Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 10 апреля 2006г


 

Татарская рассылка

    10 апреля 2006г

isänmesez Duslar!

В этом номере рассылки использованы материалы прошлого номера газеты "Молодежь Татарстана".
Эта газета в последнее время очень приятно удивляет своими интересными материалами.
Формат моей рассылки не позволяет размещать все материалы газеты, приходится ограничиваться только некоторой частью, и поэтому рекомендую тем читателям рассылки, кто имеет такую возможность покупать эту газету в киосках, или просто на нее подписаться на почте.

С уважением, Былтыр


Сайты тоже смертны

Судить "Татнет" будут зарубежные сетевые гуру

На минувшей неделе стартовал конкурс "Звезды Татнета". О том, для чего он нужен, и что представляет собой "Татнет" сегодня, корреспондент "МТ" поговорил с москвичом Айнуром Сибгатуллиным, одним из энтузиастов татарского Интернета и председателем оргкомитета конкурса.
- Айнур, как объяснить непосвященным, что такое "Татнет"?
- Объяснение вытекает из условий нашего конкурса. Главная его цель - выявление и награждение наиболее значимых информационных ресурсов сети Интернет, созданных на государственных языках Республики Татарстан, которые удовлетворяют одному из критериев: рассказывают о Татарстане или татарском народе; предназначены для пользователей Татарстана, а также пользователей, владеющих татарским языком. Кроме того, участвовать могут сайты, созданные людьми, которые каким-либо образом связаны с Татарстаном. Причем эта связь должна быть явным образом отражена на сайте. Совокупность таких информационных ресурсов, по аналогии с "Рунетом", условно именуется "Татарский Интернет" или сокращенно "Татнет".
- Что представляет собой "Татнет" сегодня? Каково количество сайтов, тенденции развития?
- Количество сайтов "Татнета" можно подсчитать очень и очень приблизительно. Например, в каталоге Официального сервера РТ - 2187 сайтов, подходящих под эти критерии, в каталоге Mail.ru - 1310, в каталоге Яндекса - 428, в каталоге "Татарстан в сети Интернет" - 592. В каталоге Google -527 сайтов. Истина лежит где-то посредине, и я бы ориентировался на цифру около 700 сайтов.
Тенденции развития "Татнета" во многом похожи на те, что наблюдаются в развитии "Рунета". С другой стороны, есть своя специфика, в чем-то близкая развитию Интернета в Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. Именно поэтому мы и пригласили в жюри конкурса интернет-гуру из этих стран. Растет число пользователей сети Интернет, а вслед за этим и количество информационных ресурсов. Постепенно улучшается и качество, то есть не только контент, но и дизайн и функциональность сайтов. К сожалению, не все любительские ресурсы на это способны. Все это требует вложений, времени и знаний в сфере сайтостроительства.
- Есть некоторое ощущение стагнации "Татнета". Есть ли для этого основания?
- Периодически такое ощущение возникает и у меня. Но здесь нужно иметь в виду следующее - каждый год появляются новые и оригинальные проекты - это факт. Ежегодно в "Татнет" приходят новые люди со свежими и нестандартными идеями.
В нашем конкурсе принимают участие все новые и новые сайты. С другой стороны, сайт в своем развитии переживает те же стадии, что и человек, -рождение, расцвет, зрелость, увядание и смерть. Ничто не вечно, и сайты тоже смертны. Какой-то отдельно взятый сайт может сейчас переживать период расцвета, другой чахнет на глазах. Поэтому "Татнет" в целом скорее жив, чем мертв, но в каждом отдельно взятом случае нужно видеть, на какой стадии развития находится сайт.
- Каковы, на твой взгляд, главные события "Татнета" в 2005 году и в начале 2006-го?
- Ну, например, появление татарского почтовика (http://xat.ru), проекта "Хронолог "Татнета", lingvo-версии татарско-русского онлайн-словаря, татарской версии Google, ряда программных продуктов.
- Каков рекорд посещаемости в "Татнете" и кому он принадлежит?
- Это сложно оценить. Можно ориентироваться на индекс цитирования сайта в Яндексе. Лидеры здесь СМИ, в частности Intertat.ru, Татар-информ и Официальный сервер РТ.
- В который раз проводится конкурс? Растет ли число участников?
- Наш конкурс проводится уже четвертый год подряд при поддержке агентства "Татмедиа". Число его участников изменялось следующим образом: в 2003 году -114 сайтов в 12 номинациях, в 2004 - 78 сайтов в семи номинациях, в 2005 - 82 сайта в семи номинациях.
- Условия участия в "Звездах Татнета" - каковы они? Сколько уже есть заявок на участие?
- Принять участие в конкурсе может любой сайт, имеющий отношение к "Татнету" и удовлетворяющий условиям положения о конкурсе, с которым можно ознакомиться на сайте конкурса ( http://tatnet.tatar.info ). Мы приглашаем принять участие в нем всех желающих авторов-создателей таких сайтов. Причем согласно нашим правилам заявки могут посылать не только авторы, но и любые люди, которым понравился тот или иной ресурс. Сегодня в конкурсе принимают участие уже 16 сайтов, причем в ночь на 1 апреля первые заявки были поданы буквально в самые первые минуты после начала их приема. В этом году мы ожидаем существенного роста числа участников, поскольку увеличилось число номинаций с 7 до 12, из которых четыре - для сайтов на татарском языке.

Равиль ВАГИЗОВ
"Молодежь Татарстана" №23, 7 апреля 2006


Волонтеры заговорят по-татарски

На прошлой неделе были подведены итоги и состоялось вручение призов Конкурса добровольческих инициатив, который провел фонд "Информационно-ресурсный центр". Первое место заняли волонтеры Елабуги. Их разноплановая деятельность нашла поддержку у руководства города и Министерства социальной защиты РТ. Результатами их работы стали организованный в Елабуге Центр социально-психологической помощи населению, межшкольная газета, подготовка тренеров, реабилитация детей-инвалидов и многое другое.
Второе место занял оригинальный проект движения "Узебез" по расширению сферы употребления татарского языка. День рождения поэта Габдуллы Тукая, 26 апреля, давно превратился в праздник татарской поэзии и татарского языка. В этот день по инициативе данного движения и фонда поддержки образовательных инициатив "Новые горизонты" будет проведена акция "Мин татарча сейлэшэм!" ("Я говорю по-татарски!").
В рамках акции планируется организация выступлений представителей новой татарской музыки, распространение значков и буклета-словаря "Твои первые 150 слов на татарском".
В проведении мероприятия примут участие студенты казанских вузов, школьники, Всемирный конгресс татар, государственные структуры и общественные организации. Информационными партнерами акции являются журнал "Идел", радио "Азатлык", электронная газета Intertat.ru, Татарлар.ру. Генеральным информационным спонсором выступает газета "Молодежь Татарстана".
Дополнительную информацию можно получить по электронной почте uzebez@gmail.com.

"Молодежь Татарстана" №23, 7 апреля 2006


Соловей Поволжья

2 апреля состоялась торжественная церемония открытия II Международного фестиваля татарской песни имени Рашита Вагапова в Нижнем Новгороде, на родине великого певца. Фестиваль учредили Министерство культуры РТ, исполком Всемирного конгресса татар, Казанское общество нижегородских татар "Якташлар", НКЦ "Казань" и журнал "Татарстан". Мероприятия, посвященные фестивалю, будут проходить в рамках года литературы и искусства с апреля по ноябрь. Официальным партнером фестиваля выступило агентство "Татмедиа".
В день открытия фестиваля зал Нижегородского театра оперы и балета был забит до отказа. Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов направил приветствие участникам и организаторам фестиваля. "Фестиваль татарской песни имени Рашита Вагапова являет собой прекрасный цветок в палитре многонациональной культуры Поволжья и России", - отметил Александр Коновалов. Не обошел вниманием фестиваль президент РТ Минтимер Шаймиев.
Фестиваль в Нижнем Новгороде лишь первое звено в цепи событий, посвященных великому певцу. Разноплановые мероприятия пройдут в этом году в нескольких городах России, странах Балтии и Берлине. В 2008 году, когда будет отмечаться 100-летие со дня рождения Рашита Вагапова, запланированы более глобальные шаги. Так, автор проекта Рифат Фаттахов озвучил идею создания памятника Вагапову в Казани и Нижнем Новгороде.
Четыре часа звучали в нижегородском оперном театре песни. Завидные аплодисменты срывали Зиля Сунгатуллина, Альфия Авзалова, Ильхам Шакиров. Любимых артистов в зале приветствовали стоя.

"Молодежь Татарстана" №23, 7 апреля 2006


Пособие для несостоявшихся лимитчиков

Три дня в Камаловском театре давали премьеру "Три сестры" Антона Чехова. Два года готовил ее для казанцев главный режиссер театра Фарид Бикчантаев. И вот русский классик был переведен на татарский язык и поставлен. Интересная получилась пьеса. Динамичная. Декорации смелые. "Не пойму, зачем они пианино-то на стенку повесили", - обсуждали после первого действия увиденное зрители-студенты.
Это уже третья за несколько лет постановка Антона Павловича в Казани. Георгий Цхвирава поставил в ТЮЗе "Дядю Ваню", Александр Славутский - "Вишневый сад", Фарид Бикчантаев явил первую в татарском театре постановку Чехова. Тенденция интересная, видимо, для каждого режиссера постановка одной из пяти чеховских пьес -дело чести. Новый главреж ТЮЗа Владимир Чигишев, между прочим, тоже пообещал "Чайку" поставить... Поживем - увидим.
Но так ли уж нужны сегодня рядовому зрителю постановки пьес Антона Чехова, как нужны они их постановщикам? Напрашивается вопрос: есть ли нечто общее у дяди Вани, Ранеской и Прозоровых с героями нашего времени? Не нахожу, признаться, положительного ответа. Другие те люди. Другие вещи их окружали, другие события. Интернета нет, революция на носу, работать хотят непременно. Загнивает старая интеллигенция, в то время как в современной России, можно сказать, возрождается. Хотя проблемы, которыми измучены чеховские герои века XIX, перекочевали и в XXI век. Та же лудомания, пристрастившись к которой Андрюша закладывает дом. Психология брака опять же, измены супружеские. Ну и тема лимитчиков несостоявшихся. "В Москву!" - ну кто из провинциалов не произносит фразы этой, и, уподобляясь чеховской сестре Ирине, так туда никогда и не уедет. В общем, советую тем, кто мается вопросом "Ехать или не ехать?", на "Трех сестер" сходить непременно.
Не к тому завела я разговор, что Чехов устарел морально, нуждается в осовременивании. Боже упаси! Безусловно, русской классике в любом уважающем себя театре необходимо быть. Как и быть бы не мешало современной пьесе. А с тем - беда. Сетуют многие режиссеры, что не родился, мол, современный Чехов, чтобы вот так вот, взять да и показать в пяти пьесах всю историю России на данный отрезок времени. Может, плохо ищут.

Маргарита Гладкова
"Молодежь Татарстана" №23, 7 апреля 2006


"Младореформаторы" активизируются

Каждый татарстанский художник имеет возможность получить по бесплатной кисточке.
В минувшее воскресенье день своего рождения отмечал проект "Artreforma". Народ дивили маэстро Альберт Асадуллин, композитор Радик Салимов, камерный балет "Пантера" и много других неординарных артистов. Те, кто заглядывал на сайт именинников, были немало удивлены глобальностью планов его создателей. Тут вам и создание единой сети творческих молодых людей в Татарстане, и даже участие представителей республики на Евровидении - 2007.
- Это вполне серьезно, - заверил корреспондента "Молодежки" один из "реформаторов" творческой тусовки Марат Хабибуллин. - Всех секретов раскрывать не станем, но сейчас ведутся переговоры с организаторами этого европейского фестиваля о том, чтобы и Татарстан мог бы заявить своего представителя. Не спрашивайте, кто из сегодняшней творческой тусовки уже достоин выступать на "Евровидении". Отвечу - никто! А будущий его участник, может быть, в Апастово или в Агрызе на отчетных концертах выступает. Для того мы и существуем, чтобы помогать никому не известным талантливым людям.
Помогать "артреформовцы" намерены как рублем, так и организацией. И выставку, если художник талантливый, ему устроят, и концерт артисту любого жанра организуют. Благо, поддерживают как городские власти, так и частные инвесторы. В ближайшее время "Артреформа" намерена устроить в Казани фестиваль этнической музыки "Сак-Сок".
Что ж, найдут ли казанские творцы поддержку от нового проекта, покажет время. Но идея, кажется, неплохая.

Маргарита Гладкова
"Молодежь Татарстана" №23, 7 апреля 2006


Муфтият в обмен на университет

Что заставило Гусмана Исхакова пойти на такой чейндж?

С начала этого года произошло два события, имеющих большое значение для мусульманской общины Татарстана, - не так давно в очередной раз стал муфтием Гусман Исхаков, а неделю назад был избран новым ректором Российского исламского университета Ильдус Загидуллин, завотделом средневековой истории института истории Академии наук РТ.
На первый взгляд, эти кадровые решения не связаны между собой. Однако их можно расценивать и как результат компромисса: другими словами, муфтий обменял контроль над вузом (Гусман-хазрат возглавлял вуз с момента его создания в 1998 году) на возможность остаться во главе Духовного управления мусульман.
Еще в прошлом году вокруг РИУ разгорелся конфликт, вызванный различными взглядами учредителей на пути развития вуза. С одной стороны, институт истории во главе с советником президента Рафаэлем Хакимовым настаивал на светском характере обучения в вузе, с другой - ДУМ РТ намеревалось проводить прежнюю образовательную политику, направленную прежде всего на подготовку имамов и изучение теологических дисциплин.
Разногласия дошли до такой степени, что работа вуза оказалась на грани полного паралича - осенью прошлого года у него возникли проблемы с лицензированием (они не решены до сих пор), так как стороны не могли договориться о том, как именно следует лицензировать вуз - как светское учебное заведение либо как религиозное. Разрешить конфликт предлагалось выходом одной из сторон из состава учредителей, на что ни институт истории, ни ДУМ, конечно же, пойти не могли. Конфликт приобрел открытую форму и выплеснулся в СМИ, администрация вуза, очевидно, исчерпав переговорный потенциал, жаловалась на то, что чиновники препятствуют образовательному процессу. Противоположная сторона обвиняла руководство РИУ в косности, непонимании современных реалий и даже отсутствии высшего образования у некоторых руководителей РИУ.
Как и следовало ожидать, конфликт разрешил президент Шаймиев, в своем послании к Госсовету РТ в феврале однозначно высказавшийся за светский характер РИУ, иначе говоря, в поддержку своего советника.
Гусман-хазрат (очевидно, без особого удовольствия) на минувшей неделе представил персоналу РИУ нового ректора, являющегося, безусловно, креатурой Хакимова, то есть вынужден был полностью сдать свои позиции в вузе. Однако пост председателя ДУМ ему удалось сохранить за собой, хотя, как известно, выборы муфтия прошли в крайне нервозной обстановке. Попытка свержения Исхакова, инициированная группой имамов во главе с Габдуллой Галиуллиным, предшественником Гусмана-хазрата на посту председателя ДУМ, провалилась отчасти в силу своей стихийности. Но в большей степени потому, что среди имамов не оказалось фигуры, обладающей авторитетом среди верующих, и в то же время устраивающей Казанский кремль. В силу такого стечения обстоятельств власть заняла политику невмешательства в процесс выборов в ДУМ, хотя, согласно данным некоторых источников, как один из возможных претендентов в верхах рассматривался имам мечети "Кул Шариф" Рамиль Юнусов. Но позиция по его кандидатуре выработана не была, и сам Юнусов под неким благовидным предлогом даже не появился на съезде мусульман - вероятно, не желая быть втянутым в скандал вокруг выборов. В любом случае, выборы лишний раз обнажили проблему отсутствия масштабных фигур в татарстанской умме, и нет сомнений, что этот вопрос в будущем еще продемонстрирует свою остроту.
Что теперь будет с РИУ? Господину Загидуллину через несколько месяцев предстоит пройти процедуру избрания ученым советом вуза. Сторона, одержавшая победу в затяжном споре, конечно же, будет воплощать свою концепцию. Теология, вероятно, выделится в отдельное направление - возможно, даже в институт в рамках РИУ - там будут продолжать готовить имамов. В целом образовательный процесс будет иметь светский характер, с тем, чтобы выпускники университета могли применять свои знания в самых разных, преимущественно гуманитарных сферах. Однако каким образом все эти процессы повлияют на развитие исламской мысли в Татарстане - никто сказать пока не возьмется.

Равиль ВАГИЗОВ
"Молодежь Татарстана" №23, 7 апреля 2006


Президентский хадж

Зачем Шаймиев ездил к арабам

В начале недели в Казань вернулась татарстанская делегация во главе с Минтимером Шаймиевым, совершившая беспрецедентное турне по арабским странам. Адресами поездки стали Сирия, Саудовская Аравия и Кувейт. В чем состояла главная цель этого визита? На этот вопрос "Молодежи Татарстана" ответил советник президента по политическим вопросам Рафаэль Хакимов.
- Рафаэль Сибгатович, президент впервые совершил такое турне по арабским странам. Каков предполагаемый эффект?
- В этом турне Татарстан везде принимали на высшем уровне - это показатель отношения к нам. У нас есть большой экономический интерес к этому региону, как и у него к нам. Есть возможность укрепить торговые отношения с Сирией. Несколько сложнее в Кувейте, поскольку там сильно влияние США. Саудовскую Аравию интересуют наши вертолеты, продукция других отраслей. На первом плане во время визита, безусловно, было развитие и укрепление экономических связей. Суть визита президента заключается прежде всего в повышении авторитета Татарстана. А рост авторитета всегда стимулирует решение экономических вопросов - эти темы невозможно разделить. Скажем, в Казани есть группа предпринимателей, которые инициируют создание исламского банка. Замечу, не филиала какого-либо зарубежного мусульманского банка, а именно самостоятельной структуры. У него могут появиться шансы работать с Исламским банком реконструкции. Такая интеграция будет нам лишь на пользу.
- Это экономические итоги визита. А каковы политические?
- Важной составляющей поездки стала встреча с руководством Организации Исламская конференция. В свое время Путин просил Шаймиева активизировать работу с ОИК и определиться, каким образом Россия может участвовать в работе этой структуры. Генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу наш большой друг, он четыре раза бывал в Татарстане, причем в последний раз участвовал в открытии мечети "Кул-Шариф". Президент встретился с ним в Джидде, где находится штаб-квартира ОИК. Мы хотели бы, чтобы наш Российский исламский университет теснее работал с ОИК и сам Ихсаноглу выражал желание более тесного сотрудничества.
В арабском мире существует интерес к нашему, татарскому исламу. Недавно в Москве прошла конференция по проблемам толерантности, где выступал Шаймиев. И он излагал нашу, джадидскую концепцию, которую все поддержали. Говорили даже, что он определил путь, по которому надо идти, расставил все точки над i. Причем эти слова произносили представители стран, где существует достаточно жесткий ислам - Иран, Пакистан. И для нас это тоже некая проверка и аргумент в пользу того, что джадидизм - это не просто экзотика, как пытаются утверждать некоторые наши имамы. То, что наши взгляды поддерживает генсек ОИК, чья штаб-квартира находится в Саудовской Аравии, также говорит о многом. Интерес к нам есть, и мы становимся мостом между Западом и Востоком, который может помочь найти примирительные позиции для обеих цивилизаций.
- Многие обратили особое внимание на то, что президент совершил малый хадж.
- Было бы странно побывать в Саудовской Аравии и не посетить Мекку, согласитесь. Если бы президент этого не сделал, то, наверное, многим бы это показалось непонятным. Мы мусульмане, и Мекка есть Мекка.

"Молодежь Татарстана" №23, 7 апреля 2006


"МТ" начинает акцию "Татарстан-2016". В ней журналисты нашей газеты будут говорить с известными в республике и за ее пределами людьми о том, что ожидает нас в ближайшее десятилетие.
Позади остались юбилей Казани, последние в новейшей истории Татарстана выборы президента, попытки отстоять те атрибуты самостоятельности, которые республика завоевала в 90-е, множество других событий. Нынешнее время бросает новые вызовы. Найдем ли мы адекватный ответ на них? Какие идеи и люди будут определять атмосферу в обществе? Есть ли будущее у татарского языка и культуры? Удастся ли республике остаться в стороне от деятельности радикальных движений и сохранить традиционный ислам? Останется ли наша экономика в зависимости от нефтяной иглы? Не окажется ли под вопросом сам факт существования Татарстана как республики? Это лишь часть вопросов и проблем, которые "МТ" собирается обсудить в рамках акции "Татарстан-2016" с экспертами в лице политиков, ученых, экономистов, людей культуры и искусства, причем это будут люди самых разных взглядов и убеждений. Мы просим присоединиться к разговору о будущем и наших читателей - наиболее ценные мнения и мысли будут опубликованы на страницах газеты.


"Фабрика грез" по-казански

Кино - прекрасное средство донесения каких-либо сообщений. Порой фильмы даже подменяют реальность. В Британии, например, согласно данным соцопросов, 27 процентов населения верят в Робин Гуда, пять процентов - в Конана-варвара, а три убеждены в том, что битва при Хельмовой Пади ("Властелин колец") - реальное событие.
Иначе говоря, крупные игроки рынка кинопроизводства и проката могут в значительной степени воздействовать на общественное сознание. Сможет ли когда-либо татарское кино влиять на умонастроения в обществе? Об этом мы поговорили с актером театра имени Галиасгара Камала и кинопродюсером Рамилем Тухватуллиным.
- Рамиль, как ты оцениваешь состояние кино в Татарстане?
- Лучше, чем раньше. В СССР нам как автономной республике не давали развивать игровое кино. После 1927 года, когда появился фильм "Булат Батыр", был провал до самого конца XX века. Потом мне удалось снять фильм "Упкын".
Мы, творческая группа фонда "Татарстан Синема", делаем первые шаги. Они, на мой взгляд, логичные. Все дело упирается в деньги, в привлечение внимания со стороны тех, кто ими владеет.
- Реально ли снять в Казани фильм, который будет достойным и по содержанию, и по продажам?
- Конечно. Есть определенные правила, которых должны придерживаться профессионалы. Это - хороший сценарий, качественная техническая база, специалисты и звезды. Надо привлекать актеров - этнических татар. Мы налаживаем сотрудничество с Сергеем Шакуровым, Чулпан Хаматовой, теми, чьи имена звучат и что-то значат для зрителей. Я уверен, что такое "творческое легионерство" поможет татарскому кино заявить о себе.
Вообще, ничего особенного в достижении так называемого "московского уровня" нет. Мало кто знает, что во многих российских фильмах, включая оба "Дозора", спецэффекты делали наши, казанские, ребята. Здесь у нас и сил, и мозгов хватает. То же самое в мультипликации. Мы сейчас выпустили мультфильм "Ана бэйрэме", нам помогают, слава Аллаху, приобрести специализированное оборудование, аналогов в России которому всего три.
Кино должно себя окупать и позволять деятелям искусства не зависеть от государства. Пока в Татарстане такого примера нет, но мы пытаемся сделать именно это. Готовимся к съемкам нового фильма. Сценарий практически завершен. Идея фильма, который будет называться "Аритмия", очень философская, злободневная, общечеловеческая. Главной героиней будет девушка 16-ти лет, которой передался с генами от предков страх высоты и среды. Надеюсь, мы сможем снять качественный фильм. Впервые в истории татарстанского кино составлен подробный бизнес-план, маркетологи изучили рынок. Мы просчитали возможную прибыль, дистрибьюцию, прокат и так далее - все параметры рынка.
- Неужели в Казани есть потенциал, чтобы снять достойное кино?
- Да, есть, хотя и не во всем. Мы привлекаем разных специалистов, сценарий, например, нам помогают составить ученики Адельши Агишева (руководитель сценарной мастерской во ВГИКе, профессор, бывший председатель Московской гильдии сценаристов - И.С.). Они способны насадить наш креатив на профессиональный каркас фильма. То же и по поводу оборудования. Если его нет, значит, возьмем в аренду в Москве, привлечем специалистов. Мое кредо - добиваться во всем профессионализма.
- А кто поддерживает твои начинания?
- Правительство и лично премьер-министр. Наш фонд "Татарстан Синема" - организация общественная, ей помогает ряд спонсоров, которым не чужда судьба татарстанского кино. Мы можем принимать и государственные заказы, но основная цель - выйти на рынок. И российский, и европейский. Чтобы это сделать, нужен высококачественный художественный продукт. Конечно, мы вынуждены просить.
- Ты лично хотел бы снимать идейное или коммерческое кино?
- Я совмещаю. Наша картина "Зулейха" (фильм о насильственной христианизации в Казанской губернии - "МТ") многих шокировала. Она снималась с претензией на коммерческий успех. Фильм вызвал сильный шум и интерес, споры. Но я понял, что надо менять стилистику, где-то, наверное, использовать эзопов язык. Весь мир кино так работает: режиссеры и сценаристы оставляют какую-то недосказанность, тайну. Если все разжевать и положить зрителю в рот - это уже неинтересно. Поэтому в новом проекте мы пытаемся как раз совместить идею и экшн. Просто голый экшн - это не искусство. Истины должны остаться неизменными, а технологии их подачи стать суперсовременными.
Канал Russia Today предложил мне снимать кино этнической направленности. Но это уже не игровое кино, тут надо больше углубляться в историю. А она имеет разные аспекты. Как провести грань между патриотизмом и национализмом? Фильм "Взятие Казани" Эйзенштейна рассматривался как патриотический. Но если я сниму "Оборону Казани", она сразу попадет в категорию националистического кино!
Тем не менее, в нашем новом фильме обязательно будут татарские мотивы.
- Каким ты видишь будущее татарского кино через десять лет?
- Если наша команда в "Татарстан Синема" будет жива и здорова, то мы сможем выполнить нашу сверхзадачу и выйти в течение пяти лет на зарубежные рынки. Наше кино к этому времени будет конкурентоспособным и в Европе. Я уверен, что бизнес, в том числе московский и зарубежный, почувствует в татарском кино источник прибыли и начнет серьезные вложения.
Сейчас у нас большие сложности в плане проката. Практически все кинотеатры сейчас работают через Москву. Она, как спрут, опутала сетями всю Россию. Это, в принципе, нормально, прагматично. Но, чтобы показать свой, фильм, нужно действовать через столицу, иметь федеральную рекламу для продвижения.
Я бы хотел, чтобы через десять лет у нас было несколько центров, которые снимали бы кино. Да, у нас что-то делается, но нет логического завершения в виде полного зрительного зала. Если будет такая же пассивность, как сейчас, со стороны инвесторов, то этого и не произойдет. У нас есть талантливые ребята с классным образованием, которые не могут себя реализовать, потому что нет денег на съемки. Конечно, можно доставать средства и через зарубежные фонды, гранты, но очень тяжело представить, что так можно развить наше кино. На данный момент это сложнее всего - выбить деньги, доказать значимость твоего проекта. У меня, слава Аллаху, пока получается, но на это уходит 90 процентов моей энергии! Но пока мне все удается делать благодаря моему личному потенциалу и отношениям с различными людьми. Может, в начале оно так и должно быть (улыбается).
В будущее татарского кино я верю еще и потому, что Татарстан развивается очень бурно. Ген народа выжил, он у нас очень самостоятельный и талантливый. Это не только о татарах, а вообще о людях, которые здесь живут. У нас супербудущее, при благоприятном стечении обстоятельств. Я уверен, что у нас созревает новое поколение, которое оставит свой светлый след.

Ильшат САЕТОВ

Самый "нашумевший" татарский фильм

"Зулейха" - полнометражный художественный фильм по мотивам одноименной трагедии Гаяза Исхаки. В конце 90-х годов пьеса была поставлена на сцене Татарского государственного академического театра режиссером Празатом Исанбетом. Спектакль имел большой успех. В основе сюжета фильма, снятого студией "Рамай", - история татарской женщины, лишившейся всего, кроме убеждений. Потеряв мужа и детей, насильственно выданная замуж за человека другого вероисповедания, Зулейха оказалась на грани безумия. Убеждения помогли ей не сломаться, но концовка картины ставит это утверждение под вопрос.
Создатели фильма попытались выразить тему насилия, вызванного религиозными и национальными различиями, которое, по их мнению, получило распространение после покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Картина открывается прологом, где представлены штурм Казани в 1552 году и спор двух профессоров Казанской духовной академии о методах обращения инородцев в православие. Николай Ильминский отстаивает точку зрения, что этот долгий процесс должен осуществляться через образование и просвещение, а его оппонент Евфимий Малов убеждён, что особенно церемониться не следует - "чья власть, того и вера".

"Молодежь Татарстана" №23, 7 апреля 2006


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное