Саморазвивающийся бизнес

  Все выпуски  

Что больше всего сдерживает развитие любого предприятия


лого.jpg

 

Рассылка для руководителей и владельцев компаний

Саморазвивающийся бизнес

Выпуск от 14 декабря 2016 г

Добрый день, дорогие читатели.

Сегодня я решила разместить для вас интервью Владимира Кусакина информационному агентству «Люди», которое он дал летом 2005 года, когда мы только начинали предоставление "Усилителя Мощности Руководителя". В нем он говорил о тех вещах, которые больше всего сдерживают развитие любого предприятия.

Прошло больше 10 лет, многое изменилось в плане обучения владельцев бизнеса тому, как управлять своими компаниями. Сейчас проводится множество тренингов и семинаров, не сравнить с эпохой 2000-ных. Но наша коучинговая программа остается не менее востребованной и успешной, через нее уже прошли тысячи владельцев бизнеса. Применив полученные знания на практике, они получили значительные успехи как в расширении своего бизнеса, так и в других областях своей жизни. Тем более программа коучинга не раз была модернизирована и отлажена до идеального состояния.

Но основные мысли, которые были озвучены Владимиром в интервью, остались прежнеми. Поэтому рекомендую его к прочтению и осмыслению!

Мария Кусакина
BusinessForward

P.S. В верхнем блоке, нажав на картинку, вы попадете на страничку ближайшего вебинара Владимира Кусакина, последнего из серии наших предновогодних вебинаров!

______________________________________

Что больше всего сдерживает развитие любого предприятия.

1. Владимир, Вы часто встречаетесь с российскими руководителями. Какие трудности, на Ваш взгляд, наиболее характерны для бизнеса в России?

Я, наверное, не могу сказать про трудности в бизнесе, характерные для всех компаний в России, так как ситуации в разных сегментах рынка и в каждой отдельной компании достаточно сильно отличаются. Могу заметить только несколько общих тенденций, которые действительно прослеживаются.
Российский бизнес сегодня находится в совершенно другой стадии, чем 5-6 лет назад. Сейчас гораздо больше чувствуется насыщение рынков и более жесткая конкуренция. Заметно также, что рынок перенасыщен рекламой. И уж точно, в стране нет безработицы, особенно среди квалифицированного персонала. 
Мне проще говорить не про проблемы бизнеса в целом, про проблемы, с которыми сталкиваются владельцы и старшие руководители бизнеса, потому что здесь прослеживаются более четкие тенденции.

Основная проблема, с которой к нам обращаются руководители – это вопрос, как добиться большей ответственности от своих помощников и от персонала в целом. Чаще всего приходится наблюдать, что компанию тащат на себе один, два или несколько человек. Это похоже на перевернутую пирамиду, или на то, как «атланты держат небо на каменных плечах».
Причем, иногда это выглядит странно, так как в компаниях бывает достаточно неплохой персонал, который точно мог бы делать больше. Тем не менее, существует неявно выраженное разделение на «они» и «мы». «Они» - это старшее руководство, а «мы» - просто сотрудники. Мне эта ситуация знакома не понаслышке, так как в своих компаниях я с этим давно разобрался и увидел, что есть потребность в решении именно этого вопроса.
Недавно я провел первый семинар на эту тему, и результат был ошеломляющий. Даже работники телевидения, которые снимали фрагменты семинара, были в шоке (в хорошем смысле этого слова) от той атмосферы, которая царила после того, как мы разобрались с этим вопросом. В ближайшее же время я планирую семинар на тему повышения ответственности персонала, который будет проходить в Президент-отеле.

Вторая наиболее частая проблема – это вопрос, как набирать продуктивный персонал и, вы будете смеяться, как увольнять так, чтобы это было весело в обе стороны. И это тоже будет рассматриваться на семинаре. Есть несколько опробованных технологий, которые я сам применяю. В частности, они включают ряд простых упражнений, после выполнения которых, один мой знакомый руководитель сказал, что теперь он может спать спокойно перед увольнением сотрудников.

Существует также проблема контроля. Очень часто руководители сталкиваются с сопротивлением персонала при внедрении каких-либо разумных новшеств, направленных на улучшение деятельности компании. Это может быть и информационная технология, и новые формы отчетности, и какая-то новая стратегия. И с этой проблемой тоже на самом деле легко справиться. Для этого, во-первых, существует определенный набор действий руководителя. А во-вторых, я бы рекомендовал программу «Усилитель Мощности Руководителя».

Еще для нашего российского бизнеса достаточно типично, что подчиненные тащат проблемы руководителю, чтобы он их решил. А руководитель их решает и, как правило, он лучший в решении проблем. А подчиненные напоминают русских мужиков из анекдота про русских лесорубов и японскую бензопилу. В этой истории они подсовывали разные бревна, а японская пила, на удивление русских мужиков, говорила «вжи-и-к». Тогда они подставили под нее железный лом. «Бзы-ы-к» сказала японская пила – «ага-а-а» сказали русские мужики. Так же и подчиненные, приносят проблемы, а когда руководителю становится не по себе, они ходят и переживают, что он не такой веселый и энергичный, как раньше. Если смотреть на это со стороны, то можно смеяться. А, будучи внутри такой ситуации, впору заплакать.
И с этим тоже не сложно разобраться. Причем, здесь важны два аспекта: научить персонал решать эти проблемы самостоятельно и, что не менее важно, натренировать руководителя не брать эти проблемы на себя, а добиваться их решения. Очень несложный и приятный навык.

Конечно же, встречается и множество других проблем, таких как воровство, текучка кадров, откаты и т.д., но во многом это уже вытекает из перечисленного раньше. И, как сказал один мой знакомый, владелец большой шведской компании: «Если человек не занят на своем рабочем месте производством, то он занимается чем-то еще, и это точно мешает работе всей компании».

2. Владимир, Вы очень хорошо разбираетесь в различных аспектах бизнеса, таких как PR, маркетинг, продажи, кадры, построение организации. Но, насколько я знаю, сейчас Ваше основное внимание направлено на новую программу «Усилитель Мощности Руководителя». С чем это связано?

Дело в том, что я действительно немного разбираюсь в перечисленных Вами вопросах, во многом благодаря своей природе. Я жутко любопытный, и мне повезло, я получил хорошее техническое образование. Начав заниматься бизнесом и столкнувшись с вопросами его организации, я понял, что больше всего не хватает практических знаний. Методом проб и ошибок я старался находить работающие технологии и как-то адаптировать их под свой бизнес.
И правда, у меня получалось добиваться до 200 входящих звонков в день на кондиционеры зимой с очень малозатратной рекламой. Я вел переписку с Элом Райсом, одним из лучших специалистов в области PR и маркетинга, одним из авторов известной теории позиционирования.
Продавцов мне довелось обучить тысячи. Меня самого когда-то обучил практике успешных продаж Майкл Бэнг – лучший продавец мира 90-х годов.

Уже полностью сосредоточившись на консалтинге, я столкнулся со следующей ситуацией. Работа, проделанная по, допустим, планированию программы продвижения в компании, по обучению продавцов или по оптимизации работы компании, конечно, оказывает положительное влияние на бизнес, но того эффекта, который мне хотелось бы видеть, не достигается.

И только совсем недавно, на международной конференции бизнес-консультантов, которая проходила на корабле в районе Антильских островов, я получил ответ на свой вопрос, почему так получается. 
Как оказалось, это достаточно общая проблема консалтинга, и не только в России. Но в Америке уже найдено решение. Это программа, позволяющая наиболее быстро поднимать доходность среднего бизнеса. (Средним там считается все, что меньше 1 миллиарда $ оборота в год). Самое смешное, что я сам проходил похожую программу в Дании, после чего статистики продаж моей компании увеличились в 12 раз за 8 месяцев. Только тогда это немного по-другому называлось, и не было сформулировано в виде единого программного блока.
Здесь основным моментом является то, что любая компания во многом является отражением самого старшего руководителя или владельца. И самый быстрый способ (но далеко не самый простой по технике исполнения) – это помощь именно владельцу бизнеса. Представьте себе ситуацию, если бы я начал накачивать вашу руку без вашего непосредственного участия. Положил бы вам в руку гантель и начал двигать вашей рукой. Я бы накачался в этой ситуации быстрее, чем вы. И вам бы это особого удовольствия не доставило.

3. Может быть, Вы тогда немного больше расскажете, в чем заключается Ваша новая программа?

Это не моя программа! Это отработанная на практике технология того, как наиболее эффективным образом помочь руководителю. Дело в том, что слово «консалтинг» подразумевает под собой советы, которые даются руководству. Но интересно то, что советы давать легко, но… Во-первых, их не очень любят. Во-вторых, обычно люди гораздо лучше усваивают то, в чем они разобрались сами, и им проще это применять на практике. Если вам интересно, вы можете попробовать дать какой-нибудь совет руководителю компании. Большинство руководителей любит советы, как кот – веник, и особенно у нас в стране. Наши руководители, на мой взгляд, намного способнее, чем многие западные специалисты. Это происходит в силу того, что для того, чтобы построить свой бизнес, руководителю приходится столкнуться с решением огромного количества проблем, которые он успешно решает. И если руководитель во что-то упирается, то обычно это бывает связано с тем, что ему просто не видно настоящей проблемы, которую необходимо решить. Если такому руководителю предоставить недостающий набор проверенных данных и помочь более четко определить границы этой проблемы, он очень быстро найдет решение, оптимальное именно для его бизнеса. Это то, что лежит в основе методики, которую мы используем.

Хочу вспомнить один анекдот про консультантов. У фермера по непонятной причине начали умирать куры, и он решил обратиться к консультантам. Они посоветовали нарисовать желтую полосу на стене для улучшения атмосферы в курятнике, но это не помогло. Потом ему давали другие, не менее ценные советы, до тех пор, пока все куры не передохли. Этому факту консультанты безмерно расстроились, так как в их арсенале остались неиспользованными еще много хороших советов.

Так вот, эта методика прямо противоположна этому примеру. Повторюсь, но, на мой взгляд, любой руководитель знает свою компанию и рынок существенно лучше, чем консультанты. И ему просто необходимо помочь разложить те данные, которые у него есть, по полочкам, в удобной для него форме. Если необходимо, то добавить недостающие данные. А все остальное он прекрасно решит сам. Что больше всего меня поражает – это как на глазах к хорошему, но иногда замученному рутиной человеку, возвращается жизненная энергия, когда он находит ответы на давно беспокоившие его вопросы.

4. Как появилась эта программа? 

Трудности, которые встают перед нашими бизнесменами, такие как жесткая конкуренция, нехватка квалифицированного персонала, неэффективность традиционных способов рекламы и даже коррупция чиновников, на западном рынке давно уже имеют решения. И даже проблемы консалтинга давно уже не являются новостью.

Рынок консалтинга – один из самых быстроразвивающихся в Америке, так как любым компаниям практически невозможно выжить на рынке, не умея быстро обучаться современным и работающим технологиям в бизнесе. Вы, наверное, замечали, что уровень сервиса и организованности до сих пор во многих западных компаниях на порядок выше, чем в российских. И это не происходит само собой, часто это результат работы консалтинговых компаний. Так вот, эта технология является одной из самых последних находок практического консалтинга в области быстрого приведения в порядок дел в компании. Это новая услуга. И сейчас на эту услугу ажиотажный спрос в Америке и странах Западной Европы. Но этой популярности предшествовала более чем 50-летняя практика компаний, специализирующихся в этой области. Интересно, что в связи с эффективностью, спрос на программу такой, что компании, которые ее предоставляют, сами расширяются до 500% в год. Так сказать, «сапожник с сапогами». Это такие компании, как Майнд Консалтинг, Межурэйбл Солюшинз, Стерлинг Консалтинг. Они являются лидерами и основателями этого сегмента рынка в разных странах. И так уж получилось, что наша компания имеет честь первой начать предоставление этой услуги в России. Специально для реализации этого проекта была создана компания Business Forward, сайт которой www.businessforward.ru откроется в ближайшее время.

5. В чем отличие программы «Усилитель Мощности Руководителя» от других программ, предоставляемых консалтинговыми компаниями?

Иногда мне приходится слышать рассказы от своих клиентов о разных предыдущих консультантах. Занимательна история о том, как кого-то из них консультанты вывозили в лес, где они вставали в круг, обнявшись за плечи, и плевали в центр для сплочения команды. Или еще один способ сплочения команды: когда людей тоже вывозят зачем-то в лес, связывают друг с другом веревкой, и они делают какие-то упражнения. По-моему, это здорово, что массовики-затейники стали называться по-другому и подняли цены. Это как в одном из ранних фельетонов Михаила Булгакова: «Чуден Днепр при тихой погоде, но еще чуднее наш культорг Исидор Ванькин…» А дальше следует забавнейшее продолжение.

Другая крайность – это когда приходят ребята с компьютерами, у них много графиков, таблиц, и они говорят только очень умными словами. После чего руководитель, с одной стороны, чувствует, что чего-то не понимает, а с другой стороны, не знает, куда и как применить это в своем бизнесе.

Когда-то я обучался радиолокации у академика Богомолова, одного из основателей системы ПВО Советского Союза. Он сказал нам на лекции, что если человек не может простыми словами изложить суть предмета, то, с наибольшей вероятностью, он сам в этом не очень хорошо разобрался. Кстати, я тоже очень не плохо разговариваю на их языке, но предпочитаю русский. Я ответил на Ваш вопрос?

6. Да, спасибо. Я даже сам немного по-другому посмотрел на эти вещи. А почему никто не предоставлял такую программу раньше?

Здесь есть несколько факторов. Для того чтобы ее предоставлять, необходимо, в первую очередь, самому быть успешным бизнесменом. А во-вторых, необходимо учиться самой технологии предоставления. Мне пришлось самому обучаться на английском языке по двенадцать часов в день в течение приличного промежутка времени… Кстати, я сам бы не поверил, что, после пяти с половиной лет обучения в институте, буду способен на такое. Сейчас я знаю еще только двух человек в России, которые могут начать предоставлять эту услугу. А западным консультантам из тех, кто умеет это предоставлять, к сожалению, не до России. У них самих очередь, да и уровень цен совершенно другой.

7. Почему эта услуга предоставляется только владельцам бизнеса?

Очень хороший вопрос. Я, в свое время, наслушался достаточно много по поводу всевозможного рода «кормильцев» в своей компании. Продавцы говорили, что они основные носители дохода. Производственное отделение считало, что именно они создают продукт компании. А о гордости за достижения компании среднего менеджмента даже говорить не приходится, им, и правда, есть чем гордиться. Конечно же, все они по-своему правы. Но, на мой взгляд, владельцы и создатели бизнеса представляют самую большую ценность в любой компании, и особенно у нас в России. Помимо этого, они еще и самые сообразительные. Может быть, я это говорю из солидарности, но мне с ними существенно проще. И самое главное, как вы думаете, кто из всех вышеперечисленных может оказать наибольшее влияние на компанию? Я думаю, этого достаточно.

8. Есть ли какие-то еще требования к участникам программы, кроме того, что они должны быть владельцами бизнеса?

Невозможно помочь человеку, если он сам этого не хочет. Самое главное – это наличие желания у руководителя развивать свою компанию. Второе – это возможность на неделю оторваться от своего бизнеса. Я помню, что мне это когда-то самому было не просто. Еще я не берусь за некоторые виды бизнеса, в частности, связанные с распространением алкоголя, и некоторые другие. Мне больше всего нравится помогать производителям.

9. Существуют ли какие-то гарантии в получении результата?

Да. Как и в международных компаниях, предоставляющих эту услугу, в отличие от многих других консалтинговых компаний, в договоре предусматривается возможность возврата суммы за услугу, если человек не доволен результатом. Есть еще дополнительные гарантии. Дело в том, что для меня это не просто вопрос денег, с этим нет проблем. Мне просто нравится то, чем я занимаюсь. Я испытываю удовольствие от результатов, полученных руководителями.

10. Ваша программа предоставляется относительно недавно. Уже есть результаты, о которых Вы можете рассказать?

Да, перед тем, как запустить ее в более широком масштабе, программа прошла «обкатку», и вы можете посмотреть результаты на нашем сайте.

11. И последний вопрос, почему существует ограничение на количество предоставлений в месяц?

Дело в том, что очень много индивидуальной работы. И есть части этой программы, которые я пока не могу передать своим специалистам, несмотря на их высокий уровень подготовки. Но я надеюсь быстро пройти этот этап развития нашей компании. Второй момент связан с тем, что даже на Западе эта программа не предоставляется массово.


Если у Вас возникли вопросы, я с удовольствием отвечу Вам, присылайте их на info@bizforward.ru для Владимира Кусакина. Обязательно делайте пометку о возможности публикации вашего вопроса в рассылке. Также присылайте темы, которые Вас интересуют.

До скорой встречи, коллега.
С уважением, Владимир Кусакин.

BusinessForward

Тел. 8(800) 333-09-69

(C) 2016 BusinessForward. Все авторские права защищены законом.

В избранное