Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О московском крае

  Все выпуски  

О московском крае. Путешествие по Среднему Уралу. Продолжение


Здравствуйте, дорогие москвичи!!!

Верхотурье - Меркушино

Фотографии: Верхотурье, Меркушино

Еще одним "паломническим" пунктом нашей поездки стали родные места святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца.

***

Окончательное присоединение уральских земель состоялось в царствование Ивана Грозного, когда в 1552 году в состав Московского государства вошли земли Казанского ханства.

Верхотурье было основано в 1598 году как одна из крепостей, построенных для защиты завоеванных Ермаком земель восточнее Уральского Хребта и сообщения с Тобольском. Тогда же началось возведение на 25-метровом Троицком камне, с трех сторон защищенном водой, верхотурского кремля, первоначально деревянного, а в конце XVII века, по приказу Петра I, каменного. Сегодня от кремлевской стены сохранился лишь небольшой участок с двумя воротами по обеим сторонам Свято-Троицкого собора, возведенного в 1703-1709 годах соликамскими каменщиками. Это старейший каменный храм Свердловской области. Специалисты отмечают его как лучшее произведение «московского барокко». Сейчас он находится под охраной ЮНЕСКО.

Через Верхотурье проходил единственный путь на восток, называвшийся Государевой тропой или Бабиновской дорогой. Таким образом, здесь был еще и таможенный пункт, а в 1604 году здесь появился первый на восточном Урале Верхотурский Николаевский мужской монастырь, древнейший из всех сибирских обителей.

Царь понимал значение монастырей в миссионерской деятельности, и по его воле здесь появляются первые обители, сыгравшие немалую роль в освоении Урала. Местные монастыри в немалой степени поддерживались богатыми промышленниками Строгановыми и Демидовыми.

В 1913 году в Верхотурском мужском монастыре возведен самый большой в епархии и один из крупнейших в России трехпрестольный Крестовоздвиженский собор в византийском стиле. Трехъярусный фаянсовый иконостас был выполнен товариществом М.С.Кузнецова в Москве, иконы делались в мастерской С.К.Шварева.

Позже в нем был сооружен мраморный постамент для мощей святого праведного Симеона Верхотурского, обнесенный бронзовой решеткой, с массивной и вместе с тем изящной сенью. Сень весом 500 пудов (свыше 8 тонн) изготовлена товариществом И.П.Хлебникова в Москве по заказу Царской семьи, которая весьма почитала этого угодника Божия.

В XVII веке Урал заселяется массово - этому способствовало строительство Закамской укрепленной линии. В долинах Исети и Пышмы появляются первые металлургические заводы, развивается горнозаводское дело.

Особую роль в этом сыграли купцы Демидовы. В начале XVIII века Никита Демидов с сыном Акинфием основали 6 заводов, включая Нижнетагильский; с целью пополнения рабочей силы сюда переселяют крепостных людей из Центральной России, главным образом из Тульской и Черниговской губерний. В эти края, спасаясь от преследований, едут старообрядцы.

Промышленники Демидовы в XIX веке построили не менее 12 каменных храмов. Одним из самых щедрых и ревностных благотворителей был Николай Никитич.

История основания Турьинских рудников тесно связана с другим известным именем - Верхотурского купца Максима Михайловича Походяшина, у которого постройке завода всегда предшествовала закладка храма.

Около 11 каменных храмов возвели заводовладельцы Яковлевы и их наследники Стенбок-Фермор. Еще были Турчаниновы и их наследники Соломирские, Строгановы, а также предприниматели и купцы М.Ф.Ушков, П.В.Лузин, Е.А.Телегин, А.А.Волков, Я.М.Рязанов, Я.Ф.Толстиков.

***

В XVIII веке, с началом промышленного освоения Урала Верхотурье остается в стороне от Нового Сибирского Пути. Казалось, город ждало забвение, но ему предназначено было стать духовным центром Урала и Сибири.

В начале XVIII века жил в селе Меркушино, неподалеку от Верхотурья, праведник Симеон. Кормился он тем, что ловил рыбу и шил на заказ шубы односельчанам, но в целях смирения не дошивал их, оставляя непришитой пуговицу, край подкладки или часть воротника, за что вместо благодарности получал от заказчиков пинки да побои. Через полвека после его кончины гроб с его нетленными останками вдруг «взошел» из земли, а рядом забил родник. К могиле потянулись паломники, а в 1704 году мощи были торжественно перенесены из Меркушино в Верхотурский Николаевский монастырь.

***

Житие святого Симеона повествует о том, что во время перенесения его мощей за гробом следовал юродивый Косьма (позже прославленный в лике святых). Будучи увечным, Косьма полз за процессией на коленях и, когда изнемогал, возносил молитвы к праведному Симеону, и рака с мощами вдруг наливалась такой тяжестью, что никто не мог сдвинуть ее с места. Таких остановок было три, позже каждую из них верующие почтили возведением храма или часовни. Однако в первой половине ХХ столетия эти святые места подверглись разорению. Сейчас этот путь постепенно восстанавливается, по нему проходит паломнический маршрут. Восстановлен храмовый комплекс в Меркушино, в селе Костылево создан Свято-Косьминский монастырь со строгим афонским уставом, планируется восстановление храма в деревне Путимка.

Над источником, бьющим из могилы святого, в 1886 году была освящена Симеоновская церковь. Недалеко от церкви находится прибрежный камень с которого, по преданию, святой Симеон любил удить рыбу. Рядом установлен поклонный крест и возведена часовня.

Нижняя Синячиха

 Фотографии

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной тогда еще Государевой дорогой из России в Сибирь. В 1794 в Синячихе по указу Сергея Саввича Яковлева начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского собора, освященного лишь через 30 лет. Место для строительства было выбрано не случайно. Ежегодно после Ирбитской ярмарки тысячи торговых людей разносили по всей России молву о яковлевском чудо-храме. По местной легенде церковь строил итальянец, однако по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как здание представляет из себя редчайший и лучший образец сибирского барокко.

С конца 60х годов XX века начинается реставрация святыни. Сейчас в храме организован музей уральской народной живописи - экспонатами музея являются не только предметы утвари, но и целые интерьеры, расписанные народными мотивами.

В начале 80х вокруг храма началось создание знаменитого ныне на всю Россию музея деревянного зодчества. Идейным вдохновителем и руководителем музея в течении сорока лет являлся местных житель Иван Данилович Самойлов, который изо дня в день, вопреки непониманию и сопротивлению бюрократического аппарата области спасал от гибели и забвения народное крестьянское искусство. Благодаря его стараниям сюда с разных концов Уральской земли были свезены крестьянские усадьбы XVII-XIX веков, несколько часовен и другие деревянные строения - острожская и сторожевая (35-метровая) башни, вертяная мельница, здания кузницы и пожарной (самая характерная деталь уральской деревни). Здания украшены знаменитой уральской резьбой и сказочной росписью, в усадьбах можно увидеть множество предметов домашней утвари и мебели, детских игрушек, телег и саней, посуды и одежды.

Невьянск

Фотографии

Невьянск - город-завод, прозванный Дедушкой уральской металлургии.

Основная достопримечательность - так называемая «падающая Невьянская башня», на самом деле являющаяся наклонной, а не падающей. Была построена для досмотра за пожарной безопасностью как и в других заводских поселениях, однако оригинальная по архитектуре и совершенно грандиозная (57,5 м).

Есть легенда, неподкрепленная, правда, документально, что Демидов захотел «такую же как и в Италии». Специалисты же склоняются к мнению о наклоне башни из-за просадки грунта во время строительства. Башня явилась еще и шедевром технической мысли - на ней впервые был установлен громоотвод (за два десятилетия до его «официального» изобретения Б.Франклином в 1752 году).

В башне расположена еще одна диковина - часовой механизм знаменитых английских курантов. В 1767 году они были оценены в 5000 рублей, в то время как стоимость строительства башни обошлась в 4207 руб. 60 коп. На музыкальном барабане «запрограммировано» 18 английских мелодий. В 1985 году невьянцы дополнили их фрагментом из оперы Глинки «Жизнь за Царя» «Славься», который часы исполняют и в настоящее время.

На одном из ярусов расположена «слуховая комната» - люди, стоящие в двух противоположных углах ее могут слышать даже шепот друг друга, в то время как остальным людям, находящимся в комнате, ничего слышно не будет.

Рядом находится Спасо-Преображенский собор, построенный преемниками Демидовых в XIX столетии - Яковлевыми. Говорят, что его колокольня строилась с такми расчетом, чтобы быть непременно выше демидовской башни, таким образом имея в высоту 64 метра, она является самой высокой на Среднем Урале. При советской власти колокольня была снесена, а в оставшейся коробке стен размещен цех механического завода.  Колокольня восстановлена лишь в 2005 году по указу Эдуарда Росселя.

Невьянск - еще и центр уральского старообрядчества, раскольнического движения, которое стало реакцией на попытку латинизации со стороны украинского священства, в изобилии командируемого Синодом для христианизации местного языческого народа - вогулов и коми. Дело в том, что Киевская духовная школа считалась в то время самой сильной, однако она была и самой прозападной. В Киевской духовной академии преподавание велось на латинском языке католическими священниками и богословами. Естественно, что русский народ с сильными православными традициями, которые на Урале были особенно ощутимы, неприял нововведений.

Быньги и Невьянская икона

Фотографии

Старообрядцы, в то время гонимые властями, старались держаться друг-друга, покровительствовали один другому, селились вместе. Так возникли целые "старообрядческие" поселения. Одно из них - старинное село Быньги, возникнувшее в начале XVIII века вокруг Быньговского завода. В1797 году в нем был воздвигнут храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Постройка длилась семь лет.

Храм расположен посреди села на прекрасном месте, имеющем кругом большую церковную площадь, имеет форму креста с пятью главами и колокольней. Высота главного купола и колокольни около 57 метров. Прекрасная архитектура храма в византийском стиле, со множеством карнизов и лепных украшений над окнами, с часами на колокольне, отбивающими часы, получасы и четверти, массивные колонны на папертях по две в ряд, главы, украшенные золочеными крестами, - все это производит приятное впечатление. Храм хорошо виден со всех сторон села и придает ему красоту.

По данным 1819 года - это был единственный по такой архитектуре храм на Урале. Расписан он был еще при освящении. В 1857 года началось обновление храма снаружи и внутри. С трех сторон храма вместо деревянных устроены каменные крыльца с парапетами. Крыша на храме поправлена и выкрашена малахитовой краской, сделан новый узорчатый пол, заменены оконные рамы, тщанием прихожан устроен большой запрестольный крест с предстоящими. А еще через три года  главный Никольский иконостас был обложен резьбой и позолочен. Еще ранее в 1852 году вокруг храма устроена ограда в виде звезды с тремя воротами.

Храм закрывался лишь с 1930 по 1944 года.Наряду с интерьерами, в нем до сей поры сохранилась большая коллекция произведений знаменитой Невьянской живописной школы.

Окончание следует...

Всех Вам благ! Вашъ Русскiй городовой

Сайт рассылки


В избранное