Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление бизнесом - легче простого?



Управление бизнесом – легче простого?
2016-11-06 22:17 adminkos

Путь к успехуОдна часть читателей думает, что занятие бизнесом – это легкий и простой способ быстрого обогащения, другая, наоборот – это тяжелый, неблагодарный труд. Но есть и еще одна категория читателей – скептики, которые считают, что занятие бизнесом, не для них. И к тому же, что означает – управлять бизнесом. Можно управлять государством, организациями, а зачем управлять бизнесом?

Для того, чтобы ответить всем уважаемым читателям, давайте разберемся с основными моментами. И начнем с определения понятий.

В Толковом словаре под редакцией Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. дано следующее определение: «Бизнес – предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль» /1/. Схожие определения даны и в «Современном толковом словаре» и других /2/. Изначально же, слово «бизнес» произошло от английского, обозначавшего «забота», «беспокойство».

Получается, что сейчас мы будем рассматривать необходимые условия управления заботой, беспокойством или заботливое, беспокойное управление. А каждое управление состоит из нескольких совместных действий, наличие таких составляющих получило наименование – бизнес процесс.

В настоящей статье рассматриваются вопросы необходимости управления бизнесом, предпринимательской деятельностью на основе прогнозирования, планирования, координации и контроля для достижения поставленной цели.

Бизнес процесс

Как известно, каждый процесс состоит из нескольких взаимосвязанных действий — звеньев. Эти звенья так тесно связаны между собой, что отсутствие или малейшее повреждение одного из них, ставит под угрозу существование процесса в целом. Согласно стандарту ENISO 9001.2000:

«Процесс – это набор взаимосвязанных средств и действий, преобразующих вход в результат» /3/.

Не стоит забывать, что процесс осуществляется не ради самого себя, а ради определенного результата — цели (целей может быть несколько). Каждый процесс можно классифицировать следующим образом: первая (начальная) стадия; содержание процесса, которую можно назвать основной стадией; и, наконец, результат, которого необходимо достичь.

На начальной стадии определяются необходимые первоначальные условия, основой которой являются:

  • идеи (научные, технические, социальные);
  • сложности (проблемы), с которыми возможно придется столкнуться;
  • цели бизнес процесса.

Основная стадия определяет конкретные действия всех структурных единиц, состоящие, как правило, из заданий. Данная стадия направлена также на то, чтобы построить полную систему процесса, элементами которой являются звенья, складывающиеся из определенных действий каждого структурного подразделения.

Конечный результат процесса, определяется конкретным видом услуги, работы.

Применяемые средства и выполняемые действия осуществляются в соответствии с целями и задачами, определенными учредительными документами организации или той деятельностью, которую выполняет индивидуальный предприниматель.

Каковы последствия отсутствия бизнес процесса? Представим ситуацию: некое юридическое лицо имеет в собственности маломерный катер. При этом желает осуществлять крупные поставки груза в труднодоступные регионы по водным путям. Возможно ли достичь результата, даже при наличии подготовленной и профессиональной команды? Многие ответят отрицательно. Действительно, в данном случае не учтена совокупность необходимых условий, а, тем более, случайных условий. Хотя цель проекта является социально необходимой.

Моделирование и описание бизнес процесса

Выполнение конкретного процесса невозможно без стратегического моделирования, т.е. определенного средства, как сейчас модно говорить, оптимизации деятельности организации. Как правило, моделирование представляет собой описание конкретных действий и связей между ними.

Например:

На начальной стадии процесса с учетом разработанных идей, необходимо конкретно предусмотреть и указать необходимые действия, случайные обстоятельства, а также риски — которые могут возникнуть, для каждого структурного подразделения организации. Указать конкретный результат (результаты) и определить их критерии. Указанные действия должны отвечать требованиям объективны законов логики и экономической или социальной действительности.

На основной стадии необходимо сформулировать отдельные задачи перед каждым структурным подразделением, которые в совокупности будут способствовать наиболее эффективному, оптимальному достижению конечного результата. На данной стадии необходимо учитывать как экономические, производственные, так и психолого-социальные факторы организации, чтобы избежать ситуации несоответствия между производственными отношениями и силами.

На стадии достижения результата необходимо разработать и сформулировать критерии, необходимые для поддержания конкурентной способности организации.

Описание бизнес процесса

Описание бизнес процесса должно строиться на основе логического, системного изложения, с учетом структуры и условий организации. Рекомендуется выполнить описание для каждого структурного подразделения.

Описанию подлежат:

  • определенные показателями (ими могут количественные, качественные, временные и др.);
  • последовательность выполнения технологических процессов (внедрение новых технологий, разработка технических средств, изобретения и др.);
  • результат технологического процесса с учетом конкретных критериев.

При изложении описания бизнес процесса рекомендуется учитывать наличие определенной документации (в случае ее отсутствия – разработать ее), результаты самообследования и другие способы. В зависимости от стадии процесса в результате описания должны быть получены ответы на вопросы: что выполняется, кто выполняет, какие функции при этом осуществляются, как повысить качество и другие.

Схема бизнес процесса

Для наиболее эффективного восприятия бизнес процессов организации, с учетом требований стандарта ENISO 9001:2000, необходимо отразить процесс в виде схемы.

Схема может быть разработана как для всей организации, так и для каждого структурного подразделения.

Содержание схемы должно включать все стадии процесса, последовательность выполнения действий на каждом этапе, порядок взаимодействия между подразделениями и виды принимаемых ими решений (возвращение на доработку, направление следующему звену), сроки выполнения действий (их начало и окончание, время ознакомления с результатами, принятие решения о возврате-направлении и т.п.).

В схеме следует выделять этапы действий разными цветами, исходя из цветового соотношения красный-желтый-зеленый. Красный для обозначения наиболее сложных видов деятельности и результатов, желтый – в случаях, требующих внимания к определенным действиям которые непосредственно связаны с конечным результатам, зеленый – для частых и повторяющихся действий, не требующих существенных затрат для быстрого и эффективного достижения результата.

Анализ бизнес процессов

Управление бизнес-процессамиНеобходимость постоянного анализа бизнес-процессов вызывается наличием конкуренции на рынке. Анализ бизнес процессов предполагает оценку сильных и слабых звеньев. В ходе анализа должны быть учтены такие показатели как сложность конечного результата с учетом вложенных затрат, учет загрузки организации, реальная оценка конкурентной способности организации в своей и смежных отраслях, в регионе, на межрегиональном или даже международном уровне, возможность развития организации, развитие экономических, производственных связей, налоговая и иная нагрузка.

Целью анализа бизнес процессов является выработка наиболее оптимальных действий, которые можно представить по схеме: необходимость-затраты-качество.

Бизнес процессы организации

В теории управления дана различная классификация бизнес процессов в организации, но все они касаются управления как целостного процесса. Выделяются основные, сопутствующие, обеспечивающие, управляющие процессы, а также процессы развития.

Так основной бизнес процесс представляет собой то направление и сферу деятельности, которые указаны в учредительных документах организации. В необходимых случаях такая деятельность осуществляется на основании лицензий (разрешений), выдаваемых государственными органами исполнительной власти. Для наиболее успешного развития предпринимательства необходимо учитывать потребности в конкретных видах работ или услуг.

Сопутствующий процесс осуществляется в рамках основной деятельности, которая основана на основных средствах производства. В данном случае важно учитывать фактические затраты, чтобы они не превышали те, которые направлены для основной деятельности.

Обеспечивающие процессы прежде всего направлены на поддержку существующих в организации процессов. Это подготовленный профессиональный состав, финансовая и техническая основы.

Управляющие процессы направлены на обеспечение нормального функционирования организации, включающая распоряжение финансовыми, техническими и кадровыми ресурсами.

Процессы развития касаются повышения количественно-качественных показателей организации. Развитие должно быть направлено на повышение организационно-технического уровня, образовательного уровня кадрового состава, проведение необходимых исследований, разработку новых технологий.

Таким образом, бизнес процессы организации должны быть разработаны с учетом рассмотренных алгоритмов.

Рассмотрев основные этапы организации и управления бизнесом, следует отметить, что обдуманное решение поможет избежать негативных последствий в предпринимательской деятельности. Эффективное управление является залогом развития предпринимательства, которое поддерживается государством.

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. «Язъ», 1992.
  2. Современный толковый словарь. Изд. «Большая Советская Энциклопедия», 1997.
  3. Международные стандарты «ISO 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».



Как стать индивидуальным предпринимателем в РФ
2016-11-09 15:20 vikos

буду индивидуальным предпринимателемСтать индивидуальным предпринимателем (ИП) большинство граждан РФ решают по двум причинам: появляется уверенность в своих силах или неудачный опыт сотрудничества с работодателями. При наличии же других жизненных ситуаций суть не изменится, желание стать ИП — взять на себя ответственность за финансовые результаты своей работы и работы своих подчиненных, должно быть оформлено официально, согласно действующему законодательству, и нести за собой ряд прав и обязанностей.

Для начала своей самостоятельной бизнес деятельности необходимо учесть тот факт, что по закону ИП может стать только дееспособное физическое лицо, то есть достигшее 18 лет (совершеннолетия). Если данное требование не может быть выполнено, то необходимо получить согласие попечителя. Именно он и понесет юридическую и финансовую ответственность за деятельность физического лица, которое в дальнейшем будет зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Для получения статуса ИП необходимо, в первую очередь, пройти процедуру регистрации предприятия, что предполагает подачу пакета документов в специальные государственные органы — налоговую службу РФ. Сделать это можно несколькими способами, от которых впоследствии и будет зависеть общая продолжительность всего срока регистрации.

Какие документы понадобятся для регистрации ИП

Перечень документов, которые понадобятся для регистрации ИП, сравнительно небольшой и к оформлению каждой бумаги нужно относиться внимательно, не допускать ошибок, исправлений, неточностей и тому подобного. В противном случае, будущего владельца бизнеса могут отправить на их доработку или вовсе отказать в принятии. Согласно действующему законодательству, в госорганы РФ для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходимо предоставить:

  • Заявление по установленной форме, примеры заполнения которого есть на официальном сайте государственной службы или же ознакомиться с ними можно на различных интернет ресурсах. Его заблаговременное заполнение позволит существенно сэкономить время пребывания в налоговой службе.
  • Оригинал и копия квитанции об оплате госпошлины за регистрацию ИП. Сделать соответствующую оплату можно как через Интернет (специальный сервис от ФНС РФ или же воспользуйтесь веб-банкингом), так и непосредственно в одном из отделений любого банка лично.
  • Копия паспорта будущего индивидуального предпринимателя, в основном, первых двух разворотов (страниц с пропиской в обязательном порядке). Конкретного требования к формату копии в данном случае не установлено, однако в зависимости от региона страны могут потребовать предоставления копий всех страниц этого документа.

В зависимости от ситуации, подается заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по установленной форме в двух экземплярах. Переход на данную систему рекомендуется для представителей малого и среднего бизнеса по причине упрощения таким способом налоговой отчетности и возможности выбора процентной ставки в зависимости от ожидаемого дохода.

Два экземпляра заявления подаются по той причине, что одно из них отдается в личное дело в налоговой службе, а второе остается у будущего индивидуального предпринимателя с пометкой о принятии. Последнее обязательно сохраняется на весь будущий период действия упрощенной системы налогообложения.

Обратите внимание, подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения можно только один раз в год, поэтому узнать детальнее о возможных ее преимуществах именно для вашего бизнеса стоит заранее.

После формирования полного пакета документов стоит определить максимально удобный для себя способ его подачи в налоговую службу.

Какими способами можно подать документы на регистрацию ИП

Подача документов для регистрации ИП сегодня разрешается несколькими способами, и какому из них отдать предпочтение, выбирает только сам будущий владелец предприятия. В их перечень входят:

Отправка пакета документов почтой, что очень удобно в случаях открытия ИП в небольшом городе или же прописка предпринимателя не совпадает с населенным пунктом, где он решил начать свой бизнес.

Обратите внимание, все бумаги нужно отправлять заказным письмом с подтверждением о получении. В противном случае, они могут не дойти до адресата и время на регистрацию ИП будет значительно увеличено.

Самостоятельная регистрация ИП, что предполагает подготовку всех необходимых бумаг и личное посещение государственных органов с целью их проверки и принятия. Фактически это самый трудоемкий и затратный по личному времени заявителя способ регистрации из-за наличия очередей в госучреждении, необходимости переоформления или корректировки документов (в большинстве случаев) и тому подобного.

Полное оформление предприятия через юридическую компанию. Такой вариант получения «готовой» регистрации потребует дополнительных затрат, однако значительно сэкономит время и нервы на оформлении документов, их корректировке, подаче и других процедурах. Так как делом будут заниматься профессионалы, средства определенно будут потрачены не зря.

Регистрация ИП по доверенности предполагает, что интересы будущего владельца бизнеса будет представлять другое лицо, гражданин РФ. Он имеет право подать документы на регистрацию и заниматься всеми вопросами, касающимися этого дела (выступать контактным лицом).

Таким образом, первым шагом на пути к индивидуальному предпринимательству становится официальная регистрация предприятия в налоговой службе РФ. Для того, чтобы этот процесс прошел максимально быстро и без проволочек, стоит внимательно подойти к оформлению подаваемых в госслужбу документов ли же обратиться с этим вопросом в юридическую компанию.



Выбор режима налогообложения для ИП
2016-11-17 22:45 adminkos

Выбор режима налогообложения для ИП можно назвать стартом. Желание начать собственный бизнес предполагает решение не только ряда организационных моментов типа составления договоров с поставщиками, аренды торгового помещения или принятия на работу сотрудников, а также решения множества вопросов по оформлению легальной работы предприятия. В первую очередь такая смена статуса с работника на предпринимателя потребует регистрации как нового плательщика налога с доходов от предпринимательской деятельности и, как следствие, выбора самой выгодного и удобного режима налогообложения.

Какие виды налогообложения действуют в 2016 году

ОСНО - общая система налогообложенияВ 2016 году предусмотрено пять режимов налогообложения, где ОСНО является традиционным, а все остальные – специальными режимами. Последние предполагают множество преимуществ в размере налоговой ставки и ведения финансовой отчётности предприятия, но каждый из них предусматривает определенный вид деятельности и определенные ограничения в ведении бизнеса.

Налоги для ИП в 2016 году, которые должны быть уплачены государству, имеют устоявшийся алгоритм расчета и определяются согласно действующим системам налогообложения. Индивидуальный предприниматель имеет право использовать любую из них для легального ведения своего бизнеса на территории России, однако не все они будут одинаково выгодны для него. К действующим системам отечественных систем налогообложения относят:
ОСНО или ОСН (общую систему налогообложения), которая является универсальным (традиционным) вариантом для всех, но в тоже время и самым сложным из-за необходимости оплаты сразу нескольких видов налогов и сложности оформления отчетности для государства (полное ведение бухгалтерского учета). По этой причине ИП чаще выбирают для работы нижеприведенные системы (специальные режимы) для упрощенными процедуры.

ОСНО применяется автоматически после регистрации предприятия и предполагает уплату таких налогов как налог на прибыль, налог на добавочную стоимость и имущество. Совместное применение ОСНО и специальных режимов в работе отечественных предприятий запрещено, если предприниматель не оформлен еще и плательщиком ЕНВД или ПСН. Так же стоит учитывать, что при дальнейшем несоответствии требованиям, которые устанавливает к ведению бизнеса каждый отдельный режим налогообложения (смена вида деятельности, площади помещения и т.д.), предприятие будет опять переведено на ОСНО.

Выбрать самостоятельно режим налогообложения непросто. Для этого необходимо сопоставить требования государства к деятельности предприятия на определённом режиме налогообложения и сопоставить эти критерии с такими факторами, как характеристики предприятия (размер основных средств, предполагаемого дохода, количества сотрудников и так далее), его территориальное расположение (учет политики муниципалитета), наличие государственных программ развития данного вида бизнеса и многого другого.

На чем основывается выбор режима налогообложения для ИП

После официальной регистрации предприятия в налоговой службе, необходимо определить для себя оптимальный режим налогообложения. Сделать это можно, основываясь на характеристиках предприятия и еще некоторых факторах, которые непосредственно влияют на данный выбор:

Вид деятельности.
Выбор режима налогообложения для ИП, в первую очередь, зависит от вида деятельности, которым собирается заниматься владелец нового бизнеса. Для каждого вида налогообложения предусмотрен свой список направлений работы, будь то торговля или производство товаров, который может применяться.
Обратите внимание, такие виды налогов как ОСНО или УСН государство не запрещает применять к любому виду деятельности, однако такая универсальность не всегда говорит о выгодности для бизнеса.

В зависимости от масштабов предприятия определяются некоторые соответствия ограничениям действующим системам налогообложения, исключением, в данном случае, принято считать только налог ОСНО. Это значит, что такие характеристики как общая площадь производственного (торгового, к примеру) помещения, количество сотрудников, общий оборот, доход, напрямую влияют на выбор режима налогообложения для ИП и государство устанавливает на этот счет определенные требования.

Влияние муниципалитетов на то, какой налог ИП будет оплачивать. Государственная система налогообложения работает как на федеральном, там и на региональном уровне. По этой причине местные власти имеют право вносить некоторые коррективы в работу системы налогообложения для отдельных видов деятельности. Это связано с необходимостью поощрения или ограничения бизнесменов для развития отдельных производственных или торговых направлений, что способствует развитию инфраструктуры населенного пункта или его отдельных районов.

К перечню «местных» налогов сегодня относятся ЕНВД и ПСН, и сумма уплаты по ним может регламентироваться администрацией населенного пункта в полной мере.

Есть ли необходимость в выделении налога НДС. Существует категория организаций, которая работает только с НДС (налогом на добавочную стоимость) и это существенно ограничивает круг их предприятий-партнеров. Согласно положениям действующего налогового кодекса, ИП, который работает на налоге НДС и, соответственно, ОСНО, обязан работать только с другими плательщиками этого вида налогов. Такими плательщиками государство признает бюджетные организации, юридические лица (производства) и некоторые другие. С полным перечнем можно ознакомиться более детально на официальном портале налоговой службы РФ.

Наличие кассового аппарата. Если в процессе работы предприятия необходимо использование кассового аппарата, то это тоже сужает выбор возможных систем налогообложения. Например, можно работать с кассовым аппаратом по ОСНО или же платить налог по УСН и т.д., в зависимости от пожеланий индивидуального предпринимателя, но без него – только по ПСН и ЕНВД.

Учет расходов, которые необходимы для ведения деятельности ИП. Данная характеристика будущих (возможных) финансовых расходов предприятия также определяет, какой налог платить ИП будет выгоднее и проще. Если выбрать систему налогообложения необходимо начинающему бизнесмену, то здесь рекомендуется предварительно проконсультироваться с сотрудником налоговой службы о достоинствах и недостатках каждой системы для конкретного предприятия или же обратиться за помощью к специалисту.

Специальные режимы налогообложения

Выбор режима налогообложения

УСН или налогообложение по упрощенной системе выбирают чаще всего представители малого и среднего бизнеса по той причине, что платить по нему нужно в бюджет страны только налог на имущество. Налог на прибыль и НДС по УСН не предусмотрен, а бухгалтерская отчетность, по сравнению с традиционной ОСНО, минимальна.

Для предпринимателей, которые хотят работать на УСН, существуют некоторые ограничения. В основном последние касаются «размера» бизнеса и его финансовой обеспеченности. Так, работать по упрощенной системе налогообложения могут физические лица со стоимостью основных средств не более 100000 000 рублей и годовым доходом 68820000 рублей, не имеющие филиалов и плательщики ЕСХН.

Отдельно здесь стоит обратить внимание на численность сотрудников предприятия. Если их численность превышает количество 100 человек, то право на применение УСН автоматически отменяется.

Что касается ограничения по видам деятельности, то по большей части они предусмотрены на предоставление услуг различного вида. К ним относятся банковские и страховые услуги, услуги нотариуса и адвоката, работа инвестиционных и частных пенсионных фондов, продажа акций, добыча полезных ископаемых и игорный бизнес.

ПСН (патентная система налогообложения) фактически предполагает замену налогов единоразовой выплатой (покупкой патента). Размер данной выплаты рассчитывается по специальной формуле и на основании срока действия патента.

На данную систему налогообложения существует множество ограничений и по закону, работать по ней могут только индивидуальные предприниматели. Из отчетности требуется только ведение книги учета доходов, с годовым показателем не более 60000000 рублей. К остальным же относится ограничение по численности сотрудников в количестве 15 человек и возможность заниматься только одним видом деятельности, которые не запрещает ПСН.

Отдельно стоит обратить внимание, что покупка патента предполагает его действие только на территории определенного муниципалитета (где он был приобретен).

ЕНВД (единый налог на вмененный доход) можно совмещать с другими режимами налогообложения, наиболее выгодна работа по нему вместе с ОСНО. Его суть состоит в том, что государство заранее определило возможный доход предприятия и потому установило размер налоговой выплаты. Размер налога на 2016 год составляет 15% от потенциальной прибыли, для расчёта которой предусмотрена специальная формула.

Предусмотрен данный режим налогообложения, в первую очередь, для предприятий розничной торговли, рекламного и автотранспортного бизнеса, ветеринарных клиник и так далее. С полным списком видов деятельности, предусматривающих ЕНВД, можно ознакомиться на официальном портале налоговой службы РФ.

ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Такой режим налогообложения предусмотрен только для ИП, ООО и КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) и применим только в случаях, когда оборот сельскохозяйственной деятельности предприятия составляет не менее 70%. Обратите внимание, если организация занимается только первичной или вторичной переработкой сельскохозяйственной продукции, то режим КСХН для налогового контроля ее работы не предусмотрен.

единый сельскохозяйственный налогРазмер налоговой ставки для ЕСХН составляет 6%. Такой налог ИП существенно ниже, чем при других режимах и считается одним из методов поддержки государством развития сельскохозяйственного сектора.

Стоит отметить, что на федеральном уровне государство устанавливает процедуру расчета и оплаты налогов на доход от предпринимательской деятельности, однако в отдельном регионе страны или конкретном населенном пункте в принципы работы систем налогообложения могут быть внесены коррективы. Это связано с необходимостью развития отдельных видов бизнеса на конкретной территории, введением специальных государственных программ с целью поддержания предпринимателей малого и среднего бизнеса и тому подобным.

Правильный выбор системы налогообложения для ИП может стать удачным стартом финансового благополучия и будущего развития бизнеса. Главное, правильно сопоставить возможности и ожидания от прибыли предприятия с государственными требованиями к его легальной работе.



В избранное