Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Камчатское восстание 1771 года или предостережение графа Бэнгоро



Камчатское восстание 1771 года или предостережение графа Бэнгоро
2012-04-20 20:32


Камчатское восстание 1771 года

или Предостережение графа Бэнгоро

Камчатка у японцев раньше называлась оку Эдзо, то есть глубинное, дальнее Эдзо (Хоккайдо). Во времена Екатерины Великой эта земля была самым дальним краем Российской империи, сюда направляли ссыльных. В ночь на 27 апреля 1771 года в Большерецком остроге на Камчатке вспыхнуло восстание, во главе которого встал граф Мауриций Август фон Бенёвский. Кем-то из ссыльных было написано "Объявление" в Сенат, выдвигающее ряд обвинений Екатерине II, называющее ее правление незаконным и подвергающее резкой критике положение дел в России. В то время в Большерецком остроге было девяносто человек ссыльных и семьдесят солдат. Повстанцы захватили склады, где хранились пушнина, оружие и казна. На корабле восставшие вышли в море и пошли на юг, вдоль Курил, Японии и прибыли в португальский порт Макао в Китае. Граф Мауриций Август фон Бенёвский (1746-1776) считается в России бунтовщиком, но в Словакии, Венгрии и Польше он национальный герой. Камчатское восстание 1771 года и побег корабля из России по-разному оцениваются историками. Любое восстание можно назвать бунтом, а восставших уголовниками. Но восставших можно назвать и героями, выступившими против самодурства властей, за идеалы свободы и справедливости. О последствиях восстания и как оно отразилось на развитие русско-японских связей я хочу рассказать.




Граф Мауриций Август фон Бенёвский

Мауриций Август фон Бенёвский (Maurice Auguste de Benyowsky, 1746-1776) родился в 1746 году в словацкой земле, входившей в состав Венгрии. Его отец был австрийским полковником словацкой национальности, а мать - дочерью епископа венгерских и словацких кровей. Он окончил военную академию, получил в Польше титул графа и звание полковника. Сражался против русских войск и был взят в плен, за участие в антирусском восстании был арестован и сослан в Казань, а в 1770 году - на Камчатку. Август фон Бенёвский имел очень свободные для своего века религиозные взгляды: был крещен в католическом костеле, венчался в протестантской кирхе под Краковом, вставал на колени перед православной иконой Николая Чудотворца. Это был человек с красивым лицом и хорошими манерами, энергичный и смелый, он был одним из тех талантливых искателей приключений, каких было много в Европе XVIII столетия. Граф Мауриций Август фон Бенёвский был ярым противником рабства, человеком прогрессивным и свободомыслящим. Он был против торговли рабами, но за свободу вероисповедания в католических странах.

27 апреля 1771 года в городе Большерецке на Камчатке ссыльные во главе с Августом фон Бенёвским восстали, повстанцы захватили склады, где хранились пушнина, оружие и казну, на корабле восставшие вышли в море и пошли на юг вдоль Курил и Японии. Судно отплыло из Чекавинской гавани на Камчатке, имея на борту 84 человека, в португальский порт Макао прибыло 70 человек. Причины бегства мятежников носили трагический характер. Каждый из них имел свой повод, чтобы бежать, и каждый хотел иначе устроить жизнь после обретения свободы. Большинство из них видело свое будущее на Формозе, другие хотели учредить поселение на Алеутских островах для ведения прибыльной торговли пушниной, открыть торговлю с Японией, учредить поселения европейской колонии на острове Формоза. Август Бенёвский сумел доплыть до Японии, где написал 6 знаменитых писем, после посещения острова Формозы перебрался в португальскую колонию Макао, где продал корабль и зафрахтовал два французских судна. Число умерших в Макао, главным образом от холеры и брюшного тифа составило 23 человека. Часть русских беглецов приняла в Макао католичество, здесь до 1811 года не хоронили некатоликов, и это был главный повод для крещения больных, которые получили при этом католические метрики.



Семейный дом графа в городе Врбове, Западная Словакия

По обратной дороге в Европу французский корабль с Августом Бенёвским завернул на остров Мадагаскар, в то время европейцам почти совсем ещё не известный. Граф загорелся мыслью о его колонизации. Во Францию прибыло 40 человек, благодаря помощи родственника граф получил возможность встретился в Париже с королем Людовиком, который поддержал его план освоения африканского острова, расположенного вблизи важных морских путей. 17 человек решили вернуться в Россию, а 23 русских беглецов остались с графом. Французские власти принимают Августа Бенёвского и его русских соратников во французскую армию, 30 декабря 1772 года король подписывает документ о формировании корпуса волонтеров пехоты и назначает графа комендантом в ранге полковника.

Волонтеры во главе с Августом Бенёвским в феврале 1774 году высадились на Мадагаскаре, они приступили к постройке столицы острова - города Луибур. В 1776 году вожди местных племён избрали Бенёвского королём. Затем граф вернулся во Францию, позже перебрался в Англию. Там он прожил восемь лет, написав за это время свои знаменитые мемуары, ставшие настоящим бестселлером после их публикации в 1791 году. Во время войны за независимость США граф Мауриций Август фон Бенёвский появляется в Америке, где становится другом Бенджамена Франклина. В 1785 года на торговом судне «Интерпид» граф возвращается на Мадагаскар, где воевал с французскими колонистами и погиб во время боя. Ему было тогда сорок пять лет; на Мадагаскаре до сих пор сохранились улицы и площади, названные в его честь.

Более двух веков Камчатское восстание не дает покоя исследователям. Императрица Екатерина хотела поскорее предать дело забвению, для этого было запрещено всякое упоминание о восстании и побеге, а документы спрятаны в Тайной канцелярии. Мемуары самого Беневского, вышедшие в свет на многих европейских языках: французском, английском, немецком, чешском, польском и бывшие бестселлерами в течение чуть ли не двух столетий, до сих пор не переведенны на русский. На них воспитывалось не одно поколение поляков, происходило становление национального самосознания.



Галиот "Святой Петр

Граф Мауриций Август фон Бенёвский с товарищами покинули Камчатку на галиоте "Святой Петр" (по русскоязычным источникам), в англоязычном интернете считается, что восставшие вышли в море и взяли курс на Курильские острова на судне "Св. Петр и Павел" (Святые Апостолы Петр и Павел), построенном морской компанией купцов Григория и Петра Пановых, Арсения Кузнецова и других. Его в 1764 году повел в первое плавание на Алеутские острова мореход Иван Соловьев. На нем русские купцы возили бобровые, медвежьи и лисьи шкуры, а так же бобровые хвосты. Последние являлись очень ценным товаром в русской торговле с Китаем, так как из них выделывались лучшего качества кисти для письма. Если галиот - маленькое, плоскодонное двухмачтовое судно, пригодное лишь для каботажного плавания, совершенно не приспособленное для дальнего плавания, пересечь на нем океан было не очень реально, то "Св. Петр и Павел" - судно водоизмещением примерно 240/300 тонн, 11 футов посадки до ватерлинии, с тремя мачтами и четырьмя якорями. То есть «Св. Петр и Павел» был сравнительно большим судном. Когда граф Мауриций Август фон Бенёвский в третий раз приблизился к японским берегам у княжества Ава, на острове Сикоку, японские береговые власти составили протокол и присоединили к нему рисунок «Св. Петра и Павла». Согласно японским данным, судно имело в длину 20 хиро (36,2 метра), что отвечает водоизмещению более 300 тонн. На рисунке же показано трехмачтовое судно с четырьмя якорями и довольно сложным, особенно заинтересовавшим японцев, рулевым устройством.



Вид побережья Чукотского полуострова у Мечигменской губы. С рисунка Бенёвского

Граф Мауриций Август фон Бенёвский со своими товарищами были первооткрывателями неизвестных земель, это не кучка уголовников, поднявших мятеж и бежавших по приказу своего предводителя. Их случайное плавание оказалось гораздо более успешным, чем плавания других мореходов, преднамеренно ищущих проход в Китай. Это событие стало великим делом в истории мореплавания, восставшие ссыльные открыли этот путь через обширные моря, о котором целые нации так долгое время не могли ничего узнать. Побег графа и его товарищей, первыми проторивших путь с Камчатки в Китай и обративших таким образом внимание иностранных морских держав на неизвестный им до этого Восточный океан, явился важным событием, он привел сюда английские, испанские, американские и французские суда и поставил вопрос о конкуренции. Круги от восстания графа Мауриция Августа фон Бенёвского еще долго будут расходились по поверхности вод истории. Они повлекли за собой самые различные последствия, в том числе, весьма неожиданные и отдаленные. Напуганное восстанием царское правительство отныне и навсегда запретило отправление ссыльных на Камчатку. Этот запрет соблюдался не только во все годы царизма, но и коммунистической властью Совдепии, так что, в отличие от остального севера, концлагерей на Камчатке не было. Это, конечно, сказалось на развитии полуострова. Своим современным обликом Камчатка в значительной степени обязана графу. Кроме того, косвенно граф Мауриций Август фон Бенёвский стал причиной таких событий, как снаряжение первой русской кругосветной экспедиции и включения архипелага Тисима (Курильских островов) в состав Японии.



Осима, архипелаг Рюкю

Во второй половине XVIII столетия Япония была предупреждена о возможной экспансии России на Дальнем Востоке благодаря письмам графа Мауриция Августа фон Бенёвского. Гавань, где бросил якорь Бениовский, находилась в юго-восточной части Японии, в Ава. Местный правитель, стремясь поскорее избавиться от незваных гостей, снабдил их достаточным количеством риса, воды и соли. Он принял также и с оказией переслал сёгуну два письма на немецком языке, адресованных директору голландской фактории в Нагасаки. Очевидно, он надеялся на посредничество голландцев перед японским императором, с тем чтобы остаться в Японии на срок, достаточный для заключения какой-нибудь выгодной торговой сделки. После краткой остановки у берегов соседней провинции Тоса он бросил якорь в Осима, к югу от острова Кюсю. В порту субтропического острова Осима в архипелаге Рюкю в Восточно-Китайском море граф предупредил голландцев на острове Дэдзима (Deshima) о русской угрозе. Из порта Осима Мауриций Август фон Бенёвский послал директору голландской фактории еще четыре письма. В трех письмах он благодарил за провиант, полученный от японцев в Ава и Осима. Четвертое, последнее и неизмеримо более важное послание получило впоследствии широкую известность в Японии как предостережение графа Бэнгоро и было названо первым произведением, посвященным вопросам национальной обороны.


Осима, архипелаг Рюкю

"Высокочтимые и благородные господа, офицеры славной республики Нидерландов!
Жестокая судьба, долгое время носившая меня по морям, вторично привела меня в японские воды. Я сошел на берег в надежде, что мне, быть может, удастся встретиться здесь с вашими превосходительствами и получить вашу помощь. Я поистине весьма огорчен, что не имел возможности переговорить с вами лично, ибо располагаю важными сведениями, которое хотел вам сообщить. Высокое уважение, которое я питаю к вашему славному государству, побуждает меня поставить вас в известность, что в этом году два русских галиота и один фрегат, выполняя тайный приказ, совершили плавание вокруг берегов Японии и занесли свои наблюдения на карту, готовясь к наступлению на Мацума (Хоккайдо) и прилегающие к нему острова, расположенные на 410 38` северной широты, наступлению, намеченному на будущий год. С этой целью на одном из Курильских островов, находящемся ближе других к Камчатке, построена крепость и подготовлены снаряды, артиллерия и провиантские склады. Если бы удалось переговорить с вами лично, я рассказал бы больше, нежели то, что можно доверить бумаге. Пусть ваши превосходительства примут те меры предосторожности, какие сочтете необходимыми, но, как ваш единоверец и ревностный доброжелатель вашего славного государства, я советовал бы по возможности иметь наготове крейсер.
На этом позволю себе отрекомендоваться и остаюсь, как следует ниже, вашим покорным слугой.
Барон Аладар фон Бенгоро, армейский военачальник в плену.
20 июля 1771 года, на острове Усма.
P.S. Я оставил на берегу карту Камчатки, которая может сослужить вам пользу."


Осима, архипелаг Рюкю

Голландцы немедленно послали свое предупреждение сегуну и его советнику бакуфу. Бакуфу немедленно отреагировал, назначив Хаяси Сихэй принять соответствующие защитные меры. Появление у японских берегов русского судна и предостережение графа Бэнгоро о русской агрессии в северных водах вынудило японские власти задуматься об обороне страны, не знавшей до того внешней угрозы. Иностранный корабль, шедший, по-видимому, без национального флага, произвел ошеломляющее впечатление на японцев. По отзывам очевидцев, он был могучим, как маленькая крепость. Японцы, не имевшие собственного военно-морского флота, впали в состояние коллапса. Именно после появления у берегов Японии беглого русского корабля там задумались о необходимости обороны государственных границ. Ученому лейб-медику Кацурагаве Хосю (1751-1809), потомственному придворному врачу сёгуна, было поручено собрать и обобщить сведения о России. На основании голландских источников им были составлены две рукописные работы – "Записки о России" и "Краткая записка о России". Первые сведения от самих японцев, проживших в России много лет, были получены только после возвращения в Японию потерпевших крушение моряков Дайкокуя Кодаю и Исокити. На основании их показаний среди прочих документов Кацурогавой Хосю, лично присутствовавшим на допросах, в 1794 году был составлен выдающийся труд - "Краткие вести о скитаниях в северных водах".



Ученый Хаяси Сихэй

Хаяси Сихэй (Hayashi Shihei, 1738 - 1793 ) - выдающийся японский мыслитель, картограф, военный ученый. Задолго до приплытия коммодора Перри в Японию в 1853 году, Хаяси Сихэй много сделал для принятия в стране западной военной науки и перевоспитания самураев. Он дал много технических описаний о судостроении, пушечной артиллерии и других военных проектах. Он опубликовал эти мысли в своей работе под названием "Кайкоку хэйдан" (Kaikoku Heidan) - трактат о военных вопросах морской нации, напечатаный без разрешения бакуфу в 1791 году. Трактат Хаяси Сихэй "Беседы о военном деле морского государства" (Кайкоку хэйдан) сыграл большую роль в общественной мысли Японии конца XVIII – первой половины XIX веков. Влияние этого сочинения и ссылки на него обнаруживаются в трудах многих японских мыслителей. Хаяси Сихэй в 1775 году посетил Нагасаки, где услышал историю из уст директора фактории Фейта о письмах Бэнгоро, под таким именем стал известен граф Мауриций Август фон Бенёвский (1741-1776) в Японии. Появление у японских берегов русского судна и предостережения графа Бенёвского о русской агрессии в северных водах произвело сильное впечатление на ученого. Свои мысли он изложил в работе "Обзор трех стран" (Сангоку цуранцу-сэцу). В ней говорилось о том, что Россия уже прибрала к своим рукам "Остров морской выдры" - Ракко-сима (Уруп) и поглядывает на Итуруп, что если она захватит Итуруп, то дойдет и до северо-востока Хоккайдо. "Мы должны захватить Эдзо. Если мы этого не сделаем, то это сделают разбойники из Московии. Мы же будем кусать локти" - так считал Хаяси Сихэй. В работах Хаяси Сихэй впервые в Японии прозвучала мысль об опасности со стороны России, трактаты повлияли на создание негативного образа России в Японии. Трактат "Кайкоку хэйдан" представляет интерес как один из немногочисленных памятников военной мысли Японии эпохи Эдо (1603–1867).




В избранное