Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Я имею право!

  Все выпуски  

"Ведь ты Имеешь Право на..."


ВЕДЬ ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА...
N 7 (38) от 10 апреля 2006 года
Здравствуйте, уважаемые читатели!

Перед Вами очередной номер рассылки "Ведь ты Имеешь Право на..."! Для тех кто не знает, эта рассылка посвещена нам, простым гражданам, которые подчас не знают своих прав! Не знают куда обратиться и что делать в той или иной ситуации. Я, совместно с популярным журналом "Имеешь право", постараюсь рассказать Вам о том где, как и что говорить, чтобы Вас услышали; как воспользоваться своими правами о которых Вы и не подозревали!



СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ:

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННИКОВ  - Бывает так: в супермаркете вы берете товар по подходящей цене, а на кассе выясняется, что он дороже, чем указано на ценнике. Кассир объясняет: цены в базе обновляются быстрее, чем бумажки в торговом зале. Однако корреспондент «ИП» Андрей Гулютин выяснил, что покупатель вправе брать товар по цене, указанной на витрине. 

ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

ОФОРМЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ - До 2006 года паспортно-учетная работа проводилась специальной Паспортно-визовой службой МВД РФ. С нового года ею занимается Федеральная миграционная служба. Как это повлияло на отношения паспортисток с населением, выяснял корреспондент «ИП» Андрей Жигалин.  ЧИТАТЬ СТАТЬЮ>>

ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ  - Если в вашем подъезде нет света, стены обнажили ржавую арматуру, а лица без определенного места жительства давно признали ваше парадное своим вторым домом - это еще не повод для переезда. Горожанин вправе потребовать от властей привести подъезд в нормальное состояние. Или как минимум привлечь их в союзники, когда начнет наводить порядок собственными руками.  ЧИТАТЬ СТАТЬЮ>>


ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННИКОВ

Вот одна из типичных жалоб: наша читательница Ольга Петровых сообщает, что в рыбном отделе «Мосмарта» на Ярославском шоссе цифры на ценниках постоянно не совпадают с итоговыми. «Недавно взяла треску по цене меньше 100 руб. за килограмм,- рассказывает женщина.- А на кассе выясняется: треска уже по 110 руб.». Кассир повел себя стандартно: цена поменялась, не нравится - не берите. 

Подобные сообщения поступают в ИП по поводу супермаркетов «Перекресток», «Метро» и многих других. Неразбериха с ценами характерна не только для столицы: петербуржец Андрей Петерс жалуется на местный супермаркет «Метро», а Андрей Сафин из Калининграда - на магазины сети «Вестер». 

Начальник отдела автоматизации одного из столичных супермаркетов, пожелавший остаться неизвестным, признался ИП, что ситуация, когда цена на кассе оказывается выше, чем указано на ценнике,- обычное дело практически для любого магазина самообслуживания. Правда, заверил компьютерщик, никто не стремится обмануть покупателя: все дело в тривиальной халатности. Когда старая партия товара еще не распродалась, но уже пришла новая, более дорогая, то переоценивается весь товар, однако на упаковки из старой партии не успевают прилепить новые наклейки. «В будни, когда руководство под боком и всех «строит», ценники, как правило, в порядке, а в выходные начинается бедлам»,- добавил собеседник ИП. 

«Факты несоответствия цен и ценников случаются в наших магазинах,- признал в беседе с ИП

Лучше по-хорошему

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заявил ИП, что в советские времена халатность с цифрами на витрине трактовалась в Уголовном кодексе не иначе как обсчет и считалась уголовно наказуемым деянием. «Сейчас за такие дела не сажают, но к административной ответственности привлекают довольно легко'BB,- сказал эксперт. По словам Янина, «если у покупателя хватает нервов», необходимо вызвать администратора и «устроить ему небольшой ликбез: при расхождении цен в ценнике и на кассе покупатель имеет право потребовать оплату товара по той цене, что указана на ценнике». Разумеется, сотрудники магазина будут отвечать, что просто забывают следить за обновлением табличек и наклеек. Не ваша забота: эта забывчивость не что иное, как нарушение пункта 1 статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей», гласящего, что «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи разъясняет, что цена товара в рублях - неотъемлемая часть такой информации. 

Адвокат московской коллегии «Князев и партнеры» Владимир Юрасов рассказал в интервью ИП, что в Гражданском кодексе есть такое понятие как оферта - то есть задокументированное предложение. «В магазинах ценник является не чем иным, как публичной офертой, и продавец обязан реализовать товар по обозначенной в нем цене»,- отмечает адвокат. 

В магазинах, понятное дело, не хотят смотреть на вещи столь категорично. Семен Слуцкий отметил, что в каждом из отделов магазинов сети имеются прайс-чекеры - то есть сканеры, при помощи которых можно узнать цену продукта. Однако, признался менеджер, если покупатель не воспользовался прайс-чекером, а цена товара при расчете оказалась выше указанной на ценнике, покупателю могут и не уступить. «Мы не можем гарантировать этого,- сказал господин Слуцкий.- У нас своя ценовая политика, отходить от которой мы не можем». Тем не менее собеседник ИП посоветовал пытаться решить вопрос с администраторами магазина. А в случаях хамства со стороны последних (такое, по словам Слуцкого, тоже иногда случается) «можно попросить любого из сотрудников позвать дежурного директора». 

А что если даже самый главный в магазине отказывается продать вам треску по тем правилам, которые диктует закон? 

Без суда, со следствием

Когда при упоминании умных слов «публичная оферта» покупателя «посылают», он может отстоять свою правоту, обратившись в Роспотребнадзор. Перед этим, посоветовал адвокат Юрасов, нужно собрать доказательства. В первую очередь сохраните чек. Хотя этого недостаточно: в магазине могут сказать, что на ценнике была указана именно та цифра, которая напечатана на вашем клочке бумаги. Сам ценник, предостерегает господин Юрасов, ни в коем случае не уносите, чтобы не доставлять магазину удовольствие заявить, будто вы украли часть торгового оборудования. Адекватное решение - сфотографировать ценник. «Фото будет принято к рассмотрению госорганами,- подчеркивает адвокат,- но самым лучшим доказательством могут стать показания свидетелей». Так что покупателям, борющимся с нерадивостью продавцов, следует позвать на подмогу родных или друзей и показать им злополучный ценник (если, конечно, прямо в торговом зале вы не встретили других людей с активной жизненной позицией). 

Проверить, как Роспотребнадзор реагирует на подобные жалобы, корреспондент ИП решил под видом недовольного покупателя, не называя конкретных торговых сетей. В отделе Роспотребнадзора по СВАО корреспонденту рассказали, что к ним надо прийти лично и написать заявление в двух экземплярах: анонимки не принимаются. Чиновник предупредил, что «если нет никаких доказательств, подтверждающих факт нарушения», то проверка магазина, может быть, будет проведена, а может, и не будет. Но в любом случае ничего, кроме как «сделать внушение», сотрудники Роспотребнадзора при таком раскладе не смогут. 

Для того чтобы вооружить проверяющих доказательствами, гражданам необходимо оставить соответствующую запись в книге жалоб магазина и потребовать от его администрации письменного ответа (по словам чиновника, отказать в этом администрация не имеет права). И писать в Роспотребнадзоре заявление следует, конечно, уже с этим ответом на руках. 

«В результате проверки на основании документальных свидетельств магазин может быть оштрафован, а в случае повторных нарушений - даже закрыт»,- заверил чиновник. 

Впрочем, есть одна важная деталь: помимо торжества справедливости, при обращении в Роспотребнадзор вы ничего не добьетесь. Совсем уж сомнительной выглядит идея идти в суд из-за ошибки в ценнике на двадцатку. По словам адвоката Юрасова, перспектива выиграть процесс при правильно собранной доказательной базе высока, но моральный ущерб, за компенсацию которого, возможно, имело бы смысл биться, наши суды пока оценивают в копейки. 

Поэтому, зная закон и схему работы организаций, контролирующих магазины, проблему все-таки лучше попытаться решить прямо в торговом зале. Некоторым - например, читательнице ИП Татьяне Осиповой, столкнувшейся с «переоценкой ценников» при покупке горшка с цветами в «Метро» на Ленинградском шоссе,- удается убедить продавцов, что лучше платить копейки за собственные ошибки, чем нарушать закон. 

Куда звонить (для Москвы)

Телефоны Роспотребнадзора, по которым можно сообщить о недостатках в работе супермаркетов: 

ЦАО - 241-62-15 
САО - 452-25-84 
СВАО - 615-96-51 
ВАО - 368-20-05 
ЮВАО - 919-36-91 
ЮАО - 655-84-42 
ЮЗАО - 779-32-44 
ЗАО - 144-07-92 
СЗАО - 190-55-75 
Зеленоград - 536-51-20 

Платить по-старому

В странах, где супермаркеты появились гораздо раньше, чем в России, покупатель в своем стремлении платить по ценнику всегда прав. 

В супермаркетах стран Евросоюза и США тоже (хотя достаточно редко) случается, что цифры на ценниках и в итоговой стоимости товара разнятся. Однако спорная ситуация здесь автоматически разрешается в пользу покупателя. Чаще всего перед ним еще и извинятся за оплошность. В Канаде закон особенно требователен к продавцам: если чек на товар дешевле $10 расходится (хотя бы на цент) с ценником, покупатель получает товар бесплатно. Если же товар дороже $10, то дается $10 скидки. 

Заплатить меньше в случае расхождения цен позволят вам и во многих странах Латинской Америки - например, в Бразилии. А вот на просторах СНГ ситуация еще хуже российской. По словам юристов, ни в государствах Средней Азии, ни на Украине вам, скорее всего, не удастся доказать на кассе свою правоту. Строгий контроль над ценниками налажен разве что в Белоруссии (правда, здесь самих супермаркетов - кот наплакал). 

Проблемы с ошибками в ценниках трудно представить во многих супермаркетах Китая, зато покупателям приходится терпеть множество неудобств. Взять продукты в руки и рассмотреть их, как правило, не разрешают. У продавца в отделе вы выписываете чек в трех экземплярах и только после этого идете к кассе. Заплатив, нужно вернуться в отдел с копией чека, и тогда товар ваш. Впрочем, старшему поколению, родившемуся в СССР, такой подход к «самообслуживанию» до боли знаком. 
 
 

Андрей Гулютин, "Имеешь Право", 
http://ip-online.ru/
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИИ / ОБСУДИТЬ  данную статью можно ЗДЕСЬ
(внизу страницы)
ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

ОФОРМЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ - До 2006 года паспортно-учетная работа проводилась специальной Паспортно-визовой службой МВД РФ. С нового года ею занимается Федеральная миграционная служба. Как это повлияло на отношения паспортисток с населением, выяснял корреспондент «ИП» Андрей Жигалин.  ЧИТАТЬ СТАТЬЮ>>

ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ  - Если в вашем подъезде нет света, стены обнажили ржавую арматуру, а лица без определенного места жительства давно признали ваше парадное своим вторым домом - это еще не повод для переезда. Горожанин вправе потребовать от властей привести подъезд в нормальное состояние. Или как минимум привлечь их в союзники, когда начнет наводить порядок собственными руками.  ЧИТАТЬ СТАТЬЮ>>


Всего хорошего!
Ведущий рассылки Максим Фомич

Я жду Ваших писем на адрес ras-pravo@mail.ru  Пишите что Вас больше всего волнует, спрашивайте! 
Давайте вместе делать рассылку! 
Если Вам понравилась рассылка - расскажите о ней своим друзьям! 
Подписаться на нашу рассылку всегда можно здесь: 
http://ip-online.h15.ru

В избранное