Время, в которое мы живем, — эпоха перемен. Наше
общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но
исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни
это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от
административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека —
превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной
деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном
укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Подобную ситуацию американцы, привыкшие к резким
поворотам судьбы, к конкуренции, определяют словом «вызов» (challeng). По их
понятию, каждый вызов таит в себе для личности, организации, страны как
возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни
нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым
знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как
показывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента.
С легкой руки американцев это английское слово стало
известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном
понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя
труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски
«управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых
разнообразных организациях.
Менеджмент — это также область человеческого знания,
помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от
менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто
осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно
осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта
превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а
социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.
Растущая роль этой общественной силы заставила
заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют
корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным,
научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. «Дженерал
Моторс», например, неизменно присутствует в первой дюжине самых крупных
экономических субъектов мира (включая как государства — США, Японию, СССР и др.,
так и корпорации).
Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень
экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства,
многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные,
распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит,
решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять
судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Однако роль менеджеров не ограничивается их
присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных
структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый
бизнес. По количеству — это более 95% всех фирм, по значению — это наибольшая
приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон
технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения — это
еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе — значит выжить, устоять, вырасти.
Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.