Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня


Информационный Канал Subscribe.Ru

xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск 9
xxxxx

Здравствуйте, мои уважаемые читатели!

Позвольте сообщить новым подписчикам, что выразить свое мнение о материалах рассылки, а также задать вопрос вы можете в форуме.

Ваша первая публикация

Утверждал с первого выпуска рассылки и утверждаю теперь: опубликоваться в региональной газете – легко.

Публикации вам нужны. Не менее трех материалов в изданиях, напечатанных типографским способом, должны представить в приемную комиссию абитуриенты журфака МГУ. Думаю, схожие условия действуют и в других университетах.

Вот подробный план, как новичку получить первую публикацию в «настоящей» газете.

Пять шагов к первой публикации и еще два шага

Шаг 1. Напишите заметку.
Как это сделать, рассказывает наша рассылка (Выпуск 1, Выпуск 2, Выпуск 3). Конечно, вы можете написать репортаж с баскетбольного турнира или взять интервью у известного в городе рок-музыканта. Возможно, в редакции их возьмут и даже напечатают. Но шансов больше опубликоваться – именно с заметкой, и вот почему:

  • новости нужны в каждом номере издания;
  • новостей в региональных газетах нередко не хватает;
  • новость имеет небольшой объем, такому материалу легче найти место в полосе.
Наконец, маленькую новость проще всего написать!

Шаг 2. Распечатайте текст.
В редакцию вы должны прийти не с пустыми руками, а с текстом. Ваш материал должен иметь:

  • заголовок;
  • лид;
  • собственно текст;
  • подпись (Имя ФАМИЛИЯ);
  • телефон для оперативной связи с вами.
Подробнее – в Выпуске 3.

Пожелания к форматированию текста:

  • кегль (размер шрифта) установите не меньше 10 пунктов;
  • интерлиньяж (межстрочное расстояние) – полуторный (в Microsoft Word: Формат > Абзац > Интервал > Междустрочный > Полуторный);
  • применяйте одну из удобочитаемых гарнитур (тип шрифта): Times New Roman, Arial и т.п.
  • оставляйте достаточно большие поля: слева – 3 см, справа – 2 (в Microsoft Word: Файл > Параметры страницы > Поля > Левое, Правое);
  • цвет – черный, темный;
  • печатать только на одной стороне листа (впрочем, ваша заметка не должна занять больше машинописной страницы).

Стремитесь, чтобы сотруднику редакции не пришлось «ломать глаза», и чтобы удобно было вносить рукописные правки в текст.

А если принтер недоступен? Попробуйте найти пишущую машинку (хотя сегодня это непросто). В крайнем случае, напишите текст от руки. Имена собственные и названия – печатными буквами, поскольку в них чаще всего ошибаются при наборе. Но имейте в виду, в некоторых изданиях не рассматривают тексты, написанные от руки.

Сделайте копию вашего текста на дискете, диске или флэшке. Скорее всего, она не пригодиться – в редакциях есть наборщицы, но на всякий случай лучше иметь электронную версию текста с собой.

Шаг 3. Выберите издание.
В районных центрах, как правило, издаются следующие газеты:

  • одна муниципальная общественно-политическая газета;
  • одна-две частных («оппозиционных», деловых, «независимых» – определять себя они могут по-разному);
  • одна-две газеты бесплатных объявлений («Все для Вас», «Копейка» и проч.), в которых имеется новостной разворот.

Нам подойдет любая из них. Почитайте, подумайте, в каком издании вы предпочли бы напечататься, с каким из изданий вам хотелось бы сотрудничать постоянно.

Обращайте внимание на периодичность выхода газеты. В ежедневном издании ваша новость может появиться на следующий день, в еженедельнике – минимум, через 3-5 дней, в зависимости от срока сдачи (и качества вашего материала, конечно).

Есть еще несколько уровней, доступных начинающим:

  • областные газеты и журналы, которые выпускаются в областных (губернских) центрах;
  • региональные газеты, журналы, альманахи общественных объединений, религиозных организаций, просветительские и т. п.;
  • в Москве и некоторых городах-миллионниках выходят газеты городских округов – аналоги "районок";
  • заводские многотиражки.

Подойдет любое издание, которое печатается в типографии, т. е. не является самиздатом. Хотя, конечно, чем выше статус издания, тем больше «веса» будет иметь ваша публикация в глазах экзаменатора при поступлении.

Наконец, имеются уровни федеральных округов и собственно федеральный. В общероссийской газете начинающему автору напечататься практически невозможно. Единственное исключение – рубрика «Письма читателей». Шансы, впрочем, эфемерные.

Реальнее опубликоваться в общероссийских тематических журналах, если вы накопили опыт в какой-либо сфере жизни, например, в компьютерах, экстремальном спорте, разведении редких рыбок. Тогда вы попадаете в раздел «Новости из регионов» или – пишете сразу аналитическую статью строк на 400 :)

Тут мы вторгаемся на территорию фриланса (freelance) – способа заработка путем публикации своих статей в прессе. Этой интересной темы мы коснемся в одном из грядущих выпусков. Сегодня же я выполняю свое обещание помочь вам гарантированно получить ваши первые публикации для поступления на журфак. Как ни крути, легче всего этого достичь в районной газете.

Шаг 4. Идите в редакцию.
В каждом номере официально зарегистрированного издания есть «поминальник» – место, где указаны учредитель, главный редактор, телефоны, адрес редакции и проч.

Что ж, берите с собой газету с телефонами и идите в редакцию. Можете пригласить с собой приятеля или подругу для храбрости. Впрочем, знайте: редакция – гораздо более безопасное место, чем многие из тех, где тусуется молодежь.

Имейте при себе паспорт. Многие редакции арендуют площади в зданиях, где на входе сидят охранники. Вот тут вам и пригодятся телефоны. Охранник попросит вас позвонить в редакцию, и оттуда ему должны сказать: «Пропустить!»

Звоните в справочную редакции, или в отдел информации, или в соответствующий вашей теме отдел. Называете себя и произносите волшебную фразу: «У МЕНЯ ЗАМЕТКА О…» Мне трудно себе представить редакцию районной, да и областной тоже газеты, где отказались бы прочесть вашу новость. Если это все же случилось – разворачивайтесь и идите в другую газету. Эти еще будут кусать локти!

Если никакой охраны нет – тем проще. Любой человек в редакции вас сориентирует и направит в отдел, подходящий вам по теме (информации, спорта, культуры, молодежи, образования и проч.)

Может случиться, что по телефону или лично вы напоретесь на главного редактора. Прекрасно! Он (она) либо сам познакомится с вашим текстом, либо направит к одному из сотрудников. Правда, в крупных изданиях вряд ли вы войдете в контакт с Главным – это люди всегда очень занятые.

Шаг 5. Договоритесь об обратной связи.
Итак, вы находитесь в редакции и беседуете с завотделом или журналистом. Предположим, он (она) прочитывает вашу заметку и не отметает ее с порога, что, увы, возможно. Либо же он оставляет удовольствие ознакомиться с вашим текстом на потом. В любом случае ваша задача – договориться о крайнем сроке, когда заметка должна выйти в газете.

Строго говоря, этого не знает никто. Бывает, материалы «слетают» в последний момент, когда появляется что-то более важное. Напротив, иногда спешно ищут, чем бы подверстать полосу «горящего» номера.

Окончательное решение о размещении в газете материала принимает главный редактор. Поэтому с журналистом, который будет готовить ваш текст к публикации, вы должны договориться лишь о приблизительном, контрольном сроке. Полезно взять прямой редакционный номер журналиста, может, он вам даст и номер своего мобильного.

Если срок истек, а ваша заметка не появилась – звоните, интересуйтесь. Демонстрируйте воспитанность, «права не качайте» – редакция вам еще ничего не должна.

Если материал не выходит долго, ваше право забрать его и отнести в другую газету (предполагается, что текст не устарел).

Внимание: отдавать один и тот же материал в несколько изданий одновременно – авось, где-нибудь напечатают! – грубое нарушение журналистской этики, которое надолго закроет перед вами двери редакций.

Предположим, ваш материал «умер» на столе редактора. Отнеситесь философски. Надо было найти более любопытную новость или интереснее написать. Лучшее, что вы можете сделать для ускорения публикации – написать такую новость, которую редакция не сможет не опубликовать, причем под рубрикой «Срочно в номер!» :)

Когда редакции отвергают "первые блины" начинающих – это нормально. Не падайте духом, продолжайте писать. Первая же ваша общественно важная интересная новость будет в газете опубликована. Или я не знаю, для чего та газета.

В муниципальной районной газете «Вперед» (Сергиев Посад), где я работал в 1997-2002 годах, самые обычные старшеклассники регулярно писали новости, и они постоянно печатались. То есть написать «публикабельную» заметку по плечу практически любому грамотному человеку. Доказано на практике.

Шаг 6. Сохраните свою публикацию.
Вы узнаете о выходе вашей заметки, купив номер газеты или получив его по подписке. Последний вариант предпочтительнее. Во-первых, уж точно не пропустите свой материал, во-вторых, читая постоянно газету, вы познакомитесь с ее направлением, стилем, текстами других авторов, штанных и нештатных.

Если номер с заметкой вы прозевали, можете попросить в редакции – там всегда есть некий НЗ. Правда, злоупотреблять этим не стоит. Тому, кто постоянно «стреляет» сигаретки, раз дадут, другой дадут, а потом могут и послать. Так же и с газетами.

Вырезать надо не только публикацию – обязательно с вашей подписью! – но и шапку газеты (с датой!). Шапка наклеивается на лист плотной бумаги формата А4, ниже приклеивается сам материал. Если вырезка выступает за края листа-основы, она загибается внутрь.

Весной в редакции вы заверите ваши публикации подписями и печатью. Кроме того, журналист, с которым вы сотрудничали, напишет на вас характеристику. Это требования журфака МГУ.

Некоторые абитуриенты в столице архивируют свои публикации в двух, а то и трех экземплярах, поскольку собираются сдавать в одно время в разные вузы.

Прилагайте публикации к своим документам при поступлении на любой гуманитарный факультет любого вуза. Приемная комиссия при прочих равных условиях может предпочесть имеющего журналистский опыт.

Архивировать публикации я советую всем, даже тому, кто не собирается поступать. Однажды ваше журналистское портфолио сослужит вам хорошую службу при устройстве на работу.

Шаг 7. Получите гонорар.
Я замечал с удивлением, что некоторые начинающие авторы «стесняются» получать первый гонорар. Стесняться не надо. Я вам не скажу за все газеты, но там, где работа с финансами поставлена правильно, гонорары начисляются по истечении месяца всем нештатным авторам (по подписям под материалами), и только сам автор может получить свой гонорар.

Когда автор не приходит за гонораром, это мешает бухгалтерии в срок закрыть ведомость и добавляет ей работы.

Обычно издание имеет некий фиксированный фонд для нештатников, который делится между авторами пропорционально числу опубликованных строк. В районной газете Московской области за два-три коротких материала в месяц можно получить 50-250 рублей.

Серьезные деньги, измеряемые тысячами долларов за репортаж, получают стрингеры – независимые журналисты, пишущие и снимающие в горячих точках и продающие свои эксклюзивные материалы той редакции, что больше заплатит. Правда, они рискуют жизнью.

Вся остальная пишущая братия находится между этими полюсами.

Консультация

Вопрос:
Здравствуйте, Игорь Николаевич! Вот, совершенно случайно наткнулась на вашу рассылку, чему очень рада, т. к. советы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО полезные, написаны очень простым, доступным языком. За что хочу сказать СПАСИБО!

Я хочу поступить на журфак, сейчас учусь в 11 классе (гуманитарного профиля). Но меня, как и всякого выпускника, волнует вопрос: а правильно ли я выбрала будущую профессию? Одолевают сомнения, лезут лишние мысли в голову… Проблема в том, что я еще не начала печататься. Ну вот не могу и все… И даже место для меня есть в районке (в молодежной рубрике), и договорилась с ребятами, и все-все-все… Но, может, начать - самое трудное? Не знаю, как это все назвать – страхом или чем? Через полгода надо школу заканчивать, а у меня нет ни одной статьи… Еще год-два назад я могла с уверенностью сказать, что буду журналистом! Но не сейчас. А все окружающие твердо уверены, что мне дорога - в журналисты... Вообще, этим «болею» давно, даже разных книжек накупила для вузов, чтобы понять основы журналистского ремесла. И надо сказать, читала с удовольствием…
Надежда Иванова

Ответ:
Уважаемая Надежда, на мой взгляд, Вы сами прекрасно видите свою проблему, и она сугубо психологическая. Вам действительно нужно только начать – дальше само пойдет :). Возможно, сложнее всего Вам будет увидеть вокруг себя тему. В моей бывшей очной Школе юного журналиста как-то молодежь собирала информацию о бытовании мобильных телефонов в школах: как пользуются ими вместо шпаргалок, как педагоги карают за рингтоны на уроках (но у самих иногда звонит из сумочек), как малыши прячут свои мобильники, чтобы старшие не отняли...
Кстати, судя по свободному слогу и практически полному отсутвию ошибок в Вашем тексте (я лишь в паре-тройке мест добавил запятую да подсократил эмоциональные многоточия), у Вас неплохие данные к поступлению на журфак.


Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.shsd.journalist
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное