Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


                                                           Пейзаж 30-50-х годов XIX века
                                                                     Братья Чернецовы
 В 30—50-х годах развитие пейзажа, как и всего русского искусства, шло в различных и противоречивых направлениях. Безусловно нарастали реалистические тенденции, заложенные в творчестве Сильвестра Щедрина и Венецианова. К этому периоду относится начало творческой деятельности Айвазовского. Еще ранее начался расцвет творчества М. Н. Воробьева, воспитателя целой плеяды художников-пейзажистов, начиная с М. И. Лебедева и кончая   братьями Чернецовыми, в которых учитель воспитал любовь к топографической точности. На этот же период падала обширная деятельность многочисленных учеников Венецианова. Одновременно шла громадная, захватывающая своей новизной и силой пейзажная работа Александра Иванова. Иванов продолжил начатое Сильвестром Щедриным и еще решительнее, чем Щедрин, отрешился от условностей академической живописи. Однако результаты его творческого опыта сказались значительно позднее.
    Неоспоримое значение для развития пейзажа имеет школа Воробьева, равно как и его личное творчество, пролагавшее пути к созданию национального пейзажа.
    Максим Никифорович Воробьев (1787—1855) прожил долгую трудовую жизнь.
Он вышел из школы Ф. Я. Алексеева, сохранив приверженность к городскому пейзажу, совершенному освоению которого ему помогло глубокое знание перспективы. Перспективу в Академии в то время преподавал замечательный архитектор и рисовальщик Т. де Томон, в своих рисунках проявивший исключительный дар архитектурной импровизации.
    В своих ранних карандашных и живописных видах Москвы (1817—1819) Воробьев еще очень близок к Алексееву.
    В 1820—1821 годах Воробьев совершает трудное по тогдашним условиям путешествие в Палестину, результатом которого явился его знаменитый «Иерусалим ночью» (Третьяковская галерея), в котором характерный пейзаж местности воспринимается сквозь романтический покров как бы реющего в воздухе лунного света.
    Лето и осень 1828 года Воробьев провел в действующей армии, присутствуя при штурме турецкой крепости Варны — решающем моменте русско-турецкой войны 1828 года. По возвращении в Петербург художник написал ряд батальных картин («Взрыв Варны», «Русский лагерь под Шумлою» и др.). Впоследствии характер его творчества сильно изменился. В пейзажах Петербурга ему первому удалось передать подлинную романтику города. С большим мастерством он изображал набережные Невы, освещенные лунным светом, ослабленным туманом, столь характерным для северной столицы («Осенняя, ночь в Петербурге», 1835, Третьяковская галерея). Романтическое настроение пейзажа он усиливает изображением на первом плане гранитного сфинкса с его монументальными и фантастическими очертаниями («Набережная Невы со сфинксами», 1835, Русский музей).
    Но значение Воробьева как педагога еще более важно, чем его личное творчество. С 1831 года почти до самой смерти он был профессором Петербургской Академии художеств, воспитав большинство русских пейзажистов 30—50-х годов. Среди его учеников были братья Чернецовы, М. И. Лебедев, И. К. Айвазовский, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбов. Все они прошли школу Воробьева, усвоив в академических классах основы перспективы и точного рисунка. Он передал также ученикам любовь к тщательному изображению конкретных деталей. В частности, у Айвазовского это особенно сильно сказывается в его батальных морских полотнах.
    Однако и Лебедев и Айвазовский шли своим путем. Большое влияние оказало на них творчество Сильвестра Щедрина. Айвазовский, по собственному признанию, был обязан произведениям Щедрина больше, чем Академии. Ближе к Воробьеву были братья Чернецовы, но воспринявшие, однако, поэтической стороны творчества своего учителя и лишь следовавшие ему в пунктуальной точности воспроизведения топографии изображаемого пейзажа.
    Братья Чернецовы, Григорий Григорьевич (1802—1865) и Никанор Григорьевич (1805—1879), были уроженцами маленького «заштатного» городка Луха, Костромской губернии, и первые навыки в искусстве получили от своего старшего брата — иконописца.
    С большим трудом при содействии Общества поощрения художников Григорию и Никанору удалось поступить в Академию художеств, где они быстро доказали свои способности к рисунку и живописи. В Академии оба брата с великий трудолюбием писали не только пейзажи, главным образом окрестностей Петербурга, но и интерьеры. В 1827 году оба они Закончили академический курс, получив Малые золотые медали: Григорий — за «Перспективный вид военной-галереи Зимнего дворца», Никанор — за вид одного из залов Эрмижа.                     
     В начале 30-х годов оба брата были признаны академиками. Вскоре по окончании Академии художеств Никанор Чернецов отправился на Кавказ, где прожил около двух лет. Его кавказские пейзажи «Город Гори», «Крепость Гагры», «Базар в Тифлисе» и другие имели большой успех у современников. Для А. С. Пушкина по приезде в Петербург Никанор Чернецов написал «Вид Дарьяльского ущелья». Этот пейзаж украшал кабинет поэта.
    В 1838 году Чернецовы в сопровождении своего ученика Антона Иванова совершили продолжительное путешествие по Волге —от Рыбинска до Астрахани — на специально построенной барке. Результатом путешествия помимо множества этюдов маслом и рисунков явилась огромная (330 саженей в длину) панорама обоих волжских берегов, нарисованная карандашом и прочерченная впоследствии пером. Сами художники так характеризовали свою работу: «...она не имеет особенных достоинств в художественном отношении, но она есть близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях одной из знатнейших и благодетельных рек России... портрет, интересный для просвещенной любознательности не только теперь, но и впоследствии».
    С большой любовью запечатлели художники в этюдах, сделанных на месте, во время путешествия, характерные пейзажи волжских берегов. Этюдам этим присуща, по сравнению с законченными вещами, более тонкая и близкая к природе цветовая гамма.
    Многочисленные виды приволжских городов и берегов Волги, исполненные Чернецовыми, отличаются документальной точностью в передаче всех особенностей местности, тщательным соблюдением законов линейной перспективы и четкой градацией пространственных планов, для разделения которых часто применяется светотень. В пейзажах младшего брата — Никанора— пространственная глубина дается с большей живописной мягкостью и в цветовом отношении разработана более сложно и богато. Пейзажам Григория Чернецова присуща некоторая сухость.
    В 40-х годах Григорий и Никанор Чернецовы предприняли большое путешествие по Германии, Италии, Египту и Палестине. Пейзажи, написанные художниками во время этого путешествия, уступают по своим художественным качествам пейзажам предшествующего периода, исполненным в России.
    До исступления в мастерскую М. Н. Воробьева Григорий Чернецов некоторое время пользовался уроками портретиста А. Г. Барнека. Г. Чернецову принадлежит несколько групповых портретов. В 1832—1837 годах он исполнил большую картину «Парад на Царицыном лугу» (находится в музее А. С. Пушкина, Ленинград). Картина изображает парад гвардии (на площади, носящей в настоящее время название Марсова поля), происходивший в Петербурге в 1831 году. Характерная особенность этой картины — присутствие на первом плане толпы зрителей, явившейся главным объектом внимания художника. Эта толпа представляет собой громадный групповой портрет знаменитых людей эпохи: писателей, художников, музыкантов, артистов, общественных деятелей и т. д. Законченным этюдом к этой картине является широко известный портрет четырех писателей: Пушкина, Крылова, Жуковского и Гнедича.
Г.Г. Чернецов. Парад на Царицыном лугу (1832-1837)

    В картине Г. Чернецова «Русские художники в Риме в 1842 году» на фоне развалин римского Форума изображены многочисленные члены русской колонии художников.
    Протокольная точность портретов, отличающая эти картины (особенно первую из них), делает их ценными иконографическими документами, значение которых увеличивается еще тем, что многие изображенные лица никогда и никем, помимо Г. Чернецова, не были портретированы.
    Творчество братьев Чернецовых представляет собой один из ранних этапов формирования в русской живописи национального реалистического пейзажа.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Заходите, смотрите, участвуйте: летний конкурс

 «В поисках дворянского гнезда».

На www.gogol.ru выставка работ пользователей в разделе ИЗО "Нарву цветов и подарю букет..."   У нас всегда рядом профессионалы и любители.



В избранное