Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Профессиональная ориентация. инвалидов.

Здравствуйте, Тифлоресурс !
Подскажите, пожалуйста, где можно прочитать как проходит
профессиональная ориентация слепых и слабовидящих детей в наших
спецшколах. Ведь не могут ВСЕ дети стать массажистами.
Как Вы представляете ИНТЕГРИРОВАННОЕ обучение в идеале.
Что в этом направлении сейчас делается на ПРАКТИКЕ ?
Я хотел поучаствовать в дискуссии ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ, но понял, что у
меня очень мало информации.

С уважением,
Александр Альперт
mailto:al-alpe***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1289

Ответить   Sat, 8 Oct 2005 18:05:37 +0400 (#451627)

 

Ответы:

Здравствуйте!
Уважаемые участники рассылки!
Александр Лазаревич! В настоящее время многие общественные организации и
библиотеки выпускают пособия на тему профориентации незрячих. Но чаще всего
тиражи этих изданий невелики и малодоступны широкой общественности. К
сожалению, большинство из них не доводится до учащихся всех школ слепых и
слабовидящих, а распространяются лишь в конкретном регионе или федеральном
округе. есть публикации и ученых. Но доступность и этих материалов тоже, как
правило, очень ограничена. Журнал "Школьный вестник" начал на своих
страницах публикацию материалов по профориентации, Они доступны практически
всем учащимся специализированных школ. но использование только их явно не
достаточно для проведения полноценной работы по профориентации.
В ряде регионов в школах для слепых и слабовидящих активную работу по
профориентации ведут руководители региональных организаций и советов РИТ, а
также обычные незрячие специалисты. К таким регионам прежде всего относятся
с моей точки зрения: Москва, С.-Петербург, Н. Новгород, Дагестан, Владимир и
список этот можно и дальше продолжать. Но , к сожалению, есть регионы, где
выпускники школы вообще не представляют где и каким образом они могут
получить ту или иную профессию. Участники рассылки могут подключиться к
популяризации различных профессий и конкретных путей их получения. Сделать
это можно подготовив собственный материал для публикации на страницах
журнала "Школьный вестник".
О том каким в идеале должно быть интегрированное образование порассуждать
интересно. Вот только на сколько эта идеальная система может быть создана в
нашей стране? Ведь даже в благополучных странах далеко не все так
организовано и бессбойно функционирует, как многим кажется. И стереотипы
далеко не все сломаны, и относятся к инвалидам хоть и несколько по-другому,
но не думаю,что и там все проблемы решены. Недавно я публиковала в рассылке
материал Джернегана. Конечно с его написания прошло 20 лет, но можно ли за
столь короткий срок изменить психологию людей? В Америке жесткие законы и их
не соблюдение влечет тяжелые последствия. Поэтому по-моему к инвалидам
отчасти и относятся с должным вниманием. Себе дороже может быть, если не дай
бог проявишь нетерпимость к инвалиду или его нуждам. Недаром говорят,что в
Америке хуже всего живется белому, здоровому мужчине средних лет.
В Болгарии я наблюдала подход, который сейчас и в России предполагается
начать активно внедрять. Буду писать только об интеграции незрячих детей. По
слабовидящим картина с моей точки зрения сложнее, так как проявление
дефекта и возможности слабовидящего для окружающих часто менее очевидны и
понятны, чем проблемы незрячего.
Если родители незрячего ребенка решают выбрать для обучения массовую школу,
то ребенок, как правило, сначала проходит курс общей подготовки в
специальной школе. после того, как он освоил брайль и элементарные навыки
самообслуживания и родители совместно с преподавателями приходят к выводу,
что ребенок уже может быть интегрирован, То он переводится в массовую школу.
В каждом конкретном случае время перевода в массовую школу определяется
индивидуально. есть случай, когда незрячая девочка была успешно переведена в
массовую школу во втором классе, но чаще переход осуществляется позже.
Во время обучения в массовой школе слепому ребенку, а также его
преподавателям и родителям оказывается помощь тифлопедагога. Также незрячему
ребенку специализированная школа предоставляет необходимые учебники, учебные
пособия и все необходимое для осуществления учебного процесса. Также при
необходимости преподавателями специальной школы оказываются консультации
незрячим ученикам массовых школ, их преподавателям и родителям. при желании
незрячий ученик может посещать коррекционный блок занятий непосредственно в
специальной школе. Но такая возможность имеется в общем-то только у детей,
проживающих в Софии, Варне или в близлежащих от этих городов районах. Хотела
бы обратить ваше внимание на то, что осуществление вышеописанного во многом
стало возможно благодаря существенной финансовой поддержке многочисленных
благотворительных зарубежных фондов. Положение же взрослых слепых в
Болгарии очень тяжелое. Большинство предприятий для слепых закрыто. Части
слепых удалось трудоустроиться в частный бизнес. есть преподаватели вузов,
массажисты, музыканты, работает издательство и библиотека. Выпускники школ в
большинстве поступают в вузы и колледжи, но решение вопроса трудоустройства
выпускников этих учебных заведений аналогично нашему. Мне пришлось наблюдать
жизнь слепых в конкретных жизненных ситуациях. Была и в семьях, и на
предприятии, встречалась со студентами и т.д. Жизнь большинства болгарских
слепых очень экономически сложна. С последней встречи прошло 2 года. Не
думаю, что ситуация принципиально изменилась.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1291

Ответить   Sun, 9 Oct 2005 09:21:43 +0400 (#452010)

 

Здравствуйте уважаемые участники рассылки !
Ирина Николаевна !
Прочитал Ваше письмо с начала до конца, а затем стал читать с конца и
вернулся к началу.
Сделал вывод, что болгарский опыт показывает, что их путь неприемлем.
Все что делается, с моей точки зрения, надо оценивать
ПО КОНЕЧНОМУ результату - достойному трудоустройству.
Иначе все остальное - только имитация деятельности.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Александр Альперт
mailto:al-alpe***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1292

Ответить   Sun, 9 Oct 2005 10:05:09 +0400 (#452018)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Александр Лазаревич! В какой-то мере получение инвалидами профессионального
образования выглядит нередко как имитация деятельности. НА очень серьезном
уровне мне приходилось слышать,что не надо давать инвалидам высшее
образование, если инвалид по его получению очень часто не может
трудоустроиться по специальности. Инвалид, получивший образование, тяжелее
переживает свое положение и т.д. и т.п. Мысль эта не нова. Особенно много её
приверженцев было в Германии девятнадцатого века и первой половины прошлого
века. По крайней мере немецкие тифлопедагоги той поры много на эту тему
писали. Но по-моему вопрос получения профессионального образования очень
неоднозначен. Во-первых, далеко не все незрячие поступая в вуз планируют
работать по выбранной специальности. Во-вторых, все-таки то, что достаточное
количество незрячих смогли трудоустроиться по полученной специальности
свидетельствует о том,что путь получения высшего образования должен быть
доступен для инвалидов. Интегрированное школьное образование может помочь в
ряде случаев незрячему приобрести опыт, необходимый при обучении вузе и
последующем трудоустройстве и непосредственно работе в коллективе зрячих. Но
подходить и к тому кто и в каких условиях будет получать общее и высшее
образование надо в каждом конкретном случае индивидуально. То,что сейчас
выпускники наших школ чуть ли не всем классом поступают в вузы врядли может
свидетельствовать об их очень высокой подготовленности и готовности к
обучению и работе в коллективе зрячих. И вполне естественно с моей точки
зрения, что и в нашей стране, и за рубежом далеко не все, получившие высшее
образование, могут трудоустроиться по полученной специальности. Среди
здоровых выпускников вузов тоже далеко не все потом работают по полученной
специальности. По-моему тот факт, что и у нас и за рубежом значительная
часть молодых специалистов не востребованы не должно служить поводом для
прекращения деятельности по созданию условий для получения высшего
образования инвалидов. Но к реалиям жизни школьников надо готовить ещё в
школе, чтобы для них потом не было стрессом то, что они оказываются не
востребованы. Помню свое состояние на комиссии по распределению. Было очень
неприятно осознавать, что никто из "покупателей" не хочет тебя брать лишь
потому, что ты слеп. Но тогда была распределительная принудительная система.
И предприятию меня просто навязали. Пара месяцев доказывания, что ты можешь
работать были мало приятны. Причем доказывать приходилось кадровикам при
том, что начальник ВЦ и начальник отдела были согласны взять меня на
работу. У них уже был позитивный опыт общения с незрячими программистами. И
их опыт потом очень мне помог. К сожалению, сейчас распределительная система
не работает. Слепые вынуждены в более жестких условиях искать место под
солнцем. Но и в этих условиях есть молодые ребята, нашедшие свое место.
По-моему в чем-то проблема слепых состоит в том, что в течение почти
столетия нас приучали к тому, что ВОС за нас все решит и мы разучились во
время принимать решения, касающиеся конкретно нашей личной судьбы.
Выпускники специализированных школ были уверены, что уж УПП от них никуда не
денется. Часто даже очень успешные ребята не пытались даже поступать в вуз,а
сразу шли на УПП. Теперь же в новой экономической ситуации незрячие
вынуждены искать новые пути трудоустройства. Поступление в вуз на какое-то
время отдаляет решение этой проблемы. Неудивительно, что выбор будущей
профессии часто необдуман и спонтанен. А результат скажется при получении
профессионального образования и последующем трудоустройстве. Отрицательные
примеры к сожалению не редко бросают тень на саму идею получения
профессионального образования инвалидами. Чрезмерная Погоня за всеобщностью
и доступностью высшего образования для инвалидов по-моему невольно может
сослужить плохую службу. Множество отрицательных примеров со временем может
быть использовано для оправдания запрета на обучение инвалидов в обычных
вузах.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1293

Ответить   Sun, 9 Oct 2005 12:27:27 +0400 (#452068)

 

Здравствуйте.

Александр, учитывая тему сообщения, возможно и так.

Отклонюсь для начала от темы обсуждения. По-моему, основная цель -
предоставить инвалиду доступ к информации, чтобы он смог сделать
самостоятельный профессиональный выбор, но - это, как уже сказано, наиболее
приемлемый конечный результат. Вчера ко мне обратился молодой человек. Он с
успехом пробовал заниматься у нас в компьютерном центре три года назад. Но
по состоянию здоровья был вынужден отказаться от занятий. Сейчас он
передвигаться самостоятельно не может, с трудом сидит в кресле,
интеллектуально развит,
школу закончил успешно. В настоящее время он сидит один дома и ищет себе
хоть какое-нибудь занятие. Недавно у него появился компьютер. Пройдя
обучение в нашей лаборатории психолого-педагогической коррекции при РГУ с
профессиональным квалифицированным преподавателем нет
никакой гарантии, что он сразу же найдет себе работу и вообще найдет ли, но
он стремится найти применение своим знаниям и навыкам. Так чтоже ему
сказать - оставь свои глупые мечты, конечного результата, достойного нашего
общества применения ты достигнуть не сможешь?

Еще пример. Я попробовал "сымитировать деятельность". Мне полтора года
назад позвонил парень из пригорода Калининграда. В течении нескольких дней
он потерял зрение, причем на последнюю операцию добирался самостоятельно на
своей машине. Занимался он до того ремонтом, перегонкой и продажей
иностранных автомобилей. И вдруг заниматься ему сразу стало нечем. После
нескольких месяцев депрессии он начал вставать на ноги. Потихоньку, по мере
сил, с напарником занялся прежним делом. Но поскольку из дома он
самостоятельно не выходил и "друзья" все растерялись почти сразу, он начал
искать чем занять досуг. Прослышал про наши курсы, тут же безуспешно
обратился за информацией в РО ВОС. Через три месяца, от случайных знакомых
узнал мой телефон. Приобрел компьютер, я ему его наладил для работы с Jaws.
Снабдил текстами с "наших" специализированных сайтов, консультировал по
телефону. Через неделю он немного освоил компьютер, самостоятельно начал
выходить в интернет. Появились новые друзья, компьютерщики. Познакомился с
девушкой из другого города, она приехала к нему в гости, собрались
пожениться. После этого мы с ним долго не созванивались. Видимо у него все в
порядке. Вероятно, человек вновь уверен в своих силах, в состоянии
пользоваться общедоступной информацией, своими прежними навыками, без
сомнения, профессиональными. И это лишь два примера сразу пришедшие в
голову. Уверен, многие участники рассылки могут поделиться подобной
информацией.

Андрей.
Калининград.

Выпуск листа на новом месте: 1294

Ответить   Sun, 9 Oct 2005 12:26:07 +0300 (#452087)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Андрей! Очень порадовало меня твое сообщение. Отправив предыдущее письмо
поймала себя на мысли, что остался не затронутым очень важный аспект
профессионального образования. Твои же примеры очень хорошо восполнили этот
пробел.
Помню как на одной из конференций по профессиональному образованию инвалидов
Галина Владимировна Никулина с трибуны аргументированно доказывала, что
инвалид имеет право на получение образования без того, чтобы уже при
поступлении требовали гарантий его трудоустройства. Ведь этого никто не
требует для обычных студентов. Многие девушки поступают в вузы вообще не
собираясь никогда работать. Это касается и незрячих тоже. И разве плохо,
если полученные знания помогут им в воспитании детей? Мне известно несколько
незрячих, поступивших в вуз с целью самообразования. Можно рассуждать о
неэффективности и нерациональной трате бюджетных средств. Но все ли надо
мерить на деньги? Примеры, приведенные Андреем очень яркая иллюстрация к
обсуждаемой проблеме.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1295

Ответить   Sun, 9 Oct 2005 14:01:54 +0400 (#452101)

 

Здравствуйте, друзья!
Прочитал материалы о профессиональной ориентации инвалидов, удивился, что
люд могут получать образование ради собственного удовольствия и расширения
личного кругозора. А не подумал ли кто, что человек, обучающийся в вузе ради
собственного удовольствия, занимает чьё-то место, кто хотел бы обучиться для
того, чтобы принсить пользу государству и людям. Да и при современной
нехватке качественнообразованных специалистов, вопрос далеко не личный, а
государственный и общественный. А если уж кому-то нужно расширить свой
кругозор, то можно обучаться на заочном, или дистанционном отделениях, не
лишая возможности учиться кого-то другого. Прошу меня извинить, за столь
резкий всплеск моих эмоций, но я именно из-за того, что некоторые мои
однокурсники решили ради спортивного интереса поработать на кафедрах
пединститута, остался без любимой работы, к которой имел большое стремление
и рвение, а также, по словам преподавателей, определённые способности.
Прошу ещё раз извинить.
С массой наилучших пожеланий Штоковецкий Ярослав.

blind_sht***@s*****.com

Выпуск листа на новом месте: 1303

Ответить   Mon, 10 Oct 2005 17:58:39 -0000 (#452728)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Можно много рассуждать теоретически об осознанных и ответственных мотивах
выбора профессии и последующих планах на трудоустройство. Но мои наблюдения
показывают, что по окончании школы (да и вуза) редко кто не только из
инвалидов, но и из здоровых людей представляет себе где и кем он будет
работать по выбранной профессии.
Когда я заканчивала школу почти до последнего месяца не знала куда же я
понесу документы. Во второй половине одиннадцатого класса все-таки выбрала
математический факультет. В то время более ста незрячих программистов уже
успешно работали в НИИ и на различных госпредприятиях. Сработал прагматизм.
Поступила сравнительно легко. и училась без особого напряга. Но все время
думалось,что выбранная профессия не совсем мое дело. Но так и доучилась в
университете с этими мыслями. Средний бал был 4,68. Что может все-таки
свидетельствовать об определенном уровне знаний. при трудоустройстве были
проблемы, но они разрешились. Как, впрочем, и у всех кто заканчивал
математические факультеты в горьковском университете. И надо отдать должное
моему коллективу. Отработала в нем я почти 11 лет. Была в общем-то неплохим
специалистом в своей области и работала с удовольствием. И не рухни оборонка
скорее всего до сих пор работала бы в этом оборонном НИИ. Но в начале
девяностых стало ясно, что и куда идет. Решила менять профессию. В то время
ВОС и РГПУ организовали отделение факультета коррекционной педагогики РГПУ
имени Герцена. На этом отделении обучали работе со взрослыми слепыми.
поступала туда я без особого понимания зачем мне это нужно. Просто надо было
что-то делать. За полтора года до окончания университета наш отдел совсем
развалился и пришлось заново трудоустраиваться. Благо у меня была
возможность трудоустроиться в нашу общественную организацию "Камерата". Но
надо было что-то делать конкретное и на что-то жить. Мое получаемое
образование вроде таких возможностей не давало. Но вдруг в один миг (даже
помню лекцию Феоктистовой, на которой меня осенило) пришла в голову мысль
создать центр реабилитации. Подобралась хорошая команда и центр был создан.
Таким образом и полученное образование нашло себе применение. Ну, а теперь я
вообще работаю полностью в соответствии со своим вторым образованием.
НА одном факультете со мной училась девушка из провинциального города.
Работала она тогда на УПП. А сейчас она директор школы. Кстати к ее открытию
Марина тоже приложила не мало сил. И примеров, когда человек мало осознает
куда его приведёт полученная профессия и каким образом будут реализованы,
полученные знания много. И немало примеров, когда это не помешало состояться
специалисту. Хотя нередко и не совсем в соответствии с полученной
профессией.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1307

Ответить   Tue, 11 Oct 2005 07:39:56 +0400 (#453018)

 

Здравствуйте уважаемые участники рассылки!
Меня очень насторожила постановка вопроса о том, что конечной целью
получения профессионального образования ставится обязательное
трудоустройство.
Да, спору нет, трудоустройство это важно, а как же быть с культурным и
образовательным уровнем?
Может быть кто то сможет опровергнуть мысль о том, что каждый или хотябы
многие смогут самостоятельно получить систематизированную, достаточно
основательную систему жизненных ценностей и образовательного уровня
самостоятельно?
Мое личное мнение, незрячий должен учиться всю свою жизнь. Остановившись
откатишся назад и догнать быстро убегающий поезд времени будет гораздо
сложнее, а для кого то совершенно невозможно.
Полноценное образование дает только учеба в ВУЗе, а если образований
будет 2 или 3 - это просто великолепно!
Не секрет, что в обществе отношение к незрячим, в основной своей массе,
негативно. Этому есть объективные причины, одной из которых и является
недостаток образовательного и культурного уровня большой части незрячих.
В силу ограничения зрительного восприятия, незрячий человек получает
гораздо меньше информации об окружающем его мире. Через получение
образования, через расширение круга общения, круга личных интересов,
и способности обработать огроный объем информации можно не только быть
на равных со зрячими, но и даже в чем то превосходить их.
И вот уже на этой базе можно начинать говорить о трудоустройстве.
Давайте подумаем, что мы хотим получить от трудоустройства и что хотят и
могут получить от незрячих работодатели.
Если к работодателю придет человек, который будет бесконечно требовать
для себя особых условий, пытаться подстроить под свои потребности все и
всех, встает вопрос - а кому это надо?
После этого работодатели находят все причины вежливо или не очень
указать на дверь.
Надо помнить, рынок и конкуренция это реали сегодняшнего дня. В этом есть
как положительные, так и отрицательные стороны. В конкуренции побеждает
сильнейший, а стать сильнейшим без добротного, качественного образования
невозможно.
Следовательно, образование жизненно необходимо, как для создания
культурного уровня незрячих, так и для подготовки конкурентноспособных
специалистов на рынке труда.
Незрячие, в силу физических ограничений, находятся в более сложных
жизненных условиях. Достичь одинакового уровня жизни в таких условиях
гораздо сложнее. Сейчас бытует мнение, что обеспечить равные возможности
надо только в системе потребления, а образование это для незрячих
второстепенно. При этом кто может брать на себя право решать за самого
человека, что и как ему делать, основываясь лишь на его диагнозе.
Для успешного трудоустройства моло получить только образование. Не менее
важно уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, идти в ногу со
временем, а может и опережать его, ведя за собой других.
Лишь только в этом случае трудоустройство будет успешным, а человек
будет не тольько отбывать время на работе, но и получать удовольствие
для себя и приносить пользу обществу.
Возможно я выразился очень эмоционально, прошу всех простить меня за это..
Желаю всем достигнуть своих собственных вершин!!!
С уважением,
Владислав Демьянов
vgd@m*****.kz

Выпуск листа на новом месте: 1404

Ответить   Sun, 30 Oct 2005 23:58:59 +0600 (#465692)

 

Здравствуйте, уважаемые участники Рассылки !
Здравствуйте, Владислав !
Готов вступить с Вами в дискуссию.
По-моему, Вы смешиваете разные вопросы.
Да, я написал, что считаю ДОСТОЙНОЕ трудоустройство конечной целью.
Но под этим я понимаю и достаточно высокий культурный
уровень, и достаточное образование, которые позволят не только
быть принятым на работу, но ни в чем не уступать ни в профессиональном
ни в культурном плане своим зрячим коллегам сослуживцам. Допускаю, что в чем-то
можно и уступать,
но тогда в чем-то и ПРЕВОСХОДИТЬ. Быть адаптированным к коллективу
зрячих.

А без них НЕВОЗМОЖНО достойное трудоустройство, а оно-
КОНЕЧНАЯ цель. Никто не спорит с тем, что любой специалист
должен учится всю жизнь. Просто я считаю, что если у семьи
человека нет высокой степени доходов и она не в состоянии
обеспечить нормальное существование инвалида в течение всей его
жизни, то неразумно инвалиду вкладывать силы, здоровье, энергию
в приобретение специальности, по которой он не собирается работать.
Образование должно быть так или иначе ориентировано на
будущую специальность. При этом, на достаточно высоком уровне должно
быть не только специальное, но и общее образование.
Что касается КУЛЬТУРНОГО уровня, то к, сожалению, у нас сейчас
общий культурный уровень крайне невысок и он мало зависит от
образования.

А зачем это опровергать ?
C этим никто не спорит.

Так ведь любой человек должен учиться всю жизнь, не только незрячий.
Но при условии, если есть к чему применить свои знания.
А если не к чему, то не то что учиться - жить трудно.

С этим я не совсем согласен.
Если, к примеру, человек классный массажист, у него хорошие руки, он
востребован, он умеет себя вести в обществе - за него можно быть
спокойным. Но, действительно, ограничения на физический труд
должны быть компенсированы лучшим образованием, но, еще раз повторю,
оно ДОЛЖНО БЫТЬ НАЦЕЛЕНО на профессиональную деятельность.

и является

Владислав, если честно, то у самого этого общества и культурный
уровень и образовательный.... - так себе. Просто многие незрячие
в советское время работая на УПП, учась в спец школах-интернатах,
отдыхая только в своих домах отдыха и санаториях волей-неволей
находились как бы в резервациях. Те же кто в какой-то момент сумел
разорвать этот узел - оказались востребованы.
Но общество их не видит.

С этим не спорю.
Поэтому и говорю о возможности и необходимости достойного
трудоустройства.

Именно на этой базе и говорю.
Только я говорил не просто об образовании (для культурного
уровня исключительно), а об образовании, направленном на будущую
профессию.

Мы хотим, чтобы незрячий специалист на своей работе чувствовал
свою востребованность и в моральном плане и получал достойную оплату
своего труда, а не подаяние.

Что хотят получить сейчас- многим неведомо.

А могут получить классного специалиста и верного друга.

Никому не надо. Но ведь такое поведение как раз и говорит
о неправильном воспитании.
Владислав, Вы выпустили у меня одно важное слово - слово ДОСТОЙНОЕ.
Вы пишите о недостойном трудоустройстве, которое долго не продлится,
если даже и состоится.

Все это я подразумевал.
Со всем согласен.

Я не согласен с таким мнением.
Во первых это - НЕВОЗМОЖНО.
А во вторых - ВРЕДНО для человека.

Должны об этом думать многие: - он сам, родители, врачи,
педагоги , психологи, государство, в конце концов.
Решает сам человек, а направлять его надо.
Иначе он останется со своей инвалидностью без поддержки в течение
всей жизни.

В конце концов, все что Вы написали совершенно верно и все равно
направлено на КОНЕСНУЮ ЦЫЕЛЬ - Достойное трудоустройство.

--
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Александр Альперт
mailto:al-alpe***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1405

Ответить   Sun, 30 Oct 2005 22:41:50 +0300 (#465786)

 

Добрый день, уважаемые участники рассылки! Ниже подписи привожу статью из
газеты "Новости Кубани". Олегу Акуратову 21 октября исполнилось 16 лет. 18
ноября планируется провести его творческий отчёт (концерт). Это будет важное
событие в культурной жизни города Армавира. С уважением Рассохин Владимир.

МУЗЫКА СВЕТА И ЛЮБВИ

Дата: 30/09/2005

От его рук невозможно оторвать глаз. Трепетные, изящные, они будто излучают
какую-то магическую силу, притягивающую к ним взгляд. Я разговариваю с
15-летним музыкантом и вижу, как его пальцы реагируют на звуки моего голоса.
По мнению некоторых знатоков, такие дети рождаются раз в 100 лет. Олег
Аккуратов - человек с чрезвычайно тонкой, впечатлительной натурой, в
музыкальном таланте которого ярко выражено светлое начало. А ведь он -
абсолютно слепой.

<Бог есть любовь>, - сказано в священном писании. Лишь она способна творить
чудеса. И феномен Олега Аккуратова проявился во всей своей силе благодаря
любви.

Олег родился под Ейском, в поселке Моревка. Так сложилось, что
восьмимесячного малыша забрали на воспитание Игорь Борисович и Вера
Андреевна Аккуратовы - родители отца. Бабушка с дедушкой упорно пытались
вылечить мальчика. К каким только врачам ни обращались, - и в Краснодаре, и
в Москве. Увы, все, без исключения, специалисты пришли к неутешительному
выводу: избавить ребенка от слепоты невозможно.

Вера Андреевна - сельский библиотекарь с почти 40-летним стажем - сразу ушла
на пенсию и полностью посвятила себя внуку. Ради него завела коз, чтобы
молока было вдоволь. В год малыш уже хорошо говорил, в два - повторял за
бабушкой стихи и сказки. Он познавал окружающий мир ее глазами.

В семье Аккуратовых очень любили музыку. Старшие внучки учились в
музыкальной школе, поэтому в доме имелось пианино. А у деда сохранилась
большая коллекция старых пластинок - в молодости он увлекался джазом. Музыка
привлекала маленького Олежку больше всего. Однажды, когда его подвели к
инструменту, он вдруг принялся наигрывать пальчиком <Во поле береза стояла>.
Дальше - больше. Безошибочно воспроизводил на пианино любую мелодию,
услышанную по радио или по телевизору. Потом и вовсе стал сам сочинять
песенки. Молва о необыкновенном ребенке разнеслась по всей округе. Люди
приходили посмотреть на вундеркинда, принося ему в подарок пластинки. Слушал
их Олежка с удовольствием и тут же <копировал>. Выглядело это забавно. Но
бабушка с дедушкой понимали - надо не забавляться, а развивать дальше
уникальный дар внука.

В 1994 году в Армавирской специализированной музыкальной школе для слепых и
слабовидящих детей появилось четырехлетнее чудо. Директор школы Александра
Куценко была первой, кто услышал игру одаренного малыша. Потрясенная, она
попросила бабушку с внуком задержаться, а сама помчалась собирать людей для
коллективного прослушивания: коллег-музыкантов, депутатов, представителей
администрации города.

Видеокассету с записью этого Олежкиного концерта в школе хранят как
реликвию. После ее просмотра наступает прямо-таки шоковое состояние.
Представьте себе такую картину: белокурый гномик с ангельским личиком стоит
у рояля и объявляет: <Первый фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского,
близкого друга композитора Рубинштейна>. А затем начинает играть, бегая от
одного конца рояля к другому, не ошибаясь ни в одной ноте. Малыш исполнил и
<Лунную

сонату> Бетховена, а также, по просьбе зрителей, - современные мелодии.

Итогом публичного прослушивания стало решение городской Думы о создании
дошкольного отделения и в музыкальной школе, и в интернате. За счет средств
местного бюджета...

В Армавирской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей учатся 150
ребят со всего края и Республики Адыгея. Большая часть из них обучается в
специализированной музыкальной школе, с которой интернат находится под одной
крышей. О ней следует сказать особо. Во-первых, это учебное заведение -
единственное в России. Его посещают не только дети-инвалиды по зрению, но и
<домашние> - таких 200 человек. Слепые и слабовидящие ребятишки осваивают
музыкальную грамоту по системе Брайля, то есть читают ноты руками. Для этого
в библиотечном фонде школы есть специальные учебники. Уроки ведутся по
типовым планам детских музыкальных школ России, причем учебный курс для
инвалидов нисколько не облегчается. Единственная разница - увеличен срок
обучения.

К новой жизни в интернате маленький Олежка привыкал очень тяжело. Он был не
таким, как все, и это доставляло немало хлопот воспитателям. Но директор
музыкальной школы Александра Куценко убеждала коллег: одаренный ребенок
живет в мире звуков, понятных только ему одному, и его мировосприятие не
терпит грубого вторжения. Для Олега Александра Кирилловна стала настоящим
ангелом-хранителем. И если бы не ее любовь, упорство, целеустремленность,
безграничная преданность своему делу, неизвестно, как бы сложилась судьба
<проблемного> мальчика.

В 10 лет Олег Аккуратов стал лауреатом краевого конкурса <Дельфийские игры>.
В том же году участвовал во всероссийском конкурсе с аналогичным названием,
проходившем в Саратове, где получил золотую медаль. На презентации фонда
имени Святослава Федорова в 2001 году в Москве народный артист России
академик Сергей Доренский, прослушав Олега, так растрогался, что снял со
своей руки часы и подарил мальчику...

В 2002 году Олег получил звание лауреата международной премии <Филантроп> в
области художественного творчества инвалидов. Свыше 1600 участников из 20
стран мира продемонстрировали свои таланты. По итогам конкурса было
присуждено 25 премий. В области музыки первую премию вручили Олегу
Аккуратову. Осенью того же года он выступал в резиденции Папы Римского в
Ватикане в составе Всемирного сводного хора Юнеско. В этом концерте Олег
солировал песней <Жертва вечерняя> и удостоился особого внимания высшего
духовного лица католической церкви - Папа благословил мальчика. Обращаясь к
исполнителям, он сказал тогда на русском языке: <Наше время нуждается в
духовности и в общении с Богом. Поэтому музыка - искусство, с помощью
которого человек может сокровенно общаться с Богом...>.

В 2002 году на краевом конкурсе исполнительского мастерства учащихся
фортепианных отделений детских музыкальных школ и школ искусств края Олег
Аккуратов получил наивысшую награду- гран-при. В марте нынешнего года на
таком же конкурсе он опять стал обладателем этой престижной награды. Зал
рыдал...

В кабинете директора школы хранится целый фотоархив. Красочные снимки
убедительно свидетельствуют о насыщенной творческой жизни воспитанников.
Пятеро из них являются стипендиатами программы <Одаренные дети>, в том числе
и мой герой. Краевая администрация и Законодательное Собрание края уделяют
школе огромное внимание, постоянно оказывая финансовую помощь. Дети
неоднократно выезжали за рубеж: в Англию, Италию, Германию... Участвовали во
многих престижных концертах, конкурсах, фестивалях. Олег Аккуратов неизменно
получал высокие награды.

Общаться с ним нелегко. На вопросы он отвечает отрывистыми фразами:

- Как ты оцениваешь собеседника?

- По голосу.

- Считаешь, что голос человека связан с его внутренним миром?

- Да. Я отличаю доброго человека от злого.

- Музыка каких композиторов нравится тебе больше всего?

- Шопена, Моцарта, Бетховена. Люблю и Баха, особенно его знаменитую контату
<У меня много страданий>...

Я прошу Олега что-нибудь сыграть, и мы идем с ним в зал, держась за руки. Он
передвигается в пространстве неуверенно, чуть покачиваясь на ходу, но едва
садится за рояль, от неуверенности не остается и следа. Передо мной -
профессиональный пианист, виртуозно исполняющий сложные классические
произведения. А еще и блестящий аранжировщик, композитор, который
превосходно поет.

- Спой какую-нибудь песню о любви, - попросила я.

- О любви?

Олег на минуту задумался. Потом опустил свои великолепные пальцы на клавиши,
и вдруг тишину зала рассекли до боли знакомые аккорды. Страстный, с надрывом
голос полоснул прямо по сердцу:

- Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...

Вот такие таланты живут и процветают в Армавире, в этом прекрасном городе,
от которого у меня остались незабываемые впечатления. И, конечно же,
наиболее острое из них - специализированная музыкальная школа для слепых и
слабовидящих детей.

У нее много поклонников, они тоже помогают школе. И вовсе не из жалости к
детям-инвалидам. Когда приходят на концерты, их потрясает профессиональная
интересная работа учащихся. Они благодарят за красоту восприятия мира,
которую дарят им дети.

В КАЧЕСТВЕ ЭПИЛОГА

Как сложится судьба Олега Аккуратова в дальнейшем, предсказать трудно.
Возможно, он продолжит учебу в школе для одаренных детей при Московской
консерватории. В любом случае Олег - достояние России и решать его судьбу
должны не только родственники, но и государство. По крайней мере, на
сегодняшний день слепой музыкант - вполне счастливый человек. Недуг не
загнал его в угол, не сделал попрошайкой, поющим на вокзалах. Столько
замечательных людей отдают ему свою любовь и душевные силы, что считать себя
несчастным он просто не имеет права.

Как знать, быть может, Россия обрела второго великого Рихтера, которому
будет рукоплескать весь мир...

Галина СИМКИНА, специальный корреспондент <КН>.

Это статья с сайта: KUBNEWS

http://www.kubnews.ru

Адрес этой статьи:

http://www.kubnews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1124

Выпуск листа на новом месте: 1406

Ответить   "Rassohxin Vladimir" Mon, 31 Oct 2005 11:19:14 +0300 (#466042)

 

Здравствуйте уважаемые участники рассылки, здравствуйте Александр!
Вы пишете:

Да, я также готов эту дискуссию поддерживать и развивать, продолжение обсуждения
этой тематики не решит всех проблем и не откроет всех премудростей, но
может поселить в умах здравое зерно познания и саморазвития.

чем-то

--
Давайте попробуем проанализировать, на сколько легко устроиться сейчас
на работу по выбранной специальности.
Вы можете получить прекрасное образование, но при этом ни кто не
гарантирует Вам постоянной работы. Даже если Вам удалось устроиться на
хорошую работу по специальности, то в современных условиях, когда на
каждое место претендуют несколько человек, удержаться очень сложно.
В течении жизни потребности, взгляды и другие факторы могут изменяться и
то, что устраивало вас сегодня, завтра может не устраивать.
Как быть?
К этим ситуация нужно быть морально и образовательно готовым. Мне не раз
приходилось встречаться с людьми, которые круто и бесповоротно меняли
свою жизнь, но при всем этом оставались на высоте. В этом им помогало их
стремление к поиску чего то нового, интересного. Также образование
играло не последнюю роль.
При отсутствии зрения фактор образования, уточню, что не просто наличие
диплома, а именно образования, в большей степени решает успешность
трудоустройства.
В 1990 году я впервые попал в систему общества слепых и меня очень
поразил тот факт, что преподаватель пения может руководить предприятием,
слесарь сантехник быть председателем областного правления, а умные,
образованные люди, специалисты оставались где то за бортом.
Подобная ситуация, по моему субъективному мнению, привела к сегодняшнему
застою в развитии, как нашего, Казахского, так и Вашего Российского
общества. Делом должны руководить специалисты, знающие толк в деле. Лишь
только в этом случае возможен успех. Широта образовательного уровня
может позволить быть незрячему специалистом в различных областях и дать
ему возможность приспособиться к изменяющимся условиям жизни.
Если не известно, что вас ждет завтра, как можно говорить о напрасных
усилиях к повышению своего образования.
Возможно в случае гарантированного трудоустройства и достаточно получить
одну специальность, но в условиях конкуренции, да ещё и с нашими
ограничениями этот вопрос многократно усложняется.
Разве плохо быть одновременно специалистом в компьютерах и свободно
переводить с английского и немецкого? Знать экономику и менеджмент, при
этом умея делать массаж?
Чем шире возможности, тем больше шансов трудоустроиться.

Сегодня не собирается, а завтра эта специальность может стать реальным
куском хлеба с маслом. Но рациональное зерно есть и в Вашем утверждении.
Человеку необходимо сначала изучить себя, узнать свои положительные стороны,
попытаться развить их.

С уважением,
Владислав Демьянов
vgd@m*****.kz

Выпуск листа на новом месте: 1430

Ответить   Sat, 05 Nov 2005 20:43:59 +0600 (#469692)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
В качестве аргумента в пользу того, что прогнозировать жизнь сложно приведу
лишь несколько конкретных примеров. В последние годы в издательстве "Чтение"
и на "Логосе" незрячие специалисты благодаря внедрению компьютерных
технологий стали работать редакторами и корректорами. Еще один новый путь
трудоустройства это работа в специализированных библиотеках и школах для
слепых опять-таки благодаря внедрению компьютерных технологий. Образование,
полученное у некоторых более двадцати лет назад и до сих пор не
востребованное для конкретного зарабатывания денег, вдруг стало таковые
приносить. Люди получили работу о которой и не могли думать при поступлении
в высшее учебное заведение. И думаю,что такие примеры можно привести и в
других областях. Хотя в тоже время есть профессии, в прежние годы
позволяющие с большой вероятностью трудоустроится, а в последствии
потерявшие многие преимущества в силу разных обстоятельств и благодаря этому
десятки слепых остались лишенными хорошей работы и стабильного заработка.
Кто-то из них смог приспособится и к новым условиям. а значительная часть
незрячих, потерявших работу, уже так и не смогла найти достойную ее замену.
Но такая ситуация характерна для всего нашего общества и слепые не
исключение. Просто в современных условиях им стало еще сложнее
трудоустроиться в соответствии с желанием и полученным образованием. Но
по-моему это не значит, что нынешняя молодежь должна смириться с такой
ситуацией и отказаться от борьбы за нормальное образование и
трудоустройство. Конечно, повезет не всем. Но ведь у кого-то получается и в
новой жизни неплохо устроиться...

С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1431

Ответить   Sat, 5 Nov 2005 21:08:18 +0300 (#469764)

 

здравствуйте, уважаемые участники рассылки"
Александр Альперт, я полностью вас поддерживаю и восхищена тем, как точно вы
выразили то, что думает большинство из нас -
я даже позволю себе процитировать -
"Все что делается, надо оценивать
По КОНЕЧНОМУ результату - достойному трудоустройству.
Иначе все остальное - только имитация деятельности".
Любому человеку понятно, что это не подразумевает, что не надо обучать
инвалидов, имеется ввиду, что перенимая международный опыт, в первую очередь
неплохо бы обращать внимание на то,а как на самом деле в этой стране живут,
что называется, простые - смертные инвалиды и что им на самом деле дала их
система образования.

Недавно знакомый парень вернулся из Америки, он инвалид - опорник,
прикованный к коляске, прожил там год, учился и работал и при этом был
неприятно удивлён их медицинским обслуживанием, собственно по этой причине
он и был вынужден вернуться!

С уважением Ольга

Выпуск листа на новом месте: 1299

Ответить   "rain" Mon, 10 Oct 2005 11:41:13 +0600 (#452449)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Ольга! А можно поподробнее написать о впечатлениях вашего знакомого?
Все-таки интересно получить информацию из почти первых рук.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1300

Ответить   Mon, 10 Oct 2005 11:53:15 +0400 (#452515)

 

Приветствую всех участников рассылки!

"Ольга! А можно поподробнее написать о впечатлениях вашего знакомого?".

Ирина, думаю, это будет возможно спустя
какое - то время, если я смогу убедитьего поделиться впечатлениями с Нашей
рассылкой.

С Уважением Ольга

Выпуск листа на новом месте: 1301

Ответить   "rain" Mon, 10 Oct 2005 18:09:46 +0600 (#452630)

 

Hello, irina!

Ирина, а может договорится с РАНСИС и перепубликовать материалы интервью из
сборника, который был подготовлен пару лет назад? Там около 20 интервью
московских успешных незрячих. Думаю, что школьникам это будет очень полезно.

Во всяком случае реакция некоторых школьников была весьма бурной. После
прочтения они совершенно иными глазами стали смотреть на свое
профессиональное будущее.
Всего доброго.
Андрей Кочетков

Выпуск листа на новом месте: 1296

Ответить   Mon, 10 Oct 2005 00:41:14 +0400 (#452356)

 

Здравствуйте! уважаемые участники рассылки!
Андрей, по-моему твое предложение заслуживает внимание. Недавно у меня
появился материал, подготовленный тобой и Альбиной. Но пока руки не дошли до
его просмотра. Надеюсь, что он достоин внимания и мы познакомим с ним, как
участников рассылки так и читателей "Школьного вестника".
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1297

Ответить   Mon, 10 Oct 2005 05:21:46 +0400 (#452398)

 

Hello, Irina!

На самом деле, там довольно интересный материал с точки зрения
непосредственного опыта. Т.Е. 20 интервью с незрячими, которые добились
чего-то на общем рынке. Конечно, 20 интервью это очень мало, но личный опыт
каждого это бесценная информация для будущих специалистов, какие-то хитрости

и методы для преодоления сопротивления внешней среды. Думаю, что будет
полезно. Кроме того, вполне резонно разместить анкету, которая
использовалась в этом проекте в общем доступе. Может быть наши профессионалы

захотят поделится опытом с другими и база интервью будет рассширена.
Всего доброго.
Андрей Кочетков

Выпуск листа на новом месте: 1302

Ответить   Mon, 10 Oct 2005 11:09:22 +0400 (#452662)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Андрей, если тебя не затруднит, то опубликуй, пожалуйста, анкету и тот
материал, который с твоей точки зрения наиболее интересен. Ты автор сборника
и тебе и карты в руки. Мне кажется, что будет немного некорректно, если
отбором материала займусь я.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1304

Ответить   Tue, 11 Oct 2005 06:10:08 +0400 (#452998)