Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Fw: Сокровища черной смерти

Сокровища черной смерти
http://booknik.ru/news/report/?id=28792

Елена Околович
Выставка с таким интригующе-зловещим названием разместилась в двух маленьких
комнатах в музее изящных искусств Wallace Collection в Лондоне. Здесь представлены
редчайшие и, можно сказать, единственные в своем роде предметы, найденные в двух
кладах в Эрфурте (ныне Тюрингия) и Кольмаре (Франция). Оба клада, как предполагается,
были спрятаны еврейскими купцами или ростовщиками между 1347-м и 1352 годами,
когда в Европе свирепствовала опустошительная эпидемия чумы, унесшая жизни трети
европейского населения.


Хорошо известно, что расплачиваться за <<черную смерть>> пришлось еврейским общинам,
которых обвинили в распространении эпидемии и предали огню и мечу. В Кольмаре
во время погрома в январе 1349 года все еврейское население сожгли живьем в яме,
получившей название Fosse aux Juifs (<<Овраг евреев>>), а в марте того же года
за один день вырезали 2 000 евреев Эрфурта. Скорее всего, сокровища были спрятаны
владельцами именно в это время: или перед бегством, в надежде вернуться за ними
в лучшие времена, или перед неминуемой гибелью. Оба клада были найдены во время
строительных работ с перерывом более чем в столетие, и оба при этом пострадали:
часть кольмарского клада растащили каменщики, а эрфуртский был поврежден строительной
техникой. К счастью, большая часть содержимого обоих тайников попала в музей
в целости и сохранности.


<<Букник>> может задать вполне правомерный вопрос: а какие, собственно,
есть основания предполагать, что все эти несметные богатства принадлежали именно
евреям, а не христианам? Подтверждение есть - одно в обоих кладах, но неоспоримое.
И там, и там были найдены и россыпи монет, и ювелирные украшения, и столовое
серебро, а в эрфуртском тайнике -- даже уникальный <<косметический набор>>. Но
все эти предметы могли принадлежать и христианам; все -- кроме одного. В каждом
из кладов среди прочего оказалось по еврейскому обручальному кольцу, при чем
эрфуртское кольцо превосходит кольмарское по красоте и мастерству. Неспроста
оно занимает собственную витрину -- чтобы ничто постороннее не отвлекало взгляд
от его ювелирных достоинств. Его ободок выполнен в виде двух сплетенных рук,
а верхушку украшает золотой ажурный шатер, символизирующий как Иерусалимский
Храм, так и будущий дом жениха и невесты. Остроконечную крышу шатра венчает шарик,
а внутри миниатюрного храма такой же шарик свободно катается по полости и побрякивает
при движениях руки. На каждой из шести граней шпиля вырезано по букве, из которых
слагается не требующее перевода пожелание <<мазл тов>>.

Ценность обоих кладов заключается в том, что все вещицы из серебра и золота
-- светские, а подобных предметов до нас дошло совсем немного. В отличие от золотых
и серебряных атрибутов религиозного обихода, светская утварь и ювелирные изделия
часто переплавлялись - в трудные времена или когда украшения выходили из моды.
Глаза разбегаются от коллекции пуговиц и украшений в форме монеток, которыми
расшивали одежду, застежек и пряжек, нашивавшихся на пояс пластин и брошей, колец
и символических знаков любви. Перед входом на выставку предлагается вооружиться
лупой - многие экспонаты или рисунки на них настолько малы, что без увеличительного
стекла не обойтись.


Нумизматический компонент кладов - более 300 монет в кольмарском и 3 141 в эрфуртском
- позволяет не только довольно точно определить, когда ценности были спрятаны,
но и представить себе, с кем торговали еврейские купцы. В кольмарском тайнике
оказались французские, немецкие, швейцарские монеты и золотые флорины Людовика
Венгерского; в эрфуртском - множество так называемых gros tournois или <<турнузов>>,
серебряной монеты, которую чеканили в Туре во Франции. Кроме того, здесь имеются
и крайне редкие серебряные слитки, которыми расплачивались при заключении важных
финансовых сделок и при переезде на дальние расстояния: два-три таких бруска
были равноценны мешочку монет, а стало быть, их было легче пересчитывать и перевозить
(зашитыми в одежду). Они полностью вышли из употребления во второй половине XIV
века, когда в обращение были введены более ценные золотые монеты, и до наших
дней дошли буквально единицы таких слитков.
К особо редким и необычным предметам относится также и золотая <<двойная чашка>>
-- две изящные чашечки, одна из которых насаживается в перевернутом виде на другую.
Две чашки, составляющие как бы одно целое, символизировали союз жениха и невесты
и часто преподносились в качестве подарка на обручение или свадьбу.

Об уже упомянутом выше косметическом наборе разговор особый. Такие предметы туалета
известны еще с Древнего Рима, но этот -- один-единственный, дошедший до нас из
средневековой Европы. Он представляет собой цепочку, к которой прикреплен флакон
в форме звезды, а к нескольким привескам -- миниатюрная затычка от флакона и
инструмент для прочистки ушей с едва различимой глазом ложечкой на конце (остальные
предметы набора утеряны). Из флакона были извлечены несколько волокон хлопка,
которые в те далекие времена были пропитаны благовониями. Родственница купца
или ростовщика, схоронившего свое добро, носила этот набор на цепочке вокруг
талии и время от времени брала <<понюшку>> из душистого флакона.

Казалось бы, все экспонаты выставки - предметы роскоши, модные аксессуары
из Средних веков, доказательства <<успешного бизнеса на международном уровне>>
- должны настраивать на созерцательный лад, вызывать в воображении картины домашнего
уюта, семейного довольства, в которых есть место даже легкомыслию модниц. Но
у посетителя щемит сердце, и ему не удается ни на минуту забыть о тех трагических
обстоятельствах, при которых владельцы расстались со своими богатствами. Присутствуют
ли здесь незримо духи сгинувших семей, при жизни так и не вернувшихся за своим
добром, или это витает в воздухе тот самый страх, который отпечатался на столь
чутких к человеческим эмоциям благородных металлах в момент захоронения сокровищ?

В Лондоне выставка пробудет до 10 мая, после чего кольмарские ценности возвратятся
в Musee de Cluny (Музей Клюни) и Musee d'Unterlinden (Музей Унтерлинден в Кольмаре),
а эрфуртский клад, принадлежащий Thuringische Landesamt fur Denkmalpflege und
Archaologie (Управление по охране памятников и археологии Тюрингии), вернется
в свой родной город и осенью этого года <<въедет>> в специально подготавленный
для него музей - Старую синагогу Эрфурта.

20 марта

Ответить   "Igor" Fri, 20 Mar 2009 03:45:18 +0200 (#835271)