Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня


xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск 19 от 28 февраля 2006
xxxxx


Как найти тему?

Старшеклассники спрашивают меня: "О чем писать? Как найти тему?"

Бывает, этим вопросом мучается и профессиональный журналист. Правда, лишь в том случае, когда хочет найти действительно новую большую тему, на которой еще никто "не топтался". (Вообще-то редакционный конвейер ежедневно приносит множество новостей -- только успевай "освещать". Но это в основном "клаттер" -- предсказуемый поток.)

В нашем распоряжении три пути:

  1. Классический журналистский поиск темы.
  2. Мозговой штурм.
  3. Статистический поиск в Интернете.


Журналистский поиск

Американский учебник по журналистике советует примерно следующее.

Идите вдоль главной улицы своего городка. Заходите в магазины, фаст-фуды, библиотеки, на почту, заглядывайте на заправки. Везде представляйтесь как журналист, разговаривайте с людьми, спрашиваете, что новенького. И вы обязательно найдете новость, достойную печати, и не одну!

Превосходный совет! Для буквального повторения у нас из-за разницы в менталитетах, быть может, и не очень подходит. Но по сути именно так и действуют журналисты, когда ежедневно в поисках сюжетов обзванивают органы власти, службы жизнеобеспечения, учреждения и своих ньюсмейкеров.

В середине 90-х, когда я работал в сергиевопосадском районном отделе культуры, к нам ежемесячно наведывался корреспондент подмосковной газеты (кажется, "Народной газеты"), который выспрашивал наши новости. За день он обходил все профильные для него отделы администрации и без сомнения собирал хороший урожай новостей. Возможно, такие вояжи он совершал и в другие районы. Пример добросовестной журналистской работы! Замечу, человек был немолодой, старой школы.

Начинающим следует действовать так же. Что нового в параллельном классе? А в соседней школе? На "центровой" дискотеке появятся знакомые с другого конца города... А как успехи у спортивной команды младшего брата? И что за темы обсуждаются в форуме локальной сети?

Известный журнальный издатель современной России Леонид Бершидский требует от своих журналистов, чтобы в каждой статье, даже обзорной, обязательно был эксклюзив -- нечто такое, что добыто автором из первых рук и публикуется впервые.


Мозговой штурм

Мозговой штурм (мозговая атака ) -- проверенная вещь. Мы не раз с моими студентами применяли методику мозгового штурма в поиске свежих тем будущих публикаций. В моей практике мозговой штурм помогал генерировать идеи для Дня города и анимационных шоу.

Мозговой штурм -- универсальная креативная методика, которая позволяет быстро находить решения творческих задач, а также выход их кризисных ситуаций. Если коротко, мозговой штурм -- это свободный обмен идеями.

Методика многократно описана. В частности, детально это сделал американский телепромоутер Ли Хант в своей полезной книге "Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоушн" (русский перевод Михаила Спирова и Андрея Шейко).

По Ханту, для хорошего мозгового штурма требуется не меньше трех человек. И наоборот, если народу больше семи человек, процесс может стать несколько затруднительным.

Автор данной рассылки отваживался "штурмовать" с целым вузовским потоком и ничего, получалось, хотя в таких условиях реально работает лишь узкая группа наиболее креативных людей.

Впрочем, Ли Хант признает, что него получались очень занятные и продуктивные штурмы и вдвоем, и с участием четырнадцати человек. Нет никакой видимой связи между числом участников, количеством затраченного времени и продуктивностью мозгового штурма. Возможно, все дело только в количестве кофеина. :-)

Ли Хант: "Всегда нужно иметь под рукой много кофе, чая или газированной воды. Кофеин очень помогает вдохновению. И, если возможно, закажите пиццу. Не знаю, почему, но есть ощущение, что лучшие идеи всегда сопровождаются пиццей. Кроме того, обещание бесплатной еды обеспечивает посещаемость таких мероприятий. :-)

Мозговые штурмы обычно лучше всего удаются с утра (не совсем рано, а ближе к полудню). У нас есть правило. Мы ничего не штурмуем сразу после обеда, когда всех клонит ко сну, или после 4 часов дня -- к этому времени люди обычно слишком устали и вымотались".

Этапы и правила мозгового штурма следующие.

Прежде всего нужно ввести людей в проблематику, например, продемонстрировать оригинальные по теме публикации в различных изданиях. Участники штурма должны понимать, чего от них ждут. Эта прелюдия не нужна, если в штурме участвую вовлеченные люди, уже работающие над проблемой.

Надо выбрать секретаря. Он тоже может принимать участие в обсуждении и предлагать идеи, но его главная обязанность -- записывать все, что говорится. ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. Обычно лучший способ это делать -- писать на доске или на больших листах, висящих на стене так, чтобы все идеи были постоянно видны всем. (В практике автора рассылки выбирались сразу два секретаря -- чтобы не терять на запись время.)

Назначается продолжительность первого этапа -- как правило, 45 минут или час. Больше -- неэффективно, так как люди устают. Обычно лучшие идеи удается получить в течение первого часа.

Первый этап мозгового штурма -- генерация идей. На этом этапе не должно быть оценки идей. Никакая критика не допускается! Никаких комментариев с задних мест, никаких саркастических замечаний! Потому что, если высказываются негативные оценки, человек, чью идею осудили, замыкается, перестает говорить и предлагать другие идеи. Это правило трудно соблюдать, поскольку часто во время штурма всплывают откровенно идиотские идеи. Но необходимо постянно помнить, что в мозговом штурме глупых идей не бывает.

Допускаются и поощряются любые импровизации. Чем более дикой и вызывающей кажется идея, тем лучше. Важно отсутствие ограничений. Выполнима или невыполнима идея, не имеет значения, она может послужить толчком для другой идеи у другого участника. В этом состоит один из главных аспектов мозгового штурма -- участники "задевают" друг друга по касательной, одна идея рождает другие. Сочетание всех этих касательных обычно ведет к новым, интересным идеям.

Нам нужно на первом этапе не столько качество, сколько количество. Нам необходимо получить большой список идей. При мозговом штурме количество рождает качество. Нужно попытаться заполнить как можно больше листов. Важно, чтобы секретарь, заполнив очередную страницу, не перелистывал ее, а отрывал и приклеивал липкой лентой к доске, чтобы в любой момент времени все участники видели все записанные на бумаге идеи. Именно так и можно "перебрасываться" идеями.

Необходимо комбинировать идеи. Участники штурма должны постараться улучшить записанные идеи, развить их в лучшую сторону. Еще раз: никаких негативных идей об идее!

Все предложения должны быть записаны. Потому что если мы решим что-то не записывать, мы тем самым дадим оценку идее, то есть нарушим главное правило штурма.

Все участники мозгового штурма равны по положению. Генеральный директор или секретарша -- в ситуации мозгового штурма все равны. Никто не может "управлять" мозговым штурмом. Даже человек, который был его инициатором, организовал его и предложил временные границы. Единственно, инициатор должен взять на себя труд пресекать попытки критиковать идеи, которые (попытки) обязательно будут, особенно среди "штурмовиков"-новичков.

Далее возможны два сценария.

Либо тут же, не вставая с места, начинается второй этап мозгового штурма, когда из массива зафиксированных идей вырабатывается готовое творческое решение. Тут уже нужен авторитет с правом решающего голоса -- главный редактор, креативный директор, преподаватель.

Либо каждый участник штурма получает уменьшенную копию записей, вешает их на пару дней у себя на стену, чтобы подумать о них, дать им "побродить" у себя в голове. После чего свои новые предложения передает инициатору штурма.

Если штурмы в коллективе проводятся постоянно, иногда имеет смысл приглашать новых участников, вливать "свежую кровь". Полезно пригласить поучаствовать в штурме кого-нибудь из неконкурирующей компании, например, телевизионщика или радийца -- в редакцию газеты, а газетчика -- на телеканал или на радио. Коллеге будет интересно поразмышлять о чем-то, что находится за рамками его издания, о котором приходится думать 24 часа в сутки.

Пригласить на мозговой штурм стажера или курьера -- значит дать им шанс продемонстрировать свои способности, о которых, возможно вспомнят, когда в редакции появится журналистская вакансия.

Не стоит полагаться на диктофон или видеокамеру, разве что вам захочется уточнить что-то конкретное. Подряд и полностью никто не будет это слушать второй раз. Потому что все, что фикируется линейно (то есть без возможности выборочного доступа в любой момент), отнимает очень много времени в процессе ревизии. (Самая тоскливая часть работы журналиста -- расшифровка диктофонных записей!) С другой стороны, вручную все записывается настолько кратко, что может оказаться непонятным некоторое время спустя.

Ли Хант: "О стимулах во время штурма (помимо кофеина). Перед штурмом, который был организован для Lifetime, организаторы собрали массу женских журналов, простых и шикарных, вырезали из них картинки и развесили по стенам, чтобы можно было видеть, как журналы (от консервативных до ультрамодных) артикулируют женскую проблематику. Это помогло создать необходимое настроение. Так что наличие каких-то предметов, объектов может быть полезным.

Кто в конечном счете принимает решение? И какое? Обычно в любом деле есть небольшая команда людей, занимающихся конкретным проектом. Их задача -- вооружиться записями с мозгового штурма, собрать идеи, возникшие позже, и выбрать из этого массива все самородки. Иногда во время штурма появляется финишное решение, хотя чаще -- лишь возможные варианты. Задача команды -- превратить их в практические решения.

Хорошие решения не рождаются демократическим путем. В конечном счете нужен один человек -- провидец, лидер, который выберет окончательный вариант, пусть и неожиданный для большинства.

Применительно к редакции СМИ -- это главный редактор или завотделом, опытный человек, который в состянии оценить потенциал предоженных тем и дать соответствующие задания журналистам.


Статистическое исследование

Строго говоря, статистика Интернет-запросов в первую очередь говорит об интересах аудитории. Вместе с тем, просмотр статистики часто подсказывает темы, до которых журналист сам никогда бы не додумался.

Возьмем Масленицу, которую народ празднует на этой неделе. Что новенького можно о ней написать?

Идем в сервис "Яндекс-Директ" (могли бы воспользоваться каким-нибудь другим ведущим поисковиком -- статистика запросов открыта), переходим по ссылке "Подбор слов", набираем в окне слово "масленица" (без кавычек). Получаем ранжированный список наиболее частых запросов с этим словом за текущий месяц.

Обнаруживаем, что людей интересуют сценарии праздника (3472 запроса на 17 часов 28 февраля, когда я пишу это текст -- и это не считая схожих запросов, сформулированных по-иному), масленичные игры, частушки, история Масленицы (больше 500 запросов). Впрочем, все это предсказуемо.

Но вот и новые, на мой взгляд, темы:

  • масленичные открытки (что, народ уже поздравляет с Масленицей открытками?);
  • школьное сочинение на тему Масленицы (в каком учебном курсе? инициатива педагога или включено в программу?);
  • Масленица и... стерва. Из 65073 пользователей, искавших по запросу "масленица", 13703 -- пятая часть! -- искали также по запросу "стерва". Ну да, кличут Масленицу стервой. Но, может, тут еще какая-то связь? Поле для целого психолого-журналистского расследования или рассуждения!

О статистике интересов, которые питают авторы крупнейшего в мире блога "Живой Журнал" мне уже приходилось писать. Сейчас "ЖЖ" подает результаты в виде "облака" разновеликих слов -- чем крупнее слово, тем больше интерес к теме.

Любопытно, что среди самых популярных появились русскоязычне запросы. Их четыре: музыка, психология (!), секс, кино. Вот о чем надо писать (снимать, вещать), и будет вам аудитория!

Конечно, непосредственно в списке массовых запросов неожиданную тему не найдешь, но, обнаружив интересных авторов и почитав их блоги, -- думаю, наверняка.

Следует заметить, что новую форму подачи статистики в виде слов разной величины первыми (кажется) начали использовать создатели сайта http://newzingo.com Каждое слово в "облаке тэгов" является ссылкой и приводит на страничку, где выложены заголовки новостей, связанных с данным тегом. Система локализована для Северной Америки, частично Великобритании и Западной Европы, но нет сомнения, скоро появится и русскоязычный сервис подобного рода.



Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


В избранное