Сайт 'Чёрный монах'

  Все выпуски  

Сайт 'Чёрный монах' # 210


Сайт 'Чёрный монах'
Рассылка № 210 от 17 апреля 2017 года
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ И РАССЫЛКУ «ЧЁРНЫЙ МОНАХ»       4100121822474
Седми́ца Святы́я Пáсхи - с 16 по 22 апреля (н.ст.)
16 апреля (н.ст.) - ПÁСХА
 

Мiр Вам !

Отчего и почему

О НАТÉЛЬНОМ КРЕСТЕ

Каждый христиáни́н от святóго крещéния до смéртного часа должен носить на груди знак своей вéры в распя́тие и Воскресéние Гóспода и Бóга нашего Исýса Христá. Этот знак - осьмиконéчный натéльный крест. Его мы нóсим не повéрх одежды, а на своём теле, поэтому он и называется натéльным, а осьмиконéчным (восьмиконéчным) он называется потомý, что подóбен Крестý, на котором был распят Госпóдь на Голгóфе.
Натéльный крест, который всегда и повсю́ду нахóдится с нами, слýжит постоянным напоминанием о Воскресéнии Христá и о том, что при крещéнии мы обещáлись служи́ть Емý, отрекли́сь от сатаны́. Тем сáмым натéльный крест способен укреплять наши духóвные и физические силы, защищать нас от диáвольского зла.

* * *

Самые дрéвние из сохранившихся крестóв часто имеют форму простого равностороннего четырёхконéчного крестá. Так было принято во временá, когда христиáне почитáли и Христá, и апóстолов, и святóй крест символически. В дрéвности, как известно, Христá часто изображали в виде Áгнца, окружённого 12 другими áгнцами - апóстолами. Тáкже и Крест Гóсподень изображался символически.
Позднéе, в связи́ с обрéтением пóдлинного Честнáго и Животворя́щаго Крестá Госпóдня св. царицей Елéной, осьмиконéчная форма крестá начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в натéльных крестáх.

Но четвероконéчие не исчезло: как прáвило, осьмиконéчный крест изображался внутри́ четвероконéчного. Для того, чтобы напоминать нам о том, чтó знáчит для нас Крест Христóв, его часто изображали на символической Голгóфе с чéрепом (главóй Адáма) у основания. Рядом с ним обы́чно можно видеть орýдия страстéй Госпóдних - копиé и трость.
Поясняющая надпись гласи́т: «Царь Слáвы Исýс Христóс Сын Божии». Часто добавляется надпись «НИКА» (греческое слово, означает победу Христá над смéртью).
Отдельные буквы, мóгущие быть на натéльных крестáх, означают: «К» - копиé, «Т» - трость, «ГГ» - гора Голгóфа, «ГА» - главá Адáма. «МЛРБ» - место лóбное рай бысть (то есть: на месте кáзни Христá нéкогда был насаждён Рай).

Откуда же берутся эти восемь концов у крестá? Казалось бы, их всего четыре.
Поми́мо основной горизонтальной перекладины, к которой пригвождены Егó рýки, есть ещё две. Верхняя, прямая и короткая, - это табличка с надписью «Исýс Назорéй Царь Иудéйский», прибитая по приказу Пóнтия Пилáта над головой Спаси́теля. Нижняя перекладина, идущая диагонально вниз слева направо, - это поднóжие, к которому прибиты Егó нóги.

Когда на восьмиконéчном крестé изображён распятый Христóс, такой крест становится законченным óбразом Распя́тия, заключая в себе всю полнотý крéстных мук Спаси́теля. Госпóдь незри́мо и таинственно присутствует в каждом таком крестé, обращая его в вели́кую святы́ню.
Под ногами Спаси́теля на натéльном крестé может быть изображён чéреп. Он символизирует прах Адáма, праотца человеческого рóда, перворóдный грех которого Христóс омыл Своéй пречи́стой кровью, даровáв, тем сáмым, людям надежду на вéчную жизнь.

Распятый Христóс на натéльных крестáх не изображается,
и вот почему:

Натéльный крест не дозволя́ется снимать никогда; в то же время, человеку приходится бывать в таких местах, куда óбраз Спаси́теля вноси́ть было бы непристóйно. Изображение Распятого Спаси́теля и́менно на натéльных крестáх появи́лось, можно сказать, совсем недавно. По крайней мере, до XVII века этого не было.
Конечно, натéльные крéстики с изображением Распя́тия совершéнно неканони́чны, в особенности потому, что изображение Распя́тия превращает натéльный крест в икóну. Икóна, в свою очередь, предназначена для непосредственного восприя́тия и моли́твы. Ношение икóны в скрытом от глаз виде таи́т в себе опасность использования её не по назначению, а именно как маги́ческий амулéт или оберéг.

Крест - это символ, а Распя́тие - это óбраз. Свящéнник носит крест с Распя́тием, но он носит его ви́димым óбразом, так что все видят этот óбраз и вдохновляются на моли́тву, вдохновляются на определённое отношение к свящéннику. Свящéнство - это óбраз Христóв.
Кресты с изображением распятого Спаси́теля не считаются натéльными; в дрéвности, по-ви́димому, существовала традиция носить такие кресты́ (а также икóны) повéрх одежды.
А натéльный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распя́тия там быть не должно.

Одно из дрéвних прáвил святóго Василия Вели́кого (IV век), которое вошло в Номоканóн, гласи́т: «Вся́кий, носящий на себе в качестве лáданки какую-либо икóну, подвергаться должен отлучéнию от причáстия на три года».
Как видим, дрéвние отцы́ очень строго следили за прáвильным отношением к икóне, к óбразу. Они стояли на страже чистоты́ Правослáвия, всячески ограждая его от язы́чества.

К XVII веку сложился обы́чай помещать на обороте натéльного крестá молитву Крестý («Да воскреснет Бог и разы́дутся врáзи Егó…»), или только первые словá (иногда эта моли́тва, не уместившись на обороте, продолжается по боковой поверхности крестá). Ины́е кресты́ (не натéльные), предназначенные для моли́твы, для поклонéния, как прáвило, имеют и соответствующую надпись: «Крестý Твоемý покланя́емся Влады́ко…».

Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестáми.
“Женский” натéльный крест имеет бóлее сглаженную, окрýглую форму без острых углов.
Вокруг “женского” крестá растительным орнаментом изображается «лозá», напоминающая о словах псалмопéвца: «Женá твоя́, я́ко лозá плодови́та в странах дóму твоегó» [Пс. 127:3].

Натéльный крест принято носить на длинном гайтáне (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осени́ть себя крéстным знáмением (это положено делать с соответствующими моли́твами перед сном, а также при совершении келéйного прáвила).

* * *

Натéльный крест - это не ювели́рное украшéние. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоцéнного металла он ни был бы сделан, это, в первую очередь, зри́мый си́мвол христиáнской вéры того, кто его носит.
При выборе крестá надо в первую очередь обращать внимание не на то, из чего он изготовлен, а на то, соответствует ли его форма правослáвным традициям. В богатстве и разнообразии украшений должно проявляться почитáние крестá, а не стремление к рóскоши. Тем бóлее что крест должен являться действительно натéльным (на Руси́ его так и называли - тéльник), а не выставляться напокáз, и уж тем бóлее, не использоваться в качестве аксессуáра или брелóка.

Менять натéльный крест можно, сообрáзно с обстоятельствами, в особенности, со взрослением человека. Размер крестá зависит от желаний человека, его носящего, его духóвных потребностей и ощущéний, дáбы вéрно ощущать присутствием крестá на теле его си́лу.
Употребля́ть можно не оди́н, а два или три натéльных крестá, но очень важно не превращать их в украшéния, и даже если носить крест из драгоцéнных металлов, то не носить его повéрх одежды, и не делать его элементом сóбственного декóра или “и́миджа”.

* * *

Натéльный крест может служить прекрасным подарком, однако, такой подарок стóит делать обдуманно и подходить к нему со всей серьёзностью.
Крéстик будет хорошим подарком близкому человеку на имени́ны, или даже без особого пóвода, если вы привезли его из палóмнической поездки по святы́м местам. Красивый натéльный крест, полученный в подарок, может стать хорошим сти́мулом для человека, только собирающегося приня́ть Святóе Крещéние.
На Руси́ было принято в особых случаях обмениваться крестáми в знак духóвного братотворéния у мужчин или кумлéния у девушек и женщин. Подóбным обменом люди показывали, насколько им бли́зок тот или та, с кем они обмениваются крестóм.

* * *

Крест не трéбует освящéния, так как сам Крест - ужé святы́ня, Он освящáет весь мир. Крéстным знáмением освящáются все Божéственные Тáинства, им же совершается освящéние и вся́кой вещи, необходи́мой для жизни.
Чем освяти́ть Крест - водой? Но сама вода освящáется Крестóм! Что же перви́чно?!

Святи́тель Иоáнн Златоýст пишет, что бесы обходят место, где просто две пáлочки (вéточки) упали с дерева и легли́ крестообрáзно.
Существует и моли́тва, когда крест, не снимая его, берут в руки и осеня́я себя крéстным знáмением говорят: «Господи Исýсе Христé, Сы́не Бóжии, благослови́, и освяти́, и сохрани́ мя силою живонóснаго Крестá твоего». То есть, Крестóм мы освящáемся, крестóм благословля́емся, силою крестá сохраняемся от всех бед.

Требует ли освящéния то, что самó освящáет?! Крест - сам по себе оружие борьбы на врагá рóда человеческого. Крест наполня́ет наши сердцá и пóмыслы вéрою, Он - храни́тель всем христиáнам, Крестóм освящáется наше тело и всё употребляемое человеком.

* * *

Также, крéстик может быть передан по наследству. И нет ничего стрáшного в том, что ребёнок будет носить крест своего дедушки или тёти. Судьбá у каждого своя́, и каждому Госпóдь даёт сóбственное крестóношение - свой путь со своими испытаниями, радостями и скорбя́ми.
Неправда ,когда говорят, что получи́ть в подарок или найти крéстик - это к несчастью. Совсем наоборот. Крест - это традиционный подарок. Крест дáрят крёстные крéстникам. Такой (крести́льный) крéстик, чтобы не потерять, родители могут и снять с ребёнка после крести́н и убрать в красный угол или подвесить в изголóвье кроватки, а на малыша надеть другой Крест - это часто благословéние матери, духовникá, стáрца.

Натéльный крéстик на крещёном младéнце должен находиться постоя́нно.
Многие родители боятся, что натéльный крéстик в столь ю́ном вóзрасте помешает малышу или даже будет представлять для него угрозу. Действительно, золотую или серебряную цепóчку ребёнок может порвать, или она может натереть шéйку. А вот крепкая сурóвая нитка, длина которой не позвóлит дотянуть крéстик до рта, не должна представлять опасности, малыш быстро привыкнет и перестанет проявлять к ней интерес. На случай, если верёвочка порвётся, слéдует иметь запасную, чтобы ребёнок не оставался без крестá. «Крест всегда для вéрующих есть вели́кая сила, избавляющая от вся́ких зол, особенно же от злодéйства неви́димых врагов».

Не стóит боя́ться и поднять обрóненный кем-то крест. Напрóтив, грех будет, если вы оставите его лежать на земле или на полу, ведь крест - это святы́ня, и обращаться с ней следует почти́тельно.

Подготовлено трýдниками Турáевской общи́ны по материалам
Иллюстрированной энциклопедии «Старообря́дчество», 2011г.

БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
Требуется помощь:
помогите спасти святыню

Брáтия и сéстры!

Древлеправославному храму г.Сызрань требуется помощь.

Иконе, пожертвованой храму давно умершей прихожанкой, требуется капитальная реставрация. Помогите спасти святыню, окажите посильную помощь. Жертва врéменная приобретает вéчное.

Помощь можно оказать, перечислив средства:
 
на сберкарту Maestro
63900254 9011533378
получатель:
Сусоров Сергей Витальевич
 
на счёт Яндекс.Деньги
410011465701280

Уточнить информацию можно по телефону +7 (905) 019-8850 - о. Сергий.

Пишите свои имена, настоятель о. Сергий и прихожане молятся о всех оказывавших храму помощь.

ПРОСИМ ОКАЗАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ !

* * * * *               * * * * *               * * * * *

Безплатная рассылка «Чёрный монах» создаётся для желающих расширить свой кругозор и уточнить понимание о России и Древлеправославии.

СЛАВА БОГУ О ВСЕМ И ВСЯЧЕСКИХ РАДИ !
 
Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах» Царь в голове · Слово пастыря · «Вифлеем» · Месяцеслов · Вопрос-ответ
Рассуждения · Обявления · Сотрудничество · Интернет-радио · Новости
СБОР СРЕДСТВ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ    

В избранное