Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии Интеграция знаний (1/3)


Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии
 

 Интеграция знаний (1/3)

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

 Афоризм "Знание - сила" возник на заре Нового времени в XVI веке. Автор его Френсис Бэкон вошёл в историю как основоположник эмпиризма, защитник научной революции и теоретик метода индукции, но как универсально одарённый деятель той поры проявил себя во множестве областей - политике, юриспруденции, физике, лингвистике... Есть даже гипотеза, что Бэкон входил в группу авторов, стоящих за псевдонимом Шекспира - так,  1883 году миссис Потт нашла 4400 параллелей между мыслями и выражениями Шекспира и Бэкона, а двумя годами ранее миссис Эшвуд Уиндл заявила, что нашла в каждой пьесе тщательно разработанные джинглы, идентифицирующие реального автора с Бэконом. И ещё - Платт считал, что латинское слово honorificabilitudinitatibus из «Бесплодных усилий любви» можно прочитать как анаграмму к «Hi ludi F. Baconis nati tuiti orbi» («Эти пьесы, отпрыски Ф. Бэкона, сохраняются для мира»).
/
Джингл - музыкальная фраза с вокальной пропевкой, дающая узнаваемость радиостанции в эфирном пространстве

Возвращаясь к теме выпуска, стоит заметить, что если кто и практиковал интеграцию знаний, то это никто иной как Френсис Бэкон.

Между тем определить, что такое знание - а тем более его интеграция, - далеко не просто. Это узел, в котором связаны сферы производства знаний (наука), их передачи (образование), приложения (конструирование и производство), хранения (культура) и распространения (СМИ).

Milan Zeleny, профессор менеджмента и корпоративной экономики Университета Фордхэма (Нью-Йорк), провозглашает, к примеру,  наступление Эры знаний...

«Знание» становится ключевым словом новой экономики, глобальной гиперконкуренции и парадигмы глобального менеджмента. Кажется, «эра информации» продлилась не так уж долго. Управленческие информационные системы уже устарели, и под информационными технологиями и системами часто подразумеваются технологии знаний. Это терминологическое несоответствие не только отражает качественное продвижение вперед, но и отрицательно сказывается на четкости проблем, концепций и границ понятий. Все мы получаем большие объемы широкодоступной информации, и нас беспокоит информационная перенасыщенность, так же как и ненужная и бесполезная информация. Вместе с тем мы все больше осознаем недостаточность знаний.

Итак, очевидно, наступает эра знаний: индустрии знаний, работников со знаниями, знаний как капитала, систем поддержки знаний, управления знаниями, производства знаний, организационного обучения, гиперзнаний и т. д.

...и предлагает такую их систематику:

 


 
Технология Аналогия (выпекание хлеба) Результат Цель (метафора)
Сведения (данные) Электронная обработка данных Элементы: вода, дрожжи, молекулы крахмала Не доведенное до конца дело Ничего не знать
Информация Управленческая информационная система (MIS) Ингредиенты: мука, вода, сахар, специи + рецепт Эффективность Знать-как
Знание Система поддержки принятия решений, (DSS), экспертная система (ES), искусственный интеллект (AI) Координация процесса выпекания — результат, продукт Действенность Знать-что
Мудрость Системы мудрости. Системы поддержки управления Почему хлеб? Почему таким способом? Объяснимость Знать-почему

В основе данной систематики лежит следующее определение знаний: "Знание — это целенаправленное координирование действие. Его единственное доказательство или способ демонстрации заключается в достижении цели. Качество знания может быть оценено по качеству достижения (его продукта) или качеству координирования (его процесса), особенно если вмешиваются неконтролируемые факторы". Такова прагматичная трактовка знаний, типичная для американских ученых.

Википедия как общемировая энциклопедия отходит от американского прагматизма и понимает ЗНАНИЕ намного шире:

"Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знание в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.
Знание в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
Знание (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.
Знание — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.
3на́ния фиксируются в образах и знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо)...
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу.
К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытиём, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения".

Психология раскрывает смысл знаний по-своему:

"ЗНАНИЕ — результат познавательной деятельности человека. Знание выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов. Знания могут быть эмпирическими, недостаточно обобщенными и теоретическими, отражающими закономерные связи и отношения, существующие в действительности. Знания подразделяются также на научные и житейские, осмысленные и формально усвоенные. Я. А, Пономарев выделяет три типа знаний: 1) созерцательно-объяснительные; 2) эмпирические; 3) действенно-преобразующие. Всегда оправдывает себя правило: знания освобождают от многих ошибок. Именно глубокие, разносторонние и в то же время конкретные 3. необходимы для развития личности, ее жизнестойкости, увеличения пользы, которую она приносит обществу. Большая роль в приобретении, закреплении и расширении знаний принадлежит самообразованию, самостоятельной работе. Овладение системой знаний, отвечающих будущей специальности - необходимая предпосылка достижения успеха в профессиональной деятельности".

Последнее из приведённых определений примечательно фанфарно-трубящим словосочетанием "глубокие, разносторонние и в то же время конкретные" - выполнение именно таких противоречивых требований и призвана обеспечивать  интеграция знаний.

Обозначим способы такой интеграции:

  • каталоги (энциклопедии, справочники, словари),

  • схемы (графы, сети, чертежи, карты, картоиды),

  • образы (примеры, образцы, идеалы, символы).

* * *

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
feod@narod.ru

 


В избранное