Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Технологии Бизнеса

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Новости "Планеты КИС" (КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ)
http://kis.pcweek.ru/kis
Выпуск 9 от 07/03/00

+ + +

       КамАЗ учится управлять

В январе группа руководителей и ведущих специалистов ОАО "КамАЗ-Дизель"

прошла обучение на курсах Академии АйТи "Система управления предприятием 
типа MRP II". Программа курса, организованного по инициативе генерального 
директора ОАО "КамАЗ-Дизель" Е. П. Федулова, была посвящена изучению 
международных стандартов проектирования и внедрения КИС.

Обучение проходило в течение трех дней в Набережных Челнах. На курсах были 
рассмотрены вопросы стратегического планирования продаж и объемов 
производства, управления спросом и запасами, объемно-календарного 
планирования, укрупненного и детального планирования потребностей в 
мощностях и материальных потребностей (MRP), обработки данных о 
маршрутизации работ, оперативного управления производством, а также 
технология управления MRP II.

В третий день занятий курс посетил исполнительный директор АО "КамАЗ" 
Ильдус Закиевич Исламов. Он решил обучить на этом курсе практически все 
высшее звено управления предприятия (от 200 до 300 человек).

+ + +

       Columbus IT Partner: три года на российском рынке

Компания Columbus IT Partner отметила трехлетнюю годовщину работы на 
российском рынке систем автоматизации предприятий.

Columbus IT Partner Russia является частью международной компании, 
занимающейся разработкой, продвижением и сопровождением систем управления 
предприятием класса ERP и MRP II. Основанная в Дании в 1989 году, компания 
работает на рынках в 23 странах мира. Компания входит в десятку самых 
быстрорастущих компаний Европы и занимает второе место в Европе по темпам 
роста численности персонала.

По итогам 1999 года, объем продаж российского представительства Columbus IT
Partner по сравнению с предыдущим годом возрос на 30%. Примерно в полтора 
раза увеличилось число клиентов, остановивших свой выбор на программных 
продуктах Columbus IT Partner. Индикатором стремительного развития компании
служит и увеличение количества сотрудников на 50%.

В 1999 году клиентами "КОНКОРД" стали нефтепровод "Дружба", радиостанция

"Европа Плюс", Ростовский Комбинат Хлебопродуктов, завод "Минеральная

Вата", МосОтис, Gallina Blanca и другие производственные и дистрибьюторские
компании.

1999 год для бизнеса в России был годом борьбы за выживание -- и годом 
роста и изменений для Columbus IT Partner Russia. По словам президента 
компании Владислава Мартынова, наряду с безусловными отрицательными кризис 
имеет и свои положительные моменты. В 1999 году количество сотрудников 
отдела клиентской поддержки возросло вдвое. Ожесточившиеся конкурентная 
борьба на российском рынке заставила большинство западных поставщиков 
решений повернуться к российским компаниям. Не стал исключением и Columbus,
70% клиентов которого - чисто российские компании.

Одним из направлений деятельности Columbus IT Partner Russia в прошлом году
являлось интенсивное развитие партнерской сети. В компании было создано 
специальное подразделение, в задачи которого входило привлечение новых 
партнеров и дилеров, их обучение и техническая поддержка. По итогам 1999 
года, партнерская сеть компании увеличилось в 4 раза и включает такие 
компании как Улис Системс (Украина), Супремум (Украина), Белсофт 
(Беларусь), Корус (Екатеринбург), ЭрСи (Брянск), Аквариус (Москва), Топ 
Аудит (Москва) и другие. Особое внимание уделялось развитию рынков Украины 
и Беларуси.

В планах на 2000 год остается активное продвижение на рынок СНГ системы 
"КОНКОРД", а также вывод нового продукта - системы управления предприятием

"АКСАПТА" для автоматизации средних и крупных компаний.

+ + +

       Учите Linux, господа!
       Сергей Бобровский

Покупка компанией Corel корпорации Inprise/Borland вызвала очень большой и 
вполне объяснимый интерес. Впрочем, правильнее говорить все же о слиянии, 
потому что размер Inprise (по размеру бюджета, людским ресурсам) немногим 
меньше Corel (44%, если считать по акциям).

Что произойдет с российским представительством Inprise? Это решится нескоро
- в лучшем случае, месяца через три, когда появится ясность с европейскими
отделениями корпорации. Сама Corel не имеет (точнее, не имела до слияния) 
представительств в Европе, работая через партнеров (кроме того, в Ирландии 
функционирует завод по выпуску коробочных продуктов и центр по локализации 
ПО Corel, работающий, кстати, весьма хорошо), а в России Corel представлена
одним сотрудником. Штаб-квартира Corel находится в Канаде, где и 
происходит основная деятельность по созданию ПО, маркетингу и т. д.

По сведениям из самых разных неофициальных источников, кардинальных 
изменений в деятельности Corel/Inprise ожидать не следует. Если и 
произойдут какие-либо сокращения, то только в связи с устранением 
дублирующих подразделений (что России явно не грозит).

Какова цель данного слияния? Конечно, это борьба за Linux-рынок (в отличие 
от Windows-рынка ПО это скорее потенциально не менее емкий рынок услуг). 
Corel явно стремится стать аналогом Microsoft на Linux-платформе. Сегодня 
линейка продуктов Corel во многом напоминает линейку Microsoft: ОС, офисные
системы, средства разработки (и дополнительно - графические пакеты). 
"Небольшое" отличие в том, что эти продуты выпускаются для Linux, и 
стоимость набора для Linux будет значительно меньше стоимости такого же 
набора для Windows. Для России этот фактор может оказаться принципиальным 
(по 1000 у.е. не купит никто, по 100 у.е. купят все).

Как бы не сложилась ситуация с представительствами Corel/Inprise, новые 
версии систем разработки (Delphi/C++Builder для Linux; возможно, Delphi 6 с
кодогенератором для Windows/Linux) с проверенной и самой распространенной 
клиентской платформы Windows уходить не собираются, вместе с тем расширяя 
свои и без того богатые возможности в новую область, где главный конкурент 
Inprise (корпорация Microsoft), отсутствует по определению. Учитывая рост 
популярности Linux и особенности национального рынка ПО, рискну 
предположить, что года через три найти работу в России программисту, не 
знающему Linux, будет весьма трудно.

+ + +

       Специалисты в дефиците

Темпы роста числа разработчиков ПО в мире стремительно падают. По данным 
IDC, прирост таких специалистов в 1999 г. составил 11,5%. Он сократится в 
2000 г. до 9,6%, а к 2003 г. станет ниже 6%. Причина этого явления - 
стабилизация численности населения в развитых странах и  повышение 
производительности труда.

IDC также прогнозирует, что самый популярный сегодня язык (точнее, система)
программирования Visual Basic в 2002 г. уступит лидерство языку HTML. 
Наиболее быстро будет расти спрос на системы быстрого создания компонентов 
и RAD-среды для Java и Интернета.

+ + +

       Cray продан

3 марта корпорация Tera Computer, поставляющая специализированные 
высокопроизводительные ЭВМ, приобрела подразделение компании Silicon 
Graphics, занимающееся разработкой векторных суперкомпьютеров Cray. Это 
подразделение будет преобразовано в новую фирму, которая сможет более полно
удовлетворять спрос на рынке высокопроизводительных вычислений. 
Представители SGI объясняют причину сделки стремлением сосредоточиться на 
разработке масштабируемых многопроцессорных систем.

+ + +

       Выходит Sybase SQL AnywhereStudio 7.0

Компания Sybase анонсировала новую версию платформы создания мобильных 
систем Sybase SQL Anywhere Studio 7.0. Она обеспечивает синхронизацию 
корпоративных данных, позволяет обмениваться информацией между мобильными 
устройствами и сервером через Интернет, радиослужбы, поддерживает другие 
способы связи. Повышена производительность встроенной СУБД, реализована 
технология динамического изменения размера кэша, обновлен OLE DB драйвер, 
добавлены Java-отладчик и возможность использования хранимых процедур,  
появились дополнительные средства администрирования.

Расширены средства работы с ОС WindRiver VxWorks, MS DOS и Psion с 
ориентацией на доступ к интеллектуальным устройствам (телевизионные 
компьютерные приставки, офисное оборудование, бытовые приборы). В США 
продукт будет продаваться по цене от 399$ (на 1 пользователя) до 999$ (на 
10 пользователей).

+ + +

       Так чего же мы хотим: управлять или учитывать?
       Наталья Никитина, Елена Монахова
       (с сокращениями)

Излагаемые в этой статье взгляды сформировались в результате совместных 
работ по исследованию представленных на российском рынке интегрированных 
систем управления предприятием (ИСУП), которые проводит корпорация 
"МетаСинтез" и исследовательско-консалтинговая группа RC Group. После 
подробного рассмотрения функциональных и технологических особенностей ряда 
систем нам удалось выявить шесть типов принципиальных различий между 
отечественными и западными ИСУП - о них в обобщенном виде мы и попытались 
рассказать в данной статье (преимущественно о подходах, используемых для 
сравнения систем).

Прошедшая выставка "Бухучет и аудит 2000" еще раз подтвердила, что 
производственные предприятия уже дозрели до осознанного выбора столь 
сложных продуктов, как ИСУП. Еще два года назад интерес к ним был очень 
робким, а сегодня потенциальные заказчики задают такие вопросы, которые 
требуют от поставщиков конкретных ответов и глубоких знаний 
производственной сферы. С одной стороны, это свидетельствует о некотором 
подъеме нашей промышленности, а с другой - символизирует завершение 
периода, когда у директоров предприятий и сотрудников отделов АСУ еще была 
жива надежда, что интегрированные системы может писать каждый.
На российском рынке представлено более двадцати систем, содержащих, хотя бы
формально, модуль, отвечающий за управление производством. Мы разделили их
на две совсем простые категории: отечественные разработки и западные 
ERP-системы - и на достаточно концептуальном уровне сформулировали типы 
различий между ними.

---
Таблица 1. Шесть типов основных различий между ИСУП отечественных и 
западных производителей
1. Степень развитости программных средств, поддерживающих процесс 
целеполагания, т. е. планирования производственных процессов и связанных с 
ними ресурсов
2. Полнота состава управленческих функций, поддерживаемых ИСУП, и 
развитость реализующих их программных средств
3. Степень развитости аналитических программных средств, позволяющих 
консолидировать данные и представлять их в удобном для руководителя виде
4. Степень специализации ИСУП на определенных типах и видах производств 
(особенности объекта управления, зафиксированного в ИСУП)
5. Специфика процедур управления ресурсами четырех типов: финансовыми, 
материально-техническими, кадровыми, информационными
6. Степень соответствия международным стандартам и концепциям: ISO 9000, 
MRP, MRP II, ERP, CSRP
---

Особо подчеркнем, что мы смотрим на системы под вполне определенным углом 
зрения - насколько они поддерживают управленческие функции. И неслучайно. 
Присутствующая в аббревиатуре ИСУП буква У означает "управление". 
Следовательно, если функции управления в системе поддерживаются слабо, то 
это характеризует ее не лучшим образом. Если все-таки эти функции 
поддерживаются, то нас интересует - в какой степени, с какой степенью 
интеллектуальности, как они взаимосвязаны? Шесть сформулированных нами 
типов принципиальных различий дают, на наш взгляд, ту концептуальную сетку,
через которую следует рассматривать тиражируемые ИСУП, изучая предложения 
поставщиков.

(Вообще говоря, можно по-разному классифицировать различия: с точки зрения 
соответствия систем требованиям российского законодательства, с точки 
зрения полноты представленных в них учетных возможностей и т. п. Однако 
"больше - меньше" - это слабый показатель. Некоторые возможности добавить

легко, если ИСУП построена на основе развитой СУБД. А вот многие 
управленческие функции и, главное, связи между ними реализуются глубоко - 
на уровне ядра системы. Тогда изменения даются тяжело. И это важно 
помнить.)
Шесть уровней, на которых проявляются концептуальные различия между 
отечественными разработками и западными ERP-системами, представлены в табл.
1. Держа их в голове, специалист, которому поручен выбор тиражируемой ИСУП
для промышленного предприятия, будет способен ответить на вопрос: 
"Подходит ли эта система моему предприятию принципиально, есть ли в ней то,
что для нас очень существенно?".

Исследуя системы, в качестве отправного пункта мы представили себе основные
бизнес-процессы промышленного предприятия и изобразили подсистему 
управления производством в виде четырех взаимосвязанных блоков: управление 
формированием спроса, управление поставками, управление собственно 
производством (стержневым процессом) и управление сбытом.

Отличие первое - степень развитости функций ИСУП, поддерживающих процессы 
целеполагания, т. е. планирования производственных процессов и связанных с 
ними ресурсов.
Оценить, насколько полно представлены в системе подобные средства, 
позволяет анализ ИСУП с точки зрения заложенных в ней структур планов 
промышленного предприятия, автоматизированных алгоритмов планирования, 
взаимосвязей планов производства с прогнозом спроса, планами поставок, 
сбыта, распределения и движения ресурсов (финансовым планом, цеховыми 
заданиями, документооборотом и т. п.).

Второе отличие - степень полноты состава управленческих функций, 
поддерживаемых ИСУП, развитость этих средств. Чтобы оценить эту полноту, мы
взяли известную в методологии концептуального анализа модель 
целенаправленной системы (табл. 2), центром которого является управляемый 
процесс. Его результаты нас, собственно, и интересуют. Это может быть 
производственный процесс или, например, процесс в контуре управления 
поставками, отвечающий за управление складом, или процесс управления 
сбытом. Важно, что по отношению к нему всегда реализуется система 
управленческих функций.

---
Таблица 2
Управленческая функция :: Реализация в ИСУП
Наблюдение -- Открытый интерфейс с возможностью подключения датчиков, 
технологического оборудования и др.
Описание состояния -- Автоматизированное составление отчетов
Сравнение с целью -- Вычисление отклонения план - факт
Выявление причин отклонения -- Трактовка системой причин возникновения 
отклонений (по совокупности значений ряда параметров)
Выработка решения -- Выбор оптимального управленческого решения из 
некоторого пространства альтернатив по заданным критериям
Перевод в управляющее воздействие -- Формирование приказа, распоряжения, 
сигнала и т. п.
Ввод управляющего воздействия -- Передача сигнала (сообщения) по локальным 
и распределенным сетям в виде сообщения на монитор соответствующего 
должностного лица и т. п.
---

Первая функция - наблюдение за текущим результатом (по выходу управляемого 
процесса). Например, за количеством производимых деталей, если речь идет о 
серийном производстве. Описание состояния - это составление отчета о 
количестве производимых изделий. Далее идет сопоставление фактического 
результата с целью (целью в данном случае является производственный план). 
На третьем шаге происходит сопоставление "план - факт", а на четвертом

выявляются различия (в простейшем варианте берется разность между 
количествами и появляется соответствующая графа отчета, показывающая 
выполнение, невыполнение или перевыполнение плана). На пятом шаге 
вырабатывается решение о том, какие меры следует предпринять, чтобы 
устранить создавшееся отклонение, если оно нас не устраивает. На шестом это
решение переводится в управляющее воздействие (формируется приказ, 
распоряжение, нормативный документ или, в простейшем случае, просто 
выдается сигнал к действию). И, наконец, на седьмом шаге вводится этот 
приказ или распоряжение в управляемый процесс, т. е. передается 
исполнителю.

Может сложиться впечатление, что мы ждем от системы чего-то фантастического
и эти ожидания реализовать в принципе невозможно. Однако в ряде систем 
полные управленческие контуры действительно воплощены. Например, в Oracle 
Applications есть специальный общесистемный модуль Oracle Alert 
("предупреждение"). Его ценность в том, что этот механизм не относится
к 
какому-то одному функциональному модулю и его можно использовать в разных 
случаях жизни, например, привязать его к управлению складскими запасами и 
решать задачу поддержания определенной номенклатуры изделий в определенных 
пределах (по количеству). При выходе за эти пределы система выдает 
сообщение (скажем, в виде рекомендации о заказе на поставку необходимых 
материалов) на экран соответствующему должностному лицу и человек либо 
принимает это предложение системы, либо отвергает его и вводит свой 
вариант. Здесь очевидна активная роль ИСУП, ее управленческие свойства.

Если говорить в терминах управления о системах ERP или ERP-подобных, к 
которым относятся ведущие западные системы, то они, как правило, 
представляют программные средства, поддерживающие полный управленческий 
контур или, по крайней мере, тяготеют к этому, в чем и состоит их основная 
отличительная особенность. В большинстве отечественных систем, к сожалению,
преобладают учетные функции. (К учетным мы относим три функции: описание 
состояния, сравнение с целью и выявление причины отклонения.).

Однако есть тенденция к увеличению числа программно поддерживаемых функций,
проявляющаяся в появлении так называемых отраслевых решений. Таким 
образом, главные вопросы, которые должны задать себе специалисты, 
выбирающие ИСУП, следующие: нужно ли мне поддерживать полный управленческий
контур, знаю ли я вообще управленческие контуры своего предприятия и какие
из них мне надо поддерживать программными средствами? А позволяет ли 
характер производства, степень развитости технологического оборудования, 
организационная дисциплина и квалификация персонала претендовать на 
использование тех систем, которые поддерживают полные управленческие 
контуры? Или лучше пока ограничиться составом учетных функций и не 
претендовать на большее? Если руководство предприятия честно ответит себе 
на эти вопросы, выбор системы существенно упростится.

(на сайте опубликована полная версия статьи и стенограмма семинара, на
котором рассматривались все шесть отличий)

+ + +

Хотите высказать свое мнение по обсуждаемым нами вопросам? Пишите на
kis@pcweek.ru

+ + +

Полные тексты статей, Форумы и другие материалы -- на сайте 
http://kis.pcweek.ru/kis

= = =


http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное