Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Волшебство осознанного праздника Место народной культуры - в музее или в жизни?


     Волшебство осознанного праздника

 Выпуск 4  / Архив рассылки

 Ирина Борисенко: korobetskaya_ira@mail.ru

 Волшебный фольклорный ансамбль "РаДеЯ": http://ra-deja.ucoz.ua

 

 

 

Чем выше осознанность человека,

Тем лучше качество жизни, 

Тем волшебней его праздник.

 

Место народной культуры – в музее или в жизни?

Наши новые рубрики: «Праздник Жизни» и «Праздник на вашей улице»

Начну я этот выпуск рассылки с описания нашей поездки на фестиваль «Червона рута-2011» в г.Киев и рассказе о том опыте, что мы приобрели в этой поездке. Мне кажется важным поделиться своими наблюдениями с вами.

Нашему ансамблю повезло в ноябре 2011 года поучаствовать во втором отборочном туре фестиваля «Червона рута» в г.Киеве, в конкурсе которого впервые была учреждена номинация «украинский аутентичный фольклор», где мы и выступали. «Аутентичный» значит «настоящий, истинный», такой, как он существует в народе, потому как в советские времена был создан профессиональными деятелями искусств не настоящий фольклор: различные народные хоры, ансамбли песни и пляски и т.д., целью которых были профессиональные выступления на сцене. 

Надо сказать, что мы начинали нашу деятельность с традиционного фольклорного ансамбля, исполняющего украинский аутентичный фольклор. И мы очень часто ездили по фольклорным фестивалям в Украине и за рубежом, знаем, что это такое. Потом мы развивались какое-то время самостоятельно «без надзора» профессионального фольклориста. И в этот период времени мы решились сделать шаг со сцены в сторону людей: мы перестали быть только сценичным коллективом и стали коллективом, который работает с людьми, создает интерактивные программы в народном стиле. И вот у нас появилась возможность посмотреть на то, что мы делали раньше со стороны. В общем, это был интересный опыт.

В этом отборочном туре мы увидели много интересных коллективов и солистов. Мы выступали как любители, а в конкурсе было много профессиональных фольклористов, и особенно много их было среди руководителей коллективов. В жюри фестиваля также присутствовали сплошь научные деятели в сфере фольклора. В общем, все было очень серьезно, профессионально и представительно.

Мы выделили для себя 2 основных потока исполнителей:

1. Коллективы и солисты, которые воссоздают скрупулезно форму песни, особенности её мелодики в зависимости от региона её бытования. Они поют так, как записали песню от бабушек, ничего от себя не добавляют – ни одной лишней нотки. Многие песни исполняются с записей 60-х, 70-х, 80-х гг., которые были сделаны ещё руководителями руководителей коллективов, и в наше время уже в тех сёлах так не поют, если поют вообще. Таким образом, происходит сохранение сельской песни в городе, в репертуаре городского фольклорного ансамбля. И это очень хорошо, т.к. культура сохраняется в некотором подобии музея.

Но у этих коллективов есть и минус. Эти песни или такое пение невозможно долго слушать (по выражению руководительницы одного из коллективов). «Почему?» – мы спросили сами себя и ответ пришёл. Эти песни лишены жизни. Их теперешние исполнители из городских фольклорных ансамблей не знали тех людей из сёл, которые когда-то их пели. Скорее всего, они выучили эти песни с нот, или голоса руководителя, или, в лучшем случае, с аудиозаписи. Так делали и мы раньше. И все наши песни были красивыми, точными, выверенными, в хорошем звуке, но мёртвыми. Как красавица-панночка из повести Гоголя «Вий», лежащая в гробу.

2. Коллективы и солисты, в исполнении которых звучали живые песни, хоть они также точно воссоздавали музыкальную форму их. Мы рады, что такие коллективы и люди есть, хоть их и мало по сравнению с первым направлением. Для нас это были ансамбли «Хорея козацька» из г.Киева, «Северские клейноды» из г.Чернигова и солист Сергей  Гаврилюк из Ровненской обл. Эти исполнители и пели немного по-другому: голос звучал живо, естественно и тепло. Их хотелось слушать и слушать. Солисту кричали после каждой песни: «Молодец!»

Вот так мы увидели как бы два потока: песня из музея, лишенная жизни, и песня живая, еще не запакованная в музейный формат.

Интересной была реакция жюри. Для них самым важным критерием была точность воссоздания формы – хоть песни, хоть костюма. Фраза: «Перестаньте играться в народную культуру!», которая прозвучала из уст членов жюри в сторону одного из коллективов, показала нам тот путь, который мы прошли со времён прошлого фольклорного ансамбля. Тогда мы строго воссоздавали форму песни, заучивая её с голоса руководителя, и очень боялись людей, сидящих в зале, как будто все они были строгим жюри. А теперь мы ощущаем, что также движемся во втором направлении, чему очень рады. Нам такой импульс жизни дает общение с живыми носителями традиции и учение у них, а также общение с живыми людьми в реальной жизни. Теперь мы любим зрителей, сидящих в зале. В конкурсе нельзя было петь шуточные песни, т.к. это несерьёзный и непоказательный жанр. Мы были практически единственными, кто спел весёлую песню и понравился зрителям, и мы были первыми, кому зрители стали хлопать.

Да, мы не стали лауреатами, а стали всего лишь дипломантами этого фестиваля, но мы осознали еще лучше то, что мы делаем. Получается, что мы играем с народной культурой, мы проживаем её. Мы живые, и песни наши и программы – живые. Мы осознали, что теперь нам уже не хочется ни на кого быть похожими: не было такого коллектива на сцене этого конкурса, на который мы бы хотели равняться, а раньше долгое время такой коллектив-пример у нас был. Хочется развивать то, что есть у нас: любовь, теплоту, жизнь через песню идущие, свет женственности, обаяние личности. Хочется проживать и прочувствовать песни, дарить радость и свет людям. Оказывается всего этого так мало на сегодняшней «аутентичной» фольклорной сцене! 

Именно поэтому мы поем, поэтому учим людей петь, и поэтому создаём наши праздники.

 

 

Праздник Жизни

Интервью

Здесь мы будем публиковать рассказы различных людей об их самых запомнившихся, самых счастливых, самых волшебных и осознанных праздниках. О праздниках, на которых было счастье безграничное, и радовалась Душа. И о том, что сделало эти праздники таковыми.

Новая рубрика открывается с интервью со мной любимой, потому что и в моей жизни он был – Праздник Жизни. И я надеюсь искренне, что не последний.

Мой самый счастливый День Рожденья

Я не люблю праздники, особенно дни рождения и свадьбы. Потому что с юности я не знала, что мне на них делать. Обычная программа праздника нынешнего человека состоит из обязательной организации стола, приготовления еды и общения с гостями за столом. Потом включается телевизор, а если его нет (например, на свадьбе), то «включается» тамада и организует всех гостей выпивать и безсмыссленно проводить общий досуг, ну, или танцевать. Считается, что если вся эта программа выполнена, то праздник удался. Для меня это было лишено смысла, т.к. больше всего на свете я люблю общаться с друзьями в процессе каких-то совместных интересных дел, а выпивать и обжираться, а потом слушать «пьяные базары» мне было не интересно. И вообще, мне было не интересно, смотреть, как гости напиваются, а потом начинают «чудить». Поэтому я дожила до 35 лет со стойкой нелюбовью к «семейным торжествам».

Вопрос о юбилее встал остро, т.к. в семье мужа принято отмечать круглые даты. И я поняла, или все будет так, как я мечтаю, или я буду самой несчастливой юбиляршей. А мечтала я о том, чтобы на празднике всем было весело, радостно на Душе, чтобы были совместные интересные занятия, и чтобы мне не нужно было много готовить, накрывать на стол, убирать со стола. Хотелось солнышка, открытого неба над головой, пения птиц. Ну, в общем, обычные мечты! Компромиссным решением стал выход всей боеспособной родней на природу на пикник и проведение этого праздника в народном стиле, т.е. организация досуга с помощью народных игр, хороводов, танцев.

Я счастлива, что пою и работаю в фольклорном ансамбле «РаДеЯ» и что нашим профилем работы является живая народная культура. А на сколько я счастлива, я поняла, как раз на моем последнем Дне рождения. Мне удалось поучаствовать в празднике совместного счастливого действа, где, играя, очень легко и радостно взаимодействовали взрослые и дети. Мы водили хороводы, играли во множество народных игр: в Каравай, в Ремень, в Батюшку-Медведушку, в Затейника, в Дракона, в Трифона, в Шишки-орешки-желуди, в Растяпу, в спокойные игры, ну и, конечно же, в мяч – куда ж без него! Сейчас очень редко дети и родители проводят совместно досуг: обычно взрослые сами сидят на праздниках, дети играют отдельно потому, что детям скучно проводить так праздники, как это делают их родители. А здесь все были вместе, и всем было весело друг с другом.

Да, у нас был импровизированный стол на природе, была и выпивка, но я рада, что самой востребованной жидкостью была вода, т.к. после игр и хороводов хочется пить, а не выпивать. И сразу же снова хочется встать в круг, чтобы продолжать игру.

Мне было радостно на душе, и я видела радость в глазах наших гостей. Никто не хотел показать, что он слабее других, все старались показать свою удаль, мощь, был азарт в глазах во время игр, было здорово и интересно! Особенно радовали своей удалью мужчины, ведь ее так редко можно проявить в современной жизни, а в играх - пожалуйста! А еще у нас был баян – такая себе роскошь на природе! И было даже два баяниста – мой муж и его отец. Музыка гармонично вписывалась в игры и в природное окружение. Было такое ощущение, что так должно быть всегда, потому, что это здорово и правильно так отдыхать. Не хватало только самовара на дровах! Но над этим вопросом мы уже работаем на будущее…

Мы ушли с праздника чуть более родными людьми, чем пришли, более счастливыми и здоровыми, с подъёмом в Душе и с желанием дружить домами, семьями и обязательно еще вот так собираться на совместные семейные праздники единения. Это была чистая Радость Душевная! И настоящий Праздник Жизни.

Особой популярностью на празднике пользовалась игра «Ремень», просьба поиграть в неё возникала постоянно в течение всего праздника, поэтому ниже, в новой рубрике, я привожу её описание.

 

 

Праздник на вашей улице…

Эта рубрика открывается для тех людей, которые организуют праздники в народном стиле, для тех, кто хочет лучше и разнообразней проводить свой досуг, как в помещениях, так и на природе.

Игра «Ремень»

Играющие становятся лицом в круг. Водящий с ремнем ходит за кругом. Кому на плечо положит ремень, тот должен догнать водящего. Водящий убегает от человека с ремнем за кругом. Если чувствует, что устал, то может стать перед любым участником круга и тогда тот должен убегать от человека с ремнем. Если тебя коснулись ремнем, то ты становишься новым водящим, и игра начинается заново. Важные правила: бегать можно только за кругом, через круг нельзя, бросать ремень нельзя (ремень должен оставаться в руках того, кто догоняет).

Игра развивает ловкость, реакцию, внимательность, выносливость, способствует объединению коллектива и радостному проведению досуга.

Посмотреть игру можно на нашем канале в youtube тут 

 Желаем Вам проверить эту информацию на своем опыте. До новых встреч и ОСОЗНАННЫХ Вам праздников!

 

 

Пишите мне по адресу: korobetskaya_ira@mail.ru

Присланные вами письма могут быть процитированы в рассылках.

 

@ 2011-2012 Ирина Борисенко. Все права защищены

korobetskaya_ira@mail.ru, http://ra-deja.ucoz.ua

 

По вопросам участия Волшебного фольклорного ансамбля «РаДеЯ» в ваших праздниках, пишите: ra-deja@ya.ru

 

Вы можете свободно использовать тексты рассылки при обязательном указании ссылки на нее.

 



В избранное