Новости: Результаты онлайн опроса: "Опрос в общественном мнении"

Рекомендуем подписаться:

  Все выпуски  

Метафоры


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 

МЕТАФОРЫ

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 18

 

Питер М. Сенге "НЕДЕЛИМОЕ ЦЕЛОЕ"

ПРИТЧИ О БУДДЕ

Ссылка: "ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ" Д. Корнфилд

 

 

МИРА, ЛЮБВИ И МУДРОСТИ ВСЕМ НАМ!

 

 

Питер М. Сенге "НЕДЕЛИМОЕ ЦЕЛОЕ"

 

 

Когда-то я мечтал стать астронавтом. Я даже начал изучать в колледже астронавтику и аэронавтику. Но потом "попался на крючок" системного мышления, и направление моей карьеры изменилось.
Но я до сих пор пребываю под обаянием космических программ и живо помню свое восхищение первыми снимками Земли, полученными с кораблей "Аполлон". Поэтому легко себе представить, как меня обрадовала возможность познакомиться с астронавтом Расти Швейкартом, который несколько лет назад был участником одной из наших программ развития лидерских качеств.

От него я узнал, что многим астронавтам по возвращении на Землю бывает трудно найти слова для описания того, что они чувствовали, пролетая высоко над родной планетой. Сам Расти промучился пять лет (он участвовал в марте 1969 г. в испытании лунного модуля на корабле "Аполлон-9"), прежде чем нашел нужные слова. Летом 1974 г. Швейкарта пригласили выступить на собрании общества "планетарной культуры" на Лонг-Айленде. Готовясь к выступлению, он осознал, что не может рассказывать о своем опыте как о чем-то личном. Швейкарт вдруг понял, что он и все другие астронавты представляли собой "расширение органов чувств всего человеческого рода. Да, это не только мои, но и одновременно наши общие глаза и наши общие переживания. Мы первыми поднялись в космос и оттуда посмотрели на Землю, но от лица всего человечества. Поэтому долгом тех немногих, кто пережил это лично, стало поделиться новым опытом с остальными".

Он решил просто рассказать людям о своих впечатлениях, но так образно, как если бы каждый слушатель сам побывал на орбите.

 

"На то, чтобы облететь Землю, нужно полтора часа. Обычно все просыпаются утром. И орбита такова, что обычно ты просыпаешься над Средиземноморьем, над Северной Африкой. Ты завтракаешь и смотришь в иллюминатор, и там внизу ты видишь Средиземное море, Грецию, Рим, Северную Африку, Синай и все это пространство. И стоит однажды все это увидеть, как ты понимаешь, что здесь начиналась культура человечества, что под тобой колыбель цивилизации. И ты начинаешь думать о том, что происходило в этих краях на протяжении тысячелетий.

Потом Северная Африка уплывает, и появляется Индийский океан, а затем выходит и отодвигается назад великий полуостров Индостан. Остается сбоку Цейлон, проплывают внизу Бирма, Юго-Восточная Азия, Филиппины, и открывается чудовищное пространство Тихого океана -- невозможно представить себе, насколько он громаден. Наконец, внизу открывается берег Калифорнии и все эти милые сердцу места -- Лос-Анджелес, и Феникс, и Эл Пасо, а затем и Хьюстон; это уже твой дом, и ты знаешь, что там внизу космический центр. И ты чувствуешь, что они видят тебя, что ты связан с ними.

А потом ты пересекаешь Новый Орлеан, видишь южные штаты и весь полуостров Флорида. Ты облетаешь Землю сотни раз и постоянно восхищаешься ее дружелюбием. И опять полет над Атлантическим океаном, и вновь под тобой Северная Африка...И ты все время чувствуешь свое единство -- с Хьюстоном, с Лос-Анджелесом, Фениксом и Новым Орлеаном. И однажды ты осознаешь, что чувствуешь свое родство с Северной Африкой. Ты ждешь ее появления. И вот она опять под тобой. Твое чувство принадлежности Земле начинает смещаться. Облетая планету за полтора часа, ты понимаешь, что все это внизу -- твое, родное. И это многое изменяет.

Ты смотришь вниз и даже не представляешь, как много границ и барьеров пересекаешь вновь и вновь, не замечая их. Ты смотришь на Средиземноморье и знаешь, что там сотни людей постоянно убивают друг друга, а ты даже не в силах разглядеть те воображаемые границы, которые они пытаются защитить. Сверху Земля едина, и она так прекрасна. Хочется взять врагов за руки и сказать им: "Взгляните на все это сверху. Только раз взгляните. Что может быть важнее?".

А чуть позже твой друг, один из твоих соседей, с которым тебе приходилось сиживать рядом за столом, улетает на Луну. И теперь он смотрит назад и замечает, что Земля -- это не что-то громадное, где можно видеть множество прекрасных подробностей, а нечто совсем небольшое. И тут тебя поражает резкий контраст между смешением ярко-голубого и белого, как на рождественской елке (это наша Земля), и черным небом бескрайнего Космоса.

Поразителен контраст между малым размером Земли и ее важностью для всех нас. Она столь мала и уязвима, эта крошечная точка в бескрайнем Космосе, что ее можно закрыть пальцем. Но эта маленькая бело-голубая планета и есть все, что для тебя драгоценно. На ней вся история и музыка, искусство и поэзия, войны и смерть, рождения и любовь. Там -- слезы, радость, игры, там все, ради чего ты живешь...

И ты начинаешь понимать, что эта перспектива... полностью изменила тебя, что ты стал иным. Все отношения стали иными. Выдаются свободные минуты, когда выходит из строя наблюдающая аппаратура, и тут приходят воспоминания о прошлом, когда ты еще не летал над Землей. Появляется возможность подумать обо всем. И ты вспоминаешь, как тебя впервые изумляла панорама Земли перед глазами. Теперь ты не зритель, любующийся из окошка дивными видами внизу. Теперь ты переплываешь пространство, как золотая рыбка -- море, и никаких границ не существует. Нет границ, нет пределов, и нет препятствий".

Плавая над землей, Расти Швейкарт открыл для себя первые принципы системного мышления. Но сделал он это так, как мало кому удается, -- не на интеллектуальном или сознательном уровне, а на уровне прямого переживания. Земля, как и каждый из нас, -- это неделимое целое. Природа (а мы лишь часть ее), не состоит из отдельных частей. Это целое, составленное из других целостей. Все границы, включая государственные, произвольны. Мы изобретаем их и потом не чаем, как выбраться из этой ловушки."

Но история на этом не окончилась. Астронавт испытывал все новые прозрения, и его взгляды менялись. Он оставил свой пост в Энергетическом управлении Калифорнии и начал активно участвовать в совместных проектах с советскими космонавтами. Он знакомился с опытом других посланцев Земли. Поле его деятельности постепенно изменялось и расширялось в соответствии с этим новым духовным опытом.

Особенное впечатление на него произвела гипотеза о "Гее", в соответствии с которой биосфера, т.е. вся земная жизнь, сама по себе является единым живым организмом. Эта идея, хорошо известная многим традиционным культурам, в частности американским индейцам, "затронула во мне какую-то глубокую струну", рассказывал Расти:

"Впервые я получил возможность с позиций ученого говорить о моем опыте пребывания в Космосе, для чего раньше я просто не мог подыскать слов. Я не сумел бы описать чувства и ощущения, возникшие у меня при виде Земли из Космоса. Я чувствовал, что она вся живая, вся, со всем, что на ней и в ней".Уже к концу наших занятий кто-то неожиданно задал ему вопрос:"Расти, расскажи, на что это было похоже?". Он глубоко задумался. А потом сказал только одну фразу: "Это как видеть ребенка, который вот-вот должен родиться".

Возникает что-то новое. И оно связано со всем существующим, оно связано с целым.

 

Источник: Сенге П. "Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации" - М.:ЗАО "Олимп-Бизнес", 1999.

 

 

ПРИТЧИ О БУДДЕ

 

Каждому свое


Будда остановился в одной деревне и толпа привела к нему слепого. Один человек из толпы обратился к Будде:
Мы привели к тебе этого слепого потому, что он не верит в существование света. Он доказывает всем, что света не существует. У него острый интеллект и логический ум. Все мы знаем, что свет есть, но не можем убедить его в этом. Наоборот, его аргументы настолько сильны, что некоторые из нас уже начали сомневаться.
Он говорит: "Если свет существует, дайте мне потрогать его, я узнаю вещи через осязание. Или дайте мне попробовать его на вкус, или понюхать. По крайней мере, вы можете ударить по нему, как вы бьете в барабан, тогда я услышу, как он звучит". Мы устали от этого человека, помогите нам убедить его в том, что свет существует".
Будда сказал:
- Слепой прав. Для него свет не существует. Почему он должен верить в него? Истина в том, что его нужно отвести к врачу, а не убеждать.
Будда позвал своего личного врача, который всегда сопровождал его. Слепой спросил:
- А как же спор?
И Будда ответил:
- Подожди немного, пусть врач осмотрит твои глаза.
Врач осмотрел его глаза и сказал:
- Ничего особенного. Понадобится самое большее пол года, чтобы вылечить его.
Будда попросил врача:
- Оставайся в этой деревне до тех пор, пока не вылечишь этого человека. Когда он увидит свет, приведи его ко мне.
Через пол года бывший слепой пришел со слезами радости на глазах, танцуя.
И Будда сказал:
- Теперь можно поспорить. Раньше мы жили в разных измерениях и спор был невозможен.


Просто идите своим путем


Один из учеников спросил Будду:
- Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
- Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?
Ученик сказал:
- Что я буду делать Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
- Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Путь это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.


Рука Будды


Один ученик попросил Будду:
- Вырази кратко, с чем сравнимо твое учение?
Будда ответил:

- Смотри на этот лес. Как он открыт! Ничего не спрятано. Я также открыт, как этот лес.
Он показал кулак и сказал:
- Сейчас мой кулак закрыт, ты не можешь увидеть листья, которые в нем.
Потом Будда открыл свою руку, листья упали, и он сказал:
- Но рука Будды не похожа на кулак, она открыта, и если ты что-то не понимаешь, то причина - в тебе.


Пробудись!


Когда Будда стал просветленным, он воскликнул:
- Это невероятно! Значит я с самого начала был просветленным, а все эти цепи и оковы были лишь сном!
В последствии, когда люди спрашивали его: "Что нам делать, чтобы избавиться от пороков?", Будда неизменно отвечал: " Будьте сознающими, внесите в свою жизнь осознанность".
Слушая его, Анада, один из его учеников, спросил:
- Люди приходят к тебе с разными проблемами, а у тебя на все "недуги" один рецепт. Например, один человек спрашивает: "Как избавиться от гнева?", ты ему отвечаешь: "Будь осознанным!". Другой спрашивает : "Как избавиться от жадности?", ты ему отвечаешь: "Будь осознанным!", третий спрашивает: "Как избавиться от обжорства?", ему ты тоже советуешь: "проявляй осознанность". Как это понять?
Будда ответил:
- Их недуги отличаются друг от друга, как отличаются сны, которые сняться разным людям. Но если они все придут ко мне и спросят, я скажу им: "Начните осознавать! Пробудитесь!"


Что посеешь, то и пожнешь


Гаутама Будда проходил мимо одной деревни, в ней жили противники буддистов.
Жители выскочили из домов, окружили его и начали оскорблять. Ученики Будды начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. А то, что он сказал, привело в замешательство и жителей деревни и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
- Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Почему вы сердитесь? Почему у вас такая реакция? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависите от них. Разве вы не свободны?
Люди из деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены. В наступившей тишине Будда обратился к ним:
- Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни сказали:
- Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас?
Будда ответил:
- Вы свободные люди, и то, что вы сделали - ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния.
И я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: "спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу". А теперь я спрашиваю вас:
- Что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад?

Один человек из толпы сказал:
- Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
- Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.


"Притчи. Ведический поток" - РИ "Таврия", 1999-416с.
http://www.nnov.rfnet.ru:8100/ek/dzen.html

 

ССЫЛКА

"Путь с сердцем" - Джек Корнфилд:

ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

 

Зрелая духовность основана не на поисках совершенства, воображаемой чистоты. Она основана на способности отпускать и любить с открытым сердцем то, что реально существует. Сердце, лишенное идеалов, обращает страдания и несовершенство, с которыми сталкивается, в путь сострадания. При такой неидеалистической практике божественное может сиять даже сквозь невежество и страх, побуждая нас удивляться тайне всего этого. Мы не осуждаем и не обвиняем, так как ищем совершенство не в мире, а в своей любви ко всему на Земле.
Томас Мертон увидел это так:
«И внезапно я увидел тайную красоту их сердец. Ту глубину, куда не проникают ни грех. ни желание. Я увидел человека, который один перед глазами Бога. Если бы они только могли видеть себя такими, каковы на самом деле. Если бы мы только могли посмотреть друг на друга таким образом, то исчезли бы причины для войн, ненависти, жестокости... Я боюсь, что нескоро мы начнем поклоняться друг другу"...

От нас требуется прикасаться с благодарностью к тем частям нас, которые мы отрицаем, отрезаем и изолируем. Духовная зрелость — это отражение нашей глубокой благодарности и способности прощать...

Духовная зрелость подразумевает понимание того, что процесс пробуждения проходит много циклов. Истинное терпение бескорыстно, оно не ждет завершения. Терпение позволяет нам открыться тому, что вне времени. Пробуждение — это не вопрос недель, лет и даже жизней. Это терпеливое и любовное раскрытие тайне прямо сейчас...

Обыкновенность — это простое присутствие в настоящем моменте, благодаря чему тайна проявляет себя. Хотя мы и ценим способность сознания создавать бесконечное разнообразие форм, обыкновенность интересуется только тем, что здесь и сейчас: обыкновенной тайной дыхания и ходьбы, деревьев на нашей улице и любви к близкому человеку. Обыкновенность духовной жизни исходит из сердца, которое научилось доверять, из благодарносги за дар человеческой жизни...

 

Полный текст статьи >>>

http://www.nnov.rfnet.ru:8100/ek/zrel.html


Елена Шугалей elena@humans.ru

 

Клуб "ЧеловекИ" http://www.humans.ru/

приглашает к сотрудничеству дизайнеров и программистов!

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное