Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Fw: Иудаизм и евреи

Subscribe.Ru : Иудаизм и евреи
Original Message From: Subscribe.Ru
To: country.il.rav (8593242)
Sent: Thursday, December 14, 2006 4:06 AM





www.toldot.ru

Иудаизм и евреи

Шалом из Иерусалима!

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск
нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@t*****.ru.

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New! Чем евреи лучше других людей? http://toldot.ru/rus/articles/art/1533

New! Ответы рава Бен-Циона Зильбера http://toldot.ru/rus/articles/auth/48

New! Маска природы. Что скрыто под маской? http://toldot.ru/rus/articles/art/1531

В понедельник, 18 декабря 2006г. Толдот Йешурун празднует окончание изучения
Вавилонского Талмуда. Празднование посвящается памяти рава Ицхака Зильбера.

Подробности здесь.

O субботней главе Торы:

<<ВАЕШЕВ>> (<<И ПОСЕЛИЛСЯ>>)
Глава рассказывает о событиях в семье Яакова после того, как он вернулся
на родину: <<И поселился Яаков в земле Кнаан...>> (Берешит, 37:1). Глава описывает
отношения между Яаковом и сыновьями и между самими сыновьями Яакова. Именно эта
глава содержит знаменитые сны Иосефа, которые он пересказывает отцу и братьям,
и историю продажи Иосефа в рабство в Египет братьями, которые были возмущены
поведением Иосефа и содержанием его снов.

В средней части глава повествует о Иеуде, четвертом сыне Яакова, и о его
невестке Тамар, родившей ребенка, дальним потомком которого станет царь Давид.

Затем глава возвращается к Иосефу и его службе в доме египетского вельможи
Потифара. И снова - широко известный эпизод любовных домогательств жены Потифара,
увлекшейся Иосефом. Иосеф отвергает ее и попадает в тюрьму. В тюрьме Иосеф находится
вместе с двумя заключенными царедворцами фараона: начальником виночерпиев и начальником
пекарей. Они пересказывают Иосефу свои сны, и Иосеф истолковывает их. Через три
дня сны сбываются в точном соответствии с толкованием Иосефа.

УЛЫБКА ВСЕВЫШНЕГО

Рав Бенцион Зильбер
Через несколько дней у нас начнется праздник Ханука. Как вам, конечно,
известно, он посвящен победе евреев в восстании против греко-сирийских завоевателей,
которые принуждали евреев изменить своей вере. Мы празднуем Хануку 25 кислева,
в день, когда, изгнав захватчиков из Иерусалима и очистив оскверненный ими Храм,
евреи освятили его и после долгого перерыва зажгли в Храме огни меноры, храмового
семисвечника. В этот день, по преданию, они обнаружили единственный сосуд с ритуально
чистым оливковым маслом для меноры. Количество масла в таком сосуде рассчитано
на один день. Для приготовления нового масла требуется восемь дней. Но найденное
масло горело не один, а восемь дней, пока не появилось новое. В память об этих
чудесах Хануки мы в течение восьми дней - с 25 кислева по 2 тевета - в соответствии
с определенными правилами зажигаем ханукальные свечи.

В нынешнем году первую ханукальную свечу мы зажигаем 15 декабря, до наступления
субботы.

Мой учитель и наставник - рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника,
давая урок на эту тему, начал с вопроса. Как можно сравнивать значение духовного
спасения всего еврейского народа (которое принесла евреям чудесная, не объяснимая
с практической точки зрения победа в войне) и возможность на восемь дней ускорить
выполнение заповеди зажигания храмового светильника (которую дало чудо с маслом)?
Тем более, что, в сущности, это не сама возможность выполнить заповедь - по многим
мнениям, ее можно было выполнить и без этого: или использовать ритуально нечистое
масло, что допустимо, или, скажем, экономя масло, поставить очень маленькие фитили...
Это - возможность выполнить заповедь красиво. Разве это сравнимые по масштабу
вещи? Мы, однако, зажигаем свечи в память и о том, и о другом, и, пожалуй, даже
с акцентом на масло. Почему?

Представим себе простую житейскую ситуацию. Отец приносит из магазина хлеб,
молоко, масло и кормит сына. Как сын это воспринимает? Как естественную вещь.
Если он еще совсем ребенок, то он ей и значения не придает. Но вот отец приносит
и вручает сыну конфету. Что сын чувствует? Что его очень любят.

Так и здесь, говорил рав Шмулевич. Возможность выполнить заповедь безупречно,
во всей полноте, которую в форме чуда дал нам Всевышний, - это проявление любви
Всевышнего к нам, Его <<улыбка с Небес>>.

Рав Шмулевич в своей беседе приводил еще один пример такой Б?жественной
<<ласки>>, любовной внимательности Б-га, в эпизоде схватки Давида и филистимлянина
Гольята (Голиафа). Как вы, наверно, знаете, юный Давид поразил опытного могучего
филистимского воина камнем из пращи. Камень попал Гольяту в лоб, и он упал на
землю. Но не навзничь, как можно было ожидать, а ничком. Почему? Гольят был ростом
в шесть локтей с пядью. Если бы он упал навзничь, Давиду пришлось бы пройти тринадцать
локтей (два роста Гольята), чтобы добить его и отсечь ему голову. Всевышний сделал
так, что Гольят упал головой к ногам Давида.

В жизни моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера, благословенна память
праведника, было немало тяжелых моментов. Самым тягостным он считал даже не тюрьму,
а необходимость бежать из Казани, где мы долго жили, покинуть семью, скрываться,
а потом как-то забрать к себе и жену с детьми. На собрании педагогов школы, где
отец работал учителем, его осудили за религиозность, постановили уволить с работы
и ходатайствовать о том, чтобы его и жену лишили родительских прав и отправили
детей (т.е. сестру и меня) в детдом, где дети получат <<правильное, здоровое
воспитание>>. Отец уходил с собрания в ужасе: что будет с детьми? И тут к нему
подошел учитель физики Ахманов, чуваш, который сам же и писал на отца доносы,
и пошел его провожать. Он просил прощения, говорил, что у него два дома в Чувашии
и отец может, если хочет, поселиться в любом из них. Успокаивал отца: <<Ты не
падай духом. Близко время, когда десять человек из разных народов ухватятся за
полу еврея и скажут: <<Пойдем с вами, ибо мы слышали, что Б-г с вами>> (это слова
из Книги пророков). Так Б-г <<улыбнулся>>, бросил светлый луч моему отцу.

Чем Давид заслужил такую нежность со стороны Небес? Он вышел на бой с Гольятом,
потому что не мог стерпеть оскорблений и брани, которыми Гольят поносил Израиль
и его Б-га. И Б-г помог Давиду победить в бою и проявил Свою любовь к нему в
такой нежной <<предупредительности>>.

Чем евреи заслужили помощь Свыше в борьбе с сирийскими завоевателями (Всевышний,
как мы в дни Хануки говорим во вставке в молитву, <<отдал сильных в руки слабых,
и многих - в руки немногочисленных>>)? Чем мы заслужили чудо с маслом?

Я слышал такие слова, сказанные от имени рава Иехезкеля Абрамского. Почему
в Пурим евреи действовали <<рубищем (букв.: мешковиной) и постом>>, т.е. раскаянием,
а в Хануку - вышли с мечом? Потому что во времена Пурим нам угрожала физическая
гибель, а во времена Хануки - духовная. Между нами и Всевышним существует союз.
Всевышний в этом союзе обязался хранить еврейский народ, а евреи, в свою очередь,
обязались хранить Тору. Вот они и предоставили Всевышнему в Пурим заботу об их
физическом существовании, а в Хануку выступили с мечом на защиту Торы.

Всевышний поступает с человеком по принципу <<мера за меру>>. Евреи не
могли не видеть, что реальных шансов одержать верх над регулярными войсками Селевкидов
у них нет. Но и другого выхода, кроме как выйти в бой, тоже нет. Вот они и сделали
то, что считали необходимым сделать в своей преданности Б-гу. И Б-г ответил им
такой же преданностью. И <<нашел способ>> особо проявить свою отношение к ним
в чуде с маслом, дав нам возможность выполнить мицву наилучшим образом. Восемь
дней горения светильника - это знак любви.

Тема эта связана не только с приближающимся праздником, но и непосредственно
с нашей главой. В прошлом году, говоря о главе <<Ваешев>>, мы отмечали, что Тора
почему-то считает нужным сообщить нам, что арабские купцы, которым братья Иосефа
продали его, везли на продажу в Египет благовония, а не нефть, как обычно. Тора
указывает нам, что Всевышний позаботился о том, чтобы Иосеф не страдал в дороге
от неприятного запаха нефти. Что это меняло? До комфорта ли человеку, которого
продали в рабство? Разве это как-то повлияло на судьбу Иосефа? На судьбу - нет,
потому что для такого ее развития существовали свои причины, а вот на душевное
состояние - да. В тяжелую для Иосефа минуту Всевышний дал ему знать: <<Я с тобой!
Ты не покинут>>.

Задать вопрос раввину

Предоставлено равом Бенционом Зильбером (C) http://www.toldot.ru

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@t*****.ru
Phone: +972-25-400-005
Fax: +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки -

Михаил Могилевский

Ответить   "Igor" Thu, 14 Dec 2006 10:52:33 +0200 (#620318)