Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] ТАЙГА НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

"Школьный вестник" N5, 2005г

А. Сумгуров

ТАЙГА НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

- А что, если...

Вот так и рождаются интересные проекты, необычные идеи. Так начался наш удивительный
поход.

Мы - это ребята из разных классов (кто-то постарше, кто-то младше), руководитель
социально-реабилитационной службы и педагог-воспитатель.

Идея возникла спонтанно. Действительно, а почему бы не отправиться не куда-нибудь
в город, а в самую что ни на есть тайгу? Чтобы провести там практическое занятие
по ориентировке в пространстве. Сможем ли мы, незрячие, сориентироваться в незнакомой
местности? Карельская тайга особая: то медно-ствольные сосны на песчаных сопках,
то мрачный ельник в болотистых низинах. Да и дорога - не асфальт: грунтовая,
петляющая между скал, болот, пересекающая бесчисленные ручьи и реки со студёной
водой.

В школе-интернате N 23 города Петрозаводска занятия по ориентированию слепых
детей проводились и раньше. Тифлопедагог Нина Васильевна Смурова и руководитель
проекта Василий Андреевич Задыхайдо, в недавнем прошлом председатель Карельского
отделения ВОС, инвалид по зрению, учили детей пользоваться тростью для слепых.
Василий Андреевич знакомил ребят с особенностями ориентировки в пространстве,
объяснял, что различные звуки, шумы можно использовать как ориентиры. Но такого,
чтобы отправиться с ночёвкой в незнакомое место, в школе ещё не было.

Собрались быстро. Провизия, тёплая одежда, аптечка. Преподаватель физкультуры
Владимир Васильевич Воскобойник подвёз нас на школьном микроавтобусе до берега
Онего, а дальше мы пошли пешком. Нас сопровождал четвероногий друг и помощник
Василия Андреевича - немецкая овчарка-проводник Ричард. Она великолепно знает
все команды, которые необходимо выполнять собаке-поводырю.

Ночёвку решили устроить на даче у Василия Андреевича. Там мы с энтузиазмом погрузились
в новые, незнакомые нам дела и приобрели массу сугубо мужских практических навыков.
Василий Андреевич обучал нас всему тому, что умел делать сам: колоть дрова для
сауны, носить колодезную воду, коптить рыбу, разжигать костёр. Согласитесь, даже
люди с нормальным зрением не всегда хорошо справляются с таким объёмом дел по
хозяйству.

Мы, школьники, пробовали делать то, чему нельзя научиться ни по одному учебнику.
Опыт уже взрослого человека, который мы перенимали, непременно пригодится в жизни.
Ведь только практика и желание овладевать всё новыми умениями и навыками помогают
чувствовать себя человеком, уверенно идущим по жизни.

И была баня! Великолепная сауна, чаепитие за старинным ведёрным самоваром, песни
под гитару и баян, долгие разговоры обо всём. Каждый рассказал, что он узнал
нового за эти сутки. Егор Махотин впервые нашёл грибы. Виктор Панков обнаружил,
что "Битлз" неплохо можно исполнять на баяне. Дима Павлов научился ходить с собакой-проводником.
Артём Меньшенин перебирал шунгит - камни, которых много на берегу Онежского озера.

Слепому человеку трудно ориентироваться в лесу или на болоте, но это возможно.
Особенно, когда рядом с ним будут неравнодушные люди, способные в трудную минуту
реально помочь, а не просто жалеть на словах.

Запомнились нам и лесные комары, которые так обрадовались нашему появлению! И
шум листвы деревьев, который схож с шумом волн Онежского озера. Такое не забудешь
никогда.

В нашей Петрозаводской общеобразовательной коррекционной школе-интернате N 23
реабилитационная работа ведётся систематически. Есть спортивные кружки, часто
проводятся экскурсии за город. В школе нет равнодушных педагогов, не обеспокоенных
дальнейшей судьбой своих воспитанников. Поэтому и дети в школе добрые и любознательные.
Пишут стихи и песни, танцуют, играют на различных музыкальных инструментах, занимаются
информатикой.

Благодаря директору школы Сергею Васильевичу Зуеву идея таких практических занятий
по обучению слепых учеников ориентированию стала реальностью.

Выпуск листа на новом месте: 1235

Ответить   Wed, 28 Sep 2005 07:04:29 +0400 (#444940)