Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Славянская филология

  Все выпуски  

Славянская филология Выпуск 24. Дом и очаг


Славянская филология

Выпуск 24


Сайт "Славяне"

Доброго времени суток, уважаемые подписчики!

Большое спасибо всем читателям, приславшим свои отклики на последние выпуски рассылки. Они свидетельствуют о том, что рассылка нужна и интересна.
Один из часто задаваемых вопросов: "Когда появятся выпуски о славянских языках и славянских государствах?". Я думаю, что со следующего выпуска мы и начнем говорить о славянских языках. Сначала о самом древнем, сведения о котором лишь реконструируются в связи с данными других славянских и родственных неславянских языков, - о праславянском языке. Я надеюсь, Вы помните, что праславянский (общеславянский) язык датируется примерно третьим тысячелетием до нашей эры - серединой первого тысячелетия нашей эры. Время его существования значительно превышает время существования любого современного национального языка, даже если учесть период существования какой-либо отдельной славянской народности.

Но сегодня мы еще коснемся темы "Культура славян"

Жизнь славян в древности

Дом и очаг

Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, приготовить пищу, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг. Способов создания таких жилищ существует множество, но, как правило, народ одного племени придерживается определенных правил,  связанных с традицией и с верованиями. Совершенствование и усложнение жилища все-таки не приводит к коренным изменениям в расположении очага (хотя сам он видоизменяется), расположении обережной символики. Традиционным для определенной местности и определенного народа является и выбор строительного материала.

Отличительные черты славянского жилища. Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки). Практически во всех районах расселения основным строительным материалом является дерево, а глинобитный очаг (позднее печь) располагается в дальнем от входа углу помещения. Эти отличительные черты помогают археологам отличать древние постройки славян от  построек германцев, сарматов, иллирийцев, тюрков, греков, финно-угров, иранцев и других народов, с которыми славяне сталкиваются  на различных территориях.  Кроме того,  особенностью обергеового украшения славянских жилищ является переплетение растительного и звериного орнамента в сочентании с геометрическими символами четырех стихий.

К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, ведь культ дерева у них был очень сильным. Одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу. Безусловно, на формирование таких верований оказываали влияние и природные особенности самого дерева, его склонность к гниению или влагостойкость. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил также мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Для строительства культовых сооружений использовался дуб - Перуново дерево, связывающее три мира: загробный, земной и небесный. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым, хотя считалось,что осиновый лемех, приобретавший со временем красивый серебристый оттенок, наоборот, отпугивает нечистую силу.

Очень ревностно следили и за тем, где дерево, предназначаемое для строительства жилья, росло, какую форму имело, куда и как упало при рубке. Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух. Сухое дерево или дерево с большим сучком, после выпадения которого образовывалась большая дыра, также сулило гибель всей семье или хозяину дома. Срубить дерево для славянина было равносильно убийству, поэтому у души дерева просили прощения, приносили ей угощение, дары. Вернувшись из леса, непременно постились и тщательно мылись в бане, чтобы смыть грех и чтобы души деревьев не нашли обидчиков.

Обработка строительного материала тоже была целой наукой. Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом". Именно "рубить", а не "строить". Обработка дерева топором тоже была своеобразным священным действом. Если дерево связано с духами, то чем же, как не орудием богов, можно обрабатывать дерево? Топор был воплощением золотой секиры Перуна - могучего бога, бога-воителя и бога-труженика. Даже когда славяне заимствовали у германских племен пилу, позволяющую быстрее спилить дерево и распилить его на доски, они не отказались от топора как предпочитаемого орудия. Славяне быстро заметили, что пиленые бревна и доски впитывают влагу легче, чем рубленые и тесаные. Опиленные бревна дают трещины и быстро разрушаются, а от удара топором древесные волокна уплотняются и не поддаются воздействию ветра и влаги. Кроме того, топором работают вдоль волокон, что также способствует сохранению их естественного состояния. Именно поэтому в славянских постройках используются рубленные бревна и тес (от глагола "тесать"), а не пиленые доски.

Полуземлянка с двускатной крышейЗемлянки и полуземлянки. Как мы уже отмечали выше, наиболее древним типом жилья славян были землянки и полуземлянки. Строительство таких жилищ начиналось с того, что рыли большую квадратную яму, глубиной около метра (для полузмлянок), полутора метров (для землянок). Затем в яме сооружали стены жилища: это был либо бревенчатый сруб, либо укрепленные между врытыми в землю столбами толстые плахи. Стены полуземлянок поднимались из земли на метр или полтора, землянок - поностью находились под землей. Пол делался из глины. Вход с земляными ступенями или лестницей устраивался с южной стороны жилья. Крыша полуземлянок, как правило, была двускатной; ее делали из теса, на который накладывали солому и толстый слой земли, которым присыпали также и выходящие из-под земли стены. Земля помогала сохранять в доме тепло, оберегала его от пожаров. И всё-таки жизнь в землянке была связана с рядом неудобств. Во-первых, землянки были небольшими (12-15 м2); во-вторых, ни в землянках, ни в полуземлянках не было окон, поэтому дым, который образовывался от топки печей, выходил через вход в жилище; в-третьих, во время дождей в подземные и полуподземные жилища проникала вода, а из-за близости грунтовых вод в доме было достаточно сыро. С течением времени жилища славян стали «выбираться» из земли, появились наземные строения. Несмотря на это в некоторых местах землянки и полуземлянки сохранялись вплоть до середины XX века.


Полный вариант статьи на сайте...

Далее в рассылке: Праславянский язык
Я хочу прервать на какое-то время публикации материалов о культуре славян и поговорить о формировании славянских языков.

Ваши письма

В почтовый ящик рассылки пришло письмо В.В.Жданова,  адресованное Юрию Петухову. Уважаемые читатели, будьте, пожалуйста, внимательны, когда отправляете письма. Иначе они могут не дойти до адресата.


Письмо Karpathyan Myst:
Где можно купить коловрат амулет?

Ответы читателей:
Амулет с изображением, колврата, и не только, можно купить в Краснодаре, на книжном рынке. :-)

Владимир.




Свои вопросы, мнения, мысли присылайте на адрес slawianie@yandex.ru


Сайт "Славяне".



На сегодня всё.
Жду ваших вопросов и предложений.
С уважением,
Ирина Шушарина
Выпуск подготовлен 14 августа 2006 года
Сайт "Славяне" © Шушарина И.А.


В избранное