Новости: Подборки - новый инструмент Subscribe комментариев: 14


  Все выпуски  

Школьная химия - легко! Валентность.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

УРОК 17. ВАЛЕНТНОСТЬ АТОМОВ ЭЛЕМЕНТОВ Вы, наверное, уже заметили, что молекулы могут быть похожими; но в то же время разными. Вот пример: HC1 H2O NH3 CH4 В чем здесь сходство? Это сложные вещества, их молекулы состоят из атомов двух элементов, и во всех молекулах есть атомы водорода. А в чем различие? Атомов водорода в этих молекулах разное количество, и вторые элементы тоже разные: их атомы удерживают разное количество атомов водорода. Можно даже сказать, что эти элементы обладают разной силой: самые слабые - хлор и водород, а самый сильный - углерод. Эта особая химическая сила - валентность. Следовательно, удерживая один атом водорода, атом хлора является одновалентным, кислород – двухвалентным, азот – трехвалентным, углерод – четырехвалентным. По формуле хлороводорода можно сказать, что силы атомов водорода и хлора равны – поэтому водород тоже одновалентен. Способность атомов удерживать определенное число атомов других элементов называется валентностью. Число связей, которые данный атом образует с другими атомами - это тоже валентность. Она обозначается римскими цифрами над знаком элемента. Обратим внимание: если формула двухэлементного вещества записана правильно, то, если умножить число атомов каждого элемента на его валентность, то у всех элементов получаются одинаковые произведения. Можешь проверить это самостоятельно. Валентность атомов элементов может быть постоянной и переменной. Например, водород во всех своих соединениях образует только одну связь, он одновалентен, а кислород - две связи, он двухвалентен. Сера же может иметь валентность 2,4,6 - в зависимости от того, с каким элементом она соединилась. Поэтому сера считается элементом с переменной валентностью. У многих других элементов валентность тоже переменная. Значение валентности запоминается не сразу, и первое время можно заглядывать в справочную таблицу:

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВАЛЕНТНОСТЬ ЭЛЕМЕНТА ПО ФОРМУЛЕ

В молекулах водородных соединений валентность определяется легко: водород, как мы уже знаем, всегда одновалентен, а валентность связанного с ним элемента равна числу атомов водорода в этой молекуле. Попробуйте потренироваться сами: BH3 H2Se CaH2 NaH AsH3 SiH4 HBr H2S HF А теперь поработаем c формулами веществ, не содержащих атомов водорода. Пусть нам, к примеру, дано задание: определить валентность фосфора в его оксиде Р2О5. Валентность кислорода узнать легко: он во всех соединениях двухвалентен. Обозначим его валентность в формуле: над знаком фосфора пишем римскую цифру V, а над знаком кислорода – II (в моем тексте сделать это затруднительно, а вот ты на листе бумаги напишешь это без труда). А теперь – главное правило определения валентности. Помним, что произведения валентности элемента на число его атомов в этой молекуле и для фосфора, и для кислорода должны быть одинаковыми. Для кислорода: 2 х 5 = 10, значит для фосфора Х х 2 = 10. Ясно, что Х = 5, т.е. фосфор в этом соединении пятивалентен. ^5 А можно рассуждать так: Х х 2 = 2 х 5, и мы получим тот же результат: фосфор пятивалентен. Попробуй определить валентность элементов в молекулах: A12O3 CO2 K2O CuO Fe2O3 NO2 N2O5 C12O7

КАК СОСТАВИТЬ ФОРМУЛУ ХИМИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ

1. Напишем рядом знаки элементов, которые входят в состав соединения. 2. Над химическими знаками элементов обозначим их валентность. З. Определим наименьшее общее кратное чисел, выражающих валентность обоих элементов (это наименьшее число, которое делится на валентность обоих элементов). 4. Чтобы найти индексы (число атомов) каждого элемента, делим наименьшее общее кратное валентностей на валентность каждого элемента. 5. Еще раз перемножаем число атомов каждого элемента на его валентность и проверяем, одинаковы ли произведения. Ну вот и все! Теперь можно спокойно читать параграф любого учебника, где написано про валентность, и вам всё будет понятно. Для лучшего понимания и запоминания обязательно выполните все предлагаемые там упражнения. А теперь дружеский совет для тех, кто по легкомыслию когда-то «запустил» какую-либо из школьных наук, и теперь мало что понимает на уроках. Это особенно важно в случае точных наук – математики, физики и, конечно же, химии. Есть способ с честью выйти из этого положения. Итак, вам нужно сделать следующее: 1. Купить в магазине самую толстую и самую красивую тетрадь. 2. Взять учебник, например, химии, для первого года обучения. Можно использовать и пособие для поступающих в вузы, но обычно такие книги пишутся для выпускных классов и более сложным языком, понять это сложнее. Так что берем учебник для начинающих. 3. Внимательно прочитываем введение, предисловие – чтобы понять, как работать с учебником. 4. Читаем так же внимательно первый параграф, затем кратко письменно отвечаем на каждый вопрос в конце параграфа и выполняем все упражнения. Можно составить краткий конспект текста, перерисовать несложные схемы – главное, чтобы в тексте все было понятно. 5. Если не получается упражнение или не на все вопросы удается найти ответ – опять возвращаемся к прочитанному тексту. Как правило, если есть вопрос, то в тексте должен быть ответ – не прямой, конечно, его надо сформулировать самому. 6. Если все же ответ в тексте не находится – это значит, что нужно поискать его в другом месте. Загляни в справочники, спроси у других. Главное – ответ должен быть найден! 7. Далее делаем то же самое со всеми последующими темами. 8. Обнаруживаем, что все поняли, с блеском отвечаем на уроках и начинаем себя уважать – за то, что справились с проблемой. Это способ не для слабохарактерных. Он потребует много терпения и, возможно, немало времени, но результат будет стоить того – вы и знания восстановите, и будете уверены в том, что ВАМ ТЕПЕРЬ ПО ЗУБАМ ЛЮБАЯ НАУКА! Итак, на сегодня все. Пишите письма, задавайте вопросы. Автор рассылки Кузьмина Татьяна Юрьевна astera52@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.1181952
Отписаться

В избранное