Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2008-04-03

Пряности и травы Святой земли

*Пряности и травы Святой земли*

Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает.
Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный
источник: рассадники твои - сад с гранатовыми яблоками, с превосходными
плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими
благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами;
садовый источник -- колодезь живых вод и потоки с Ливана.
<<Песнь Песней>>

http://booknik.ru/context/?id=26656

Издревле святая земля, текущая молоком и медом, была поставщиком
пряностей и благовоний. Тяжелые караваны, груженные миррой и алоэ, шли
на север и запад. С началом крестовых походов в Палестину в Европе
разгорелись <<пряные страсти>>. С берегов Средиземного моря рыцари
привозили ароматные коренья, плоды, травы, цветки, так как на Святой
земле и в других странах Ближнего Востока пряности всегда были в
изобилии. Они ценились дороже золота: за ними отправляли корабли,
которых грабили пираты. На благовониях сколачивались огромные состояния,
попутно открывались новые земли. Из-за драгоценных растений происходили
войны, грабежи и мошенничества. И все это для того, чтобы щепоткой
шафрана и корицы как-то разукрасить заморским вкусом и ароматом жизнь,
лишенную восточной яркости.
Расскажу о некоторых травах и пряностях, растущих и применяющихся в
Израиле как в кулинарии, так и в лечебных целях.

*Кардамон*

В далекие времена считалось, что кофе пагубно действует на мужское
начало, и кофе мололи вместе с кардамоном, мощным афродизиаком, чтобы
свести негативное действие к нулю.
Дмитрий Корнеев. <<Легенда о кардамоне>>

В Израиле <<кафе им hель>>, то есть кофе с кардамоном, давно уже стал
визитной карточкой хорошего кофе. Им наслаждаются не спеша, потягивая
густой ароматный напиток под тенью полосатых тентов, и кажется, что вся
прелесть жизни сосредоточена между губами и краем чашечки.

Чтобы приготовить такой кофе, надо добавить свежесмолотые семена к
свежесмолотому кофе или положить несколько штук в кофейник. Бедуины
иногда хранят несколько семян кардамона в носике кофейника. Кофе варят
три дня, и пяти граммов кардамона достаточно, чтобы войти в состояние
эйфории на ближайшие четыре часа.

Если у вас нет специального бедуинского кофейника, в носик которого
можно спрятать зерна кардамона, то поступайте следующим образом: в турку
насыпайте кофе, 1/4 чайной ложки корицы и столько же кардамона
(молотого), можно добавить ванили на кончике ножа, заливайте водой и
варите, как вы привыкли. Молоко, сахар и сливки добавлять по своему
вкусу. У бедуинов это просто черный кофе с пряностями. Кроме кофе, арабы
добавляют кардамон в мясные и рисовые блюда.

Кардамон используется также в производстве известных ликеров <<кюрасао>> и
<<шартрез>>. Поскольку это очень острая пряность, пользоваться ею нужно с
осторожностью.

*Салат из манго с кардамоном:*
3 столовые ложки миндаля поджариваем и толчем. 3 штуки манго <<Майя>>
средней величины очищаем от кожуры и сердцевины и нарезаем кубиками.
Полстакана винограда без косточек нарезаем на половинки. Смешиваем в
миске 1 баночку йогурта или сметаны, 2 столовые ложки нарубленной мяты,
миндаль, 1/4 чайной ложки толченого кардамона, сок 1 апельсина.
Добавляем манго и виноград, перемешиваем, закрываем крышкой и ставим в
холодильник по крайней мере за 30 минут до подачи на стол.

*Базилик*

Ты мой кувшин с вином разбил, о господи!
Ты дверь отрады мне закрыл, о господи!
Ты пролил на землю вино рейхани...
Беда мне! Или пьян ты был, о господи?
Омар Хайям <<Рубайят>>

В Израиле произрастает удивительно много видов базилика, и все они
употребляются в национальной кухне: сладкий базилик (/рейхан мат),
кудрявый (/рейхан месульсаль алим/), коричный (/рейхан леhавдала/),
святой (/рейхан кадош/), салатный (/рейхан хаса/), лимонный (/рейхан
лимони/), греческий мини-базилик (/рейхан ненси/), анисовый (/рейхан
анис/), йеменский (/рейхан таймани/), фиолетовый (/рейхан саголь//).

По-гречески <<базилик>> означает <<императорское лекарство>> или <<царь
растений>>. А на иврите <<рейхан, рейхани>> - это душистый, ароматный.

Еще Маймонид писал: <<Как не забываете вы укреплять свою телесную силу
хорошей едой, так не забывайте же укреплять свою душевную силу
благовонными запахами: миррой, амброй и листьями базиликона>>. Йеменские
евреи провожают субботу, читая в синагоге молитвы и размахивая веточками
коричного базилика.

Базилик - одна из любимейших специй израильской кyхни. Особенно хорош он
в сочетании с розмарином и шалфеем для блюд из вареной или жареной рыбы.
Деликатесом считаются все свежие зеленые салаты, приправленные
базиликом, мягкие сыры и овощные супы, незадолго до подачи на стол
посыпанные мелко нарезанными листочками базилика. Считается, что
помидорный салат без базилика теряет половину вкуса. Несколько свежих
листиков базиNOлика, помещенных в бутыль уксуса, значительно улучшают его
аромат. Такой уксус придает пикантный привкус салатам и белым соусам.

Спагетти немыслимы без соуса с базиликом <<Песто>>, пришедшего в
израильскую кухню из итальянской.

*Курица с помидорами и базиликом: *
Курицу нарезаем кусочками, промываем, просушиваем, слегка обваливаем в
муке, обжариваем в масле, солим, перчим, добавляем нарезанные полосками,
очищенные от кожицы и семян 4 помидора, половину пучка базилика,
1/2 стакана воды. Закрываем крышкой и оставляем на небольшом огне на
45 минут.

*Спагетти с помидорами, базиликом и чесноком:*
500 г спагетти варим и откидываем. Нагреваем 2 столовые ложки оливкового
масла в большой неглубокой сковороде на среднем огне. Добавляем
1 столовую ложку рубленого чеснока, обжариваем в течение одной минуты.
Добавляем 5 измельченных помидоров, 2 столовые ложки нарубленного
базилика, соль и перец и готовим в течение 3 минут. Добавляем горячие
макароны, хорошо перемешиваем, посыпаем 5 столовыми ложками сыра
пармезан и немедленно подаем на стол.

*Зверобой*

Когда ворвётся свет в раскрытые глаза,
Когда ударит в ноздри запах зверобоя,
Ну кто же счастье всем нутром не осязал,
Ну кто же не был на все сто самим собою,
Когда ударит в ноздри запах зверобоя...
Георгий Васильев. <<Иваси>>

Английское название <<трава святого Джона>> произошло от легенды, по
которой святой Иоанн Иерусалимский лечил раны, полученные крестоносцами
в боях, отваром зверобоя. Отсюда понятно, что зверобой издревле рос на
Святой земле.

Почему у растения столь <<страшное>> название? С древности были замеNOчены
случаи отравления мелкого скота, употреблявшего зверобой, в частности
овец. При этом отравлялись не все овцы, а только животные белого цвета:
у них воспалялись лимфатические железы, появлялись плохо зажиNOвающие
язвы. Оказалось, что причина заболеваний - в особом пигменте звеNOробоя,
повышающем чувствительность к солнечным лучам непигментированных
участков кожи животных. Если вспомнить книгу Бытие, то в ней говорится о
скоте Лавана, тестя Иакова: <<Когда сказал он, что [скот] с крапинами
будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал:
пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых>>, - такая
пигментация у скота бывает, если кормить его зверобоем. Вот с каких пор
растет эта трава на Святой Земле.

Ещё Парацельс причислял зверобой к своим любимым растениям. Его
лекарственные свойства удивительны и разнообразны - не зря зверобой
называют <<травой от тысячи болезней>>. Помимо настоя, целительным
воздействием обладает масло зверобоя.

Для приготовления масла взять 1 часть свежих, только что распустившихся
цветков, раздавить или истолочь в ступке. Затем добавить в прозрачную
бутылку 2 части персикового, миндального, оливкового или подсолнечного
масла и поставить в теплое солнечное место. Смесь начнет бродить, и ее
надо постоянно помешивать и взбалтывать, чтобы вышли пузырьки. Когда
через 3-5 дней брожение закончится, бутыль закрывают и держат на солнце
до тех пор, пока содержимое не станет ярко-красного или даже пурпурного
цвета, - примерно через 5 - 6 недель. Открыть бутылку, процедить масло
через два-три слоя марли. Хранить в темной бутылке с притертой пробкой.

*Кунжут*

Тогда Али-Баба, который уже устал сидеть скорчившись на дереве, быстро
спустился на землю и подбежал к скале.
<<А что будет, если я тоже скажу: <<Симсим, откройся!>> - подумал он. -
Откроется дверь или нет? Попробую!>>
Он набрался храбрости, вдохнул побольше воздуху и во весь голос крикнул:
<<Симсим, откройся!>>
<<Али-Баба и 40 разбойников>>

Кунжут - непременная составляющая израильской кухни. Это и обсыпка для
бурекасов, и тхина, и халва, и пряная смесь <<заатар>>, без которой не
едят свежевыпеченные лепешки. Кунжут известен на Ближнем ВосNOтоке много
веков, и, в частности, упоминается в Талмуде, в трактате <<Бава Мециа>>.

У кунжута есть и другое популярное имя - сезам (или /сумсум/, /симсим/),
известное нам по сказкам <<1001 ночи>>. Паролем <<Сезам, откройся!>>
Али-Баба открывал вход в пещеру с сокровищами.

Из семян кунжута выжимают прекрасное кунжутное масло - незаменимую
пищевую добавку ко многим блюдам, в том числе и кондитерским. После
переработки семян остается жмых, содержащий около 8 % масла и 40 %
белка. Из него делают сладости. Помните, в Советском Союзе магазинах
продавалась <<халва тахинная>>? Никто не знал, что это такое; оказывается
- это халва из жмыхов кунжута, перемешанная с сахаром и подсолнечным маслом.

На Востоке принято посыпать целыми семенами кунжута выпечку: печенье,
булочки, пирожки, бурекасы. Из семян готовят конфеты со знакомым с
детства названием - козинаки. Из очищенных от оболочек и размолотых
семян делают халву. В панировке из кунжута можно обжаривать кусочки
мяса, рыбы и овощей. Кунжут можно добавлять в различные салаты. Он
широко используется в израильской кухне для приготовления основного
национального блюда - тхины.

*Классический израильский салат - хумус с тхиной:*
Можно, конечно, купить хумус с тхиной в супермаркете. Но самим
приготовить - получается совсем другой вкус.
Для приготовления тхины берем полстакана кунжута, 1 столовую ложку
кумина (зиры), обжариваем на сухой сковороде, смалываем в фудпроцессоре,
добавляем оливкового масла, 1 чайную ложку лимонного сока и 1-2 дольки
чеснока. Получается паста. Откладываем в сторону. За сутки замочим
0,5 кг хумуса с добавлением соды на кончике ножа. Отвариваем до
готовности, пока не станет мягким. В зависимости от вида гороха, варка
может продолжаться от часу до двух. В фудпроцессор помещаем хумус,
3-4 зубчика чеснока, соль, белый перец и мельчим массу до состояния
пюре. Добавляем приготовленную тхину и воду в соотношении один к одному
и продолжаем взбивать. Салат должен иметь консистенцию пасты, чуть гуще,
чем сметана. При желании добавляем капельку лимонного сока. Подавая
хумус, его обычно выкладывают на тарелку так, чтобы в середине оказалось
углубление. В углубление кладем кедровые орешки цнобар. Хумус поливаем
оливковым маслом, посыпаем мелко нарезанной петрушкой. Можно посыпать
красной паприкой. К хумусу подаем питы. Именно этими питами и едят
хумус. На иврите это называется <<ленагев хумус>> - вытирать хумус.

*Израильская кунжутная приправа <<тааровет сумсум>>:*
Прокаливаем на сковороде без масла два стакана семян кунжута. Один
стакан размалываем в порошок и смешиваем с остальными семенами. Смесь
приобретет сильный и приятный запах кунжутного масла. Добавляем чайную
ложку заатара, чайную ложку лимонного тимьяна, половинку чайной ложки
сумаха и немного соли по вкусу. Полученной смесью посыпают салаты, сыры,
оливковое масло, а также используют в качестве панировки для шницелей.

*Еще о кулинарии:*

Кулинарные колонки <http://booknik.ru/colonnade/kulinar/>

О йеменской кухне
<http://booknik.ru/context/?id=20204&type=BigContext&articleNum=2>

Об израильской кулинарной революции
<http://booknik.ru/context/?id=11923&type=BigContext>

   Igor 2008-04-03 22:51:24 (#736853)

Сёма против Гитлера

*Сёма против Гитлера
*http://booknik.ru/news/chronicles/?id=26627*
*
1942-й год. Германия. Семью 20-летнего юноши Сёмы Шонхауса, русских
эмигрантов, живущих в Берлине, постигла судьба многих миллионов
европейских евреев -- их вывезли в концентрационные лагеря. Но Сёме
удалось спастись, и в самый разгар Второй мировой войны он скрывается в
разных домах своего родного города Берлина, прячась от цепкого взгляда
гестаповцев и их помощников. Юноша увлекается рисованием, у него
<<золотые руки>> - все, к чему бы он ни притрагивался, приобретает
совершенные формы. Его таланту находится применение: в центре фашистской
империи он разворачивает работу по подделке удостоверений личности,
которые помогают евреям спастись от верной гибели. Одаренный художник,
Шонхаус фабрикует аусвайсы, которые выглядят лучше, чем настоящие, из
немецких государственных типографий. Каждую ночь 20-летний юноша меняет
место ночевки, его охотно выручают многочисленные подружки-немки и
антифашистски настроенные бюргеры. Причем он ведет себя так, как будто
он не дичь, а охотник, постоянно бросая вызов судьбе. Вместо того, чтобы
тихо сидеть на явочных квартирах и не высовывать носа на улицу, он
совершает романтические прогулки на катерах со своими девушками и ходит
в увеселительные заведения! В одном из ресторанов он жалуется властям на
поведение пьяного полицейского, оскорбляющего еврейских посетителей,
более того, он катается по ночным улицам на велосипеде во время
комендантского часа, и когда однажды ночью наглеца арестовывают, ему
удается уговорить охранников отпустить его.

<<В конце концов я не мог просто беспомощно взирать на то, что они делали
с нами>>, - пишет Шонхаус в своей книге.

Так или иначе, о бурной деятельности Шонхауса, которая помогла спасти
сотни евреев Берлина, становится известно руководству гестапо, и
фотографию Сёмы расклеивают по всему городу. И только тогда уже
известный на весь Берлин Сёма принимает решение о побеге из Германии,
выбирая средством передвижения вовсе не лыжи пастора Шлага, а велосипед.
Побег удался, о чем свидетельствует им самим написанная книга
<http://www.granta.com/authors/3678> под названием <<Фальсификатор:
необычайная история выживания в военном Берлине>> (The Forger:
An Extraordinary Story of Survival in Wartime Berlin). Книга, выпущенная
лондонским издательством Granta Books в 2007 году, иллюстрирована самим
автором, так что читатель сможет оценить его и как художника.
Автобиография поступила в книжные магазины Европы и собирается стать
бестселлером. Уже в 2008 году ее переведут на нескольких европейских
языков.

*Другие success stories на Букнике:*

Sephardic Success Story
<http://www.booknik.ru/context/?id=15256&type=BigContext&articleNum=1>
Русская душа, еврейское сердце и британский паспорт
<http://www.booknik.ru/news/chronicles/?id=26355>
Лев Ландау: теория и практика
<http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=26340>

   Igor 2008-04-03 22:47:45 (#736850)

И был вечер

И был вечер, и был в Иерусалиме Пурим. И собрались в галерее Скицце,
вырастающей в Иерусалимском Доме Качества в дни выставок и концертов,
любители еврейского блюза и сибирского клезмера послушать прибывшего из
Ханты-Мансийска поэта, музыканта и исследователя Илью Верховского, он же
- Эли Бородерл.

Погода благоволила необыкновенно - на пурим обычно холодает, а в эту
субботу во внутреннем дворе бывшей глазной больницы (вот уж никак не
скажешь, что в этом здании с масонскими символами когда-то размещалась
именно она) было тепло и приятно. Ряженые по-пуримски зрители и
организаторы ходили, знакомились, жевали оменташен, смотрели выставку
соседей-художников (не имеющую отношения к Скицце, зато с зеркальными
мозаиками Руслана Сергеева) и читали Букник Ридер. Киношный свет,
предоставленный старшим из младших Шелестов,
студентом-кинематографистом, освещал патио, где через некоторое время
началось Действо.

Илья пел на идише, по-английски и по-русски. Свое и чужое. Веселое и
трагическое. Когда гитара, не выдержавшая шестидесятиградусного перепада
температур, расстроилась, программа претерпела мгновенные изменения, и
хотя зрители и не услышали большей части запланированных русских блюзов,
то, что было заявлено как <<концерт-лекция>>, состоялось. В разговорной
части прозвучали тексты из ЖЖ автора о роли евреев в истории
американского блюза, были исполнены а капелла бунтарские куплеты <<Долой
ПолицЕй>> и русская народная <<Катюшенька и скоморох>>, а скамейку, на
которой сидел автор, украшал иллюстративный материал - куриная лапка из
еврейского бульона и практик вуду, а также кухонный нож, тупая сторона
которого заставит стонать любую гитару.
Гвоздем программы был момент, когда артист на спор встал на руки (не
хватало только барабанной дроби) и - выпил рюмку коньяку. Фотограф
Никита Павлов запечатлел этот миг, как и многие другие моменты
праздника, лица и костюмы. В тот же вечер в разных концах города
происходили всевозможные пуримские мероприятия, дискотеки и вечеринки,
но посиделки с камерным звуком, в драматическом освещении, под сенью
шотландской церкви, в старом доме, на Хевронской дороге были, наверное,
самым уникальным из них.

Когда дым рассеялся, к Илье подошли пообщаться зрители -- давние читатели
его блога. А потом ограниченным составом поехали на гостеприимную кухню
на окраине Иерусалима и пели там в три гитары. До четырех утра,
проснувшихся муэдзинов и птиц
http://booknik.ru/news/photoreports/?id=26588

   Igor 2008-04-03 22:43:59 (#736849)

Скандальный фильм

Скандальный фильм "ФИТНА" - на "Обозе"

*Антиисламский фильм "Фитна" голландского политика Герта Вилдерса вновь
выложен в Интернете, сообщает агентство Франс Пресс. *

*Ролик появился на британском видеосервисе LiveLeak, который убрал его
три дня назад после получения угроз в адрес своего персонала.*

"С того момента мы постоянно работали над улучшением безопасности нашего
персонала и их семей... Мы не поддадимся давлению с целью подвергнуть
цензуре законные видеоматериалы, которые отвечают нашим правилам", -
говорится на страничке сайта LiveLeak, где размещен фильм.

В фильме "Фитна" (в переводе с арабского - "Раздор" или "Смута"),
который был размещен на прошлой неделе в Интернете, депутат парламента
Нидерландов, председатель крайне правой "Партии за свободу" Вилдерс
резко критикует священную книгу мусульман Коран. 17-минутный ролик
демонстрирует, в частности, документальные кадры терактов, совершенных в
сентябре 2001 года в Нью-Йорке, показывает их жертв.

В нем периодически по-арабски звучат нараспев цитаты из Корана с их
письменным переводом на английский и голландский языки. В этих вырванных
из контекста цитатах, точность перевода которых никто не проверял,
содержатся призывы "сжигать в огне "неверных", "отрубать им головы".

Одновременно в фильме демонстрируются выступления лидеров экстремистских
организаций, призывающих убивать евреев и заявляющих, что ислам должен
господствовать во всем мире.

Автор фильма "Фитна" нидерландский политик Гиирт Вилдерc (Geert Wilders)
намерен внести изменения в картину, чтобы избежать исков о нарушении
авторских прав. Об этом нидерландское информационное агентство ANP
<http://www.anp.nl/anp_english.html>. При этом изменять суть фильма он
не намерен.

Как сообщает агентство, Видерс удалит кадры, демонстрирующие карикатуру
на пророка Мухаммеда, автором которой является датский карикатурист Курт
Вестергаард (Kurt Westergaard). Ранее Вестергаард указывал на то, что
его работа была использована в картине без разрешения.

По словам Вилдерса, он заменит эту карикатуру на Мухаммеда другой.

Кроме того, политик намерен удалить из фильма кадры с фотографией
голландского музыканта, которую ошибочно приняли за изображение
исламского радикала, убившего режиссера Тео Ван Гога в 2004 году.
Вилдерс также уточнит, чье интервью с режиссером было использовано в
картине.

Демонстрацию фильма осудило Министерство иностранных дел России. В
заявлении МИД картина названа провокационной.

*"Обозреватель" счел необходимым все же ознакомить наших читателей со
столь скандальной картиной. Фильм доступен по вкладке "Видео" вверху
новости.
http://obozrevatel.com/news/2008/4/3/228832.htm
*

   Igor 2008-04-03 19:31:56 (#736775)

Что принесет в жертву израильский суд?

Что принесет в жертву израильский суд?
14:02 03 Апреля 2008

http://www.sedmoycanal.com/news.php3?id=244276
<news.php3?view=print&id=244276>

Не удовлетворившись полученными ответами
<http://sedmoykanal.com/news.php3?id=244186>и разъяснениями глав "Махона
а-Микдаш" и иерусалимского муниципалитета по поводу жертвоприношения в
Песах, организация защиты животных обратилась с иском в суд.

Вчера организация "Тну ле-хайот лихьет" ("Позвольте животным жить"),
борющаяся против издевательства над животными и их бесполезным
умерщвлением, обратилась в муниципалитет Иерусалима и в дирекцию "Махон
а-Микдаш" (институт проблем Иерусалимского храма) с требованием отменить
семинар, на котором планируется показательное принесение в жертву
пасхального ягненка.

В ответ на требование организации защитников животных, директор "Махон
а-Микдаш" Егуда Глик заявил, что в Торе есть две важные заповеди,
связанные с кровью, невыполнение которых исключает человека из среды
еврейскогог народа: обрезание (брит-мила) и принесение пасхальной
жертвы. Егуда Глик подчеркнул, что эти заповеди содержатся в той же
Книге книг, которая является источником моральных принципов, запрещающих
издевательство над живыми существами, котрыми руководствуется и
организация защиты животных.

Адвокат Реувен Ладианский обратился сегодня от имени организации защиты
животных "Тну лехайот лихьот" в суд с требованием издать временный
вердикт, запрещающий проведение запланированного показательного
жертвоприношения ягненка на семинаре "Махона а-Микдаш" до проведения
юридической проверки законности данного действия.

Следует добавить, что в архиве БАГАЦа в течение уже более 25 лет
хранится так и не рассмотренный им иск против проведения обряда
обрезания еврейских младенцев, на основании мнения израильских левых
радикалов о соответствии этого обряда критериям уголовного преступления
- "издевательства и нанесения увечий беззащитному несовершеннолетнему"....

   Igor 2008-04-03 19:20:22 (#736771)

Голодомор: мифы и реальность

2008-04-03 Валерий Каджая </authors/author501.htm>
Голодомор: мифы и реальность
Геноцид или война с собственным народом?

/Государственная Дума Российской Федерации высказалась против
признания Голодомора 1932-33 г.г. геноцидом украинского народа.../

/Такая позиция изложена в официальном заявлении Государственной
Думы (ГД) Российской Федерации, за которую вчера проголосовали
356 парламентариев из 450. /

/В официальном заявлении, принятом в ГД подчеркивается, что
жертвами голода 30-х годов прошлого столетия стали не только
украинцы, а и представители других национальностей бывшего СССР.
Более того, парламентарии отмечают, что эта трагедия не имеет
международнопризнанных признаков геноцида. Напомним, что всего
от голода в 30-х годах пострадали около 7 миллионов человек, в
частности и в России. /

/Депутаты ГД РФ призвали не спекулировать на этой теме, а глава
спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что категорически не
согласен с украинскими политиками, заявляющих, что голод 30-х
годов был геноцидом украинского народа. Напомним, в что ноябре
2006 года Верховная Рада Украины признала Голодомор геноцидом
украинского народа. Более того, глава Украины, Виктор Ющенко
настаивает на принятии закона об уголовной ответственности за
отрицание Голодомора в Украине 1932-33 годов, а также за
отрицание Холокоста./

Из новостей

/Геноцид (гр.genoc род + лат caedere убивать, букв. <<уничтожение
рода, племени>>) истребление отдельных групп населения по
расовым, национальным или религиозным мотивам./

Энциклопедическое определение

Моя мама Раиса Алексеевна Сердюк умерла спустя два месяца после своего
80-летия 6 апреля 2004 года на Благовещенье. Я в тот день пришел поздно,
так что весть меня застала отнюдь не благая.

Так уж сложилась наша судьба, что вместе мы прожили с мамой лишь
последние 12 лет, с того времени, как я перевёз её к себе в Москву из
Тбилиси, где в то время творился жуткий разгул национализма, разожженный
первым президентом независимой Грузии Звиадом Гамсахурдиа. Это он
провозгласил печальной памяти перефразированный лозунг <<Сакартвело
картвелебисатвис>> -- Грузия для грузин.

С последствиями этой политики многонациональная Грузия не может
расхлебаться по сей день.

*СПАСАЯСЬ ОТ ГОЛОДА*

А в Тбилиси, точнее поблизости от него в селе Марнеули, мама оказалась в
1935 году, когда её отец, а мой дед Алексей Иванович Сердюк перевёз туда
с Кубани всю свою семью: жену, сына и трёх дочерей, спасая их от
неминуемой гибели от голода. А его брат Владимир перебрался с семьёй в
Азербайджан, в село Худад. Оставаться дальше в родной станице
Платнировской для них уже становилось смерти подобно. Голодомор 1932-33
годов они с горем пополам пережили. Оба брата уродились энергичными и
предприимчивыми: один уходил на заработки в Азербайджан, другой -- в
Грузию. Там зарабатывали гроши, которыми и спасали семьи. Работали, кем
придётся, даже выгребные ямы не чурались вычищать. А в самой станице
половина жителей вымерла. Некоторые станицы обезлюдели полностью, и там
над сельсоветом висел черный флаг, чтоб не заходили, не подхватили
какую-нибудь заразу от разлагающихся трупов. Мама рассказывала, как
зашли они в одну станицу, когда перебирались в Березановку, уже вечер,
холодно, и есть мучительно охота. Постучали в дверь первой избы -- никто
не открывает. Открыли сами, и бабушка криком закричала, а дети сначала
ничего не поняли. В избе лежало несколько мертвецов: трое девочек на
кровати и женщина и мужчина -- на полу. Над станицей стояла мёртвая тишина.

В последнее время перед смертью мама всё чаще вспоминала детские свои
годы, родную станицу, хутор, в котором они жили, пока не перебрались в
станицу Березанскую, где бабушка устроилась нянькой и одновременно
уборщицей в психбольницу. Кажется, она и до сих пор функционирует.
Главврачом там работал бездетный еврей дядя Сёма -- ни полного имени, ни
фамилии его мама, конечно, не запомнила. Он разрешал бабушке брать
котелок баланды для детей -- всё-таки четверо, и дедушкиных грошей не
хватало.

Ещё мама рассказывала, как она с такими же детишками ходила в поле
собирать пшеничку -- так она ласково её называла. Находили норки
сусликов, разрывали их и выгребали схоронённое зверушками зерно. За день
иногда набиралось небольшое ведерко. Но не дай Бог, если их заставал за
этим занятием вертухай.

С блатной фени, которая широко внедрилась в те годы в разговорную речь,
слово это переводится как надсмотрщик, надзиратель. Так вот эти вертухаи
ездили на конях по полям, высматривая искателей сусличных норок. Зачем и
кому это понадобилось -- ума не приложу. Вертухаи налетали на детишек и
рассыпали зерно по земле. Ещё можно было бы понять, если б они это зерно
отнимали, а то ведь рассыпали! <<Один раз меня даже с ног сбил лошадью>>,
-- вспомнила как-то мама и стала плакать -- такой болью и горькой обидой
запал в её сознание тот случай, что на всю жизнь запомнился.

В 34-ом голодомор пошёл на убыль, но братьям Сердюкам житья в станице
всё равно не давали. Дело в том, что они отказались вступать в колхоз.
За это не сажали, считалось оно добровольным, но в сельсовете каждый раз
находили причину и во время сева и уборки урожая их упекали за решётку
месяца на два. А что могли наработать две женщины с детишками? Да и те,
что вступили в колхоз, получали жалкие трудодни, едва хватало, чтобы не
умереть. А ведь до революции кубанские казаки считались самыми
зажиточными среди крестьян всего мира, были они богаче даже американских
фермеров. Советская власть довела <<щирый край>> буквально до нищеты. И
тогда братья решили уйти за хребет: один в Грузию, другой в Азербайджан.
Договорились, кто удачнее устроится, перетащит к себе другого. Но казаки
умеют трудиться: обе семьи встали на ноги.

В Грузии у деда имелись знакомые в том самом Марнеули, -- он туда ходил
на заработки. Сняли у крестьянской семьи угол в хлеву и так и жили: на
одной стороне осёл и пять овец, на другой -- наша семья. Спали на
земляном полу, накидав на него сена и соломы и укрывшись лохмотьями.
Рядом с селом стоял авиационный полк, аэродром до сих пор функционирует
-- его несколько лет назад реконструировали турки. Для кого? Для чего?
Бабушка устроилась уборщицей в полковую столовую, кой-какую еду
приносила домой. Самый трудный первый год выдюжили, дальше стало легче.
Дед устроился счетоводом в заготзерно, сняли нормальную комнату,
обзавелись одеждой, бельём. Старшая дочь вышла замуж за грузина из
районной номенклатуры, средняя -- за летчика из авиаполка. Но тут
обрушилась новая напасть: началась война. Николай -- единственный сын,
прибавив себе год, ушёл добровольцем на фронт и погиб под Ленинградом в
42-м. Муж средней дочери погиб в 43-м. В том же году умер и дед от язвы
желудка -- сказался голодомор.

*СПЕКУЛЯЦИЯ НА ТРАГЕДИИ*

История голодомора и его причины исследованы и изучены досконально. И
все учёные пришли к выводу, что голод 1932-33 годов, унёсший миллионы
жизней, был преступлением Советской власти против своего же советского
народа. Больше всех пострадали зерновые районы: Украина, Северный
Кавказ, Поволжье и Чернозёмная полоса России. Но как-то замяли эту
черную страницу нашей истории.

Но вот пришёл к власти президент Ющенко и стал ворошить сгнившие трупы --
но как!

*Он приравнял голодомор на Украине к геноциду, обвинил в этом бедствии
Россию,* и сейчас добивается, чтобы этот бред признал весь мир, как
признал он Холокост.

Как будто трудно открыть словарь иностранных слов и уяснить, что
означает слово <<геноцид>>. В XX веке геноциду подверглись три народа:
армяне в 1915 году турками и евреи и цыгане гитлеровцами во вторую
Мировую войну. Голодомор же 1932-33 годов стал своеобразным проявлением
Гражданской войны в СССР.

Президент Виктор Ющенко с момента вступления в должность добивается
признания Голодомора 1932-1933 годов геноцидом украинского народа. Глава
государства неоднократно заявлял, что за отрицание данного факта готов
установить уголовную ответственность. /В марте 2007 года Виктор Ющенко
подписал указ о создании при президенте Украины координационного совета
с целью обеспечения надлежащей организации и проведения мероприятий в
связи с 75-й годовщиной голодомора./ С 2005 года в память жертв геноцида
и политических репрессий в Киеве ежегодно проводится акция <<Зажги
свечу>>. В этом году она состоится 24 ноября. 2008 год планируется
объявить годом памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов/./ Президент
назвал уже проведенную подготовку к запланированным мероприятиям
неудовлетворительной и сделал выговор 10 губернаторам. Ющенко лезет из
кожи вон, чтобы заставить мировое сообщество признать Голодомор 1932-33
годов на Украине геноцидом украинского народа. Он даже вынес это
предложение на 34-ю сессию Генеральной конференции ЮНЕСКО. Сессия,
конечно же, отвергла это провокационное предложение. Провокационное
потому, что Ющенко утверждает, что раз РФ является правопреемницей СССР,
следовательно, она несёт ответственность за Голодомор на Украине. Если
бы об этом узнала моя покойная бабушка, она бы с присущей ей прямотой
сказала: <<Сравнил дурень говно до оладиков!>>

Одним из основных фактов, спровоцировавших Голодомор на Украине в
1932-1933 гг., Ющенко считает решение руководства Советского Союза о
продаже всех возможных запасов зерна за рубеж для покрытия иностранных
кредитов. Преследовалась также цель <<загнать>> всех жителей украинского
села в колхозы. По различным оценкам, в результате Голодомора,
спровоцированного советским режимом, на территории Украины в 1932-1933
годах погибло от 3 млн до 7 млн украинцев.

Не могу понять Ющенко: он действительно идиот или прикидывается? *В
колхозы крестьян (и не только на Украине, но по всему Союзу) загнали уже
к 29-му году.* Именно тогда Сталин и написал своё знаменитое письмо
<<Головокружение от успехов>>, в котором с присущим ему лицемерием осуждал
перегибы в коллективизации. Но дело уже было сделано. И вовсе не для
того выгребали у крестьян зерно, чтобы покрыть иностранные кредиты. В
украинских городах голода не знали. Как не знали его и на /великих
стройках социализма:/ ЗапорожГЭСе, Запорожстали, новых шахтах Донбасса и
других. Так осуществлялась сталинская индустриализация. И потом, как
понимать: <<в результате Голодомора, спровоцированного советским режимом,
на территории Украины в 1932-33 годах погибло от 3 млн до 7 млн
украинцев>>. Но, во-первых, на Украине, как и в России и повсюду в СССР
действовал один режим. И весомый вклад в создании и укреплении этого
режима внесла в первую очередь Украина как самая большая после РСФСР
республика. Это не из Курской или Тамбовской области присылали на
Украину войска, чтобы выкачивать из неё зерно. Это сами же украинцы
обрекали на смерть своих же украинцев. И солдаты заграждения, не
пропускавшие умирающих от голода крестьян в города, тоже были не
китайцы, а в массе своей украинцы. И знает ли Ющенко, что Генеральным
секретарём ЦК КП(Б) Украины в 1928-38 годах -- от начала коллективизации
и до её полного завершения, включая Голодомор, был Станислав Косиор, -
обукраиневшийся поляк, и большая часть украинской советско-партийной
верхушки состояла из украинцев?

Еще валялись по сёлам незахороненные трупы, а Косиора наградили в 1935
году орденом Ленина. Как вы думаете, за какие заслуги? <<За выдающиеся
успехи в области сельского хозяйства и промышленности, /за
перевыполнение государственных планов по сельскому хозяйству на
Украине/>> (выделено мной. -- /В.К/.) -- так сформулирован Указ Верховного
Совета СССР. Люди гибли от голода миллионами, а республика перевыполняла
план по заготовкам зерна.

Конечно, всё это Ющенко отлично знает, но ему важно постоянно, даже
ценой беспардонной и гнусной лжи, нагнетать среди украинцев ненависть к
единоверному и единородному братскому русскому народу.

И как понимать также *<<от 3 млн до 7 млн украинцев?>> *Да, 3 миллиона
умерших от голода -- цифра сама по себе чудовищная. Однако откуда такие
ножницы?

Но, хорошо, пусть будет 7 миллионов, -- но разве только украинцев? Не
меньше половины из них составляли русские, в основном населявшие (и
населяющие) Восточную Украину. А ещё были евреи, белорусы, болгары и
многие другие -- с полмиллиона наберётся. А сколько миллионов крестьян
умерло от голода в той же России? И всё ради того, <<чтобы саду цвесть>>.

Делегацию от Украины на Генеральной сессии ЮНЕСКО возглавлял первый
заместитель министра иностранных дел Владимир Огрызко. /<<Мы постараемся
сделать все, чтобы мировая общественность знала об этом преступлении. Мы
столкнулись с серьезным сопротивлением на международной арене, но
историю нельзя переписывать>>, /- заявлял он перед отъездом на
конференцию в Париж. Правильно, историю нельзя переписывать. Но,
кажется, около 40-а стран признали Голодомор геноцидом, в том числе Перу
и Грузия. Про Перу -- до перу, как сказала бы опять моя бабушка, любившая
крепкое словцо. *Но вот Грузия! Да ведь благодаря Голодомору она жила
если и не припеваючи, то вполне сытно. *А дирижировал Голодомором (как
на Украине, так и по всему Советскому Союзу) славный сын грузинского
народа Иосиф Виссарионович Сталин. Так, может привлечь к ответу за
сталинские злодеяния Михаила Саакашвили? Он тоже делает всё, чтобы
возбуждать в Грузии неприязнь к России. Именно на этой почве и спелись
<<два сокола ясных>>.

Признание Голодомора геноцидом умные люди на Украине *считают не
политической, а юридической формулировкой, которая предусматривает
конкретного исполнителя, то есть российскую сторону.* В Европе понимают,
что поддержка такой резолюции может стать миной замедленного действия в
дальнейших взаимоотношениях с Россией, поэтому и относятся к документу с
опаской.

*НЕТ** ХУДА БЕЗ ДОБРА*

То, что творит Ющенко по поводу <<геноцида>> украинского народа, якобы
осуществлённого русским народом -- омерзительно. Это чистой воды
политическое паскудство. Да и просто по-человечески противно.

Но нет худа без добра. Создание при президенте Украины координационного
совета с целью обеспечения надлежащей организации и проведения
мероприятий в связи с 75-й годовщиной голодомора -- прекрасная идея.
Плохо только, что её не поддержали в России и не присоединились.
Прекрасна также идея/ объявить// 2008 год годом памяти жертв Голодомора
1932-1933 годов/ -- *но не только на Украине, но и в России тоже.* А ещё
лучше объединить два самых страшных преступления Советской власти против
своего народа: Голодомор и репрессии 30-х годов, -- и посвятить жертвам
этих преступлений единый День скорби.

И чтобы в этот день поминальные свечи горели не только в Киеве, но в
каждом украинском, русском, татарском, грузинском и т.д. селе и городе.

Переписывать историю нельзя. Но нельзя и не знать её или, что ещё хуже --
забывать или делать вид, что забыли, иначе всякие политические
провокаторы будут раз за разом дурить нам головы. Как это сделали в своё
время тов.Сталин и его соколята.

* * *

Когда я готовил эту статью, то вспомнил стихотворение, которое мы
разучивали то ли во 2-м, то ли в 3-м классе. А в России и на Украине её
ещё и пели. *Сочинил стихи какой-то украинский Придворов в 1935 году.
*На следующий год их перевёл на русский Михаил Исаковский. А ещё через
год на торжественном заседании в честь 20-летия Великой охлократической
революции и в честь Великого палача земли русской русский хор имени
Пятницкого исполнил песню, якобы <<ставшей народной>>.

Песня эта называется <<Два сокола>>.

На дубу зеленом,
Да над тем простором
Два сокола ясных
Вели разговоры.

А соколов этих
Люди все узнали:
Первый сокол -- Ленин,
Второй сокол -- Сталин.
А кругом летали
Соколята стаей...

Ой как первый сокол
Со вторым прощался,
Он с предсмертным словом
К другу обращался.

Сокол ты мой сизый,
Час пришел расстаться,
Все труды, заботы
На тебя ложатся.

А другой ответил:
Позабудь тревоги,
Мы тебе клянемся --
Не свернем с дороги!

И сдержал он клятву,
Клятву боевую.
Сделал он счастливой
Всю страну родную!

В те же годы родилась частушка на эту же тему. Воистину народная:

Когда Ленин умирал,
Сталину приказывал,
Чтобы хлеба не давал,
Сала не показывал.
http://www.apn.ru/publications/article19645.htm

   Igor 2008-04-03 18:39:41 (#736752)

Golden fish

http://www.superstyle.ru/03apr2008/zolotay_riba

фото автора
/*Фаршированная рыба с хреном - это блюдо, ради которого стоит принять
иудейство.*/
Исаак Бабель

Ах, как я любила в детстве гостить у бабушки! Бабушка жила в Колобовском
переулке, в самом центре Москвы, и из окна ее кухни были видны звезды
Кремля. Это был совсем другой мир... Я уезжала от родителей, которые были
абсолютно счастливы в своей отдельной хрущобе с пятиметровой кухней, и
попадала, как мне казалось, в сказочный дом - с высокими потолками,
начищенным до блеска паркетом, хрустальной люстрой и сервантом, за
стеклами которого сверкали бокалы и старинные статуэтки.

Если я вела себя хорошо, а я никогда не вела себя плохо, бабушка
разрешала мне эти статуэтки доставать, расставлять на столе, который
стоял в центре комнаты, и я погружалась в мир фантазий... Фарфоровая
красная рыба с золотым хвостом </22oct2007/gold_fish> завораживала меня
больше всего, и я не могла оторвать от нее глаз. Тогда бабушка хитро
улыбалась и произносила будто невзначай: "По-моему, пора приготовить
гефилте фиш". Я подскакивала на диване от счастья. Потому что гефилте
фиш - это не просто фаршированная по-еврейски рыба </05feb2008/farsh>,
это магическое действо.

*Акт первый. Рынок*

Собравшись и вдохновившись на подвиг, а иначе как подвигом приготовление
гефилте фиш не назовешь, с раннего утра мы с бабушкой выдвигались на
Центральный рынок, что был рядом, на Цветном бульваре. Там мы долго и
тщательно выбирали рыбу.

Мне лично очень нравился сом. Он был гладкий, блестящий и плавал в
огромном аквариуме торжественно, медленно шевеля длинными усами. Но
бабушка о соме даже слушать не желала. "Каждый еврей знает, - кипятилась
она, - что Тора запрещает есть рыбу без чешуи и плавников, заруби себе
на носу!" Объяснять, почему какая-то неизвестная мне тогда Тора это
запрещает, бабушка, как я к ней ни приставала с вопросами, не желала, а
может, и сама не знала ответа.

Так называемые "дары моря" - кальмары, устрицы и т.п. - Тора запрещает
употреблять в пищу, так как они - нечистые живые существа. Тора говорит
о всех водяных жителях, у которых нет чешуи и плавников, как о водяной
нечисти: "Отвратительны они вам... плоти их не ешьте" (Ваикра. гл. 11).

Так, постоянно споря со мной, бабушка приближалась к карпам. Рыба должна
была быть толстой </03dec2007/herring> и, желательно, круглой. Мы
выбирали двух самых крупных. Потом покупали замороженную щуку, или
судака, или и то и другое. Иногда бабушка, не в силах остановиться,
докупала сазана или окуня. Со всем этим рыбным великолепием мы тащились
в овощные ряды, потому что нам нужно было купить хрен. И если я начинала
ныть, что устала, бабушка напоминала мне, что в фаршированной рыбе не
так важна сама рыба, как хрен с ней. Сама рыба должна быть довольно
пресной, а хрен должен вышибать слезу. Тогда, окрасив рыбу, говорила
она, он придаст ей совершенно неповторимый вкус.

*Акт второй. Готовка*

/*Ингридиенты*/

- Свежий карп - 1,5-2 кг
- Филе двух-трех видов рыбы - сазана, окуня, судака, щуки - 250-300 г
- лук репчатый - 3-4 шт.
- свекла - 1-2 шт.
- морковь - 3-4 шт.
- яйца - 3-4 шт.
- хлеб белый (мякоть) - 200-300 г, вымоченный в воде и отжатый, или 3
ст. л. муки из мацы
- перец черный - 1/2 ч. л.,
- соль 3-4 ч.л., 5-6 шт. перец горошком, лавровый лист, сахар 1-3 ч. л.
- хрен столовый со свеклой

С трудом притащив тяжелые сумки на наш последний этаж, мы наконец падали
на диван, чтобы отдышаться. Потом бабушка на скорую руку кормила меня
завтраком и, сунув мне в руки книжку, удалялась на кухню.


В те времена фаршированная рыба была очень популярна. Ее подавали даже в
дорогих ресторанах </19oct2007/meal_ecstasy>, таких, как "Метрополь" и
"Националь", только, конечно, под другим названием - "Карп в рубиновом
желе". Практически каждая еврейская семья в Москве гордилось собственным
рецептом гефилте фиш. Для одних -- это были пряные рыбные шарики в
свекольном желе, для других -- рыбный фарш в форме рыбы; где-то клали в
фарш сырой лук, где-то -- тертую морковь. И каждый еврей был уверен, что
знает, как отличить настоящую гефилте фиш от ненастоящей. "Неправильной"
рыбе бабушка сразу выносила приговор: "Таки это не рыба, это рыбные
котлеты за десять копеек", - заявляла она с явной обидой за еврейскую кухню.

Правильная же, в ее представлении, рыба была результатом просто-таки
титанического труда. И действительно, через пару часов с кухни начинали
доноситься бабушкины вздохи и стоны. "Ох, не получится, - искренне
страдала она, - свекла не сладкая, лук горький, рыба развалится..." Но
меня это душераздирающее действо не пугало: я знала, что без подобного
эмоционального сопровождения у бабушки не получалось ни одно блюдо. А
чего она только ни готовила! Это были румяные картофельные котлеты,
фаршированные мясом и жареным луком, нежнейший форшмак из селедки,
оранжевая рыба в томатном соусе, кисло-сладкое мясо и, конечно, пироги.
Сдобные булки, штрудель, ореховый торт. Мне тогда казалось, что готовить
так, как она, не может никто, а главное - никто никогда и не сможет...

Теряя терпение, я выскакивала на кухню, а бабушка еще только второй раз
прокручивала рыбный фарш через мясорубку. "Чтоб костей не осталось, -
ворчала она при этом, - и гости б не давились и не ковырялись в еде, как
богатая невеста в женихах, чтоб вы все мне были здоровы".

Наконец, рыба была нафарширована и бабушка начинала выкладывать ее в
кастрюлю, дно которой уже было заботливо закрыто промытой луковой
шелухой (для золотистого цвета) и свеклой (для цвета
красновато-розового). Все вместе в итоге давало цвет золотой рыбки -
золотисто-красноватый. "Смотри-ка, - привлекала мое внимание бабушка, -
надо выкладывать аккуратненько, по одному кусочку, чтоб они ложились
плотно, как деньги в кошелек, не разваливались!" Слои рыбы она
перемежала с луком </06feb2008/about_onion> и морковью.

Полную кастрюлю бабушка несла осторожно, как сокровище, на плиту и
оставляла варить часа на два, два с половиной. Да, да, а как вы думали?
Не все так быстро делается.

В еврейской кухне не используется никаких искусственных добавок. То есть
категорически отвергается желатин. Поэтому для получения желе без
использования желатина рыбу варят около двух с половиной часов.

Но и в эти часы бабушка не отдыхала. Она готовила хрен. Вы плачете,
когда режете лук? Просто вы не терли хрен на терке. Через мясорубку его
пропускать - бабушка считала абсолютным варварством, уверяя, что при
этом он не будет таким сочным, острым и нежным. Поэтому, буквально
обливаясь слезами, чихая, кашляя и причитая, она его терла... А пока что
отваривала свеклу. Затем, заплаканная, натирала свеклу на мелкой терке,
все перемешивала, добавляя воду, уксус, соль и сахар </06nov2007/sahar>
по вкусу. Готовый хрен укладывала в хрустальную красную чашку с крышкой
и ставила в холодильник.

Ближе к ночи рыба была готова, а бабушка, совершенно обессиленная,
падала в коридоре на табуретку, прислонялась к стене, на которой висел
черный телефонный аппарат, и начинала обзванивать родню.
/*Способ приготовления*/

- У очищенной рыбы - карпа или щуки - отрезать голову, не распарывая
брюшка, вынуть внутренности. Промыть, разрезать на порции.
- Из каждого кусочка вырезать филе между костью хребта и кожей, оставив
мяса около шкуры толщиной 0,3-0,5 сантиметра.
- Мякоть рыбы плюс филе, например, щуки, сазана, окуня или судака,
луковицу и хлеб пропустить через мясорубку, добавить в фарш яйца (белок
желательно взбить отдельно в тугую пену - щепотка соли, добавленная в
белок, позволяет взбить его в два раза быстрее - и постепенно вмесить в
фарш), соль, сахар, перец, все тщательно перемешать. При необходимости
добавить в фарш /1/2 стакана холодной воды/. Взбить до образования
воздушной легкой смеси и охлаждать в холодильнике 1 час.
- Полученным фаршем наполнить голову рыбы и нарезанные куски - в местах,
где удалена спинка, и животик между ребрами.
- На дно большой кастрюли положить промытую луковую шелуху, кольца лука,
кружки моркови и свеклы.
- Добавить немного уксуса, чтобы не изменился цвет свеклы, лавровый
лист, соль, сахар, перец и уложить сверху куски подготовленной рыбы.
- Если рыба не укладывается в один слой, переложить слои нарезанным
луком и морковью.
- Залить холодной водой, чтобы она покрывала рыбу.
- Варить на слабом огне, не закрывая крышкой, 2 часа.
- Верхние куски иногда поливать холодной водой, последний раз - за
полчаса до снятия с огня.
- Остудить в кастрюле, аккуратно выложить куски готовой рыбы на тарелки
или блюдо.
- Залить процеженным бульоном.
- В оставшемся бульоне отварить картофель для гарнира. Остудить и прямо
в бульоне поставить в холодильник. Получится холодный гарнир - картофель
в розовом желе.
- Блюдо можно декорировать отваренными вместе с рыбой кружочками
моркови, маслинами, оливками, свежей зеленью укропа и петрушки, лимоном.
- Выдержать на холоде в течение шести часов.
- Подавать к столу одновременно рыбу, картофель и хрен.

*Акт третий. Гости*

На следующий день мы ждали гостей. Стол бабушка накрывала кипельно-белой
накрахмаленной скатертью </11dec2007/naryd_dly> и тщательно раскладывала
серебряные приборы. Откуда-то из глубин серванта извлекалась бутылка
домашней вишневой наливки, которая перекликалась по цвету с хреном и
картофелем в розовом желе.

Уже на пороге у пришедших на обед родственников начинала обильно
выделяться слюна, и общее возбуждение передавалось мне, украшенной
большим капроновым бантом.

А потом за столом снова раздавались стоны. Гости поглощали рыбу,
постанывая от удовольствия. Только бабушка уже не стонала. Она
восседала, как королева-мать, во главе стола и, улыбаясь, повторяла:
"Ой, чтоб мне за вас было".

Иллюстрации с сайтов: Flickr: joshbousel
<http://flickr.com/photos/joshbousel>, Flickr: reutC
<http://flickr.com/photos/reutc>, Cool Folders <http://www.coolfold.com>.

Любовь Рожкова </authors/23> * 03.04.2008

Фотографии самого автора и рыбы смотрите на сайте.
Игорь

   Igor 2008-04-03 13:00:25 (#736685)

История одной молодежной группы, оппозиционной сталинскому режиму

Расстрелянным смягчили наказание

История одной молодежной группы, оппозиционной сталинскому режиму

http://www.novayagazeta.ru/data/2008/23/37.html

аналогичная группа и дело было и в Жмеринке.
Фотографии, как всегда смотри на веб странице.
Игорь

час временем глухим, в которое, вопреки ожиданиям советских людей на
улучшение жизни после окончания Великой Отечественной войны, власть
начала закручивать гайки. Казалось бы, по отношению к сталинскому
времени нельзя говорить о каких-то людях, сопротивлявшихся режиму,
однако они были -- прежде всего молодежь, которая пыталась воплотить в
жизнь те идеалы, которым их учила советская школа. Сейчас известно уже
несколько десятков молодежных групп, оппозиционных сталинскому режиму.
Об одной из таких групп рассказывает узница сталинских лагерей, член
общества <<Мемориал>> Сусанна Печуро в интервью исследователю молодежного
оппозиционного движения, сотруднику НИПЦ <<Мемориал>> Алексею Макарову.

/А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки./
В. Высоцкий

-- *Расскажите, как все начиналось?*

-- Наша группа возникла на основе литературного кружка при городском Доме
пионеров. Через некоторое время старших участников кружка перестали
устраивать занятия, идеологический контроль руководительницы; мы хотели
больше знать, больше заниматься теорией литературы. Всего этого Дом
пионеров дать не мог, и зимой 1950 года мы ушли, создав на квартире у
одного из старших ребят, Бориса Слуцкого (тезки и однофамильца
известного поэта), самостоятельный кружок. Мы стали читать стихи поэтов
Серебряного века, с которыми нас познакомил Борис Слуцкий.

Боря был среди нас самым образованным, и его влияние на нас было очень
велико. Читая этих поэтов, мы начали задаваться вопросами, почему их не
изучают в школе, например Блока, не дают в библиотеках; размышляли об их
судьбах, например, о расстреле Гумилева. Довольно быстро мы перешли от
поэзии к политической теории и начали серьезно читать и обсуждать Ленина
и Маркса.

Группа создавалась на основе общей идеологии, но мы все были
подростками, и нас связывали дружба, взаимное доверие и готовность
сделать все друг длядруга.

-- *Когда возникла подпольная группа?*

-- В августе 1950 года ребята (Борис Слуцкий, Евгений Гуревич, Владилен
Фурман и его друг Владимир Мельников) предложили мне объединиться в
подпольную группу для борьбы за идеалы революции. Я согласилась. Себя мы
назвали Организационным комитетом, а группу -- <<Союз борьбы за дело
революции>> (СДР). По всем канонам подпольной организации мальчики
написали программу. Мы понимали, что мы невежественны и для того, чтобы
понять, что и почему происходит, надо заниматься самообразованием. В
общем-то, вся наша деятельность заключалась именно в этом.

Мы практически ничего не успели -- мы начали разговаривать на
политические темы с нашими друзьями-сверстниками и, если они с нами
соглашались, предлагали им вступить в нашу подпольную группу. Прочитав
воспоминания Веры Фигнер, мы сделали гектограф, использовав для этого
игрушечные утюжок и кастрюльки. С его помощью мы напечатали несколько
коротких статей на различные темы и несколько экземпляров программы.

--* Пытались ли вы найти каких-то единомышленников, слышали ли вы о
других группах?*

-- Мы понимали, что мы не одни, и пытались наладить какие-нибудь
контакты. В частности, Борис Слуцкий ездил в Ленинград, чтобы найти
единомышленников среди тамошних студентов. Мы слышали об аресте в 1949
году Юрия Айхенвальда в МГПИ им. В.П. Потемкина за какие-то высказывания
и пытались узнать об этом подробнее.

-- *Насколько долго существовала группа?*

-- К сожалению, наша совместная деятельность довольно быстро кончилась:
мы разошлись после спора на одной из встреч. На этой встрече обсуждалась
допустимость применения в исключительных случаях индивидуального
террора. Наша группа -- Слуцкий, Фурман и я -- выступила категорически
против террора, ссылаясь на Ленина. Тогда Гуревич и Мельников сказали,
что уходят от нас и создадут собственную группу. Необходимо заметить,
что ни о каких реальных террористических планах у Гуревича и Мельникова
речи не шло.

Мы знали, что обречены, что нас арестуют, а Боря и Владик знали, что
будут расстреляны. Каждая наша встреча была как праздник, а каждое
расставание -- навсегда.

-- *А кто вас сдал?*

-- Нельзя сказать, что нас сдал кто-то конкретно, было много разных
<<сигналов>>: сразу после ухода из кружка при Доме пионеров мы оказались
под наблюдением МГБ. Я помню, как выходила из дома в школу, а у подъезда
стояли два человека -- безликие, в одинаковых пальто и шляпах. Я говорила
им: <<Пошли, ребята>>, -- и мы шли в школу, а после конца занятий говорила:
<<Ну, пошли теперь обратно>>.

-- *Когда вас взяли?*

-- 18 января 1951 года начались аресты. Всего было арестовано 16 человек.
Некоторые из нас не имели никакого прямого отношения к группе, а были
знакомыми кого-то из участников группы (брали преимущественно тех, у
кого были репрессированы родственники -- они могли быть озлоблены на
советскую власть, -- и евреев). Последних брали в марте, видимо, для
придания группе масштабности. Некоторых своих <<однодельцев>> я впервые
увидела на суде.

-- *Как проходило следствие?*

-- Первые несколько месяцев нам не предъявляли обвинений в измене Родине
(58-1) и терроре (58-8), речь шла об антисоветской агитации (58-10) и
создании антисоветской группы (58-11). Следствие шло на высоком уровне,
нами заинтересовался сам министр госбезопасности Абакумов!

Я помню свою встречу с Абакумовым. Он спросил: <<Вы там чего, дружили?
Господи, что за детский сад!>>. Затем, обращаясь к следователю: <<Вот
какой детский сад привели! -- И ко мне: -- Выпороть бы вас дома. Уведите!>>.

Этим мальчикам и девочкам (старшему -- 20, младшему -- 16 в момент ареста)
не повезло. Факт существования <<молодежной еврейской террористической
организации>>, да еще в центре Москвы, да еще в разгар антисемитской
кампании был использован для подковерных интриг.

2 июля 1951 года подполковник МГБ Рюмин пишет донос на своего
начальника, министра государственной безопасности Абакумова. Среди
прочего Рюмин обвинял Абакумова в том, что он -- по терминологии тех лет
-- <<смазывает>> дело СДР, считая, что группа не представляет реальной
угрозы, а является просто <<детским садом>>. Рюмин же в своем заявлении
утверждал, что группа носит террористический характер: планировалось
покушение на одного из <<руководителей партии и правительства>> (в разное
время следствие <<назначает>> <<террористам>> в качестве будущих жертв
Сталина, Маленкова -- как главного антисемита -- и даже Берию).

В обвинительном заключении, которое было послано Сталину, группа
предстает мощной подпольной организацией -- лишь своевременная ликвидация
этой группы спасла страну от гибели. Я нисколько не преувеличиваю:
согласно материалам МГБ, группа пыталась создать филиалы в Рязани,
Ленинграде, Львове, в армии, намеревалась установить связи с ОУН и
<<представителями враждебных Советскому Союзу государств>> -- Югославией и
США. Кроме того, от следователей арестованные узнают о своих планах
взорвать депо Московского метрополитена и совершить теракты путем взрыва
правительственного поезда или стрельбы по трибуне во время парада на
Красной площади.

Рюмину нужны были доказательства своих слов, и они начали появляться:
револьвер (который был неисправен, но в обвинительном заключении об этом
предусмотрительно не говорится), гектограф (заметим, что чернила
сотрудники МГБ не нашли) и протоколы допросов арестованных (по
материалам дела видно, как с июля резко увеличивается количество
допросов). По воспоминаниям членов СДР, с июля следствие стало намного
жестче и интенсивнее, применялись пытки.

Следствие длилось еще полгода, обвинительное заключение было подписано 4
января 1952 года. Ребят судила Военная коллегия Верховного суда СССР в
помещении Лефортовской тюрьмы. 13 февраля был оглашен приговор: Борис
Слуцкий, Владилен Фурман и Евгений Гуревич были приговорены к смертной
казни и расстреляны 26 марта 1952-го. 10 человек были приговорены к 25
годам лагерей, а трое, которые не имели никакого отношения к группе, -- к
10 годам.

-- *Расскажите о своей судьбе после приговора.*

-- За 5 лет, проведенных в заключении, я была в нескольких лагерях (в том
числе в Минлаге (Инта и Абезь) и Дубравлаге (Мордовия) и во многих
тюрьмах и пересылках, включая знаменитую Владимирскую тюрьму.

В апреле 1956 года дело было пересмотрено: расстрелянным мальчикам
высшую меру наказания заменили на 10 лет (!), нам снизили срок до 5 лет,
а те, кто получил 10 лет, были реабилитированы. Обвинения в измене
Родине и терроре были сняты, и 25 апреля 1956-го мы вышли на свободу.
После освобождения я поступила в Историко-архивный институт. Потом
работа, дети, чтение самиздата и общение с диссидентами. В конце 1980-х
годов я приняла активное участие в создании <<Мемориала>>.

Реабилитировали нас в июле 1989-го но надо сказать, что я считаю эту
реабилитацию унизительной, так как тем самым государство признает нас
невиновными перед ним. Получается, что мы ничего не делали и сидели ни
за что; между тем именно осознание того, что мы сидим за дело, давало
силы выжить. Власть должна не прощать нас, а просить у нас прощения!

*Алексей Макаров*

*См. также*

* Палач с синим карандашом </data/2008/23/28.html>
* <<Дело прекращено за смертью Сталина>> </data/2008/23/29.html>
* Палачи </data/2008/23/30.html>
* Пуля в сердце Москвы </data/2008/23/31.html>
* Владимир Пятницкий. Хроника последнего пути </data/2008/23/32.html>
* Открытое письмо президенту ОАО <<Банк Москвы>> Бородину А.Ф.
</data/2008/23/33.html>
* Письма в пуговицах, или Право переписки </data/2008/23/34.html>
* Самодеятельная память </data/2008/23/35.html>
* Вспомним построчно </data/2008/23/36.html>
* Дело молодое и -- частное </data/2008/23/38.html>

*03.04.2008*

Дело молодое, но ведь это были революционеры, которые хотели заменить
одну революцию на другую.
То есть, если представить себе, что они пришли к власти, то они бы в те
же лагеря послали бы своих противников и все пошло бы по кругу...
Игорь

   Igor 2008-04-03 12:41:24 (#736682)