Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня >> Я - блоггер


xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск #26 от 31 августа 2007
xxxxx


Я - блоггер


Здравствуйте, уважаемый читатель рассылки!

Среди вопросов творческого конкурса утвердилась формулировка: "Расскажите о новых и традиционных электронных СМИ..."

Экзаменаторы на творческом конкурсе полюбили блоги. Точнее, с готовностью выслушивают разглагольствования поступающих о "народной журналистике". По словам абитуриентов, года три назад не все профессора врубались в тему.

Лучший способ подготовиться - завести блог (если кто-то ещё не завёл :-)).


Зачем будущему журналисту блог?

Блог - это мгновенная публикация написанного. Вы - автор, редактор и издатель в одном лице.

Пиша в блог по-журналистски правильно, вы набьёте руку. Следуя правилам, приведённым ниже, вы просто не сможете писать совсем плохо.

Ценны комменты читателей, могущих подсказать повороты темы, дать интересные ссылки, указать на ошибки, раскритиковать в конце концов, что также полезно.

Интернет-дневник сродни периодическому изданию - едва ли не каждый день нужно "бросать уголь в топку", иначе проект хиреет. Вот и проверьте, способны ли вы к работе на редакционном конвейере!

Дневник - удобная мастерская, в которой на основе постов и комментов легко выпекать полноценные публикации для нормальной печати. Те самые публикации, что вы представите на творческий конкурс. Согласно опросам, пятая часть блоггеров ведёт дневники, чтобы поддерживать экспертный уровень в своей профессиональной области.

Наконец, большинство расценивает блог как площадку для самовыражения и общения. Ведение блога для многих не рутина, а любимое хобби. Может, и вас это захватит?

Наши рекомендации основаны на известной статье Якоба Нильсена "Юзабилити богов: 10 самых грубых ошибок" и на всём нашем курсе "Поступить на журфак..."


Давайте информацию

Отвечайте в посте на вопросы: Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? Выстраивайте текст "превёрнутой пирамидой". Будьте как журналист, будьте журналистом.

Предвидим возражение: а как же игра мысли, строки о сокровенном, драгоценная личность автора, которыми так привлекают лучшие дневники? Что ж, эссе - законный жанр журналистики, правда, самый сложный. Лишь литературно одарённые блоггеры получили известность благодаря своему стилю. Вы из их числа? Флаг в руки! Только имете в виду: эссе вам трудно будет опубликовать в бумажной информационной прессе.


Давайте постам содержательные заголовки

Из заголовка должно быть ясно, о чём текст. Лексика заголовка много "весит" при ранжировании страницы в поисковиках. Информативно озаглавленный текст, как правило, займёт в выдаче более высокое место, чем текст, озаглавленный метафорически.

Пользователи в выдаче поисковика или в RSS-ленте видят только заголовок и кусочек первого абзаца - лида. Прочитывают же они, как показал Якоб Нильсен, лишь первые три-четыре слова. После чего принимают решение, переходить ли к вашему тексту.

Нильсен приводит примеры хороших и плохих заголовков. Вот примеры плохих:

  • Чего вы хотите?
  • Эй, детишки! Весёлые картинки!
  • Жертвы оставлены в беде

Вот примеры хороших заголовков:

  • Фотографии с выставки Tokyo Motor Show 2005
  • Компания Office Depot заплатит в казну США 4.75 млн. долларов в качестве штрафа за неверно уплаченные налоги. (Заголовок слишком длинный, но даже если вы прочтёте первые несколько слов, вы поймете, о чём идет речь.)
  • Фургоны с мороженым станут рекламировать Церковь

Последний заголовок сработает на веблоге, посвященном вопросам Церкви. Если же вы пишите в веблоге для мороженщиков, начните заголовок со слова "церковь", так как это наиболее информационно насыщенное слово в контексте новостей о мороженом всех времен и народов. :-)

В общем, никаких хлёстких заголовков-"крючков"! Блесните красным словцом где-нибудь в теле текста.


Публикуйте в блоге интервью, репортажи, обзоры

Используйте всё богатство жанров прессы. Вдруг вы прирождённый интервьюер? Или репортёр от бога? Собственно, в блогах много репортажей и зарисовок, то есть рассказов очевидцев о случившемся. Читаются они всегда с интересом.

С обзоров и вовсе началась блогосфера. Ссылки на раскопанные в сети интересные ресурсы - что это, если не обзор? К публикации в офф-лайне обзоры следует предлагать не в голом виде, а прокомментировав от себя.

Примечательно, что Журналистом года (2006) в "Живом Журнале" назван обозреватель интернета labazov.

Многие самые известые блоггеры сделали себе имя на аналитике. Блог чрезвычайно удобен для публикации анализа текущих событий и процессов. Закавыка в том, что начинающий ещё не имеет знаний, опыта, кругозора, чтобы адекватно анализировать. Так что с этим будьте осторожнее. Начинающим доступны аналитические жанры: обзор, опрос, рейтинг.


Придерживайтесь одной темы

Фокусировка блога на одной теме необходима по двум причинам. Во-первых, вы получите более ценную аудиторию - специалистов, фанатов, которым в этом случае не придётся рыться в разношёрстных постах, чтобы найти нужное. (Да они они и не станут этого делать - уйдут туда, где всё по делу.) Во-вторых, тематически сфокусированные сайты лучше ранжируются поисковами машинами.

Пишите о том, что вы лучше знаете и что возбуждает в вас энтузиазм. Найдите свою нишу.

Не в силах бросить ни одну из тем, что вас занимают? Заведите несколько блогов, которые можно связать ссылками.


Изучайте интересы аудитории

Мониторьте блоги по вашей теме. Просматривайте рейтинги наиболее популярных постов. Быть может, и вам найдётся что сказать по животрепещущей теме.

Задайтесь вопросом: "Зачем кому-то читать мой блог?"


Проверяйте и ссылайтесь

Проверяйте информацию перед публикацией - от этого зависит ваша репутация. Согласовывайте текст интервью с собеседником, проверяйте термины, имена собственные и даты, проверяйте орфографию. Словом, будьте точными.

Ссылки должны говорить, куда они ведут. Не пишите подробнее, а пишите закадровый текст. Не пишите здесь, а пишите фото в прессе. "Жизнь слишком коротка, чтобы щёлкать по ссылке, неизвестно куда ведущей" (Якоб Нильсен). Кроме того, текст ссылки учитывается поисковиками при формировании рейтинга страницы.


Пишите просто, избегайте фривольностей

Используйте простые короткие предложения. Оставляйте только самые необходимые прилагательные и наречия. Будьте краткими и ясными.

Не пишите ничего такого, чего в будущем вы могли бы устыдиться. Запись в блоге - публичный документ, а слово - не воробей.

Нильсен считает, что скоро появятся сервисы, которые по запросу вашего работодателя легко найдут всё, что вы когда-либо опубликовали в сети, отборную брань, например. "Если вы не хотите, чтобы вас босс прочитал это когда-нибудь, не публикуйте".


Используйте ключевые слова

Успешный блоггер пишет о том, о чём люди хотят читать. О желаниях читателей мы можем догадаться по запросам, которые они делают в поисковиках. Словом, найдите ключевые слова для вашей темы, используйте их в названии блога, в заголовках и в тексте.


Используйте изображения

Фотографии, рисунки, пиктограммы разнообразят монотонный кирпич текста. Вставляйте их в свои посты (не забывая о весе страницы).


Форматируйте посты для чтения с монитора компьютера

Конечно, программисты уже задали некоторый формат вашего блога. Но разбивать абзацы пробелами, акцентировать слова полужирным или курсивом, применять цвет, использовать иные приёмы оформления текста для веб, повышающие привлекательность дневника - это в вашей власти.

Помогают читать с экрана подзаголовки, списки перечислений.


Ставьте прямые ссылки на лучшие ваши посты

Календарь - не единственное средство навигации по дневнику. Пусть посетитель любой страницы блога, - прежде всего, главной, - получит возможность сразу перейти к материалам, которые вы считает наиболее удачными.

В новых постах ставьте ссылки на предыдущие ваши материалы. Не все читают ваш блог с первого выпуска.


Пишите в блог регулярно

Оправдывайте ожидания. Читатели должны хотя бы догадываться о периодичности обновления дневника. Регулярно обновляемые страницы чаще индексируют поисковки.

Установите график публикаций и придерживайтесь его. "Чтобы выдержать график публикаций, накапливайте свои идеи в редакторской папке и выдавайте их, когда вас покинет вдохновение" (Якоб Нильсен).


Общайтесь с читателями

Если пользователь видит, что на другом конце сетки живой человек, он обязательно вернётся. Овечайте на вопросы, благодарите, принимайте во внимание комментарии и отзывы. Стимулируйте самовыражение читателей.

Добавляйте читателей в друзья, вступайте в сообщества или создайте своё.

Не относитесь к себе слишком серьёзно. Ведение блога - это не расчёт на устойчивость башни "Федерация".


Не засиживайтесь на сервисе бесплатных блогов

Нильсен категоричен: блог сразу следует открывать на платном сервисе (около $8 в год), где вы - полноправный хозяин ресурса.

Мы не будем столь строги. Попробовать можно и на бесплатных и популярных livejournal.com, liveinternet.ru и проч. Но как только вы почувствовали, что ведение дневника - это ваше, переходите на уникальный домен.

Ваш блог обрастает внешними ссылками, попадает в выдачу поисковиков. Всё это идёт коту под хвост, когда вы переходите на собственный домен. (На самом деле, к счастью, не совсем так: на каждой странице старого блога вы поставите ссылку на новый.)


Не прячьтесь за псевдонимом

В блоге, который вы планируете использовать как инструмент для поступления, пишите под собственным именем. Дайте своё фото, расскажите о себе. К автору, не скрывающему лицо, больше доверия. Не исключено, вы с гордостью сможете сослаться на свой блог прямо в ходе творческого конкурса.

"Я - блоггер", - скажете вы экзаменатору. Это лучше, чем быть никем.


Дистанционно ваш,
Игорь Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


В избранное