Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 866

от 18.02.2017 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

19 февраля выходит в свет рассылка с 886-м выпуском Ворчалок об Истории:

Луций Корнелий Сулла: попытка портрета диктатора. Часть XVIII. Проскрипции Суллы в Италии и провинциях



Уильям Конгрив и его окружение. Часть II



Элизабет Барри_2

Известный актёр Томас Беттертон (1635-1710), игравший вместе с ней, утверждал:
"Её актёрское мастерство приносило успех пьесам, способным вызвать отвращение у самого снисходительного читателя".
Элизабет Барри не была красавицей, и анонимный автор писал:
"Барри была уродливейшей женщиной вне сцены и самой прекрасной дамой на театральных подмостках".
Английский сатирик Томас Браун (1662-1704) давал ей весьма резкую характеристику:
"Эта утончённая шлюха Барри, с которой ты провёл всю ночь, не узнает тебя на следующее утро, если у тебя не будет ещё пяти фунтов для её удовлетворения".
Даже через много лет после смерти Рочестера, современники писали:
"Эта безнадёжная шлюха Барри в свои 38 лет всё ещё приводит в восхищение на сцене, не особо стараясь при этом, и - всегда выбирает того, кто заплатит ей более высокую цену."


Первый финансовый успех

Помимо шумного успеха у публики, пьеса "Старый холостяк" обратила на Конгрива внимание сэра Чарльза Монтегью, будущего 1-го графа Галифакса (1661-1715), который оценил большой талант драматурга и сразу же назначил его членом парламентской комиссии по наёмным экипажам, а в скором времени предоставил ему место в "Трубочном ведомстве", и вслед за тем должность в таможне с жалованием в 600 фунтов. Но об этих синекурах я уже говорил.

Вторая пьеса

В декабре 1693 года состоялась премьера второй пьесы Конгрива, "Двойная игра", которая пользовалась меньшим успехом, нежели его первая пьеса.
Джон Драйден писал по этому поводу Уильяму Уолшу:
"Двойная игра" раздражает большинство публики. В защиту комедии выступают лишь знатоки, которые, как всегда, в меньшинстве. Пьеса, однако, набирает силы с каждым днем и прошла уже несколько раз. Дамы полагают, что драматург изобразил их шлюхами; джентльмены обижены на него за то, что он показал все их пороки, их низость: под покровом дружбы они соблазняют жен своих друзей. Мои стихи, предваряющие пьесу, были написаны до того, как ее поставили, но и сегодня я не изменил бы в них ни строчки, как не изменю и своего доброго мнения о спектакле".
Уильям Уолш (1663-1707) - английский поэт и критик.

Мнение Драйдена

Следует отметить, что Драйден всегда с большим уважением относился к своему более молодому и очень высокообразованному коллеге; например, в 1693 или 1694 году он писал о нём:
"Мистер Конгрив оказал мне любезность перечитать "Энеиду" и сравнить мой перевод с оригиналом. Мне никогда не будет стыдно признать, что этот замечательный юноша указал мне на множество ошибок, которые я и постарался исправить".


Конгрив оправдывается...

Хотя комедии Конгрива и пользовались большой популярностью, в некоторой части общества зрело недовольство выведенными им персонажами. В предисловии к пьесе "Двойная игра" Конгрив писал:
"Утверждают, что я изобразил некоторых женщин порочными и неискренними. Но что я мог поделать? Таково ремесло сочинителя комедий: изображать пороки и безумства рода человеческого... Я весьма рад представившейся мне возможности низко склониться перед обиженными на меня дамами; но чего иного они могли ждать от сатирической комедии? - ведь нельзя ждать приятной щекотки от хирурга, который пускает вам кровь".
Так как нападки на Конгрива продолжались, то в очерке "О юморе в комедии" он был вынужден оправдываться:
"...расстояние между сценой и публикой требует, чтобы выступающий на ней персонаж был несколько большего масштаба, чем в реальной жизни: ведь черты лица на портрете человека нередко бывают больших размеров, чем у оригинала, и тем не менее, изображение может быть необыкновенно сходным с моделью".
Далее он так комментирует свои сочинения:
"Что до меня, то я всегда готов, как любой другой человек, смеяться и потешаться по поводу предмета действительно достойного смеха, но в то же время я не люблю смотреть на вещи, заставляющие меня дурно думать о человеческой природе... Иногда тех или иных персонажей изображают на сцене варварски, высмеивая их физические недостатки, случайные проявления недомыслия или убожества, связанные с пожилым возрастом. Сам автор пьесы должен быть человеком с извращенным сознанием и думать при этом, что таковы же и его зрители, если выводит на сцену калеку, или глухого, или слепца, рассчитывая, что это будет для публики приятным развлечением и надеясь вызвать смех там, где на самом деле следует сострадать..."


Пусть лучше хвалят!

Упомянутый выше Джон Деннис без особого пиетета относился к большинству своих современников, часто осыпал бранью их самих и их произведения, поэтому не стоит удивляться тому, что и они отвечали ему взаимностью. Однако к Конгриву Деннис относился с большим уважением, а когда тот бросил драматургию, сказал, что Комедия ушла вместе с ним.
Когда же Конгрива спросили, почему он принимает похвалы Денниса, драматург ответил, что похвалы ему намного приятнее брани.

Первая большая любовь Конгрива

Вернёмся всё же к мисс Энн Брейсгёрдл, в близких отношениях с которой Конгрив прожил много лет. Он даже поселился на той же улице, на которой она жила, почти по соседству, и жил там до тех пор, пока не познакомился в 1703 году с герцогиней Мальборо. Тогда он сменил место жительства.
Однако он и потом помнил об Энн Брейсгёрдл и завещал ей 200 фунтов стерлингов.

Ссылаясь на Колли Сиббера, Том Дэвис писал что Энн Брейсгёрдл,
"весьма миловидна и так блистала здоровьем и весёлостью, что все в неё пылко влюблялись... После каждого спектакля с её участием добрая половина зрителей превращалась в страстных её поклонников".
И не всем поклонникам она отказывала в знаках внимания. Покинула сцену она в 1711 году, когда большей популярностью стала пользоваться Энни Олдфилд (1683-1730).
Следует отметить, что Энн Брейсгёрдл и после ухода со сцены оставалась достаточно состоятельной женщиной.

Вторая большая любовь Конгрива

За 1703 год в личной жизни Конгрива происходят значительные изменения: он познакомился с Генриеттой Годолфин, 2-й герцогиней Мальборо (1681-1733), и становится её любовником. Она была дочерью Джона Черчилла, 1-го герцога Мальборо (1650-1722) - известного английского полководца.
Спустя несколько лет у них родилась дочь. Считается, что её дочь Мери (1723-1764) была плодом их любви, однако муж Генриетты, 2-й граф Френсис Годолфин (1678-1766), признал дочь своим ребёнком.

Герцогиня Мальборо очень почитала Конгрива, и после его смерти заказала изображающую его статуэтку слоновой кости, а также велела изготовить большую восковую куклу, у которой была нога подагрика, и эту ногу бинтовали так же, как в свое время при жизни Конгрива, бинтовали распухшую от подагры ногу великого драматурга.
Том Дэвис с своём сочинении "Театральная смесь" так описывал эту статуэтку:
"Статуэтка держала в руке стакан и, казалось, кланялась её милости и одобрительно кивала головой, когда герцогиня с ней разговаривала".
Томас Дэвис (1712-1785) - английский актёр, книготорговец, автор театральных мемуаров.

Все свои немалые средства Конгрив завещал герцогине Мальборо, которая в них не очень-то и нуждалась. Герцогиня показывала потом брильянтовое ожерелье, стоившее семь тысяч фунтов и купленное на деньги, завещанные Конгривом.

Неслучайная покупка

В 1714 году Конгрив просит своего друга Эдуарда Поттера приобрести для него на аукционе портрет известно поэта и вольнодумца Джона Уилмота, 2-го графа Рочестера.
[См. х/ф "Распутник" и др.]
Что-нибудь о Рочестере я опубликую несколько позже.

Мнения о Конгриве

Позднее Вольтер очень высоко оценил творчество Конгрива:
"Из всех английских писателей наибольшей славы в области комедии достиг покойный Конгрив. Он написал немного пьес, но все они превосходны в своем роде. В них соблюдены все правила драматического искусства, а характеры созданы с удивительной тонкостью. В пьесах вас не поразит ни одна дурная шутка, вы находите в них разговор честных людей, поступающих как мошенники: это доказывает, что Конгрив знал своих современников и жил в так называемом хорошем обществе..."

Известная английская писательница и путешественница леди Монтегью вспоминала:
"Мне посчастливилось часто бывать в обществе этих замечательных людей; мой отец всех их хорошо знал. Общество Аддисона было самым чудесным в мире. Никогда не видела такого умного человека, как Конгрив".
Леди Мери Уортли Монтегью (1689-1762) - английская писательница, дочь Ивлина Пьерпонта, 1-го герцога Кингстонского (1655-1726).

Театральные дополнения

Эдвард Кинастон (1640—1706) был одним из последних английских актёров, игравшим женские роли.
Актёр Колли Сиббер вспоминал о нём:
«Леди гордились тем, что после пьесы катались с ним, одетым в театральный костюм, в карете по Гайд-парку».
Сиббер также сообщил, что представление одной трагедии, на которое прибыл король Чарльз II (Карл II), было задержано на некоторое время: доброжелатели объяснили королю, что Кинастон, игравший роль Королевы, "ещё не побрился".

Слуга известной актрисы Нелл Гуинн (1650-1687) подрался с чужим лакеем, осмелившимся обозвать его госпожу непотребным словом. К тому же, Нелл Гуинн была любовницей самого короля Чарльза II (Карла II).
Считается, что сценический успех Нелл Гуинн был в большей степени вызван её молодостью и незаурядными внешними данными, чем актёрским талантом и мастерством.

Уильям Конгрив и его окружение. Часть I


(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2017
abhoc@abhoc.com

В избранное