Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Fw: Еврейский оленёнок Бемби

(C)"Заметки по еврейской истории" 3(106) Февраль 2009 года

http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer3/Vishnevecky1.php

Иззи Вишневецкий

Еврейский оленёнок Бемби

Речь пойдет, уважаемый читатель, о книге австрийского писателя Феликса Зальтена
<<Бемби: Жизнь в лесу>>, которая была написана в 1923 году.

Много лет назад, читая эту книгу маленькому сыну, я обратил внимание на то,
что многое в ней имеет больше отношения к жизни взрослых, чем детей. Перечитывая
ее много лет спустя, уже познакомившись с историей и культурой эпохи модернизма,
я увидел совершенно другой смысл этой знаменитой книги, чем и хочу поделиться.

О самом авторе по-русски и по-английски написано немного.

Известность Зальтену, за пределами Австро-Венгерской империи, книга <<Бемби>>
принесла после того, как Уолт Дисней снял в 1942 году мультфильм <<Бемби>>.

Диснею ее порекомендовал Томас Манн. Так появился фильм, ставший очень популярным.

Кто же такой Зальтен?

Феликс Зальтен родился 1869 году в Будапеште в еврейской семье, и постоянно
жил в Вене. Его настоящее имя - Зигмунд Зальцман. Феликс Зальтен - был одним
из его псевдонимов.

Как в свое время Теодор Герцль, Зальтен работал редактором отдела фельетонов
в самой известной и либеральной венской газете <<Новая Свободная Пресса>>. Он
писал театральные рецензии для многих венских газет, написал несколько пьес и
романов.

Вообще, есть много общего между Зальтеном и Герцлем. Оба родились в Будапеште,
жили в Вене, писали для одной газеты, восхищались Эмилем Золя и интересовались
еврейским вопросом. Когда Золя умер в 1902 году Зальтен написал очень трогательный
некролог.

Зальтен принадлежал к знаменитой группе - <<Молодая Вена>>, куда входили Гуго
фон Гофмансталь, Герман Бар, Ричард Бир-Гофман и Артур Шницлер. В этой группе
евреями были Зальтен и Шницлер, крещеными евреями - Бир-Гофман и Гофмансталь,
и не еврей - Бар. Они были основателями так называемой <<культуры кафе>>, которая
стала неотъемлемой частью культуры модерна, куда еще входили композиторы Франц
Легар, Оскар Штраус, тенор Лео Слезак и Теодор Герцль.

В этих кафе собирались интеллектуалы и вели нескончаемые беседы на различные
темы. В некоторых исследованиях говорится, что 80% завсегдатаев этих кафе были
евреи.

Может быть, эта цифра слегка и преувеличена, но то, что в Вене бытовала поговорка:
<<Еврей - родился в кафе>> - говорит само за себя. В 1925 году Зальтен посетил
Палестину и написал об этом книгу, а затем в 1939 году он ездил с кратким визитом
в Америку, результатом которого стала книга << Пять Минут в Америке>>. В том
же 1939 году Зальтен переехал в Цюрих, где и прожил до самой смерти в октябре
1945 года. Фильм <<Бемби>> У.Диснея знаком многим, но между книгой и мультфильмом
мало общего. Не все знают, что книга была написана, как аллегория на жизнь евреев
в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Многие чувствовали, что у книги
есть скрытая подтема, но дальше этого не шло. Кстати, это не единственное аллегорическое
произведение Зальтена.

Он написал еще несколько аллегорий, из которых наиболее известные - <<Жеребец
Флориан>> и <<Гончая из Флоренции>>, которые переведены на английский. По последней,
У. Дисней снял еще один фильм - <<Лохматый пес>>. Мне уже приходилось писать
о евреях Вены и об австрийском антисемитизме. Нет сомнения, что он явился поводом
и причиной для написания <<Бемби>>. В конце XIX и в начале ХХ веков ассимиляция,
как реакция на антисемитизм, была главной волнующей темой для европейского еврейства.

До той поры это была чисто гражданская процедура, а не религиозная.

Гейне еще мог говорить, что <<это был входной билет в европейскую культуру>>.
Но к концу XIX века это уже выглядело не жизнеспособным. Для ученых-антисемитов
этого было недостаточно. Стали звучать призывы к тому, что эту проблему нужно
решать только одним путем - полным принятием евреями Иисуса Христа, как своего
Бога. В 1904 году при еврейском населении Вены в 130000, только 617 человек перешло
в другую веру. Но и это было довольно большим количеством, по сравнению с предыдущими
годами. Так в 1868 г. окрестилось только 2 человека; в 1870 г - 24; в 1880 г
- 113; в 1900 г - 607. Факты говорили, что никакая интеграция евреев в арийский
мир невозможна, но у многих было ощущение, что биологическая интеграция уже имеет
место, и надежды на ассимиляцию сбываются. Вообще Австрия представляет собой
очень интересный пример того, как в ней решался <<еврейский вопрос>>, что в ней
о евреях писали и говорили. В Австрии происходили многие важные исторические
процессы XIX-XX веков. Существует общепринятое мнение, что Вена является колыбелью
современного мира. А <<Еврейский вопрос>> в Вене всегда стоял очень остро.

С 1895 ею управляла антисемитская партия и мэр. Вена была родиной Сионизма,
и одновременно - самым антисемитским городом Европы. В ней Гитлер научился замечать
евреев... Многие деятели культурной элиты ассимилировались и отрицали свое еврейство.
Но от этого проблема не исчезала. Другие все равно считали их евреями и относились
соответственно. Многие евреи гордились тем, что их воспринимают не как евреев,
что, в конечном итоге, являлось фактом <<негативного сознания>> - желанием или
надеждой, быть принятым за не-еврея. За то короткое время, что законы Австро-Венгерской
империи позволили евреям селиться в городах, большое их количество оказалось
в Вене. Их влияние на развитие капитализма и культуры было подавляющим.

Вокруг них было много деятелей культуры не-евреев, кто разделял их политические
взгляды и сотрудничал с ними. Новый класс - еврейские промышленники - щедро финансировали
развитие науки и культуры. Безусловно, сионизм вызывал огромный интерес у евреев
Восточной Европы, но для венских евреев он значил мало. Им больше всего не нравился
постоянно увеличивающийся поток восточно-европейских евреев, устремившихся в
Вену.

Они же собирали деньги на создание еврейского государства, куда и намеревались
поселить евреев из Восточной Европы. Нужно заметить, что и у самого Зальтена
не все было в ладу с его еврейскими обязательствами. Так, будучи президентом
австрийского отделения ПЕН - всемирной ассоциации писателей, и наблюдая, как
нацисты сжигали книги еврейских писателей, многие ее члены призывали к резкому
осуждению нацистов.

Зальтен же считал, что эта организация должна соблюдать нейтралитет и не вмешиваться.
За это его изображали в прессе не только как <<предателя своей расы>>, но так
же и своего друга Артура Шницлера, чьи книги были в числе сожженных.

В защиту Зальтена можно упомянуть тот факт, что он боялся за судьбу еврейских
писателей, все еще живших в Германии. Тем не менее, он снискал себе репутацию
симпатизирующего нацизму. В 1936 году книги самого Зальтена были запрещены. История
олененка Бемби начинается с рождения в лесу, с его изучения окружающей среды
и времен года. Мы узнаем об его отношениях с другими оленями и другими зверьми.
Особое место занимает Он - охотник, от которого плохо пахло, у которого грубый
и громкий голос, и у Него есть третья рука - ружье. Из нее выскакивает огонь
с резким звуком, и это несет смерть.

Для зверей охотник очень опасен, точно так же, как опасно окружение, в котором
живут евреи. Бемби довольно быстро начинает понимать различие между лесом и поляной.

Поляна - очень опасное место для всех зверей, и им нужно быть очень осторожными,
покидая лес, где они в относительной безопасности.

Мама говорит Бемби, что ходить по поляне не просто. Это трудно и опасно. Когда,
чуть погодя, Бемби предлагает маме пойти на поляну то мама с ужасом отвечает
отказом. А, когда Бемби спрашивает, почему нельзя, то она отвечает, что с детьми
на эту тему не говорят. Относительная безопасность леса сравнивается с относительной
безопасностью еврейской общины, в нем живущей. Поляна - место, где живет более
широкое общество. А вот, как описывается ужас, который Он наводит на зверей:
<<О чем бы ни говорили во время этих вечерних сборищ, кончалось все разговором
о Нем. О том, как ужасен Его облик - никто не смеет взглянуть Ему в лицо, возбуждающем,
едком запахе, который он несет с собой. Этот загадочный запах имеет тысячи оттенков,
и все же его узнаешь мгновенно по тому ужасу, который он несет в себе. ...Большинство
знало о Его повадках лишь понаслышке. Вот Он стоит вдалеке, недвижно, и вдруг
что-то такое происходит, раздается громкий треск, подобный удару грома, вылетает
огонь. Это чья-то смерть! Олени тесно прижались друг к другу, всей слабостью
сердца ощущая ту темную власть, которая безраздельно господствовала над ними.
Жадно внимали они рассказам, полным ужаса и крови. События недавних дней перемежались
с преданиями далекой старины, ибо Он был всегда и всегда нес с собой смерть,
и каждый невольно думал, чем бы умилостивить Его, как избежать Его роковой власти>>.
Когда книга была напечатана, многие увидели в ней, просто, призыв к охране природы,
и осуждение безжалостной охоты на животных.

Нам же не трудно увидеть аллегорическое отражение жизни и страхов евреев на
протяжении всей их истории.

Некоторые олени полны надежд, что многое изменится. Один из них говорит:

<<Говорят, в один прекрасный день Он придет к нам и будет так же добр, как
мы. Он будет с нами играть. Весь лес станет счастливым, наступит всеобщее примирение>>.
Но другой олень заметит:

<<Я Ему ни на грош не верю. Помилуйте! С тех пор, как мы себя помним, Он убивает
нас: наших сестер, братьев, матерей. С тех пор, как существует мир, нет для нас
покоя. Он убивает нас всегда, когда увидит, а мы должны с Ним мириться? Какая
все это чепуха!>>. Это совсем мрачно и не дает надежду на улучшение отношений
евреев с остальными.

Интересен разговор Бемби с белкой: <<...вы, вероятно, путаете меня с бабушкой.
Это она жила там, наверху, когда вы еще были ребенком, принц Бемби. Она часто
рассказывала мне о вас. Да... но зачем ее убила куница. Это было давно, зимой.
Вы знали моего отца?.. С месяц назад он попал в лапы к сове. С тех пор я и поселилась
здесь и так прижилась, что многие думают, будто я жила тут всегда>>.

Не говорит ли это Восточно-европейский еврей? Еврей, который из Восточной Европы
перебрался в Вену.

Конечно, его дед и отец были там чужаками и не выжили. Но он-то уже местный,
и верит, что это будет служить ему надежной защитой.

Увы... Быть местным - не защитит. Еврей - всегда будет чужаком.

В какой-то период пропадает двоюродный брат Бемби по имени Гобо. Все думают,
что его убили. Но спустя несколько месяцев он появляется и рассказывает, что
его задержал Он. И держал, как домашнее животное. У него до сих пор висит на
шее поводок. <<Да, мои дорогие... я много пережил, больше, чем вы оба здесь в
вашем лесу. ... Я находился в тепле, мне было просто жарко. Он кормил меня каштанами,
картофелем, репой, даже сеном - словом, всем чего я только мог пожелать>>.

А на вопрос, не было ли ему страшно, Гобо говорит: <<Я знал, что Он не сделает
мне ничего дурного. Зачем же было мне его бояться? Вы все считаете Его злым,
но Он удивительно добр. Никто в целом мире не может быть добрее Его>>.

Речь Гобо - речь ассимилированного еврея. Может даже принявшего католицизм.
А для католика все двери открыты.

Но Бемби это не убеждает. Бемби не понимал почему, но что-то в манере Гобо
отзывалось в нем болью. Вероятно, это отражало и взгляд самого Сальтена на ассимиляцию.
<<Вскоре уже все обитатели леса стали замечать странное и опасное поведение Гобо.
Ночью, когда все бодрствовали и бродили по лесу, Гобо спал. Зато днем, когда

каждое разумное существо ищет укрытия, чтобы выспаться и отдохнуть, Гобо без
малейшей опаски выходил из чащи и стоял посреди поляны в ярком свете солнца,
сохраняя полное душевное спокойствие>>

Однажды <<...охваченные страхом за Гобо, они остались стоять и видели, как
уверенно и неторопливо вышел он на поляну. ... И тут грянул гром. Гобо подкинуло
в воздух, он стремительно повернулся и неверными прыжками бросился обратно в
чащу.

...- Он не узнал меня, - прошептал Гобо... Голос его прервался>>....

Вот все и сказано об ассимиляции. Гобо - олень, а оленей отстреливают. Еврей
- евреем остается всегда. Бемби все это видел, вместе со своим учителем - старым
оленем. Он спрашивает старого оленя, почему это произошло. Ведь Гобо рассказывал,
что Он - такой могущественный и добрый.

<<Ты веришь этому? - спрашивает Бемби. На что старый олень говорит:

<<Что же, учись жизни и будь настороже>>.

Подытоживает все сыч:

<<Верь после этого дружбе знатных господ!.. Даже, когда они так любезны...
в один прекрасный день они теряют всякую совесть, и тогда ты чувствуешь себя
столь же глупо, как вот я сейчас...>>

Старый олень советует Бемби: <<Ты должен жить один, если хочешь сохранить себя,
если понимаешь, что такое существование и если хочешь постичь мудрость>>.

Есть еще одно примечательное место. На охоте собака преследует раненую лису.
Собака вот-вот схватит ее и лиса начинает молить о пощаде. Лиса знает, что умирает,
но ей хочется умереть среди своей семьи. Собака не соглашается. Тогда лиса говорит:
<<Как тебе не стыдно, предательница! Подлая ищейка!.. Ты выслеживаешь нас там,
где даже Он не смог бы найти нас... Ты губишь нас, твоих родичей... И ты даже
не знаешь никакого стыда>>.

Все остальные звери, это наблюдают - и соглашаются. Собака отвечает: <<Вы!
Чего вы хотите? Что вы знаете? О чем говорите? Всё, всё принадлежит ему! Я тоже
принадлежу Ему. И я люблю Его, я молюсь на Него, я служу Ему! Вы что же, хотите
восстать против Него, всесильного, вы - убогие! Знайте же, Он царит над всем
и над всеми! Все, что есть у вас - от Него!..>>

В конце книги охотника убивает другой. Бемби и старый олень рассматривают Его,
лежащего. <<Теперь ты видишь, Бемби, - собственными глазами, что Он вовсе не
всемогущ, как утверждают лесные братья. Он такой же, как и все мы. Он знает и
страх, и нужду, и страдания и смерть. Грозный и неустрашимый идет Он против нас,
и Он же, бездыханный, лежит на земле...>>

Хочу добавить несколько слов о взглядах самого Зальтена на ассимиляцию. Его,
постоянно, просили выступить перед различными еврейскими организациями и группами.
Очень часто совместно с Мартином Бубером. Он был ярым противником ассимиляции
евреев и постоянно об этом говорил. Особенно, об отсутствии духовных ценностей
и корней у большинства евреев, живущих в столицах - Вене, Праге, Будапеште.

Помню многочисленные вопросы сына по ходу чтения <<Бемби>> и мои невнятные
ответы...

Я вспоминал родителей, свое детство и воспитание... А воспитание, по сути,
мало изменилось: предохраниться от чужого, чуждого пространства бытия, от чужих
людей и их ценностей, сохранить себя среди окружающей неприязни. Отсюда и объясним
тот взгляд со стороны, не впитавший чужого. И готовность сменить это внешнее,
враждебное пространство... В заключение, приведу слова Бемби, которыми заканчивается
книга:

<<Есть кто-то другой, над всеми нами, над нами и над Ним>>.

Вилмингтон - Бетани Бич,

Делавер.

Ответить   "Igor" Sun, 1 Feb 2009 15:50:11 +0200 (#817387)