Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 286


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 10

Тема номера: Служба Заказчика.

Подробнее: >>>

Блог "Новый дом" на портале NNM.ru

Книги по истории флота, статьи о жизни

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №286

 

 

 

Содержание:

    события

             1.  В новом энергоэффективном доме использован мокрый тип фасада

       статьи

             2.  Материалы для фантазера 

          3.  Оклейка потолка обоями

        А это на общетрепещущие темы:

             4.  Что раскопали российские археологи в древнейшем городе Земли?

      

 

 

 В новом энергоэффективном доме использован мокрый тип фасада    


    В г. Барнауле Алтайского края 3 декабря, сдан в эксплуатацию первый за Уралом энергоэффективный дом. В торжественной церемонии открытия «Дома XXI века» приняли участие замминистра регионального развития РФ А.Попов, гендиректор госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ К. Цицин, губернатор Алтайского края А. Карлин, губернатор Белгородской области Е. Савченко, президент Якутии Е. Борисов, губернатор Томской области В. Кресс и другие.

Строительство энергоэффективного дома в регионе началось летом 2010 года. Трехэтажное здание серии «КПД-330» возведено по адресу ул. Смирнова, д. 67. При строительстве дома использовались самые современные материалы и технологии. Для снижения теплопотерь через стены дома применена система «мокрого» фасада, что позволяет обеспечить высокое сопротивление теплопередачи стен. В доме также есть система регулирования объемов вентиляции: она может полностью блокироваться в том случае, если в квартире никого нет. Расход тепловой энергии на подогрев приточного воздуха снижен на 60 % за счет рекуперации тепла и на 30 % за счет регулирования воздухообмена. С целью сокращения теплопотерь, в здании двойные утепленные тамбуры, двери оборудованы доводчикам, остеклены все лоджии и утеплен подвал. На окнах установлены стеклопакеты с, так называемыми, низкоэмиссионными (теплоотражающими) стеклами, изготовленными с использованием нанотехнологий.

Выступая на торжественной церемонии открытия дома генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин отметил, что в ближайшее время такие энергоэффективные дома будут сдаваться и в других регионах России. В настоящее время такие дома строятся в 9 субъектах РФ.

«Проживание в этом доме будет на 50 % менее затратным для жильцов. Было проще построить обычный дом, заселить жителей и оставить их один на один с тарифами. Но перед нами стоит другая задача: нам необходимо в первую очередь снижать платежи для граждан», – отметил Константин Цицин.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин отметил, что этот дом построен в порядке эксперимента, однако в будущем необходимо строить кварталы таких домов.

- На нем мы решили обкатать технологии XXI века. Теперь эти технологии должны использоваться массово, в том числе и в коммерческом строительстве. Другими словами, мы должны научиться считать по современному: можно сэкономить на строительстве жилья, но потом потерять при его эксплуатации. Конечно, себестоимость этого жилья, пока его строительство не стало массовым, обходится примерно в полтора раза дороже, но это жилье и через 10 лет будет давать собственнику только экономию. Сегодня необходимо строить не отдельные подобные дома, а целые энергоэффективные кварталы. При застройке микрорайонов с применением энергоэффективных технологий мы получим еще большую отдачу.

Стоимость строительства дома составила порядка 45 млн. рублей. В трехэтажном доме общей площадью 1 050 кв. м. на 19 квартир будет проживать около 60 человек, переселенных из аварийного жилья по программе Фонда ЖКХ.


 

вверх страницы

 

 

Материалы для фантазера

 

  В наше время стандартизации и унификации всего и вся особую ценность приобретает возможность подчеркнуть свою индивидуальность. Не поэтому ли нам хотя бы в своем семейном гнездышке хочется выстроить собственный уютный и неповторимый мир, чтобы дом или квартира были не просто комфортны и функциональны, но и правильно отражали наше мировоззрение, стиль, социальный статус? Для этого все чаще россияне приглашают профессиональных дизайнеров интерьеров, которые могут невыраженные чаяния и желания хозяев дома воплотить во вполне материальные формы.


Как композитор сочиняет музыку на основе лишь семи нот, как художник пишет многоцветные картины, смешивая на палитре всего несколько красок, так и дизайнер создает интерьер, используя ограниченный арсенал строительных материалов и технологий. Давайте посмотрим, каковы же дизайнерские инструменты, способные осуществить любую причудливую фантазию владельца загородного дома или квартиры в мегаполисе.


Древнейший материал в современном доме
Древесина – этот старейший стройматериал человечества – до сих пор считается одним из самых излюбленных инструментов дизайна. Применение его в интерьере может быть весьма разнообразно, ведь существуют десятки различных пород дерева – каждое со своим особенным характером, цветом, фактурой. В зависимости от замысла дизайнера и толщины кошелька хозяина дома можно подобрать любой сорт древесины – от вполне доступных до дорогих и эксклюзивных. Кроме того, дерево легко комбинируется с множеством материалов: камнем, металлом, кожей, стеклом. Если природного цвета и рисунка древесины недостаточно для воплощения замысла, используется резьба, инкрустация, художественная роспись. Все это объясняет не снижающуюся популярность дерева в интерьерах жилых помещений.


Особенно востребовано использование дерева в интерьере загородных домов. В жилище на лоне природы, куда приезжают, чтобы отдохнуть от шумного города, очень гармонично смотрится внутренняя отделка стен и потолка вагонкой или блокхаусом из хвойных пород древесины – кедра, ели, сосны. Такая отделка сама по себе является природным кондиционером, который регулирует внутренний микроклимат помещений и наполняет воздух легким смолистым запахом.


Для пола хорошо подойдет половая или палубная доска из дуба, ясеня или лиственницы. Последняя особо стойка к гниению и всяческим вредителям, так что ее можно применять на верандах и террасах.


В городской квартире более уместны деревянные стеновые панели, которые могут заменить надоевшие цветные обои. Отделка из таких пород дерева, как ясень, бук или вишня, позволяет подчеркнуть респектабельность и серьезность помещения. Такое решение отлично подойдет для кабинета, гостиной или библиотеки в классическом стиле. Логичным дополнением будет добротная и основательная мебель из массива древесины и традиционные виды напольных покрытий (штучный и щитовой паркет или паркетная доска). Их изготавливают из пород древесины, стойких к истиранию: дуба, бука, ясеня, ореха, клена и даже красного дерева.


Стоит упомянуть и о термодереве – сравнительно новом отделочном материале. По словам Вадима Козлова, заместителя директора компании «Вивадом» (специализируется на возведении индивидуальных домов в Подмосковье), древесина после длительной сушки при температуре до 240°С приобретает необычные свойства. Она практически не впитывает влагу, не деформируется при намокании, устойчива к гниению и имеет высокую износостойкость. Кроме того, после термообработки фактура древесного рисунка становится более четкой, а цвет – более насыщенным. Такое «окаменевшее» дерево очень хорошо подходит для изготовления износо- и влагостойких полов – в коридорах, прихожих, банях и саунах.


Классика камня
Еще со времен древних греков и римлян декорирование жилища с помощью разных видов камня было свидетельством большого достатка хозяев дома. И в наши дни природный камень – будь то полированные поверхности из мрамора или отделка гранитом – это всегда эксклюзивно и дорого. Натуральный камень привносит в любое помещение особый шик и респектабельность.


Один из самых излюбленных дизайнерами видов камня – мрамор. Он может быть розовых, желтых, голубых, зеленых, красных, черных и коричневатых тонов, с прожилками разных форм и размеров. Его используют в качестве плитки для отделки стен и напольных покрытий или же в виде мозаики. Очень любят узоры мрамора на Востоке, так что с помощью этого материала можно создать интерьеры в китайском или арабском стиле. Конечно, если позволяют финансовые возможности.


Впрочем, сейчас широко распространились и вполне демократичные по ценам аналоги природных минеральных материалов: например, искусственный камень или керамическая плитка. Благодаря стойкости к влаге, перепадам температур и к истиранию, они хорошо подходят для напольных покрытий веранд и террас частных домов, а также кухонь, коридоров и прихожих. А ванные комнаты, отделанные водостойкой кафельной плиткой, стали уже классикой нашего времени. И в то же время существует стереотип, что в жилых помещениях камень уместен только в виде гранитной или кирпичной отделки камина и, в качестве дизайнерского изыска, голой кладки из красного кирпича.


«Многие думают, что камень и керамическая плитка предназначены только для влажных помещений и холлов, но эти материалы прекрасно смотрятся в сочетаниях с деревом или штукатуркой и могут быть использованы в декорировании и других помещений, – рассказывает Галина Орловская, директор по маркетингу компании Kerama Marazzi (ведущего российского производителя керамической плитки). – Кстати, варьируя и смешивая плитку из разных коллекций, можно добиться весьма интересных сочетаний».


Пластик для дома
Сочетание характеристик современных пластиков делает их незаменимыми при ремонте и отделке помещений, особенно если владелец жилища ограничен в бюджете.
Потолочные панели из ПВХ нельзя отнести к дизайнерским изыскам, но этот дешевый и эстетичный способ отделки может применяться в подвесных потолках не только на кухне, ванной или в коридорах, но даже в жилых помещениях. Их основные преимущества – дешевизна, простота установки и долговечность, в них можно монтировать точечные светильники, а кроме того, за ними удобно прятать электропроводку и прочие коммуникации. Такие панели бывают любых цветов, нести на себе узоры и рисунки или иметь зеркальную поверхность.


Более современной и эстетичной технологией считаются натяжные потолки. Полимерная ткань разогревается тепловой пушкой или строительным феном и затем фиксируется на каркасе, закрепленном по периметру комнаты. Остыв, ткань из ПВХ натягивается, образуя идеально ровную поверхность, в которую можно вмонтировать источники света.
«Современные технологии позволяют создавать бесшовные натяжные потолки из особой прорезиненной ткани в помещениях размерами до 5 метров, – рассказывает Андрей Вернич, генеральный директор строительной компании «Модель неба». – Что особо ценно, такой потолок можно красить или с помощью фотопечати нанести на ткань любое изображение!»


Наконец, один из самых важных элементов любого жилого помещения также делается из пластика. Мы имеем в виду окна из ПВХ-профилей. Таким оконным конструкциям нет равных в смысле теплосбережения, защиты жилья от холодов, сквозняков и осадков. Благодаря трех- или пятикамерному профилю, герметичному стеклопакету и двум контурам уплотнений между рамой и створками, пластиковые окна сберегают не менее 20-30% тепла, вырабатываемого системой отопления. Редкий случай, когда изящный элемент интерьера может еще и экономить деньги обитателей жилища и беречь их здоровье!


Но помимо того, это чрезвычайно удобный материал в руках умелого дизайнера. По его заказу оконная компания изготовит окна любой конфигурации, с любым числом створок, даже с изогнутой аркой или же огромное панорамное окно от пола до потолка, чтобы любоваться окружающим ландшафтом.


«Если при внутренней отделке комнат используется дерево, а интерьеры выполнены в экологичном или деревенском стиле, зачастую владельцам важно сохранить стилистическое единообразие дома. В таком случае стоит использовать оконный профиль не стандартного белого цвета, а покрытый декоративной пленкой под фактуру дерева, – считает Рафик Алекперов, руководитель Центра технического сервиса и обучения ТД ПРОПЛЕКС (эксклюзивного поставщика оконного ПВХ-профиля, произведенного в России по австрийским технологиям). – А чтобы придать окну традиционный «деревенский» вид, применяют «фальшпереплеты» – тонкие декоративные профили, наклеиваемые на стекло с внутренней или внешней стороны, имитирующие старинные оконные переплеты».


Прозрачность формы
Стекло (если не считать оконное стекло, выполняющее совершенно утилитарную функцию) стали использовать в дизайне жилых помещений сравнительно недавно. Слишком уж хрупким и непрочным казался этот материал. Но все изменилось, когда получило распространение закаленное и многослойное стекло, по прочностным характеристикам не уступающее бетону.


В современном интерьере стекло ценится потому, что оно позволяет визуально облегчить пространство и наполнить его светом. Кроме того, этот материал имеет сотни различных цветов и оттенков, а потому всегда можно подобрать интересные комбинации с другими фактурами: деревом, металлом, пластиком и пр.


Еще не так давно закаленное стекло применялось только для душевых кабин, столешниц и в качестве остекления межкомнатных дверей. Теперь же все чаще дизайнеры используют этот эффектный материал для зонирования жилых пространств. Прозрачные или матовые цельностеклянные перегородки и двери позволяют создавать стеклянные шкафы, полуизолированные отсеки и даже полноценные комнаты. Применение клееного закаленного стекла делает реальными даже такие эффектные конструкции, как прозрачные лестницы и балконы, которые, без сомнения, станут украшением загородного дома.


Одна из любопытных и нечастых в российских домах реализаций декоративных возможностей стекла – это полы. Напольные покрытия, выполненные с его применением, привносят в интерьер совершенно особый колорит и индивидуальность. Стеклянный пол может представлять собой одну сплошную панель или конструкцию из нескольких наборных сегментов. Монтируются такие покрытия на прочную стальную раму, в ячейки которой вставляются элементы из многослойного или закаленного стекла. Благодаря специальной обработке стекла, полы приобретают высокую устойчивость к нагрузкам. Проще говоря, по ним можно бегать и прыгать без опаски разбить их.


Поверхность такого пола бывает полностью прозрачной, зеркальной, тонированной или даже украшенная различными рисунками. Логичное развитие этой технологии – организация статичной или динамичной подсветки, например, экономичными и долговечными светодиодами разных цветов. Стеклянные блоки могут освещаться все разом или отдельными сегментами, образуя локальные световые пятна.


Живой металл
Человеком, не искушенным в оформлении интерьеров, все виды металлов воспринимаются как холодные материалы, никак не подходящие для квартиры или дома. Однако дизайнеры находят листовую нержавеющую сталь и алюминий очень интересными инструментами. Конечно, никому в голову не придет использовать в жилых помещениях металл как основной отделочный материал – например, в виде алюминиевых стеновых панелей. Однако те или иные металлические элементы уже давно и прочно вошли в арсенал дизайнеров.


Блестящие хромированные поверхности и элементы интерьера стали одним из признаков модных ныне направлений дизайна хай-тек и лофт. В них воплощаются самые дикие сочетания металла, стекла, пластика и прочих материалов, которые традиционно считаются «нежилыми» и подходящими только для офисов. Впрочем, полы из практически вечных металлических плиток, а также металлическая мозаика в качестве облицовочного материала постепенно проникает и в более консервативные интерьеры.


Наиболее либеральна в этом плане кухня. Хромированные поверхности сюда допускаются все чаще – выпускают же холодильники цвета «металлик»! Но тут важно не перестараться с количеством металла, чтобы не возникало гнетущее впечатление операционной или химической лаборатории.


Проникновение металлов в жилое пространство кухней не ограничивается. Из них сейчас изготовляют лестницы, перфорированные перегородки, рельефные и сетчатые стеновые панели. Элементы из черненой стали, потемневшей меди или бронзы с колоритной зеленой патиной помогают создавать интерьеры в стиле «кантри». Они хорошо сочетаются с элементами из искусственно состаренной древесины или камня.


вверх страницы

 

Оклейка потолка обоями
 

 

 

Советы при покупке
– Имейте в виду, что не стоит выбирать для потолка тяжелые, плотные обои. Оптимальный вариант – использовать обои под покраску на флизелиновой основе. В отличие от бумаги они при намокании не надуваются пузырями и гладко ложатся на поверхность. Кроме того, обои на флизелиновой основе чрезвычайно удобны при оклеивании. Клей нужно наносить лишь на оклеиваемую поверхность, а сами обои пропитывать им не нужно. То есть вы работаете с сухим полотном обоев, что существенно упрощает процесс.

– При особо заметных неровностях рекомендуется выбирать структурированные обои с ярко выраженным рельефом – они лучше скрывают все недостатки.

– Покупайте клей, адаптированный к данному виду обоев.

Технология
Чтобы оклеить потолок обоями, нам понадобится:

– ведро для клея;
– ножницы, резак или нож;
– чистые тряпки;
– кисти;
– валик;
– рулетка;
– стремянка.

1) Подготовка поверхности

Прежде всего, нужно снять светильник и изолировать оголившиеся провода (предварительно их обесточив). Также не забудьте закрыть все окна.
Подготовка поверхности заключается в смывании с потолка старой побелки, выравнивании штукатурки и заделке трещин в ней, грунтовки потолка.
Трещины заполняют шпатлевкой, плавно проводя шпателем сначала поперек трещины, а затем вдоль нее. Когда зашпатлеванное место высохнет, его зачищают мелкой наждачной бумагой.
Очищенную от старой побелки и зашпатлеванную поверхность потолка необходимо загрунтовать. Грунтовка наносится на потолок кистью или валиком. После нанесения она должна высохнуть, после этого можно начинать клеить обои.

Следите, чтобы на смытом потолке не оставалось участков со старой побелкой.

2) Раскрой обоев

Определите длину первой полосы, которую вы хотите наклеить на потолок. Для этого возьмите рулетку и замерьте длину потолка. В полученный размер отрежьте полосу обоев с некоторым запасом, который потом можно, если понадобится, отрезать после поклейки на потолок. По этой полосе отрежьте еще столько полос, сколько вам необходимо, чтобы в итоге поклеить весь потолок.

Измерять следует именно длину, а не ширину, так как обои надо клеить именно по длине помещения.

3) Нанесение клея на потолок

Нанесите валиком слой клея на потолок шириной чуть больше ширины полосы обоев и длиной во все помещение.

4) Поклейка первой полосы

Обои следует наклеивать в направлении падающего света – от окна (так швы будут менее заметны). Один конец полосы обоев приложите к стыку между потолком и стеной и выровняйте обои по краю стены. Другую сторону обоев в это время должен поддерживать помощник.
По мере приклеивания равномерно разглаживайте обои мягкой тряпкой или прижимным валиком. Таким способом приклейте всю полосу обоев к потолку. Потом промажьте края обоев, так как они высыхают раньше всего.

Следите, чтобы край обоев шел вдоль линии стены и не съезжал в сторону. Также проследите, чтобы на обоях не образовывались складки, а под обоями пузыри.

5) Поклейка следующих полос

Промажьте потолок клеем на ширину полосы обоев рядом с уже наклеенной полосой. Затем возьмите вторую полосу и проделайте те же действия, что и с первой полосой. По окончании внимательно посмотрите на стыки наклеенных полос. Если обои где-то отклеиваются, тогда опять кистью промажьте отслаивающиеся места. Таким образом клейте до противоположной стены. Там, где нужно обойти люстру, сделайте аккуратный разрез канцелярским ножом.

Тщательно притягивайте друг к другу две смежные стороны полос.

Оклеенные поверхности надо оберегать от сквозняков, излишней влажности и солнечного света. Наклеенные обои высохнут в течение суток. Сквозняки и различная искусственная сушка может привести к отклеиванию обоев, разрыву, растрескиванию и т. п. На период сушки оптимальная температура в помещении должна быть +23оС.

Работа над ошибками

∙Отслоение обоев
Причиной возникновения этого дефекта чаще всего является грязная поверхность стены. Чтобы избежать отслоений, нужно очистить стену от краски, остатков шпатлевки и тщательно загрунтовать потолок.

∙Пятна
Бывает несколько причин появления пятен. В недавно построенных зданиях потолки имеют высокую щелочность. Если обои имеют в своем составе серебристые или золотистые составляющие, то может произойти химическая реакция, в результате которой и появляются нежеланные пятна. Поэтому необходимо проверить поверхность потолка на наличие щелочной реакции и, если таковая будет присутствовать, подбирать обои без содержания серебристых или золотых частиц. Проверить уровень рН можно с помощью обычной лакмусовой бумажки. Если капля воды оставит простое пятно, реакция нейтральная. Если бумажка темнеет, стоит отказаться от использования подобных обоев.

∙Пузыри
Чаще всего пузыри возникают от неравномерного распределения клея и других нарушений при нанесении клеящего состава. Устранить этот дефект можно с помощью шприца, заполненного обойным клеем. Проткните пузырь, аккуратно через иглу введите клей под бумагу, затем разгладьте обои.


вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:                         

           

ЧТО РАСКОПАЛИ РОССИЙСКИЕ АРХЕОЛОГИ В ДРЕВНЕЙШЕМ ГОРОДЕ ЗЕМЛИ?

 

17 января, в рамках визита на Ближний Восток, президент России Дмитрий Медведев посетит территорию Палестинской автономии. В Иерихоне к его приезду будет открыт первый на Святой земле российский археологический музей - Музейно-парковый комплекс РФ, где собраны находки из недавних раскопок в Иерихоне. Он пока еще не слишком заполнен, первую экспозицию следует рассматривать не как итог, а, скорее, как начало пути, который необходимо одолеть вслед за археологами других стран. О том, что предшествовало созданию музея, обозревателю "Недели" Ирине Мак рассказал руководитель раскопок от российской стороны, глава сектора Москвы Института археологии РАН, доктор исторических наук Леонид Беляев.

Иерихон, многократно упомянутый в Библии Ир ха-Тмарим - в переводе с иврита "город пальм", он же в недавнем прошлом арабская деревня Риха, - если и не самый древний, то один из древнейших непрерывно населенных городов мира.

Первые следы жизни людей, обнаруженные здесь, относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры. Можно увидеть руины нескольких городских стен, якобы павших от звука иерихонских труб. Над урочищем Вади Кельт открыты руины дворцов Хасмонеев, Ирода Великого и его сыновей и памятники Византии, часть из которых с 1880-х годов принадлежит России.

Музейно-парковый комплекс РФ построен на одном из таких участков. Здесь собраны находки из недавних раскопок, которыми Леонид Беляев руководил вместе с доктором Хамданом Таха из министерства туризма и древностей Палестинской автономии.

Антонин и Иосаф

В музее есть и фотографии, сделанные во времена, когда освоением древностей в Палестине занимались с российской стороны не только археологи, но и духовенство. Архимандрит Антонин (Капустин), глава Русской духовной миссии, который прибыл в Иерусалим в 1865 году и купил для России около сотни участков святых земель, был не просто церковным человеком, но выдающимся византинистом и ориенталистом. Он предполагал, что раскопки на этих землях откроют памятники немереной ценности. Так и оказалось. В Иерихоне архимандрит Антонин купил два участка. А из-за третьего, который в 1883-1884 годах приобрел некий иеромонах Иосаф (в миру Плеханов) - на нем и возвели музей, - разгорелся политический скандал.

- Иосаф был русским человеком, принявшим монашество на Афоне, - рассказывает Леонид Беляев. - Соответственно он перестал быть подданным России и перешел в ведение Греческой церкви. И когда Иосаф, не спросив никаких разрешений, купил участок на Святой земле, начался скандал. Дело в том, что, купив эту землю на русские деньги и устроив на ней фактически русский монастырь, он нарушил все принятые правила. В Османской империи, которой в те времена принадлежала Палестина, Иосафу грозили суд, тюрьма, изгнание. Чтобы избежать этого, Иосаф договорился с Русской церковью: этот участок он передает России в обмен на еще один, купленный Россией.

На Антониновском участке, на месте отлично сохранившейся ранневизантийской напольной мозаики, в начале XX века построили русскую церковь. С тех пор ее облик претерпел некоторые изменения, но интерьер остался прежним, на полу - все та же мозаика VI века с большим греческим текстом. Храм никогда не переставал функционировать. Рядом расположен двухэтажный паломнический приют, который когда-то стоял в чистом поле, а теперь оказался в центре города.

На Иосафовском участке тоже обнаружили вполне сохранившуюся мозаику, но он оставался заброшенным. Несмотря на то что в его центре стоит огромная сикомора - памятник природы с двухтысячелетней историей, восходящей к евангельскому рассказу о встрече Иисуса с мытарем Закхеем, и к ней стремятся тысячи паломников. До 1995 года здесь были только одноэтажные строения, построенные при Иосафе. Но в 1995-м началась эпопея по музеефикации очередного святого места.

Завладеть своим прошлым

- Владение прошлым и само по себе приятная вещь, но оно дает еще политические и практические преференции, - рассуждает Леонид Беляев. - Все государства мечтают с помощью раскопок обозначить свои корни и обосновать всякого рода претензии. Поэтому контроль над святыми местами всегда привлекал ученых и политиков. Из-за этого разворачивались войны - достаточно вспомнить крестовые походы и Крымскую войну. Не слишком известная с точки зрения археологии Палестина - а под Палестиной я подразумеваю не существующую сегодня Палестинскую автономию, а все, что мы включаем в понятие "Святая земля", - остается очень притягательной для археологов. Так было с XVI века, когда здесь появились французы и итальянцы - доминиканские и францисканские монахи.

Археология в современном представлении начала здесь развиваться в XIX веке. До середины XX века это была практически только западная археология. С середины прошлого столетия к процессу мощно подключился Израиль, сформировавший собственную археологическую школу - не столь значительную, как германская или очень известная в Святой земле итальянская школа, но европейскую по типу.

Американцы, появившиеся в Палестине в конце XIX века, к 1930-м годам создали одну из главных археологических школ в Израиле. И одновременно с американцами здесь появились европейцы и русские.

- Тогда началось соперничество за право обладания святынями между католиками, православными и протестантами, - дополняет Беляев. - Началась конкуренция самих святых мест - у кого они правильные, настоящие. Я бы это назвал конфессиональными системами святых мест. Архимандрит Антонин фактически создавал новую конфессиональную систему святых мест.

Это была деревня


В 1891 году была организована первая Ближневосточная экспедиция Императорского православного палестинского общества во главе с великим русским искусствоведом и византинистом Никодимом Кондаковым. Маршрут экспедиции пролегал от Константинополя до Иерусалима. Во время Первой мировой войны готовилось формирование Археологического института в Иерусалиме - у России уже был опыт удачной работы Археологического института в Константинополе.

И в Иерихоне наши ученые стали копать первыми.

- Люди плохо себе представляют, как выглядела Святая земля до Британского мандата, перед Второй мировой войной, - говорит Беляев, - настоящая пустыня, кроме главных портовых городов. Да и то... Многие приморские города до начала сионистского движения, то есть до конца XIX века, не имели даже причалов: корабли не могли пристать к берегам, и все перевозилось на лодках. Деревня Риха, существовавшая на месте древнего Иерихона, была едва деревней. На фотографии 1910-х годов это - заброшенное место в пустыне, с дикорастущими зарослями и развалинами. Я не нашел там ни одного нормального жилого дома. Был так называемый телль - холм, отмеченный на картах. Но телль - не просто холм, это место, где жили люди, часто это искусственно созданный холм. Первая подробная карта Палестины была сделана английскими инженерами только в 1880-х. Ею, кстати, по-прежнему пользуются: на этой карте отмечены многие памятники, с тех пор заметно изменившие свой вид. И на той карте Эль Риха была обозначена просто как местность. Никому в голову не приходило, что это и есть Иерихон.

В это легко поверить каждому, кто бывал на Святой земле. Разглядывая полотна великих художников прошлого, писавших на библейские сюжеты, поражаешься их неуемной и совершенно неаргументированной фантазии: ничего этого в действительности не было и нет. Рассматривая в Лувре знаменитую "Свадьбу в Кане" Веронезе, думаешь: видел бы Веронезе ту Кану Галилейскую - убогая деревня без дворцов и колонн. Правда, с церквями.

Но есть и странность в том, что Иерихон не искали. Слишком активно он упоминался в источниках I века до н.э. - I века н.э. С ним связаны многие события в жизни царя Ирода - в Иерихоне были его дворцы и роскошный стадион, до сих пор, кстати, не раскопанный. Даже сто лет назад было более или менее понятно, где что искать.

Квадратные километры мозаик

- После IV века, после правления византийского императора Константина Великого, Палестина стала центром гигантской империи, - объясняет Беляев. - Туда на устройство паломнической жизни направлялись сотни кораблей, потекли огромные деньги - на оформление святынь, на формирование паломнической структуры. Палестина византийской эпохи - одна из центральных провинций империи - буквально покрыта огромным количеством оформленных святынь, паломнических гостиниц, приютов, формируются монастыри, общины... Гигантская и очень плотная инфраструктура, плотнее, чем в римское время. Поэтому византийские древности есть в Палестине везде. В том же Иерихоне - не в городе, а в археологическом урочище Иерихон - уже изучено десятка два церквей и дворцов, расположенных на расстоянии двух-трех километров друг от друга. Часть этих памятников раскопана. Главным образом копали с начала 1950-х годов и до интифады (вооруженная кампания палестинских арабов против Израиля, продолжающаяся с конца 1980-х до настоящего времени. - "Неделя"). Но подавляющая их часть заброшена - сегодня это городская окраина. Даже края сельскохозяйственных угодий вокруг дворца Ирода на Вади Кельт начинают потихоньку обрабатывать. Рядом появляются бедуинские постройки и огороды, которые все труднее обходить.


Участники Иерихонской экспедиции Института археологии РАН (руководитель экспедиции Леонид Беляев — слева), 2010 год

Сами палестинцы раскопками занимаются только в компании с археологами других стран: Голландии, США, Японии, Италии. А теперь и России. Раскопана пока незначительная часть. И уже обнаружено огромное количество мозаик - иудейских, христианских и даже раннеисламских. Как в роскошном дворце халифа Хишама VIII века, где сохранились замечательная резьба и статуи, выставленные теперь в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Но, кроме резьбы и статуй, во дворце Хишама обнаружили просто квадратные километры мозаичных полов. Есть великолепная синагога Шалом, тоже раскопанная. Но все это в основном находится на периферии города или вокруг него: в византийские времена в каждой деревне была церковь, и в каждой церкви - мозаика. Тогда как сам город Иерихон имел выраженный центр - Телль эс-Хасан, он и есть современный Иерихон. Русские участки оказались как раз в этом центре. В центре возник русский музей, разбит парк, проведены раскопки.

Русский дворец

Сейчас в музее выставлено все, что было найдено в раскопках в 2010 году: византийские и ранние арабские предметы, много монет эпохи Марка Аврелия, хасмонеев - самые древние монеты датируются I веком до н.э. И очень много старых русских фотографий Палестины, которые сами по себе - богатейшая и пока еще плохо разработанная тема. Снимков многие тысячи, в том числе очень хороших мастеров. Делали их отцы современной мировой фотографии, в частности, знаменитый Барщевский.

- Музей - совершенно новая постройка, он был необходим, - полагает Леонид Беляев. - В Иерихоне, страшно богатом памятниками, не было ни одного музея в нашем понимании этого слова, за исключением маленького, открытого недавно по случаю празднования десятитысячелетия Иерихона. Теперь же посреди одно-двухэтажного по сию пору Иерихона возник двухуровневый мраморный дворец, в котором можно и концерты давать, и президентов принимать, и выставки демонстрировать. С точки зрения архитектуры комплекс нейтрален.

- Весь процесс занял 11 месяцев, - продолжает Беляев. - Раскопки начались в мае 2010 года - нельзя была упускать возможность провести собственные археологические исследования в этом месте. Археологическое присутствие российское в Палестине - обязательный элемент нашего физического присутствия и влияния. А дореволюционные раскопки были всего лишь маленьким эпизодом общей археологической истории Палестины вообще и русской археологии в целом. Все главное у нас впереди. У России на Святой земле остается достаточно участков, где нужно сотрудничать с местными - израильскими и палестинскими - органами охраны памятников и формировать свою школу. Убеждаясь в серьезности намерений и в солидном уровне специалистов, эти структуры обычно с готовностью идут на контакт, понимая, что получат свою долю информации, и работы будут проведены не в ущерб государству и древностям.

В данном случае все работы финансировало российское государство. Хотя в дальнейшем археологи готовы приветствовать участие негосударственных структур, желающих заработать на древностях доброе имя. Несмотря на то что для Института археологии РАН раскопки в Иерихоне - некоммерческий проект, средств он требует много. И времени - потому что мы пока в начале пути. Сегодня даже трудно себе представить, насколько велика будет отдача от этих трудов, - иерихонские недра безграничны.

 

вверх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Январь 17, 2011

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное