Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Профессиональная ориентация

С.Г. Генкина,

Санкт-Петербург, Россия

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ

1. Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации
и интеграции: Материалы Всерос. научно-практич. конф. - СПб: Изд-во Рос. гос.
пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2003. Часть 2. - С. 229 - 230.

В условиях функционирующей в стране системы всеобщего среднего образования перед
юношами и девушками с глубокими нарушениями зре-ния в старших классах школы встает
проблема выбора дальнейшего про-фессионального и жизненного пути.

После окончания 10 класса учащиеся имеют возможность либо за-вершить полное среднее
образование в специальной школе, либо посту-пить для получения среднего профессионального
образования в лицеи или колледжи, либо перейти в общеобразовательную школу. Подразумевается,
что выбор того или иного пути обусловливается склонностями юноши или девушки,
состоянием зрения, общественной необходимостью в работниках различных профессий
и уровнем образования. В реальности же выбор об-разовательного маршрута после
окончания 10 класса диктуется и множеством

229

других социальных и психологических факторов, в частности эмоцио-нально-психологической
зрелостью выпускника школы (знание себя и го-товность к самостоятельному выбору),
уровнем осведомленности общест-ва о возможных вариантах профессиональной подготовки
и последствиях того или иного решения для человека со зрительной депривацией
и др. Со-вокупность этих серьезных проблем приводит к тому, что, как правило,
выпускники 10 классов школ Ш и IV видов не находят для себя варианта обучения
вне своей школы (колледжи, лицеи, профессионально-техничес-кие училища не готовы
принять детей с проблемами в развитии) и возвра-щаются в нее.

Лишь очень незначительная их часть в старших классах учится в об-щеобразовательных
специализированных школах массового типа, в основ-ном - филологического и юридического
профиля. Чаще всего - это юноши и девушки с миопией высокой степени без осложнений
и гиперметропией, имеющие хорошую очковую коррекцию. Но даже у данной категории
де-тей возникают конфликтные ситуации с учителями и соучениками.

Для них необходима помощь со стороны психолога и тифлопедагога, которая соединяла
бы в себе:

- профессиональную психолого-педагогическую помощь;

- социально-экономическую консультацию (помощь в выборе про-фессии с учетом
зрительных нарушений и перспектив ее востребования в обществе);

Что же касается выпускников 12 классов школ III и IV вида, то прак-тика позволяет
выделить типичные ошибки и затруднения, возникающие у них при выборе профессии:

- отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного при-станища, ориентация
сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование;

- выбор профессии <за компанию> - чтобы не отставать от друзей;

- увлечение только внешней или какой-либо частной стороной про-фессии;

- отождествление школьного учебного предмета с соответствующей

профессией;

- неумение и нежелание разобраться в своих личных особенностях ; (склонностях,
способностях, подготовленности);

- незнание или недооценка своих физических особенностей, недос-татков, существенных
для выбора профессии.

Процесс становления самосознания старших школьников с глубокими нарушениями зрения
сложен и труден. На него оказывает значительное влияние социальное окружение
подростков: это, в первую очередь, их соб-ственная семья - та среда, в которой
у ребенка формируется представление о себе и в которой <начинается> его социальная
природа; это и школа-

230

интернат, где учащиеся с глубокими нарушениями зрения приобретают различные навыки,
умения, реализация которых ведет к их самоопределе-нию и самоутверждению; это,
наконец, и широкий социум, общество в це-лом, с его отношением к инвалидам, в
частности, к инвалидам по зрению, с cit) готовностью к интеграции в него таких
граждан.

В связи с этим процесс развития самосознания юношей и девушек с депривацией зрения
может быть эффективным только тогда, когда усилия общества и самих молодых людей
будут направлены на формирование у членов общества гуманного отношения к слепым
и слабовидящим, соче-тающегося с реальными знаниями об их возможностях, с конкретной
практической помощью во всех сферах их жизнедеятельности.

Один из путей стимуляции процесса становления личности - это развертывание просветительной
работы в форме консультаций, семинаров, школ для родителей. Необходимо распространение
объективной информа-ции о возможностях получения профессии данной категорией
юношей и девушек, с долгосрочным прогнозом о рациональном трудоустройстве. Целесообразно
также организовать в крупных городах консультационные центры для людей с ограниченными
возможностями здоровья, в штат ко-торых входил бы юрист, психолог, тифлопедагог.

Выпуск листа на новом месте: 1332

Ответить   Sun, 16 Oct 2005 18:40:45 +0400 (#457057)