[TIFLO] Профессиональная ориентация. инвалидов.
Здравствуйте, Тифлоресурс !
Подскажите, пожалуйста, где можно прочитать как проходит
профессиональная ориентация слепых и слабовидящих детей в наших
спецшколах. Ведь не могут ВСЕ дети стать массажистами.
Как Вы представляете ИНТЕГРИРОВАННОЕ обучение в идеале.
Что в этом направлении сейчас делается на ПРАКТИКЕ ?
Я хотел поучаствовать в дискуссии ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ, но понял, что у
меня очень мало информации.
С уважением,
Александр Альперт
mailto:al-alpe***@y*****.ru
Выпуск листа на новом месте: 1289
Здравствуйте!
Уважаемые участники рассылки!
Александр Лазаревич! В настоящее время многие общественные организации и
библиотеки выпускают пособия на тему профориентации незрячих. Но чаще всего
тиражи этих изданий невелики и малодоступны широкой общественности. К
сожалению, большинство из них не доводится до учащихся всех школ слепых и
слабовидящих, а распространяются лишь в конкретном регионе или федеральном
округе. есть публикации и ученых. Но доступность и этих материалов тоже, как
правило, очень ограничена. Журнал "Школьный вестник" начал на своих
страницах публикацию материалов по профориентации, Они доступны практически
всем учащимся специализированных школ. но использование только их явно не
достаточно для проведения полноценной работы по профориентации.
В ряде регионов в школах для слепых и слабовидящих активную работу по
профориентации ведут руководители региональных организаций и советов РИТ, а
также обычные незрячие специалисты. К таким регионам прежде всего относятся
с моей точки зрения: Москва, С.-Петербург, Н. Новгород, Дагестан, Владимир и
список этот можно и дальше продолжать. Но , к сожалению, есть регионы, где
выпускники школы вообще не представляют где и каким образом они могут
получить ту или иную профессию. Участники рассылки могут подключиться к
популяризации различных профессий и конкретных путей их получения. Сделать
это можно подготовив собственный материал для публикации на страницах
журнала "Школьный вестник".
О том каким в идеале должно быть интегрированное образование порассуждать
интересно. Вот только на сколько эта идеальная система может быть создана в
нашей стране? Ведь даже в благополучных странах далеко не все так
организовано и бессбойно функционирует, как многим кажется. И стереотипы
далеко не все сломаны, и относятся к инвалидам хоть и несколько по-другому,
но не думаю,что и там все проблемы решены. Недавно я публиковала в рассылке
материал Джернегана. Конечно с его написания прошло 20 лет, но можно ли за
столь короткий срок изменить психологию людей? В Америке жесткие законы и их
не соблюдение влечет тяжелые последствия. Поэтому по-моему к инвалидам
отчасти и относятся с должным вниманием. Себе дороже может быть, если не дай
бог проявишь нетерпимость к инвалиду или его нуждам. Недаром говорят,что в
Америке хуже всего живется белому, здоровому мужчине средних лет.
В Болгарии я наблюдала подход, который сейчас и в России предполагается
начать активно внедрять. Буду писать только об интеграции незрячих детей. По
слабовидящим картина с моей точки зрения сложнее, так как проявление
дефекта и возможности слабовидящего для окружающих часто менее очевидны и
понятны, чем проблемы незрячего.
Если родители незрячего ребенка решают выбрать для обучения массовую школу,
то ребенок, как правило, сначала проходит курс общей подготовки в
специальной школе. после того, как он освоил брайль и элементарные навыки
самообслуживания и родители совместно с преподавателями приходят к выводу,
что ребенок уже может быть интегрирован, То он переводится в массовую школу.
В каждом конкретном случае время перевода в массовую школу определяется
индивидуально. есть случай, когда незрячая девочка была успешно переведена в
массовую школу во втором классе, но чаще переход осуществляется позже.
Во время обучения в массовой школе слепому ребенку, а также его
преподавателям и родителям оказывается помощь тифлопедагога. Также незрячему
ребенку специализированная школа предоставляет необходимые учебники, учебные
пособия и все необходимое для осуществления учебного процесса. Также при
необходимости преподавателями специальной школы оказываются консультации
незрячим ученикам массовых школ, их преподавателям и родителям. при желании
незрячий ученик может посещать коррекционный блок занятий непосредственно в
специальной школе. Но такая возможность имеется в общем-то только у детей,
проживающих в Софии, Варне или в близлежащих от этих городов районах. Хотела
бы обратить ваше внимание на то, что осуществление вышеописанного во многом
стало возможно благодаря существенной финансовой поддержке многочисленных
благотворительных зарубежных фондов. Положение же взрослых слепых в
Болгарии очень тяжелое. Большинство предприятий для слепых закрыто. Части
слепых удалось трудоустроиться в частный бизнес. есть преподаватели вузов,
массажисты, музыканты, работает издательство и библиотека. Выпускники школ в
большинстве поступают в вузы и колледжи, но решение вопроса трудоустройства
выпускников этих учебных заведений аналогично нашему. Мне пришлось наблюдать
жизнь слепых в конкретных жизненных ситуациях. Была и в семьях, и на
предприятии, встречалась со студентами и т.д. Жизнь большинства болгарских
слепых очень экономически сложна. С последней встречи прошло 2 года. Не
думаю, что ситуация принципиально изменилась.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru
Выпуск листа на новом месте: 1291