Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера.


Зороастризм и "Шахнаме" 2. Ангхро Майнью. Битва Добра и Зла.

 

А Дух Зла тем временем ничего не ведал об Ахура Мазде. Но вот, через три тысячи лет, он поднялся из глубин тьмы навстречу источнику света. Благой Бог предложил Ангхро Майнью избавить его от жажды зла. Но тот отказался принять Истину, желая завладеть миром. Тогда Ахура Мазда произнес священные слова и Ангхро Майнью низвергся обратно во тьму и пребывал там еще три тысячи лет.

Но теперь Дух Зла готовился к битве. Не умея создавать ничего нового, ибо зло бездарно ("дьявол - обезьяна бога"), он кощунственно копировал творения Ахура Мазды. В черной преисподней, Ангхро Майнью породил мерзкие исчадия - дэвов, которые должны были противостоять ахурам: Ака Ману ("Злая мысль"), Друдж ("Ложь"), Айшма ("Ярость") - вдохновитель будущих набегов кочевников), Индра, Нахатья и множество других. Кроме дэвов, Дух Зла наплодил и демонических существ женского пола - паирика. (В древности их представляли в виде безобразных мышей, лягушек и т.д., но впоследствии, паирика начали трактоваться как коварные чародейки, то старухи, то красавицы. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери", вместе с дэвами продолжалось довольно долго. В Новое время образ "пери" вошел в европейскую романтическую литературу).

А Ахура Мазда творил материальный мир на месте пустоты. Он сделал небо в форме яйца, из сверкающего металла; звезды; землю, окруженную водами, точно яичный желток в середине яйца; светила в небе; растения; Первозданного Быка и Первого Человека - Гайомарта.

 

Согласно зороастрийским источникам, “...Гайомарт сиял как солнце, а первозданный Бык был белым и сияющим, как Луна...” (Рак, 1998, 467). Солярные черты прослеживаются во многих персонификациях Культурного Героя (хотя они обычно прямо и не отождествляются с солнцем): индийский Вивасват, прародитель смертных на земле (отец Ямы и Ману), позже ставший солнечным богом; иранский Вивахвант (отец Йимы); греческий Аполлон; славянский Даждьбог; кельтские Луг, Беленус и др. В связи с этим уместно вспомнить солнечного оленя Ариэля Голана. В то же время воплощения Бога Земных Сил содержат лунную символику. Луна трактовалась как два рога быка, она же считалась источником плодородия (бытовало поверье, что трава растет при луне). На Ближнем Востоке во время лунного затмения говорили: “лев терзает быка”. В Ригведе индийский бог луны Сома часто характеризуется эпитетом “бык”, он же иногда называется “судьей мертвых” (некоторое посягательство на прерогативы Ямы). Сома является богом одноименного ритуального опьяняющего напитка, что роднит его и с Дионисом.

 

Дэвы и паирика, зная о благом материальном мире, горели желанием обезобразить его. Но Ангхро Майнью долго не решался вторгнуться на землю, пораженный величием Гайомарта. Однако, в конце концов, он поддался уговорам своей дочери, блудницы Джех. Кончилась эра Творения, наступила эра Смешения добра и зла.

Разбив небесную сферу, Дух Зла ворвался в мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирика. Созданные Ангхро Майнью кометы, метеоры и планеты внесли хаос в мир, нарушая упорядоченность движения звезд. А на землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и пр.).

 

Здесь мы видим издержки дуалистического мировоззрения, желания видеть мир идеальным и упорядоченным, а во всяком отклонении - стремление видеть бесовские козни. Чрезмерная требовательность к миру.

 

 

На Гайомарта набросил петлю дэв смерти. Он погубил Первочеловека и Первого Быка.

 

А Ангхро Майнья неистовствал и, как поганая муха везде мерзил.

Паирика Муш, в облике черной летучей мыши, набросилась на солнце, луну и звезды. Но Хваршхайта-солнце одолел дэвовскую воровку Муш и присоединил ее к своему сиянию. Звезды покорили планеты. Затем Тиштрйя-Сириус вступил в сражение с паирика и от его ударов они посыпались с неба вниз.

Сириус пролил на землю небывалый дождь. Болшинство храфстра передохли. Тогда, на берегу великого озера Ворукаша, разыгралась великая битва Тиштрйя (в виде белого коня с золотой уздою) и дэва засухи Апаоши (тощего вороного жеребца). Лишь с помощью Ахура Мазды был побежден дэв.

После этого дэвы и их повелитель укрылись в подземельях (они не смогли вырваться за пределы материального мира, ибо фраваши успели заделать дыру в небосводе) и пакостили исподтишка. На земле появились гниение и плесень

 

Алексей Фанталов.

 

Военная ролевая игра «Total War 2010» 1.

Военная ролевая игра «Total War 2010» 2.

 

 


В избранное