Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[minsk-news] результаты международного фестиваля перфоманса NAVINKI-2004

Говорит и показывает
Максим ЖБАНКОВ
Источник: Белорусская деловая газета No1463 от 17/09/2004

В начале прошлого века одинокий мыслитель Михаил Бахтин выдумал <<смеховую
культуру>>, спасавшую человека средневековья от рутины серых будней и
неистребимого абсурда начальственной мысли. Бахтинский карнавал был
резервацией свободного духа, территорией свободы в расписанном до мелочей
пространстве культуры <<темных веков>>. Красивая сказка получилась, да скоро

кончилась. Родина интеллектуала -- слово, жизнь -- расширение словарного
запаса. Некогда модная интеллигентская мантра <<карнавал-хронотоп-диалог>>
сегодня затерта до дыр и успешно вытеснена птичьим языком французских
деконструкторов и немецких мастеров глубинной герменевтики. А белорусская
реальность уверенно и настойчиво доказывает прямо противоположное идеям
господина Бахтина: наши праздники не освобождают, а закабаляют.

Недавно в Минске завершился очередной международный фестиваль перформанса
<<Навiнкi>>. Немногочисленные посвященные -- сами артисты, богемная молодежь,

друзья участников и профессиональные столичные тусовщики -- получили
вожделенную инъекцию актуального искусства, которой должно хватить до
следующего феста. Прочие граждане, которым не удалось понаблюдать, как
серьезный господин из Финляндии чистил подсолнечным маслом ботинки
бронзовому Якубу Коласу, тоже не остались внакладе. Их собственному
фестивалю нет конца. И лозунг наш прост: <<Перформанс каждый день>>.

В этом утверждении нет ни грамма преувеличения. Суть искусства перформанса --

в публичной импровизации художника на произвольно избранную тему.
Пластический художник как бы мыслит вслух, на глазах аудитории создавая
условное пространство, заполненное движением (или неподвижностью) артиста,
возникающими и исчезающими объектами, точечными контактами с публикой и
приглашением ее в соавторы. Настоящий перформер -- уличный шаман, занятый
профессиональным обольщением окружающих, использующий их внимание в своих
целях. Внутренне он раскрепощен, по отношению к зрителю авторитарен. Как
любой политик-харизматик.

А потому не стоит думать, что перформанс -- удел скучающих западных артистов

и маргиналов из местной арт-среды. Такому фестивалю самое место у нас,
потому что вся Беларусь -- страна-перформанс. Прежний Союз был чем-то средним

между балетом <<Лебединое озеро>>, оперой <<Великая дружба>> и шефским концертом

Эдиты Пьехи на авианосце <<Стерегущий>>, т.е. упорядоченным движением
человеческих ресурсов согласно утвержденному режиссерскому сценарию. У нас
все иначе. Синеглазая страна в сердце Европы уже давно живет по видимости
отстроенно и слаженно, а на деле -- по принципу <<Все вдруг!>>, повинуясь
непредсказуемым движениям высших сил. Сколько смен курса мы пережили за
последние десять лет? А идеологических кампаний? А сложных поворотов то на
Восток, то на Запад? Остановите любого прохожего и спросите: что за
приоритеты у нашей страны? В чем суть национальной идеологии? Или для начала

попробуйте ответить сами. Думаю, ничего не получится. Потому что даже на
самом верху по этому поводу никакой ясности нет.

Импровизация -- ключ к пониманию массы событий последнего времени, спектакль

-- точное обозначение жанра любой публичной акции. Показательна ситуация
вокруг закрытого Европейского гуманитарного университета. Внезапный отзыв
лицензии, серия протестных студенческих выступлений (включая сидячую акцию
на Октябрьской площади) и общая озадаченность (переходящая в шок) высших
чинов от образования: куда девать студентов? Признаться, что об этом просто
никто не думал, стыдно. И солидные люди превращаются в перформеров --
импровизируют в меру сил, изображают компетентность, пытаются что-то наспех
придумать, раздают грозные директивы. Толку, конечно же, мало. Карнавал
делает нас своими заложниками.

Официальные медиа-каналы заполняют эфир радостно рапортующими функционерами
БРСМ и комбайнерами, взахлеб рассказывающими о своей счастливой жизни. На
наших глазах из реальной жизни создают рекламный ролик власти.
Идеологические перформансы лишают людей воли, заставляя заученно твердить о
третьем сроке и превращая в одуревшую полупьяную толпу, размахивающую
флажками на очередном празднике города.

Система Большого перформанса пуста, поскольку занята исключительно
саморекламой. Агрессивно загружая сознание публики идеологическими мифами,
она теряет связь с реальностью и превращается в самодостаточное условное
шоу. И в этом для нее прямая угроза: чем громче говорит и показывает власть,

тем чаще зритель начинает дремать в креслах и мечтать о конце спектакля.


--
С наилучшими пожеланиями,
Полаженко Сергей. http://software-testing.ru

Ответить   "Polazhenko Sergey" Mon, 20 Sep 2004 14:55:14 +0300 (#231282)