Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе - выпуск 27, июнь 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗАКОНА

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 27, май 2004 г.

текстовая версия

 

Новости

Юниорский союз «Дорога» подготовил к изданию брошюру «Школа – территория закона». В неё вошли избранные материалы нашей газеты за учебный год – проблемные статьи и комментарии. Брошюра будет бесплатно распространена по школам и библиотекам в Петрозаводске и других городах Карелии. А жители других регионов могут скачать эту брошюру с нашего сайта – раздел «Подшивка».

 

Юниорский союз «Дорога» подготовил итоговый выпуск тележурнала «Школа – территория закона». Пятнадцатый по счету выпуск вышел в эфир петрозаводского телеканала ТНТ-Петронет 1 июня, в день защиты детей. По случаю праздника, выпуск длился в два раза дольше, чем обычно.

 

Тема номера: наши итоги учебного года

Под конец учебного года принято подводить итоги. Вот и мы в этом выпуске решили подвести итоги работы нашей газеты. Спасибо читателям, которые прислали нам свои мнения! Надеемся, что вы будете нашими собеседниками и в следующем учебном году.

 

Кому и в какой форме Вы собираетесь принести свои извинения?

Уважаемая редакция газеты «Школа – территория Закона»,

Я с интересом читаю все выпуски Вашей газеты. Мой интерес и чисто профессиональный, так как я руководитель Карельского Союза защиты детей, а, кроме того, Ваша газета финансируется за счет проекта, руководителем которого я являюсь. Поэтому материалы, публикуемые в газете, постоянно обсуждаются с руководителем редакционного коллектива Денисом Рогаткиным. А сейчас возникла потребность обратиться ко всему редакторскому коллективу с открытым письмом.

Уважаемые друзья и коллеги, у нас с Вами общая цель – защита прав детей. Ваша газета – один из способов такой защиты. Безусловно, частично газета соответствует этой цели, так как она поставляет сведения о фактах нарушения прав учащихся в школе. Но, читая газету, невольно ловлю себя на мысли, а так ли достоверны эти факты? И, наверное, не я одна сомневаюсь. Что дает мне основания делать такие выводы?

1.  Ваши материалы, как правило, анонимны. Говорят, что это делается специально, дабы защитить авторов от преследования. Но анонимность такова, что не указывается даже школа, класс, учитель, не просто грубо нарушивший права учащегося, но и по существу, допустивший уголовно наказуемое деяние. Получается, что такая анонимность защищает именно учителя от наказания.

В данном случае я имею в виду публикацию «Силовые приемы» из 22-го номера газеты. В течение месяца мне не удается получить от Вас конкретную информацию об этом случае, и это объясняется тем, что все это время информация Вами проверяется. Спрашивается, а надо ли было публиковать непроверенную информацию? А если такого случая вообще не было, как Вы оцениваете вред, нанесенный делу защиты прав детей? Кому, и в какой форме Вы собираетесь принести свои извинения?

2.  Вы неоднократно писали о случаях принуждения учащихся к труду. В 25-ом номере речь идет о принудительных субботниках. Публикации убедительны и выглядят вполне достоверно, тем более что это старая традиция известная многим поколениям учащихся. Традиционно под этими авторскими материалами нет подписи авторов. Не знаю как другим читателям газеты, но мне важно было узнать не автора публикации, а номер школы, где заставили собирать мусор руками, где поставили оценки за уборку территории. Я хотела бы узнать, в какую графу занесли эти оценки, и как повлияют они на успеваемость учащихся? Но в публикациях не указаны и номера школ, поставивших эту информацию в газету. Возникает вопрос, почему так, и какой прок от такой анонимности, кого она защищает?

3. После публикаций на тему, следуют редакционные комментарии. Как правило, это грамотные, взвешенные и исчерпывающие правовые сведения. Это очень важная и нужная составляющая в Вашей газете. Но есть и спорные моменты. Несколько раз Вы писали о том, что мало получить Ваше согласие на участие в каких-либо школьных мероприятиях с применением элементов физического труда, надо еще и получить на это согласие родителей. Безусловно, так оно и есть по закону, если речь идет, скажем, об уборке картофеля или введения нового вида трудового обучения. Но Вы пишите об ином.  Например, Вы пишите, что при аварии залило класс водой, и воду надо срочно убрать, чтобы не протекло на нижний этаж, Вы бы и хотели помочь, но надо спросить разрешения родителей. Не кажется ли Вам абсурдной такая ссылка на Закон? Не кажется ли Вам, что в том случае, если родители запретят Вам участвовать в субботниках по уборке территории, класса, то это родители нарушат Ваши права на участие в школьных мероприятиях, которые предусмотрены статьей 50 (часть 15) Федерального Закона «Об образовании»?

4.  Одной из задач Вашей газеты является правовое просвещение учащихся и взрослых – всех участников образовательного процесса. В первую очередь она издается для школ г. Петрозаводска, так как финансируется по городскому проекту. Спрашивается, кто читает Вашу газету, сколько у нее читателей среди учащихся, учителей, родителей, чиновников из Управления образования города Петрозаводска? Газета не дает ответы на эти вопросы. А это просто важно и интересно знать любому проекту, финансирующему газету, но, кроме того, на этот вопрос наводит скудность откликов от ее петрозаводских читателей. В редкой газете появляется что-либо за подписью учителя, еще реже – родителя, никогда – от чиновника. Во многих школах ничего не знают о Вашей газете. И это, не смотря на остроту и злободневность публикаций. Спрашивается, а кто Ваш читатель? На кого рассчитана Ваша газета помимо пользователей Интернета?

Я бы хотела, чтобы мое письмо к Вам и ответы на его вопросы были опубликованы в газете. Я надеюсь, на дальнейшее продолжение нашей с Вами совместной деятельности по защите прав детей с наибольшей эффективностью.

 

С уважением,

Надежда Георгиевна Павлова
Председатель Правления Карельского Союза защиты детей

 

 

От редакции:

Уважаемая Надежда Георгиевна!

Мы глубоко сомневаемся, что наш ответ на Ваше письмо будет интересен читателям.

Поэтому мы не будем публиковать его в печатной версии газеты и в рассылке. Но ответы на Ваши вопросы у нас есть. Все желающие смогут найти текст ответа на сайте газеты «Школа – территория закона».

 

 

Голоса Интернета

 

Подборку откликов о нашей газете открывает письмо из города Питкяранта, адресованное координатору Юниорского союза «Дорога» Д.Рогаткину.

 

Информацию должен иметь каждый школьник

Уважаемый Денис Владимирович!

После Вашего визита в город Питкяранта и небольшой беседы с руководителями детских и молодёжных объединений, меня очень заинтересовала затронутая Вами тема правового информирования детей и юношества. Данная проблема имеет место в каждой школе, и каждый ребёнок должен иметь информацию, какие он права имеет и как эти права защищать.

Воспользовавшись информационными ресурсами сайта Вашей организации, я ознакомился с выпусками газет и почерпнул из них много интересного и познавательного. Надеюсь в дальнейшем получать выпуски по «электронке».

В качестве эксперимента,  силами нашей организации растиражировали последний номер и распространили в школе. В результате произошло несколько конфликтных ситуаций между учащимися и работниками школы при попытке первых заявить о нарушении их прав, и мне, как инициатору, пришлось урегулировать данные споры, уже не как правовику, а как психологу.

Школьники, к сожалению, не имеют опыта защиты своих прав, и действуют, как говориться, «напролом». К сожалению, и наши учителя не умеют правильно реагировать на «бунтарство» учеников. Поэтому мне  хотелось бы предложить Вам, чтобы при написании комментариев и консультативных ответов в газете использовались замечания и предложения психолога. Это поможет школьникам правильно и грамотно действовать при защите своих прав.

Кроме того, по опыту своей работы, я знаю, что детей волнуют и сложные межличностные отношения, разобраться в которых им тоже может помочь газета вашей организации, так как она уже пользуется большой популярностью.

Со своей стороны готов предоставить помощь специалиста-психолога, если данная тема Вас заинтересует.

С уважением и добрыми пожеланиями,      

 

Герасимов М.Ю.,

президент Карельской федерации Ояма Киокушинкай каратэ-до

 

 

Спасибо за газету!

Здравствуйте!

Мне очень нравится ваша газета. Она помогла мне понять, где нарушают мои права и права моих друзей и отстаивать их. Например, некоторые наши учителя имеют привычку за разговоры на уроке выгонять за дверь. Теперь же я и мои друзья знаем, что этого делать нельзя, и мы говорим им это в лицо. Помогает, большинство прислушивается и использует другие меры наказания.

Большое Вам спасибо за эту газету!

 

 

С прррревеликим уважением!

Приветствую!

Замечательная газета! (как я уже неоднократно говорил). Напоследок хочу сделать маленькое предложение: ближе к финальному выпуску перечислить конкретные статьи из разных правовых актов, специально для тех, кто не хочет их перелопачивать, которые помогут при отстаивании своей позиции в вопросах прав человека в школе.

Засим все,

с прррревеликим уважением,

Павел

 

От редакции:

Уважаемый Павел! Выписки из правовых документов размещены в отдельном разделе на нашем сайте. Милости просим!

 

 

Мы сами не ожидали

У нашего класса были большие проблемы с учителем хинди, и я решила написать письмо в газету “Школа – территория закона” – попросить совета. Историю опубликовали и написали комментарий с советами нашему классу.

Распечатав этот номер газеты, я принесла его в школу – показать друзьям. Кто-то предложил незаметно положить листочки на стол преподавателя хинди. Мы так и сделали.

В конце урока педагог дала нам самостоятельную работу, а сама начала разгребать бумаги на своем столе. Заметив распечатанную газету, она прочитала весь номер, а когда дошла до рубрики “Голоса Интернета”, очень удивилась и стала оглядывать класс. До конца урока учитель с нами не разговаривал.

После этого уроки хинди стали спокойными – учитель не кричал, перестал ставить двойки просто так, даже называет нас по именам, а не по фамилиям! Мы сами не ожидали такого результата.

Спасибо газете “Школа – территория закона”.

Лиза,

Санкт-Петербург

 

Газета правдивая

Газета очень интересная, правдивая.

Помогает мне, как учителю, узнавать права школьников, родителей. Стараюсь придерживаться этих прав, чтобы избегать конфликтов.

Из газеты я получаю много информации. Например, я узнала, что администрация школы не имеет права требовать от меня сбора денег с родителей.

Спасибо за газету.

Кулашова Марина Викторовна,

учитель начальных классов школы №29

 

 

По-другому оценить свои действия

Газета полезна для обмена мнением разных ребят, позволяет лучше знать свои права и обязанности в обществе. Прочитав газету, некоторые учителя могут оценить свои действия по-другому.

Поплавков Сергей Александрович,

родитель

 

 

На газету часто покушались

В этом году на нашу газету часто покушались. Учителя стараются, чтобы ученики «не подняли бунт», и срывают газеты. Но все равно некоторые (я часто видела) регулярно перед снятием нашу газету читают.

Это признак того, что она привлекла внимание. По-моему, это хороший знак.

Но мне кажется, что ничто не помешает учителям нашей школы нарушать наши права. Это сказала мне наша классная руководительница: «В нашей школе у учеников нет прав, есть только обязанности».

 

 

Учителя видят себя

В своей школе я заметил, что учителя, прочитав газету «Школа – территория  закона», начинают злиться на учеников, которые пишут туда статьи. Мне кажется, это происходит потому, что в ситуациях, которые там описаны, они видят себя и свои поступки. Конечно, они стараются высказывать меньше претензий к учащимся, чтобы не оказаться на страницах следующего выпуска.

Даже директор стал в чём-то помогать ученикам защищать свои права. В одном из случаев он отреагировал на моё заявление, в котором я просил отменить огромное домашнее задание на каникулы. Так как каникулы созданы для отдыха учеников, то директор поговорил с учителем физики, а он, в свою очередь, отменил домашнее задание.

Я думаю, что после того, как я начал работать в Детском Правозащитном Пресс-центре, моя жизнь в школе изменилась к лучшему. Учителя стали понимать, что ученики – это не подопытные кролики, с которыми можно обращаться, как захочется. Теперь они знают, что в школе есть такие люди, которые могут защитить свои права и права своих одноклассников и друзей.

 

Александр Михайлё,

корреспондент детской правозащитной газеты

«Школа – территория закона»

 

 

Жить в мире

Газета хорошая, нужная. В ней поднимаются проблемы школы от самых маленьких, обычных, до самых больших.  Считаю, что польза от газеты огромная.

Во-первых: ни для кого не секрет, что если у ребёнка случилась неприятная ситуация в школе, то разрешить её (пусть даже самую пустяковую) иногда становиться проблемно. Хорошо, если классный руководитель – хороший, понимающий человек, готовый выслушать и понять. А если педагогический состав нацелен на то, что бы задавить любую идею, любое начинание ребят? Не каждый побежит жаловаться куда-либо. Сам факт жалобы - неприятен. Мы часто надеемся на порядочность и человечность учителей. Ведь это люди с высшим педагогическим образованием! Но, к сожалению, бывает по-разному. И вот поэтому, чтобы не навредить ребёнку в дальнейшей учёбе, но и в то же время как-то разрешить ситуацию, мы теперь можем написать статью в газету «Школа – территория закона» в виде фельетона, конечно же, не называя имён и номер школы (если это проблема не большая). Если ситуация серьёзная, то, конечно же, нельзя ограничиваться анонимностью, надо называть и номер школы, и учителя, и суть конфликта (всё это в дополнение к официальным действиям).

Во-вторых: огромная польза для ребят, которые делают газету. Они приобретают навыки работы с материалом, с людьми и много другого, что им обязательно пригодиться в жизни.

В-третьих: ребята теперь знают – что выход есть! Всегда! Из любой ситуации!

Остаётся пожелать ребятам, что бы они всегда умели разобраться в любой жизненной ситуации, при этом оставаясь людьми! Ведь человеческие отношения зависят не только от законов, но и в большей степени – от умения людей взаимодействовать друг с другом, идти на уступки, и желания жить в мире!

 

Е.В.Максимова,

родитель

 

 

Газета перевернула мою жизнь

Эта газета полностью перевернула мою жизнь. На моих учителей я стала смотреть с более «юридической» точки зрения. Раньше при каком-то казусе я просто заявляла, что это «не честно». Я не могла обосновать своё мнение, но я понимала, что так не должно быть. Теперь, узнав о правах человека, я стала предъявлять к учителям какие-то требования, следить за их поведением по отношению к себе и к классу в целом.

Но, кроме этого, я стала сама пытаться сделать так, чтобы учитель не нарушал наши права. Напоминаю или просто пытаюсь поговорить с учителем. Но чаще всего учитель считает это то ли оскорблением (хотя я вежливо подхожу к этому вопросу, не кричу, не ругаюсь), то ли выпендрежем. Обидно, когда тебя называют «самой умной» из-за правозащитной деятельности, а потом наказывают весь класс лишними билетами в зачет. А после этого одноклассники дают мне пороху!

Польза от газеты такая – я стала думать трезвее, у меня возник интерес и к другим газетам. Из них я узнаю интересную информацию и по теме нашей газеты.

Плохого мне газета тоже принесла немало. Одноклассники меня недолюбливают за то, что я «анархистка» в школе. А я просто пытаюсь что-то изменить. Да и учителя стали ко мне привязываться и занижать оценки. Но мне кажется, что они меня просто боятся. Как и одноклассники. А иначе, как оценками, они не могут защищаться.

Но я учителей и директора особо не боюсь. Такая сейчас ситуация, что школу надо изменять. А любых перемен все боятся. И людей, которые хотят изменить что-то к лучшему, боятся.

Учителей и учеников нельзя винить за их отношение ко мне. Это естественная реакция людей.  Так было в истории всегда. И люди боятся это признать. Если будет больше таких людей, которые не хотят терпеть нехорошее отношение к себе, то и людей, стремящихся узнать о своих правах, станет больше. Наша газета дает этому толчок. Только насколько он сильный?! Будут ее по-прежнему срывать со школьных стен или вешать на видное место? Будут ругать за заметки в нашу газету или будут стараться действовать по нашим советам? Будут ли ругать и презирать за точку зрения, которая должна перевернуть школьную образовательную машину, или будут искать компромисс? Со всем этим я сталкивалась. Точнее – с началом предложений. Когда будет осуществлена вторая часть? Надо работать, а главное – не закрываться.

И еще. Только о плохом писать нельзя. Давайте напишем о хорошем. Во многом нашу газету не любят из-за того, что там нет хорошего:

- Вы только и умеете ругать учителей!

Многие так и говорят. Давайте относится к учителям не как к врагам, а как к родственникам, которые делают оплошности. Если так к учителям относиться в статьях, может, и они начнут с удовольствием читать нашу газету.

 

Волкова Алина,

ученица 9-в класса Университетского лицея,

корреспондент детской правозащитной газеты

«Школа – территория закона»

 

 

Невыдуманные истории

 

Дарить цветы недостойны

В одной из школ города Петрозаводска директор запретил девятым классам дарить цветы учителям на линейке, посвящённой окончанию учебного года. Он обосновывает это тем, что девятые классы неактивно вели себя в течение года. А именно: мало народу пришло на молодёжный марш памяти, мало ребят участвовали в олимпиадах.

Но при чём тут учителя? Разве они виноваты, что ученики девятых классов не участвовали в олимпиадах или в том, что многие не смогли придти на молодёжный марш памяти?

Эти и многие другие вопросы остаются загадкой.

____________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№27, май 2004

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова, Паша Новиков, Инна Веденская и другие.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное