Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Безопасность труда России

  Все выпуски  

Безопасность труда России Выпуск 119


Безопасность труда России
Выпуск № 119 от 29.05.2017 г.


Новое в законодательстве.
Новое в законодательстве

Утратило силу указание о порядке применения Закона РСФСР о государственных пенсиях при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет.

Не действуют на территории России отдельные нормы Положения о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, ж/д, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер. Речь идет о размере возмещения за наем жилья, если не предоставляется бесплатное помещение.

Не применяются разъяснение Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС о компенсации за работу в праздничные дни, инструкция о порядке и условиях совмещения профессий (должностей), рекомендации по применению режимов гибкого рабочего времени.

 

Приказ
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
10 мая 2017 г.                    N 415
О признании не действующими на территории Российской Федерации
некоторых нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) Союза ССР и утратившим силу указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР
"О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет"

 

Приказываю:

  1. Признать не действующими на территории Российской Федерации нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) Союза ССР по перечню согласно приложению.
  2. Признать утратившим силу указание Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".

 

 

Министр                            М. Топилин

 

Приложение
к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ
от 10 мая 2017 г. N 415

 

Перечень
не действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) Союза ССР.

  1. Абзац второй пункта 5 Положения о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 16 декабря 1960 г. N 1335/31.
  2. Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 22 мая 1962 г. N 152/13 "О дополнении Положения о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков".
  3. Разъяснение Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 13/П-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" и пункт 1 постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 465/П-21 об утверждении этого разъяснения.
  4. Инструкция Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства финансов СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 14 мая 1982 г. N 53-BЛ по применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)".
  5. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1985 г. N 162/12-55 "Об утверждении Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства".

 

Законотворчество.
Законотворчество

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении порядка государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Законопроектом предлагается установить возможность проведения органами государственного контроля проверки соблюдения работодателями требований трудового законодательства, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР. Это позволит, в частности, государственным инспекторам труда контролировать соблюдение предоставляемых работникам гарантий по установлению районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по досрочному назначению страховой пенсии по старости по отдельным видам работ, будет способствовать защите трудовых прав работников.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» подготовлен Минтрудом России в соответствии с поручениями Правительства по итогам совещания об охране труда и трудовых отношениях 9 сентября 2016 года в Чите.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №277-ФЗ в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения, устанавливающие запрет на проведение органами государственного и муниципального контроля проверок выполнения требований, установленных актами СССР и РСФСР.

В то же время статьёй 423 Трудового кодекса предусмотрено применение актов СССР и РСФСР в части, не противоречащей Кодексу. Таким образом, в настоящее время в рамках контроля соблюдения трудового законодательства применяются акты СССР и РСФСР. Отсутствие проверочных мероприятий со стороны органов контроля и надзора за соблюдением таких требований может привести к возникновению рисков невыполнения работодателями требований законодательства по вопросам регулирования трудовых отношений и других непосредственно связанных с ними отношений, нарушению прав и гарантий работников.

Законопроектом предлагается установить, что запрет на проверку должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соблюдения требований, установленных актами СССР и РСФСР, не распространяется на случаи, когда проверки проводятся по вопросам:

  • применения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • учёта списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), согласно которым досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение;
  • установления районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с особыми климатическими или экологическими условиями, в том числе в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, других гарантий и компенсаций за работу в этих районах и местностях.

 

Законопроект рассмотрен и одобрен Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Принятие законопроекта позволит государственным инспекторам труда контролировать соблюдение требований трудового законодательства, установленных актами СССР и РСФСР, будет способствовать защите трудовых прав работников.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

 

Безработным с трудовым стажем могут упростить подтверждение профквалификации.

Группа депутатов Госдумы предложила предоставить региональным властям право организовывать независимую оценку квалификации безработных граждан, имеющих стаж работы по профессии, но у которых отсутствуют необходимые документы об образовании. Для этого предполагается дополнить ст. 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" новым п. 3.3.

Разработчики законопроекта объясняют свою инициативу тем, что сейчас в органы занятости населения обращается большое количество безработных граждан, проработавших многие годы на предприятиях и освоивших профессию непосредственно на производстве. Но в то же время у них нет документа об образовании установленного образца, подтверждающего их квалификацию, и это существенно усложняет их трудоустройство.

Напомним, что с 1 января текущего года проводится независимая оценка квалификации, представляющая собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", далее – закон о независимой оценке квалификации). Авторы инициативы отмечают, что оценка квалификации осуществляется на возмездной основе (п. 2 ст. 4 закона о независимой оценке квалификации), а безработные граждане не имеют возможности самостоятельно оплатить данную услугу.

По мнению депутатов, принятие законопроекта позволит подтвердить безработным гражданам профессиональную квалификацию, а затем трудоустроиться в более короткиие сроки (ст. 23 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"). Также ожидается снижение расходов бюджетов, связанных с оказанием финансовой поддержки безработным гражданам в период их профессионального обучения.

 

Административное наказание за отказ водителя от медосвидетельствования могут ужесточить.

МВД России представило для общественного обсуждения законопроект, направленный на усиление административной ответственности за отказ по требованию сотрудника полиции пройти медосвидетельствование на состояние опьянения.

В частности, для водителя, отказывающегося от медосвидетельствования, планируется установить наказание в виде административного штрафа в размере 35 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет. В то время как в настоящий момент за указанное правонарушение предусмотрен штраф в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (абз. 2 ч. 1 ст. 12.26 КоАП).

Также за отказ от медосвидетельствования предполагается увеличить размер административного штрафа с 30 тыс.(абз. 2 ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ) до 35 тыс. руб. и для водителей транспортных средств, не имеющих права управления транспортными средствами либо лишенных водительских прав, к которым нельзя применить наказание в виде ареста на срок от 10 до 15 суток. Речь идет, в том числе о беременных женщинах, женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и т. д. (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти.
Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

С 1 июля 2017 года лицо, выполняющее функции технического заказчика, должно быть членом саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков или строителей.

Минстрой России напоминает, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ГрК РФ. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением отдельных случаев, предусмотренных ГрК РФ. Соответственно, лицо, выполняющее функции технического заказчика, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности которой относится часть таких функций.

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 апреля 2017 г. N 15175-ТБ/02

 

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минстрое России 18 апреля 2017 г. за N 37144/МС, с просьбой разъяснить отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.

Вместе с тем по существу заданных вопросов сообщаем следующее.

Согласно части 2 статьи 47 Кодекса в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 372-ФЗ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Пунктом 22 статьи 1 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ определено, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее - функции технического заказчика).

Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса.

Лицо, выполняющее функции технического заказчика, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности которой относится часть таких функций.

 

Заместитель директора Правового департамента                    Т.Н.БАРМИНА

Строительство.

Консультация.
Консультация

В организации нет профсоюза, интересы работников представляет выбранный представитель работников, заключен коллективный договор. Коллективный договор был утвержден около четырех месяцев назад, в состав комиссии входили 14 человек. Коллективным договором порядок его изменения не установлен.
В настоящее время возникла необходимость внесения изменений в коллективный договор. В соответствии со ст. 44 ТК РФ внесение изменений в коллективный договор производится по той же процедуре, что и его заключение. В соответствии с главой 6 ТК РФ создается комиссия по ведению коллективных переговоров на равноправной основе.
Имеются ли нормативные документы, определяющие численность данной комиссии?
Возможен ли вариант, когда комиссия по ведению коллективных переговоров состоит из двух человек (одного представителя работников и одного представителя работодателя)?
Каковы требования по определению представителей от работников в комиссию по ведению коллективных переговоров (тайное голосование или другие варианты)?
Возможно ли создание комиссии по ведению коллективных переговоров на постоянно действующей основе, чтобы при возникновении необходимости внесения изменений в коллективный договор в дальнейшем исключить этап определения представителей от работников в комиссии?

Формирование комиссии по ведению коллективных переговоров в составе двух человек - по одному представителю от работников и работодателя, а также функционирование такой комиссии на постоянной основе трудовому законодательству не противоречит. Голосование по вопросу избрания представителя работников для участия в комиссии проводится тайным голосованием.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (часть первая ст. 40 ТК РФ). Как Вы правильно отметили в вопросе, ст. 44 ТК РФ предусмотрено, что изменение коллективного договора производится в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

Порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (часть первая ст. 35 ТК РФ). Согласно же части седьмой указанной статьи на локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

В силу части второй ст. 29 ТК РФ интересы работников при заключении коллективного договора в отсутствие первичной профсоюзной организации представляют иные представители, избираемые работниками. Так, ст. 31 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, они на общем собрании (конференции) тайным голосованием могут избрать из числа работников иного представителя (представительный орган). Представитель (представительный орган) работников имеет право согласно части первой ст. 36 ТК РФ на участие в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения.

Из части первой ст. 35 и ст. 44 ТК РФ следует, что основным принципом формирования комиссии законодатель определил именно принцип равноправия. Каких-либо иных указаний в отношении порядка формирования указанной комиссии, в том числе и по вопросу о количественном составе комиссии, положениями ТК РФ не предусмотрено. Это позволяет сделать вывод о том, что формирование комиссии в составе двух человек - по одному представителю от работников и от работодателя работников - трудовому законодательству противоречить не будет.

Законодатель прямо указывает на способ голосования на общем собрании (конференции) - представитель (представительный орган) работников избирается тайным голосованием, поэтому другие варианты (например проведение открытого голосования по вопросу избрания представителя работников) применяться не могут (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16.10.2014 по делу N 33-22677/2014).

Запрета на создание постоянно действующей комиссии на локальном уровне для ведения коллективных переговоров и заключения (изменения) коллективного договора действующее законодательство не устанавливает. Однако функционирование такой комиссии на постоянной основе, по нашему мнению, не должно ограничивать стороны социального партнерства в возможности устанавливать определенный срок действия полномочий избранных ими представителей для участия в комиссии. Срок действия полномочий представителя работников, который будет участвовать в работе комиссии, может быть определен при его избрании на общем собрании (конференции) работников.

 

Эксперт Котыло Игорь

 

Cотрудник организации, который уже состоит в штате и выполняет определенный объем работы (главный специалист), решает принять на себя дополнительную нагрузку, выходящую за рамки его текущего служебного функционала (системного администратора), должность системного администратора свободна. Работник будет выполнять обязанности системного администратора в свое рабочее время по основной должности.
Как лучше оформить трудовые отношения между организацией и сотрудником?

Работодатель вправе поручить работнику выполнение в течение установленного ему рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, исполнение обязанностей по вакантной должности системного администратора в порядке совмещения должностей.

Для оформления совмещения оформляются два документа: приказ (распоряжение) работодателя о совмещении должностей; соглашение сторон трудового договора о совмещении должностей.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

В части второй этой статьи перечислены виды дополнительной работы:

  • совмещение профессий (должностей) - выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности);
  • расширение зон обслуживания, увеличение объема работ - выполнение дополнительной работы по такой же профессии (должности);
  • исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором - выполнение дополнительной работы как по другой, так и по такой же профессии (должности), если обычно такую работу выполняет другой работник.

 

Как следует из этой нормы, поручить работнику выполнять дополнительную работу можно в том числе и по вакантной должности. Если штатная единица является вакантной, то вид дополнительной работы выбирается в зависимости от того, совпадает ли она по характеру с основной работой. Иными словами, дополнительная работа по вакантной должности может быть поручена либо в виде совмещения должностей, либо в виде расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Если дополнительная работа выполняется по другой должности, имеет место совмещение должностей.

В настоящее время трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не устанавливают ограничений на совмещение и другие виды дополнительной работы для каких-либо должностей и профессий. Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)", которое содержало такие ограничения, постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 признано не действующим на территории Российской Федерации. Это означает, что дополнительная работа в основное рабочее время может быть поручена работнику любой должности или профессии, будь то руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, другой служащий или рабочий.

Таким образом, закон не запрещает главному специалисту выполнять дополнительную работу по должности системного администратора в порядке совмещения должностей*(1).

В соответствии с частью третьей ст. 60.2 ТК РФ срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Доплата за выполнение этой работы должна быть также установлена соглашением сторон; размер доплаты устанавливается с учетом содержания или объема дополнительной работы (часть вторая ст. 151 ТК РФ). Поэтому для правильного документального оформления дополнительной работы оформляются два кадровых документа:

  • приказ (распоряжение) работодателя о поручении дополнительной работы;
  • соглашение сторон трудового договора о выполнении работником такой дополнительной работы.

 

Приказ (распоряжение) работодателя составляется в произвольной форме. В нем указываются: вид дополнительной работы (в рассматриваемом случае - совмещение); срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу*(2); содержание дополнительной работы; объем дополнительной работы. На приказе работник обязательно ставит отметку о своем согласии с поручением ("согласен", "не возражаю" или равнозначную и свою подпись). Согласие на выполнение этой работы может также содержаться в отдельном письменном заявлении работника либо служебной записке.

Как следует из ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ, в письменном соглашении работника и работодателя решается вопрос о размере доплаты за выполнение работником порученной ему работодателем дополнительной работы. Трудовое законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты, ни правил, которыми могли бы руководствоваться работник и работодатель при определении размера доплаты. Поэтому стороны свободны в решении этого вопроса. Однако нужно помнить, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ) и что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Поэтому размер доплаты за совмещение и другие виды дополнительной работы как часть зарплаты работника должен быть установлен с учетом этих принципов.

Соглашением сторон следует устанавливать либо фиксированный размер доплаты в рублях за определенный промежуток времени, либо объективный механизм, с помощью которого такой размер исчисляется. Иными словами, соглашение должно позволять определить конкретный размер доплаты с учетом всех обстоятельств. В частности, если доплата устанавливается в процентах от оклада, необходимо конкретизировать, от оклада по какой должности (профессии) и как пересчитывать сумму в случае неполной отработки календарного месяца. Наличие в соглашении таких подробностей позволит облегчить работу бухгалтера и избежать споров с работником по поводу достаточности начисленной суммы доплаты.

Обратим внимание, такое соглашение не является дополнительным соглашением к трудовому договору. Оформление дополнительной работы через дополнительное соглашение к трудовому договору неприемлемо потому, что сама дополнительная работа выполняется работником наряду с работой, определенной трудовым договором. Иными словами, она выходит за рамки трудового договора и не может в нем отражаться, иначе это будет уже не дополнительная, а предусмотренная трудовым договором работа. Кроме того, досрочное прекращение дополнительной работы в одностороннем порядке, предусмотренное частью четвертой ст. 60.2 ТК РФ, будет невозможным, если условие о выполнении такой работы является частью трудового договора, ведь любое изменение трудового договора по общему правилу допускается только по соглашению сторон, а не в одностороннем порядке (ст. 72 ТК РФ).

К сведению:

Выполнение дополнительной работы, поручаемой работнику в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, в том числе и в виде совмещения, в трудовой книжке работника отражаться не должно, поскольку ни ст. 66 ТК РФ, ни Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225), ни Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утверждена постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) внесение записи о совмещении должностей в трудовую книжку не предусмотрено.

 

Эксперт Панова Наталья

 

Возможна ли выдача на предприятии лечебно-профилактического питания не в виде готовых блюд, а в виде продуктовых наборов (вахтовых рационов)?
Возможна ли выдача продуктов, соответствующих составу лечебно-профилактического питания, в течение месяца после осуществления работ в зоне строгого режима?
Допускается ли выдача продуктов, соответствующих составу лечебно-профилактического питания, не полученного своевременно имеющими на это право работниками, а также выплата денежных компенсаций за не полученное своевременно лечебно-профилактического питание?

Обеспечение питанием на работах с особо вредными условиями труда согласно части второй ст. 222 ТК РФ производится по Правилам бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.

Согласно п. 5 Правил лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Перечнем, при условии занятости на такой работе не менее половины рабочего дня, а также в период профессионального заболевания указанных работников с временной утратой трудоспособности без госпитализации.

Буквальное толкование указанного пункта свидетельствует о том, что по общему правилу получение лечебно-профилактического питания производится именно в дни выполнения работы в соответствующих условиях или в дни, приходящиеся на период временной утраты трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием. Данный вывод подкреплен и положениями п. 8 Правил, согласно которым выдача питания не производится в нерабочие дни и дни отпуска, дни выполнения работ на участках, где бесплатная выдача лечебно-профилактического питания не установлена, в период временной нетрудоспособности при заболеваниях общего характера, в дни пребывания на лечении в медицинском учреждении, в том числе санаторного типа, а также в ряде других случаев, когда работа выполняется не в особо вредных условиях труда.

Возможность получения лечебно-профилактического питания после окончания периода выполнения соответствующих работ или периода временной нетрудоспособности по профессиональному заболеванию не допускается, за исключением выдачи такого питания в случаях, предусмотренных пп. "г", "д" и "е" п. 6 Правил, а также случаев выдачи питания беременным женщинам, имевшим право на его получение и переведенным в соответствии с медицинским заключением на другую работу с целью устранения влияния вредных производственных факторов до наступления отпуска по беременности и родам.

Невозможность получения лечебно-профилактического питания после периода выполнения работ с особо опасными условиями труда обусловлена также тем, что его выдача производится перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов (п. 7 Правил). В отдельных случаях выдача лечебно-профилактического питания в обеденный перерыв допускается по согласованию с медико-санитарной службой работодателя, а при ее отсутствии - с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При этом п. 10 Правил прямо запрещает выдачу работникам на дом готовых блюд или вахтовых рационов лечебно-профилактического питания, за исключением случаев невозможности получения этого питания в столовой, буфете, ином пункте питания вследствие состояния здоровья или отдаленности места жительства в период временной нетрудоспособности или инвалидности вследствие профессионального заболевания. В этих случаях выдача на дом производится по справкам медико-санитарной службы работодателя, а при ее отсутствии - территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Наконец, следует помнить, что согласно п. 7 Правил выдача лечебно-профилактического питания не в виде готовых блюд, а в виде продуктовых наборов (вахтовых рационов) допускается только в тех случаях, если работник выполняет работу в труднодоступных регионах при отсутствии там столовых.

Поскольку в соответствии с п. 11 Правил не допускается выдача лечебно-профилактического питания, не полученного своевременно имеющими на это право работниками, а также выплата денежных компенсаций за неполученное своевременно лечебно-профилактическое питание, работодатель не вправе установить во внутренних локальных нормативных актах организации возможность выдачи продуктовых наборов, соответствующих составу лечебно-профилактического питания, в течение месяца после осуществления работ в зоне строгого режима. Ведь согласно ст. 5 и ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, а своевременное предоставление лечебно-профилактического питания является обязанностью работодателя в сфере охраны труда и производится в целях укрепления здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний (п. 2 Правил). Поэтому, очевидно, цели выдачи такого питания достигаются только при предоставлении питания в определенное время.

Выдача своевременно неполученного лечебно-профилактического питания или компенсации за него допускается только в том случае, если такое питание не было получено вследствие действий работодателя (п. 11 Правил). Конкретного перечня действий работодателя законодательство не содержит, однако по смыслу указанной нормы под ними понимаются любые его действия, послужившие причиной того, что работник своевременно не получил такого питания.

Отметим, что действия работодателя, вследствие которых работник не получил лечебно-профилактического питания, являются нарушением трудового законодательства и могут повлечь ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

 

Эксперт, кандидат юридических наук Широков Сергей

Великие “бездари”.
Великие “бездари”

«Извините, но у вас нет таланта. Лучше оставьте ваши творческие потуги и отправляйтесь осваивать какую-нибудь уважаемую прикладную профессию»… Чтобы подобные рекомендации не подорвали вашу веру в себя, мы собрали интересные случаи из истории, которые доказывают, что истинного творца ничто не может заставить переквалифицироваться в управдомы…

 

Федор Шаляпин

Почти анекдотическая история произошла с хорошими приятелями — Федором Шаляпиным и Алексеем Пешковым. Бедные студенты решили поправить свое материальное положение и отправились искать работу певчими в хоре, а после — журналистами в газете.

Парадокс ситуации состоял в том, что Пешкова взяли в хор, забраковав в газете как журналиста, а у Шаляпина, как раз наоборот, нашли литературный талант, но не обнаружили певческого… По счастью, жизнь расставила все по своим местам, и в дальнейшем мир все-таки обрел великого писателя Горького и великого музыканта Шаляпина.

 

Михаил Врубель

В воспоминаниях Константина Коровина описан интересный случай: однажды летом 1884 года Коровин и Врубель пообедали в киевском ресторанчике, а вместо оплаты Врубель предложил хозяину акварель. Хозяин поднял скандал из-за того, что вместо двух рублей ему подсовывают какую-то мазню.

Через два дня Врубель принес деньги и получил «Этюд к восточной сказке» обратно… И вот уже целый век картина украшает коллекцию Русского музея.

 

Владимир Набоков

В 1916 году Владимир Набоков, тогда еще студент Тенишевского училища, за свой счет выпустил поэтический сборник. Все 67 стихотворений были публично раскритикованы преподавателем училища — В. Гиппиусом.

Набоков посчитал критику справедливой, но от писательства, к счастью, не отказался… Кстати, сборник стал единственной книгой, выпущенной в России при жизни Набокова.

 

Альфонс Муха

«Абсолютное отсутствие таланта» — такое резюме получил молодой художник Альфонс Мария Муха от профессора Льготы, когда пытался поступить в пражскую Академию изящных искусств.

Вряд ли в тот момент уважаемый профессор мог представить, что проваливший экзамены студент через несколько лет станет иконой стиля ар-нуво.

 

Фаина Раневская

Фаина Раневская в 1992 году была признана редакционным советом английской энциклопедии «Who is who» одной из 20 выдающихся актрис ХХ века. Трудно поверить, при поступлении на работу в один подмосковный театр артистка «удостоилась» от режиссера эпитета «совершенная бездарь».

 

Уолт Дисней

«Папа» Микки Мауса и Белоснежки, владелец одной из культовых голливудских киностудий, миллиардер и автор нескольких сотен всемирно известных анимационных персонажей Уолт Дисней не всегда был столь успешен.

На заре своей карьеры Дисней был принят на работу карикатуристом в одно издательство, но вскоре его уволили за «выдающуюся неспособность к рисованию и отсутствие воображения».

 

Стивен Спилберг

Известный режиссер не поступил на кинофакультет «из-за полного отсутствия таланта». Однако так просто Спилберг не сдался.

Молодой человек отправился прямиком в Universal, где показал 20-минутную короткометражку «Emblin». К чести компании, ее руководство немедленно заключило контракт с молодым талантом.

 

Александр Бутлеров

Создатель теории химического строения Александр Бутлеров стал виновником пожара в Казанском университете, студентом которого он являлся в те годы. В наказание, незадачливого экспериментатора заставили повесить табличку «великий химик» и пройти в таком виде перед всеми учениками.

Это унижение не отвратило молодого человека от его любимого предмета, и через некоторое время Бутлерову действительно удалось стать Великим Химиком.

 

Джузеппе Верди

В1832 году в Миланскую консерваторию явился никому не известный молодой композитор, убедивший директора выслушать его сочинения. В качестве ответа юноша получил достаточно жесткое резюме: «Оставьте мысль о консерватории. Если вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе частного учителя среди городских музыкантов».

Спустя десятилетия эта самая Миланская консерватория боролась за право называться в честь великого, хотя и отвергнутого в свое время композитора Джузеппе Верди.

 

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен, не проучившийся в училище и шести лет, был заклеймен своим преподавателем музыки определением «безнадежен».

 

Сергей Прокофьев

Из-за опасений полного провала на общем собрании оркестра и балетной труппы премьера балета «Ромео и Джульетта» была отменена — музыка, созданная к этому произведению Прокофьевым, была слишком сложна и непонятна даже для труппы.

«Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» — такую оригинальную «поддержку» оказывали композитору коллеги.

 

Литература гуманитарного направления.



В избранное