Рекомендуем подписаться:

  Все выпуски  

О московском крае. Путешествие по Среднему Уралу


Здравствуйте, дорогие москвичи!!!

В июле 2007 года Православное историко-краеведческое общество отправилось в большую летнюю поездку по святыням Среднего Урала, о чем я и хочу вам рассказать. Хотя моя рассылка и называется "О московском крае", я иногда пишу здесь и о довольно удаленных от Москвы землях, так или иначе связанных с Москвой. Вот и Урал - эта далекая земля, к которой мы ехали чуть меньше полутора суток на поезде - некогда был присоединен к Московскому княжеству, всегда имел тесную связь с нашей столицей, принимал у себя столичных жителей. Итак...

Путешествие по Среднему Уралу

Когда рассказывала своим знакомым, что еду в Екатеринбург, многие из них недоумевали - а что там смотреть-то? Да и сама я, честно говоря, не ждала от этой поездки чего-то выдающегося. Ехала по местам, связанным с царской семьей, надеялась глянуть на уральские горы и... все! Ах, ну да, еще воспетый Бажовым уральский камень!

Что еще меня там ждет, я и представить себе не могла. Да простят меня жители нашей необъятной страны, я, как и большинство москвичей, искренне иногда задаюсь вопросом "а есть ли жизнь за МКАД?"

Люди на Урале удивительно добродушны. Когда мы говорили, что из Москвы, ахали! - так далеко приехали? Здесь нет такого призрительно-враждебного отношения к столичным жителям, как в соседних с Москвой областях, из которых огромный мегаполис вытянул все соки. Почти нет брошенных домов, как в нашей средней полосе. Даже на покосившейся и черной от времени избушке висят шторки, под окошком разбит садик - в общем, жизнь продолжается!

А сколько там верующих! Сколько строящихся и восстанавливаемых храмов! Во время путешествий по Тульским и Калужским землям меня неприятно удивляло большое число совершенно заброшенных соборов и церквей даже в больших, богатых селах: стадо коров голов в 200, несколько джипов, припаркованных у хороших кирпичных домов, а рядом - никому не нужная церковь на которую страшно взглянуть - так она выглядит! А в Екатеринбурге - совсем иная картина - даже самый разрушенный храм заботливо огорожен, проемы закрыты досками или решетками - не от людей, от скота, ведется реставрация.

Православие пришло сюда с первыми русскими людьми. Первым просветителем уральской земли по праву считается Стефан Пермский, собеседник преподобного Сергия Радонежского. Прекрасно знавший местный язык, он силою убеждения в короткое время обратил в Православие большое число язычников.

Любимые святые здесь - Александр Невский и Серафим Саровский. Не считая, конечно, покровительницы самого Екатеринбурга - святой великомученицы Екатерины и уроженца Уральской земли праведного Симеона Верхотурского. Этот неприметный при жизни человек, после смерти источал от своих мощей удивительные чудеса. На мой взгляд, он является олицетворением всего Екатеринбуржья, неприметной глубинки, давшей, однако державе Российской таких великих сынов как промышленники и меценаты Демидовы, строители первого паровоза Черепановы и изобретатель радио А.С.Попов, писатели Мамин-Сибиряк и Бажов.

Екатеринбург

Фотографии

Серьезное освоение этих земель началось в петровское время - стране нужна была руда: для укрепления своих позиций в мире, для вооружения армии и флота, для развития промышленности. Весной 1723 года по указу императора Петра I на берегах реки Исеть развернулось строительство крупнейшего в России железоделательного завода. Речной поток перегородила плотина, рядом с ней поднялись заводские цеха, церковь, вытянулись ряды домов. Со всех сторон окружили новое селение мощные оборонительные сооружения.

Датой рождения города стал  день 7 (18) ноября 1723 года, когда в цехах был осуществлен пробный пуск боевых молотов. В честь императрицы Екатерины I и покровительницы горных ремесел святой великомученицы Екатерины завод-крепость нарекли Екатеринбургом.

В 1725 году в Екатеринбурге был открыт Монетный (Платный) двор, в течение полутора столетий обеспечивавший Российское государство медной монетой. Через года была построена Гранильная мастерская, ставшая основным поставщиком изделий из уральских самоцветов в державный Санкт-Петербург и многие европейские столицы. Вскоре из мастерской выросла Императорская  Екатеринбургская гранильная фабрика. Она прославилась разнообразием изделий - от драгоценных украшений до мелкой пластики: мундштуков, рукояток ножей, кортиков, табакерок, накладок на конскую сбрую и т.д. Местным мастерам-камнерезам было знакомо несколько десятков приемов технологической обработки камня. Появился даже свой особенный способ, так называемая «екатеринбургская грань».

Работы уральских художников по камню прославились во всем мире, часто удостаивались призов на многочисленных международных выставках. Например, к открытию Всемирной выставки в Париже в 1900 году местные мастера сделали карту Франции из яшмы, мрамора и драгоценных камней с золотой и платиновой гравировкой.

А до этого, в 1873 году на Венской всемирной выставке, весь мир любовался удивительной красоты золотым самородком (весом в 624 грамма) в виде веерообразно сросшихся пластинок необычного ажурного рисунка, кстати не самым крупным. Встречались на Урале самородки весом и до полутора килограммов.

***

В начале XIX столетия Екатеринбург, единственный из российских городов получил статус "горного города". Любая новация в жизни Екатеринбурга - будь то организация горного научного общества, учреждение горного музея и метеорологической обсерватории, открытие Уральского горного училища и даже основание первого  профессионального театра  - все происходило исключительно с позволения, а часто и по инициативе горного начальства, подчинявшегося лишь министру финансов, Сенату и Императору.

Еще в 1780-х годах через Екатеринбург прошел Большой Сибирский тракт. Строительство железных дорог в последней четверти XIX века и выгодное положение города превратили его в важнейший транспортный узел империи: к концу века было открыто прямое сообщение с Пермью, Тюменью, Челябинском. Таким образом, Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

***

Уральские заводы, заложенные еще при Петре I продолжали снабжать железом всю Россию и при последующих императорах, каждый из которых понимал великую значимость региона. И в советское время вожди придавали рудоплавильным заводам первостепенное значение. Нужно было поднимать пострадавшую в Первую мировую войну промышленность.

И неизвестно еще как бы решился без Уральской стали исход Великой Отечественной войны.

Находясь в глубоком тылу, Свердловск превратился в один из крупнейших в стране эвакопунктов. Столица Урала приняла более полусотни крупных заводов и фабрик с захваченных врагом или находившихся в непосредственной близости от линии фронта территорий страны,. Расширив ранее существовавшие производства и приняв эвакуированные из западных районов предприятия, Свердловск увеличил объем выпускаемой военной продукции в 7 раз. С большим напряжением трудились предприятия легкой и пищевой промышленности города, снабжая фронт обмундированием, обувью, продовольствием.

В годы войны Свердловск стал не только кузницей оружия и главным арсеналом страны, но и крупнейшим научным и культурно-образовательным центром. С начала военных действий сюда был эвакуирован целый ряд учреждений Академии наук и отраслевых институтов, столичных театров, музеев и издательств.

За героический труд в годы войны 13 тысяч свердловчан были награждены орденами и медалями. А сколько их ушло на войну, сколько не вернулось! Обилие памятников павшим в военные годы, стретившихся нам во время прездки, поражало и даже пугало. Монументы с красными звездами привычны глазу в наших подмосковных деревнях, где каждый клочок земли был полит кровью солдат. Но здесь, в глубоком тылу... Над одним из таких памятников в селе Нижняя Синячиха мы долго стояли, глотая слезы: по 10-15 павших войнов, чьи имена были выбиты в граните, носили одну и ту же фамилию. Выходит, целыми семьями погибали эти уральские парни за подмосковные, украинские, белорусские, курские земли.

Только за лето 1941 года отсюда ушло на фронт 15 тысяч добровольцев, а всего за годы войны в рядах Красной армии воевало более ста тысяч свердловчан.

***

Прогулка по Екатеринбургу, его улицам, паркам, музеям радовала и восхищала. Здесь, как и на протяжении всей поездки приятно удивляло бережное отношение к памятникам архитектуры, хотя Екатеринбург тоже застраивается небоскребами. Но при этом - огромное количество сохранившихся домов, остались нетронутыми целые кварталы исторической застройки. Некоторые особо ценные здания даже переносят из сносимых районов на новые места.

Огромный интерес представляет деревянное зодчество Екатеринбурга: редчайшие образцы деревянного модерна и постройки в русском стиле. Местные жители с удивительным изяществом отделывают деревом и железом свои дома: деревянные наличники с причудливой резьбой, кружевные флюгеры и кокошники сменяются литыми чугунными решетками, лестницами, перилами, парапетами. Самое удивительное, что большинство таких строений - это не памятники архитектуры, а вполне рядовые постройки, в изобилии встречающиеся в Свердловской области. В наших краях никогда не было таких наличников, а уличный чугун, если и встречался когда-то в Москве, нынче повсюду заменен бездушной и холодной прокатной сталью.

Деревянных домов в Екатеринбурге по сравнению с Москвой осталось довольно много, почти все они - шедевры. Особенно интересны три купеческих особняка на улице Сакко и Ванцетти, в одном из которых расположен Музей Купеческого быта. Все три - совершенно разные, абсолютно непохожие друг на друга: один, принадлежавший татарским купцам Агафуровым, напоминает восточный дворец, другой - удивительный русский теремок, а третий выполнен в стиле модерн.

***

Одна из главных достопримечательностей города - Храм-на-крови. Это был и первый пункт нашей поездки по местам, связанным с Царской семьей. Храм был воздвигнут в 2003 году на месте убийства семьи Николая II. Здесь Император с женой, детьми и прислугой содержался некоторое время в заточении. Здесь же, в подвале дома Царственные Страстотерпцы были жестоко убиты. Долгое время в "доме Ипатьева" размещался музей, различные учреждения, но в памяти людской он был связан с событиями 1918 года, и это раздражало власти. В 1977 году дом был снесен.

Ганина Яма

Фотографии

В ночь после расстрела останки ипатьевских пленников были тайно вывезены за пределы Екатеринбурга и сброшены в железнорудную шахту, принадлежавшую когда-то, в эпоху уральской «золотой лихорадки», подрядчику по имени Ганя. Золото Ганя в шахте тогда не нашел, а вот руда здесь была, однако и она к началу XX столетья иссякла.

Первые паломники на этой земле стали появляться еще при советской власти, хотя «царская тема» была еще в те годы под строжайшим запретом. В 1991 году стало возможным и установление первого поклонного креста. Спустя 82 года после трагических событий, в августе 2000 года на Архиерейском соборе члены семьи Императора Николая II были канонизированы в лике страстотерпцев. В сентябре то го же года патриарх Алексий II, посетив Ганину Яму, благословил строительство здесь монастыря.

Превоначально сдесь планировался всего один храм, но вскоре замысел претворился в целый комплекс из семи церквей - по количеству членов Царской семьи. Главный храм - в честь Святых Царственных Страстотерпцев, построен непосредственно рядом с шахтой. На его звоннице - 7 колоколов, по числу убитых. Престолы остальных храмов освящены в честь святых, имеющих непосредственное отношение Императорской семье:

Серафим Саровский, в канонизации которого Николай II принял самое активное участие. Святой очень почитался Романовыми. В 1860 году возложением полумантии святого была исцелена малолетняя Великая Княжна Мария Федоровна и облегчена кончина Императрицы Александры Федоровны, супруги Императора Николая I. А после поездки в 1903 году царской четы в Саров у Императрицы родился, наконец, долгожданный наследник царевич Алексий.

Сергий Радонежский. С древних времен утвердился благочестивый обычай - во всех важных случаях русские цари испрашивали благословения у Преподобного. Эту традицию хранила и семья Николая II.

Иверская икона Божьей Матери. Первый список со знаменитой афонской иконы появился в России при первых Романовых, и с этого времени икона считалась защитницей и покровительницей Москвы. Въезжая в Первопрестольную, любой русский человек должен был преклонить колена пред ликом Пресвятой Богородицы.

Николай Чудотворец, небесный покровитель последнего русского Императора. 17 куполов храма напоминают о дате расстрела - 17 июля. До сооружения храма монахи неоднократно наблюдали на его месте таинственное свечение, отображавшееся даже на фотоснимках.

Державная икона Божьей Матери, явленная сразу же по отречении Николая II от престола. Чудесное явление иконы символизирует преемственность и непрерывность власти в России. Храм имеет шатровое завершение по подобию Вознесенской церкви в селе Коломенское, где она была явлена.

Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Николай II. Сам Император был твердо уверен, что совпадение это не случайно. Ему, как и ветхозаветному праведнику, пришлось много пострадать, и он вынес эти страдания с честью и христианским смирением.

Непосредственно на месте гибели мучеников  в центре рудника установлен поклонный крест, а рядом на камне слова из Святого Писания: «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь». Эта последняя запись в дневнике Александры Федоровны сделана за два часа до расстрела. Роковое и трагическое совпадение, ибо тела мучеников были уничтожены огнем и серною кислотой.

Алапаевск

Фотографии

А последними словами Елизаветы Федоровны перед тем, как она была сброшена в шахту, были: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!».

Упав на 15-метровую глубину, получив тяжелейшие ранения, она еще какое-то время оставалась живой и оказывала помощь Князю Иоанну Константиновичу, лежавшему рядом с ней, и, собрав последние силы, пела Херувимскую песнь...

***

Выйдя замуж за Великого Князя Сергея Александровича, Елизавета Федоровна всем сердцем приняла Россию и Православную веру. После гибели мужа она отреклась от мира и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, став ее настоятельницей.

В 1918 году она была арестована и привезена в Алапаевск, где содержалась под стражей на окраине города в Напольной (на Поле) школе, бывшей церковно-приходской, в довольно строгих условиях.

С ней содержались еще пятеро членов императорской семьи:

Великий Князь Сергей Михайлович, внук императора Николая I. С 1905 года он занимал пост генерал-инспектора артиллерии, благодаря ему была создана русская полевая артиллерия, что благотворно сказалось на полях сражений I Мировой войны.

Во время военных действий Князь был на фронте и в Ставке. С любовью относился к народу, отличался среди командующих простотой и искренностью.

Князь императорской крови Иоанн Константинович. Исполнял обязанности флигель-адьютанта Его Императорского Величества, был женат на дочери сербского короля Петра I Елене. Во время I мировой войны как настоящий патриот ушел на фронт. Выделялся молитвенностью даже в своей религиозной семье, был чуток и милостив.

Князь императорской крови Игорь Константинович. Был младшим из сыновей, отправившихся на фронт -  в начале войны ему исполнилось 18 лет. Будучи арестованным, отвечал отказом на предложение бежать за границу по поддельным документам, ответив, что не сделал ничего худого Родине.

Князь императорской крови Константин Константинович. Любим и коллегами по службе и младшими чинами, был весьма скромным офицером лейб-гвардии, вместе с тем храбрым воином, которого часто приходилось видеть в окопах. За смелость был награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Владимир Павлович Палей - сын Великого Князя Павла Александровича от морганатического брака. Во время I мировой войны ушел на фронт. За участие в боевых операциях получил чин подпоручика и Анненское оружие за храбрость. Обладал поэтическим даром, за свою недолгую жизнь - 21 год успел издать два сборника стихов. На предложение большевиков отречься от отца и спасти тем самым себе жизнь, ответил отказом.

С Князьями приняли мученическую кончину келейница Елизаветы Федоровны Варвара Яковлева - одна из самых близких к Великой Княжне сестер обители и управляющий делами Великого Князя Федор Семенович Ремез. Варвару не заточали вместе с Елизаветой Федоровной насильно, она сама просила не разлучать ее со своей матушкой и добровольно приняла с ней страдание и смерть в 35-летнем возрасте. Федор Семенович также отказался оставить князя и спастись.

***

Мужской монастырь основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года все они были живыми сброшены в Нижне-Селимскую шахту. Уже в постсоветские годы место нахождения шахты было найдено, и в 1991 здесь был установлен поклонный крест.

В 1992 году, в год прославления святых рядом с шахтой построен храм-часовня в честь преподобномученицы Елизаветы. Через 3 года Священным Синодом было принято решение об учреждении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских, и 18 июля 2001 года, в день памяти святых, соборный храм был освещен. Сейчас в храме пребывают частицы мощей Великой Княгини. Частый гость монастыря - Ольга Николаевна Куликовская-Романова.

***

Екатерининская церковь на окраине Алапаевска - подворье монастыря. В советские годы эта кладбищенская церковь не закрывалась, поэтому роскошный иконостас - подарок для церкви от рабочих металлургического завода, сохранился по сей день.

В октябре 1918 года в храме находились тела Елизаветы и Варвары. А весной 1954 года здесь был явлен чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», схороненный схиигуменьей Таисией, настоятельницей Бобровского женского монастыря.

Этот храм, как и Троицкий Алапаевский собор посещался узниками в первый месяц заточения, потом было запрещено и это утешение.

После убийства тела Великих Князей были принесены по очереди в оба эти храма. Заупокойную службу совершали 13 протоиереев и священников, церковь была забита людьми до отказа. После тела мучеников упокоились в склепе Троицкого собора. По отступлении Белой армии на восток Алапаевск был сдан без боя, а тела Князей вывезены в Сибирь, а позже заграницу.

Склеп, в котором  с октября 1918 по июль 1919 года были погребены тела мучеников, в советское время был засыпан шлаками и отходами кочегарки Алапаевского хлебозавода, а в 90е годы бережно расчищен прихожанами.

Продолжение следует... 

Всех Вам благ! Вашъ Русскiй городовой

Сайт рассылки


В избранное