Генеалогия для всех

Генеалогия для всех

рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

Новости от профессора Клёсова

Интернет-газета «Четвёртая власть» поместила пространное интервью с профессором Анатолием Клёсовым – создателем т. н. «ДНК-генеалогии», призванной выявлять скорости мутаций в ДНК. На основе полученных величин рассчитывается хронология миграций человеческих популяций, происходивших от десятков до миллионов лет назад. Каждому народу «ДНК-генеалогия» приписывает определённую гаплогруппу, то есть набор вариантов строения одного из участков хромосомы, сложившийся вследствие какой-то мутации. Так, основываясь на частоте встречаемости гаплогрупп R1a, I2a и N1c, Клёсов утверждает, что современные этнические русские «на 80% относятся к трём основным родам, предки которых пришли на Русскую равнину примерно 4800, 3500 и 2300 лет назад». По его мнению, «без особого труда выявляется, по каким миграционным путям и откуда они пришли, и какова была их история, сначала крупными мазками, а при последующем изучении - все более и более детально».

Анатолий Клёсов – защитник Фоменко и Чудинова, последовательный антинорманист. Он почему-то считает, что скандинавское происхождение Рюриковичей предполагает наличие на Руси больших масс норманнов. Между тем, по его словам, «потомков скандинавов нет ни в России, ни на Украине, ни в Белоруссии, ни в Литве. То есть нет ниже статистически обнаруживаемого уровня в малые доли процента, а на Украине-Белоруссии-Литве их, можно сказать, вообще не нашли». На этом основании Клёсов утверждает, что Рюриковичи были не скандинавами, а балтами.

Почему-то большой шум вызвало заявление Клёсова о генетическом родстве славян с ариями, завоевавшими в древности Иран и Индию. В том, что арии, славяне, балты и другие европейские народы имеют общих предков, мало кто сомневается. Правда, Клёсов идёт дальше, утверждая, что «и у ариев, и у славян гаплогруппы R1a - один древний род, он же у большинства - до 72% - членов высшей касты Индии, в первую очередь – браминов».

Работы Клёсова публикуются преимущественно в журнале Advances in Anthropology, претендующим на научность. Большинство генетиков и антропологов резко отрицательно относятся к Клёсову и его детищу – «ДНК-геналогии». Они считают научно некорректным её базовый принцип – приписывание  каждому этносу, каждой археологической культуре и языковой общности конкретной гаплогруппы. Елена Балановская, заведующая лабораторией популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН, отмечает, что Клёсов эксплуатирует собранную генетиками информацию, обрабатывает её неизвестными методами и «получает красивые результаты на потребу публике». Клёсова упрекают в использовании нетрадиционной терминологии, ошибочном толковании генеалогии гаплотипов в популяциях, игнорировании генетического дрейфа и особенностей мутаций в микросателлитных локусах ДНК, и т. д. Отмечается низкий уровень математической и технической аргументации Клёсова в области генетики. Ряд российских СМИ охарактеризовал ДНК-генеалогию как антинауку или псевдонауку, а её основателя — как лжеучёного в области генетики.

Где можно встретиться с родственниками знаменитых Владимиров

Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва, Андроньевская пл., 10) в рамках проекта «Живое наследие памяти» открывает очередной сезон «Исторических встреч» с людьми, чьи предки участвовали в исторической, культурной и благотворительной жизни Отечества. 27 сентября состоялась встреча с князем Г. Г. Гагариным – прямым потомком равноапостольного великого князя Владимира, великих князей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо. На 25 октября намечается выступление А. М. Путина – исследователя крестьянского рода Путиных из Тверской губернии, автора книги «Род Президента В.В. Путина. Материалы исследования 1986–2002 годов». 29 ноября пройдёт встреча с профессором Московского архитектурного института М. В. Зубовой, предки которой были похоронены на территории Спасо-Андроникова монастыря.

Гарри Поттер обзавёлся родословной

Создатель Гарри Поттера Джоан Роулинг на сайте pottermore.com рассказала о предках своего героя. Генеалогическое древо Поттеров начинается с волшебника Линфреда из Стинчкомба по прозвищу Поттерер, жившего в XII веке. Сын Линфреда был женат на ведьме Иоланте Певерелл из Годриковой впадины, внучке Игнотуса Певерелла. Поскольку старших братьев у Иоланты не было, она и унаследовала мантию-невидимку, впоследствии не раз выручавшую её потомка. Прадед Гарри Поттера заседал в Визенгамоте – Совете магов (аналог Витенагемота – высшего совета в раннесредневековых англосаксонских королевствах.

В стиле милитари

Модельеров пруд пруди, а некоторые из них пользуются мировой известностью. Люди, о которых рассказывает «АиФ», не имели никакого отношения к миру моды, однако их имена оказались неразрывно связанными с моделями одежды. Интересно, что из семи перечисленных изданием предметов пять названы в честь генералов и маршалов: реглан, кардиган, веллингтон, френч, галифе. Лишь плащ-макинтош изобретён гражданским химиком, да штаны-блумерсы ввела в моду одноименная американская феминистка.

Останки царской семьи: следствие продолжается

По сообщению сайта ПОЛИТ.РУ, возобновление следственных действий по делу об убийстве царской семьи стало необходимым для повторного взятия генетического материала из останков Николая II и Александры Федоровны с целью проведения новых исследований. Директор Института общей генетики  им. Н. И. Вавилова РАН, член-корреспондент РАН Николай Казимирович Янковский выступил с докладом на тему «Об итогах  генетических исследований по вопросам идентификации останков семьи российского императора Николая II».

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в Ипатьевском доме большевики убили отрекшегося императора Николая II, его жену Александр Федоровну, их детей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и Алексея, царского медика Евгения Боткина, повара Ивана Харитонова, камердинера Алоизия Труппа и комнатную девушку Анну Демидову. В 1979 году Александр Авдонин и Гелий Рябов обнаружили захоронение, но скрыли его, забрав для возможного исследования три черепа. В 1991 году Авдонин сообщил о находке властям. При раскопках были обнаружены останки девяти человек. Одной из дочерей, предположительно Марии, и Алексея в захоронении не оказалось. В 2007 году археологические изыскания подтвердили, что убийцы первоначально пытались сжечь останки Алексея и одной из его сестер; когда это не удалось, их тела закопали под костром, а остальных захоронили отдельно.

Генетические экспертизы останков проводились в 1990-х годах. В 2000-е годы старший следователь-криминалист генеральной прокуратуры Владимир Соловьев обнаружил в Эрмитаже рубашку, надетую на Николае во время «инцидента в Оцу» (в 1891 году Николая, совершавшего поездку по Японии в качестве наследника российского престола, ранил саблей полицейский Цуда Сандзо). Образец ДНК, взятый из капель крови, по Y-хромосоме совпал с образцами, полученными из останков в Ипатьевском доме и взятыми у ныне живущих родственников Николая по мужской линии.

В ходе этих и последующих исследований были уверенно идентифицированы останки всех членов царской семьи. Сейчас генетические образцы Александры Федоровны сравнивают с аналогичными образцами её сестры Елизаветы, похороненной в Иерусалиме. Проводимое исследование займёт около месяца. Николай Янковский считает эту процедуру излишней, однако он признает, что с точки зрения православной церкви может быть правомерным требование точной генетической идентификации всех костных фрагментов, чтобы, например, в могиле одного из членов императорской семьи не оказался череп другого.

Русская Православная Церковь пока не приняла решение о подлинности «екатеринбургских останков». Создана специальная церковная комиссия для изучения результатов проводимых исследований. Возглавляет комиссию управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько