Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура Новгорода и Пскова

Конец XIII и первая половина XIV века — время оживления строительства в Новгороде, пора новых исканий в зодчестве, еще сочетающая на первых порах попытки новых решений с возрождением старых форм.
Древнейший памятник этой поры — церковь Николы на Липне (1292) — при традиционности четырехстолпного квадратного плана отмечен новыми чертами: лопатки остаются лишь на углах четверика, уподобляясь торцам сруба, исчезают боковые абсиды, фасады завершаются сопровождаемой ползучей аркатурой трехлопастной кривой, хорошо связывающей основной куб храма с шлемовидной главой. Храм приобретает большую монолитность и стройность. Своеобразная техника кладки, типичная для всего новгородского зодчества XIV— XV веков, из грубо обработанной волховской плиты и камня с малым включением кирпича в верхних частях здания усиливает характерную для новгородской архитектуры живописную пластичность фактуры стены.

Церковь Спаса на Ковалеве (1345), сохраняя традиционный тип кубического храма, крытого по закомарам, также имеет только одну абсиду. Ее три притвора, различные по величине и форме, напоминают скорее «прирубы» деревянного храма; фасадные лопатки сохранены лишь на углах и как бы имитируют концы рубки «в обло».
Церковь Успения в Волотове (1352)

Церковь Успения на Волотове (1352) развивает принципы, заложенные в основе архитектурного образа церкви Николы на Липне. Здесь лопатки исчезают вовсе, и монолитный объем стройного четверика легко завершается трехлопастным покрытием, сочетающимся, однако, со старой системой сводов. Асимметрично расположенные притворы создают живописность композиции. Зодчий стремился придать внутреннему пространству храма еще большее единство и свободу, широко расставив столбы и округлив их западную пару.

4.jpg
Церковь Воскресения в селе Малая Немнюга

Во второй половине XIV века складывается классический тип новгородского храма, представленный двумя боярскими постройками: церковью Федора Стратилата (1360) и Спаса на Ильине улице (построенной «боярином Василием Даниловичем со уличаны», 1374). Внутреннее пространство здания здесь характеризуется широкой расстановкой столбов и тем же стремлением к единству. В то же время в Федоровской церкви возрождаются обширные хоры на каменных сводах. В стенах храма появляются тайники для хранения казны строителя — посадника Семена.
Но наиболее значительно изменение наружного облика здания. Первоначально храм имел криволинейное завершение фасадов и соответствующее покрытие. Видимо, сложность и непрактичность подобного покрытия привели в дальнейшем к его замене простой прямолинейной кровлей на восемь скатов, или на четыре «щипца». Переход к щипцу в то же время сближал каменный храм с деревянными постройками с их прямолинейными кровлями. На фасадах, вновь расчлененных узкими лопатками, появляются разнообразные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочек и нишек — на барабане, вертикальные тяги с аркатурой — на абсиде, «бровки» — над стрельчатыми завершениями окон. В церкви Спаса на Ильине улице при общем сходстве ее композиции с церковью Федора декорация фасадов еще более обогащается введением различных нишек, вставных каменных крестов и т. п.
Церковь Спаса Преображения на Ильине Улице (1374)


   
Если раннее зодчество Новгорода XII—ХШ веков характеризовалось суровой простотой, малым интересом к переработке и художественному развитию канонического типа крестовокупольного храма, то в XIV веке, в пору расцвета новгородской культуры, архитектурное творчество отмечено значительным оживлением. Новгородские мастера создают новый и весьма своеобразный тип xpaмa. В композиции его трехлопастного, а затем четырехщипцового верха находят отклик и мотивы передовых памятников XII века (церковь Михаила Архангела в Смоленске, церковь Пятницы в Чернигове) и черты деревянного зодчества. Живописно разбросанные по стенам теневые пятна декоративных деталей сообщают церковному зданию на редкость нарядный вид.

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

Сейчас, когда зима уже на пороге, но еще не приносит радости, а золото осени убрано, мы хотим представить выставку работ наших пользователей.

Ждем Вас и Ваше творчество на www.gogol.ru !


В избранное