Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Беседы с родителями незрячих детей

"Школьный вестник" N8, 2005г.Вячеслав Озеров


БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ
Цикл публикуется в сокращённом варианте

БЕСЕДА ЧЕТВЁРТАЯ: ОСОБЕННОСТИ ВТОРОГО ГОДА

Вот и отметили первый день рождения. За прошедший год вы очень многому научились:
освоили школу взаимодействия с медиками, многое узнали о своём ребёнке, определились
с прогнозом развития зрения, приняли все возможные и невозможные меры для его
стимуляции.

Ребёнок научился держать голову, переворачиваться на живот, сидеть, а возможно,
даже стоять в кроватке. Он начал интересоваться игрушками, научился гулить, радоваться,
услышав ваши шаги. Стал различать близких по голосу, запаху, шероховатости кожи,
начал реагировать на интонации вашего голоса. Это был очень трудный, но плодотворный
год.

Какие особенности в воспитании ребёнка ждут вас в следующем году?

Второй год жизни - это год, когда ребёнок начинает осваивать пространство комнаты,
квартиры, двора.

Зрячие дети после того, как научатся стоять, начинают ползать, а затем ходить.
Незрячие дети начинают ходить позже своих зрячих сверстников, а ползать учатся,
как правило, после того, как освоят хождение. В этом нет ничего страшного, но
если вы хотите, чтобы ребёнок сначала стал ползать, то этому его надо учить.
Для этого, используя звуковые стимулы - голос, музыку, звук игрушки, а для детей,
имеющих остаток зрения, световые стимулы - свет фонарика, яркие вспышки, цветомузыку,
побуждайте ребёнка тянуться к источнику звука или света. Помогайте ему удерживать
равновесие, передвигать ноги и руки.

Одна из первых задач - научить малыша уверенно стоять и ходить. Для ребёнка с
нормальным зрением освоение процесса хождения основывается на подражании: видя,
как это делают другие, он пытается повторять их действия. Незрячего ребёнка необходимо
учить удерживать равновесие, когда он стоит на двух ногах, учить правильно переставлять
ноги, использовать руки для опоры, приседать и т.п. Если его не учить этому,
он будет неустойчиво стоять, ходить мелкими шажками, переступать, приставляя
одну ногу к другой, не уметь переносить вес тела с пяток на носки.

Когда малыш стал уверенно стоять, держась руками за ограждение кровати, манежа,
нужно научить его ходить вдоль ограждения. Затем он должен освоить хождение по
комнате, квартире, на улице. <На первых порах ему полезно держаться за ноги взрослого,
чтобы освоить способ ходьбы>.[1] Затем ребёнок, держась одной рукой за вашу руку,
а второй рукой опираясь на окружающие предметы, учится обходить комнату, квартиру,
заодно знакомясь с окружающей обстановкой. Следите за тем, чтобы малыш правильно
переставлял ноги. Подтягивая его руку несколько вперёд, стимулируйте, чтобы он
переносил вес тела с пяток на носок и делал нормальный шаг, а не мелкие шажки.
Процесс освоения хождения может прерываться периодами нежелания ходить. Это может
быть вызвано появлением в доме малознакомого для малыша человека. Тогда ребёнок
предпочитает передвигаться по дому на руках родителей. Он может перестать ходить,
найдя какое-нибудь другое занятие, иногда - в виде замещающей деятельности, например,
подпрыгиванием на месте. Надо понаблюдать и попытаться понять причину такого
поведения. Причин может быть несколько. Одной из причин может быть желание вызвать
звук и вибрацию окружающих предметов.

Через некоторое время после того, как незрячий ребёнок встаёт на ноги и может
стучать по полу и другим предметам ногой, звук и вибрация от удара ногой становятся
у него средством исследования предметов. С помощью звука и вибрации незрячие
дети находят удивительные способы познания окружающего мира и защиты себя от
различных страхов.

Однажды, когда сыну было около двух лет, глубокой ночью нас разбудил резкий,
но короткий крик сына. Подошли к нему. Максим, лежа в кроватке, не проявлял беспокойства.
Мы легли и стали уже засыпать, когда звук повторился. И опять признаков беспокойства
нет. Тогда я решил тихонько понаблюдать за сыном через открытую дверь. В доме
ночная тишина, все спят. Проходит минут десять. Вдруг Максим издает резкий звук.
И видно, как он, слегка поворачивая голову, прислушивается к эху. Оказывается,
он не спал и в ночной тишине <озвучивал> комнату, проводя своего рода её эхолокацию.
Я подошёл к нему, мы поговорили, затем он уснул. Таким <озвучиванием> он занимался
неоднократно. Чаще всего это происходило, когда приходилось ночевать в новом
для него помещении. Причина такого поведения для нас была неясна, но если его
голос будил нас, мы подходили к нему и разговаривали, пока он не засыпал. Часто,
услышав наши голоса, он просил включить проигрыватель или радио, что мы и делали.
Обычно минут через десять - пятнадцать он засыпал.

Причина выяснилась позже, в начальной школе. Максим объяснил, что при бодрствовании
в ночной тишине ему бывает неуютно (страшно). Как он сегодня говорит: <Абсолютная
тишина даже сейчас вызывает у меня неприятные ощущения. Помню, что в детстве
ночная тишина вызывала у меня панику. Поэтому я всегда просил, когда меня укладывали
спать, чтобы не выключали проигрыватель или не делали тише звук телевизора, стоящего
в соседней комнате. Ночных страхов не было, если, проснувшись, можно было услышать
тиканье ручных часов, стук падающих капель воды в ванной или любой другой знакомый
звук. Если в тишине долго не было звуков, я голосом или хлопками <вызывал эхо>.
При звуке знакомого голоса страх у меня проходил. А став постарше, успокаивался,
услышав в комнате <знакомое> эхо>.

Наступило долгожданное время, когда ребёнок стал уверенно ходить и начал знакомиться
с миром вещей, окружающих его. На этом этапе главное, чтобы у незрячего малыша
не появилось чувство страха перед огромным, ещё не познанным окружающим миром.
Каждый самостоятельный шаг - шаг в неизвестность. Необходимо убедиться, что на
него ничего не упадёт сверху, если он наткнётся на какой-либо предмет, что нигде
нет острых углов, режущих кромок, не торчат гвозди и т.п. Вы должны приучить
себя и всех домашних, что все вещи в доме должны иметь строго определённое место.
Двери должны быть либо полностью закрыты, либо полностью открыты. В этом случае
ребёнок достаточно быстро освоится с расположением предметов и будет уверенно
чувствовать себя в доме. Надо внимательно изучить с малышом дверные проёмы и
освоить открывание (закрывание) дверей и перешагивание порогов. Когда маленький
человечек начнёт гулять по квартире самостоятельно, приучите его ходить, слегка
касаясь стен, мебели, вдоль которой он идёт, а при пересечении комнаты (свободных
от предметов пространств) слегка выставлять вперёд руки.

Не надо делать трагедию из-за того, что ребёнок наткнулся на какой-либо предмет,
стукнулся или, упав, набил шишку. Столкновение можно и нужно превратить в весёлое
приключение, как бы сильно (по мнению взрослых) ни ушибся ребёнок. Утешая его,
надо объяснить, с чем он столкнулся, помочь <увидеть> предмет на ощупь, пошутить
по поводу <вмятины>, которая якобы осталась на предмете от столкновения, погладить
это место его рукой. В результате слёзы и боль быстро проходят, страха не остаётся,
а вот положительный опыт преодоления таких неприятностей останется. Уверен в
том, что ваш ребёнок, став постарше, не будет хныкать по пустякам, а если уж
обратится за помощью - значит, она действительно ему нужна.

Мы уже говорили о роли звуковых и тактильных ощущений незрячего ребёнка в познании
окружающего мира и ориентировки в пространстве. В раннем возрасте для развития
слуховых ощущений хорошо использовать игрушку типа <озвученный мяч>. Можно его
не покупать, а сделать самим из воздушного шарика, надувного мяча, небольшой
пластиковой бутылки. В них насыпают немного гороха, фасоли, которые при перекатывании
издают шуршащий звук. Детям очень нравится доставать рукой подвешенный шарик,
который, отскакивая от руки, начинает шуршать над головой. Звуковой мяч, перекатываемый
между взрослым и ребёнком, сидящими на полу, позволяет ребёнку по звуку почувствовать
направление и дальность движения мяча.

Необходимо уделять большое внимание развитию пальцев, их мелкой моторики. У незрячего
ребёнка руки и пальцы являются важным инструментом познания окружающего мира.
Для их развития, кроме обычных игрушек для зрячих малышей (пирамиды, колечки),
хорошо использовать зашитые мешочки с горохом, фасолью, крупой, мелкой галькой,
пуговицами. Перебирая пальцами, ощущая сквозь ткань содержимое мешочка, ребёнок
не только развивает пальцы, но и учится воспринимать разнообразие форм. Использование
ткани различной фактуры развивает тактильные ощущения.

В этом возрасте дети очень некомфортно себя чувствуют, когда недалеко от них
раздаются незнакомые громкие звуки, шумы. Максим, испугавшись громкого звука,
приседал, весь съёживался, обхватывал руками голову. В таком положении он продолжал
сидеть и после того, как шум прекращался.

Ребёнка надо научить преодолевать этот страх. Если источником шума являются бытовой
аппарат (пылесос, мясорубка, холодильник), то необходимо подвести малыша к этому
аппарату, когда тот не работает (не шумит), сказать, как он называется, объяснить,
зачем он нужен, вместе осмотреть (ощупать) его, вместе включить и сразу же выключать.
Такое знакомство можно повторить несколько раз, пока ребёнок не привыкнет к шуму
данного аппарата. Аналогично можно действовать при знакомстве с другими источниками
шума, например, уличными. Если на улице ребёнок пугается шума трамвая, грузовика
или другого механизма, то при их приближении надо взять малыша на руки, чтобы
он почувствовал, что вы не боитесь этого шума.

Выходя на улицу, рассказывайте ему о том, где находитесь, куда идёте, откуда
и почему раздаётся тот или иной шум, то есть обо всем, что происходит вокруг.
Пока ребёнок ещё не научился хорошо ходить, ему на улице удобно совершать пешие
прогулки, опираясь на движущуюся опору, например, коляску. Такая опора легко
контролируется родителем и служит в качестве трости, защищающей от ненужных столкновений
с препятствиями.

Когда начнёте осваивать хождение по лестницам, наклонным поверхностям и преодоление
мелких препятствий на пути (бордюров, канавок, ямок и т.п.), обратите внимание
на то, как вы держите ребёнка за руку. Обычно, боясь, что ребёнок, не видя препятствия,
может споткнуться и упасть, сопровождающий берёт его крепко за руку и, вытягивая
её вверх, помогает делать шаги. В результате ребёнок как бы <висит> над препятствием
(ступенькой лестницы), едва касаясь его подошвами ног. Во-первых, это небезопасно
для ребёнка. Во-вторых, он, находясь в подвешенном состоянии, не научится контролировать
своё тело при перешагивании препятствия. У вас из-за напряжения в руке (на ней
висит ребёнок) резко увеличивается время двигательной реакции. Ваша рука быстро
устает, а если ребёнок оступится, вам будет сложно помочь ему удержать равновесие.
Помогать малышу необходимо таким образом, чтобы при преодолении препятствий он
использовал вашу руку в качестве опоры. Необходимо, чтобы ваша рука была расслаблена
и опущена вниз, а ребёнок своей рукой опирался на её ладонь или держался за пальцы.
В этом случае, если ребёнок споткнётся, вы сможете легко и быстро среагировать
и, подтянув руку вверх, поможете ему удержаться на ногах.

О любом препятствии на дороге необходимо предупреждать: <Делаем шаг вверх (вниз).
Поднимаемся (спускаемся) по лестнице. Переступаем камень, канавку, бордюр и т.д.>.
При такой помощи ребёнок быстро почувствует, какие необходимо делать движения.
Вскоре вы обнаружите, что малыш, держась за вашу руку, сам будет чувствовать
характер ваших шагов. Где надо, будет делать шаг шире или уже, притормаживать,
поднимать ногу выше. В дальнейшем он сам научится не только ходить, но и бегать
по лестницам, слегка опираясь на перила или ограждения.

После того, как малыш освоил хождение и стал уверенно переходить от одного предмета
к другому, пора начинать тренировки вестибулярного аппарата и умение безопасно
падать. Для этого не требуются какие-либо специальные приёмы или приспособления,
всё можно легко организовать дома. Вот простой способ, который применялся у нас
дома: старший сын ставил брата посреди комнаты на ковёр и слегка толкал его на
уровне живота. Толчок выводил младшего из равновесия, и он вынужден был его удерживать.
Иногда это ему не удавалось, и сын плюхался на ковёр. Такое <контролируемое>
падение не приводило ни к ушибам, ни к травмам. Всё это происходило под весёлые
шутки, смех. Подобные тренировки по 5 - 10 минут 2 - 3 раза в неделю научили
его хорошо держать равновесие, а главное, через нескольких дней тренировок он
почувствовал, что падать <сгруппировавшись> безопаснее, чем <плашмя>, то есть
он самостоятельно научился при падении принимать наиболее безопасную позу. Это
умение сохраняется до сих пор. Зрячих детей <группироваться> при падении немного
учат в школьном возрасте на уроках физкультуры. Хорошо же умеют <группироваться>
при падении только люди, которые серьёзно занимались спортом (борьбой, футболом,
волейболом, гимнастикой).

Хорошим инструментом тренировки вестибулярного аппарата стали обычные комнатные
детские качели на верёвках. Обычно их вешают на два подвеса и на них раскачиваются
вперёд - назад. Я же их подвесил на одном подвесе в центре широкого дверного
проёма. Такой способ подвески качелей позволил не просто качаться, а качаться
с закручиванием вокруг вертикальной оси. Сын быстро освоил качели и в конце второго
года сам стал забираться на них и качаться с <закруткой>. Аналогичный приём я
применял на даче, качаясь вместе с сыном на больших верёвочных качелях. С 5 лет
он успешно качался один, наравне с другими ребятами. Тренировки вестибулярного
аппарата выработали у Максима хорошую устойчивость, и если во время ходьбы он
спотыкается, то не падает.

На втором году жизни ребёнка обычно усаживают за стол, начинают кормить из ложки,
учат пить из чашки. Вначале он принимает эти предметы за игрушки - стучит и возит
по столу, бросает, но вскоре понимает их назначение. Пора учить его самостоятельно
пользоваться ложкой и кружкой. Обучить пользоваться кружкой не составляет труда,
а вот в обучении пользоваться ложкой есть некоторые особенности. Зрячий ребёнок,
видя, как пользуются ложкой другие, сначала берёт ложку в кулак, а через некоторое
время начинает её брать правильно - пальцами. Незрячих детей надо сразу учить
брать ложку правильно, иначе впоследствии придётся переучивать, что очень сложно.

Обучают ребёнка пользоваться ложкой следующим образом. Взрослый, стоя за спиной
сидящего за столом малыша, вкладывает в его руку ложку и, помогая удерживать
её правильно пальцами, обучает необходимым движениям. Размер и вес ложки должны
соответствовать физическим возможностям ребёнка. Часто бабушки дарят родителям
для внука мельхиоровые или серебряные ложки и настаивают, чтобы только из них
кормили ребёнка. Но для руки малыша такие ложки, возможно, тяжеловаты. На этом
этапе лучше использовать лёгкую ложку из алюминия. <Не стремитесь научить ребёнка
всему сразу. Для него какое-либо действие может быть просто непосильным. Разделите
действия на мелкие операции. Добивайтесь поочерёдного и прочного усвоения каждой
операции>.[2] Обучение правильно пользоваться ложкой - процесс достаточно сложный
для незрячего ребёнка, и он может продлиться несколько месяцев. Но какое удовольствие
получает малыш, когда его хвалят за то, что он сам поел!

Ребёнок всё дольше бодрствует, у него появляется свободное время, которое не
должно быть занято бездельем. Малыша надо научить играть игрушками. Зрячий ребёнок,
увидев игрушку, берёт её одной или другой рукой, пробует <на зуб>, возит, стучит
ею о другие предметы. Наблюдая, как действуют с игрушкой другие, повторяет их
движения. Увидев новую игрушку, тянется к ней, бросив первую.

Незрячий ребёнок, <захватив> в руку игрушку, долго её удерживает в руке или делает
с ней одни и те же повторяющиеся движения. Когда это надоедает, бросает игрушку
и, не видя другой, начинает бездельничать. Отсутствие занятости провоцирует замещающую
деятельность. Часто незрячий ребёнок играет в игрушки <по своему> - ломает, давит
их ногами, стучит ими, что вызывает непонимание окружающих. Но ребёнок не виноват
- он не знает, как можно играть с игрушкой. Его надо учить правильно пользоваться
ею. Большую помощь в освоении игрушек может оказать зрячий ровесник, играющий
вместе с вашим малышом в те же игрушки. Ваш ребёнок, слыша возню зрячего товарища,
его возгласы, шум от игрушек, начинает тянуться к нему и, найдя его и почувствовав
на ощупь движения, пытается повторять их. Постепенно он осваивает игровую деятельность
и начинает получать удовольствие от игры. В этом возрасте для детей игровая деятельность
является ведущей.

При покупке игрушек обращайте внимание на их <звучность>. Игрушки, обладающие
возможностью пищать, звенеть, шуршать, гудеть, становятся любимыми игрушками
незрячих детей. Запоминают они их надолго. Поражает тактильная и звуковая память
незрячего ребёнка. Когда Максиму было пять лет, на даче мы нашли ящик с игрушками,
которыми он играл в 2 - 3 года. Все забыли про эти игрушки - они больше двух
лет пролежали в ящике. Максиму хватало одного прикосновения или малейшего звука,
издаваемого игрушкой, чтобы узнать и назвать её. Хочу обратить внимание на одну
особенность незрячих детей - они до 3 - 4 лет <не любят> мохнатых и меховых игрушек.

Чтобы быть спокойным за ребёнка, находящегося в другой комнате, разговаривайте
с ним, спрашивайте, что он делает, говорите, что делаете вы и что собираетесь
делать. Слыша ответы малыша, легко контролировать как его самочувствие, так и
местонахождение. Словами легко приободрить, подсказать, утешить и приласкать
его. Разговаривая с незрячим ребёнком, нужно применять абсолютно все слова зрячих
- запретных слов нет. Скоро ваш ребёнок будет смотреть телевизор, фактически
слушая его, или будет рассматривать новую игрушку, ощупывая руками. Он должен
воспринимать все слова в том смысловом контексте, в котором их применяют зрячие.
Первые вопросы у ребёнка, почувствовавшего несовпадения его ощущений с ощущениями
других людей, возникнут в 5 - 7 лет. О том, как на них отвечать, мы поговорим
позже.

Человеческая речь - мощнейший инструмент познания мира и обучения незрячего ребёнка.
Когда-то, очень давно, я прочитал в журнале <Курьер ЮНЕСКО>, что воспитать слепого
ребёнка легче, чем глухого, и очень удивился. Сегодня я понимаю, что с помощью
речи слепому ребёнку можно передать любую информацию, необходимую для его возраста.
Это можно делать практически с первых дней его жизни. А как это сделать для маленького
глухого ребёнка? Жестами? Нет, жестовую речь он начнёт осваивать намного позже.
Кроме того, жестовая речь имеет большие ограничения на полноту передачи речи
слышащих. Жестами нельзя передать ни интонации, ни смысловые звукосочетания.
А как контролировать ребёнка, находящегося в другой комнате, не слыша его ответов
на ваши вопросы?

<Ребёнок с нарушениями зрения в полтора - два года начинает использовать развивающуюся
речь в качестве основного средства общения со взрослым. Образование системы связей
речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся
двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для компенсации зрительной
недостаточности в этом возрасте>.[3] Использование развивающейся речи активизирует
совместную деятельность со взрослым, что позволяет формировать у ребёнка самостоятельную
деятельность с предметами.

Заговорив об общении с незрячим ребёнком, хочу предупредить о вреде причитаний
над ним. Часто этим грешат бабушки и <тётушки>, которые при встрече с ребёнком
льют слёзы и причитают: <Бедненький. Несчастненький. Слепенький. Горюшко ты моё,
да как ты будешь жить, не видя света:> и так далее, и тому подобное. Такое общение
надо категорически пресекать. Ребёнок ещё мал и не понимает, какие у него есть
проблемы, это он начнёт осознавать в 6 - 7 лет, а внушить, <вбить в голову>,
что он несчастный, можно уже в 2 - 3 года. Если это допустить, он с раннего детства
будет чувствовать себя несчастным, а ваша жизнь превратится в кошмар. Причитание
и плач над ребёнком вызваны не любовью к нему, а страхом, который испытывают
зрячие взрослые люди при виде незрячего младенца, страхом от мысли, что такой
ребёнок родился у их близкого родственника. Причитающие родственники плохие помощники,
и если вы не сумеете убедить их во вреде причитаний, то вам придётся оградить
ребёнка лет на 6 - 7 от их близкого присутствия. От ребёнка не надо ни скрывать
его проблем, ни акцентировать на них внимание. Придёт время, когда их надо будет
обсудить вместе с ним, но до этого ещё далеко.

Обычно в конце первого, начале второго года жизни ребёнка, имеющего глубокие
нарушения зрения, врачи предлагают родителям подумать об оформлении инвалидности,
что вызывает шок не менее сильный, чем тот, о котором шла речь во второй беседе.
Но давайте подойдём к этому вопросу не с эмоциональной, а с практической точки
зрения. В том, что у вашего малыша есть серьёзные нарушения зрения, вы уже убедились.
Инвалидность - это юридический факт признания государством того, что данному
ребёнку и его семье требуется социальная поддержка. В большинстве семей, имеющих
ребёнка-инвалида, один из родителей вынужден не работать или ограничивать свою
трудовую деятельность, что серьёзно влияет на материальное положение семьи. Социальная
поддержка предусматривает выплату пенсии и пособий на ребёнка, ряд льгот.

Признавать ребёнка инвалидом или нет - только ваше право. Вам могут говорить
и советовать что угодно, но только вам решать, делать этот шаг или нет. Но если
вы не согласитесь с предложением специалистов и

[1] Леа Хювяринен <Зрение у детей: нормальное и с нарушениями> 1996 г. изд. <Петербург
- XXI век> Санкт-Петербург.

[2] <Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителя>
В.А. Феоктистова и др. РИО ИПТК <Логос> ВОС, Москва, 1993 г.

[3] Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства М.: <Полиграф сервис>, 2000. - 250
с. стр. 56

Выпуск листа на новом месте: 1355

Ответить   Sun, 23 Oct 2005 11:01:48 +0400 (#461162)

 

Ответы:

Здравствуйте!
тема "родители-дети" очень интересна и для меня актуальна. подскажите, пожалуйста,
можно ли где-то
прочитать о воспитании детей с нормальным зрением в семьях незрячих родителей?
С уважением, Ирина

Выпуск листа на новом месте: 1357

Ответить   Sun, 23 Oct 2005 18:43:44 +0400 (#461328)

 

Приветствую всех!
здравствуйте, Ирина!
в нашей домашней библиотеке есть книжка о воспитании зрячих детей незрячими
родителями, что и для нас является актуальным. напишите на личный адрес и я
вышлю Вам книжку.
sola***@i*****.ru
с уважением, Оля.

Выпуск листа на новом месте: 1361

Ответить   Mon, 24 Oct 2005 16:36:57 +0600 (#461708)

 

Приветствую всех!
здравствуйте, Ирина!
в нашей домашней библиотеке есть книжка о воспитании зрячих детей незрячими
родителями, что и для нас является актуальным. напишите на личный адрес и я
вышлю Вам книжку.
sola***@i*****.ru
с уважением, Оля.

Выпуск листа на новом месте: 1362

Ответить   Mon, 24 Oct 2005 16:43:42 +0600 (#461716)