Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-10-09

[TIFLO] Профессиональная ориентация. инвалидов.

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Андрей! Очень порадовало меня твое сообщение. Отправив предыдущее письмо
поймала себя на мысли, что остался не затронутым очень важный аспект
профессионального образования. Твои же примеры очень хорошо восполнили этот
пробел.
Помню как на одной из конференций по профессиональному образованию инвалидов
Галина Владимировна Никулина с трибуны аргументированно доказывала, что
инвалид имеет право на получение образования без того, чтобы уже при
поступлении требовали гарантий его трудоустройства. Ведь этого никто не
требует для обычных студентов. Многие девушки поступают в вузы вообще не
собираясь никогда работать. Это касается и незрячих тоже. И разве плохо,
если полученные знания помогут им в воспитании детей? Мне известно несколько
незрячих, поступивших в вуз с целью самообразования. Можно рассуждать о
неэффективности и нерациональной трате бюджетных средств. Но все ли надо
мерить на деньги? Примеры, приведенные Андреем очень яркая иллюстрация к
обсуждаемой проблеме.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1295

   2005-10-09 13:51:30 (#452101)

[TIFLO] Re[2]: Профессиональная ориентация. инвалидов.

Здравствуйте.

> Сделал вывод, что болгарский опыт показывает, что их путь неприемлем.

Александр, учитывая тему сообщения, возможно и так.

> Все что делается, с моей точки зрения, надо оценивать
> ПО КОНЕЧНОМУ результату - достойному трудоустройству.

Отклонюсь для начала от темы обсуждения. По-моему, основная цель -
предоставить инвалиду доступ к информации, чтобы он смог сделать
самостоятельный профессиональный выбор, но - это, как уже сказано, наиболее
приемлемый конечный результат. Вчера ко мне обратился молодой человек. Он с
успехом пробовал заниматься у нас в компьютерном центре три года назад. Но
по состоянию здоровья был вынужден отказаться от занятий. Сейчас он
передвигаться самостоятельно не может, с трудом сидит в кресле,
интеллектуально развит,
школу закончил успешно. В настоящее время он сидит один дома и ищет себе
хоть какое-нибудь занятие. Недавно у него появился компьютер. Пройдя
обучение в нашей лаборатории психолого-педагогической коррекции при РГУ с
профессиональным квалифицированным преподавателем нет
никакой гарантии, что он сразу же найдет себе работу и вообще найдет ли, но
он стремится найти применение своим знаниям и навыкам. Так чтоже ему
сказать - оставь свои глупые мечты, конечного результата, достойного нашего
общества применения ты достигнуть не сможешь?

> Иначе все остальное - только имитация деятельности.

Еще пример. Я попробовал "сымитировать деятельность". Мне полтора года
назад позвонил парень из пригорода Калининграда. В течении нескольких дней
он потерял зрение, причем на последнюю операцию добирался самостоятельно на
своей машине. Занимался он до того ремонтом, перегонкой и продажей
иностранных автомобилей. И вдруг заниматься ему сразу стало нечем. После
нескольких месяцев депрессии он начал вставать на ноги. Потихоньку, по мере
сил, с напарником занялся прежним делом. Но поскольку из дома он
самостоятельно не выходил и "друзья" все растерялись почти сразу, он начал
искать чем занять досуг. Прослышал про наши курсы, тут же безуспешно
обратился за информацией в РО ВОС. Через три месяца, от случайных знакомых
узнал мой телефон. Приобрел компьютер, я ему его наладил для работы с Jaws.
Снабдил текстами с "наших" специализированных сайтов, консультировал по
телефону. Через неделю он немного освоил компьютер, самостоятельно начал
выходить в интернет. Появились новые друзья, компьютерщики. Познакомился с
девушкой из другого города, она приехала к нему в гости, собрались
пожениться. После этого мы с ним долго не созванивались. Видимо у него все в
порядке. Вероятно, человек вновь уверен в своих силах, в состоянии
пользоваться общедоступной информацией, своими прежними навыками, без
сомнения, профессиональными. И это лишь два примера сразу пришедшие в
голову. Уверен, многие участники рассылки могут поделиться подобной
информацией.

Андрей.
Калининград.

Выпуск листа на новом месте: 1294

   2005-10-09 13:26:19 (#452087)

[TIFLO] Профессиональная ориентация. инвалидов.

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Александр Лазаревич! В какой-то мере получение инвалидами профессионального
образования выглядит нередко как имитация деятельности. НА очень серьезном
уровне мне приходилось слышать,что не надо давать инвалидам высшее
образование, если инвалид по его получению очень часто не может
трудоустроиться по специальности. Инвалид, получивший образование, тяжелее
переживает свое положение и т.д. и т.п. Мысль эта не нова. Особенно много её
приверженцев было в Германии девятнадцатого века и первой половины прошлого
века. По крайней мере немецкие тифлопедагоги той поры много на эту тему
писали. Но по-моему вопрос получения профессионального образования очень
неоднозначен. Во-первых, далеко не все незрячие поступая в вуз планируют
работать по выбранной специальности. Во-вторых, все-таки то, что достаточное
количество незрячих смогли трудоустроиться по полученной специальности
свидетельствует о том,что путь получения высшего образования должен быть
доступен для инвалидов. Интегрированное школьное образование может помочь в
ряде случаев незрячему приобрести опыт, необходимый при обучении вузе и
последующем трудоустройстве и непосредственно работе в коллективе зрячих. Но
подходить и к тому кто и в каких условиях будет получать общее и высшее
образование надо в каждом конкретном случае индивидуально. То,что сейчас
выпускники наших школ чуть ли не всем классом поступают в вузы врядли может
свидетельствовать об их очень высокой подготовленности и готовности к
обучению и работе в коллективе зрячих. И вполне естественно с моей точки
зрения, что и в нашей стране, и за рубежом далеко не все, получившие высшее
образование, могут трудоустроиться по полученной специальности. Среди
здоровых выпускников вузов тоже далеко не все потом работают по полученной
специальности. По-моему тот факт, что и у нас и за рубежом значительная
часть молодых специалистов не востребованы не должно служить поводом для
прекращения деятельности по созданию условий для получения высшего
образования инвалидов. Но к реалиям жизни школьников надо готовить ещё в
школе, чтобы для них потом не было стрессом то, что они оказываются не
востребованы. Помню свое состояние на комиссии по распределению. Было очень
неприятно осознавать, что никто из "покупателей" не хочет тебя брать лишь
потому, что ты слеп. Но тогда была распределительная принудительная система.
И предприятию меня просто навязали. Пара месяцев доказывания, что ты можешь
работать были мало приятны. Причем доказывать приходилось кадровикам при
том, что начальник ВЦ и начальник отдела были согласны взять меня на
работу. У них уже был позитивный опыт общения с незрячими программистами. И
их опыт потом очень мне помог. К сожалению, сейчас распределительная система
не работает. Слепые вынуждены в более жестких условиях искать место под
солнцем. Но и в этих условиях есть молодые ребята, нашедшие свое место.
По-моему в чем-то проблема слепых состоит в том, что в течение почти
столетия нас приучали к тому, что ВОС за нас все решит и мы разучились во
время принимать решения, касающиеся конкретно нашей личной судьбы.
Выпускники специализированных школ были уверены, что уж УПП от них никуда не
денется. Часто даже очень успешные ребята не пытались даже поступать в вуз,а
сразу шли на УПП. Теперь же в новой экономической ситуации незрячие
вынуждены искать новые пути трудоустройства. Поступление в вуз на какое-то
время отдаляет решение этой проблемы. Неудивительно, что выбор будущей
профессии часто необдуман и спонтанен. А результат скажется при получении
профессионального образования и последующем трудоустройстве. Отрицательные
примеры к сожалению не редко бросают тень на саму идею получения
профессионального образования инвалидами. Чрезмерная Погоня за всеобщностью
и доступностью высшего образования для инвалидов по-моему невольно может
сослужить плохую службу. Множество отрицательных примеров со временем может
быть использовано для оправдания запрета на обучение инвалидов в обычных
вузах.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1293

   2005-10-09 12:16:43 (#452068)

[TIFLO] Re: Профессиональная ориентация. инвалидов.

Здравствуйте уважаемые участники рассылки !
Ирина Николаевна !
Прочитал Ваше письмо с начала до конца, а затем стал читать с конца и
вернулся к началу.
Сделал вывод, что болгарский опыт показывает, что их путь неприемлем.
Все что делается, с моей точки зрения, надо оценивать
ПО КОНЕЧНОМУ результату - достойному трудоустройству.
Иначе все остальное - только имитация деятельности.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Александр Альперт
mailto:al-alpe***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1292

   2005-10-09 10:02:22 (#452018)

[TIFLO] Профессиональная ориентация. инвалидов.

Здравствуйте!
Уважаемые участники рассылки!
Александр Лазаревич! В настоящее время многие общественные организации и
библиотеки выпускают пособия на тему профориентации незрячих. Но чаще всего
тиражи этих изданий невелики и малодоступны широкой общественности. К
сожалению, большинство из них не доводится до учащихся всех школ слепых и
слабовидящих, а распространяются лишь в конкретном регионе или федеральном
округе. есть публикации и ученых. Но доступность и этих материалов тоже, как
правило, очень ограничена. Журнал "Школьный вестник" начал на своих
страницах публикацию материалов по профориентации, Они доступны практически
всем учащимся специализированных школ. но использование только их явно не
достаточно для проведения полноценной работы по профориентации.
В ряде регионов в школах для слепых и слабовидящих активную работу по
профориентации ведут руководители региональных организаций и советов РИТ, а
также обычные незрячие специалисты. К таким регионам прежде всего относятся
с моей точки зрения: Москва, С.-Петербург, Н. Новгород, Дагестан, Владимир и
список этот можно и дальше продолжать. Но , к сожалению, есть регионы, где
выпускники школы вообще не представляют где и каким образом они могут
получить ту или иную профессию. Участники рассылки могут подключиться к
популяризации различных профессий и конкретных путей их получения. Сделать
это можно подготовив собственный материал для публикации на страницах
журнала "Школьный вестник".
О том каким в идеале должно быть интегрированное образование порассуждать
интересно. Вот только на сколько эта идеальная система может быть создана в
нашей стране? Ведь даже в благополучных странах далеко не все так
организовано и бессбойно функционирует, как многим кажется. И стереотипы
далеко не все сломаны, и относятся к инвалидам хоть и несколько по-другому,
но не думаю,что и там все проблемы решены. Недавно я публиковала в рассылке
материал Джернегана. Конечно с его написания прошло 20 лет, но можно ли за
столь короткий срок изменить психологию людей? В Америке жесткие законы и их
не соблюдение влечет тяжелые последствия. Поэтому по-моему к инвалидам
отчасти и относятся с должным вниманием. Себе дороже может быть, если не дай
бог проявишь нетерпимость к инвалиду или его нуждам. Недаром говорят,что в
Америке хуже всего живется белому, здоровому мужчине средних лет.
В Болгарии я наблюдала подход, который сейчас и в России предполагается
начать активно внедрять. Буду писать только об интеграции незрячих детей. По
слабовидящим картина с моей точки зрения сложнее, так как проявление
дефекта и возможности слабовидящего для окружающих часто менее очевидны и
понятны, чем проблемы незрячего.
Если родители незрячего ребенка решают выбрать для обучения массовую школу,
то ребенок, как правило, сначала проходит курс общей подготовки в
специальной школе. после того, как он освоил брайль и элементарные навыки
самообслуживания и родители совместно с преподавателями приходят к выводу,
что ребенок уже может быть интегрирован, То он переводится в массовую школу.
В каждом конкретном случае время перевода в массовую школу определяется
индивидуально. есть случай, когда незрячая девочка была успешно переведена в
массовую школу во втором классе, но чаще переход осуществляется позже.
Во время обучения в массовой школе слепому ребенку, а также его
преподавателям и родителям оказывается помощь тифлопедагога. Также незрячему
ребенку специализированная школа предоставляет необходимые учебники, учебные
пособия и все необходимое для осуществления учебного процесса. Также при
необходимости преподавателями специальной школы оказываются консультации
незрячим ученикам массовых школ, их преподавателям и родителям. при желании
незрячий ученик может посещать коррекционный блок занятий непосредственно в
специальной школе. Но такая возможность имеется в общем-то только у детей,
проживающих в Софии, Варне или в близлежащих от этих городов районах. Хотела
бы обратить ваше внимание на то, что осуществление вышеописанного во многом
стало возможно благодаря существенной финансовой поддержке многочисленных
благотворительных зарубежных фондов. Положение же взрослых слепых в
Болгарии очень тяжелое. Большинство предприятий для слепых закрыто. Части
слепых удалось трудоустроиться в частный бизнес. есть преподаватели вузов,
массажисты, музыканты, работает издательство и библиотека. Выпускники школ в
большинстве поступают в вузы и колледжи, но решение вопроса трудоустройства
выпускников этих учебных заведений аналогично нашему. Мне пришлось наблюдать
жизнь слепых в конкретных жизненных ситуациях. Была и в семьях, и на
предприятии, встречалась со студентами и т.д. Жизнь большинства болгарских
слепых очень экономически сложна. С последней встречи прошло 2 года. Не
думаю, что ситуация принципиально изменилась.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1291

   2005-10-09 09:12:30 (#452010)

[TIFLO] Информационное сообщение

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

14-16 ноября 2005 г. в Киеве состоится международная научная конференция <Применение
информационных технологий в образовании слепых>. Конференция проводится Учебно-информационным
компьютерным центром Украинского общества слепых совместно с Институтом коррекционной
педагогики и психологии Национального педагогического университета им. П. М.
Драгоманова при финансовой поддержке посольства Королевства Нидерландов в Украине.

Место проведения конференции: Центральная специализированная библиотека для слепых
им. Н. Островского (Киев, Печерский спуск, 5, проезд м. Кловская). Регистрация
участников 14 ноября с 9:30, начало работы - 10:00.

Приглашенные участники конференции обеспечиваются средствами на питания в дни
ее проведения, а иногородние участники обеспечиваются проживанием за счет организаторов
конференции. Проезд и суточные в пути следования - за счет командирующей организации.
Иногородние участники - инвалиды 1 группы по зрению по согласованию с организаторами
конференции могут иметь сопровождающих, которые принимаются на тех же условиях,
что и участники конференции.

Специалистам в области образования слепых с применением информационных технологий,
проявившим интерес к участию в конференции, следует связаться с ее организаторами
по телефону в Киеве (38044) 235-62-97 или по электронной почте utos@i*****.ua.
В связи с ограниченными возможностями по принятию участников конференции заявки
будут удовлетворятся по мере их поступления.

Директор УИКЦ УТОС Сергей Анатольевич Васин

Выпуск листа на новом месте: 1290

   2005-10-09 08:00:54 (#451994)