Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Fw: JTA Russian Weekly Digest, Dec.08, 2006

Я пересылаю сокращенную версию. И не всегда! Подписывайтесь!
Игорь
Original Message From: "Lev Krichevsky" <jtamosc***@l*****.ru>
To: <hes***@m*****.ua>; <hill***@s*****.ru>; <ijc@i*****.ru>;
<inst-cww@i*****.su>; <jewi***@v*****.com>; <jkoloso***@m*****.ru>;
<evr***@m*****.ru>; <yank***@s*****.ru>; <meg@s*****.ru>; <lady***@m*****.ru>;
<jccor***@m*****.ru>; <loratok***@m*****.ru>; <lioness***@r*****.ru>;
<menah***@s*****.net>
Sent: Sunday, December 10, 2006 1:03 AM

04.12.06

Аудитор критикует израильскую армию

Израильский правительственный аудит подверг критике командование армии за
недостаточную подготовку.

Государственный контролер Миха Линденштраусс опубликовал 4 декабря свой давно
ожидаемый доклад о состоянии Армии обороны Израиля. Хотя основан этот доклад
на
данных, полученных еще до начала летней войны в Ливане.

Линдештраусс утверждает, что командование страдает от недостатка подготовки:
две
трети бригадных генералов и генерал-майоров не закончили требуемых курсов в
Национальном командном колледже. Он также отметил неудовлетворительное состояние
армейских складов и нежелание расследовать жалобы женщин-призывников на
сексуальные домогательства.

Армия обороны Израиля заявила, что изучает доклад контролера.

04.12.06

Нападение на еврейских школьников в Бельгии

Молодые мусульмане напали на группу хасидских подростков на северо-востоке
Бельгии.

Группа из 60 школьников в возрасте от 13 до 15 лет приехала в город Беринген
30
ноября. Когда они прибыли в общежитие, расположенное в густонаселенном
мусульманами районе, 10 местных мусульман подошли к зданию, начали забрасывать
его камнями и выкрикивать антисемитские ругательства.

Руководители еврейской группы вызвали полицию. Приезд полиции нападавших не
испугал, и они продолжали кидать камни в здание.

Тем же вечером еврейская группа вернулась в Антверпен, до междугороднего шоссе
их сопровождал наряд полиции.

Нападавшие явились на слушания окружного суда и были приговорены к общественным
работам.

Клод Мариновер, еврей, член бельгийского федерального парламента, заявил, что
<поставит вопрос об инциденте перед министром юстиции и министром внутренних

<Форум>, антверпенская организация, отстаивающая еврейские интересы, призвал

решительным мерам по обеспечению безопасности всей молодежи по всей территории
Бельгии. Неспособность сделать это поставит под угрозу нашу демократию>.

04.12.06

Голландский банк против поселений

Голландский банк выводит свои активы из французской фирмы, участвующей в
строительстве легкого наземного метро в Иерусалиме.

Голландский банк ASN заявил, что новая транспортная система поддерживает
поселения, поскольку проходит, в том числе, и по <оккупированной> части
восточного Иерусалима и соединяет иерусалимские районы Писгат-Зеев и Неве-Яаков,
которые, по мнению банка, являются <незаконными поселениями>, с центром города.

05.12.06

Нетаньяху: способен ли Израиль выигрывать войны?

Биньямин Нетаньяху высказал сомнение в способности Израиля побеждать в будущих
войнах.

Лидер израильской оппозиции сделал это заявление 5 декабря, отвечая на вопрос
о
множащихся сообщениях, касающихся некомпетентности правительства и армии во
время недавней войны с Хезболлой.

<Я пришел к этому заключению на основании того, как велась война в Ливане, а
также того, что происходило потом, -- сказал Нетаньяху израильскому радио. -
Правительство демонстрирует политику слабости, сдержанности и уступок по
отношению к терроризму>. Он имел в виду недавнее перемирие в секторе Газа,
объявленное премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом и председателем
палестинской автономии Махмудом Аббасом.

Нетаньяху, который говорит, что Газа движется по пути превращения <во второй

территории и сбросить администрацию, возглавляемую ХАМАСом.

Как хорошо Нетаньяху говорит, когда в оппозициии! Его речи мне всегда нравились,
до того, какон стал премьером. Игорь

05.12.06

Израильские арабы более образованы

Все больше израильских арабов поступают в высшие учебные заведения, -- показало
исследование.

Газета <Гаарец> сообщила, что, согласно докладу Совета высшего образования, доля
израильских арабов, имеющих высшее образование, выросла с 11% в 1991 году до
19%
в 2002-м. Тем не менее, этот показатель пока еще не достиг образовательного
уровня их еврейских сверстников, 40% которых учатся в колледжах или
университетах.

05.12.06

Треть украинцев не хочет евреев

Каждый третий украинец не хочет, чтобы евреи были гражданами их страны, --
показал опрос, проведенный Киевским международным институтом социологии.

Нынешний опрос показал, что 36% респондентов не хотят видеть евреев гражданами
Украины, в 1994 году того же мнения придерживались 26% опрошенных.

Исследователи также отметили, что антисемитские настроения особенно широко
распространены среди молодежи.

Опрос был проведен 13-24 октября среди 2.000 респондентов во всех 24 областях
Украины и в Автономной республике Крым. Среднестатистическая погрешность выборки
составляет до 3,4%.

06.12.06

Смешанные семьи продолжают страдать от <декабрьской дилеммы>

Смешанные американские пары, которые воспитывают своих детей евреями,
по-прежнему разрываются между двумя декабрьскими праздниками, -- показал опрос.

В ходе третьего ежегодного исследования проводивший его сайт
InterfaithFamily.com опросил 342 смешанные супружеские пары, выбравшие еврейский
путь для своих детей. 99% планируют отмечать Хануку и 89% -- Рождество; 44%
планируют установить дома рождественскую елку; 93% планируют раздавать подарки
на Хануку; 71% намерены раздавать подарки на Рождество за пределами своего дома,
а 44% - дарить подарки на Рождество дома.

Многие из этих пар решают межрелигиозные вопросы так: они отмечают Хануку как
религиозный праздник, а Рождество - как светский: 23% говорят, что отмечают
Хануку как светский праздник, а 79% - что так они празднуют Рождество. 56%
родителей сказали, что надеются получить удовольствие от празднования Рождества,
76% выразили уверенность, что их дети получат удовольствие от этого праздника.
Таких родителей меньше, чем тех, кто сказал, что порадуется Хануке - их
оказалось 87%, и 93% родителей ответили, что Хануке порадуются и их дети тоже.

07.12.06

GM хотела бы переписать свою историю

Компания <Дженерал Моторс> (GM) заявила, что из-за деятельности главы GM
военного времени Альфреда Слоуна она хотела бы <нажать кнопку обратной
перемотки> и переписать историю компании.

Это заявление было сделано после выхода в JTA материалов под общим заголовком
<Автопроизводитель Гитлера> -- по результатам расследования деятельности
компании под руководством Слоуна, которая способствовала подготовке Третьего
рейха к завоеванию Европы через свое дочернее предприятие Опель, а также
устроила заговор по уничтожению электротранспортных линий во многих городах США
и вела подрывную деятельность против администрации Рузвельта.

<Нам бы хотелось нажать кнопку обратной перемотки и изменить некоторые вещи,
которые г-н Слоун думал и говорил>, -- сказал корреспонденту JTA пресс-секретарь
компании Том Уилкинсон.

При подготовке серии материалов о деятельность GM компания отказалась
предоставить JTA свои комментарии.

07.12.06

Еврейская школа - самая лучшая в Великобритании

Общеобразовательная еврейская школа заняла первое место в рейтинге британского
правительства.

В докладе, обнародованном 7 декабря, Еврейская школа Северного Чешира названа
лучшей начальной школой в Великобритании. Из 209 начальных школ Великобритании,
ученики которых в 11-летнем возрасте достигли установленных стандартов по
английскому, математике и естественным наукам, почти две трети составили
религиозные школы, включая еврейские, католические и англиканские.

В общей сложности министерство проверило 16.000 начальных школ.

07.12.06

Возросло число нападений на берлинские школы

Еврейские школьники все больше страдают от антисемитских нападений на берлинские
государственные школы, -- говорят наблюдатели.

В большинстве инцидентов участвуют либо неонацисты, либо мусульманские
подростки, -- сообщила 7 декабря Интернет-версия журнала <Шпигель>.

Слово <еврей> все чаще используется как оскорбление, -- говорится в сообщении.

Барбара Виттинг, директор еврейской общеобразовательной школы в Берлине,
сказала, что детей переводят в еврейскую школу, чтобы уберечь их от
дискриминации государственных школ. Одна из учащихся, которая недавно перевелась
из школы, расположенной в берлинском районе с высокой долей мусульманского
населения, рассказала, что ее ежедневные походы в школу превратились в настоящую
пытку - ее повсюду преследовали арабские парни, они плевали в нее и осыпали
ругательствами. До перевода ее охраняла полиция по дороге в школу.

Эта проблема усугубляется как среди людей с правыми взглядами, так и в исламских
кругах. Исследование школьного насилия, которое провел берлинский сенат в
2004-2005 годах, зафиксировало 62 инцидента, совершенных ультраправыми
экстремистами, что на 39 инцидентов больше, чем в предшествовавшем году.

07.12.06

Белый дом чествует Щаранского

Натан Щаранский будет награжден Медалью свободы Президента США.

Бывший советский отказник, недавно ушедший из израильской политики, Щаранский
получит медаль Белого дома 16 декабря.

Сейчас Щаранский работает в Центре <Шалем> в Иерусалиме и возглавляет новый
институт стратегических исследований.

В 2004 году президент Буш высоко оценил книгу Щаранского <В защиту демократии>,
велел своим сотрудникам ее прочитать и взял ее за основу для построения своих
планов демократизации Ближнего Востока.

АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ ГИТЛЕРА

Как <Дженерал Моторс> заработала на войне Третьего рейха (II)

Эдвин Блэк

Заключительная часть нового журналистского расследования JTA о роли ведущей
автомобилестроительной корпорации Америки в техническом оснащении и
перевооружении нацистской Германии.

ВАШИНГТОН (JTA) - К весне 1933 года мир начинал постепенно узнавать о
беззакониях и жестокости нацистского режима, а также о твердом намерении рейха
сокрушить свою еврейскую общину и навести ужас на соседей.

27 марта 1933 года миллионы протестующих собрались в Нью-Йорке у зала <Мэдисон
Сквер Гарден>, а миллионы других в разных странах в то же самое время вышли на
демонстрации против жестокостей нацистов.

К маю 1933 года книги, запрещенные нацистами, публично сжигались по всей
Германии. Корпоративная библиотека в принадлежащей <Дженерал Моторс> компании
<Опель> была также очищена от книг еврейских авторов и другой нежелательной
литературы.

Начиная с конца весны 1933 года концентрационные лагеря, такие, как Дахау, стали
предметом публикаций, в которых сообщалось о страшных зверствах, практикуемых
в
лагерях.

К июню 1933 года евреи по всей Германии были исключены из профессиональной,
экономической и культурной жизни страны. Им, париям государства, было запрещено
оставаться членами Автомобильной ассоциации - народной организации для рядовых
германских автолюбителей. Гитлеровская антисемитская демагогия и ежедневные
полуофициальные яростные нападки на евреев обсуждались в американской прессе
практически ежедневно.

Президент <Дженерал Моторс> Альфред Слоун знал о том, что происходит в Германии.
Слоун и руководство <Дженерал Моторс> знали также, что гитлеровский режим
намерен начать войну. Газетные заголовки, радиопередачи и хроникальные фильмы
делали этот факт очевидным. Америка боялась оказаться вновь втянутой в войну.

Тем не менее <Дженерал Моторс> и Германия начали стратегическое деловое
сотрудничество.

Подготовка к Блицкригу

Компания <Опель> стала важнейшим элементом германского перевооружения и
модернизации, необходимой Гитлеру для порабощения Европы. Для достижения этой
цели Германия нуждалась в моторизации, чтобы осуществить <блиц> --
нападение-вспышку, нападение со скоростью света. Позже Германия объявит
блицкриг - стремительную войну. А Опель сконструирует трехтонные грузовики под
названием <блиц> для германской армии, которые стали главным оплотом блицкрига.

Очень быстро Слоун и Джеймс Муни, директор <Дженерал Моторс> по зарубежным
сделкам, поняли, что военная машина рейха была на самом деле лучшим клиентом
корпорации в Германии. Доходы от продаж армии были значительно выше: грузовик
приносил компании на 40% больше, чем легковушка. Так что <Дженерал Моторс>
предпочел снабжать армию, которая никогда не скрывала, что готовится к войне
против Европы.

В 1935 году <Дженерал Моторс> согласилась разместить новый завод в Бранденбурге,
где он будет географически менее уязвим в случае бомбардировок сил союзников.
В
1937 году почти 17% грузовиков <блиц> <Опель> продавал напрямую нацистский
армии.

Этот показатель был увеличен до 29% в 1938 году - и составил 6.000 <блицев>
только за этот год. Вермахт вскоре стала клиентом номер один для <Опеля>.
Другими важными клиентами были области промышленности, связанные с военной
машиной Гитлера.

Увеличение на своих предприятиях числа рабочих мест с 17.000 в 1934 году до
27.000 в 1938 году также сделало <Дженерал Моторс> одним из ведущих
работодателей Германии. Несомненно, <Опель>, дочернее предприятие <Дженерал
Моторс>, стало интегральной частью гитлеровского рейха.

<Опель> стал не просто успешным производителем, это предприятие восприняло дикую
философию, которой руководствовался весь нацистский военно-промышленный
комплекс. Эта компания участвовала в формировании культа личности фюрера,
овладевшего повседневной этикой корпорации. До того, как в 1929 году <Дженерал
Моторс> купила <Опель> за 33,3 миллиона долларов, - что составляло треть доходов
компании в тот год, - <Опель> был уважаемым германским производителем
автомобилей. Семья Опель включала несколько видных членов нацистской партии,
что
было очень важно для рядовых нацистов, осуждавших все иностранное.

Поэтому в гитлеровские времена Слоун и Муни старательно скрывали, что <Опель>
принадлежит американцам и ими управляется. В результате рядовые штурмовики,
члены нацистской партии и германские автолюбители считали, что легковые и
грузовые <опели> -- продукты чисто арийской фирмы, которая работала на великий
план Гитлера <Deutschland uber alles>.

Маскарад

<Опель> стал одним из первых патронов Национально-социалистического
моторизованного корпуса - полувоенного подручного нацистской партии. Смешно
сказать, но большинство членов этого корпуса не были водителями, но страстно
желали научиться водить, чтобы повысить боеготовность страны. Служащим <Опеля>
рекомендовалось тоже вступать в Моторизованный корпус.

Более того, легковые и грузовые машины <Опеля> давались в бесплатную аренду
местным штурмовикам, расквартированным недалеко от штаб-квартиры компании в
Рассельсхайме. Когда банды в коричневых рубашках отправлялись на акцию
устрашения и на грабеж, они часто брали для этих целей автомобили с рекламой
<Опеля>, - гордящегося своей ролью спонсора штурмовиков.

Периодическое издание компании <Der Opel Geist> (<Дух Опеля>) стало еще одним
пропагандистским инструментом возвеличивания Фюрера, оно редактировалось при
участии нацистского руководства. В издании нередко отмечались заслуги Гитлера
в
успехах <Опеля>, который представлялся <Der Opel Geist> отцом нации и видной
государственной личностью.

Голос Гитлера регулярно разносился по цехам компании. Его яростные речи,
направленные на повышение духа и энтузиазма рабочих, звучали на собраниях, часто
проводившихся на территории промышленного комплекса. На мероприятиях компании,
обычно украшенных огромной свастикой, гауляйтеры (региональные партийные лидеры)
и другие представители партии призывали рабочих хорошо трудиться на благо фюрера
и его рейха. <Опель> делал огромные денежные пожертвования на все программы
нацистской партии. К примеру, компания пожертвовала местным штурмовикам 75.000
рейхсмарок на строительство нового офиса гауляйтера.

Постепенно <Опель> становился не просто производителем автомобилей, а столпом
нацистского сообщества.

Тяжелая работа и выполнение изматывающего плана по увеличению объема
производства было национальной обязанностью.

Сотрудников, недовольных слишком большими нагрузками и чрезмерной интенсивностью
производства, будь они даже и членами нацистской партии, нередко навещало
Гестапо. Служащие СС выполняли функции внутренней охраны предприятия. Порядок
соблюдался неукоснительно.

И, конечно же, это дочернее предприятие <Дженерал Моторс> энергично включилось
в
антиеврейскую кампанию, что являлось обязательным требованием, предъявляемым
ко
всем ведущим предприятиям рейха. На еврейских служащих и поставщиков был наложен
запрет.

Давние дилеры, имевшие еврейскую кровь, были отстранены от дел, включая
крупнейшего дилера франкфуртского региона. Даже давно работавшие в компании
руководители были уволены, если у них обнаруживалось еврейское происхождение.
Сотрудники низшего звена, имевшие еврейских жен или кого-то из родителей-евреев,
оставались в компании, если им удавалось скрыть свое происхождение.

Чтобы скрыть американскую принадлежность и еще убедительнее представить <Опель>
как чисто <арийское> предприятие, Слоун и Муни, начиная с 1934 года, изобрели
такой орган как <директорат>, в который вошли видные германские деятели, включая
нескольких членов нацистской партии. Это, по определению руководства <Дженерал
Моторс>, стало <камуфляжем> местного руководства.

Однако все решения принимались в Америке. <Дженерал Моторс> как единственный
акционер контролировал руководство <Опеля> и все корпоративные решения.

Среди решений, принятых в Америке, начиная с 1935 года, была передача Германии
технологии производства современного бензина с добавкой тетраэтилсвинца, который
обычно называли <этилом> или свинцовым бензином.

Это позволило рейху повысить октановое число и улучшить работу автомобильных
двигателей, сделать ее более бесшумной и ровной. Улучшение работы двигателя в
свою очередь означало увеличение скорости и мобильности боевых сил - как раз
того, что было нужно рейху для стремительного блицкрига.

<Дженерал Моторс> действовала в сотрудничестве со своим близким союзником
нефтяной компанией <Стэндард Ойл>. Каждая из этих компаний владела четвертой
частью производства этилового бензина рейха, а <I.G. Farben>, германский
химический гигант, контролировал оставшуюся половину.

Завод был построен. Американцы снабдили его техническим ноу-хау.

Победы в состязании

За несколько лет партнерства с гитлеровским режимом <Опель> начал опережать всех
своих конкурентов. К 1937 году дочернее предприятие <Дженерал Моторс> втрое
превысило размер <Даймлер-Бенц> и вчетверо - германское предприятие Форда,
<Форд-Верке>. К концу 1930-х годов <Опель> оценивался уже в 86,7 миллиона
долларов, что соответствует 1,1 миллиарда долларов 21-го века.

Между тем <Дженерал Моторс> приняла решающее участие в поразительном росте
германской экономики. Как было известно большинству экономистов того времени
и
чем хвастался Слоун, автомобильное производство создало тысячи рабочих мест на
заводах, сеть поставщиков и продавцов, способствовало развитию моторизации и
сопутствующей ей нефтеперерабатывающей промышленности.

Более того, рост сети шоссе - от местных дорог до автобанов, способствовал
строительному буму, который тоже привел к появлению тысяч дополнительных рабочих
мест и сотен дополнительных поставщиков. Даже нанятый <Дженерал Моторс> историк,
который десятилетия спустя изучал документы гитлеровской эпохи, заключил:
<Автомобильная индустрия была во главе замечательного возрождения германской
экономики. Она способствовала укреплению популярности нацистского режима,
буквально уничтожив за какие-то несколько лет массовую безработицу, поразившую
четвертую часть трудового населения страны. Это стало очень важным вкладом в
восхождение Гитлера.

Однако валютные запреты, введенные в рейхе, препятствовали оттоку прибылей и
даже покупке сырья для строительства грузовиков. Компания <Дженерал Моторс> в
Америке обошла эти запреты посредством продажи за рубежом германских карандашей,
швейных машинок, елочных игрушек и любых других экспортных товаров, которые
помогли бы выручить иностранную валюту. Доходы от этих продаж обменивались затем
на прибыли или на сырьевые материалы - через сложную систему банковских
переводов.

На домашнем фронте

В то время, когда дочернее предприятие <Дженерал Моторс> <Опель> было примерным
корпоративным гражданином нацистской Германии, спешащим выполнять все требования
рейха и не создающим властям никаких проблем, Слоун подстрекал к неповиновению
у
себя дома, что было лишь частью усилий компании по подрыву администрации
Рузвельта.

К примеру, президент <Дженерал Моторс> был главным закулисным создателем
Американской свободной лиги, расистского, антисемитского объединения крупных
предприятий, деятельность которой была направлена на то, чтобы склонить
избирателей Юга проголосовать против Рузвельта на выборах 1936 года.
Американская свободная лига была создана на основе ряда собраний, организованных
в июле 1934 года Слоуном, ДюПоном и другими бизнесменами. Некоторые из этих
встреч даже проходили в офисе <Дженерал Моторс> в Нью-Йорке.

Бизнесмены планировали создать хорошо финансируемую, якобы, общественную
коалицию, которая, как заявил ДюПон, должна включать в Американский легион даже
Ку-клукс-клан.

Слоун входил в национальный совещательный совет Американской свободной лиги и
был одним из бизнесменов, каждый из которых внес на деятельность организации
по
10.000 долларов. Американская свободная лига, собравшая в 1935 году больше
денег, чем Демократическая партия США, финансировала ряд еще более фанатичных,
расистских и антиеврейских организаций.

Война

В 6 утра 1 сентября 1939 года Германия направила свой блицкриг на Польшу, куда
войска прибывали на грузовиках <блиц>, произведенных <Опелем>, дочерней
компанией <Дженерал Моторс>.

Накануне вечером Слоун сказал акционерам, что <Дженерал Моторс> <слишком
велика>, чтобы ей препятствовали <мелкие международные споры>.

Однако вскоре после начала войны в Европе руководители <Дженерал Моторс> в
Германии постарались диёстанцировать американскую компанию от обвинений в ее
причастности к германской военной машине. Совет <Опеля> был перестроен так,
чтобы управленцы из <Дженерал Моторс> сохранили контроль в совете директоров,
но
оставались невидимыми на этапе повседневного руководства. Это было сделано
отчасти посредством привлечения верного <Дженерал Моторс> датчанина Альбина
Мадсена и сохранением в составе совета двух американцев.

В ежегодном отчете компании за 1939 год, опубликованном в апреле 1940 года,
говорится: <Полностью признавая ответственность за то, что производственные
мощности компании <Adam Opel A.G.> должны теперь функционировать в условиях
военного режима, Корпорация вывела из состава руководства американский персонал
и передала административные обязанности германским гражданам>.

Однако <Дженерал Моторс> все еще продолжала свой маскарад.

Летом 1940 года руководящий сотрудник <Дженерал Моторс> составил более правдивый
документ, предназначенный исключительно для внутреннего пользования. Он пояснил,
что <хотя руководство <Adam Opel A.G.> находилось в руках германских граждан>,
на самом деле <Дженерал Моторс> по-прежнему <активно представлен двумя
американскими управленцами в совете директоров>.

Построение американо-германского баланса в сложной системе менеджмента
подвергалось постоянным изменениям в эпоху правления Гитлера. Однако вне
зависимости от числа членов - германских или американских - в разных
руководящих, менеджерских или исполнительских советах и комитетах, <Дженерал
Моторс> в Соединенных Штатах контролировал все <голосующие> акции и мог наложить
вето или разрешить любую из проводимых операций.

Хотя на самом деле, когда война началась, законы и приказы вермахта определяли
особенности военного производства на <Опеле>. Как и любое государство,
находящееся в состоянии войны, включая и сами Соединенные Штаты, только Рейх
определял, какое оружие будет изготавливаться на его милитаризованных заводах.

А значит, компания <Дженерал Моторс> сама решила продолжать работу в Германии,
продолжать подчиняться военным приказам Рейха и отвечать на его призыв создать
еще более смертоносное оружие.

Как и ожидалось, завод <Опеля> в Бранденбурге был мобилизован и превращен в
завод по изготовлению самолетных моторов для бомбардировщиков люфтваффе JU-88.
Позже на заводах <Опеля> также производили наземные мины и торпедные детонаторы.
Заводы и инфраструктура, созданные <Дженерал Моторс> в 1930-е годы, были в
конечном итоге использованы по своему первоначальному назначению - для войны.
Грузовики <Опеля> на суше, бомбы, поднятые авиамоторами <Опеля> - в небе, и
торпеды с детонаторами <Опеля> - в море сеяли ужас в Европе.

А в США Слоун пытался помешать подготовке к войне. Он уговаривал своих
специалистов не помогать Вашингтону на ранних этапах мобилизации.

Вот один из типичных примеров. Слоун попросил уроженца Дании Уилльяма Кнудсона,
который дослужился до должности президента <Дженерал Моторс>, не уходить из
компании, чтобы помочь Вашингтону готовиться к войне. Слоун, ставший в 1937 году
председателем компании, предостерегал друга, что администрация Рузвельта
превратит его <в дрессированную обезьянку>. На это Кнудсон ответил: <Это
неважно, г-н Слоун. Я приехал в эту страну из Дании ни с чем. Страна была добра
ко мне. Прав я или нет, но я чувствую, что должен идти>. Слоун назвал этот
поступок донкихотством.

К середине 1940-го года - вне зависимости от согласия или несогласия Слоуна -
Вашингтон назначил <Дженерал Моторс> главным военным поставщиком Союзников.
Слоуну пришлось подчиниться. И в конечном итоге компания <Дженерал Моторс>
внесла неоценимый вклад в военные усспехи Союзников.

В июне 1940 года Слоун вернул Муни в Соединенные Штаты, чтобы поставить его во
главе программы по подготовке Америки к войне. Он был назначен советником нового
президента <Дженерал Моторс>, <ответственным за все переговоры с Вашингтоном
относительно оборонного оборудования>.

Назначение Муни привело в ужас комитет антинацистского бойкота, который
прекрасно помнил о награждении Муни в 1938 году медалью <за службу Рейху>.

Антинацистская лига направила письмо Рузвельту: <Как нам следует понимать
назначение сторонника Гитлера и слуги Гитлера (надо оказать услугу Рейху, чтобы
заслужить такую награду) в самое сердце нашей оборонной программы? Не кажется
ли
это подозрительно похожим на назначение сторонника Гитлера на ключевой пост?>

В июне 1940 года, примерно в то же время, когда Муни вернулся в Америку, Слоун
в
письме к своим коллегам выразил пренебрежение к демократии Рузвельта и
восхищение фашистской деятельностью Гитлера, даже зная о том, что эта
деятельность стала преступной.

<Совершенно ясно, что союзники остались далеко позади со своим механическим
снаряжением, -- писал Слоун. - И глупо говорить о модернизации их армии в такие
времена, как эти. Они должны были позаботиться об этом пять лет назад. Ничто
не
может послужить оправданием того, что они не подумали об этом раньше, разве что
неумность, а на самом деле - глупость, узость мышления и эгоистичное
руководство, которыми прокляты все демократии в мире>. Слоун добавил едкое
сравнение: <Но когда какая-то другая система устанавливает сильную власть, много
и долго работает, умно и активно - что ее хорошо характеризует - захватывает
все
ключевые позиции и развивает инстинкт рэкетира, демократиям ничего не остается,
как только спасовать. И, похоже, это они и сделают>.

Когда в конце 1940 года Белый дом начал требовать, чтобы <Дженерал Моторс>
порвала все дела с латиноамериканскими автомобильными дилерами, подозреваемыми
в
симпатии нацистской идеологии, Слоун категорически отказался. Он обрушил критику
на Вашингтон, обвинив его в том, что он защищает коммунистов у себя дома, и
переносит всеобщее внимание на дилеров <Дженерал Моторс> в Латинской Америке.

К апрелю 1941 года у помощника Государственного секретаря США Адольфа Берла,
в
обязанности которого входили расследования нацистских сил и сторонников в
Латинской Америке, лопнуло терпение в отношении Слоуна и его коллег. Берл
распространил меморандум, в котором заявил, что <отдельные руководители в
<Дженерал Моторс> симпатизируют или сотрудничают с пронацистскими организациями.
Это настоящая <пятая колонна>, значительно более страшная, чем многие другие
вещи, происходящие в настоящее время>. Берл потребовал расследования ФБР.

Расследование ФБР о связях ведущих руководителей <Дженерал Моторс> с Гитлером
обнаружило тайный сговор Муни с Германией, но не выявило никаких свидетельств
нелояльности к Америке. Слоун в результатах этого расследования даже не
упоминался.

Дружественный нацистский попечитель

7 декабря 1941 года был совершен налет на Перл-Харбор.

Соединенные Штаты объявили войну Японии.

11 декабря германские дипломаты в Вашингтоне обратились в Государственный
департамент, чтобы передать объявление войны Германии против Америки. Все прямые
контакты между GM и его дочерним предприятием <Опель> в Германии были вынужденно
прерваны, хотя историки давно пытались найти свидетельства косвенных связей
через Данию, где у <Дженерал Моторс> также было дочернее предприятие.
Руководители датского подразделения <Дженерал Моторс> к тому же занимали
ключевые посты в <Опеле> в Германии и в <Дженерал Моторс> в Америке.

После объявления войны Америке все американские корпоративные интересы в
Германии или оказавшиеся под контролем Германии были постепенно переданы под
юрисдикцию назначенного Рейхом <попечителя> имущества, принадлежащего врагу.
На
практике <попечитель> близок к назначенному судом получателю. В обязанности
попечителя входило не расформирование или отдача <в арийские руки> предприятия,
но такое руководство им, которое бы позволило предприятию максимально эффективно
и прибыльно работать, сохраняя все имущество и прибыль до решения их судьбы
после войны. Это, в сущности, означало новое назначение прежней команды
руководителей, хотя эти менеджеры больше не отчитывались о работе
непосредственно своим американским хозяевам в Соединенных Штатах.

В случае <Опеля> Карл Люер, давний член наблюдательного совета <Опеля>,
президент компании и видный член нацистской партии, был назначен Рейхом на роль
попечителя <Опеля>, но случилось это лишь спустя 11 месяцев после вступления
Америки в войну. Предвидя начало военных действий, <Дженерал Моторс> сделал
Люера президентом <Опеля> в конце 1941 года, как раз накануне начала войны для
США.

Другими словами, действующий и утвержденный <Дженерал Моторс> президент <Опеля>
продолжал руководить предприятием все годы войны. Компания продолжала получать
большие прибыли с германской войны, и <Дженерал Моторс> знала, что ее дочерняя
компания была на переднем крае нацистской военной машины.

27 августа 1944 года <Нью-Йорк таймс> сообщила, что завод компании <Опель>
оказался главной мишенью мощного бомбового удара, поскольку этот завод, на
котором работало 35.000 человек, выпускал исключительно важные военные
транспортные средства, а также стало известно, что там разрабатываются ракетные
технологии.

С 1941 по 1945 годы, <Дженерал Моторс> построила и управляла оборонными
предприятиями союзников стоимостью 900 миллионов долларов (около 120 миллиардов
долларов в современном выражении). Почти все дела компании получали поддержку
федеральных программ, гарантировавших прибыль и контракты, размер которых
определялся из расчета издержек плюс фиксированной прибыли, разнообразные
субсидии, налоговые льготы и другие стимулы, предоставляемые тогда оборонным
подрядчикам для производства нужных войне товаров.

Военный министр США Генри Стимсон позже объяснял, что, когда капиталистическая
страна ведет войну, <она должна позволять бизнесу делать деньги на происходящем,
иначе бизнес не станет работать>.

Генерал Льюис Клей, ответственный за заключение и выполнение контрактов на
поставку материалов, признался: <Я должен был запустить гигантскую, никем не
виданную программу по снабжению. Кто бы мог сделать такое? И я пошел в <Дженерал
Моторс>.

<Дженерал Моторс> также пожинала финансовые плоды от своих отношений с Третьим
рейхом. В довоенные гитлеровские годы компания оформляла доходы, получаемые с
предприятий <Опеля>, как <резерв>, а не как обычную прибыль. Потом, когда
Америка вступила в войну, <Дженерал Моторс> объявила, что порвала со своим
нацистским дочерним предприятием и, в соответствии со специальным законом,
подписанным Рузвельтом в 1942 году, полностью списала свои налоги. Списание
примерно 35 миллионов долларов привело к снижению налогов <примерно в 22,7
миллиона долларов> (около 285 миллиардов долларов в деньгах 21 века), --
говорится во внутреннем документа <Опеля>.

А между тем, дружественный нацистский попечитель продолжал получать прибыль для
компании в течение всех военных лет. <Опель> производил грузовики, двигатели
для
бомбардировщиков, наземные мины, взрыватели для торпед и другие военные
материалы, значительная часть которых делалась руками тысяч узников трудовых
лагерей, некоторых из этих рабочих подвергали пыткам, если они не выполняли
установленных требований. Получаемые прибыли, а также принадлежность <Дженерал
Моторс> 100% акций сохранялось попечителем, назначенным Рейхом, хотя <Дженерал
Моторс> и <Опель> полностью прекратили контакты друг с другом после вступления
Америки в войну.

За годы правления Гитлера многие из полученных прибылей использовались для
приобретения других компаний и имущества, что только увеличивало имущество
<Опеля> в Германии. После войны, начиная с 1948 года, <Дженерал Моторс> начала
возвращать себе контроль над производствами <Опеля> и над его имуществом, а
также над замороженными дивидендами.

<Дженерал Моторс> также получила 33 миллиона долларов <военных репараций> -
поскольку союзники разбомбили ее германские предприятия.

После разгрома Берлина <Дженерал Моторс> и ее управленцы, включая и тех, кто
пошел работать на правительство в Вашингтон, привели Америку к поствоенному
гигантскому буму. Этот бум в значительной мере обеспечивался прямыми и
косвенными преимуществами, предоставляемыми американской автомобильной
промышленностью.

Эдвин Блэк - автор книг <IBM и Холокост> и <Внутреннее сгорание: как корпорации
и правительства приучили мир к нефти и уничтожили альтернативы>.

(с) Jewish Telegraphic Agency, 2006

Ответить   "Igor" Sun, 10 Dec 2006 11:40:00 +0200 (#618879)