Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня >> 'Интернет-технологии для журналиста'




Интернет-технологии для журналиста


Игорь Борисов
31 марта 2010
Выпуск № 30
Все выпуски рассылки
«Поступить на журфак...»


Журналисты делают три вещи:

  1. Собирают информацию
  2. Обрабатывают информацию
  3. Распространяют информацию
Интернет сильно изменил то, как журналисты работают над пунктами «1» и «3» этого списка, и не затронул по существу пункт «2».


Интернет-технологии сбора информации



Twitter


Пожалуй, самый модный сегодня инструмент журналиста. Открыть эккаунт в Twitter очень просто.

Зачем формируется список тех, чьи твиты (короткие сообщения) журналист хотел бы читать.
Этому помогают поисковые возможности самого Twitter:
  1. Вкладка Find People (Найди Людей)
  2. Поиск по ключевым словам в «Твиттере» – тут всё, как везде.
  3. Продвинутый поиск в Twitter с географическим таргетингом. Региональный журналист во всемирном «Твиттере» может читать новости исключительно о своём городке.
  4. Поиск по хэштегам (тематическим тегам). Просто вбиваем в окно поиска наше #keyword (на английском языке! значок # обязателен!)
Новичок бывает обескуражен лавиной бессодержательных твитов на разных языках. Это нормально. По статистике, больше половины твитов – пустое «бла-бла». Но мы-то с вами журналисты! (Или хотим ими стать.)

Наши действия:
  1. Находим в потоке сообщений мало-мальски ценное. Читаем ленту твитов автора.
  2. Смотрим, кого он зафолловил, то есть кого читает сам... И кого читает тот, кого читает наш первый автор…
  3. Просматриваем lists («списки») серьёзных твиттерян. Там уже отфильтрованные блоггеры.
  4. Ищем через Find People твиттеры зубров – «Ведомостей», «Коммерсанта», BBC Russia и других. Или находим на их сайтах кнопку Follow us on Twitter. Если начать с твиттеров проверенных информаторов – лента сразу получится качественная.
Ну, или можно присмотреться к list'у, озаглавленному news, в моём твиттере.

Процесс ограничен только временем, которое мы можем ему посвятить.

Безжалостно «анфолловим» – выбрасываем из свой ленты – тех, кто нас разочаровал. Включаем самых ценных информаторов в собственные lists по узким темам...

И скоро имеем доброкачественную ленту, которая станет держать нас в курсе интересных нам новостей и мнений!

Всё изложенное выше – это работа с «Твиттером» вручную, которая гарантирует качество и помогает воспринять дух «Твиттера» но, по правде говоря, напоминает черпание из моря ложкой.

Для широкозахватного слежения за интернетом существует масса автоматизированных сервисов. Ограничусь ссылкой Twitter для начинающих. Там всё, что нужно для начала.


RSS


Говоря о сборе информации, невозможно не упомянуть агрегаторы новостей или RSS.

Получив задание, журналист:
  1. Определяет ключевые слова по теме
  2. Открывает RSS-поток с этими ключевыми словами
Я пользуюсь простым в обращении RSS-агрегатором Lenta от «Яндекса», а также Google Reader, в котором больше возможностей для управления сообщениями.

Таким образом журналист формирует собственную ленту новостей отовсюду, но на строго интересующую его тему.

Лента готова к прочтению через мгновение после финального удара по клавише Enter. Лент можно открыть много – по ленте на тему.

Каждую ленту не только можно, но и нужно редактировать:
  1. Добавлять ключевые слова
  2. Убирать слова, дающие много информационного шума
  3. Добавлять адреса качественных RSS-фидов (RSS-источников). Как правило, это фиды содержательных сайтов и блогов, которые журналист находит в своей ленте.
Разумеется, фид сайта можно добавить в ленту непосредственно с сайта (все нормальные сайты имеют RSS)


Поиск по блогам


Поиск по блогам позволяет:
  1. Следить за изменчивыми интересами аудитории
  2. Находить интересные факты по теме
  3. Находить любопытные мнения
  4. Находить талантливых нештатных авторов
Итак, самое популярное и обсуждаемое в интернете – в поиске по блогам «Яндекса» и поиске по блогам Google.


Мощное оружие журналиста – WebMii


Бывает, нам нужно узнать как можно больше об определённом человеке. Почти всё о каждом в Сети знает WebMii.

Правда, сервис пока не понимает кириллицу. Однако, если чьё-то имя присутствует в интернете на латинице, скорее всего, WebMii найдёт человека очень быстро – быстрее традиционных поисковиков – причём, вместе с его фото, видео, контактами, ссылками…


Обработка информации: можно без интернет-технологий


Когда информация собрана, начинается творческая работа журналиста над текстом или монтажём сюжета.

Прежде всего, журналист проверяет и перепроверяет информацию из блогов. Ведь информация в «Твиттере» – это всё равно что разговор в автобусе или в пивной. «Твиттер» – это «сарафанное радио» со всеми его плюсами и минусами.

Далее, журналист:
  1. Анализирует материал
  2. Отделяет главное от второстепенного
  3. Связывает между собой разнородные факты
  4. Формулирует причины событий
  5. Выстраивает структуру статьи/сюжета
  6. Придаёт материалу форму, шлифует стиль…
Ясно, что в этом роботы нам не помощники. И это ответ энтузиастам «народной журналистики», которые полагают, что блоги «убьют» профессиональные СМИ. Плохие СМИ – может быть, а профессиональные – нет.

Интернет на этапе творческой работы нужен нам как справочник: найти синоним, перевести фрагмент текста с иностранного языка, подобрать афоризм или цитату и проч.


Интернет-технологии распространения информации


Почти каждый журналистский материал сегодня публикуется в нескольких форматах. Помимо статьи в бумажной прессе или сюжета в эфире, это:
  1. Тексты, фото и видео на сайте с функцией комментирования
  2. Аудио- или видео-подкаст с возможностью закачки на мобильный телефон
Своё радио запустила газета «Коммерсантъ» (точнее, Издательский Дом).

Некоторые СМИ, например, газета F5, строят социальную сеть на своём сайте. Это создаёт ценнейший капитал – лояльную аудиторию издания.

Хотя тиражи сокращаются, хорошая публикация теперь живёт дольше. К тексту на сайте или ролику на Youtube обращаются годами. (Правда, денег это не приносит, помимо рекламных крох.)

В интернете удобно раскручивать публикации. Фрагмент материала, фото или видео, размещённые в Facebook и/или «ВКонтакте», способны заметно расширить аудиторию.

Эффектный инструмент – анонсы предстоящих публикаций в Twitter. Журналист взял интересное интервью и сразу же сообщает своим фолловерам, мол, читайте меня завтра, будет любопытно. Это похоже на трейлер, который появляется загодя и разжигает интерес к фильму.

Не о смерти прессы надо стенать, а говорить, какая интересная начинается жизнь с интернет-технологиями!


Все выпуски рассылки «Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня»








В избранное