Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АнтиШСД или как быть человеком - Суть концепции самоактуализация по Маслоу


В настоящее время по заказу издательства «ЭКСМО» доктор психологических наук, профессор Николай Иванович Козлов работает над созданием «Большой Психологической Энциклопедии».

Я провёл смысловой глубинный анализ одной из его статей и в итоге мы выяснилось, что вся статья Козлова про концепцию Маслоу состоит из неверных (ложных) утверждений - http://forum.syntone.ru/index.php?showtopic=21540&view=all 

Вот из каких именно ложных утверждений (синим цветом - цитаты Козлова):

1. 
Во-первых, предлагаю уточнить понятия. Как первопроходец в своем направлении, Абрахам Маслоу был не всегда строг со словоупотреблением. Под словом "самоактуализация" А. Маслоу в разное время и разных работах имел в виду разные вещи, а именно - когда-то процесс роста и развития личности, когда-то способ этого роста, а когда-то результат этого роста.

Это надуманные претензии в сторону Маслоу, «словоупотребление» означает «употребление слова в речи в том или ином значении».
Но слово самоактуализация можно употреблять и как процесс и как результат.
Так вот Маслоу (и не только он, но и другие) совершенно правильно употребляли и сейчас употребляют. И из контекста всегда понятно - в каком именно значении употребляется термин "самоактуализация".
Вот если бы Маслоу употребляет слово не в соответствии со значением этого слова, то есть путал значение слова, то тогда бы он был не строг со словоупотреблением.
Предъявлять претензии Маслоу в том, что он не строг со словоупотреблением термин "самоактуализация" - это всё равно что предъявлять претензии Николаю Ивановичу (и всем остальным), в том, что он не строг со словоупотреблением термин "манипуляция".

2.

 В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации - личностным здоровьем. 

В доказательство своих слов Николай Иванович приводит цитату из работы 1970 года, где говориться, что было бы полезно различать понятия зрелости (результат самоактуализации) и процесс самоактуализации: 
«Таким образом, для зрелого А. Маслоу, самоактуализация - это не процесс, а результат».

Это не верно, поскольку в работе "Дальние достижения человеческой природы", которая вышла в 1971 году, Маслоу пишет: 
"Самоактуализация — это не только конечное состояние, но также и сам процесс актуализации потенций индивида в любое время, в любой степени."
Maslow, A. 1971. The father reaches of human nature. New Yolk: Viking.
Николай Иванович просто не читал одну из последних работ Маслоу - "Дальние достижения человеческой природы".

3. 

Но теперь встает главный вопрос практика: как можно пользоваться его теорией самоактуализации? Дает ли теория А. Маслоу четкие подсказки, куда себя развивать?

Нет, концепция самоактуализации А. Маслоу не дает ответов на подобные вопросы, и в этом ее слабая сторона.

Это тоже неверное утверждение.
Я привёл фрагменты из работы Маслоу "Дальние достижения человеческой природы", где описаны восемь путей куда себя развивать.
После этого никто не может отрицать того факта, что Маслоу даёт ответ на вопросы - "Куда именно себя развивать?".
Если бы Николай Иванович читал работу Маслоу "Дальние достижения человеческой природы", то он бы не заявлял, что у Маслоу нет ответа на вопрос "Куда себя развивать?".
А Николай Иванович либо вообще не читал работу Маслоу "Дальние достижения человеческой природы", где описаны методы самоактуализации, либо читал методом скорочтения и в итоге ничего не понял (то есть, по сути, и не читал).

4. 

Юноша хочет себя развивать и в сомнениях: развивать свою индивидуальность, либо работать на развитие социума? Почитал он Маслоу, решил: ладно, бог с ним с социумом, будем развивать себя, свою индивидуальность. 


Вот что пишет по этому поводу сам Маслоу:
Некоторые люди (в данном случае - Николай Иванович) убеждены, что интересы индивида должны противопоставляться интересам группы, института, организации, всего общества.
А это не верно.
При самоактуализации нет такой дилеммы - либо развивать свою индивидуальность, либо работать на развитие социума.
Напротив, общество должно быть заинтересовано, чтобы было больше хороших людей и меньше плохих. 

5. 

Теперь, если развивать себя, то, насколько понимает себя юноша, он знает в себе мощный талант землекопа, чувствует в себе средний талант художника и видит слабый талант (но есть способности) бухгалтера. Деньги платят в обратном порядке: больше всего бухгалтеру, меньше всего землекопу. Юноше правильно становиться землекопом, реализовывать свое призвание? 


Неверная постановка вопроса.
При самоактуализации не важно – какую профессию выбрать. Важно чтобы эта профессия не мешала раскрывать потенциал ХОРОШЕГО человека. А ещё лучше – чтобы профессия помогала этому. И вовсе не обязательно воплощать свои метапотребности (внутренние ценности) по месту нахождения трудовой книжки.

6. 

Вопрос следующий: есть ли методики, позволяющие растить или развивать людей в данном направлении, в направлении самоактуализации? Есть ли методики, помогающие заинтересованным людям двигаться в этом направлении? Ответ будет: «Нет, таких методик нет. 


Это не верно. Обосновываю.
Способ – это метод (во всех толковых, иностранных и энциклопедических словарях).
Методика – это совокупность методов (способов).
Поэтому если сопоставлять тезисы 1 и 6 между собой на предмет наличия/отсутствия противоречия, получаем два противоречащих друг другу тезиса:
- Маслоу описывал методики (совокупность способов поведения), ведущих к самоактуализации.
- У Маслоу нет методик, позволяющих самоактуализировать людей. 

Какой из этих тезисов неверный? Разумеется, что неверно утверждение «У Маслоу нет методик, позволяющих самоактуализировать людей».
Николай Иванович просто не читал книгу Маслоу «Дальние достижения человеческой природы»
А С.В. Березин и Д.С. Исаев читали Маслоу и поэтому в книге «Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинарной психотерапии» на стр. 24-25 пишут: «Книга А.Маслоу, в которой он излагает свою теорию самоактуализации, называется «Дальние достижения человеческой природы». Нам представляется, что ключевым в названии книги является слово достижение. Размышляя о способах достижения самоактуализации, А.Маслоу предлагает восемь путей, ведущих к ней. Интересно, что предлагаемые им пути самоактуализации могут быть легко операционализированы, если перейти к идее разрешений, выдвинутой в транзактном анализе. Это обстоятельство открывает широкие возможности для создания психотерапевтических техник, инициирующих процессы самоактуализации».
То есть на основании методик Маслоу можно создавать различные техники и упражнения.
Маслоу, кстати, также предлагает конкретные упражнения на развитие самоактуализации.

7. 

Согласно представлениям гуманистической психологии, представителем которой являлся А. Маслоу, таких методик не может быть в принципе». 


Сам Маслоу не считает себя только лишь представлениям гуманистической психологии. Маслоу пишет про себя:
Лично я и фрейдист, и бихевиорист, и гуманист, и к тому же еще разрабатываю то, что может быть названо четвертой психологией — психологией трансценденции. 
И это ещё раз доказывает, Николай Иванович просто не читал книгу Маслоу «Дальние достижения человеческой природы».
И согласно представлениям А. Маслоу, есть методики инициирующие процессы самоактуализации.
То есть здесь в одном предложении У Николая Иванвоича два неверных утверждения.

8. 

Если мы будет разрабатывать эффективные тренинги, которые будут вызывать у людей желание становиться такими, как описывал их А. Маслоу, которые будут помогать им становиться такими, будут учить их быть такими 


Это не верно. Такие тренинги есть. 
Существует конкретные упражнения и тренинги по самоактуализации.
Но при этом там развивают "накачивают" отдельные качества, которые якобы приближают человека к идеалу. Какой имеется в виду идеал - авторы тренингов сами толком не знают, поскольку не понимают сути самоактуализации (как, например, не понимает сути самоактуализации Николай Иванович).
Следовательно, понимание своих потребностей и индивидуальных задач развития у посетителей таких тренингов подменяется искусственно созданными потребностями: например, стремлением к лидерству и управлению, избавлением от гипотетических комплексов и азами популярной психологии. Соответственно, критерием личностного роста становится максимальное развитие у себя заявленных в тренинге качеств (или похвала тренера). 
Но по сути это ни на каплю не приближает людей к самоактуализации, а лишь создаёт иллюзию самоактуализации. Спрос рождает предложение и самоактуализация становится идеальным объектом для спекуляций. 

А Николай Иванович в принципе не сможет разрабатывать эффективные тренинги по самоактуализации во-первых, потому что не понимает сути концепции Маслоу, а во-вторых, сам не является самоактуализатором и не стремиться им быть.

9. 

Я думаю, что А. Маслоу, будь он сегодня жив, он был бы с нами. 


Я думаю, что Маслоу, будь он сегодня жив, он был со мной, а не с Николаем Ивановичем. Потому что я являюсь самоактуализатором, и я правильно понимаю суть концепции Маслоу.

10. Гуманистический подход в психологии – это женский подход. 

Сам Маслоу называет свой подход "Терапия без соплей".
Это какой подход - мужской или женский?
Разумеется - мужской.
И Маслоу позиционирует себя не как Отца или Мать, а как Старшего Брата. То есть - не как Старшую сестру, а именно - Старшего Брата, который занимается воспитанием души. И это – безусловно, скорее мужской подход, чем женский, хотя Маслоу использует все подходы, которые способствуют движению людей в направлении самоактуализации.
То есть к творчеству Маслоу нельзя вешать ярлык - "это женский подход" (как это делает Николай Иванович).

11. 

Собственно, и представление о помощи в личностном росте у Маслоу просты – учить ничему не нужно, нужно только клиента вылечить. 


А вот и цитаты самого Маслоу:
"Кто такой консультант? Как может он помочь приходящим к нему людям в этом движении в направлении роста? 

Мне пришлось пользоваться словами "терапия", "психотерапия", "пациент". Но в действительности я ненавижу все эти слова, как и медицинскую модель, которую они предполагают. Ведь эта модель исходит из того, что приходящий к консультанту человек болен и нуждается в лечении. Мы же надеемся, что консультант будет помогать самоактуализации людей, а не лечению болезни. 

То есть Маслоу опровергает утверждение Николая Ивановича, что для Маслоу нужно только клиента вылечить. 



Теперь главный вопрос – сейчас, после того как мы выяснили, что вся статья Козлова про концепцию Маслоу состоит из неверных (ложных) утверждений - кто-нибудь верит в то, что Козлов будет редактировать эту свою статью?

Или как я – никто не сомневается в том, что данная статья будет опубликована издательства «ЭКСМО», несмотря на то, что эта стать про концепцию Маслоу состоит из неверных (ложных) утверждений?

В избранное