Все выпуски  

Братья во Христе и Исследование Библии. Малоизвестный Господь: Господин Суда


 


Господин Суда

Совершенно очевидно, что мысль о грядущем суде переполняла Господа и Он хотел, чтобы и мы также глубоко задумывались о том же. Многие Его слова о судном дне открывают нам, по крайней мере, два момента:

∙ Он гораздо больше внимания уделял отвергнутым, чем принятым.

∙ Во многих притчах говорится о неожиданности этого суда. Он будет в диковинку, как праведным, так и неправедным.

Судному дню уделялось Господом особое внимание. Есть нечто нереальное в судье-царе (Мф.25:40). Суть та, что суд для каждого из нас будет величайшим событием, ибо Сам Царь (неба и земли) будет судить нас. Тем самым Господь хотел представить пред нашими глазами картину нашего призвания в Царство, отвергнутого нами. Грустно, но как кажется, мы, как сообщество, так же растленны присущим всему Христианству отступничеством, а потому и не желаем лицезреть подобные картины. Излишнее внимание отверженным – лишь продолжение стиля Ветхого Завета. Павел всегда помнил о реальности отвержения на суде (1Кор.9:27, например), а потому и напоминал о “страхе” этого дня не только экклесии (2Кор.5:11), но и миру (например, Деян.17:31). И слова Павла о грядущем суде нагоняли страх (например, на Феликса, Деян.24:25, – не думаю, что такое могло бы произойти сегодня, приди он на лекцию Христадельфиан).

Неожиданность результата решения суда должна оказывать на нас колоссальное влияние. Ибо, несмотря на все наши изучения и приготовления, этот день потрясет нас до самого основания – как дом, построенный на камне, на который нахлынули воды и подули ветры (образ проникновения Христа в нашу совесть на суде, Мф.7:27). Если этот день будет для нас неожиданностью, то лучше уже сейчас с подобающим смирением приготовиться принять, что подавляющее большинство наших сегодняшних убеждений ошибочны. Ибо есть намеки на то, что даже, относящиеся к своим братьям неправильно, могут быть приняты на суде. Так те, кто проработал в винограднике больше, пререкались с хозяином, однако их динарий (спасение) так и остался с ними (Мф.20:11). Последующий комментарий о том, что первые будут последними, вполне может относиться к положению в Царстве, а не к самой возможности присутствия в нем – так брат, занимающий в экклесии заметное место, со стыдом может пересесть на более низкое место (Лк.14:9). Или же слова отца (Бога), могут быть так же сказаны Господом Иисусом огорченному старшему брату из-за того, что милости отца были оказаны недостойному: “Ты всегда со мною, и все мое твое” (Лк.15:30). Очень похожее говорится и в другом месте. Как кажется, старший брат, несмотря на его отношение к младшему, все еще остается во Христе и принят Им. Малейшим в Царстве будет тот, кто нарушит заповедь и научит так людей (Мф.5:19). Однако меньший в Царстве будет больше Иоанна Крестителя (Мф.11:11). Заключение просто – в Царстве будут так же и те, кто не был уж очень послушен в испытаниях этой жизни. Впрочем, здесь возможны и иные толкования. И все же не стоит забывать и про это, особенно при встрече с некоторыми особо ревностными христадельфианами.

Разные притчи по-разному описывают суд. Возможно, мы восстановим последовательность событий суда, если сложим все притчи вместе. А может статься, что сам процесс суда будет разным для каждого из нас, а потому и Господь (со свойственным Ему человеколюбием) дал различные картины предвиденного Им грядущего. Для отверженных события могут развиваться следующим образом:

∙ Во-первых, возникнет непонимание (Мф.25:37) и отсюда гнев на приговор Господа.

∙ Он укажет их беззакония.

∙ Они, оправдываясь (Мф.25:44), объяснят свое поведение (Мф.25:24).

∙ Господь задаст несколько вопросов, на которые не будет ответа (Мф.22:12).

∙ Затем последует стыдливое желание избежать суда (1Ин.2:28).

Однако желание это будет тщетным (Евр.2:3 сопоставимо с Ис.20:6, где говорится о неспособности людей избежать нашествия Ассирийской армии), ибо они увидят, что пришествие Господне сопровождается войском более сильным, чем их, а время на примирение безвозвратно упущено (Лк.14:31).

Совсем не случайно, что эта последовательность в точности соответствует тому, что пережили наблюдавшие распятие Господа. И это сопоставление позволяет нам лучше понять последовательность событий суда над теми, кто вновь распинает Иисуса Христа.
Тень суда

Нам нужно помнить, что суд, это всего лишь образ нашей встречи с Господом, хотя и трудно сказать, насколько много в этом образности. Так возникает вопрос, знает ли Христос заранее тех, кто будет принят и награду их? Лк.19:15 предполагает отрицательный ответ. Господь призывает рабов Своих, “чтоб узнать, кто что приобрел”. Он определен быть Судьей (Деян.10:42). Ему, Господу неба и земли, дана вся власть – но при этом не стоит забывать, что, хотя Он и всемогущ, Всемогущий Бог может ограничить Его и всемогущество и всеведение. Пастырь легко может отличить овец и козлов – здесь не требуется глубокое расследование, картины же в притчах дают обратную картину. Они говорят о том, что Судия, Всемогущий Господь, будет судить так, как будто Ему нужны доказательства для вынесения того или иного приговора. Притчи рисуют картину того суда, который увидят наши глаза. Дальше мы покажем, насколько наше принятие на суде будет зависеть от нашего отношения к братьям. Однако мы знаем (или должны бы знать), что наше спасение зависит не только от этого, несмотря на то, что в притчах этому вопросу уделяется громаднейшее внимание.

Так зачем же суд? Я думаю, что для нашей пользы, а не ради удовольствия Господня (впрочем, возможно и обратное). В одной притче Господь Иисус говорил, что праведники явят Ему свою вырученную прибыль перед судом, тогда как в другой притче верные начинают спрашивать Господа о действительности того, что происходило в их жизнях уже после суда. Одно это показывает, что мы не будем видеть суда в виде разделения на праведных и неправедных. Цель его – прославление Бога через то понимание, которое будет дано нам тогда. Верные, со всеми их делами, известны заранее. С Божией точки зрения, ничто не мешает сразу даровать бессмертие верным в пришествие Господне. Кроме того, они пред Ним являются, будучи во Христе, в воскресшем для бессмертия. Однако, как бы мало мы ценили милость Божию и как бы мало узнали о себе, если бы все так было. Несколько лет страданий, как мы считаем, едва-едва изменяют нас, так как они сглаживаются заботливым и любящим Отцом. Затем смерть – и в следующий момент мы сознаем себя в славе Царства вечного? Нет. Должен быть суд – важная составляющая нашего духовного приготовления для получения естества Божия (1) . Сразу же после этого следует: “Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам…” (Мф.25:1), говоря о том, что только тогда мы поймем истину этой притчи, только тогда нами будет полностью осознано, что такое бдительность и хранение масла в светильниках. Отверженные будут видеть себя изгнанными из Царства (Лк.13:28), но видеть как бы со стороны. Та духовность, которая, как они думали есть у них, будет взята (Лк.8:18). И это будет после суда. 1Кор.11:32 может также относиться к познавательному моменту суда: “Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром”. Осуждение мира сего будет во второе пришествие, а значит и суд и наказание, о которых говорит Павел, должны быть тогда же. Впрочем, контекст говорит о том, что наше испытание себя на собраниях и принятие наказания Господня в этой жизни, являются прообразом того, что будет с нами на суде.

Только тогда мы полностью осознаем свою греховность, безграничную милость Божию и превосходство победы Христовой. Только тогда мы поймем, насколько же мало мы знаем и насколько мало мы познали Бога, насколько велика полученная нами награда, насколько велико несоответствие между ней и тем, что мы делали. Рабы, пустившие, выданный им талант, в оборот и получившие прибыль, думали о себе очень хорошо, однако награда была намного больше того, что им дали (талант / мина = 1000 $ по курсу 1995 года) – десять городов. Слова Учителя звучат как бы с упреком: “За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов” (Лк.19:17); “ В малом ты был верен, над многим тебя поставлю” (Мф.25:23). Имеющаяся у нас ныне “истина” и есть то самое “малое”. Мы не должны видеть в ней конец всего. Это из-за нашей перстности, из-за нашей ограниченности в видении и ведении, мы склонны считать, что Царство будет подобно тому, что мы сегодня чувствуем, живя в “Истине”. Однако Господь, по крайней мере, дважды подчеркивает, что духовное Царства ни в коей мере не сравнимо с духовным мира сего. Мы (каждый из нас) тогда будет поставлен надо “всем” имением Христовым (Мф.24:47 – “многое” Мф.25:23), в Котором (во Христе!) сокрыты все духовные сокровища (Кол.2:3).
Истинное богатство

В Лк.16:11 говорится о том же самом: если мы верны в том, что нам доверено Богом в этой жизни, то нам будут дано “истинное богатство”. Дух говорит, что все, что у нас сегодня есть, это – “Истина”. Но истина – понятие относительное, и Истине Божией угодно, чтобы ее принимали, как Истину, без сомнений ниспосланную Богом для простых смертных. Однако, это не то “истинное богатство”, о котором говорится здесь. От нас требуется, чтобы мы были верны в том, что Божие, и только тогда нам будет дано наше (Лк.16:12) – в Царстве – как будто нам дано будет “истинное богатство”, принадлежащее исключительно нам, что подобно имени, которое никто другой не будет знать (Откр.2:17). “Богатство” – это сокровище разумения, премудрости и ведения (Кол.2:2,3), которое очень личностное, которое будет в полной мере дано в Царстве каждому из нас. Лично мне несколько слов из Лк.16:11,12 помогают лучше понять, что представляет собой Царство.

Впрочем судный день будет не только для нашего образования и смирения. Он так же для просвещения всех нас, как сообщества, в том смысле, что суд будет некоторым образом публичным – тогда мы воистину узнаем все о тех, с кем общались в этой жизни. Так недостойные окажутся пред нами не одетыми в брачное одеяние, и верные будут видеть их (в первый раз в жизни) неодетыми и в сраме (Мф.22:11; Откр.16:15). Злой раб будет “рассечен” (Мф.24:51), т.е. всем будет явлено его лицемерие (помните, он был старшим в экклесии в этой жизни, по притче). То, что мы говорили одному Господу, будет объявлено Им открыто (“на кровлях”) на суде (Лк.12:3).
Козлы

В Лк.19:23 Господь показывает недостойным, как они могли бы попасть в Царство. Еще раз обратите внимание на познавательный эффект суда. Господь говорит о том, как им нужно было использовать свой талант, основы Евангелия, благовествуя другим, получая от этого прибыль. Это должно быть соединено с хорошо известным запрещением одалживания в долг ближнему своему израильтянину в рост – проценты могли браться только с язычников (Вт.23:20). Здесь Господь подразумевает, что Евангелие, по крайней мере , нужно было разделить с другими и особенно с язычниками. По крайней мере, это принесло бы Господу хоть какую-то прибыль. Это говорит, что во время суда Господом обязательно будет затронута тема благовестия, особенно с теми, кто не хотел разделить надежду Израиля с другими, с язычниками. Само собой, Господь не приказывал рабу (в притче) одалживать язычникам – он сам должен был проявить в этом инициативу. Впрочем, общая канва притчи говорит о том, что раб обязан был сделать хоть что-нибудь . Господь принял бы его, если бы тот одолжил серебро в рост, если бы он даже сделал бы нечто, запрещенное законом, но только бы сделал . Однако, вместо этого, он понял так, что талант Евангелия, доверенный ему, он просто должен сохранить. Он был рассержен о того, что Господь ожидал от него еще чего-то! И нам, действительно, нужно быть внимательными к самим себе в этом. Раб оправдывал себя тем, что он “хранил” мину (Лк.19:20), слово, используемое для “хранения”, “имения”, “держания” учения Одной Веры (1Тим.1:19; 3:9; 2Тим.1:13; Откр.6:9). И он удержал ее. И он думал, что одного этого достаточно для его входа в Царство. Грустно, но духовность Христадельфиан высоко возносит именно такое “хранение”. Любой, проявляющий хоть какую-то инициативу, тут же подвергается клейму диссидента и отступника. Раб оправдывался тем, что он почитал за главное хранение учения и изучение Библии, посещение собраний (даже если они вызывали одну только дремоту), постоянную занятость в делах экклесии… но постой, сын мой, ведь именно такой сорт извинений Господь и осудил в этой притче.

И еще. Господь показывает Свое духовное расположении даже к отверженным, когда Он подчеркнуто обращается со словом “друг” к отверженному на суде (Мф.22:12) и, даже, к предавшему Его Иуде (Мф.26:50). Греческое слово здесь в точности соответствует значению перевода. А потому, если уж Господь так дружественно обращается к тем, кто Его распял… то нам есть на что надеяться.
Овцы

Несмотря на качество приговора, мы представляем себе суд, со всеми атрибутами зала суда, во главе со строгим судьей. Однако в притчах содержатся элементы нереальности в описании суда. Этот Судия в каждом случае сопереживает подсудимому (немыслимое дело в человеческом суде). Он возвещает: “Хорошо… войди в радость господина твоего” (Мф.25:23). Судья счастлив от того, что он смог вынести оправдательный приговор ошарашенному верующему. Слова: “войди в радость господина твоего” выдают скрытое удивление и неверие в то, что все так обошлось. Сравните это с платой тех, кто проработал в винограднике всего один час (Мф.20:9), а так же с тем, как верные восприняли напоминание им их Господом о том, что они сделали Ему (Мф.25:38-40) (2) . И все же мы преодолеем свое удивление и войдем в радость Господа нашего, ибо нам должно предстать пред Ним в радости (Иуд.24). Господу будет настолько приятно знать, что Его рабы бодрствовали в ожидании Его, что Он тут же “станет служить им” (Лк.12:37). Есть в этом нечто нереальное. Станет ли господин на самом деле служить своим рабам (скорее всего ночью) и радоваться тому, что они ждали его? И это несоответствие с действительностью дает нам представление о той настоящей радости, которую испытает наш Господь, придя и найдя Своих верных рабов ожидающими Его возвращения. Его искренняя радость и для нас будет неожиданностью. В этот день, в Нем будут исполнены слова Соф.3:17: “Господь Бог твой среди тебя… возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих (нас) о торжественных празднествах Я соберу”, на новое празднование Господом с нами Пасхи.

Выше уже подчеркивалось, что суд будет происходить ради нас, ради нашего более полного осознания окружающей действительности и самих себя. И это, возможно, отображено в притче о минах, где каждый из рабов, говоря о своих минах, говорит по-разному (на греческом). Слова раба, которому мина Христова принесла десять мин (Лк.19:16), разнятся от слов того, которому мина принесла пять мин (Лк.19:18), в то время как в Мф.25:20,22 используется совсем другое греческое слово, хотя речь идет об одном и том же. И это очень похоже на правду; каждый из верных придет к одному и тому же выводу, что развитие духовности достигается у всех на одних и тех же основаниях благовестия, полученных при обращении. Но каждый из нас выражает свои мысли своими словами. И если бы слова Господа были всеми нами правильно приняты, то в дальнейшем бы пропала необходимость упоминать основы учения, на которых строится истинная духовность. Но, увы, сегодня, при таком легкомысленном отношении к основам учения среди братьев, как никогда необходимо говорить о них. Духовно нерастущий обвиняет Господа жатвы в том, что Он не сеял (Лк.19:21), хотя, как показывает притча о сеятеле, Господь посеял семя основ благовестия. Суть в том, что неверный раб не позволил этому семени принести достойный плод, не поняв, что Господь ожидал от него плодов от Господня учения. Он не увидел связи между основами учения и жизненной духовностью, он думал, что Господь жнет там, где Он не сеял. Христос потребует обратно, хотя и с прибылью (Лк.19:23), Свое, то, что Он посеял, основы Истины Благовестия. Притча о меньшем из всех семян, которое может горы передвигать, говорит о том же – основы Евангелия, основы благовестия, если в них по-настоящему верить, принесут очень и очень многое (Мф.17:20 ср. 13:31). Так же и в притче о минах есть нечто нереальное – мудро использовавшему деньги дается власть над несколькими городами. Нам остается только догадываться об искреннем и неожиданном удивлении тех рабов от такой награды. Максимум, что они ожидали, это несколько мин.
Отношение к другим

Одной из тем притч о суде, о влиянии на исход суда, является наше отношение с братьями. Думается, что Мф.25:45 подчеркивает особый взгляд Господа на наше отношение к слабым в вере братьям. Само собой, Господь уже знает приговор, а также почему он такой, однако притча, как кажется, рассказывает о том, что на суде нам будет дано понять, как Господь смотрит на наше отношение к слабым братьям. Ибо только тогда мы поймем, насколько мы все слабы. Задумайтесь о многократном повторении Господом слов о важности нашего отношения к другим, о нашем служении другим в Истине:

∙ Неправедный управитель был прощен только потому, что он простил долги другим. Он расточал имение своего господина так же, как расточал и блудный сын (Лк.15:13; 16:2). Каждый из нас в блудном сыне узнает себя, а это значит, что все мы расточаем имение Господне, а потому и спасение наше зависит от прощения других, прощение пришедшее от нашей веры в милость и Господню. Это объясняет, почему притча об управителе сразу следует за притчей о блудном сыне.

∙ Богач был осужден за то, что не помогал Лазарю.

∙ Фарисей был осужден не потому, что он был праведен в глазах своих, а потому что отворачивался от своего грешного собрата мытаря.

∙ Раб с одним талантом был осужден потому, что он не отдал его язычникам и не принес прибыль Господу.

∙ Раб, которому было прощено 10000 талантов, был осужден за то, что он не простил долга ближнему своему. Господь говорит, что он должен будет отдать весь долг (Мф.18:34). Эта притча напоминает более раннюю – о примирении с соперником, пока тот не вверг тебя в темницу, откуда не выйдешь, пока не отдашь последнего кодранта (Мф.5:26). Соперник – Сам Господь. Он идет войной против нас с огромным невидимым войском (Лк.14:31), и примириться с Ним можно, только полностью сдавшись Ему. Соединив все учение Господне воедино, получаем картину жестокого и требовательного Господа по отношению к непрощающим верующим, но в то же время мягкого и почти всепрощающего к тем, кто умеет прощать.

∙ Старший сын лишился отцовского общения потому, что не мог принять возвращения младшего.

∙ Многие будут отвергнуты на суде потому, что не заботились о слабых братьях.

∙ Пьющий раб был осужден за то, что бил вместо того, чтобы кормить остальных рабов в доме господина своего.

∙ Светильник гаснет потому, что помещается под сосудом, вместо того, чтобы светить другим.

∙ Если притчу о нанятых работниках в винограднике понимать так, что много работающие были отвергнуты Господом потому, что они позавидовали другим, работавшим меньше, но получившим ту же плату, то становится грустно от сознания, что эти много работавшие работники (братья) были почти спасены – им помешало их отношение к братьям своим.

Господь хорошо предвидел существующую среди нас проблему – хранение веры только для себя, не неся ее другим. Часто обладание собственным семейством, что также было предвидено Господом, вызывает полное равнодушие к собраниям и заморским братьям, нежелание понять внутреннюю борьбу ближнего своего, апатию к благовестию. Мы все хотим сохранить нашу веру для самих себя, на своем крохотном островке – и именно такое отношение к вере так часто и резко критиковал Господь, прозрачно намекая, что это может стоить нам Царства. Он, как никто другой, был также знаком с желанием духовного уединения, однако всегда был готов оставить 99 праведников ради того, чтобы (молитвой, подобно молитвам Моисея за Израиль) найти заблудившуюся овцу (Мф.18:12). В некотором смысле, суд уже идет – в Мф.18:24 сказано, что Господь “начал считаться”, т.е. нам уже сейчас нужно начинать прощать друг друга. Он здесь и сейчас наблюдает за нашими взаимоотношениями друг с другом. Мф.18:33,35 говорят, что наше сердечное отношение к брату будет обнаружено на суде.

Горящий светильник (свеча) – символ нашего обращения (Мф.25:1; Евр.10:32). Они были зажжены Господом Иисусом (Лк.8:16; Евр.10:32) для того, чтобы освещать дом. Господь зажигает свечу, чтобы найти потерянную драхму, слабого брата или сестру, дорогих Ему, как часть приданного на Ближнем Востоке (ср. с драхмой из свадебного ожерелья, Лк.15:8). Однако зажженная свеча – это мы. Это еще одна притча, дополняющая остальные. Нам нужно сейчас гореть, как светильник (свеча), освещая все вокруг, или же нам придется гореть на суде (в Мф.5:15 и Ин.15:6 используется одно и то же слово). Это – один из примеров логики преодоления – что так, что эдак, но нам таки придется гореть, так почему же не гореть ради Господа и собственной награды? (3) Все экклесии – светильники (Откр.2:5 ср. Пс.17:29). Нам нужно светить и не прятать свет под сосудом, потому что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мк.4:21,22). Или другими словами, причина, по которой Бог скрывает Свое слово от мира, а кое-что и от наших братьев, является та, что мы можем открывать его им.

Если мы не светим ни миру ни дому своему, мы не делаем того, зачем были зажжены. Возможно, Деян.16:10 имеют это же значение, где Лука говорит, что они благовествовали в Македонии потому, “что призывал нас Господь”. Но несмотря на то, можно или нет толковать этот стих подобным образом, в Библии достаточно других мест, говорящих, что наше спасение напрямую зависит от того, несем ли мы слово миру и дому своему (Прит.11:3; 24:11,12; Дан.12:3; Мк.8:38; Лк.12:8; 1Пет.4:6; Римл.10:9,10 ср. Ин.9:22; 12:42; 13:20). Жнущие с поля благовестия будут иметь спасение (Ин.4:36). Это дело не только для желающих. Какой мерой мы отмериваем другим, такой же будет отмерено и нам на суде (Мк.4:24 с контекстом). 1Кор.3:9-15 так же говорит, что “дело” “каждого” среди братиев будет мерилом награды на суде. Бесспорно, Павел видел свое вознаграждение прямо зависящим от его братьев (2Кор.1:14; 1Фес.2:19,20; Флп.2:16; 4:1).
Раб-начальник

Мф.24:42-50 говорит, что рабу, поставленному над остальными слугами, надлежит давать пищу каждому из нас, ожидая возвращения Господня. Однако (и это важно), эта притча подходит для каждого из нас (ср. Мк.13:37). Если он не будет делать так, он будет отвержен. Здесь перед нами пример высочайшего класса. “Хозяин дома” – Христос, т.е. “раб”, отвечающий за всех остальных (Мф.20:11). Здесь же “хозяин дома” – все мы (Мф.24:43; Лк.12:39,40). Мы – в Нем, а потому должны стараться подражать Ему во всех делах домашних. Он, ради нашего спасения, понес крест Свой. Он требует и от нас нести крест Его, т.е. отдавать всего себя без остатка, даже до смерти, телу верующих.

“Привратнику” было заповедано бодрствовать (Мк.13:34), а он – это мы (Мк.13:37). Идея бодрствования над домом Божиим взята из Иез.3:17 – мы подобны пророку-стражу над домом Израиля. Когда Господь впервые рассказал эту притчу, у Петра (как и у нас) возник естественный вопрос: “К нам ли (к двенадцати) притчу сию говоришь, или и ко всем” (Лк.12:41)? И хотя Господь не ответил прямо, но ответ ясен – “для всех” – ибо Он ответил притчей, в которой говорится, что если господин любого раба вернется неожиданно и найдет его ожидающим, то поставит его над всем домом своим, “а потому, Петр, не думай, что кому-то другому предназначено быть блаженным рабом, ибо все вы – рабы, а потому и старайтесь стать блаженными”. Дело привратника – охранять от волков (греческое “привратник” буквально означает “сторож” – ср. Ин.10:1 – еще один пример взаимосвязи между притчами). Безразличие к лжеучениям означает плохое исполнение обязанностей привратника – мы спим и не следим за домом. Мф.24:43-45 говорит, что ожидание возвращения Христа, нужно ради наших братьев, ибо оно подготавливает наши сердца ко второму пришествию, а не является простым хобби по изысканиям сравнений текущих событий в мире событий с Библейскими пророчествами.
Судия всех – Бог

Одна особенность всех притч о суде требует особого внимания. Они часто говорят о Господе Иисусе, как о Боге, что говорит о фокусировании явления Бога во Иисусе Христе в день суда. Впрочем, явление Бога во Христе видно и в других притчах. Так в Мф.15:13 об Отце говорится, как о Том, Кто насаждает, в то время как в Мф.13:24,37 сеющим предстает Господь Иисус. Так и притчах Лк.15 – Отец теряет Сына, а Христос, семя жены, теряет драхму и овцу. Наверняка в этих притчах Господь хотел показать нам, что отношение Его и Отца к нам абсолютно одинаковое. Ибо Бог, хотя Он и не был никогда человеком, однако, подобно Христу, может сочувствовать нам. Многое в притчах Христовых взято из Ветхого Завета, где описывается сострадание Бога к Израилю, что было несомненной истиной, ибо происходило в первом столетии, когда Израиль еще оставался народом Божиим. Так сравнение Господа Себя с птицей, желающей собрать детей Иерусалима (Мф.23:37), основано на Ис.31:5: “Как птицы – птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим”. Впрочем, из Лк.13:8 можно предположить, что терпение Господа Иисуса к Израилю было больше, нежели Самого Бога. Хотя, если учесть, что сочувствие Отца и Сына к Израилю все же было одинаково, то можно подумать, что Христос, уговаривая Отца, тем самым уговаривал и Себя.


В избранное