Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе - выпуск 26, май 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗАКОНА

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

№ 26, май 2004 г.

текстовая версия

 

Тема номера: летняя «отработка»

Крепостное право директора

Скоро лето. Кто ж его не ждет! Наконец-то появится возможность подольше поспать и делать то, что хочется.

Но, к сожалению, в нашей школе лето – это не только отдых, но и летние отработки.

Меня при одной мысли об отработке пробирает дрожь. Хорошо запомнилось, как в сентябре, в начале учебного года, отчитывали моих одноклассников за то, что они не потрудились летом на благо родной школы.

Учитель сказал, что у них есть три варианта:

Первый – заплатить школе за то, что они не отрабатывали. Расчет идет по следующему тарифу: 1 час отработки стоит один рубль. Мне раньше казалось, что обычно работнику платят за его труд. Но у нас – всё наоборот: за работу не платят, но за ее невыполнение ты должен заплатить сам.

Второй вариант. Можно отработать эти часы осенью – после уроков.

Третий вариант – привести своих родителей мыть окна.

Конечно, самый простой из предложенных вариантов – это откупиться. Что ребята и сделали.

И вот, позавчера прошел классный час. Повестка дня – летние отработки. Класс ный руководитель попросила нас подготовится заранее и сообщить, где и в какие числа мы будем летом. Это нужно, чтобы составить график летних отработок.

Впрочем, возможность не отрабатывать останется:

- В этом году вам нужно отработать 30 часов, поэтому заплатите 30 рублей, - сообщил классный руководитель потенциальным «уклонистам».

Как всегда, большинство решило откупиться.

Помнится, на истории нам рассказывали, что во времена крепостного права крестьянин был обязан отрабатывать на барина определённое количество времени. Но он мог и откупиться, заплатив деньги.

Мне кажется, что история повторяется.

 

 

Отрабатывать вы не обязаны

наш комментарий

Когда у вас есть возможность и желание помочь своей школе – это хорошо, ну а если нет?

Обязан ли в этом случае ученик отрабатывать?

В статье 50 Закона “Об образовании” говорится, что привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и без согласия их родителей (опекунов) в учреждениях образования запрещено.

Из этого следует вывод: школа  не может заставить вас проходить летнюю отработку, если она не прописана в образовательной программе по какому-либо предмету в качестве практики. Например, если Вы на уроке труда изучали овощеводство, у вас вполне может быть практика в школьной теплице. Узнать, предусмотрена ли трудовая практика по программе какого-либо предмета, и если да – то какого именно, можно у завуча школы. Вы можете требовать от завуча не только устного ответа, но и документов – образовательной программы по предмету, утвержденной директором школы и учебного плана школы, согласованного с управлением образования.

Иногда ученикам говорят: «Вы обязаны отрабатывать, потому что такая обязанность прописана в Уставе нашей школы». Но Устав не может противоречить закону, а если такие противоречия есть, то выполняться должен именно закон. Следовательно, вы можете руководствоваться нормой закона, и школа в этом случае не имеет права наказать вас за невыполнение устава.

Если вам предложили вместо отработки принести деньги или пригласить поработать ваших родителей, то это тем более незаконно. Школа не может принуждать к труду ваших родителей или использовать отработку как возможность лишний раз пополнить фонд школы.

И еще один маленький совет. Если вас к чему-то принуждают, ссылаясь на некое положение, или приказ, или закон, попросите показать вам этот документ. Ведь очень часто бывает, что это – просто выдумка, и такого документа нет и быть не может. Например, вы нигде не найдете официальный документ, в котором сказано о том, что час отработки школьника стоит один рубль или о том, что не отработавшие свои часы обязаны сдать деньги.

Если же вы решили-таки помочь школе своим добровольным трудом, помните: работы, которые могут предложить вам в школе, не должны вредить вашему здоровью. Вы можете смело отказаться работать с вредными материалами, например, красками и химическими удобрениями.

 

 

Голоса Интернета

Коллективное воспитание

Пару недель назад я, выходя из подъезда бабушкиного дома, увидел следующую картину: один мальчик с опаской выглядывал из-за двери подъезда, где, как позже оказалось, его поджидала относительно большая группа сверстников. Было заметно, что ребенок явно боялся выйти. В данной ситуации мне ничего не оставалось делать, как выступить примиряющей стороной в подростковом конфликте.

Суть в том, что эти ребята обучаются в одном классе, по-моему, пятом или шестом. Ребята прямо-таки атаковали подъезд мальчика. Как выяснилось, одноклассникам просто надоело, что указанный выше мальчик часто прогуливает уроки, тем самым «подводя класс». Мне удалось выяснить, что мальчик не ходит на уроки не из-за неуспеваемости. Учится он довольно неплохо, всего три тройки в последней четверти. "Неплохо", учитывая, что он посещал всего примерно месяц занятий.

Еще я выяснил, что ситуация в его семье не самая благополучная. Но самое тревожное то, что, вне зависимости от того, что мальчик, в последнее время, стал более-менее посещать занятия, имеется одна загвоздка. Это – учительница математики. Натерпевшись поведения ребенка на уроках – заметим, что он не глуп, а просто очень неусидчив – эта самая учительница ЗАПРЕТИЛА МАЛЬЧИКУ ПОСЕЩАТЬ ЕЕ УРОКИ, что, по моему мнению, является грубым нарушением прав ребенка.

Напоследок могу лишь добавить, что наша неожиданная беседа с ребятами закончилась так же динамично, как и началась... На улицу вышла мама этого мальчика и настояла на том, чтобы ребенок на глазах у одноклассников поклялся в том, что он обязательно исправится, будет хорошо учиться и посещать все занятия.

Заинтересованный данной им клятвой, я спросил его о том, что ему было задано на следующий день. Он улыбнулся, мило так, как это делают мальчишки типа Тома Сойера, потряс головой и побежал за начинавшими уже расходиться одноклассниками (они, кстати, тоже не знали, что было задано на следующий день).

Оставшись наедине с "маман", мне довелось стать свидетелем ее философски значимого изречения: "Надо будет дома ему задницу надрать".

Если вам интересно разобраться в этой ситуации, пишите, помогу найти эту юную жертву современной модели воспитания в условиях постиндустриального общества в двухкомнатной квартире.

Хотя, что мы можем для них сделать?!

 

В. Ветчинников,

студент КГПУ

 

 

Боритесь за Ваши права и будьте правы!

Здравствуйте, здравствуйте!

Приятно познакомиться с хорошей газетой.

Все очень правильно и здорово. С одной стороны, важно, что есть возможность с ранних лет развивать свой талант журналиста, с другой стороны, не менее важно то чувство уверенности и собственного достоинства у ребенка, которые Ваша газета укрепляет.

Хочу только сказать несколько слов о второй стороне медали. О том, что на западе в школах давно уже остро стоит иная проблема: как может защитить свои права учитель? И вообще, есть ли они у него? Как правило, избыток свободы приводит именно к этому. Так что во всем необходима умеренность и равновесие.

Я живу в Израиле и предпочитаю учить своего ребенка в независимой частной школе. И вот что интересно: в этой школе ребенок запросто может схлопотать линейкой по рукам, если перестанет реагировать на человеческое обращение или позволит себе хамство. Ужас! Правда?

Но я предпочитаю, тем не менее, эту, весьма не дешевую школу, обычным государственным, где учитель – это обслуживающе-развлекательный персонал. И по правде сказать, мой сын за много лет не разу не был наказан физически. Но он знает, что у учителя есть возможность поставить его на место, если его поведение выйдет за определенные рамки. Более того, это понимают все дети, и поэтому в классе никто не скачет и не мешает учебному процессу. Разве это не важно?

Но я понимаю, что в России совсем иные проблемы. У нас, например, если у кого-то день рождения, и ребенок приносит торт, то никакой другой реакции со стороны учителя, кроме горячих поздравлений, быть не может.

Более того, принято, чтобы учитель уделил по этому случаю какое-то время ради торжества.

Но даже если Вы живете в недостаточно правовом государстве, то мой совет такой. Если вдруг учитель с ума сошел и давай тортами кидаться, то ему и убирать придется, если ребенок просто не станет этого делать. Так что сам он один раз тортик этот уберет, и сразу у него нервы укрепятся. А ученику, за то, что он на пол брошенный учителем торт убирать не стал - ничего не будет. Ну, в крайнем случае, поорут на него малость. А если родители не поленятся и директору позвонят, да пояснят внятно, что телефон ГОРОНО также для них тайной не является, и что они запросто могут поинтересоваться, с каких это пор неуравновешенным людям стали разрешать с детьми работать? Или уже не обязательно интересоваться психическим здоровьем преподавателей?

Мой жизненный опыт (как из России, так и здесь, в Израиле) показывает, что такой беседы с директором достаточно для того, чтобы учитель стал шелковым.

Всем удачи! Боритесь за Ваши права и будьте правы!

 

С уважением,

Любовь

 

 

Невыдуманные истории

День учёбы за 150 рэ

Мы уже не раз писали, что школьники могут участвовать во внеклассных мероприятиях только на добровольных началах.

Но в нашей школе всё оказалось иначе.

Как-то раз классный руководитель сообщил нам, что наш класс едет на экскурсию в Вепсскую национальную волость. И каждый ученик должен сдать по сто пятьдесят рублей. Так как мы едем во время уроков, отказываться никто не имеет права.

Тогда я спросил, а как быть тем, у кого нет денег на эту поездку. На это находчивый учитель ответил, что директор вынес приказ о том, что наш класс на время поездки освобождается от уроков. И те, кто не поедет, прогуляют уроки. Дальше учитель сказал уникальную фразу: «Мы договаривались о поездке вместе, и поэтому ехать должны тоже вместе».

Но – честно говорю – со мной никто не договаривался!

Вот так, с лёгкой руки директора школы, родителям пришлось лишний раз открыть свои кошельки. Получается, что за один день моей учёбы родители заплатили сто пятьдесят рублей. А, говорят, бесплатное образование никто не отменял!

 

 

А ты не забыл сдать деньги в Фонд школы?

Мои одноклассницы сдают в этом году экзамен по информатике. Каждый день после уроков они остаются на факультатив и выполняют необходимые задания на школьных компьютерах.

И вот на одно из таких занятий приходит секретарь школы и начинает зачитывать список учеников, которые не сдали деньги в фонд школы. В этом списке оказались и мои одноклассницы.

«Все перечисленные, если вы не сдадите деньги, завтра на факультатив можете не приходить», – сказала она. Девчонки покраснели. Выслушивать это при всей группе было неловко.

Фонд школы – это фонд добровольных пожертвований наших родителей, а не плата за образование. И мы не обязаны платить эти деньги.

 

 

Потому что вы бесились!

В самом начале урока у одного парня зазвонил сотовый телефон. Услышав мелодию мобильника, учительница ушла из кабинета.

Через какое-то время мы пошли её искать. Найдя ее в столовой, мы извинились перед ней и попросили её вернуться на урок. А она и говорит:

- Я ушла с урока потому, что вы бесились!

Как только прозвенел звонок на перемену, она вошла в кабинет и сказала:

- У меня сегодня нет восьмого урока, так что вы придёте на него, потому что у вас пропал урок!

О том, что у некоторых из нас на это время назначена тренировка, и что у нас всего шесть уроков, учительница и слушать не хотела.

На следующий день всему нашему классу записали замечания в дневники.

А ведь учитель мог сразу сделать замечание тому, кто не выключил телефон. Но тогда не удалось бы спокойно попить чаю. И заодно наказать всех подряд – для профилактики.

 

 

Что в голове – то и на голове

В обычной школе, в обычном классе, обычный мальчик необычно покрасил волосы.

Он был счастлив и горд. Идя в школу, он предвкушал, как девчонки будут благосклонно смотреть в его сторону, как его враг лопнет от зависти, а его тайно любимая девчонка наконец-то обратит на него внимание.

Наконец, он был счастлив просто оттого, что он – личность с большой буквы «Л», что он самостоятельно решает свои проблемы. Что причёска? Он ещё не то может! Он ещё мир перевернёт.

Двигаясь по коридору на розовом облаке мечты, он плавно влетел в класс, приземлился за свою парту, с восторгом замечая вокруг приятное удивление. Одобрение друзей, зависть врага и – о, чудо! – она посмотрела на него и сказала: «Клёвая причёска!»

Прозвенел звонок.

Вы думаете, этот мальчик до сих пор витает в облаках? Нет! Его очень умело вернул на землю голос учителя:

- Что это за клоун? Ты сначала что-нибудь заимей в своей голове, а потом уже и на голове делай, что хочешь!

 

--------------------------

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№26, май 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

Выпуск подготовлен отрядом "Восьмое чудо света" Юниорского союза "Дорога".



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное