Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 43)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 43

 

 
 

Здравствуйте!

По этой ссылке можно найти любопытную статью о влиянии упоминаний брендов в текстах песен на потребительский спрос. То есть, говоря простым языком, человек услышал в песне название товара, после чего купил этот самый товар. Похоже, что в Америке люди очень восприимчивы к подобной рекламе.

Представляю вашему вниманию фрагмент статьи Максима Леви «Функциональная музыка как явление современной российской культуры. Аналитический обзор» - своеобразное введение в музыкотерапию.

 

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия существует и как часть комплексного лечения телесных недугов, и как составляющая каких-либо видов психотерапии, и как ряд самостоятельных методов.

Самая «мягкая» ее форма, являющаяся по совместительству одним из способов применения музыки на рабочих местах – сеансы аутогенной тренировки, «нервно-мышечной релаксации», «психологической разгрузки» с музыкальным или (чаще) словесно-музыкальным сопровождением. «Удельный вес» словесного и музыкального ряда бывает различен. Так, аудио-курс эмоционально-волевой саморегуляции «Щит» для сотрудников силовых структур, разработанный психологом В. Аникеевым с коллегами и композитором С. Муравьевым, состоит из непрерывно звучащей речи на фоне музыки (не привлекающей внимания, довольно монотонной, преимущественно в восточном стиле); в этих и других подобных сеансах обычно содержатся четкие «указания», какую часть тела напрячь и расслабить, что себе представить и т.п.), а музыка обычно звучит тише, чем речь, иногда с перерывами. В альбоме «Млечный сад», напротив, главная роль отведена музыке К. Брейтбурга; сопровождающие ее словесные внушения В. Леви произносятся с довольно длительными паузами между фразами, а местами слышны неотчетливо, «растворены» в музыке; от них можно легко отвлечься, и тогда они воспринимаются некритично – воздействие в большей степени направляется на подсознание слушающего. Примеры из «успокоительной» части альбома: «Отпускаю себя... всё само происходит... волны покоя обнимают меня... уносят...». Из «мобилизующей» части: «пробуждаюсь... раскрываюсь... имею право на хорошее настроение... наступит миг, когда обязательно захочется пошутить... Готов! Собран!...».

В авторских «Психотренингах с музыкой» В. Басова, разработанных на основе методов «трансцендентальной медитации», используются специально написанные к ним произведения Г. Копчекчи. Участники тренингов сообщают об их мощном целительном воздействии как на психическое, так и на соматическое состояние. Композитор дает комментарии к музыке и произносимым синхронно с ней словам психотерапевта (пример из медитации «Древо желаний»):

Психолог

Композитор

Листвы очень много и каждый листочек заявляет о своем желании... шумит наш разум, который растаскивается желаниями в разные стороны... Вот он ад, в личном пользовании!

...лейтмотив роста дерева с напряженными поскрипываниями древесины... Музыка становится даже несколько угрожающей... и стоны в музыке отражают невозможность исполнения всех наших прихотей...

Волны блаженства от неповторимого чувства Свободы омывают нас... Божественная песня, освобожденная из темницы желаний, начинает слышаться отовсюду... Радость озвучена радужным сиянием...

...а вот это такой «дурацкий» полет... когда перед тобой «дурной» счастливый человек... и совершенно идиотская мелодия... все так по-детски радостно и светло... просто и незамысловато...

Музыкальная программа, составленная преимущественно из электронной и этнической музыки, является одним из основных средств воздействия в психотерапии методом «Холотропного дыхания» С. Грофа, помогающим эффективно справляться с последствиями эмоциональных травм, избавляться от наркотической зависимости и приобретать уникальный опыт необычных переживаний. Сочетание музыки с интенсивным дыханием музыки позволяет достичь эффекта, сходного с тем, что вызывается приемом диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД): например, заново переживается момент рождения («перинатальные матрицы»), происходит погружение в «трансперсональный слой» психики, не ограниченный рамками индивидуальности человека, иначе называемый «памятью рода» или «коллективным бессознательным».

В области лечения с помощью музыки соматических заболеваний наиболее авторитетным специалистом признается С. Шушарджан. В статьях и интервью он говорит: «...музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональным воздействием. ...музыка способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу. ... При воздействии на виброрецепторы звуковых волн определенной частоты запускается противоболевая система... Впервые в мире мы доказали воздействие музыки... на клеточном уровне. ...реагируют на музыку раковые клетки, причем от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Мы экспериментировали со стафилококками, с кишечными палочками и подобрали такую музыку, от которой эти микробы погибают. ... Нами выпущена серия программ под общим названием «Музыка для здоровья»: ...«Сосудистая дистония», «Нервная система», «Иммунитет», «Антистресс и бессонница». В стадии разработки – программа по головной боли». «...при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии, на основе которой... предусмотрена регулярная подготовка музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей».

Продолжает доныне существовать и развиваться древнейший метод исцеления музыкой, использующий в качестве «материальной базы» только голос человека – вокалотерапия. Доктор Шушарджан, будучи сам профессиональным певцом, также применял ее в клинике внутренних болезней. Основа метода – лечение «правильным пением», а также умение чувствовать в различных частях тела «резонанс», или «отражение» звучания собственного голоса.

Для лечения инсомний (нарушений сна) был разработан метод лечения «Музыкой мозга». Во время естественного засыпания пациента записывается его электроэнцефалограмма. Затем с помощью специальной программы (программный продукт создан еще в 1991 году) на основе ритма электрической активности головного мозга пациента генерируется мелодия, прослушивание которой вызывает те же электроэнцефалографические изменения, что и засыпание. Прослушивание этой мелодии во время бодрствования обладает успокаивающим эффектом, а перед сном – ускоряет засыпание. Изменяется в лучшую сторону и «качество» сна – соотношение продолжительности его разных фаз (поверхностного, глубокого без сновидений, со сновидениями). Исследования с контрольными группами пациентов, слушавшими перед сном классические произведения или «Музыку мозга» других людей, показали, что улучшение засыпания наблюдалось во всех группах, но в случае с индивидуально подобранными мелодиями эффект был выражен значимо выше. Появляются данные и об использовании данного метода «в обратном направлении» – для уменьшения глубины сна при лечении энуреза.

Несколько лет назад появились серии аудиоальбомов для синхронизации работы полушарий головного мозга (каталог аудиокассет и компакт-дисков, синхронизирующих работу полушарий мозга: http://www.gateway-sound.com). Их воздействие базируется на «бинауральных» технологиях, прежде всего “Hemisync”, разработанной и запатентованной Р. Монро. «Когда в правом и левом ухе присутствуют сигналы двух различных частот, мозг вычисляет разность фаз между этими сигналами ...что в результате дает третью, «разностную» частоту биения, слышимую как бинауральный ритм... Механизмом их (бинауральных ритмов – М.Л.) воздействия является... отклик в электрической (ЭЭГ) активности мозга на частоте, идентичной частоте бинаурального ритма... Бинауральные ритмы в дельта- (1 - 4 гц) и тета- (4 - 8 гц) диапазонах связываются в отчетах с состояниями расслабления, медитации..., и используются в качестве средства, помогающего уснуть. Бинауральные ритмы с частотой альфа-волн (8 - 12 гц)... соответствуют состоянию спокойного бодрствования, а ритмы бета-диапазона (обычно 16 - 24 гц) связываются с повышенной сосредоточенностью и бодрствованием, а также с улучшением памяти... восприимчивость к бинауральному ритму усиливается при наложении на него белого шума... использовались и музыка... и словесные внушения.» На обложках всех «синхронизирующих» кассет и дисков содержится предупреждение:

•  HemiSync ® не следует слушать при работе с приборами светозвуковой стимуляции, при вождении автомобиля, при работе со сложной техникой, а также людям, имеющим склонность к эпилепсии.
•  Хотя продукты HemiSync ® способствуют поддержанию хорошего здоровья и самочувствия, они не должны заменять медицинскую диагностику или лечение.

Аналогичные психофизиологические принципы использованы в разработке программ серии МОДУСС («Модуляция состояний сознания»). Некоторые из их функциональных назначений таковы:

•  Развитие внимания;
•  Нормализация сна;

•  Нормализация кровообращения;
•  Обезболивание;
•  Сверхобучение («диапазон 7-9 гц, прослушиваемый одновременно с любой обучающей программой, например, по иностранному языку, улучшит ее усвоение»);
•  Развитие навыков ясновидения и т.п.

Почти во всех упомянутых программах с «бинауральными эффектами» используется музыка – либо специально к ним написанная (с Р. Монро работают композиторы Р. Робертс, Дж.С. Эпперсон и др.), либо специальным образом обработанная классическая (И.-С. Бах, А. Корелли, Т. Альбинони и др.). В аннотациях это даже не всегда исправно отражается; например, не сочтено нужным сообщить, что в программе «Ясная голова» на «Кремлевской кассете» звучат темы гитарного романса Гомеса и 2-й части 21-го фортепианного концерта Моцарта.

В «онтопсихологической музыкотерапии» А. Менегетти признается только метод музыкальной импровизации пациентов, чтобы каждый находил с помощью простых (в основном ударных) музыкальных инструментов «свою» музыку. «Звуки, музыка, ритм, пение, движение, танец представляют собой внешние средства, направленные на обретение внутреннего гармонического физического здоровья. В нашем организме уже заложен определенный порядок, внутренняя гармония. Он наделен особой музыкой и движением, которые можно отнести к разряду совершенного музыкального текста, хотя и непознанного большинством людей. Умение воспринимать музыкальную гармонию собственного организма... порождает способность совершенствовать свою жизнь...». Автор метода считает, что композиторы своей музыкой могут «научить нас жить» только так, как жили они сами, а большинство из них якобы были несчастными людьми.

Особый метод музыкальной психотерапии представляет собой коллективное музицирование в группе, либо совместное исполнение песен и коротких «попевок» с формулами самовнушения. Вот тексты некоторых из них:

Счастливый и довольный я,
Уверенный в себе,
Иду по жизни весело
И радуюсь судьбе.
Мне весело, мне весело,
И горестям назло
Я буду жить, как будто мне
Чертовски повезло.

Ни к кому у меня нет вражды.
Те, кто злы, мне просто чужды.
Я забыл про тех, кто на меня сердит,
Кто слова плохие вслед мне говорит.

(Надо заметить, что в последнем случае автор несколько нарушает один из принципов внушения: как считают специалисты, следует избегать отрицательных языковых конструкций, ибо подсознание плохо умеет их воспринимать; вместо «нет вражды» подошло бы, скажем, «я добр ко всем»). В этой связи возникает такое соображение: чем, как не формулами самовнушения были распевавшиеся хором в советские времена слова А. Д ' Актиля: «Нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака...», воздействие которых многократно усиливалось «окрыляющей» музыкой И. Дунаевского, и другие подобные им? Рядом с ними попевки В. Петрушина выглядят, прямо скажем, «бледновато».

Нельзя умолчать еще об одной личности, якобы соединившей в себе целителя и композитора – Рушеле Блаво. О нем говорят, что он владеет филиппинской «хирургией без ножа» (которая, как известно, представляет собой просто искусные фокусы – «ловкость рук, и никакого мошенничества»); «Метод звукового исцеляющего воздействия, созданный Рушелем Блаво, возвращает к полноценной жизни людей, давно утративших надежды на выздоровление». Приводятся и результаты некоторых исследований, изложенные исключительно в популярном, самом общем виде (однако даже по ним заметно, что эффекты воздействия его музыки не столь уж ошеломляющи): «...в женской колонии общего режима проводились сеансы музыкотерапии. ... Были сделаны выводы об улучшении процесса адаптации осужденных к условиям изоляции от общества»; «...отмечается устойчивое и стабильное увеличение потенциала по всем основным показателям более чем у 90% испытуемых (спортсменов – М.Л.)»; «проводилось изучение музыки Рушеля Блаво в качестве дополнительного средства при наведении трансового состояния сознания в процедуре эмоционально-стрессовой психотерапии больных алкоголизмом... время перевода пациентов в гипноидное состояние укорачивалось на 30-50%.». (В Центральной Медицинской библиотеке, заметим, нет ни одной публикации, которая касалась бы воздействия музыки Блаво.) Между тем кассеты с его музыкой продаются в среднем раз в 6 дороже, чем продукция той же направленности других авторов (всех, о ком выше шла речь). При этом постоянно говорится, что эти записи содержат некую «суггестивную программу», которая при переписывании якобы «стирается» (на такие утверждения профессиональные звукорежиссеры отвечают покручиванием пальца у виска, ибо всё , что записано на один магнитный носитель, при переписывании переходит на другой). Между тем специалисты института Монро говорят: “Подпороговое” внушение подразумевает, что на пленку записано особым образом закодированное (на уровне собственного шума пленки или сильно ускоренное... и т.п.) речевое сообщение... воздействующее на подсознание. ...достоверных научных экспериментов, подтверждающих эффективность таких методов, пока не опубликовано.» Недавно на том же Интернет-сайте, где помещались цитированные выше сведения, обнаружилось «разоблачение»: «Работники самарского детективного агентства «ЧК» вывели на чистую воду целителя Рушеля Блаво, неоднократно приезжавшего в нашу область с «оздоровительными сеансами»...за отдельную плату... музыкотеравевт обещал открыть всем желающим так называемый третий глаз, обладатель которого начинал чувствовать в себе целительские и экстрасенсорные способности. Эта услуга стоила 300 тысяч (рублей – М.Л.)...». Других подробностей не сообщается.

Удивительно бывает порой замечать, как псевдонаучные «законы Универсума» приспособлены производителями музыкальной продукции под истинные законы рынка. (Да поймут нас правильно мистико-эзотерически настроенные читатели: имеется в виду не то, «чего нет», а то, что не познано в должной мере объективно-научными методами и постигается в основном внерациональным путем, сверхчувственным восприятием, или принимается на веру). В настоящее время в продаже есть серии музыкальных альбомов, предназначенных для всех знаков Зодиака (например, Д. Джонс – «Скорпион»), для всех «чакр» (по кассете на каждую из семи). Странно, что еще нет (а может, уже есть) музыки для разных групп крови (всё-таки какая-то естественнонаучная основа имеется – «четыре пути к здоровью»). Существует серия «Релакс» для четырех основных «мировых стихий» – воды, воздуха, огня и земли. А ведь есть марка сигарет («Элементы»), разновидности которой также «приписаны» к этим первоосновам мироздания. (За такую коммерчески продуктивную идею родственникам Эмпедокла, если бы их можно было найти, уж третью тысячу лет подряд должны были бы выплачивать проценты от доходов). Впору уже предложить выпустить музыкальные альбомы под одним и тем же названием и с подзаголовками “full flavor”, “mild”, “lights”... В большинстве случаев оказывается, что альбомы для разных чакр, разных знаков Зодиака и т.п. написаны примерно в одном стиле: всё это – просто электронная музыка среднего качества, как и произведения вышеозначенного Р. Блаво. Поневоле вспоминается известный анекдот про коньяки: «Три звездочка, пять звездочка... из один бочка разливал, слушай, да?». А создавать электронную музыку, заметим вскользь, на современных профессиональных синтезаторах достаточно несложно: иной раз стоит подержать нажатой несколько минут одну клавишу («поставить валенок на пульт»), и получится нечто такое, что вполне можно слушать. Что и говорить о том, что одну и ту же композицию можно прописать в качестве «музыкальной пилюли» от разных болезней: кому от чего пропишут, того от того и будет лечить. В психосоматической медицине это называется «плацебо-эффектом», причем в музыкальной терапии, как показали ранее упомянутые исследования «музыки мозга» (когда пациенту давали слушать «музыку мозга» другого человека), этот эффект выражен значительно сильнее, чем в лекарственной.

  

Заходил я на сайт Рушеля Блаво. Первое впечатление – у него мания величия. Настоящий целитель не будет заниматься такой показухой. А диск с музыкальной записью (выдаваемый за музыкотерапевтический) запросто может и не содержать никакой особой информации и, следовательно, может оказаться не более чем музыкальным диском – как это проверишь в домашних условиях? Соревнование под названием «Кто кого больше поимеет» продолжается.

Продолжение следует…

 

Александр Филяев  
muzyka@inbox.ru  

   Дружественные рассылки
 


Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов (страница в каталоге Subscribe.ru)  
Музыка всех стилей, всех времен и всех народов, ставшая классикой. Музыканты, ставшие легендой. Рассказы, впечатления, рецензии - все самое интересное.

Рассылки Subscribe.Ru
 Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов 

Притчи и сказки Востока и Запада (страница в каталоге Subscribe.ru).
Притчи и сказки разных народов и религий, которые при обдуманном чтении помогают на привычные вещи взглянуть под новым углом. Их можно читать снова и снова и делать каждый раз новые выводы. Ведь нет ничего более изменчивого, чем человек и его взгляды на жизнь.
Рассылки Subscribe.Ru
Притчи и сказки Востока и Запада

  

«Что заставляет нас чувствовать влечение к музыке, так это тот факт, что все наше существо есть музыка; наш ум и наше тело, природа, в которой мы живем, природа, которая создала нас, все, что находится вокруг и рядом с нами, все это музыка; и мы близки всей этой музыке, мы живем, движемся и пребываем в музыке.
Следовательно, музыка интересует нас, привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм всего нашего существа в целости.»

(Хазрат Инайят Хан, «Мистицизм звука»)



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное