Все выпуски  

Братья во Христе и Исследование Библии. Малоизвесный Господь: Слова сказанные на Кресте ч. 5 и 6


 


Слова, сказанные на кресте (5):
“Жажду”

Мы уже видели, что Господь Иисус начал цитировать Пс.21 в последние минуты пребывания на кресте (1) . Он просил чего-нибудь, чтобы смочить пересохшее горло, чтобы закончить, начатую речь. Это не только говорит о том, что Он хотел во всеуслышание произнести, “совершилось”, во всем его значении (2) , но также и о силе жажды Его. Каждое, вслух произнесенное слово, из-за потери влажности через потовыделение и слюну, требовало множество сил. Он понимал, если не восполнить эту потерю, Он просто не сможет сказать все, что Он должен был сказать. Его пот в Гефсимании выглядел, как капли крови – осознание тяжести грехов наших на Себе иссушило Его. Он был настолько обезвожен, что мог сказать, в буквальном смысле: “Я пролился, как вода” (Пс.21:15). Он “предал (буквально – “излил”) душу Свою на смерть” (Ис.53:12). Все это сказано так, как будто Он сознательно “изливал” всего Себя. Проливая, теряя Свою влагу, Он считал, что изливает, отдает Самого Себя. Потеря влаги, поэтому, была следствием напряженной духовной деятельности Господа Иисуса, следствием Его сознательного посвящения Себя нам, а не из-за физических страданий.

Псалмы, особенно 21 (3) , говорят о том, что обезвоживание организма Господа происходило в основном, от того, что Он громко молился на кресте (“слова вопля моего”). В Евр.5:7 говорится о сильном вопле и слезах (еще одна причина обезвоживания) на кресте. Рим 8:26 намекает на то же самое, говоря о неотступном помышлении Господа о нас. Физическое чувство жажды было высказано Самсоном, в его образной победе над грехом, когда он буквально умирал от жажды среди зрителей его победы (Суд.15:18) (4) .

Стоит более внимательно посмотреть на этот случай с жаждой Господней.

В Псалмах много говорится о духовной жажде Господа Иисуса во время Его страданий. Физическая жажда олицетворяла духовную, Его желание быть с Отцом, закончить, данное Ему дело нашего спасения. Нам легче представить себе Его физическую жажду, чем духовную. Однако через нее, через ее подобие, мы сможем понять и Его жажду духовной победы, жажду праведности Божией.
Духовная жажда Христа

“Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом… когда говорили мне всякий день (на кресте): где Бог твой” (Пс.41:2-4)?

“Боже! Ты – Бог мой (ср. “Боже Мой! Боже Мой!”)… Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной” (Пс.62:2) – ср. Христа, как росток из духовно сухой земли на кресте (Ис.53:2).

“Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля” (Пс.142:6).

Жаждущая земля, окружавшая Христа, представляла духовную бесплодность Израиля (Ис.53:2; Пс.41:2-4), однако Господь настолько идентифицировал Себя, Свою душу со Своим народом, что Его душа стала, подобна жаждущей земле (Пс.142:6). Он настолько воспринял плоть и кровь наши, что чувствовал точно такую же духовную бесплодность, как Израиль, ощущал Себя совершенно погрязшим во всех человеческих грехах. Подобно тому, как Христос чувствовал Себя оставленным Богом (как греховный Израиль), Он также, как наказание за их грехи, ощущал жажду (буквальную и духовную).
Жажда – наказание за грехи Израиля

“Будешь служить врагу твоему… в голоде и жажде, и наготе и во всяком недостатке” (Вт.28:48) (6) . Это также можно отнести и к кресту.

“Не будут (больше) терпеть голода и жажды (Ис.49:10), – сказано образно о прощении Израиля.

“А вас, которые оставили Господа… обрекаю… на заклание… посему… вы будете голодать… томиться жаждою” (Ис.65:11,13). И это также можно отнести к кресту.

“Пусть она (Израиль) удалит блуд… дабы Я… не сделал ее пустынею, и не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою” (Ос.2:2,3).

“Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних… в тот день истаивать будут от жажды красивые девы и юноши” (Ам.8:11,13).

Эта буквальная и духовная жажда, которая была наказанием за грехи Израиля, пала на долю Господа нашего Иисуса. Он действительно чувствовал жажду Бога, чувствовал Себя оставленным Им, как будто Он был самым настоящим грешником. Он Сам прочувствовал и постиг ощущения отверженного грешника. Именно поэтому Он может со чувствовать и со страдать каждому из нас в наших слабостях, снисходя к невеждам и заблуждающимся (Евр.5:2).
Примечания:

∙ См. “Для чего Ты Меня оставил?”

∙ См. “Совершилось”.

∙ В Книге Плач Иеремии есть несколько мест, говорящих о том же самом.

∙ См. Самсон .

∙ Христос жаждал предстать пред Богом. Пред Богом предстояли священники. Ныне Он предстоит пред Ним, ходатайствуя за нас (Евр.9:24) и еще предстанет, как первосвященник в день очищения, неся нам наше спасение. А это значит, что Христос больше жаждал нашего спасения, чем Своего. Он жаждал вечной радости в деснице Божией (Пс.15:11), т.е. передавать наши молитвы. Как же это должно побуждать нас к молитвам и признанию своих грехов! Именно этого хотел наш Господь на кресте. Этого Он жаждал.

∙ Это – точная картина Христа на кресте. Также и Павел, почти теми же словами описывает свои мучения по благовестию Израилю (2Кор.11:27), как будто и он, подобно Христу, ощущал на своих плечах грехи Израиля. Также, как он почитал Христа и себя светом язычникам.

43 . Стоит задуматься над тем, как Иисус возопил громким голосом. Вероятно, поэтому Он просил пить.


Слова, сказанные на кресте (6):
“Совершилось” (Ин.19:30)

Очевидно, что все последние слова, сказанные Иисусом на кресте, имели особое значение. Не стоит думать, что это слово является эквивалентом: “Ну, вот и все”. “Совершилось” – несет в себе гораздо больший смысл. “Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!” – говорит о том, что Господь просил пить для того, чтобы Он мог произнести это слово, а также следующие (“в руки Твои предаю дух Мой”). Вспомните, как Ему трудно было говорить из-за положения на кресте, жажды и боли и подумайте, зачем Ему все же нужно было сказать, чтобы быть услышанным нами.
Слава Божия

Итак, зададимся вопросом, что совершилось? Ключ к ответу находим в Ин.17:4: “Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить”. Отсюда “дело” тесно связано с прославлением Бога. А значит, “совершилось”, было сказано о том, что Христос в данный момент в совершенстве прославил Отца Своего. Впрочем, нам не мешает немного подумать о том, что значит “прославлять Бога”. Слава Божия связана с внутренними характеристиками имени Божия. Поэтому, когда Моисей просил показать ему славу Божию, ему были провозглашены качества имени. Христос понимал, что Своей смертью, как и жизнью, Он в совершенстве являет миру Божие имя (Его качества): “Я открыл им (не миру, ученикам) имя Твое и открою ” смертью Своею (Ин.17:26).

В Евангелии от Иоанна много сказано о прославлении Бога в смерти Христовой (подробнее см. в Занятии 3.10).

“Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю” на кресте (Ин.12:28).

“Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем (т.е. Господь почитал прославление обоюдным). Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его” на кресте (Ин.13:31,32).

“И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого (т.е. Его качествами) славою, которую Я имел у Тебя… Я открыл имя Твое” (Ин.17:5,6).

“Я открыл им имя Твое и открою” на кресте (Ин.17:26).

Совершенство Христа понимают только верующие, а потому им, и только им, открыл Христос в Себе имя (славу) Божию. Это для нас Христос смертью Своею прославил Отца. Тем, кто хочет видеть, видна праведность, которая почти проистекала из Христа на кресте. “Истинно Человек Сей был Сын Божий… истинно Человек Этот был праведник” (Мк.15:39; Лк.23:47), – воскликнул сотник, “видевший происходящее”, а сопоставление Евангелий позволяет думать, что это было сказано им дважды. “Совершилось” – подразумевает, что явление Отца во Христе было постепенным. Он “совершился” через страдания, когда стал Начальником нашего спасения, став совершенным через них (Евр.2:9; 5:8,9). А это говорит, что Христос умер только тогда, когда достиг определенного уровня явления Отца. Если принять это, то сразу пропадает представление об Иисусе на кресте, как о пассивно ожидающем смерти. Он постепенно достигал явления Отца в Себе до тех пор, пока не ощутил, что достиг полного отображения Его. Так же и с нашим несением креста – мы не просто пассивно ожидаем возвращения Господня или собственной смерти, а активно растем, ибо мы можем умереть только тогда, когда достигнем, или получим удобный случай для достижения, определенного духовного уровня совершенства. Тогда мы будем взяты от печалей жизни этой. Совершение явления Отца во Христе постоянно возрастало до самой смерти, когда оно достигло пика совершенства. Таким образом, заброшенный всеми и вся (с человеческой точки зрения) Христос, презираемый всеми и не понимаемый, с видом, который не привлекал к Нему никого, Господь Иисус в это время являл Собой Отца небесного так, как никогда до этого не являл, так, что мог спокойно произнести: “Совершилось” (Ин.17:4; 19:30)! Отсюда же уже было видно, что Евангелие Божие, Его благовестие, большинством людей будет отвержено. Господь предвидел, что Его крест станет заключением того, что было давным-давно задумано Богом, т.е. Его окончательным прославлением. Так о кресте Он говорил, как о Своем исходе к Отцу Своему (Ин.16:16,17,28). Сравнение же Самого Себя со змеей, вознесенной в пустыне (Ин.3:12-14), было описанием Своего вознесения на небо – как будто поднятие змея было одновременно образом Его распятия и вознесения.
“Мы должны…”

Своим последним дыханием Христос отдал душу, жизнь Свою. В этот момент на кресте происходило примирение Бога с миром во Христе, ибо в это время Отец с Сыном были близки настолько, что позже Иоанн мог сказать: “Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев” (1Ин.3:16). Видение последних мгновений Христа, представление звучания Его голоса, говорящего, “совершилось”, со чувствие превосходства Христа в это время – все это не может оставить нас равнодушными. Христос возлюбил нас любовью, которая была “ до конца ” (Ин.13:1) – греческое слово однокоренное слову “ совершилось ”. Когда Христос произнес его, Его любовь к нам в тот момент достигла также совершенства, стала любовью до конца, любовью достигшей своего предела, любовью превыше всякого понимания. И от нас также требуется познание этой любви и стремление к достижению ее до самого конца, до готовности положить душу, жизнь свою.

Господь также думал: “Я открыл им имя Твое и открою (в предстоящей смерти), да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них” (Ин.17:26). Если мы будем смотреть на конец совершения Господа Иисуса, дух Христов будет обитать в нас, глубоко в сердцах наших будет обретаться любовь Божия. Есть какая-то почти таинственная сила в попытках подражания Господу на кресте. Видя Его славу, видя явление праведности Божией в Нем до самого конца, мы и сами каким-то образом начинаем отображать в себе эту славу. “Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2Кор.3:18).
Дело Божие

Однако дело Божие, совершенное Господом Иисусом, не ограничивалось лишь совершенным явлением Божиих качеств во Христе. Явление Отца в Сыне было совершено ради спасения (что брат Дж. Томас почитает основой основ благовестия). Совершением дела Христова, когда Он сказал, “совершилось”, было совершением воли Божией, ибо и само дело совершалось по воле Его: “У Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю, Пославшего Меня и совершить дело Его” (Ин.4:32,34). Воля же Божия состоит в том, чтобы мы освятились, стали праведными пред Ним и получили спасение (1Фес.4:3; 2Пет.3:9; Евр.10:10). “Я сошел с небес… творить… волю пославшего Меня Отца… воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видевший Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную” (Ин.6:38-40). Воля Божия состоит в том, чтобы мы “видели”, т.е. понимали праведность Христову и верили, что в ту же праведность будем облечены, а потому и спасены, и мы. А потому достижение понимания праведности Христа для нас вещь совершенно необходимая.

Совершение нашей праведности и нашего спасения значили для Господа нашего больше, нежели пища, Его ощущение сильного голода (Ин.4) прошло вместе с подаренным Им спасением падшей женщине. Он крестился крещением (смертью и воскресением), которым Он томился , “пока сие совершится ” (Лк.12:50)! Всю Свою жизнь Он готовил Себя к этому, самому последнему моменту духовного совершенства. И чем больше мы будем размышлять над этим, тем будем лучше сознавать, какое Он почувствовал облегчение, говоря: “Совершилось”. То же самое стремление к своему духовному совершенству должно присутствовать и в нашей жизни. Случай с самарянкой, описанный в Ин.4, был одним из тех моментов, ради которых, по словам Иисуса, Он и жил. Наше спасение, достигнутое через полноту и совершенство явления Отца полностью владели Им. Он не был движим достижением Своего собственного спасения, как считают некоторые наши теологи. Его пищей и питьем было совершение воли и дела Отца – спасти нас, облачив в праведность Христову. Именно поэтому Он был послушен, и совершенствовался. Наше спасение было последней человеческой мыслью Христа в то время, когда Он говорил: “Совершилось!” (1) Все Его служение, от первого мгновенья до последнего, можно описать следующими словами: “Вот, иду исполнить волю Твою… по сей-то воле освящены мы (облечены праведностью) единократным принесением Тела Иисуса Христа” (Евр.10:10).
Ветхозаветные предсказания

“Я… совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить”, исполнил совершенно, когда сказал: “Совершилось” (Ин.17:4; 19:30) – предвидено в нескольких ветхозаветных местах. Дан.9:24 прорекает о жертве Мессии, которая будет принесена так, как будто устанавливается новая святыня, “чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная… и помазан был Святый святых”. В перспективе, смертью Иисуса Христа был упразднен (= лишен силы) диавол, Библейский грех, когда нам даровалась возможность облечься в праведность Христову. “Совершилось”, – может также относиться к исполнению пророчества Дан.9:24, ибо Господь наверняка думал о нем. В этом случае Иисус умер с удовлетворенной мыслью о том, что наша греховность была побеждена. А это должно вдохновлять нас на более уверенную, радостную и совершенную веру в это.

Возможно, Исх.40:33 является самым явным основанием для Ин.17:4. Здесь пишется о том, как Моисей окончил, порученное ему Богом дело, поставив скинию, которая была образом всех нас (2Кор.6:16). Во Вт.31:24 также говорится о деле, доведенном Моисеем “до конца”. В то время, когда Господь начинал сознавать, что Он прославляет Собою Отца, Он также начинал предвкушать воскресение и прославление, но уже наше. Он постиг Божие отношение ко времени (безвременье), а потому и умирал, видя славу нашу в Царстве. И это полностью согласуется с Пс.21 и 68 (в которых описаны предсмертные мысли Господа), которые заканчиваются видением прославления “семени-потомства” Христова в Царстве. Также несколько мест говорят об окончании работы (дела) постройки храма (который также является образом нас). Например, 2Пар.5:1. Умирая Господь Иисус видел нас уже совершенными. Не должно ли такое видение воодушевлять нас, как каждого в отдельности, так и все сообщество в целом? Тайна Божия окончательно совершится в Царстве (Откр.10:7), и это совершение Христос ясно видел на кресте, когда произносил: “Совершилось!” Настолько Он был уверен в силе Своей жертвы, в Своих силах достижения ее. С тех пор ничто не изменилось в Господе нашем.
Постепенное откровение

Сложив все вместе вышеописанное, получается, что Господь хорошо понимал, что Он смог достичь прославления Отца в Себе, что Он совершил дело Отца, которое было Ему поручено. Также Он знал, что совершенство, достигнутое Им, будет возложено и на нас, а потому Он уже тогда видел нас совершенными и спасенными в Царстве Божием. Даже, и это вполне возможно, наш Господь видел видение нас в Царстве (2) . Нужно заметить, что дело Христа, дело Божие, было тесно переплетено с чудесами. Каждое из них было частью дела, которое Отец дал Ему совершить (Ин.5:36). Чудеса, творимые Господом, не были направлены на удовлетворение нужд этого злого мира. Они были “знамениями”, говорящими о качества Отца, которые постепенно открывали славу Отца, дабы укрепить веру Его учеников (Ин.2:11) . Вот почему в каждом из них просматриваются элементы глубочайшей притчи, повествующей о качествах / славе Отца. Любая материальная помощь, оказываемая при этом, была, так сказать, побочным продуктом производства.

Предположение о том, что Христос постепенно открывал славу Отца чудесами, исходит из Ин.2:11, где сказано, что “так Иисус положил начало чудесам… и явил славу Свою”. В Евангелии от Матфея, по крайней мере, четыре места говорят об окончании явления Христом слов Божиих (Мф.11:1; 13:53; 19:1; 26:1), используя при этом однокоренное слово из Ин.19:30, “совершилось”. Его слова являли качества / славу Отца. Таким образом, в Ин.17 Христос связывает откровение имени / славы Отца с постепенным откровением слова Божия ученикам Своим. А потому в самом конце Христос должен был чувствовать, что Он достиг конца этого постепенного откровения, явив теперь Собой полноту Божию, Который есть любовь (распятым обнаженным телом, покрытым кровью и плевками, совершенно непонятый и оставленный учениками Своими!). И в это время Он, в полном совершенстве, являл людям Отца!!!
Наше совершенство

В последние минуты мучений все мысли Господа были о нашем спасении. Чтобы хоть как-то объяснить глубину и широту Его духовных помыслов, нужно было бы потратить не одну сотню слов. Однако, несмотря на это, Господь просит нас разделять с Ним Его крест, сочувствовать Его страданиям, быть также исполненными мыслями о спасении своих ближних, отражая в самих себе качества Божии. Думается, что Павел в этом смог войти в ум, в дух Христа: “О сем то молимся, о вашем совершенстве” (2Кор.13:9), молил он о нашем становлении, как о совершенном строительстве скинии или же храма. Это ради духовно слабых коринфян Павел подвизался и “течение совершил ” (2Тим.4:7), употребляя однокоренное слово Ин.19:30 (“совершилось”). Во 2Тим.4 есть и еще намеки на последние страдания Христовы. Также как и его Господь чувствовал, что Он совершил порученное Ему дело еще до того, как Он его совершил на самом деле (Ин.17:4), чувствовал и Павел (2Тим.4). Также и наша цель состоит в достижении нашего совершенства, в достижении полного познания Христа, “в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (Еф.4:12,13). Как наш Господь шел к достижению конечного полного духовного совершенства, так и мы должны идти, чтобы нам наконец достичь совершенства, чтобы нам наконец стало до конца понятно чувство, с которым было сказано, “совершилось” – чтобы наконец нам облечься праведностью Христовой.
Примечания:

∙ Это, конечно, совсем не означает, что жертва Господня не была нужна Ему Самому. Но принес Он ее не для Себя, а для нас.

∙ См. “Отче! прости им”.



44 . Все, распятые на кресте, висели склонив голову. Упоминание же того, что Он преклонил голову, говорит о том, что Его голова была поднята к Отцу, а Он преклонил голову к народу, испуская дух Свой. Сопоставление Евангелий позволяет сделать вывод, что этот громкий возглас и был испусканием духа. Он отдал душу, жизнь Свою. Она не была взята у Него. Из-за того, что Он не опирался ногами на подставку (см. 53) дыхание Его было сильно затруднено. Я думаю, что перед тем, как Он испустил дух Свой и сердце Его остановилось, Он сделал глубокий и продолжительный вдох так, что гвозди еще глубже начали рвать плоть рук Его. В эти последние несколько секунд, Он выдохнул: “Отче! в руки предаю дух Мой”. Так Он предал душу Свою, Свою жизнь за нас. И сотник, который увидел, что Он так возгласил, уверовал в Него. Его заставило поверить поведение Иисуса, видимая в Нем любовь и воля Божия. Может это был Корнилий?


В избранное