Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес и психология

  Все выпуски  

Читайте в № 163


Электронный журнал Бизнес и Психология # 163 (14.09.07)
РА InterSolar. Эффективный PR и реклама в Интернете

Читай и действуй

Дорогие Читатели!


Читайте в сегодняшнем номере:

События-тренинги-семинары
«Детский сад» современных тренеров

Новости
Виртуальное общение вызвало «эпидемию застенчивости»

Психолог Робин Эбрамс (Robin Abrahams) из Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School), США, считает, что распространение электронных средств общения привело к «эпидемии застенчивости» («epidemic of shyness») во всем мире. Эбрамс сделал такой вывод, проанализировав данные социологических опросов, согласно которым сейчас более 50% людей признаются, что им часто недостает уверенности в себе, между тем как совсем недавно эта цифра была на 10% меньше ... полностью или обсудить

Как развязать язык роботам

Стандартный подход к конструированию языковых интерфейсов рассматривает процесс общения как цепь последовательных преобразований: исходный смысл сообщения, родившийся в мозгу говорящего, перерабатывается им более или менее связный текст, после чего адресат сообщения осуществляет обратное действие, то есть преобразует речь в смысл. Заметим, что вторая процедура на порядки сложнее первой – прочесть газетную статью и извлечь из нее некий смысл значительно легче, чем написать газетную статью, то есть оформить некий исходный смысл в виде связного текста. Именно поэтому научить машины говорить еще неизмеримо труднее, чем научить их различать языковые команды. Профессор Роджер Мур (Roger Moore) предложил альтернативную концепцию языкового интерфейса, предполагающую активное использование эмпатии для анализа и генерации речи. Суть подхода заключается в том, что машина как бы ставит себя на место говорящего с ней человека, дабы попытаться реконструировать его желания, ощущения, мотивы и текущие задачи – весь контекст, в котором происходит высказывание. Смысл получаемого сообщения (и наиболее адекватный ответ самого компьютера), выводится, исходя из особенностей ситуации, в которую погружен говорящий. Концепция получила название PRESENCE («Присутствие») ... полностью или обсудить

Политические разногласия связаны с особенностями физиологии

Предположив, что идеологические разногласия могут иметь биологическое происхождение, британские исследователи установили четкую связь между политическими убеждениями и определенными чертами характера и физиологии Консерваторы имеют тенденцию порядку и последовательности в принятии решений. Либералы, напротив, допускают двусмысленные и сложные решения и легко приспосабливаются к неожиданным последствиям. Заинтригованный этой связью, нью-йоркский ученый Дэвид Амодио решил проверить, как реагирует мозг либералов и консерваторов на одни и те же стимулы. 43 участника эксперимента попросили выполнять ряд компьютерных тестов, чтобы оценить их реакцию на неожиданное появление на экране букв "M" или "W". Испытуемые имели всего полсекунды на то, чтобы правильно среагировать на изменение ситуации, таким образом, они испытывали серьезное внешнее давление при каждом своем выборе. Кроме того, в начале опыта их попросили обозначить свои политические предпочтения по шкале от -5 до 5 ... полностью или Обсудить

«Самопомощь» - Найти в себе глубокую идею.

В Великобритании объявлен шорт-лист престижной Букеровской премии (The Man Booker Prize). Вопреки ожиданиям литературной критики, среди шести номинантов не оказалось имени Эдварда Докса (Edward Docx) — автора вызвавшего широкий интерес в литературных кругах романа Self Help («Самопомощь»), который значился среди номинантов лонг-листа и в котором затронута русская тема. В рецензиях на обширный, насчитывающий более пятисот страниц роман Докса «Самопомощь» отмечается не только литературное мастерство автора, но и редкая серьезность проблематики, затрагивающей экзистенциальные вопросы человеческого существования. Во многом роман автобиографичен. В 15 лет Докс неожиданно узнает, что его мать наполовину русская и что у него самого, таким образом, имеются русские предки (это была семейная тайна). Это, по его словам, обострило его интерес к России и русской культуре. И хотя Докс не говорит по-русски, он много раз бывал в России, где собирал материал для своего второго романа «Самопомощь». Назвав его «Self Help», Докс имел в виду обширную индустрию печатных изданий, специализирующихся на психологических советах читателям. Эта научно-популярная периодика призвана облегчать и объяснять психические проблемы, возникающие в современном британском обществе. Главные персонажи романа Докса, которых автор сделал наполовину русскими, отправляются в Россию в поисках своей подлинной идентичности. «Самопомощь» — это история английской семьи с русскими корнями, у которой в связи с этим возникают серьезные и плохо осознаваемые проблемы... полностью или обсудить

Олухам нужны провидцы

Ни опыт, ни знания не помогают предсказывать будущее, доказывают профессор бизнес-школы Wharton при Пенсильванском университете Скотт Армстронг и профессор университета Monash Керстен Грин. Они заинтересовались, насколько полезны подобные экспертные суждения, и провели серию экспериментов. Ученым удалось сравнить точность прогнозов развития событий в восьми реальных ситуациях, сделанных 106 экспертами и 169 простыми студентами. Ни опыт, ни знания, ни степень уверенности в собственных силах не дают ровным счетом никакого преимущества, выяснили ученые. Суждения экспертов оказались точны лишь в 32% случаев. Суждения новичков — в 29% случаев. Хуже того, примерно к такому же результату можно было бы прийти, просто подбрасывая монетку на каждом этапе составления прогноза. Прогнозы экспертов более чем с пятилетним опытом разрешения подобных конфликтов оказались даже менее точны, чем прогнозы экспертов, чей опыт не превышал пяти лет. И наконец, эксперты, демонстрирующие большую уверенность в своих силах, оказались ничуть не лучше тех, кто допускал возможность неточного прогноза ... полностью или обсудить

События, Тренинги и Конференции

Пожалуйста, пишите нам о предстоящих наиболее интересных событиях, и они окажутся здесь. Наш e-mail - business@psycho.all.ru

1-й симпозиум альтернативных исследований

«Параллельные миры»
г. Паланга (Литва)

E-mail: rimasbudrys@gmail.com

10-16 сентября 2007 г.

Тренер:
Римвидас Будрис

Авторский «Тренинг тренеров»

1 модуль «Навыки создания и проведения тренингов»
2 модуль «Управление групповой динамикой»
г. Москва

E-mail: info@katarsis.ru

1 модуль 2-4 ноября и 2 модуль 9-12 ноября 2007 г.
Тренер:
Галина Сартан
Каждый модуль самостоятелен. Тренер может пройти модули в выбранной им последовательности. Тренер может пройти один из модулей, выбрав тот, который необходим ему в работе.

Бизнес-консультирование

Сегодня мы публикуем статью нашего постоянного автора Галины Сартан, канд.психол.наук, начальника управления ОАО РОСНО, бизнес-тренера Тренингового центра «Катарсис»

«Детский сад» современных тренеров

 

«Хорошие мои, как я рада вас видеть…», «А сейчас мы поиграем в одну увлекательную игру…», «И те, кто выиграет в этом упражнении, получат интересные призы…», «А теперь похлопаем Алексею за прекрасно выполненное упражнение! Молодец, Алексей!»

Все это не фразы воспитателя детского сада. Это слова тренера, обращенные с группе взрослых «дядек и тетек», в мгновение ока превращающихся в послушных детей преддошкольной группы.

У многих тренеров это называется созданием эмоционально-комфортной обстановки на тренинге. И с этим можно согласиться, но в случае, если данная обстановка будет соответствовать аудитории, целям и задачам проводимого тренинга.

Почему-то тренинги, которые проводятся в бизнесе, все больше напоминают игры в детском саду и все дальше уходят от реальных ситуаций бизнеса.

Хочется спросить у бизнес-тренеров, придерживающихся подобной манеры ведения тренинга – кого готовим? Послушных детей? Тогда согласна, проводим такие тренинги.

Самостоятельных и креативных сотрудников? При таком стиле – не ждите, не получится.

 

Недавно посетила подобный тренинги «детского сада». После его окончания спросила тренера – какую цель она ставила перед собой, выбирая подобную манеру поведения? Получила ответ: «Снизить тревогу группы, создать эмоционально-комфортную обстановку на тренинге».

Тогда я задала еще один вопрос: «Почему на выполнение этих целей было потрачено все время тренинга, целых два полных дня? Кто больше тревожился – тренер или участники?» Тренер оказалась честной, призналась, что, наверное, работала на тренинге с собственной тревожностью, но при этом добавила, что манеру своего поведения считает верной. «А как же иначе себя вести?» – наивно удивилась она.

 

И это удивление стало для меня ключевым для понимания важности манеры поведения тренера в зависимости от тех целей, которые он достигает на своем тренинге. Оказывается, манера поведения влияет сильнее, чем подобранные упражнения, игры и задания. Одну и ту же игру можно провести по-разному. И зависеть это будет от манеры поведения самого тренера.

Манеры поведения тренера можно разделить на две –  манера «детского сада» и «наставника». Между ними можно набрать целую палитру разнообразных форм поведения.

 

 

 


«Воспитатель детского сада»                                                         «Наставник»

 

Почему так важно отслеживать манеру поведения тренера? От нее зависит, как будет восприниматься материал тренинга.

Например, если тренинг проводится для продавцов-новичков, т.е. для людей, которые только пришли в компанию и никогда не продавали услуги или продукты компании, то манера поведения тренера вполне может соответствовать манере «воспитателя детского сада».

Слушатели подобного тренинга еще не имеют опыта продаж, у них высокая тревожность по поводу того, получится ли у них продавать вообще. Они видят в тренере «учителя», который приоткроет дверь в неизвестную страну продаж. Все это очень соответствуют манере отношений – «воспитатель» - «дети».

Тренер, работая в этой манере, больше говорит сам. Он много показывает, организовывает, руководит. Он обращается к слушателям как к неразумным детям, которым нужно многое узнать и постичь. Он знает, что им нужно, а также знает, как им нужно действовать во время продаж, чтобы не бояться и попытаться это сделать.

Цели тренингов для новичков вполне соответствуют в той или иной степени манере тренера – «воспитатель детского сада»:

  • Познакомить с корпоративными стандартами компании.
  • Создать дополнительную мотивацию для работы в компании.
  • Адаптировать к новой работе, компании. Создать положительно-эмоциональный настрой.
  • Дать знания, необходимые для осуществления деятельности.
  • Сформировать базовые умения для начала работы.

В соответствии с целями манера поведения тренера будет близка «воспитателю детского сада»:

[     Тренер преподносит материал, придерживаясь корпоративных стандартов обучения новых сотрудников компании.

[     Снижает тревогу участников. Создает эмоционально комфортную атмосферу.

[     Тренер активизирует работу участников. Мотивирует на активную работу после тренинга.

[     Тренер помогает делать выводы, резюмирует, сопровождает действия участников тренинга комментариями.

[     Тренер выделяет важные, ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание.

[     Тренер структурирует полученную информацию в удобные для применения модели.

«!» Тренер проявляет активность, является лидером группы, носителем знаний, организует и мотивирует группу.

То есть тренер весь тренинг «скачет зайчиком по сцене» - ведет себя активно, является носителем истинных знаний, создает эмоционально-положительную атмосферу.

Структура тренинга также должна соответствовать целям и манере поведения тренера. Большинство тренингов строится по подобной схеме:

 

           

 

А теперь представьте, что в подобной манере  тренер начинает вести тренинг для опытных сотрудников компании. Если манера «воспитателя детского сада» по отношению к новичкам соответствует целям и задачам тренинга, то эта же манера по отношению к опытным сотрудникам будет тормозить их развитие.

Представьте, что тренер весь тренинг «скачет зайчиком по сцене» перед опытными продавцами. У них уже есть опыт продаж, они знают о всех сложностях своей работы не из книг, а из личных проб «в полях». Они уже не склонны воспринимать тренера, как учителя, знающего больше них. Тренеры с манерой «воспитателя детского сада» часто нарываются на вопросы, которые считают некорректными – «а вы сами-то продавали?».

Как же вести тренинги для опытных сотрудников? В таких тренингах должны преследоваться другие цели, должна быть иная манера поведения тренера. Структура тренинга должна также измениться.

Начнем с целей тренингов для опытных сотрудников. Желание любого руководителя – это иметь самостоятельных, активных и результативных сотрудников. Поэтому именно эти качества должны формироваться на тренинге для опытных сотрудников.

Если тренер будет активным, то сотрудники будут пассивными. Если тренер будет знать и говорить, что делать, то сотрудникам не останется времени поделить собственными наработками. А их наработки намного ценнее, так как они проверены реальной деятельностью.

Поэтому цели тренинга для опытных сотрудников будут следующими:

  • Развитие самостоятельности и структурированности в работе опытных сотрудников:
    • - выработка навыков анализа собственной деятельности;
    • - выработка навыков анализа деятельности других сотрудников;
    • - выработка навыка обобщения;
    • - выработка навыков анализа собственных ошибок и нахождения более эффективных путей решения.
    • - осознание неэффективных шаблонов поведения и замена их на более эффективные.
  • 2. Развитие креативного подхода к своей деятельности:
    • - расширение вариантов профессионального поведения;
    • - выбор наиболее эффективных вариантов поведения в зависимости от поставленных целей.
  • 3. Создание «кружков качества» (постоянно собирающихся групп для обмена опытом с целью повышения уровня квалификации в работе).
  • 4. Формирование знаний, умений и навыков по теме тренинга.
  • 5. Повышение мотивации к выполняемой работе и лояльности компании

 

В соответствии с перечисленными целями должна измениться и манера поведения тренера. Она переходит на другой полюс нашей линии, ближе к манере «наставника». В процессе тренинга для опытных сотрудников:

]     Тренер преподносит материал, придерживаясь корпоративных стандартов обучения опытных сотрудников компании.

]     Тренер создает эмоционально-комфортную, деловую атмосферу на тренинге.

]     Тренер проявляет минимум личной активности во время анализа, обобщения, обратной связи, вызывая тем самым максимальную активность у слушателей.

]     Тренер является модератором процесса, вызывающим активную работу группы.

]     Тренер помогает слушателям выделять важные, ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание.

]     Тренер помогает слушателям структурировать полученную информацию в удобные для применения модели.

«!» Тренер является модератором процесса и проявляет минимум активности, побуждая к активности участников тренинга.

 

      В соответствии с целями и манерой поведения тренера изменяется и структура тренинга. Она становится следующей:

 

 

 

 

            Таким образом, тренер расширяет не только свой диапазон манер поведения на тренинге, но и вырабатывает более широкий спектр воздействия на участников тренинга.

Тренер должен во-время менять манеру проведения своих тренингов. Если он будет проводить тренинги для опытных сотрудников в той же манере, как и для новых, то результатом этих тренингов будет взращивание пассивных, неэффективных сотрудников. Слушатели будут усваивать материал, но не будут личностно совершенствоваться. Сверхзадача любого тренинга – достижение самостоятельного развития сотрудника на его рабочем месте.

 

Выводы:

         Многие тренеры проводят одинаковые по стилю тренинги  для новых, начинающих сотрудников и для опытных, уже работающих в компании.

         В большинстве своем манера проведения тренингов для новичков переносится на тренинги для опытных сотрудников. Тренер проявляет большую активность во время тренинга, вызывая пассивность у участников тренинга. Он организует работу группы, делает выводы, анализирует.

         Подобная манера проведения тренингов приводит к тому, что на тренингах для опытных сотрудников отсутствует реальный обмен опытом, участники выступают в роли учеников, а не активных участников процесса.

         Такое поведение переносится в реальную деятельность – тренер, призывая к активности, на самом деле формирует пассивное, потребительское отношение к выполнению задач внутри компании.

         Поэтому мы предлагаем различать цели, задачи и приемы проведения тренингов для начинающих и опытных сотрудников компании.

До встречи, ждем ваших писем


А пока пишите
business@psycho.all.ru

Автор проекта Георгий Брегман
Главный редактор Андрей Камин
Выпускающий редактор Екатерина Демина

Тираж 24 394 с приложениями - 72 854

Информационная поддержка
Партнеры проекта:
Поиск на FindBook.ru Название

Автор

Издательство
[AD] Psychology Online Russia Портал Психология - Вся Россия
Центр Здесь и Теперь Психологический Центр "Здесь и Теперь"
[AD] Центр бизнес-технологий Катарсис


В избранное