Ниже мы перепечатываем статью, размещенную 24 апреля 2015 г. на официальном сайте Некоммерческого партнерства "Карелтранс"
"По
вине Госкомитета РК по транспорту, с 1 мая в Карелии могут
прекратиться все пригородные и междугородные автобусные перевозки
Согласно
действующему законодательству, перевозчики имеют право осуществлять
регулярные пригородные и междугородные пассажирские перевозки только при
наличии соответствующего договора с госрегулятором – в Карелии это
Государственный комитет РК по транспорту (см. Положение о комитете).
Сроки
действия нынешних договоров у всех карельских перевозчиков истекали в
конце октября 2014, когда должен был проводиться очередной конкурс на
право осуществления таких перевозок. Конкурс уже несколько раз
приостанавливался и переносился. А комитет пролонгировал (продлил)
действие договор с перевозчиками по 30 апреля. Сейчас конкурс вновь
приостановлен, по решению Арбитражного Суда РК, а Госкомитет по
транспорту во главе с господином Жадановским (точнее, теми, кто стоит в
тени его спины), как сообщают перевозчики, наотрез отказывается
продлевать действие договоров.
Таким
образом, уже всего через 7 дней, 1 мая 2015 г., ни один карельский
перевозчик не будет иметь права выйти на пригородные и междугородные
маршруты. Это будет такой большой скандал, которого, пожалуй, еще не
было в истории Карелии – чтобы в светлые праздники Первомая и Дня
Победы жители республики и ветераны были лишены возможности съездить к
родне в соседний райцентр или поселок, повидать родных и близких,
посетить могилы павших в той войне. Нынешние карельские перевозчики и
рады бы возить ветеранов и после 30 апреля, но по закону не будут иметь
на это права.
Самое
грустное, что к этой ситуации Госкомитет, похоже, вел дело намеренно.
Дело в том, что еще 6 марта 2015 г. Госкомитет внес изменения в свой
же приказ от 30 июля 2014 года № 79 «О мерах по реализации Закона
Республики Карелия "Об организации транспортного обслуживания населения
автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным
транспортом» (приказом № 79, в частности, был утвержден и «Порядок
проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по
расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и
межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия.) В
результате внесенных 06.03.2015 изменений, в этом «Порядке» появился
очень интересный пункт за номером 27, который гласит:
" 27. С целью бесперебойного обеспечения населения пассажирскими перевозками автомобильным транспортом, Комитет имеет право:
а)
заключить без проведения конкурса договор на осуществление пассажирских
перевозок с ГУП РК "Карелавтотранс" по данному лоту (лотам) на срок до
проведения конкурса, но не более чем на 1 год, в случаях:
- досрочного прекращения действия договора (договоров), заключенного (ных) между Комитетом и перевозчиком;
- признания конкурса несостоявшимся (не подано ни одной заявки), если договор не заключён с единственным участником конкурса;
- открытия нового автобусного маршрута.
б)
продлить без проведения конкурса договоры на осуществление пассажирских
перевозок с перевозчиками по лоту (лотам) на срок до проведения
конкурса, но не более чем на 1 год, в случае(ях): отмены проведения
конкурса."
Сразу
возникает вопрос: а почему, если конкурс не проводится, то все лоты (и
все маршруты, входящие в эти лоты), передаются одному-единственному
перевозчику – «Карелавтотрансу»? А главное – зачем? Не логичней и
правильней разве нынешняя ситуация, когда в условиях непроведения
конкурса, перевозчики продолжают перевозки по условиям предыдущего
конкурса? И почему именно «Карелавтотранс»? Да, это государственное
предприятие. Но одновременно и коммерческое предприятие. Настолько же
коммерческое, насколько коммерческими предприятиями являются и
перевозчики с иной формой собственности. Ведь, по карельскому
законодательству нет различия между ГУПом и другими перевозчиками,
все должны быть в равных условиях, это в чистом виде нарушение
конкуренции и антимонопольного законодательства.
Да,
у "Карелавтотранса" автобусов побольше чем у многих, но например у
медвежьегорского перевозчика ИП Виноградов В.В. – автобусов в его парке
еще больше. Да, у «Карелавтотранса есть автовокзал, но не у него одного.
Автовокзалы и автостанции есть у перевозчиков из Кондопоги,
Медвежьегорска, Сегежи, Калевалы, Суоярви и Олонца. Тогда, за что
«Карелавтотрансу» такие привилегии? Этот вопрос карельские перевозчики
безусловно зададут в Арбитражном суде, обратившись туда с исковым
требованием об отмене этого абсолютно дискриминационного пункта.
Ведь
совершенно понятно, что обслужить все карельские автобусные маршруты
Карелавтотрансу просто не по силам. Значит, бОльшую часть из них он
будет отдавать в субаренду другим перевозчикам. Интересно, каким? Уж не
тем ли трем вновь созданным фирмам под директорством господина Праневича
с ул. Путейской, 5, заявившимся на апрельский конкурс этого года
(который сейчас приостановлен) – то есть с того самого юридического
адреса, где базируются и все нынешние городские перевозчики, ездящие на
10-летних старых питерских «Отойолах» и подержанных «Джаках». Которые
не имеют права по дряхлости ездить по Петербургу и Ленобласти (там более
жесткие конкурсные требования к возрасту автобусов).
И
вроде бы всё ладно складывалось у Госкомитета, но вот незадача – тот
конкурс, который должен был состояться 15 апреля и от которого по
надуманным и насквозь фальшивым, натянутым поводам были отстранены почти
все нынешние карельские перевозчики, Арбитражный суд РК – отложил, в
качестве обеспечительной меры, по иску карельских перевозчиков.
И вот, как говорится, «империя наносит ответный удар». Внезапно, на сайте госкомитета, в разделе «Проекты нормативных актов», появляется проект приказагоскомитета, в котором говорится:
"1.
Внести в приказ Государственного комитета Республики Карелия по
транспорту от 30 июля 2014 года № 79 «О мерах по реализации Закона
Республики Карелия "Об организации транспортного обслуживания населения
автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным
транспортом» («Карелия», 11.09.2013, № 74) изменение, дополнив подпункт
а) пункта 27 Порядка проведения конкурса на право осуществления
пассажирских перевозок по расписанию движения автобусов по маршрутам в
пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики
Карелия абзацем следующего содержания:
«- приостановления процедуры конкурса в порядке, предусмотренном действующим законодательством;».
Причем
в пояснительной записке к этому, с позволения сказать, тексту, указано,
что он находится на антикоррупционной проверке, которая завершится
аккурат 01.05.2015. То есть на следующий день после дня, когда прекратят
действие договора с нынешними перевозчиками. Вероятно, директор
Карелавтотранса Эльвира Каштанова уже в предвкушении потирает руки,
ожидая, как к ней с протянутой рукой вот-вот пойдут нынешние перевозчики
за правом ездить по своим же маршрутам (которое, кстати, недешево стоит
– субаренда маршрутов Карелавтотранса стоит от 17 до 30% от выручки
перевозчика-субарендатора). А вот и не пойдут. Из принципа. Просто
потому что не обязаны. И кто выйдет 1 мая на пригородные и междугородные
автобусные линии, кроме собственно Карелавтотранса и еще пары
«пропитерских» перевозчиков – неизвестно.
Пострадают, конечно, пассажиры, но исключительно по вине Госкомитета, намеренно создавшего такую ситуацию.
Тем
временем, Госкомитет с Карелавтотрансом развили такую прыть, что даже
побежали впереди паровоза. А именно: решив даже не дожидаться 1 мая –
дня, когда можно будет подписать этот приказ (и то, если он успешно
пройдет антикоррупционную экспертизу), уже внесли изменения в программу
автоматизированной продажи билетов, указав в ней все рейсы, начиная с
01.05.2015, как принадлежащие Карелавтотрансу и Карелавтотранс-Сервису
(то есть заранее присвоив себе чужие рейсы). Это может увидеть любой
пассажир, решивший приобрести билет через интернет на сайте "Мир автобусных билетов"– в графе «Перевозчик» будет значиться «Карелавтотранс» либо «Карелавтотранс-Сервис» на любом рейсе с 01 мая 2015 г.
Что
это? Подлог? Мошенничество? Признаки коррупции? В любом случае, налицо
нарушение законности. Впрочем, правоохранительные органы разберутся и с
этим. Ибо карельские перевозчики мимо столь вопиющего нахальства и
пренебрежения законом – проходить не намерены, и не оставят это дело без
последствий ни для Госкомитета, ни для Карелавтотранса.
Которые
настолько увлеклись подковерной возней с целью вышвырнуть карельских
перевозчиков с их маршрутов, что умудрились не поставить на Радоницу
21.04.2015 (день особого поминовения усопших в РПЦ) предварительно НИ
ОДНОГО дополнительного рейса на городские кладбища! И лишь когда очередь
на автовокзале к 9 часам утра достигла нескольких сотен человек
(смотрите видео здесь
), и только самоотверженными и самостоятельными действиями диспетчера и
нескольких нынешних перевозчиков, удалось организовать восемь
дополнительных рейсов на кладбища Вилга и Бесовец. Что неудивительно,
ибо из комитета и из Карелавтотранса за последние полгода были изгнаны
почти все грамотные специалисты – начальник отдела транспорта в
Госкомитете и некоторые сотрудники того же отдела, а в Карелавтотрансе –
заместитель генерального директора, начальник производственного отдела,
начальник транспортного участка, оба инженера по организации
пассажирских перевозок, инженер по расписаниям, юрист, кадровик и так
далее. А на их место набраны такие «специалисты», что на вывешенное ими
на днях на официальном сайте Карелавтотранса «летнее расписание» без слез смотреть невозможно.