Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 10 мая 2006


 

Татарская рассылка

    10 мая 2006г

Особенности национального ЕГЭ

В редакцию "Молодежи Татарстана" поступили жалобы родителей выпускников школ, которые собираются сдавать Единый государственный экзамен на татарском языке (ЕРЭ).
Они, в частности, утверждали, что для проверки результатов испытания абитуриентов компьютерная программа до сих пор не разработана и нет никаких договоров между республиканским и федеральным министерствами образования о признании результатов ЕРЭ.
Напомним, в конце мая начнутся испытания абитуриентов по системе ЕГЭ. Экзамен предусматривает совмещение итоговой аттестации выпускников школ и вступительных испытаний для поступления в вузы и ссузы. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной аттестации, а вузами и ссузами - в качестве результатов вступительных испытаний.
У Татарстана есть одна особенность в данном контексте - ученики 11 классов школ могут выбрать татарские варианты всех экзаменов, естественно, кроме русского языка.
"МТ" решила проверить, насколько полученные от родителей сообщения соответствуют действительности. Сначала мы изучили сайты министерства образования и науки РТ и Республиканского центра мониторинга качества образования, ответственного за организацию и проведение ЕГЭ в РТ. Оказалось, что в Республике Татарстан, если верить сайту РЦМКО, были созданы все условия для соблюдения прав выпускников национальных школ. И "по договоренности с вузами и ссузами, расположенными на территории Республики Татарстан", результаты ЕГЭ на татарском языке должны действовать на всей территории республики.
Однако на вопрос по электронной форме об упомянутых проблемах мы ответа не получили. Вообще последний ответ на вопрос по ЕГЭ на сайте РЦМКО датируется 9 апреля 2006 года. На фразу "Давайте правильными ответами меняться" администратор ответил: "Давайте! Есть ответы на ЕГЭ? Если есть, пишите fsb@russia.ru".
Официальный сайт министерства о ЕРЭ практически никакой информации не дает. Наши вопросы на форуме на момент сдачи номера также остались без ответа.
Ситуацию удалось прояснить после того, как мы обратились к специалистам за комментариями.

Ильшат САЕТОВ

Ольга ФЕДОТОВА, директор РЦМКО:
- Никаких проблем с ЕРЭ нет. Программа проверки результатов ЕРЭ сейчас находится в стадии разработки, будет готова к первому экзамену 23 мая. Технологии такие же, как и в ЕГЭ, никакой проверки вручную не будет. Единственное отличие - будут использованы другие машины, поскольку результаты республиканского экзамена в Москву не идут.
Письменное разрешение на проведение ЕРЭ от федерального министерства получено.
На данный момент желание пройти ЕРЭ выразили более 2000 учащихся. Больше всего желающих пройти экзамен на татарском языке мы зафиксировали по математике и биологии.

Ильдар ХУСНУТДИНОВ, начальник отдела организации и проведения ЕГЭ МОиН РТ:
- Существует решение Совета ректоров вузов РТ о признании результатов ЕРЭ. Поэтому на территории республики их должен принять любой вуз. Формы проверки результатов ЕРЭ ничем не отличаются от федеральных. Несколько организаций в данное время готовят свои варианты программ для проверки ЕРЭ. По конкурсу будет выбрана та, которая будет отвечать нашим требованиям в наибольшей мере.

"Молодежь Татарстана" №27, 5 мая 2006


По старшинству - рассчитайся!
Астраханцы признали Казань старшим братом

Вчера в Казани представители Астрахани договаривались о помощи в подготовке к юбилею города. В ратуше мэры двух городов Ильсур Метшин и Сергей Боженов "освежили" договор о дружбе, действовавший между городами-побратимами с 1997 года.
Благодаря превратностям исторической науки, сама Астрахань отметит в 2008 году всего лишь 450-летнюю годовщину. Хотя именно в этих краях пересекались Великий Волжский и Великий Шелковый пути, а на закате Казанского ханства именно оттуда прибыла в Казань дочь ногайского князя Сююмбике. Более того, даже из школьного курса истории известно, что войска Ивана Грозного брали Астрахань в 1556 году.
- По поводу возраста города, нет ли сомнений? - поинтересовалась корреспондент "МТ" у Сергея Боженова во время экскурсии по ратуше.
- Не всех это устраивает, но сейчас ведутся раскопки и есть подтверждающие данные, что и Казани гораздо больше 1000 лет и Астрахани может быть 800 и более. Мы столетиями живем в месте, в Астрахани много смешанных браков между русскими и татарами. И это гораздо важнее, чем завидовать, кто кого старше.
- На какую поддержку Татарстана вы рассчитываете?
- По договору упор будет делаться на внешнеэкономическое сотрудничество, прежде всего, увеличение товарооборота, и конечно, подготовку к празднованию. Ваш президент в этом вопросе обещал помочь. У нас есть две улицы - Мусы Джалиля, и Казанская. Улицу Мусы Джалиля мы собираемся реставрировать и, думаю, что она будет выглядеть не хуже чем центральные улицы Казани. Сегодня мы будем договариваться с мэром, чтобы он еще раз обсудил с президентом РТ какой может быть улица Казанская. Сейчас там восстанавливаются мечети, и астраханские татары также хотят видеть на ней татарский деловой центр, а также парк культуры и отдыха.

Юлия ФАЙЗРАХМАНОВА
"Молодежь Татарстана" №27, 5 мая 2006


Имам должен разбираться в политике
Студенты РИУ получат двойную нагрузку и два диплома

С момента недавнего назначения Ильдуса ЗАГИДУЛЛИНА, заведующего отделом Института истории АН РТ, ректором Российского исламского университета (РИУ) татарстанская общественность постоянно обсуждает ситуацию вокруг вуза. "Молодежь Татарстана" решила получить информацию из первых рук, и наш корреспондент побеседовал с новым ректором об исламском образовании в России в общем, и в РИУ в частности.

Первый этап пройден

- Ильдус Котдусович, чем важен для нашего общества РИУ?
- В России нет больше ни одного высшего исламского учебного заведения, которое бы могло разработать концепцию и служить моделью подобного образования для всех остальных. Совет муфтиев России принял решение о необходимости разработки концепции исламского религиозного образования в России. В связи с этим была выработана многоступенчатая система. Она аналогична светской и включает в себя начальное, среднее, среднее специальное и высшее образование. Была образована комиссия, которая уже проверила РИУ. Следующий, очень важный этап - инспекция средних специальных учебных заведений. Дело в том, что до этого над ними особого контроля не было, многие руководители этих колледжей называли их высшими учебными заведениями и так далее, что было недостоверной информацией. Уровень образования определяется не только материальной базой, но и уровнем преподавательского состава, студентов, учебными планами и другими критериями. Так как кадров для исламских вузов практически не было, Совет муфтиев поручил разработку государственного стандарта по религиозным наукам, скажем, по кораническому или шариатскому образованию, именно Российскому исламскому университету, и они уже утверждены.

- Какой статус получают ваши выпускники после окончания вуза?
- До сих пор РИУ работал по четырехлетней версии образования с получением статуса бакалавра после его окончания по госстандарту. Но с этого года, иншалла, мы перейдем на пятилетнюю систему с получением звания специалиста. В сегодняшних условиях нереально ввести магистратуру, потому что система среднего религиозного образования не находится на должном уровне. И еще одна большая проблема - пока в России нет высококвалифицированных специалистов, которые могли бы давать знания на уровне магистратуры. На сегодняшний день эти проблемы решаются путем командировки лучших наших выпускников в исламские образовательные центры за рубежом, где они углубляют свои знания.

Студентам скучать не придется

- Какими знаниями должен обладать выпускник РИУ?
- Мы выпускаем имам-хатыбов -преподавателей арабского языка и коранических или шариатских наук. Поскольку они должны быть лидерами общин, многие из членов которой (особенно в городах) имеют высшее образование и даже ученые степени, то имам должен знать и светские науки. Он ведь поучает, служит примером для паствы. Если сразу видно, что он просто не разбирается в простых для выпускника любого светского вуза вопросах, то как же он может что-то проповедовать и объяснять? Имамы также работают не только с четко направленными к религии людьми, которые постоянно ходят в мечеть, но и с теми, кто приходит к ним время от времени за советом как к главе общины. Ислам - это та религия, которая проповедует высокую нравственность, общечеловеческие ценности, поэтому глава общины должен являться авторитетом в этих вещах. Плюс религиозные лидеры должны быть в курсе того, что происходит в России и мире, уметь объяснить это с точки зрения исламской методологии, разбираться в политике, которая проводится в стране и республике. Если он вне этого, то он не компетентен и не сможет ответить на многие вопросы, которые задают ему члены общины. Исходя из этого, в основу Российского исламского университета и создаваемого в данный момент Казанского исламского института мы закладываем и принцип получения образования в сфере светских наук. Будущие имамы должны непременно иметь два диплома - религиозный и светский. А студенты, обучающиеся по светской программе, смогут, при желании, получить и религиозное образование.

- Смогут ли студенты осилить сразу два направления в течение пяти лет?
- Мы сейчас совместно с деканами разрабатываем концепцию и, соответственно, новый учебный план, который должен этот вопрос решить. Поскольку у нас в стране, как и во многих странах, диплом религиозного вуза не признается для светских учреждений, до сих пор выпускники РИУ могли работать по специальности только в религиозных заведениях. Мы решили, учитывая высокий уровень наших специалистов, открыть новую специальность - в рамках светского образования - с квалификацией "Учитель арабского языка". Мы изменили учебный план в сторону увеличения часов, чтобы можно было пролонгировать зачетки и ведомости для новой специальности. Например, физкультуре обучали четыре семестра, теперь, в соответствии с госстандартом, будет шесть. Унификация объемов преподавания произошла по политологии, философии, отечественной истории, педагогике и ряду других дисциплин с тем, чтобы мы могли их засчитать для светского диплома. Но есть предметы, которых не было совсем, их будем преподавать дополнительно. Со временем введем, вдобавок к арабскому, турецкий язык. Наверное, будет вечернее обучение, поскольку объем достаточно большой. Но я думаю, что усвоение объема двух направлений является вполне реальным.

Повестка дня исламского университета

- В чем сейчас заключается главная проблема РИУ?
- В получении лицензии на образовательную деятельность. Действующая истекает 30 июня этого года, поэтому необходимо до начала следующего учебного года получить лицензии.
Наши законы несовершенны, это касается и регулирования отношений церкви и государства. Во времена СССР ислам и другие религии изгонялись из общественной, семейной жизни, разрушались мечети. Но духовный вакуум, который пытались забить пропагандой, может заполнить только вера. Поэтому растет и число искренне верующих мусульман, они начинают играть роль в общественной жизни. Государство пытается это как-то регулировать, в том числе, принятием законов. Например, в статье 19 Закона "О свободе совести и религиозных организациях" говорится, что исключительно религиозные организации могут вести образовательную деятельность в сфере религиозного образования. РИУ же по уставу является светским учреждением. В прошлом году эту проблему разово решили путем выдачи годовой лицензии на выдачу дипломов о религиозном образовании. Но тянуть и дальше с разрешением этого вопроса нельзя. Поэтому, как наилучший выход из сложившейся ситуации, будет создаваться новый полностью религиозный Казанский исламский институт (КИИ), учредителями которого выступят Духовное управление мусульман республики и Совет муфтиев России. РИУ же (его учредители - те же учреждения плюс Институт истории АН РТ - И.С.) останется светским образовательным учреждением, несмотря на название. Меня назначили ректором РИУ с последующим избранием, и я останусь здесь. Ректором же КИИ должен быть, на мой взгляд, человек с религиозным образованием высокого уровня, но в то же время обладающий знаниями и в других областях.

- Как предполагается развести специальности вузов?
- С сентября планируется обучать студентов по четырем направлениям. РИУ будет готовить светских специалистов по арабскому языку и теологии, КИИ - религиозных по арабскому языку и шариатской или коранической науке. Со следующего же года мы намерены ввести еще две религиозные специальности - "исламская цивилизация" и (на уровне бакалавриата) "исламское богословие".

- РИУ и КИИ будут располагаться вместе или раздельно?
- КИИ будет отдельным юридическим лицом, но находиться оба вуза будут в нынешнем здании РИУ. Между ними будет заключен договор, в котором мы предусмотрим взаимные пересечения предметов в учебных планах, чтобы студенты проходили совпадающие курсы только один раз.

- Какие еще проблемы встают перед исламским высшим образованием в России?
- Я с удивлением узнал, что, оказывается, нет классификатора религиозных специальностей по исламу в нашей стране. Этого нам никто не сделает, надо разрабатывать самим. Необходим концептуальный взгляд на эти вещи: кого нужно готовить, какие специальности востребованы? Например, переводчики религиозных книг или исламские юристы, экономисты - они ведь просто так не появятся...
Для повышения уровня образования будем вводить дополнительные курсы по татарскому для тех, кто знает плохо этот язык, лекции по художественной и религиозной литературе. Наши выпускники должны ориентироваться, кроме основных предметов, и в литературе, и в джадидизме, кадимизме, и в других областях духовного наследия. РИУ и КИИ будут давать комплексное знание для подготовки действительно квалифицированных кадров.

Ильшат САЕТОВ

Справка "МТ"
Сейчас в РИУ обучается 194 студента обоих полов. Из них на подготовительном отделении -45 человек, по специальности "арабский язык и коранические науки" -37, "арабский язык и шариатские науки" - 48, "теология" - 43, "хафизы Корана" - 21.
За последнее время заявления на отчисление из вуза (видимо, из-за освобождения Гусмана Исхакова от должности ректора) подали два человека, и еще один студент из Ставропольского края попросил отчислить его из-за болезни матери.

"Молодежь Татарстана" №27, 5 мая 2006


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное