отличается от остальных существующих вариаций библейского сюжета особенной гармонией всех элементов, выражающей основную идею самопожертвования как высочайшего состояния духа. В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее.

Где покоятся святые мощи Андрея Рублева и другие памятные места, связанные со святым

Местонахождение мощей преподобного Андрея Рублева является одной из исторических загадок. После смерти иконописец был погребён в Спасо-Андрониковом монастыре. При проведении раскопок на территории обители в 2006 году было обнаружено захоронение, предположительно относящееся к XV веку. По мнению экспертов, найденные останки принадлежат Андрею Рублёву.

Помимо Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастыря, на карте России есть немало мест, связанных с именем великого живописца. Работы Рублева можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее, Благовещенском соборе Московского Кремля, Успенском соборе во Владимире. Во многих города есть памятники и скульптуры, посвященные Андрею Рублеву: у входа в ЦМиАР и парк имени Пушкина во Владимире, а также на фронтоне Омской государственной библиотеки.

Источник: http://www.gdeetotdom.ru/news/2032074-2014-07-17-17-iyulya-pravoslavnaya-tserkov-otmechaet-den-andreya-rubleva/

 

История: 231 год назад был утвержден первый официальный герб Екатеринбурга

Первый официальный герб Екатеринбурга был утвержден императрицей Екатериной II 17 июля 1783 года.

В то время город входил в состав Пермской губернии, поэтому в верхней части гербового щита был изображен медведь на алом поле как символ Пермского края. Медведь нес Евангелие в золотом окладе и серебряный крест как символы просвещения. В нижней части щита - на зеленом поле - была изображена серебряная плавильная печь и колодец рудокопной шахты.

В первой половине XX века с установлением советской власти герб с православной символикой, разумеется, не мог быть эмблемой Екатеринбурга. После 1917 года в России территориальная геральдика фактически прекратила свое существование. Новая волна создания городских эмблем в виде гербов охватила Советский Союз в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 1973 году была утверждена советская эмблема Свердловска.

В 1991 году столице Урала было возвращено историческое имя - Екатеринбург, и городской Совет народных депутатов восстановил исторический герб Екатеринбурга образца 1783 года с православной символикой.

Современный герб Екатеринбурга был официально утвержден в 1995 году. Верхняя часть щита похожа на крепость, которой был Екатеринбург в первые годы своего существования. Волнистая полоса в нижней части - это река Исеть, соединяющая историю и современность, Европу и Азию. Медведь - европейский символ, соболь - азиатский. Животные стоят за пределами щита, высунув языки и оскалив зубы, - такое проявление агрессивности вполне объяснимо, ведь они охраняют город. Золотая лента в самом низу герба является признаком столичности Екатеринбурга.

23 мая 2008 года депутаты Екатеринбургской городской Думы единогласно утвердили новый элемент городского герба - статусную корону в виде «крепостной башни о пяти зубцах», которая размещена над щитом. Корона символизирует статус Екатеринбурга в качестве административного центра субъекта Российской Федерации.

Источник: http://www.ekburg.ru/news/2/50107-istoriya-231-god-nazad-byl-utverzhden-pervyy-ofitsialnyy-gerb-ekaterinburga/

 

Музей "Тарханы" посетили потомки рода Лермонтовых из России и Австралии

Потомки рода Лермонтовых из России и Австралии посетили музей-заповедник «Тарханы» в Пензенской области по случаю 200-летия со дня рождения поэта. Наследники знаменитой фамилии искали и находили друг друга в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Люксембурге и Рио-Де-Жанейро. Однако центром притяжения стала Россия.

Так, Лермонты из Австралии на сбор семьи приехали второй раз, но усадьбу посетили впервые. Тамара Уотерс-Лермонт уже активно учит русский, чтобы читать стихи Михаила Лермонтова в оригинале. Конечно, гордится тем, что одной крови с великим поэтом. «У нас общий предок — Джордж Лермонт. Он дал начало российской ветви рода. Потом некоторые Лермонты переехали в Австралию и были среди первооткрывателей этого континента. Они до сих пор считаются у нас национальными героями», — отметила она.

Именем Лермонта в Австралии названы город и озеро. Однако богатейшее культурное наследие рода — в России. Особенно важной для потомков стала поездка в «Тарханы». «Я так много слышала и читала о Лермонтове последние два десятилетия, что сочла своим долгом приехать сюда. Мне кажется, что любой человек, выросший в таком великолепном окружении, обладал бы богатой фантазией», — сказала Карина Макдоналд из Австралии.

Русские Лермонтовы тоже не упустили шанса побывать в исторической усадьбе. Признаются, что родство с великим предком накладывает особый отпечаток на всю жизнь. «Я очень горжусь тем, что я Лермонтов и что я русский. И понимаю, что это очень большая ответственность. Фамилия красивая, она мне нравится. Но в любом обществе, коллективе, в школе или вузе на тебя обращают много внимания, и ты не имеешь права показать себя и свой род с плохой стороны», — подчеркнул Родион Лермонтов из Санкт-Петербурга.

Всего в ассоциации «Лермонтовское наследие» состоят около 300 представителей древнего дворянского рода. Символично, что среди них много военных и ученых. Однако знаменитых поэтов после Михаила Юрьевича больше не было.

«А вот гены Лермонтовых очень сильные. Когда мы первый раз собирались в 1991 году и ждали Лермонтов из Парижа, Рио-де-Жанейро, из Нью-Йорка, то думали — как мы будем их встречать в аэропорту, мы их никогда не видели. Но когда они появлялись, было совершенно понятно, что это Лермонты идут. У них карие глаза, они похожи друг на друга», — отметила исполнительный директор ассоциации «Лермонтовское наследие» Елена Лермонтова.

В 2014 году они ездят друг к другу в гости как никогда часто. В знаковый для семьи день — 15 октября — намерены собраться в большом театре в Москве, чтобы отметить день рождения человека, имя которого объединяет полмира.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1803048

 

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное