Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жилье и коммунальные услуги (Интернет-издание)


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВЫПУСК N1

Жилье и коммунальные услуги

- новости законодательства, аналитика


Нет, пожалуй, ни одного человека, которого ни касались бы жилищно-коммунальные проблемы!
ТЕМЫ НОМЕРА:

Там, где законы в силе, - и народ силен. (Сир ПУБЛИЛИЙ).

Предисловие
Добрый день, уважаемый читатель!

Нет, пожалуй, такого человека, которого ни касались бы жилищно-коммунальные проблемы, и потому идея этого проекта давно не давала мне покоя, пока не созрела окончательно, пока не выкристаллизовалась в то, что Вы сейчас видите. А видите Вы первый выпуск Интернет-издания "Жилье и коммунальные услуги".

Выходить это Интернет-издание, будет 1-2 раза в месяц, по мере появления новостей, достойных нашего внимания, а посвящено оно будет новостям законодательства в сфере жилищно-коммунальных услуг и новым нормативным и регулирующим актам, периодически будут даваться аналитические материалы, а также иная информация, которая повседневно необходима современному горожанину.

В этом же первом выпуске я постараюсь осветить новости и нововведения, имевших место в последние несколько месяцев, практически - с начала года, а потому рубрики этого номера будут несколько нетрадиционными (надо ведь как-то систематизириовать!).

Ну вот, кажется, можно и начинать...



Доказать, что ты прав, можно лишь при знании своих прав.
ТЕМА ДНЯ
ВОЗВРАТ "СГОРЕВШИХ" ВКЛАДОВ,
ИЛИ КОМУ ПОГАСЯТ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Возрадуйся, народ, возликуй, страна! Кровные, тяжким трудом заработанные денежки вскорости начнут возвращаться к своим хозяевам. Да, те самые деньги, что, якобы, "сгорели" в революционном движении Украины к независимости. Но возвращение, надо сказать, несколько необычное для нормальной экономики, а так, как традиционно водится у нас - в виде взаимозачетов...

Впрочем, все по порядку.

29 июля Кабинет Министров нашего государства собрался и решил как-то материализовать 39 статью закона о бюджете страны на 2005 год, которую "вбили" в указанный закон в недавней предвыборной горячности... Но отложим комментарии на "закуску", а сразу перейдем к процедуре, предусмотренной "Порядком проведения расчетов по погашению обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях Сберегательного банка прежнего СССР путем погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги", утвержденным постановлением Кабинета Министров №664.

Для проведения указанных в "Порядке..." расчетов, предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, а также единые расчетные центры направляют справку об объемах задолженности (по образцу, утвержденному комментируемым документом) гражданину, который имеет задолженность по состоянию на 1 сентября 2004 года, при условии, что размер долга не увеличился на дату подготовки справки. А подпадают под действие данного "Порядка..." следующие услуги: электрическая и тепловая энергия, природный газ, твердое топливо, услуги водоснабжения и водоотведения, плата за пользование жильем (квартирная плата).

Гражданин, изъявивший желание погасить задолженность за жилищно-коммунальные услуги в счет погашения обязательств государства по обесцененным сбережениям, должен до 15 ноября 2005 года полученную справку о задолженности подать в соответствующее учреждение Сбербанка.

Учреждение Сбербанка осуществляет погашение обязательств государства путем списания проиндексированных обесцененных сбережений с компенсационного счета на сумму, указанную в справке. На списанную сумму учреждение Сбербанка выдает расчетный чек (по форме, утвержденной указанным "Порядком..."). Если сумма задолженности превышает остаток проиндексированных обесцененных средств на компенсационном счету гражданина, то списание производится в пределах остатка.

Полученный в учреждении Сбербанка чек гражданин должен представить соответствующей организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги и выписавшей соответствующую справку о задолженности. На основании поданного гражданином чека производится списание вышеуказанной задолженности на сумму, указанную в чеке.

В случае если гражданин по каким-либо причинам не погасил задолженность, полученный чек он может до 1 января 2006 года сдать обратно в соответствующее учреждение Сбербанка для восстановления суммы на компенсационном счете.

Если у гражданина, имеющего задолженность, отсутствуют проиндексированные сбережения или их не хватает для полного погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги, сумма задолженности может быть переведена в установленном законом порядке на другого гражданина, имеющего указанные проиндексированные средства на компенсационном счете, на основании его письменного заявления, поданного предприятию, оказывающему жилищно-коммунальные услуги и выдающему справки о задолженности.

Дальнейшая процедура проходит без участия гражданина, но, в порядке информации, и о ней надо сказать несколько слов.

Согласно постановлению КМУ №664, Совет министров Автономной Республики Крым, областные госадминистрации, а также Киевская и Севастопольская городские госадминистрации на базе постоянно действующих комиссий по реструктуризации задолженности (созданных в соответствии с соответствующим законом "О реструктуризации задолженности за жилищно-коммунальные услуги" - Прим. автора) должны в двухнедельные срок создать районные, районные в городах, городские, областные и республиканскую (АР Крым) постоянно действующие комиссии по организации расчетов и утвердить их регламент, а также предпринять меры по обеспечению предприятий жилищно-коммунального хозяйства бланками документов, необходимыми для проведения указанных расчетов.

Предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, ежедекадно (2-го, 12-го и 22-го числа каждого месяца) подают в районные, районные в городах, городские постоянно действующие комиссии по организации и проведению расчетов реестры списания сумм задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги (по форме, утвержденной комментируемым "Порядком...") с приложением полученных от граждан чеков (с оформлением реестра чеков по утвержденной форме).

Для участия в расчетах предприятия при этом должны также представить в указанные комиссии справки государственной налоговой службы о наличии на 1 января 2005 года задолженности по налогам и сборам, которая не погашена на дату выдачи справки. К числу представляемых в комиссии справок также отнесены: справка Минфина о сумме задолженности на 1 января 2005 года по кредитам, предоставленным под гарантии Кабмина и не погашенным на дату выдачи справки; справка Госказначейства о сумме задолженности по бюджетным заимствованиям на 1 января 2005 года, которые не погашены на дату выдачи справки. Срок действия всех указанных "казенных" справок - 10 дней.

Для проведения расчетов предприятия - участники должны открыть счета в органах Госказначейства, а при осуществлении указанных расчетов в платежных документах в графе "Назначение платежа" должны указывать "Статья 39" (имеется в виду статья закона о бюджете-2005, согласно которой осуществляются эти расчеты - Прим. автора).

Районные, районные в городах, городские комиссии по проведению расчетов в 10-дневный срок проводят анализ поступивших от предприятий документов, обобщают предложения предприятий относительно их участия в расчетах, готовят и утверждают протоколы согласования расчетов (между участниками расчетов, согласно схемам расчетов), а при невозможности определения схем в пределах района (района в городе, города) выносятся предложения на областной (республиканский для АР Крым) уровень. Если невозможно провести расчеты в пределах области (городов Киева и Севастополя, а также Автономной Республики Крым), то соответствующие комиссии подают предложения по схемам расчетов Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (недавно созданному путем слияния Госстроя и Госжилкоммунхоза - Прим. автора).

Согласно данному Постановлению Кабинета Министров, Госказначейство, Госналогадминистрация, Совет министров Автономной Республики Крым, обладминистрации и горадминистрации Киева и Севастополя должны обеспечить проведение расчетов до 20 декабря 2005 года.

Вполне логичным кажется этот порожденный Кабмином документ лишь при первом ознакомлении с его названием, а уже при первом его прочтении зарождается масса вопросов. И вот первый и самый главный из них - а как государство собирается возвращать "сгоревшие" сбережения тем гражданам, которые не имеют задолженности за жилищно-коммунальные услуги? (Например, не секрет, что многие из пенсионеров дисциплинировано оплачивали услуги и до повышения пенсии в сентябре 2004 года, зачастую отказывая себе во многом, и в том числе в жизненно необходимом...)

Насколько мне помнится прежний советский "деревянный рубль" был оценен в 1996 году в одну гривну и пять копеек. При этом официальная инфляция за эти годы, прошедшие со времени этой (надо сказать сомнительной!) оценки, составила: 1996 год - 139,7%; 1997 год - 110,1%; 1998 год - 120,0%; 1999 год - 119,2%; 2000 год - 125,8%; 2001 год - 106,1%; 2002 год - 99,4%; 2003 год - 108,2%; 2004 год - 112,3%; за шесть месяцев 2005 года - 106,4%... Но не слышал я ни слова о намерениях проиндексировать эти замороженные компенсационные вклады граждан, ни при прежнем руководстве, ни от новой команды...

Вы можете, уважаемые читатели, представить себе задолженность за электрическую энергию за период, например, июля 2004 года по июль 2005 года? Как показала практика, энергетики не долго "церемонятся" - при возникновении задолженности они отключают неплательщика. То есть, включение в перечень услуг и электрической энергии как-то не сообразуется с реалиями нашего времени. Равно как и то, что, так называемое, твердое топливо оказалось в этом списке - уголь и угольные брикеты, как правило, отпускаются покупателям после предварительной полной оплаты их стоимости.

Так же непонятно, из какого "чулана" Кабмин вытащил давно забытый термин "пользование жильем (квартирная плата)", на смену которому еще в 1998 году пришел новый - "плата за содержание домов и придомовых территорий". Вдвойне должно быть стыдно, ибо не далее как 12 июля Кабмин определял состав затрат на это самое "содержание домов, сооружений и придомовых территорий" (наверное, еще чернила не высохли на постановлении №560).

Но и это еще не все. В этом таком "логически структурированном" документе я, например, так и не нашел ответа, на вопрос о том, найдется ли в цепочке взаимозачетов место мелким жилищно-эксплуатационным организациям (включая жилищно-строительные кооперативы и объединения совладельцев многоквартирных домов), которым задолжали граждане, но которые не имеют долгов как перед бюджетом по налогам и кредитам, так и перед водо-, энерго- и теплоснабжающими организациями, которые такие обязательства имеют...



Мерфизм: Кто может - делает. Кто не может - учит. Кто не может учить - управляет.
НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ДОРОГОЕ СЖИГАНИЕ ЛИСТВЫ

16 декабря 2004 года Верховная рада приняла Закон "О внесении изменений в статью 77-1 Кодекса об административных правонарушениях" (№2250-IV), изложив ее в новой редакции.

Отныне самовольное выжигание стерни, лугов, пастбищ, участков степной, водно-болотной и другой естественной растительности, а также растительности или ее остатков и опавшей листвы в зоне автомобильных и железных дорог, в парках, других зеленых насаждениях и газонов в населенных пунктах без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей естественной среды или с нарушением условий такого разрешения, а так же неприменение лицом, которое получило разрешение на выжигание указанной растительности или ее остатков и опавшей листвы, мероприятий по своевременному их гашению влечет наложение штрафа:
     - на граждан - от 20 до 40 НМДГ;
     - на должностных лиц - от 50 до 70 НМДГ
.

Такие же действия в границах территорий и объектов природно-заповедного фонда будут "стоить":
     - гражданам - от 20 до 40 НМДГ;
     - должностным лицам - от 70 до 100 минимумов доходов граждан.



МОНОПОЛИЯ - ПОД КОНТРОЛЕМ

Часть 3 статьи 9 Закона "О естественных монополиях" изменилась благодаря принятому Верховной Радой 13 января закону (№2339-IV) о внесении изменений в упомянутый антимонопольный закон.

К числу принципов, которыми руководствуются в Украине по отношению к монополистам, добавлено, что регулирующие органы, ко всему прочему, должны учитывать "результаты обнародования и открытых слушаний относительно изменения цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий". А порядок обнародования информации и открытых слушаний, согласно внесенным изменениям, определяет орган, который в соответствии с Законом "О ценообразовании" утверждает или регулирует цены (тарифы).



ОБЩЕЖИТИЯ МОЖНО ПРИВАТИЗИРОВАТЬ

Верховная Рада 3 марта приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам обеспечения защиты жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях" (№2453-IV), которым были внесены изменения в ряд законов, и в том числе в Закон "О приватизации государственного жилищного фонда". В части второй пункта 9 статьи 8 этого закона слова "кроме общежитий" заменены словами "в том числе общежитий".



ОБНОВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА-2005
ИЛИ НАЛОГОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

25 марта Верховная Рада приняла Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины" (№2505-IV от 25.03.2005 г.), проект которого был внесен новым правительством. Вступил в силу этот закон 31 марта - со дня официальной публикации ("Урядовий кур'єр" от 31.03.2005 г. №58-59).

Что в бюджет страны будут вноситься вскорости изменения, было известно еще при его принятии. Но вряд ли в декабре кто-нибудь мог прогнозировать, что, наряду с изменениями в бюджет-2005, нас ждет своеобразная налоговая революция - изменения затронули, кроме бюджетного, еще около сотни законов.

Ниже приводятся нормы, которые в той или иной степени касаются граждан.

МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА

Статья 83 обновленного бюджета предусматривает нижеследующий уровень минимальной заработной платы на 2005 год:
     - с 1 января - 262 грн. в месяц;
     - с 1 апреля - 290 грн. в месяц;
     - с 1 июля - 310 грн. в месяц;
     - с 1 сентября - 332 грн. в месяц
с сохранением междолжностных (межквалификационных) соотношений в оплате труда.

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Согласно внесенным изменениям в Закон "О прожиточном минимуме", этот самый прожиточный минимум ежегодно утверждается в законе о бюджете на соответствующий год (ранее прожиточный минимум принимался отдельным законом, что приводило к известным противоречиям), а обновленный бюджет-2005 (статья 63) определяет прожиточный минимум таким:
     - дети в возрасте до 6 лет - 376 грн.
     - дети в возрасте от 6 до 18 лет - 468 грн.
     - трудоспособные лица - 453 грн.
     - лица, утратившие трудоспособность - 332 грн.



ОПЕКУНСТВО ВОЗВРАЩЕНО

Согласно Закону Украины "О внесении изменений в статью 177 Семейного кодекса Украины и статью 32 Гражданского кодекса Украины" (№2620-IV от 02.06.2005 г.), в упомянутые кодексы внесены изменения, направленные на защиту имущественных прав детей.

Законом, в частности, определено, что родители малолетнего ребенка не имеют права без разрешения органа опеки и попечительства заключать договора, подлежащие нотариальному заверению и (или) государственной регистрации, и в том числе договора раздела или обмена жилья, а также выдавать письменные обязательства от лица ребенка и отказываться от имущественных прав ребенка. При ненадлежащем выполнении обязанностей относительно управления имуществом ребенка родители будут обязаны не только возместить причиненный ребенку материальный вред, но и возвратить доходы, полученные от управления его имуществом.



ДЕТСТВО ПРОДЛЕНО ДО 18

Законом "О внесении изменении в статью 18-3 Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми" (№2625-IV от 02.06.2005 г.) поднята возрастная планка - теперь она составляет 18 лет, но вступает эта норма с 1 января 2006 года. А до 31.12.2005 будет действовать прежняя - до 16 лет (учащиеся - до 18 лет).



ОТПУСК НА СОПРОВОЖДЕНИЕ АБИТУРИЕНТА

Работникам, чьи дети в возрасте до 18 лет поступают в учебные заведения, располагающиеся в другой местности, по их желанию предоставляется ежегодный отпуск (или его часть не менее 12 дней) на сопровождение абитуриента.

Если же отпуск не положен, то родители могут получить до 12 дней отпуска (не считая времени в пути) без сохранения заработной платы. При наличии двух и более детей такой отпуск дается на сопровождение каждого ребенка.

Такое стало возможно благодаря Закону "О внесении изменений в закон "Об отпусках" (№2622-IV от 02.06.2005 г.).



И ТЕПЛО ОТРЕГУЛИРОВАНО

6 июля 2005 года, со дня официальной публикации, вступил в силу Закон Украины "О теплоснабжении" (№2633-IV от 02.06.2005 г).

С текстом закона также можно ознакомиться в газете "Голос Украины", №121 от 06.07.2005.



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОВЫШАЕТСЯ

Верховная Рада законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за нарушения в сфере электроэнергетики" (№2598-IV от 31 мая 2005 г.) изменила степень ответственности за нарушения.

Так, Уголовный кодекс пополнился рядом новых статей:

     статья 188-1 предусматривает штраф от 100 до 300 НМДГ за воровство электрической и тепловой энергии путем ее самовольного использования без приборов учета или вследствие умышленного повреждения приборов учета, а те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группы лиц, а также при ущербе в больших размерах (250 и более НМДГ) будут караться лишением свободы до 3-х лет;
     статья 194-1 предусматривает штраф от 100 до 200 НМДГ или исправительные работы на срок до 2-х лет, или лишение свободы на срок до 3-х лет за умышленное повреждение или разрушение объектов электроэнергетики, приведшее к нарушению нормальной работы этих объектов или создавшее угрозу безопасности жизни людей, а повторные действия или предварительный сговор группы лиц "будут стоить" от 3-х до 10-ти лет лишения свободы, в случае гибели людей или при других тяжелых последствиях срок лишения свободы составит от 8-и до 15-и лет.

Пополнился новыми статьями и Кодекс Украины об административных правонарушениях:
     статья 95-1 предусматривает предупреждение или штраф от 1 до 5 НМДГ за нарушение требований нормативно-правовых актов по технической эксплуатации электрооборудования и электросетей, накладываемые на работников, и предупреждение или штраф от 3 до 8 НМДГ на должностных лиц;
     статья 185-12 предусматривает наложение на граждан предупреждения или штрафа от 2 до 5 НМДГ, а на должностных лиц предупреждения или штрафа от 3 до 5 НМДГ за создание препятствий в выполнении работ по обслуживанию объектов электроэнергетики;
     статья 188-20 предусматривает наложение на граждан предупреждения или штрафа от 1 до 3 НМДГ, а на должностных лиц предупреждения или штрафа от 1 до 5 НМДГ за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний Государственной инспекции по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии;
     статья 188-21 предусматривает предупреждение или штраф от 3 до 8 НМДГ, накладываемых на должностных лиц за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение решений Национальной комиссии регулирования электроэнергетики.

Этим же Законом изложена в другой редакции статья 103-1, теперь за самовольное использование в корыстных целях электрической и тепловой энергии без приборов учета или вследствие умышленной порчи приборов учета, а также за нарушение правил пользования тепловой и электрической энергией и самовольное использование газа, равно как нарушение правил пользования газом в быту, не нанесшие существенного ущерба, гражданина "ожидает" предупреждение или штраф от 1 до 5 НМДГ, а должностное лицо - предупреждение или штраф от 3 до 8 НМДГ.

Статья 51 КоАП, предусматривающая штраф от 1 до 10 НМДГ или исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20% заработка, дополнена: к имеющимся "разворовыванию государственного или коллективного имущества путем воровства (без проникновения в помещение)", "мошенничеству" и "присвоению" добавлено "разукомплектование объектов электроэнергетики, средств учета энергии"...

Ранее, согласно статье 27 Закона "Об электроэнергетике" "потребление электрической энергии свыше договорной величины" считалось правонарушением, комментируемым Законом эта норма из Закона "Об электроэнергетике" изъята.

Закон вступил в силу 30 июня 2005 г., со дня его официальной публикации ("Голос Украины", №117 от 30.06.2005).



ВМЕСТО "ПЯТИ" СЧИТАТЬ "ДВУХ"

Согласно Закону Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об электроэнергетике" (№2706-IV от 23.06.2005), изменяются статьи 24 и 26, предусматривающие ответственность поставщика и потребителя (соответственно) за нарушение условий договора: размер ответственности с "пятикратной" стоимости электроэнергии уменьшен до "двукратной".



АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ ВМЕСТО АДМИНКОМИССИЙ?

1 сентября 2005 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Украины (№2747-IV от 06.07.2005).

Согласно новому кодексу, в стране образуется еще одна структура в вертикали судебной власти, призванная, как указано в самом документе, на защиту прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций.


Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Г.У. Шоу.)
РЕШЕНИЯ КАБМИНА
ОБЛАСТЬ БОЛЬШЕ НЕ УКАЗ...

Согласно изменениям, внесенных в Постановление КМУ №1548 от 25 декабря 1996 г., исключено из перечня полномочий облгосадминистраций утверждение тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на услуги по уборке, вывозу и уничтожению твердых бытовых отходов, а также граничные размеры оплаты за проживание в общежитиях (Постановление КМУ №342 от 11 мая 2005 г.).

В соответствии с Законом "О жилищно-коммунальных услугах" тарифы на жилищно-коммунальные услуги утверждаются органами местного самоуправления (статья 7 пункт 1 подпункт 2).



ОБЩЕСТВЕННЫЕ "СПОСТЕРЕЖЕННЯ"

Кабинет Министров Украины 15 января 2005 г. постановлением №39 утвердил "Порядок привлечения представителей общественных организаций к наблюдению за сменой цен и тарифов на товары и услуги, реализуемые населению, и уровнями заработной платы работников отраслей экономики". Согласно этому документу, при Кабмине, областных, а также городских Киевской и Севастопольской администрациях будут созданы общественные (работающие без оплаты) "экспертные советы". В состав областного совета, например, войдут пять представителей из числа должностных лиц соответствующей облгосадминистрации и пять представителей от общественных организаций (женских, молодежных, потребительских, ветеранских, а также профсоюзов). Заседая ежеквартально (а в случае необходимости - ежемесячно) "экспертные советы" будут "спостерегать" за явлениями, указанными в самом названии документа.



НОВЫЙ ПОДХОД К ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

Кабинет Министров от 12 июля 2005 г. своим Постановлением № 560 утвердил новый порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, а также новый типовой договор о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий.

Согласно Типового перечня к услугам по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий отнесены:
     - уборка лестничных клеток;
     - уборка придомовой территории;
     - вывоз и утилизация твердых бытовых и негабаритных отходов;
     - уборка подвалов, технических этажей и кровель;
     - техническое обслуживание лифтов;
     - обслуживание систем диспетчеризации;
     - техническое обслуживание внутридомовых систем тепло-, водоснабжения, водоотвода и ливневой канализации;
     - дератизация;
     - дезинсекция;
     - обслуживание дымовентиляционных каналов;
     - техническое обслуживание систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
     - техническое обслуживание бытовых электроплит;
     - текущий ремонт конструктивных элементов, инженерных систем и технических устройств домов и элементов внешнего благоустройства, расположенных на придомовой территории;
     - ремонт оборудования спортивных площадок;
     - ремонт оборудования детских площадок;
     - ремонт оборудования хозяйственных площадок;
     - полив дворов, клумб и газонов;
     - подготовка жилых домов к эксплуатации в осенне-зимний период;
     - уборка и вывоз снега;
     - эксплуатация номерных знаков домов;
     - очистка дворовых туалетов и приямков;
     - освещение мест общего пользования, подвалов, подкачка воды;
     - энергоснабжение для лифтов;
     - очистка неканализационных люков;
     - периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки) квартирных средств учета воды и тепловой энергии;
     - другие прямые затраты.

Постановление КМУ №939 от 22 июня 1998 г. "Об усовершенствовании системы государственного регулирования размера квартирной платы и платы за содержание домов и придомовых территорий", в соответствии с которым до сих пор развивалось ценообразование в этой отрасли, признано утратившим действие.

С документом также можно ознакомиться в газете "Урядовий кур'ер", №137 от 27.07.2005.



КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВОДОЙ И ТЕПЛОМ

Кабинет Министров Украины 21 июля своим Постановлением №630 утвердил новые "Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжения холодной и горячей водой и водоотводу" и "Типовой договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу".

Этим же документом аналогичное постановление КМУ №1497 от 30.12.1997 определено как утратившее силу.

С документом также можно ознакомиться в газете "Урядовий кур'ер", №186 от 01.10.2005.



"КРОВНЫЕ" СТАНУТ ИМЕННЫМИ

Кабинет Министров Украины 14 сентября своим Постановлением №909 положил начало проведению эксперимента по созданию автоматизированной системы Накопительного фонда общеобязательного государственного пенсионного страхования. Эксперимент пройдет с 1 декабря 2005 года по 31 октября 2006 года в Сокальском и Жидачевском районах Львовской области. В его рамках должна быть создана система администрирования, оперативного учета и контроля за уплатой страховых взносов с их персонификацией в солидарной и накопительной системах пенсионного страхования. А кроме того, в ходе эксперимента должна быть разработана и внедрена унифицированная система ежемесячной отчетности, а также должна быть обеспечена подготовка нормативно правовых актов, необходимых для последующего внедрения системы во всех регионах страны.



ЕЩЕ ЕСТЬ ВРЕМЯ НА "ПОДГОТОВКУ САНЕЙ"
И ПЕРЕСЧЕТ ТАРИФОВ

Кабмин 15 сентября утвердил план мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2005/06 года (Распоряжение №404-р), согласно которому облгосадминистрации (а также Совмин Крыма и горадминистрации городов Киева и Севастополя) должны (в частности):
     - разработать перечни проблемных вопросов (в части подготовки к зиме), требующих неотложного решения, и направить их в Минтопэнерго и Госжилкоммунхоз (срок - до 25 сентября);
     - открыть "горячие телефонные линии" по вопросам подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме и устранения выявленных гражданами недостатков (в течение недели);
     - обеспечить подготовку хозяйственных объектов к работе в осенне-зимний период, предусмотрев конкретные меры и источники финансирования (до 15 октября);
     - принять меры по приведению тарифов на услуги отопления и водоподогрева в соответствие с затратами на их производство...

НАК "Нефтегаз Украины" обязана обеспечить добычу и закупку природного газа в необходимых объемах (до 15 октября), а Нацкомиссия регулирования электроэнергетики должна закончить подготовку работы по установлению экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую ТЭЦ (и, соответственно подпадающую под ее регулирующие функции - прим. автора).

Вышеупомянутые субъекты государственного управления, а также и другие центральные органы исполнительной власти, обязаны разработать планы предотвращения чрезвычайных ситуаций в случае резкой смены погоды или возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера...


Законы должны иметь для всех одинаковый смысл. (Ш.Л. Монтескье)
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

КВАРТИРНЫЕ ВОДОМЕРЫ НЕ БУДУТ СИРОТАМИ

24 января 2005 г. Минюст зарегистрировал сразу два приказа Госжилкоммунхоза (№1 от 04.01.2005 под №76/10356 и №2 от 04.01.2005 под №77/10357), изданных во исполнение Закона "О метрологии и метрологической деятельности".

Приказом №1 внесены изменения и дополнения в "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Украины", утвержденные приказом Госжилкоммунхоза Украины №65 от 01.07.94. Так пункт 1.13 пополнился еще одним абзацем следующего содержания:
     "Периодическая поверка, обслуживание и ремонт, в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж водомеров (находящихся в собственности физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности), результаты измерений которыми используются для осуществления расчетов за потребленную на бытовые нужды воду, осуществляются за счет предприятий и организаций, которые оказывают услуги водоснабжения".

Приказом №2 внесены изменения и дополнения в "Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины", утвержденные приказом Госжилкоммунхоза №30 от 05.07.95. Вот, например, каков измененный пункт 11.2.1:
     "11.2.1. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт, в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж счетчиков воды (находящихся в собственности физических лиц, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности), результаты измерений которыми используются для осуществления расчетов за потребленную для бытовых потребностей воду, осуществляются за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги водоснабжения".

Эта же мысль прописана и в других нормах этих Правил, и в том числе в абзаце четвертом пункта 10.1.4, а также в ряде других пунктов, определяющих метрологическую политику при эксплуатации систем водоснабжения.

Для справки: 15 июня 2004 года Верховная Рада изложила в новой редакции Закон Украины "О метрологической деятельности", который вступил в силу с 1 января 2005 года, и статья 28 которого в части третьей определяет:
     "3. Порядок представления физическими лицами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности, - владельцами измерительной техники (результаты измерений которыми используется для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую энергию, газ и воду) на периодическую поверку этих средств и оплаты за работы, связанные с поверкой, устанавливается Кабинетом Министров Украины. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по электро-, тепло-, газо-, водоснабжению".



БАЛКОН БУДЕТ СЧИТАТЬСЯ?

Научно технические советы Госстроя и Госжилкоммунхоза 21 января совместным решением №7/1 обязали Госстроевское Управление архитектурно-конструктивных и инженерных систем... подготовить приказ о нормативном определении застекленных лоджий и балконов и правил включения их площади в общую площадь квартиры.



КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ УСЛУГ

Госжилкоммунхоз 25 апреля своим приказом №60 утвердил "Порядок определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг в жилищном фонде" (зарегистрирован Минюстом 19 мая под №541/10821), разработанный в развитие Закона "О жилищно-коммунальных услугах".

В соответствии с Порядком органами местного самоуправления, собственниками жилых домов определяются исполнители следующих жилищно-коммунальных услуг:
- по управлению домом, сооружением или группой домов;
- по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий;
- по ремонту помещений, домов, сооружений, предусмотренных пунктом 4 части первой статьи 13 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах";
- по централизованному отоплению, централизованному снабжению холодной и горячей водой, централизованному водоотводу.

А вот основные положения "Порядка":
- исполнитель жилищно-коммунальных услуг определяется органами местного самоуправления, кроме случаев, когда собственник (собственники) жилых домов желает (желают) определить исполнителя жилищно-коммунальных услуг самостоятельно;
- органы местного самоуправления или собственник (собственники) жилых домов может (могут) определять исполнителей всех или отдельных жилищно-коммунальных услуг;
- собственник (собственники) жилых домов может (могут) уполномочить на определение исполнителей жилищно-коммунальных услуг исполнителя услуги по управлению домом, сооружением или группой домов.

Если орган местного самоуправления решит определить исполнителей на конкурсной основе, то исполнители таких услуг будут определяться на конкурсе в соответствии со статьями 27, 28 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах".

Определенные исполнители жилищно-коммунальных услуг являются ответственными за непредоставление или некачественное предоставление соответствующих услуг в соответствии с заключенными договорами и законодательством.



ПОВЕРКА КВАРТИРНЫХ ВОДОМЕРОВ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА!

Госкомитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Министерство промышленной политики и Госкомитет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства совместным Приказом №141/212/91 от 15.06.2005 установили межповерочный интервал счетчиков холодной и горячей воды крыльчатых номинальных диаметров DN10-DN20, результаты измерений которых используются при расчетах в сфере бытовых и коммунальных услуг, в 3 года.



ОТКЛЮЧИЛСЯ ОТ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ?
ОПЛАТИ ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ СТЕН

Госжилкоммунхоз 17 июня приказом №95 утвердил отраслевые коммунальные нормы "Расчет затрат количества тепловой энергии, которая расходуется стояками в квартирах, стояками и нагревательными приборами мест общего пользования многоквартирного дома при отключении отдельных квартир (по собственному желанию жителей) от системы централизованного отопления".

Методика, основанная на строгом научном подходе, позволяет рассчитать количество тепла получаемого помещением от проходящих через него стояков и иных труб, а также от приборов отопления, находящихся в подъезде.

Так, например, согласно приведенным примерам расчета, владелец двухкомнатной квартиры отапливаемой площадью 36 кв.м. (высота потолков - 2,5 м) в 9-этажном 36-квартирном доме в Сумской области при отключении от системы централизованного отопления должен будет платить ежемесячно 14 грн. 40 коп. за тепловую энергию, поступающую в эту квартиру...



ДОРОСЛИ ДО 9,5

Постановлением НБУ №275 с 10 августа установлен размер учетной ставки на уровне 9,5% годовых (с 9.11.2004 учетная ставка НБУ составляла 9%). Напомню, что штрафные санкции, как правило, привязаны к этой самой учетной ставке НБУ, и накладываются в двойном или тройном ее размере.



ЦЕНА ПОВЕРКИ ПРИБОРОВ - НЕ ДОГОВОРНАЯ

Госкомитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики 4 мая приказом №109 утвердил "Методику определения стоимости метрологических работ", которая заменяет ранее действовавшую.

Методика распространяется на метрологические центры и территориальные органы сферы метрологии, головные и базовые метрологические службы, а также поверочные, калибровочные и измерительные лаборатории предприятий и организаций и определяет порядок формирования стоимости метрологических работ, включая поверку средств измерительной техники.

Согласно Методике, определение стоимости работ и услуг осуществляется на основании типовых норм времени и стоимости расчетной калькуляционной единицы времени (одного человека/дня, человека/часа), утвержденных центральным исполнительной органом в сфере метрологии, и в строгом соответствии с формой калькуляции (приведенной в Приложении 1 к Методике): основная и дополнительная заработная плата; отчисления на социальные мероприятия; материалы и сырье; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; другие прямые расходы; расходы на сбыт; прибыль (уровень рентабельности в документе не определен)...

Стоимость метрологических работ и услуг может пересматриваться в случае увеличения минимальной заработной платы, тарифов на энергоносители и т.п.



И КАК ТЕПЕРЬ ОБСЧИТАТЬ ПРИДОМОВУЮ ТЕРРИТОРИЮ?

Госстрой 22 июля своим Приказом №118 во исполнение Указа Президента "О некоторых мерах по обеспечению осуществления государственной регуляторной политики" (№901/2005 от 01.06.2005) отменил ряд своих приказов, а в их числе Приказ Госстроя (совместно с Госкомземом и Госжилкоммунхозом) №31 от 05.04.96. "Об утверждении Положения о порядке определения и закрепления границ придомовой территории существующего жилищного фонда и предоставления в совместное пользование или совместную собственность земельных участков для сооружения жилых домов".

А жаль! Не самый плохой был документ...



КРАСИМ ТРАВУ... И ПЛАНИРУЕМ ПРИБЫЛЬ
- МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ ОПЛАТЯТ

Госжилкоммунхоз 10 августа Приказом №121 утвердил "Порядок определения стоимости работ по уходу за зелеными насаждениями в Украине", согласно которому должно осуществляться ценообразование в части содержания зеленых насаждений населенных пунктов, финансирование которого осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Порядок предусматривает полное покрытие себестоимости работ по уходу за зелеными насаждениями, включая прибыль от такой хозяйственной деятельности, уровень рентабельности при этом не установлен.


Мерфизм: Пустяковые вопросы решаются быстро; важные - никогда не решаются.
АНАЛИТИКА
ГДЕ ПРОЛЕГАЕТ ГРАНИЦА?

Похоже, Госжилкоммунхоз никак не ожидал, что Президент вернет парламенту на переработку принятый им перед летними отпусками Жилищный кодекс, а прилагал известные усилия по разработке новых нормативных актов, как для утверждения Кабмином (чему мы уже стали свидетелями), так и собственных. И проводил он эту работу порой заблаговременно, но не только разрабатывал документы, но и утверждал сам. Как, например, Приказ N76 от 17 мая (зарегистрирован в Минюсте 25.08.2005 под N927/11207), которым Госжилкоммунхоз утвердил "Правила содержания жилых домов и придомовых территорий", призванные прийти на смену "Положению о системе технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых домов в городах и селах Украины (утвержденному приказом N135 от 31.12.91.).

Госжилкоммунхоз нарабатывал этот документ в то время, когда еще шли баталии вокруг проекта Жилищного кодекса, как говорится, "про запас", о чем прямо в приказе признается: "Этот приказ вступает в силу одновременно с вступлением в силу постановления Кабинета Министров Украины о внесении изменений в Правила пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями... в части содержания домов и придомовых территорий" (в Жилищном кодексе закладываются новые нормы, исходя из которых будут нуждаться в изменениях многие ведомственные документы, а в их числе "Правила пользования...").

Впрочем, подробный анализ этого документа еще впереди. Сейчас же обратим внимание лишь на подпункт 2.3.7 новых "Правил содержания жилых домов...", который посвящен внутридомовым системам. Вот как новый документ в абзаце втором этого подпункта предусматривает разграничение ответственности (цитата приводится на языке оригинала):
     "Точкою розподiлу зовнiшнiх i внутрiшнiх комунiкацiй (якщо iнше не визначено договором) e:
     - для каналiзацii - найближчий до будiвлi оглядовий колодязь;
     - для водопроводу, газопроводу, тепломережі - вентиль або трійник біля будівлі;
     - кабель кiнцевоi муфти при кабельних уводах та прохiднi iзолятори при повiтряних уводах - муфти належать до зовнiшнiх мереж, а прохiднi iзолятори - до внутрiшнiх. У разi, якщо кабельний увiд безпосередньо бiля будiвлi переходить у повiтряну мережу, точкою розподiлу e стовпова кiнцева муфта, яка в цьому разi належить до внутрiшнiх мереж".

Зачем многократно изобретать колесо? Именно такой вопрос напрашивается после прочтения этого второго абзаца пункта 2.3.7 новых "Правил содержания жилых домов...". И слово "многократно" в этом месте не случайно. Ибо вопрос определения границ (а не "точек", как в этом новом документе!) однозначно был уже решен, и не каким-либо другим ведомством, а именно Госжилкоммунхозом.

Вот, например, цитата из "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и селах Украины" (утвержденных 1 июля 1994 г. приказом N65):
     "1.12. Водопроводные вводы до внешнего среза домов жилищного фонда местных органов власти, жилищно-строительных кооперативов, все магистральные и распределительные сети коммунального водопровода... передаются застройщиками в рабочем состоянии на баланс Водоканала для дальнейшей эксплуатации".

Или вот еще один документ - "Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины" (утвержденные 05.07.95 приказом N30), которые в абзаце третьем подпункта 11.1.1. гласят:
     "Границей внутренней системы водопровода является внешняя поверхность стены здания".

И этот же документ, относительно канализационных сетей, в абзаце втором подпункта 11.1.3. определяет:
     "Границей уличной канализации является обрез трубы выпуска в первом от дома канализационном колодце".

Нетрудно предсказать, что указанный "вентиль или тройник около дома" может оказаться и в 20, и в 120 метрах от стены здания (если не еще дальше). И опять же не надо быть "семи пядей во лбу", чтоб понять, что эксплуатация внешних сетей требует наличия экскаватора, сварочной и иной техники, чего нет ни у муниципального ЖЭКа, ни у ЖСК и ОСМД.

Если следовать логике, то вообще граница по водопроводным и теплосетям должна пролегать на первом соединении (фланцевом или резьбовом) внутри дома. Это и будет технически правильно с позиции инженерной мысли, и так должно быть в свете бухгалтерского учета - ввод, как изделие, не может быть на балансе (в собственности) двух организаций.

Газовые сети по сложившейся практике и ввиду особой небезопасности, как правило, эксплуатируют газотранспортные организации, а потому непонятно, почему Госжилкоммунхоз возбуждает в этих "Правилах..." вопрос разграничения по газовым сетям.

Теперь перейдем к электрическим сетям. Что абзац в комментируемом документе, посвящен электрическим сетям, можно, конечно, догадаться. Хотя по сути и структуре документа, он (этот абзац) должен начинаться с указания, что эта норма имеет отношение к электросетям, как обозначены две вышестоящие нормы. Но и в этом вопросе без цитирования не обойтись, и на этот раз обратимся к "Правилам пользования электрической энергией" (утвержденным постановлением НКРЭ N28 от 31.07.96. в редакции постановления N928 от 22.08.2002):
     "3.2. Граница эксплуатационной ответственности между потребителем и электропередающей организацией за состояние и обслуживание электроустановок до 1000 вольт устанавливается:
     1) в случае воздушного ответвления - на изоляторах трубостойки, установленной на здании, или на вводных клеммах первого коммутационного аппарата, установленного на доме;
     2) в случае кабельного ввода - на наконечниках кабеля питания на вводе в дом;

................................

Ответственность за состояние контактных соединений на границе балансовой принадлежности в домах, принадлежащим жилищным организациям, учреждениям и другим непроизводственным потребителям, несет электропередающая организация". Точка. Конец цитаты.

Спрашивается, нормально написано? Понятно? И главное - логично и технически правильно. Так нет, Госжилкоммунхозу надо было вставить в уже отрегулированный вопрос свой "кабель кінцевої муфти".

Почему Госжилкоммунхоз пытается перенести устоявшиеся границы? Может, в Законе "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 года" имеется на то указание? Нет там ни намека на то, что жилищники должны обслуживать сети до ближайших водокачек, котельных и электростанций. Тогда спрашивается, для чего все это делается? Что это не технические ошибки, можно не сомневаться, ибо их в последнее время слишком много, но - странное дело! - они все на пользу одной стороне, занимающей монопольное положение, то ли в части водоснабжения, то ли в части теплоснабжения... А потому, можно не задавать последний вопрос о том, кому это выгодно. Возможно, ответ лежит на поверхности. Тем же Законом предусматривается разгосударствление объектов жилищно-коммунального хозяйства, включая водоканалы и теплосети. А это значит, что позаботиться о себе завтрашнем можно хотя бы тем, чтоб объект потенциальной приватизации оставить без каких-либо обязанностей, а с одними правами. И очень может быть, что через несколько лет кто-то из сегодняшних специалистов Госжилкоммунхоза (а может, и не только этого доблестного ведомства) будут владельцами водоканалов и теплосетей. Кто знает, кто знает...

И в заключение еще один (но не последний!) вопрос. Каких достижений следует ждать от реформирования жилищно-коммунального хозяйства с таким методическим обеспечением?



Все покупается, кроме народной любви. (Проспер МЕРИМЕ)
ОТ АВТОРА

Читатели рассылки могут написать в рассылку. При этом участие в рассылке является бесплатным как для Автора рассылки, так и для читателей, присылающих свои материалы в рассылку.

В рассылке НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ корреспонденции, в тексте которых имеются противоречия украинскому и/или международному законодательству: содержащие оскорбления личности и национальному достоинству, призывы к войне и насилию, к свержению государственного строя и т.д. и т.п. Все не соответствующие данным принципам материалы к публикации НЕ ДОПУСКАЮТСЯ без каких-либо разъяснений.

Автор рассылки не несет ответственности за содержание материалов, присланных подписчиками. Соблюдение авторских прав - обязанность каждого из участников рассылки.

К публикации допускаются тексты, не содержащие грубых грамматических ошибок. Автор рассылки может допустить к публикации несовершенные тексты при их смысловой ценности, но, в зависимости от смысловой нагрузки, Автор рассылки оставляет за собой право вносить некоторые исправления с целью исключения неправильного толкования.

Мнение авторов материалов, присланных в рассылку, может не совпадать с мнением Автора рассылки.




ИЗВИНИТЕ, АНЕКДОТ...

Разговор двух подростков:
     - Вчера у папы на компьютере интересную игру нашел.
     - Какую?
     - 1С-бухгалтерия.
     - Прошел?
     - Нет, на четвертом уровне налогами задавили.


Мерфизм: Тот, кто смеется последним, возможно не понял шутки.
©
© Автор рассылки - Юрий Азанов,
член Национального союза журналистов Украины
(свободный журналист).
© Идея и реализация Интернет-проекта - Юрий Азанов.
© Designed by Yuriy AZANOV.

Внимание! Авторское право охраняется законом. Публикация в любых видах изданий,
а также использование в иных коммерческих целях возможны только по разрешению.

При подготовке материалов используется информационно-правовая система Верховной Рады Украины "Законодательство".


Место для указания спонсора осталось свободным...
ПОДЕЛИСЬ С ДРУГОМ КНОПКОЙ...
Рассылки Subscribe.Ru
Жилье и коммунальные услуги (Интернет-издание)



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.news.jitlo
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное